Игры для моторики рук для малышей 2. Наши ''мелкомоторные'' занятия (от года до двух)

Хотите дать своему малышу мощный стимул для развития внимания, мышления, восприятия, памяти и даже речи? Тогда развивайте мелкую моторику рук!

Итак, сегодня мы поговорим о тренировке мелкой моторики. Существует множество игрушек, называемых развивающими. Так производители изготавливают развивающие игрушки с учётом данной задачи. Например, развивающие коврики сделаны с учётом того, что какой-то элемент шуршит, шелестит, какой-то пушистый, какой-то гладкий, где-то приделана пуговичка и т.д. То есть во время игры малыш касается того или иного элемента, тем самым развиваясь.

Однако осмотритесь по сторонам - в наших квартирах есть также множество интересного, что может служить прекрасным стимулятором для развития пальчиков и выработки тактильной чувствительности у деток. Лучшие развивающие игрушки у нас под рукой.

Развивающие игрушки у нас на кухне - крупы, тесто

Обычная крупа - как просто и как гениально. Сколько интересных игр можно придумать с маленьким ребёнком из обычной крупы.

Крупу можно пересыпать, перекладывать из одной посудины в другую. Можно заняться пальчиковым рисованием, а именно: высыпать крупу на большой поднос и проводить пальчиком по поверхности крупы, при этом будут получаться линии. Фасоль и горох более объёмные, из них можно выкладывать фигурки, как впрочем и из бытовых предметов (пуговицы, спички (с них предварительно можно срезать серу), ватные палочки).

С ребёнком постарше можно перейти к аппликациям из крупы. Это интересное развивающее занятие, к тому же результат - готовую аппликацию из крупы - можно подарить кому-то из близких.
Также очень интересным занятием является лепка из теста.

А ещё на кухне можно поиграть с ложками, мисками, кастрюльками. Мамы, без паники! Прячем все острые и бьющиеся предметы, а те, с которыми малышу будет не опасно играть, достаём. И пусть малыш даёт выход энергии - стучит половником по кастрюле, насыпает в миску ложки. Это же так весело! А разная фактура поверхности (гладкие ложки, шершавый казанок) помогут малышу развивать тактильные ощущения.

Кстати, фрукты и овощи также подойдут. Яблоко, банан, киви - разная форма, разная поверхность. Только не забудьте предварительно их помыть.

Другие развивающие игрушки в комнате или в ванной

Самым маленьким деткам будет очень полезно трогать маленькие гладкие предметы - круглые пуговки, напёрстки, большие фасолины, жёлуди. Только будьте особо внимательны. Разноцветые пуговки так и норовят попасть малышу в ротик.

Разные баночки и тюбики с разноцветными этикетками также придутся по душе маленьким исследователям. Если взять не обычные стеклянные банки, а именно маленькие с толстым стеклом из-под детского пюре, то бояться не стоит. Малыш не разобьёт такую баночку. Ими можно не только весело стучать, крутить в руках, но и насыпать в них крупу, наливать и выливать водичку. А какое удовольстие для детичек закручивать и откручивать крышки на баночках!

Дети также очень любят листать газеты и журналы, рвать и комкать листы бумаги. Просто чудесным развивающим мелкую моторику руки эффектом обладает прикосновение к разнообразным материям. Дайте малышу потрогать шёлк, хлопок, краешек полотенца, шерстяного изделия.

Играйте с малышом на здоровье, но при этом обязательно соблюдайте меры предосторожности. Для этого внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.


1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складыватьсамостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:


7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).

2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».

3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).

4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).

6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

1. Большой-маленький.

2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).

3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).

4. Один-много.

5. Горячий-холодный.

6. Высокий-низкий.

7. Вверх-вниз.

8. Предлоги.

9. Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

1. Посуда.

3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).

4. Машины.

5. Кораблик.

6. Домики.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.

2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.

3. Рисование пальчиками.

4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).

5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.

6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.

7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.

8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.

9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.

2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.

3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).

4. Играть в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.

2. Рвать бумагу.

3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

4. Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.

6. Учиться собирать губкой воду со стола.

7. Учиться выжимать губку.

8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).

9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:


18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):


19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:


32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.

В самом начале второго года жизни ребенок, как правило, уже умеет взбираться по лестнице, по просьбе взрослого отыскивать и приносить игрушки, держа их в обеих руках. Так он осваивает навыки самостоятельного, свободного передвижения.

В возрасте 10,5-13,5 месяцев малыш отталкивает мяч в случайном направлении и горизонтально ударяет кубиками один о другой. Он хлопает в ладоши, ощупывает предметы и людей. Переворачивает страницы книги и ставит друг на друга от двух до шести кубиков.

В период 13,5-17,5 месяцев ребенок начинает самостоятельно рисовать свои первые картинки - линии и "каракули". Он также начинает активно повторять за взрослыми движения и манипулировать предметами: трясти ими, рассматривать, бить. Малыш пытается уже не только толкать мяч, но также ловить и удерживать его. Ребенок способен бросать предметы на пол и держать их кончиками большого и указательного пальцев.
Примерно в полтора года ребенок учится откручивать крышки на банках и соединять предметы. Он уже умеет разворачивать бумагу и доставать спрятанный в ней предмет, собирать пирамидку вне зависимости от числа колец в ней.

Развитию мелкой моторики способствует игра . Причем малыш интересуется не только игрушками, но и различными предметами. Поэтому его очень обрадует наличие на журнальном столике, а также в ящиках письменного стола небольших безопасных предметов - коробочек, пластмассовых флаконов, а также деревянных или пластмассовых письменных принадлежностей.

В 17-20 месяцев малыш переворачивает страницы книги по одной.

К 17-24 месяцам он схватывает движущийся предмет.
В 18-24 месяца ребенок опускает мелкий предмет в большое отверстие, разрывает бумагу.
К 20-21 месяцам он способен опустить небольшой предмет в отверстие, чуть большее по размерам.

Чуть позже, примерно в возрасте 20-24 месяцев , ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

К 21-22 месяцам малыш переливает жидкость из одной емкости в другую, а в 22-24 месяца он ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Родителям не стоит огорчаться, обнаружив у ребенка отставание в моторном развитии. Восстановить допущенные пробелы помогут специальные упражнения, развивающие моторику, а также пальчиковая гимнастика.

Упражнения-игры для развития мелкой моторики

Делаем бусы

Нанизывать можно все, что имеет отверстие: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, старые фломастеры, катушки от ниток и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Желательно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания.

Строим разноцветные кораблики

Сделайте из цветной бумаги несколько корабликов. Будет лучше, если ребенок станет наблюдать за вашими действиями, а при желании поможет вам мастерить кораблики. Затем попросите его поправить бортики корабликов, распрямить игрушечный парус. При необходимости покажите ребенку, как нужно выполнять это упражнение.

Пускаем мыльные пузыри

Это упражнение - продолжение того, что делал ребенок на первом году жизни, хлопая ладонью по мыльной пене в ванной или ловя пузыри в воздухе. Но теперь уже он сам должен выдувать пузыри. При необходимости покажите ребенку, как выполнять это упражнение.

Рисуем мелками

Нарисуем маму с яркими глазами,

Нарисуем куклу с чудо-волосами.

Нарисуем солнце, кошку и качели.

Посмотрите, сколько мы всего успели!

Возьмите цветные мелки и сначала сами нарисуйте что-нибудь. Спросите у ребенка, что он хотел бы изобразить. Покажите ему, как нужно рисовать прямые линии и различные фигуры, как нужно их раскрашивать. Затем попросите малыша повторить хотя бы самый простой из рисунков.

Складываем матрешку

Русскую матрешку

Разбирает крошка.

Вот устали ручки —

Ну, еще немножко.

Сколько же матрешек

Там, внутри, ютилось?

Ну, сложи обратно,

Чтобы поместились.

Здороваемся с песочком

"Здороваются пальчики". Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
"Здороваются кулачки". Малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из рук.
"Ладошка здоровается с песочком". Предложите дотронуться до песка всей ладошкой - сначала внутренней, а затем тыльной ее стороной.
"Ручки радуются песочку". Малыш перетирает песок между ладонями, пальцами.

Делаем норки

Вы вместе с малышом копаете в песке небольшие ямки-норки руками или совком. Возьмите игрушку, например мышку, и озвучивайте ее (мышка пищит, хвалит малыша за такую замечательную норку). Детям 1-2 лет под силу выкопать 2-3 ямки без потери интереса, малыши постарше могут нарыть целый городок.

Печем пирожки

Малыш "выпекает" из песка пирожки или тортики. Для этого используются разнообразные формочки. Ребенок насыпает в них песок, утрамбовывает рукой или совком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.

Человек рождается совершенным, так как природа заранее позаботилась и заложила в наш организм все, что понадобится в жизни. Но этот щедрый дар необходимо развивать, тренировать и отшлифовывать. Проведите маленький эксперимент и понаблюдайте за своим малышом. Какие рефлексы у него присутствуют? Правильно, хватательные. Даже новорожденная кроха хватается за мамин палец и не отпускает его. Одни говорят, что это инстинкт, побуждающий искать защиту, другие считают случайным рефлексом. Однако и те и другие правы! И если вы задаетесь вопросом, как физически развивать ребенка до года, то начните с развития моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной, мышечной и костной систем человеческого организма, целью которой является движение пальцев рук. Сначала движения осуществляются непроизвольно, на уровне подсознания, затем ребенок осознанно начинает хватать игрушки, затем учится держать ложку, карандаш, завязывать шнурки, рисовать, писать и т.д.

Именно с развития мелкой моторики пальцев у ребенка:

  • Формируется речь и логическое мышление.
  • Развивается воображение и наблюдательность.
  • Совершенствуется зрительная и двигательная память.
  • Развивается ловкость и сила, начинается подготовка к ручному труду.

Развитие мелкой моторики у детей от 0 до 1 года

Задача родителей – помочь ребенку освоиться в нашем мире, адаптировать его для жизни в социуме, развить его в умственном и физическом плане. Споры о том, когда начинать развивать мелкую моторику у ребенка не утихают уже несколько десятилетий. Одни утверждают, что до года ничего не надо предпринимать, другие считают, что первый год жизни благоприятен для физического развития.

Когда ребенок осознанно начинает двигать пальчиками, нервные окончания передают сигнал в мозг, и наоборот, мозг посылает команду взять игрушку. При этом затрагивается участок, отвечающий за речь. Практика показывает, что чем раньше ребенок разовьет мелкую моторику, тем быстрее он заговорит. Поэтому развивать мелкую моторику можно начинать с первых дней, не забывая при этом несколько полезных правил:

  • Развивающие занятия должны проходить каждый день. При этом обязанность родителей следить, чтобы малыш был в хорошем настроении и не переутомлялся. На первых порах достаточно 3–5 минут в день.
  • Используйте игрушки и предметы разной формы, величины, фактуры и цвета. Малыши до года воспринимают окружающий мир через ощущения, поэтому многие вещи они распознают, только потрогав их.
  • Следите за чистотой игрушек, ведь малыши все хотят попробовать на вкус, и тянут игрушки в рот.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи, целуйте его и обнимайте. Так он будет чувствовать себя уверенней.

Как правильно развивать моторику у ребенка до года?

На первом году жизни ребенка все занятия по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько этапов:

  • От 0 до 3 месяцев полезна пальчиковая разминка. Делать ее можно часто, при каждой удобной минутке: в период бодрствования или когда малыш засыпает. Легкими движениями поглаживайте ладошку от запястья к кончикам пальцев, аккуратно разминайте подушечки пальцев. Когда грудничок стиснул кулачки можно чуть пощекотать пальчики, чтобы мышцы расслабились. Не забудьте размять каждый пальчик, сгибая и разгибая его.
  • От 3 до 5 месяцев можно начинать давать погремушки, но обязательно попеременно в правую и левую ручки. Постепенно малыш станет дольше удерживать игрушки. Стимулируйте ребенка тянуться ручками к игрушкам и к вам. Продолжайте делать пальчиковую разминку.
  • От 5 до 7 месяцев давайте ребенку предметы, которые он сможет перебирать. Для этих целей хорошо подойдут самодельные бусы из нанизанных мелочей (крупные пуговицы и бусины, пластмассовые крышки). Сшейте несколько мешочков из различных плотных тканей и наполните их разным содержимым: фасоль, крупа, макароны… Только, давая их малышу, следите, чтобы мешочки были крепко завязаны или зашиты.
  • От 7 до 9 месяцев дети начинают интересовать и другими вещами. Под вашим присмотром пусть поиграют кухонной утварью: ложки, крышки, пластмассовые бутылочки, контейнеры. Из игрушек пришла пора приобрести: пирамидку, кубики, резиновые пищалки.
  • От 9 месяцев до года предложите ребенку игры, где необходимо вставлять игрушки друг в друга: матрешки, крупный конструктор, емкости с предметами внутри. Поделитесь с ребенком кастрюлей – пусть складывает туда свои любимые игрушки. Учите катать по полу мячик и отыскивать спрятанные вещи. В этом возрасте дети также обожают переливать воду и возиться с песком.

Способов развития мелкой моторики у ребенка до года много. Главное правило – занятия должны проходить в легкой игровой форме, когда ребенок здоров и в настроении. Включайтесь сами в игровой процесс и попробуйте придумать что – то свое, необычное.

Удачи в нелегкой профессии – родитель!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх