Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей детей на оздоровительной основе. Возрастная периодизация

Двигательное развитие, совершенствование системы восприятия и познания тесно взаимосвязаны. Развитие мозга и двигательной активности вызывает преобразование познавательных схем ребенка, а это, в свою очередь, улучшает его способности восприятия.

От практически беспомощного существа до маленького человечка, самостоятельно передвигающегося на двух ногах и активно говорящего, младенец прогрессирует с удивительной быстротой. От рождения до года его умственное развитие протекает достаточно активно и целенаправленно. Чем более благоприятные условия вы предоставите, тем больших успехов он сможет достичь.

Изучение законов развития высшей нервной деятельности показало, что органы чувств включаются в работу только тогда, когда на них оказывают соответствующее воздействие. Младенец, конечно, не может самостоятельно обеспечить себя всевозможными воздействиями, ему должен помочь взрослый.

Любящая мать, беря малыша на руки для кормления, пеленания или купания, баюкая и успокаивая, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств: слуха, зрения, восприятия прикосновения, тепла, изменения положения тела в пространстве. Информация прежде всего нужна для нормальной работы органов чувств. Причем воздействия должны быть разнообразными и время от времени меняться. То, каким войдет человек в жизнь, во многом зависит от его первого опыта общения с миром. А для младенца мир - это, прежде всего, вы - его родители.

Период младенчества - наиболее важный период в развитии человека. То, что ребенок "впитает с молоком матери", останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.

Растущему организму, развивающемуся мозгу необходим полноценный сон, который является непреложным условием нормального роста и развития ребенка. Здоровый младенец в первый месяц жизни спит очень много - от 17 до 20 часов в сутки. Чтобы ребенок заснул, создайте ему соответствующие условия - приглушенное освещение, тихую музыку и, конечно, проверенное временем средство - спойте ему колыбельную.

Это испокон веков существующее универсальное снотворное средство, причем колыбельная песня всегда была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя, она была исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей, основным средством воспитания в младенческом возрасте. "Песня матери - главная песня в мире, начало всех человеческих песен", - писал казахский поэт Расул Гамзатов.

В вашей колыбельной сочетаются мелодия, ритм, ласковые движения и слова - оптимальное соотношение воздействий, необходимых для нормального физического, эмоционального, познавательного развития ребенка. Если вы с самого раннего возраста (и даже во время беременности) будете петь колыбельные песни, ваш малыш раньше начнет "гукать" и, следовательно, упражнять свои голосовые связки - необходимый инструмент для реализации речевой функции.

Полноценное развитие ребенка зависит от его способности управлять своим телом. Данный процесс упорядочен и подчинен общим биологическим закономерностям. Это проявляется как в росте и формировании отдельных частей тела, так и в развитии и совершенствовании их функций.

Ваш ребенок рождается с серией практически готовых к употреблению двигательных операций, которые из непроизвольных он постепенно переводит под свой сознательный, волевой контроль в течение нескольких первых месяцев жизни. Для врачей-педиатров проявление этих реакций является важной информацией о степени развития нервной системы младенца.

Именно эти двигательные операции помогают ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Младенец уже готов познавать мир и познает его в движении. У новорожденного с момента появления на свет многие сложные движения развиваются в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма. Рефлекторные движения возникают сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов.

При рождении у младенца имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие.

Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает функционировать у ребенка сразу после его рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами, головой. У новорожденного прекрасно развита контактная чувствительность, которая играет важнейшую роль в жизни малыша. Его реакции на прикосновения к лицу в области рта - это проявление поискового рефлекса, с помощью которого ребенок уже с первых минут жизни способен найти источник пищи.

Сосательный рефлекс - один из главных биологических "инструментов" жизнеобеспечения новорожденного. Может показаться, что сосание - очень примитивное действие. Однако это не так: сосание выступает как процесс познавательный и творческий. Он имеет большое значение для психического развития ребенка. Эта форма деятельности для малыша первая и наиболее доступная. Именно в ней проявляется такое важное качество, как способность учиться. Причем исследования показывают, что чем активнее малыш взаимодействует с матерью, тем более интенсивными становятся его сосательные движения. Рот становится главным орудием исследования, с помощью которого младенец открывает для себя мир, поэтому не следует все время занимать этот активный орган пустышкой или пальчиком.

Помимо этого, ребенок обладает способностью зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Наверное, вы сами замечали, что ребенок определенно предпочитает сладкие жидкости другим. Это значит, что младенец способен различать вещества на вкус. Он даже способен определить степень сладости. Еще на шестнадцатой неделе внутриутробного развития у ребенка формируются вкусовые рецепторы, и он уже узнает маму "на вкус". Если мама наелась кислых яблок, малыш морщится, от сладостей - улыбается. До рождения детям очень нравится запах ванили, клубники, банана. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.

Таким образом, необходимо, чтобы ребенок получал больше информации, которую он уже в состоянии "перерабатывать". Нужда в информации связана с одной из важнейших потребностей человека - необходимостью новых впечатлений, что отчетливо проявляется приблизительно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и выступает как зрительное сосредоточение. Наблюдая за поведением младенца, психологи обнаружили, что отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого и хорошо ухоженного ребенка может вызвать крик и плач. Вы, наверное, не раз замечали, что ребенок успокаивается и внимательно смотрит, когда начинаешь строить ему разные рожицы или показывать яркие, блестящие игрушки.

Потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга, ответственного за высшие психические проявления (мышление, память, речь и др.). Мозг человека устроен таким образом, что его развитие возможно лишь в результате активной работы. Поэтому мозг вашего малыша нуждается в воздействиях.

Недостаток информации - вот основная причина отставания психического развития у детей в приюте, где они не получают должного внимания от взрослых, нет должной организации впечатлений для органов чувств ребенка.

Однако вряд ли требуется чрезмерно обогащать среду ребенка, предъявляя ему невероятное изобилие различных игрушек и погремушек. Нервная система ребенка в этот период очень ранима, он чрезвычайно восприимчив к любым воздействиям и быстро утомляется.

Роль разнообразных ощущений, благодаря которым дети воспринимают внешний мир, в первый год жизни возрастает необычайно быстро. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию мозга и зрительной системы, особенно совершенствованию глаз, увеличивается объем информации, которую могут воспринимать органы чувств.

Наиболее интересной в этой связи является реакция ребенка на получение той или иной информации, о чем можно судить по сосанию пустышки. Если ребенку показать что-нибудь интересное и занимательное, например покачать перед его глазами веселой погремушкой, то вы заметите, как изменится его поведение: соска во рту застынет на некоторое время, но потом интерес пропадет и сосание продолжится.

У новорожденных ощущения и двигательные акты связаны друг с другом. Они думают примитивным способом, общаются с вами не с помощью слов, а посредством отдельных, несвязных звуков. По мере развития их двигательных навыков и способностей восприятия умственные способности и языковые навыки усложняются. К концу первого года малыш уже мыслит целенаправленно и готов произнести свое первое слово.

Определенную роль в развитии интеллекта играет физическое созревание организма. Из биологических способностей, которые появляются у ребенка в течение первых двух лет его жизни, три представляются наиболее важными: способность к воображению (представление отсутствующего объекта), иконическая память и символическое кодирование . Они возникают в указанной последовательности примерно на шестом, двенадцатом и восемнадцатом месяцах жизни ребенка. Эти биологические способности позволяют детям формировать и развивать системы представления, кодирования и трансформации информации, воспринимаемой при помощи органов чувств.

Когда дети еще не вполне овладели языком и у них нет психических образов для слов, знания о людях и предметах у них складываются на основе информации, получаемой ими от собственных органов чувств и случайных движений. На этом периоде развития детей все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Если в руку младенца положить какой-нибудь предмет, он тут же схватит его. Он хватает ваш палец, игрушки, одеяло, ваши волосы - и все это делает одним и тем же способом. Коснитесь его губ своим пальцем - и он тут же начнет сосать его. На громкие звуки, яркий свет и резкие движения он будет реагировать плачем. Почти все поведение новорожденных подчинено тому, чтобы "освоить" так или иначе соприкасающиеся с ними предметы с помощью системы врожденных рефлексов сосания и хватания.

Ваш ребенок - существо любознательное и творчески одаренное. Ему все интересно, хочется потрогать, попробовать на вкус, исследовать. Не следует гасить в нем эти потребности. Ведь все проделываемое для него не баловство, а серьезное занятие - постижение окружающего мира предметов и вещей. Запрещайте ребенку лишь то, что для него опасно.

Дети "упражняют" все навыки, которые имеют на определенном этапе развития. У новорожденного таких навыков совсем немного - только безусловные рефлексы. Их ваш малыш повторяет снова и снова. Новорожденные не отличают одни предметы от других, поэтому со всеми предметами поступают одинаково.
Постепенно ребенок начинает запоминать, откладывает в своем мозгу всю поступающую из внешнего мира информацию, и ему уже не нужно прежде ощущать, чувствовать, воспринимать какие-то воздействия извне, чтобы понять, что происходит вокруг него.

К двухмесячному возрасту поведение вашего малыша уже будет не чисто рефлекторным. У него появляется привычка сосать большой палец, что говорит о формировании способности координировать действия рук и рта. Если до сих пор сосание большого пальца было случайным, то теперь младенец произвольно, намеренно "руководит" движением своего пальца, направляя его ко рту и добиваясь искомого результата - сосания большого пальца.

Малыш уже различает сосание пустышки и одеяла; когда он голоден, он знает, что нужно тянуться к маме. Ваш малыш быстро усвоил, что одни предметы, которые он сосет, дают молоко, а другие - нет. В его мозгу появляются разные схемы для различения объектов, которые дают либо не дают молоко, и одновременно формируются определенные реакции на них.

Ваш малыш будет следить за вами, когда вы будете издавать какие-либо звуки, перемещаться по комнате. Такое поведение говорит о том, что он уже может координировать слух и зрение, также у него развилась способность сосредоточивать внимание на каких-либо объектах - предметах и людях. Однако, если вы выйдете из комнаты или его любимая игрушка пропадет из поля зрения, ваш малыш будет действовать так, как если бы вас вообще никогда не существовало.

В возрасте четырех-восьми месяцев малыши выполняют целенаправленные действия и их поведение становится еще более контролируемым, координируемым. Схемы, которые развились в сознании малыша на ранних стадиях, теперь координируются им. Теперь объекты просто относятся к окружению ребенка, но не касаются его тела непосредственно. Его поведение проявляется случайно, но если результат приносит удовольствие, то ваш малыш будет повторять определенное движение. У него начинает складываться некоторое представление о постоянстве предметов и людей, т. е. понимании того, что они существуют и в том случае, если их нельзя увидеть.

Осознание постоянства людей появляется у малышей прежде, чем они могут осознавать постоянство предметов, но происходит это при том условии, что у них теплые отношения с матерью или отцом.

В этом возрасте дети могут "угадывать" местоположение движущихся предметов, т. е. они могут попытаться схватить движущуюся игрушку на том месте, где она предположительно должна появиться.

В возрасте от четырех до двенадцати месяцев ваш малыш координирует старые схемы, с помощью которых он старается добиться чего-то. Сейчас происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Малыш может намеренно соединить в своих действиях какие-то произвольные движения для достижения цели, например, чтобы достать игрушку.

Двигательная активность оказывает большое влияние на интеллектуальное созревание в процессе развития ребенка. Энергия у малыша бьет через край, главное - направить ее в безопасное для него русло. Эволюция двигательной активности осуществляется в несколько этапов. Ее стимулирование состоит в том, чтобы побуждать малыша переходить от одного этапа к другому.

Неоценимую помощь оказывает плавание. Если с малышом заниматься плаванием продолжительно и, главное, регулярно, то оно приносит ребенку радость, придает ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У него увеличивается объем легких, т. е. организм снабжается кислородом, улучшающим, в свою очередь, работу мозга. Учить ребенка плавать надо с самого рождения.

После того как ребенок научился ползать, ему нужно помочь преодолеть этот рубеж. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования в окружении визуальных стимуляторов (яркие игрушки, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои ручки и развивать хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, кода вы хотите с ним поиграть.

Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог свободно там поворачиваться и во сне, и после пробуждения.

В этом возрасте полезно проводить с малышом гимнастику, которая состоит из следующих упражнений:

1. Положите малыша на спину. Скрестите его ручки на груди и слегка потяните за них.
2. Сделайте то же самое с ножками.
3. Положив малыша на спину, согните его правую ножку в колене и поднимите к животику, левую ручку согните в локте и положите на грудь. Затем сделайте то же самое с левой ножкой и правой ручкой.
4. Возьмите малыша на руки. Пощекочите ребенка и осторожно опрокиньте - это укрепит его мускулатуру.
5. Положите ребенка на плечо и покружитесь с ним.
6. Положите ребенка животом на большой резиновый шарик, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях.

Следующий этап развития двигательной активности - хождение на четвереньках в возрасте от четырех до двенадцати месяцев. Необходимо организовать для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, спокойно развивать свою подвижность. Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками. Учите ребенка пятиться, придумывая для этого игры. Очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. Если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. Упражнения носят тот же характер, что на предыдущем этапе, но, по мере того как ребенок растет и крепнет, усложняются.

Следующий этап в период между восемью месяцами и двумя годами - ходьба. Этот период довольно сложен, так как оказывается, что помогать ребенку в ходьбе не так-то просто. Родителям важно понять, что их терпеливость и выдержка являются необходимыми условиями успешного овладения детьми нелегкими навыками передвижения на ногах. При развитии физических навыков в ребенке естественна некоторая неуклюжесть: пройдет какое-то время, прежде чем малыш начнет самостоятельно хорошо бегать, а пока он все время спотыкается, падает, набивает себе шишки. Главное - следить, чтобы он не ударился затылком.

Способность изменять направление ходьбы, сворачивать на ходу в ту или другую сторону или даже назад развивается у детей довольно быстро. Двигательные навыки совершенствуются на улице, когда малыш играет с игрушками, которые можно катить за собой или перед собой. Во время прогулки заставляйте его ходить, держа за руки. Когда малыш стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и пришел к вам в руки. Пусть ребенок дома ходит босиком, так как ему легче идти, если он чувствует ножками поверхность пола. Любящим родителям важно помнить о том, что, активно двигаясь, ребенок тренирует свое тело, налаживая таким образом связи между мозговой и двигательной деятельностью.

Здесь также необходима своя гимнастика, которая позволит выработать равновесие у ребенка, заставит его ощутить собственное тело и почувствовать силу своей мускулатуры. Ее надо повторять ежедневно:

1. Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. Меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку.
2. Возьмите вдвоем ребенка за кисти рук и за лодыжки и осторожно раскачивайте его.
3. Теперь раскачивайте малыша, держа за одну лодыжку и за одну кисть.
4. Поднимите ребенка за руки и покружите в разные стороны.
5. Возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.

Научите малыша кувыркаться, для этого ему нужно втянуть голову и перекатнуться вперед. Когда он к этому привыкнет, положите ребенка на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.

Переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках, затем ему нужно будет прижать подбородок к груди. Закончите гимнастику кувырком. Подобные упражнения вызовут у вашего чада неописуемый восторг. Но необходимо делать их на твердом матраце. Будьте осторожны, но не слишком перестраховывайтесь - нужно привить ребенку вкус к рассчитанному риску и абсолютную веру в вас.

Приобретенные детьми двигательные навыки позволяют им стоять и передвигаться, благодаря чему расширяется познаваемый ими мир, а кроме того, появляется возможность изучать его с разных точек зрения. Чем больше ребенок получает информации от своих органов чувств, тем успешнее идет его умственное развитие.

Во многих двигательных навыках, которыми пытается овладеть ребенок, присутствует обучение манипулированию. Чем легче ваш малыш манипулирует своими ручками и пальчиками, тем проворнее он будет перелистывать страницы книг, застегивать пуговки, действовать вилкой и ложкой.

Навыки манипуляции приходят не сразу, поэтому вы должны поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался. Если ваш малыш не может застегнуть пуговку, долго с ней возится, не мешайте ему. Конечно, вы можете сделать это быстрее, но пусть он сам справится с этим сложным пока для него заданием. Учите ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в сосуд с узким горлышком. В этом вам помогут специальные игрушки. Обязательно в арсенале вашего малыша должны быть простейший конструктор и пирамидки.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием окружающей среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. .

Так почему же люди достигают различного уровня умственного развития,

и от каких условий зависит этот процесс? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития умственных возможностей человека от биологических факторов и зависимость от внутренних и внешних условий.Биологические факторы, которые в первую очередь сказываются на умственном развитии ребенка это: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. А внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

В целом проблема развития умственных способностей чрезвычайно важна, сложна и многогранна.Актуальность выбранной темы вытекает из фактора необходимости умственного развития ребенка в зависимости от окружающей среды и среды воспитания. И в данный момент она очень актуальна.

Цель работы – раскрыть значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.

1.Рассмотреть сущность понятий «физическое развитие» и «внешняя среда».

2.Определить значение физического развития и внешней среды для развития умственного развития ребенка.

3. Определить влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие детей.

4. Познакомиться с литературой, раскрывающей значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.


Глава I. Влияние физического развития на умственное развитие детей.

Общие сведения.


О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19 века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. «Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов «умственнойслабости». (А. Бине). Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Шведские ученые установили прямую зависимость между физическим состоянием человека и его умственными способностями. Коэффициент умственного развития людей, которые занимаются спортом или физкультурой, заметно выше, чем у тех, кто ведет пассивный образ жизни . Вместе с тем, многочисленные исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцовой и др. свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. Изысканиями Г.А.Каданцевой -1993г., И.К.Спириной – 2000г., А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко – 1997г., В. А.Баландина - 2000; 2001гг. и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников . В работах Н.И.Дворкиной -2002г., В.А.Пегова -2000г. выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой в1989 году, А.В.Запорожцем в 1980 году, А.П.Ерастовой в1989году. В то же время исследования Н. Сладковой -1998г., О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой -2002г. показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.

Таким образом, учеными установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у детей и научно доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственную работоспособности

1.2. Физическое развитие и физическое воспитание детей.

Одним из важнейших показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. В каждом возрасте человек растет согласно определенным законам, и отклонения от норм указывают на имеющиеся проблемы в здоровье. На физическое развитие влияют нервно-психическое, интеллектуальное состояние, комплекс медико-социальных, природно-климатических, организационных и социально-биологических факторов. В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме: длина и масса тела; емкость легких; окружность грудной клетки; выносливость и гибкость; ловкость и сила. Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, контроль параметров физического развития начинается в период новорожденности, продолжаются периодические осмотры детей и взрослых в различные возрастные периоды развития .

Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают: набрать недостающую мышечную массу; снизить вес; бороться с искривлением позвоночника; скорректировать осанку; повысить выносливость и силу; развить гибкость .

Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания – оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь. Аспекты физического воспитания: посильные нагрузки; подвижные игры; грамотный режим дня, рациональное питание; личная гигиена и закаливание. Для чего необходимо физическое воспитание ребенку? Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки: развиваются личностные качества, закаливается характер; формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее; формируется негативное отношение к вредным привычкам.

Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: «о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

Физические упражнения и их влияние на умственное развитие детей.

Влияние физкультуры на развитие ума ребёнка колоссально. Без него развитие ребёнка не является гармоничным.Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .Королева Т.А. отмечает, что в результате двигательной активности активизируются психические процессы, улучшается кровообращение мозга, функционирование центральной нервной системы, все это приводит к повышению умственных способностей. .

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Когда дети играют в подвижные игры или занимаются физическими упражнениями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на умственную деятельность ребенка. Стародубцева И.В. описывает серию упражнений, которые оказывают прямое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников на занятиях физической культурой. Данные упражнения сочетают в себе два компонента: двигательное действие и упражнение, направленное на развитие интеллекта, которое реализуется в форме дидактической игры .
Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.

Положительное влияние физических упражнений на мозг ребенка:

· Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.

· Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.

· Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.

· Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.

· Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.

· Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.

· Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.

· Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.

· Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.

· Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.

· Шведские ученые доказали, что кардио тренировки неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.

Таким образом, следует подчеркнуть, что развитиеумственной активности детей возможно только при регулярной физической активности. Еще в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют физическому, эмоциональному, интеллектуальному и умственному развитию ребенка.

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше .

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

Успех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

Важно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации . Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

Без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество . Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация . Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение . Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Почему ребенок отстает в развитии?

Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

  • Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
  • Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
  • Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
  • Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

Типы задержки психического развития у детей

В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

  • Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
  • Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
  • Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
  • Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.

Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

  • В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
  • Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
  • Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
  • В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
  • В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» - признак нарушений речи.
  • Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
  • У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение речи в дошкольном возрасте.

Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

Новое исследование ученых из Финляндии предполагает, что активность играет одну из ключевых ролей в умственном развитии ребенка, особенно в начальных классах школы. Исследователи выяснили, что хорошую успеваемость можно связывать с физическим состоянием. Важна хорошая физическая подготовка среди мальчиков.

Експеримент

Исследователи из Университета Восточной Финляндии обнаружили, что для мальчиков, в течение первых 3 лет в школе, навыки чтения и подсчитывания были выше, кто имел хороший уровень физической подготовки и был активен. Под понятием активность ученные имели виду как прогулки пешком, или езду на велосипеде, так и поведение на переменах.

Риски сидячего образа жизни все чаще документируются. Малоподвижный образ жизни в детстве увеличивает риск хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые проблемы в зрелом возрасте.

В 2012 году в клинике Майо сообщили, что 50-70% американцев тратят за целый день 6 и более часов на сидение, а 20-35% людей проводят 4 и больше часов сидя перед телевизором.

Авторы утверждают: уровень физической активности снижается, в то время как от сидячего образа жизни, как просмотр телевизора, ничего хорошего ждать не следует. Предыдущие исследования также предполагали, что низкий уровень физической активности негативно влияет на успеваемость детей в школе.

Другие изучения обнаружили связь между физической культурой и успеваемостью, но авторы говорят — данные ограничены, поскольку нужно больше времени и сил для того, чтобы проанализировать и классифицировать данные разных по уровню активности людей, с совершенно уникальными привычками у каждого.

Физическая активность против пассивности

В своем исследовании, опубликованном в PLoS ONE, авторы пишут, что «нет никаких перспективных исследований, которые бы сравнивали отношения различных типов физической активности (ФА) и сидячего образа жизни с учебными навыками детей».

Они уже изучили разные типы поведения среди первоклассников и попытались связать результаты с успеваемостью детей в арифметике, чтении. Участниками теста стали 186 финских детей, которые принимали участие на протяжении первых трех лет школьного обучения.

Они обнаружили, что высокие уровни физической активности все-таки влияли на арифметические способности детей, и занятие спортом — только улучшало результаты на тестах по математике.

Улучшения в учебных достижениях были наиболее выразительно проявлены среди мальчиков. Те, кто предпочитал бегать и прыгать в свободное от учебы времени достигли лучших результатов, чем мальчики, которые после уроков проводил время сидя. Хорошие результаты в обучении также связывают с умеренным пользованием компьютером.

К подобным выводам ученые не смогли дойти относительно девочек. Возможно, это можно объяснить гендерными различиями, но связь между физической активностью или пассивностью и умственными достижениями не столь заметна среди женского пола.

«Дети должны больше двигаться во время перемен. Они сидят за школьной партой достаточно долго, поэтому активная деятельность никому не помешает, а только поможет. Кроме того, подобный стиль поведения только улучшит личные успехи».

Исследование показало, что существуют значительные различия между мальчиками и девочками в плане влияния роли физической активности. Кроме того, слишком большая физическая активность среди женского пола только ухудшала школьные показатели.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх