Башкирские народные праздники список. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

Аулак (аулаҡ), аулакий (аулаҡ өй, баш., букв. - свободный дом), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для совм. работы и развлечений. Проводился в осеннезимний период,...

Бишектуй (бишек туйы, от баш. бишек - колыбель, туй - свадьба, праздник), 1) у башкир родинный обряд, символизирующий принятие новорождённого в общество и наделение его жилищем (колыбелью). Устраивался...

Двунадесятые праздники , 12 важнейших (наряду с Пасхой) православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа (8 Господских) и Божией Матери (4 Богородичных). Отличаются особой торжественностью...

Игры народные , исторически сложившиеся занятия (забавы, зрелища, увеселения, спорт., танц., песенные и др. состязания), имеющие развлекат. основу и отражающие традиц. мировоззрение, верования, обычаи, развитие...

Имянаречение (исем ҡушыу, от баш. исем - имя, ҡушыу - наречение), у башкир родинный обряд наречения новорождённого именем. Устраивается на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребёнка;...

Йыйын , башкирский традиционный праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений. Проводился летом (после сева до уборки урожая) на поляне или на возвышенном месте. На Й. собирались жители одного...

Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ - гусь, өмә - помочь), у башкир традиц. обычай взаимопомощи (см. Помочь) по...

Калым (калым), калын (ҡалын), у тюрк. и монг. народов плата за невесту как одно из условий брака, восходящее к нормам обычного права. У башкир размер К. обговаривался во время сватовства,...

Калын (ҡалын), калын алыу (калын алыу, баш., букв. - получение калына), у башкир традиц. свадебный обряд, связанный с передачей скота в уплату калыма. Проводился на стороне жениха после гл....

Каргатуй (ҡарға туйы, от баш. карға - ворона, туй - праздник, свадьба), карга буткахы (ҡарга бутҡаһы, от баш. ҡарға - ворона,...

Курбан-байрам (тюрк. праздник жертвоприношения), один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа (12-й месяц мусульманского календаря) в день завершения хаджа, длится 3-4...

Кякук сяйе (кәкүк сәйе, от баш. кәкүк - кукушка, сәй - чай), у башкир обрядовый праздник, посв. встрече весны. Проводился в весенне-летний период (с...

Майдан (майҙан; перс. - площадь), у башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений (см. Иыйын). Проводился в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном...

Международный фестиваль балетного искусства им. Р.Нуреева . Проводится ежегодно с 1993 (кроме 1996-97) в Уфе. В 2003 фестиваль включён в федер. программу «Культура России». Среди участников фестиваля - труппа «Юрий Григорович балет» (худ. рук....

Мусульманские праздники , знаменательные дни мусульманского календаря. К М.п. относятся Мухаррам (27-е число месяца сафар) - Новый год (см. Хиджра); Маулид - рождение пророка Мухаммада (дата неизвестна, поэтому приурочен ко...

Нардуган (нардуған), у башкир традиц. праздник, посв. Солнцу (нар, перс. - солнце). Проводился 2 раза в год. Зимний Н. (ҡышҡы нардуган), знаменующий начало увеличения...

Науруз (перс.), у башкир традиц. праздник, посв. встрече нового года по солнечному календарю. Происхождение праздника, предполож., связано с зороастризмом. Начинался 21 марта, в день весеннего...

Обычаи (йола, ғөрөф-ғәҙәт), традиционно установившиеся правила соц. поведения. О. являются одним из осн. способов регуляции обществ....

Пасха (греч. páscha), один из иудейских и христ. праздников. Первонач. П. - праздник др.-иудейских племён. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, связана с ожиданием Мессии, в...

Погребальные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с охраной покойного (мәйетте һаҡлау), подготовкой к погребению (мәйетте йыйыу), проводами (мәйетте...

Помочь (өмә), у башкир обычай взаимопомощи, одна из норм взаимоотношений в общине. Наиб. значимой формой П. являлся совместный труд по благоустройству селений (см. Аул), стр-ву дорог и...

Посиделки (ултырма, кис ултырыу), у башкир традиц. обычай девушек и женщин собираться для совм. работы и отдыха. Обычно П. устраивались в будние дни в доме женщины (одинокой или в отсутствие мужа) для занятий...

Православные праздники , дни, установленные в честь святых, чудотворных икон, значит. религ. событий. По времени проведения подразделяются на неподвижные (имеют определ. дату) и подвижные (дата меняется в соотв. с церк....

Праздники (байрам, туй), торжества, посв. к.-л. знаменат. дню или событию. Различают П. традиционные и обществ.-политические (см. Праздничные дни). К традиц. П. относятся календарные, связ. с хоз. и бытовым...

Родинные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с рождением ребёнка. У башкир считалось, что проведение Р.о. способствует избавлению от бесплодия, благополучным родам, здоровью ребёнка и матери, их охране от злых...

Сабантуй (һабантуй, от баш. һабан - плуг, туй - праздник), у башкир традиц. праздник. До кон. 19 в. проводился в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя, позднее - после...

«Сабантуй на манеже» , цирковая программа, посв. 65-й годовщине БАССР. Премьера состоялась 19 марта 1984 на арене Уфимского цирка. В программе были представлены номера: воздушно-акробатич. «Горная легенда» (рук....

«Саптар-юрга» («Саптар юрға» - «Игреневый иноходец»), баш. нар. наигрыш. Впервые записан С.Г.Рыбаковым и опубликован в кн. «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Варианты «С.-ю....

Свадебные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с заключением брака (см. Семейно-брачные отношения). У башкир сформировались в период преобладания полукочевого скотоводческого (см. Кочевничество) хозяйственно...

Сватовство (ҡоҙалау, яусылау, димләү), обряд получения предварит. согласия родственников невесты на брак. У башкир входил в цикл традиц. свадебных обрядов. До 18 в. для...

Семейно-брачные отношения , комплекс обычаев и обрядов, отражающих существующие формы брака и семьи. У башкир сформировались в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. хозяйственно-культурного типа (см. Кочевничество),...

Сихыр (от араб. - колдовство, порча), чёрная магия, обряды, призванные оказать негативное биоэнергетич. воздействие на объект с целью разрушения, разрыва гармонии жизни (вызвать смерть, болезнь, отчаяние,...

Скотоводческие обряды , традиц. обряды, призванные обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота (см. Скотоводство). У башкир С.о. в осн. проводились перед отправлением на кочёвки (см. Кочёвки башкир) и по...

Сыргатуй (һырға туйы, от баш. һырға - серьга, туй - свадьба, праздник), колак тешлэтеу (ҡолаҡ тешләтеу), обряд помолвки детей преим. 5-12...

«Туганлык» («Туғанлыҡ» «Родство») Международный фестиваль тюркоязычных театров. Проводится в Уфе с 1991. В 1991 приняли участие 11 т-ров, в 1996-9, в 2000, 2006-по 15. Учредители: Мин-во...

Туй , 1) у башкир традиц. праздник. Проводился во время обществ. мероприятий, посвящённых собранию племени или рода (см. Йыйын, Курултай, Майдан и др.), календарных обрядов - началу или окончанию полевых...

Умыкание (ҡыҙ урлау, от башкирского ҡыҙ - девушка, урлау - похищать), заключение брака путём похищения девушки. Характерно для обшин со строгой экзогамией. У башкир...

Ураза-байрам , один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 1-го числа месяца шавваль (10-й месяц мусульманского календаря), длится 3-4 дня. Знаменует завершение уразы - 30-дневного поста в месяце...

Урнаш (от баш. урын - место, аш - пища), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для общения. Устраивался в осенне-зимний период в доме девушки в отсутствие её родителей, обычно под присмотром...

Фестивали и конкурсы музыкальные . Музыкальные конкурсы, соревнования проф. музыкантов (исполнителей, композиторов, коллективов) в соотв. с заранее объявленными условиями. В Башкортостане в 1968 в Уфе организован первый Респ....

Фестивали и конкурсы самодеятельного творчества , смотры достижений самодеятельного художественного творчества; соревнования, проводимые в целях выявления лучших самодеят. исполнителей. В Башкортостане первые респ. смотры худ. самодеят-сти с...

Фестивали и конкурсы театральные , смотры лучших достижений театр. иск-ва. Т-ры Башкортостана стали принимать участие в разл. Ф. и к.т. (показы, смотры, олимпиады) всерос., всесоюз., междунар. уровня с кон. 20-х гг. 20 в. Всесоюз....

Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала . Проводится с 1982 ежегодно (кроме 1996-2001, 2009) в Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Саранске, Сыктывкаре, Уфе, Чебоксарах. Создан по инициативе Р.Х.Газизова и засл. деят. иск-в РСФСР, ТАССР и...

Фестиваль по национальным и народным видам спорта республиканский. Проводится с 1994 ежегодно в Уфе в честь Дня Республики Башкортостан. Организатор - Мин-во молодёжной политики и спорта РБ. В рамках фестиваля проходят соревнования по армспорту,...

«Цвети, Башкирия» , цирковая программа. Первое цирковое представление Баш. циркового коллектива при Уфимском цирке, премьера состоялась 7 сент. 1973 на арене Уфим. цирка. Программа состояла из пролога, эпилога...

«Шаляпинские вечера в Уфе» Международный фестиваль оперного искусства. Проводится с 1991 в Театре оперы и балета, с 2003 международный. Возник по инициативе пред. Уфим. отделения Межрегион. Шаляпинского центра Г.А.Бельской....

Экзогамия (от греч. éxo - вне, снаружи и gámos - брак), запрет брака между членами группы родств. семей, родового подразделения, рода. У башкир традиц. обычай, сочетался с эндогамией. С...

Эндогамия (от греч. éndon - внутри и gámos - брак), заключение брака внутри племени, этноса, конфессии, сословия. У башкир традиц. обычай, сочетался с экзогамией. Эндогамный брак...

Смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой сложную смесь языческих и мусульманских истоков. На культуру народа повлияли и годы существования в составе Российской империи и советское прошлое. Расскажем об основных праздничных традициях башкир и их особенностях.

История башкирского народа

Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории. Историки полагают, что это и есть башкиры. Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли. К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию.

Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности. Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи.

Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру. Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией.

Культура и традиции

Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры.

У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне.

Праздничные и бытовые обряды

У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года.

Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало.

Ураза-байрам

Как и многие башкирские Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.

Курбан-байрам

Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа.

Каргатуй

Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй - башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется - «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга - один из них. Он обозначает завершение Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному - живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Йыйын

Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын - это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах.

Государственные праздники

Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года (1 января), День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы (колбаса), губадия, баурсак, бэлиш с мясом.

Религиозные праздники

Башкиры - мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит.

Семейные праздники

Так как семья - это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей. Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, т.е. собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий.

Календарь знаменательных и памятных дат Республики Башкортостан на 2017 год

Мусульмане Башкортостана вместе со своими единоверцами во всем мире встречают первый день нового 1436 года по Хиджре. Мусульманское летоисчисление ведется по лунным годам с момента переселения пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину - в 622 году по григорианскому (солнечному) календарю. Именно это событие и называется Хиджрой.

Первым месяцем мусульманского календаря является Мухаррам. Считается, что как человек проведет его, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. Мухаррам - один из четырех месяцев, в течение которых Аллах строго запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. Это время покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести первый месяц нового года в служении Аллаху. В одном из изречений Пророка Мухаммада говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении сказано: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается, как за 30 постов». Наилучшими днями для поста считаются 1, 2, 9, 10 числа месяца Мухаррам.

Календарь Хиджры является общим для мусульман всего мира. В некоторых странах он является официальным календарем, а для остальных играет роль религиозного календаря, по которому определяются новый год, исламские праздники, начало и конец Священного Рамадана, а также время хаджа.

23 февраля в Башкортостане отмечают День защитника Отечества. Как и во всей России, в Башкортостане доблестная ратная служба является традицией, уходящей корнями в глубину веков. В народных сказаниях отражены подвиги 20 башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 г. Более 700 тысяч воинов направил Башкортостан на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками; 309 662 человека пали на полях сражений. На территории республики были сформированы и начали свой боевой поход более 20 соединений и частей. Более 500 тысяч наших земляков было награждено орденами и медалями, 278 - стали Героями Советского Союза, 37 - полными кавалерами ордена Славы, дважды Героем Советского Союза стал летчик-штурмовик Муса Гареев.

1 января 2007 года в республике насчитывалось более 18 тысяч участников Великой Отечественной войны, из них пятеро носят звание Героя Советского Союза, трое - полного кавалера ордена Славы. В афганской войне участвовало более девяти тысяч наших земляков, а в контртеррористической операции на Северном Кавказе приняли участие уже более 14 тысяч уроженцев республики. За мужество и образцовое выполнение воинского долга награждено государственными наградами 1599 воинов-афганцев и 1254 участников контртеррористической операции. В 2006 году одному военнослужащему из Башкортостана был вручен Орден Почета, 36-ти - Орден Мужества, 92-м - медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, 23-м - Медаль "За отвагу", 56-ти - медаль "За спасение погибавших", девяти - Медаль Суворова, одному - Медаль Жукова.

Эстафета поколений не прерывается. Только в прошлом году в военные училища поступили около 500 юношей, избравших профессию офицера, а всего в военных образовательных учреждениях страны обучается свыше 1500 курсантов из Башкортостана. Народ многонационального Башкортостана, соединив свою судьбу с судьбой России, всегда стоял и стоит на защите рубежей единого Отечества.

25 февраля 1992 года Верховный Совет Башкирской ССР принял закон об изменении наименования республики, согласно которому она была переименована в Республику Башкортостан, и утвердил новый флаг, ставший одним из официальных символов ее государственности. Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими по ширине полосами зеленого, белого и синего цветов (снизу вверх).

В законе о Государственной символике Республики Башкортостан раскрывается значение цветов флага: зеленый - означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов республики; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Считается, что зеленый цвет - цвет ислама. В центре белой полосы флага золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков указывают на семь родов, по преданию, положивших начало единению народов Башкортостана на его территории.

За прошедшие годы Государственный флаг Башкортостана стал неотъемлемым и привычным атрибутом государственной и общественной жизни республики. Он известен и за пределами Башкортостана - развевается над зданиями представительств республики в регионах страны, сопутствует нашим официальным делегациям в ближнем и дальнем зарубежье.

В день весеннего равноденствия отмечается необычный для жителей Башкирии Новый год - Навруз. Этот день у многих народов Евразии знаменует приход весны и обновление природы. Весенний новогодний праздник равноденствия зародился в Иране более трёх тысячелетий назад и со временем распространился по всем сопредельным странам Востока. Его отмечают в основном тюркоязычные народы мусульманского вероисповедания.

В Башкирии весенний Новый год отмечают уже на протяжении 14 лет по инициативе Дома дружбы народов совместно с Министерством культуры республики. Как древнейший земледельческий праздник, Навруз связан с началом сельскохозяйственных работ. На праздничный стол выкладывали лепёшки из различных злаков - пшеницы, ячменя, просо, кукурузы, а также фасоли, чечевицы и риса. По древнему обычаю, перед началом нового года, до прихода Навруза люди должны тщательно убраться в доме, навести порядок во дворах и огороде, обязательно рассчитаться с долгами. На сам праздник принято готовить кушанья из семи продуктов растительного происхождения, щедро накрывать столы и ходить в гости.

Май - Йыйнын

В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному.

Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан, с целью поддержки и развития национального кинематографа, 25 мая 1990 года была создана киностудия «Башкортостан». Организатор и первый директор - кинорежиссер Амир Габдульманович Абдразаков. Ко времени создания Союза, киностудия уже имела в арсенале 15 хроникально-документальных, 3 художественных, 3 анимационных фильмов, один из которых был удостоен Первой премии на кинофестивале Париж-Екатеринбург “Молодое кино Урала”. Сегодня коллективу киностудии еще многое предстоит сделать как в творческом плане, так и по строительству современного комплекса производственных зданий киностудии. В 2008 году фирма ЗАО Проектный институт «Башкиргражданпроект» приступила к проектированию нового комплекса Киностудии «Башкортостан».

Залогом будущего развития кинематографии Республики Башкортостан является целевая подготовка молодых специалистов в ведущих творческих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, осуществляемая Министерством культуры Республики Башкортостан. В настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения обучаются башкирские студенты - будущие кинорежиссеры, звукорежиссеры, кинооператоры, инженеры и экономисты Киностудии «Башкортостан».

Рамадан принято считать временем поста - уразы и покаяния. Рамадан 2015 - не исключение. Само собой разумеется, что возникнет вопрос о целесообразности и значимости поста. Ответ на этот вопрос уходит в глубь исламских догм. Вся религия Ислам зиждется на пяти столпах веры, а именно: "шахада"(откровение о том, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк), поста в Рамадан," закята"(выплаты на благо мусульман), намаза и хаджа.

Как видно, пост является очень значимым действом в Исламе. Еще одной причиной поста является стяжание собственного "нафса", то есть борьба с собственными пороками и грехами, по мнению исламских богословов, да и христианских в том числе, именно пост и молитва ведут человека к просветлению и избавлению от тягот грехов и страстей. И еще одна очень важная причина - это огромная польза поста и голодания с точки зрения медицины.

Правила поста подразумевают отказ от пищи при свете дня, то есть можно потреблять практически любую пищу, которая не является харамом (запретом), но только после наступления темноты, то есть после прочтения ночной намаза - тахаджут или ишы. Время, когда можно потреблять пищу, именуется "сухур". При этом, если мусульманин непреднамеренно и случайно употребил пищу, то пост может быть продолжен. Так же на пост не влияют чистка зубов, пломбирование пломб, купания, донорская сдача крови. Необходимо помнить об одном, пост без молитвы не будет считаться полностью соблюденным постом.

Одной из важных дат в дни священного месяца является ночь Предопределения (Ляйлят-уль-Кадар), обычно, эта ночь выпадает на последние 10 дней месяца. Эта ночь знаменуется тем, что именно в это время пророк Мухаммед получил последние суры Корана в пещере близ Мекки. После окончания месяца Рамадан следует праздник окончания поста - Ураза Байрам. Месяц Рамадан в 2015 году увенчается Уразой-Байрамом 20 июля.

День города Уфа отмечает 12 июня. Город Уфа - основан в 1574 году. Город расположен на берегу реки Белой, при впадении в неё рек Уфа и Дёма, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Башкирского (Южного) Урала. Уфа сегодня – крупнейший центр нефтепереработки в Поволжье и на Урале, крупный транспортный узел, научный, культурный и религиозный центр России. Основные религиозные конфессии – ислам и православное христианство.

Самое высокое здание в городе – офис банка «Уралсиб». Это 26-этажное здание высотой 100,5 метров. Уфа – самый зелёный в России город-миллионник. На одного жителя приходится 202 кв.м зелёных насаждений. В Уфе улица Свободы заканчивается «Тупиком Свободы». День города отмечается в Уфе 12 июня, одновременно с двумя другими значимыми праздниками: Днем России и Днями Салавата Юлаева. Как и всякий день рождения, День города – самый яркий и долгожданный праздник, в честь которого для жителей и гостей столицы каждый год готовится разнообразная праздничная программа.

Основанием для учреждения праздника стал выход в 1917 году первого официального государственного печатного издания «Мухбир» («Известия»). Это издание выпускалось по инициативе башкирских делегатов I Всероссийского мусульманского съезда. Выход этого номера стал началом нового этапа в истории башкир. Указом Президента РБ от 14 июня 1998 года этот день был объявлен Днём работников печати и информации Республики Башкортостан.

По состоянию на 01 января 2010 года в Республике Башкортостан зарегистрировано 1016 периодических печатных изданий различной формы собственности. Из зарегистрированных СМИ периодически выпускаются 394 наименования газет и журналов, а также 71 издание без регистрации тиражом до 1 000 экземпляров. Многие издания являются обладателями Знака отличия «Золотой фонд прессы». Башкирское спутниковое телевидение вещает 18 часов в сутки на всей территории республики и охватывает также ближайшие регионы.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О культуре» с 2000 года в знак признания заслуг работников культуры был установлен профессиональный праздник - День работников культуры Республики Башкортостан, который отмечается ежегодно в третье воскресенье июня. По состоянию на начало 2014 года сфера культуры включает более четырех тысяч государственных учреждений культуры. В настоящее время в республике действуют два театрально-концертных объединения, 10 театров, четыре концертные организации, киностудия «Башкортостан», 134 детские музыкальные и художественные школы и школы искусств, девять образовательных учреждений среднего профессионального образования, 23 парка культуры и отдыха, 93 музея, шесть государственных кинотеатров, Дом дружбы народов, 16 историко-культурных центров. Общая численность работников культуры и искусства составляет 20,8 тысячи человек.

Республика Башкортостан занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по количеству культурно-досуговых, библиотечных учреждений, театров. Первостепенное внимание в Башкортостане уделяется модернизации учреждений культуры и искусства, укреплению их материально-технической базы, вовлечению в культурную деятельность всех слоев населения, поддержке талантливых детей, развитию кадрового потенциала, конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Жители Башкирии отметят праздник Ураза-байрам, знаменующий окончание поста в месяц Рамадан. Этот один из самых значимых религиозных праздников в исламе принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Ураза-байрам - это особый праздник, знаменующий окончание мусульманского поста. Верующие встречают день утренним ид-намазом - праздничной молитвой, готовят традиционные блюда и приглашают гостей, дают фитр-садаку (жертвуют деньги нуждающимся).

Уразе-байраму целый месяц предшествует пост. Есть можно только перед рассветом и после заката, но при свете дня пить и есть, совершать близость супругам запрещается. Соблюдение поста (уразы) по всем правилам очищает мусульманина и физически (от вредных накоплений в организме), и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодных, осознать и оценить милость Всевышнего, которой Он одаряет Своих рабов.

В сам праздник Ураза-байрам во всех мечетях проходят торжественные богослужения; после молитвы и восхваления Аллаха люди поздравляют друг друга, угощают пловом с бараниной, другими блюдами, сладостями, приглашают в гости. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» («Благословенного праздника!»).

7 августа – День открытия Монумента Дружбы в честь 400-летия добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству

Когда Башкирия отмечала 400-летний юбилей объединения с Россией, 14 июня 1957 года состоялась торжественная закладка памятника в честь объединения Башкирии и России. Здесь установили мраморную доску: «Здесь будет сооружен монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству».

Торжественное открытие монумента Дружбы, собравшее десятки тысяч человек, состоялось 7 августа 1965 года. На открытии выступил и знаменитый башкирский поэт Мустай Карим.

Идею дружбы символизируют две высокие вертикальные стелы из розового гранита. По форме они имеют форму меча, закопанного рукоятью в землю. Высота памятника – 35 метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами из серого гранита. У основания памятника – бронзовые скульптуры двух женщин. Русская и башкирка показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию. На памятнике высечена дата «1557 – 1957» и слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов».

Также на монументе закреплены несколько чугунных барельефов, на одном изображен момент принятия башкирскими биями русского подданства. На других – рукопожатие двух рабочих - русского и башкира, символика строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Кстати, у памятника очень обширный и сложный фундамент диаметром 13 и высотой 6 метров. Благодаря этому центр тяжести этого высокого памятника находится под землей. Это придает монументу невероятную устойчивость. Над памятником трудилось сразу несколько человек: скульпторы М.Ф. Бабурин и Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Г.И. Гаврилов. Все они москвичи. Отливали скульптуры на ленинградском заводе «Монумент-скульптура».

В 1974 году Совет Министров РСФСР присвоил монументу Дружбы статус памятника государственного значения.

У монумента Дружбы, расположенного на высоком берегу, прекрасная обзорная площадка. Отсюда хороший вид на реку Белую (Агидель), на мост через нее, старые районы Уфы. К Белой от монумента Дружбы спускается широкая каменная лестница. Около монумента Дружбы находится городской пляж на реке Белой и пристань теплоходов.

Для Башкортостана - одного из самых «медовых» российских регионов - это особый день. Пчеловодство в регионе имеет глубокие исторические корни, тысячелетний опыт и традиции. Оно прошло все периоды - вначале это был промысловый сбор меда, затем - бортничество и колодное пасечное хозяйство, сейчас - рамочное пчеловодство. Развитию этого направления способствует множество факторов: уникальные природно-климатические условия, хорошо адаптированная к ним башкирская популяция медоносных пчел, мастерство пчеловодов. Помимо этого, имеются специальные образовательные учреждения по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли и предприятия по производству пчелоинвентаря и вощины.

Сейчас по основным показателям пчеловодства Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России. А по количеству пчелиных семей и объемам производства товарного меда республика в прошлом году была лидером. Сейчас в республике в хозяйствах всех форм собственности насчитывается около 248,1 тысячи пчелиных семей. За год их численность возросла на пять процентов. Особенно значительно - сразу на десять процентов - увеличилось число пчелиных семей на сельхозпредприятиях. Но по абсолютному показателю впереди личные подсобные хозяйства, где содержатся 228 тысяч пчелосемей. В прошлом году в Башкортостане было произведено более 5,3 тысячи тонн товарного меда. Это на 7,7 процента больше, чем годом ранее. И, конечно, наибольший объем приходится на частные подворья - свыше 4,4 тысячи тонн.

Многое делается в республике для развития самобытного направления. В 1995 году в Башкортостане был принят закон "О пчеловодстве". В соответствии с законом «О пчеловодстве» для решения научно-производственных задач в республике создано государственное учреждение «Башкирский научно- исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». При нем успешно функционируют пять научно-экспериментальных станций по пчеловодству, призванных сохранить ценнейший генофонд уникальной башкирской популяции пчел. С 1998 года ежегодно проводятся республиканские конкурсы пчеловодов. Традиционными стали ярмарки «Медовый Башкортостан». Они уже четвертый год подряд собирают в Уфе на большой медовый праздник сотни пчеловодов из всех районов республики.

У башкирского народа сложились свои многовековые национальные традиции. И в наше время, когда основными религиозными мусульманскими праздниками в Башкирии являются Ураза- и Курбан-байрам, одновременно свято почитаются и с размахом отмечаются языческие праздники, которые в народе чтят и с любовью празднуют. Официально в Башкирии в 2016 году мусульманские праздники будут проходить: Ураза-байрам – 5 июля, и Курбан-Байрам – 12 сентября.

Ураза-байрам

После многих ограничений и строгого поста, предписанного в сложный месяц Рамадан, приходит Ураза-байрам, один из главнейших исламских праздников. С 624 года, когда Пророк Мухаммед провозгласил этот день, все мусульмане, выждав час после восхода солнца, совершают молитву – ид-намаз, высказывают друг другу благословение “Ид Мубарак!”, после чего накрывают богатые праздничные столы. А за четыре дня до этого принято наводить порядок не только в жилых домах, но и в хлевах, чистить домашнюю скотину и прибираться самим, чтобы ничто не могло омрачить праздник. А непосредственно в этот день каждый может навестить могилы усопших, попросить прощения у живых и мертвых.

Курбан-байрам

А по прошествии 70 дней после Ураза-байрама, 12 сентября 2016 года в Башкирии отмечается еще один важный религиозный праздник. Курбан-байрам, или день жертвоприношения, связан со знаковым событием для исламистов и посвящен паломничеству пророка Ибрахима в Мекку, где он принес в жертву Аллаху агнеца. Курбан-байрам также имеет свои ритуалы: это гусль, или полное омовение, изменение пути до храма, по примеру Мухаммеда, подаяние милостыни, жертвоприношение. В качестве жертвы выступают животные – баран, коза, верблюд или корова, причем не меньше полугодовалого возраста.

Каргатуй и Сабантуй

Найдете ли вы хоть одного башкира, который игнорировал бы такие народные праздники, как Каргатуй и Сабантуй? Пожалуй, нет. Как нет и народа, который не провожал бы зиму и встречал весну. Во всяком случае, в тех землях, где весна, как правило, наступает после зимы. Именно этому переходу посвящен башкирский народный праздник Каргатуй.

Каргатуй в тюркской группе языков переводится как праздник птиц («карга»–ворона, «туй» – праздник) или, как вариант, грачиная свадьба, так как в доисламские времена был посвящен особо распространенному в народе культу птиц, в силу веры в перевоплощение душ. Со временем Каргатуй стал весенним праздником, ведь грач – птица перелетная, и с древних времен отмечался в каждом селении в те дни, когда возвращаются грачи, т.е. в первые дни марта.

В разных регионах Каргатуй празднуют по-своему, но общее одно: люди радуются наступлению весны, пляшут, готовят традиционные блюда, проводят игры, мальчишки с деревьев весело копируют крики птиц. В некоторых местах украшают лентами, платками, бусами, серебром деревья и кустарники, раскладывают под ними кашу для угощения птиц, обращаются к предкам об урожае и благополучии, кое-где даже совершают обряд жертвоприношения (юго-восток Башкортостана). Все вместе выбирают распорядительницу – алсабыр, юлбарсы. Ее наряжали в тулью из красной ткани и головной убор из бересты. Не напоминает ли это русскую Масленицу?

Еще одно название явно знакомо каждому, только не всякий знает, что слово сабантуй, которое вошло в наше современное понятие как имя нарицательное, в Башкирии служит названием праздника с более чем 15- вековой историей и досконально переводится как «праздник, триумф плуга» («сабан» -плуг и «туй» - праздник). Праздник отмечают в июне, когда весенние полевые работы окончены. Как видно, именно язычество связывало праздники с природой, земледелием. Современный Сабантуй – это праздник для всей семьи, когда дети и взрослые вместе весело проводят время. Это и соревнования по тюркской борьбе на поясах – курешу, где в качестве приза победителя ждет баран, и гонки в мешках, другие конкурсы и игры. Плюс выступления вокальных и танцевальных коллективов, башкирская кухня, множество бонусов и призов.

Йыйын

Еще один праздник башкир следует вспомнить на этих страницах – это Йыйын. В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному. В заключение стоит добавить, что праздничный календарь Башкирии будет благосклонен к тем, кто любит хорошо отдохнуть. Как известно из данных сайта правительства, новый год для башкир выльется 10-дневными каникулами (с 1 по 10 января), трехдневными – на день Защитника Отечества (21-23 февраля), Праздника весны и труда (1-3 мая), Дня Победы (7-9 мая) и Дня России (11-13 июня). Международный женский день будет продолжаться с 5 по 8 марта, ну и 4 ноября – праздничный выходной в честь Дня народного единства.

Исторически сложилось, что праздники Республики Башкортостан уходят корнями в сельскохозяйственный, бытовой уклад, поэтому часто они совпадают с началом и окончанием посевных работ, уборкой урожая. Приуроченные к календарю, времени года традиции празднования башкирского народа символизируют единство рода и семьи, призваны помогать в развитии хозяйства и культуры, а также представлять религиозные устремления.

Возврат к традиционным башкирским праздникам и обрядам, соблюдению исторически сформировавшихся канонов проведения этих дней начался только в ХХ веке с возвращения этнической культуры в сельскую местность Башкортостана. Революция 1917 года означала не только переход к механизации сельского хозяйства, но и запрет религиозных празднований в пользу индустриализации общества. И вот только с началом ХХІ века возрождение этнической культуры башкирского народа стало делом национальной политики государства.

Согласно Закону Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах» от 1992 года, можно разделить праздники этого региона на выходные праздничные дни, дни памяти и национальные, традиционные праздники.

Праздничные нерабочие дни в Башкортостане

В 2019 году жители Башкирии не будут работать в традиционные всероссийские праздники :

  • Новый год и христианское Рождество, которые в сумме дадут 8 выходных дней (1 - 8 января);
  • День защитника Отечества, что выпадает на субботу 23 февраля, а значит, сделает нерабочими 3 дня 23-25 февраля;
  • Международный женский праздник (8 марта выпадает на пятницу, следовательно выходными будут 8, 9 и 10 марта);
  • Майские выходные в честь Праздника Трудящихся и Дня Победы продлятся по 1 дню (1 и 9 мая);
  • День независимости России - 12 июня;
  • День единства народов России 4 ноября приходится на понедельник, а значит будем отдыхать 3 дня подряд со 2 по 4 ноября.

К сугубо башкирским праздникам, которые имеют свои традиции, относятся следующие.

День Республики Башкортостан, 11 октября, означает дату, когда была принята Декларация о суверенитете республики в 1990 году. В 2019 г., как всегда, он будет нерабочим. Это будет пятница, поэтому в Башкирии будут отдыхать подряд 3 дня. В этот день все города Башкирии горят праздничным огнями, пестро украшены, наполнены выставками, в т. ч. сельскохозяйственного творчества. Тут проходят концерты, слушаются поздравления от местных властей и творческих коллективов. А финальным аккордом в праздновании становится фейерверк над столицей, г. Уфа, который обычно проводится на площади Ленина. Этот праздник наполнен патриотизмом и призван напомнить всем гражданам о целостности, суверенитете Республики и собственной причастности к этому дню.

24 декабря ежегодно отмечается День Конституции Башкортостана , которая была принята в 1993 году. Эта дата также имеет историческое значение для граждан Республики, поскольку принятие Основного Закона означает регулирование прав и свобод человека согласно международным нормам, принятие курса в развитии Башкортостана, а также сохранение этнического своеобразия этой земли – ее хозяйственного потенциала, интересов многонационального населения.

К самым важным религиозным праздникам мусульман, которые возведены в ранг государственных и являются также выходными, относятся Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Ураза-байрам – день, которым заканчивается великий мусульманского пост в месяц Рамадан. Его дата вычисляется по лунному календарю ежегодно. В 2019 начало его припадает на 5 июня. Этот праздник отмечается на протяжении трех дней и для приверженцев ислама означает право разговляться после продолжительного поста. Жители Башкортостана знают, что в этот день принято дарить добрые дела, заботиться о близких и нуждающихся, которым преподносят милостыню, проводить время в молитвах, начиная с утреннего ид-намаза, готовить национальные блюда и общаться с родными. Предшествующее празднику очищение физического и духовного в человеке позволяет верующему понять того, кто нуждается в пище и заботе, поэтому Ураза-байрам можно считать днем благодарности и воздаяния. «Благословенного праздника!», - так поздравляют друг друга в этот день жители Башкирии.

Еще один важнейший религиозный праздник, который станет нерабочим для Республики, есть Курбан-байрам, – праздник жертвоприношения у мусульман. Эта величайшая дата в исламе означает окончание паломничества, или хаджа, к священным местам. Его дата, как и Ураза-байрам, назначается согласно лунному календарю, и в 2019 году это станет 11-15 августа, более точная информация будет позже. Ему предшествует День Арафат (10 августа в 2019 г.) - еще один важный день, в котором паломники совершают стояние на одноименной горе. Курбан-байрам начинается с утренней молитвы (намаза) в соборах, далее проходит обряд самого жертвоприношения – из выбранного для этой цели животного готовятся традиционные блюда, которыми угощаются не только родственники, но и бедные, нуждающиеся люди, для которых и отводится основная часть праздничного обеда. Посещение близких и друзей, молитвы и соблюдение обрядов, благотворительность – вот как проходят три дня праздника. Это время означает для верующих возможность духовно очиститься, сблизиться с людьми и отдать дань уважения Всевышнему.

Памятные даты

К таким датам, которые не являются нерабочими, однако не менее важны для жителей Башкортостана, есть, к примеру, День Государственного флага Республики , одного из самых значимых атрибутов политической и общественной жизни Башкирии, отмечаемый 25 февраля ежегодно. Также к их числу относят День подписания Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии (20 марта); День образования территориально-национальной автономии Башкортостана (29 ноября) и другие. Сюда же входят профессиональные праздники, даты установки памятников культуры и архитектуры и прочее. В эти дни принято проводить общественные, просветительские мероприятия в отдельных регионах, организациях, учебных заведениях, которые направлены на укрепление в сознании граждан важности памятных для их народа дат.

Народные праздники

Или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Дата «праздника плуга» назначается отдельно в каждом регионе, поэтому дни проведения разбросаны от конца мая до начала-середины июня. В современных условиях приуроченность этого праздника полевым работам отошла на второй план. Однако, как и прежде, этот день – целый карнавал из песен, танцев, поздравлений, праздничных угощений из традиционной выпечки, конкурсов, спортивных состязаний и призов.

К подобным датам относится также фольклорный праздник Салауат йыйыны , который проводится летом и направлен на развитие у детей почетного отношения к своему народу, любви к своей нации, а так же выражение чувства благодарности старшим.

Еще один традиционный башкирский праздник отмечается обычно в знак окончания посевных работ весной. Участниками общего действия обычно становятся жители соседних аулов, которые собираются на возвышенную площадку («майдан»), огораживают ее кругом и проводят всевозможные спортивные соревнования, курэш, скачки на лошадях, народные танцы и пение, а также вознаграждение участников призами и угощение едой.

Историко-культурное, этническое богатство Республики Башкортостан отображается во всех сферах жизни граждан, даже в том, какие праздники существует у ее народа. Здесь, как ни во многих местах, можно до сих пор увидеть сочетание современности, стремления к развитию и почтительного отношения к историческим истокам и религии.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх