Как связаны семья и быт. Конспект урока: «Семья и быт» (9 класс)

Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

Союзом мужчины и женщины;

Добровольностью вступления в брак;

Члены семьи связаны общностью быта;

Вступлением в брачные отношения;

Стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.

Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи -корни и крылья.

Вопросы и задания к документу

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие... в них верят в добро и правду... В этих семьях дети - радость... тогда как в других они - лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?

Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?

Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань.

Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

Вывод – семья это маленькая модель общества.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.

Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы. Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.

Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция эмоциональной поддержки, духовного общения.

Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.

Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа - патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас....обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.

Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, - результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.

Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.

Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.

Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20-30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?

Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.

Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?

Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.

Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало "кукушек"-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.

Урок обществознания в 10 классе по теме: Семья и быт

Тип урока: Урок-дисскусия

Цель: формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге и обязанностях; показать ценность и важность семьи в жизни человека; формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Оборудование: выставка рисунков на тему “Моя семья”; выставка фотографий “Что имеем и храним…” (о традициях семьи); материалы для проведения игры “Рождение семьи”; мультимедийное оборудование и презентация к уроку.

Раздаточный материал: выдержки из Библии; ситуационные задачи.

Термины и понятия: семья, психологический климат в семье, стиль семейных взаимоотношений.

Все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”

Л. Н. Толстой

Ход урока.

Перед нами стоит цель: ….

Так же я хотела, чтобы вы ответили мне на вопрос в конце урока - согласны ли вы с цитатой Виктор Гюго

И для начала я предлагаю вам прослушать фрагмент гимна Семье, прошу вас посмотреть небольшой видеоролик.

(гимн семье ) 1 мин. 37 сек

В гимне мы услышали два имени Петр и Февронья. Кто же это такие?

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтоб не множилось беззаконие
Петр и Феврония.

Презентация Петр и Февронья

На прошлом уроке мы с вами знакомились с тем, что семья является социальным институтом. Давайте вспомним. Нам расскажет…

Семья как социальный институт.

(Индивидуальная работа)

Семья - один из наиболее древних социальных институтов.

Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так формировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт— институт брака.

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир , основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

А теперь поговорим о функциях семьи. Нам расскажет….

Функции семьи.

(Индивидуальная работа)

Репродуктивная -биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации -передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая -совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Социально-статусная - передача детям определенного социального положения

Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи.

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

На мир семьи оказывает влияние целый мир факторов, идущих от общества. Типы семей?

Какие проблемы есть у современной семьи?

дисскуссия

Бытовые отношения.

(Работа в группе)

Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе)

Назвать 10 заповедей, которые придумали сами. И могли бы посоветовать своим друзьям.

Заключение.

Возможно предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о семье Вы сегодня узнали на уроке?

Какие выводы вы сделали для себя?

Написать синквейн на тему «семья».

«Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад - не нужен и клад.
Счастье.

Вернемся к нашей цитате.

Виктор Гюго «Семья - это кристалл общества»

И в конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели бы еще один видеоролик. Называется Детская молитва.

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Агния Барто

Любили тебя без особых причин.
За то,что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то,что - малыш,
За то, что растешь,
За то,что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей"

В. Бересов

Семья - это счастье, любовь и удача…
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.

На этот вопрос у нас есть сообщение. Прошу послушайте.

Сегодня даже дети знают, что 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Семья и быт 1. Семья как социальный институт Семья как социальный институт - деятельность семьи направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей. Семья как социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью. Функции семьи Наименование функцииЕе сущностьРепродуктивнаяБиологическое воспроизведение населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровнеСоциализирующаяФормирование индивида как личностиХозяйственно-бытоваяВедение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьиЭкономическаяМатериальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьиСоциально-статуснаяПредоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами - национальностью, религией и др.), воспроизводство социальной структуры обществаЭмоциональнаяОказание психологической поддержки членами семьиЗащитнаяФизическая, экономическая, психологическая защита членов семьиДуховно-нравственнаяРазвитие личности каждого члена семьиДосуговаяОрганизация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи 2. Семья в современном обществе Классификация семьи Основание для классификацииТип семьиКоличество детейМногодетнаяМалодетнаяБездетнаяХарактер распределения домашних обязанностейТрадиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.Коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очередиРодственная структураНуклеарная (от лат. nucleus - ядро) - супружеская пара с детьмиРасширенная - супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с нимиПолигамная - жена с мужьями или муж с женамиХарактер воспитанияАвторитарная - основывается на авторитете родителейЛиберальная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычекДемократическая - характеризуется постепенным формированием у ребенка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей. Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. Л.Н.Толстой в романе "Анна Каренина" использовал ставшее впоследствии всемирно знаменитым выражение: "Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастная по-своему". Именно проблемные ситуации в семейных отношениях чаще становятся известны и требуют помощи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. Виды брака Наименование вида бракаЕго сущностьЮридическийДобровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом; целью такого союза является создание семьи, что предполагает взаимные личные и имущественные права и обязанности супруговГражданскийДлительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, при этом они ведут совместное хозяйство и воспитывают своих детейЦерковныйБрак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. Родственные узы (родство) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.) Для справки: Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической. 1) Увеличивается возраст вступающих в брак. 2) Распадается каждый второй брак. 3) 70% разводов приходится на молодые семьи. 4) Каждый третий ребёнок рождается вне брака. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой ребёнок. За 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имею родителей. Остальные являются социальными сиротами, т.е. имеют живых кровных родителей. 5) Одна из важнейших причин социального сиротства - рост бедности. В 2000 г. реальные доходы населения составили только 35,8 % от уровня 1990 г. Коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, в России появились так называемые "новые бедные" - полные семьи с работающими родителями и 1 - 2 детьми; они составляют половину бедных семей. Тенденции развития современной семьи 1. Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга 2. Изменение положения женщины в семьи, обусловленное ростом ее авторитета в обществе 3. Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей 4. Развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка 5. Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи 6. Преобладание нуклеарной семьи 7. Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов и рожденных в них детей 8. Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей. Д/з: 1. Задание 2 страница 207 учебника

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности , усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .

Читая литературу о среде обитания человека, о eгo ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозначать место жительства. Следовательно, культура топоса означает культуру нашeго места жительства.

Разговор о месте жительства начнем с нескольких бытовых зарисовок:

1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед cвoей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит eгo ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру.

2. Одна из соседок энергично сметает песок с коврика у своих дверей на середину лестничной площадки.

3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросборной камеры.

4. Несколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Пьют пиво, шумят, оставляют после себя пустые бутылки.

Что объединяет все эти зарисовки? Вероятно, вы уже догадались: все события происходят рядом с теми квартирами, в которых живут действующие в этих ситуациях люди. И поведение как взрослых, так и молодых людей отнюдь не выражает заботу о своем месте жительства.

В этот же ряд можно поставить сцены из жизни coceда-алкоголика, свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, орущие мaгнитофоны, хозяева которых меньше вceгo думают о coceдях, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, отражающие нравственный облик жильцов дома.

Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ряда. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт. Разберемся, почему это происходит.

Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго. (3aдyмайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенствования»

Не случайно, отвечая на вопрос: «где ты живешь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к этому месту относимся? В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт, телефон-автомат на углу дома? Мoжет ли место, где мы живем, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зеленым? Подумайте: что в этом благоустройстве зависит от наших собственных усилий?

Современные архитекторы, строители решают задачу создания новоо типа жилья и новой застройки жилых районов. Они стремятся облегчить ведение домашнего xoзяйства и обеспечить культурно-бытовое обслуживание людей. Многие трудоемкие хозяйственные функции кoнцeнтрируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома. Понятие «квартира» с ее функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начинают выполнять оборудованные дворовые площадки, сквeры. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живем. Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому наших детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу eгo склонности, здесь зарождаются eгo симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается eгo характер... Но жизнь семьи, ее нpaвы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всeго общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Ceмья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, ocтaвленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо тaких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей.

Складывается общественная жизнь не по-человечески, а позвериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кpyгoм кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в ceмейном быту. Вместо литературных, эстетических,общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семья и быт План: Семья как социальный институт Функции семьи Семья в современном обществе Бытовые отношения Дом, в котором мы живем В семейной жизни самый важный винт – это любовь. А.П. Чехов

2 слайд

Описание слайда:

Перечислите, кого обычно люди называют своими родственниками? Какое родство, по Вашему мнению, самое близкое? Почему Вы так считаете? Слово СЕМЬЯ часто представляют как числительное «СЕМЬ» и местоимение «Я». Как вы думаете, почему? В чем уникальность семьи? Приведите примеры взаимодействия членов семьи. Дом невелик, да лежать не велит. Где любовь да совет, там и горя нет. Как Вы понимаете смысл этих поговорок? Дети не в тягость, а в радость? Как вы думаете, какие именно знания сохраняются и передаются из поколения в поколение? Приведите примеры, опираясь на собственный опыт и знание истории. Как, по Вашему мнению, взаимная поддержка членов семьи друг друга отражается на самочувствии человека, его настроении? Приведите примеры.

3 слайд

Описание слайда:

Опираясь на личный опыт, информацию из прочитанных Вами книг, газет, просмотренных телепередач приведите свои примеры любимого семейного занятия. Как это общее дело помогает членам семьи ощущать свое единство? Какие еще семейные ценности, на Ваш взгляд, позволяют членам семьи почувствовать свое единство?

4 слайд

Описание слайда:

Чем за общее счастье без толку страдать – Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Омар Хайям Согласны ли вы с поэтом? Почему, на Ваш взгляд, Омар Хайям считает, что важнее заботиться о счастье близкого человека, нежели переживать за все человечество?

5 слайд

Описание слайда:

Что такое семья? Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья - совокупность лиц, связанных между собой установленными законом правами и обязанностями, проистекающими из брака, родства или усыновления. Семья - совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.

6 слайд

Описание слайда:

3 а Д а н и е. Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?». 1. Петр и Ольга - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке. 2. Валентина Михайловна - вдова, она живет вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает. 3. Ивану Михееву - 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трехлетнего ребенка. 4. У Марины и Владимира Ермиловых двое детей - Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города. 5. Сергей и Дмитрий - гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения. 6. У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена. 7. Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоем живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

7 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Прочитайте ст. Семейного кодекса о функциях семьи. Отметьте отношения в своей семье.

8 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Выработать список основных прав, которые должны быть определены по отношению к каждому члену семьи, чтобы отношения между ними были хорошие. Какие из указанных правил помогут вам избежать или решить конфликт в вашей семье?

9 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Работа со ст. Семейного кодекса. Определить принципы семейного права, Защита брака и семьи государством и обществом. Равноправие между мужчиной и женщиной. Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи. Всесторонняя защита детей. Равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей. Уважение личности. Забота и взаимопомощь между членами семьи. Равноправие всех граждан в семейном отношении. Законность только гражданского регистрированного в загсе брака. Допустимость только одного брака.

10 слайд

Описание слайда:

функции семьи Репродуктивная. Социализация. Семья - главный агент социализации. Экологическая функция. Передача статуса. Социальное благосостояние. Защиты. Любовь и эмоциональная поддержка.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Формы брака Моногамия - брак между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия: а) полигиния (многоженство); б) полиандрия (многомужество - одна женщина и более одного мужчины); в) групповой брак (несколько мужчин и женщин).

13 слайд

Описание слайда:

3 а д а н и е 1. «Брачное объявление». 1-й этап. Составить примерный текст брачного объявления о самом себе (3 мин). В этом объявлении НУЖНО указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние. Большая часть объявления должна быть посвящена раскрытию личностных достоинств.

14 слайд

Описание слайда:

2-й этап. Обсудить объявления. Каждый зачитывает свое объявление, комментирует его то есть добавляет что-то своими словами к тому, что не успел написать, отвечает на вопросы остальных членов группы.

15 слайд

Описание слайда:

3-й этап. Провести взаимную «семейную консультацию», в ходе которой нужно помочь друг другу улучшить текст брачного объявления.

16 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 2. «Консультант». Выберите по своему желанию человека, которого вы должны оценить в качестве эксперта и о котором должны высказать вслух свою оценку его человеческих качеств как будущего семьянина (мужа-жены, отца-матери). Характеристика человека как будущего семьянина может включать в себя: оценку обаяния, внешнего вида, душевности. Время на составление характеристики 3 минуты.

17 слайд

Описание слайда:

З ад а н и е 3. «Брачный контракт». Подумайте над условиями контракта. Что в нем должно быть? Какие разделы вы считаете необходимыми в нем? Например: Имущество супругов, Семейный бюджет, Домашние обязанности, Воспитание детей, Питание, Отдых, Родственники, Домашние животные, Форс-мажорные обстоятельства, Ответственность супругов, Условия пересмотра отдельных положений настоящего контракта. Какие разделы вы хотите добавить?

18 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 4. «Семейный очаг». Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Ваша задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления. Но чтобы убедить в этом

19 слайд

Описание слайда:

проведение диагностики и рефлексии А. Вопросы 1. Что такое семья? Из кого она может состоять? 2. В чем уникальность семьи? 3. Для чего люди создают семью? 4. Почему членам семьи важно заботиться друг о друге? Что для этого нужно делать? 5. Что обеспечивает единство семьи?

20 слайд

Описание слайда:

Б. Выполните задания 1. Как известно, в баснях используется такой прием: автор говорит о животных, но имеет в виду типичные ситуации, связанные с поведением людей. Прочитайте отрывок из басни С. Михалкова «Кукушка и скворец». «Что распелся ты так рано над крыльцом?» - Кукушка из лесу скворцу прокуковала. «Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! – Ей отвечал Скворец. – Я нынче стал отцом! Теперь мне впору петь с рассвета до заката: В скворечнике моем пищат мои Скворчата! Я полон гордостью – растет мой скромный дом» - «Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! – Кукушка из лесу в ответ. – Чем удивил ты белый свет! По мне, так лучше быть свободной птицей!». Чье мнение Вы разделяете? Объясните, почему? Приведите примеры.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх