Как я отучила ребенка кусаться за месяц: личный опыт. Почему ребенок кусается и как отучить его от этой привычки

Просмотры: 3 818

Любопытный вопрос для родителей: почему кусаются дети? Если ребенок в год кусается, что делать и какая причина кроется за этим явлением? А если кусаться начинают дети постарше? Оказывается если детям хочется укусить ближнего, то это может быть признаком проблем, которые могут быть связаны с физиологическими или психологическими особенностями ребенка. До года кусание может обозначать то, что у малыша него режутся зубы. Если грудничок покусывает руку или грудь мамы, то так он выражает желание поесть. Годовалые и двухлетние дети обычно все тянут в рот. Но к трем годам свои чувства малыши должны выражать иначе. В детском саду дети могут кусать сверстников. И происходить это может из-за того, что ребенок обижен на взрослых или у него зубная боль. Какова бы ни была причина, ребенку необходимо помочь избавиться от кусачести.

Чтобы принимать меры по искоренению детского кусания, необходимо разобраться – почему кусаются дети? Но в любом случае важно относиться к ребенку по-доброму: не ругать, не кричать, не угрожать. Как мы уже сказали, в год ребенок может кусаться, потому что у него режутся зубы, он изучает окружающий мир. Но в 3 или 4 года к кусачести детей родителям необходимо отнестись серьезно. Одной из причин этого неприятного явления может быть тяжелая атмосфера в семье. Когда дома нездоровая обстановка, нет взаимопонимания и мира, то детское кусание может означать психологическое расстройство. Когда у ребенка стресс, то свое состояние он выражает кусанием. Не нужно, чтобы ребенок становился свидетелем ссор. Взрослым надо оценить обстановку в семье – из-за чего малышу может быть страшно? Обратитесь к психологу. Разговаривайте с ребенком и говорите о том, как вы его любите!

Если у ребенка болят зубы, то он может кусаться. Это чаще происходит тогда, когда молочные зубы меняются. Поэтому ребенок начинает чесать десна, он чувствует во рту дискомфорт. Кусать все подряд малыш может и из-за аллергической реакции. Возможно, что потребуется сдать с ребенком анализы на аллергию. Сын или дочь могут кусаться еще из-за нехватки любви, когда они на кого-то обижены. Это чаще случается в семьях, где есть младшие братья или сестры. Родителям необходимо показывать свою любовь к старшему ребенку. Его хвалить, интересоваться увлечениями малыша, его друзьями, обнимать и целовать. Сходите с ребенком в цирк, выйдите с ним поиграть в футбол. Аккуратно спросите своего чада, почему он кусается?

Если вы заинтересованы в том, как отучить ребенка кусаться, то стоит знать, что причина этого явления может крыться и во множестве запретов. Если ребенок пролил чай, разбил тарелку или шумит, то не стоит его ругать за это. Наказание подавляет психику детей. Ребенок кусается и так выражает свои негативные эмоции. Поэтому взрослым надо сдерживать себя, прежде, чем накричать на ребенка. Мотивируйте малыша на хорошее поведение, например, наградой!

Ребенок в год кусается что делать

Ребенок в год может кусаться, потому что не умеет выражать свои чувства по-другому. Как и дети 2 или 3 лет. Маленькие могут выражать кусанием не только злость, страх и волнение, но и нежность и любовь. Разговаривайте с детьми и объясните им в доступной форме, что проявлять любовь необходимо объятиями или поцелуями. Сами целуйте и обнимайте детей чаще.

В дошкольном возрасте малыши копируют не только взрослых, но и сверстников. В детском саду может найтись лидер, который научит нехорошим манерам – и драться, и кусаться. Дурные привычки дети часто приносят из сада. Если так произошло, то поинтересуйтесь у ребенка событиями, которые происходили в детском саду. Поговорите с воспитателями и попросите повлиять, побеседуйте с родителями ребенка, который кусается. Когда малыш кусается, ему необходимо объяснить, что этого делать нельзя. Привлеките к этому героев мультфильмов и сказок. Скажите ребенку, что они бы никогда никого не укусили.

Напоследок еще одна причина, по которой ребенок может начать кусаться. Это – излишняя активность. Если детям недостаточно физической активности в жизни, то они могут начать кусаться. В таком случае попробуйте отвлечь ребенка интересным занятием, чтобы он выплеснул свою энергию. Для этого подойдут хоккей, футбол, плавание, теннис, конный спорт, секция самообороны, танцы, аэробика. Самое главное – это доброе отношение к детям. Будьте с ними ласковы, и они не будут выражать свои чувства укусами.

сайт 2017-11-07

В годовалом возрасте дети часто кусают родителей за щеку. Когда у них режутся зубы, они готовы кусать все подряд, тем более если чувствуют усталость.

Если в возрасте 1-2 лет один ребенок укусит другого, будь то «по-дружески» или от злости, это тоже не повод для беспокойства. Дети такого возраста еще не умеют выражать чувства словами, поэтому выплескивают свои эмоции более примитивным способом вроде кусания. Кроме того, они еще не в состоянии поставить себя на место обиженного и не осознают, насколько это больно.

Родители в этом случае должны твердым тоном сказать: «Так нельзя! Это больно!» - и спустить ребенка с коленей на пол или забрать его из группы играющих детей. Ему просто надо дать понять, что такое поведение вам не нравится, даже если он еще слишком мал, чтобы уяснить себе, почему именно.

Младенец начинает кусаться из простого любопытства. Ему интересно посмотреть, что будет, если во время кормления он укусит мамину грудь? Чаще всего мама реагирует очень ярко и эмоционально, что и требовалось крохе. Ребенок до года не рассуждает: «Я сейчас тебя укушу, и тебе станет больно». Он ведет себя непосредственно, не задумываясь о последствиях. Но по мере взросления кусание становится все более осознанным.

Итак, почему же кусаются дети в возрасте от года до трех? В первую очередь это может быть старая привычка, закрепившаяся с тех пор, когда у малыша резались зубки. Однако намного чаще встречается ситуация, когда ребенок таким образом пытается выразить свои эмоции или чего-то добиться.

Некоторые считают, что самый простой и эффективный способ борьбы с этой дурной привычкой - укусить в ответ. В моей практике были случаи, когда родители поступали именно так и ребенок действительно переставал кусаться, но не потому, что понимал, как это плохо, а лишь от страха. Он знал: если укусит он, укусят его и ему будет больно. Соглашусь, вы действительно можете таким способом добиться хорошего поведения - но какой ценой? Опустившись на уровень агрессии ребенка, уравняв себя с ним. Не удивляйтесь, если в результате такого воспитания он утратит уважение к взрослым и не будет видеть разницы между ними и своими сверстниками.

Что же делать, если ваш малыш привык решать спорные вопросы с помощью зубов? Прежде всего, проанализируйте, в каких ситуациях он кусается чаще всего. Когда ему чего-то не дают? Когда на него не обращают внимания? Когда что-то запрещают? Кусание - это проявление агрессии. Допустим, вы заметили, что ваш малыш таким образом борется за право поиграть с чужими игрушками. Тогда перед выходом на улицу проведите профилактическую беседу: «Давай договоримся, что ты никого не будешь кусаться на площадке. Если ты захочешь поиграть с чужой игрушкой, ты просто попросишь или предложишь поменяться. Как только я увижу, что ты кого-то хочешь укусить, мы уйдем с площадки и будем гулять одни». Возможно, ребенок захочет проверить, насколько серьезны ваши намерения. Даже если на площадке не возникнет конфликтной ситуации, он ее спровоцирует исключительно для того, чтобы посмотреть, сдержите ли вы свое слово. И здесь необходимо проявить твердость. Делайте то, что обещали, - уводите его с площадки. Если этого не сделать, то в дальнейшем никаких рычагов управления ребенком у вас не будет - он просто не будет воспринимать ваши слова всерьез.

Многие дети перед тем, как укусить, оскаливаются, как тигрята. Если вы внимательно наблюдаете на прогулке за своим малышом, то можете уловить этот момент и зажать ему рот рукой: «Помнишь, о чем мы договаривались? Ты не кусаешься».

Бывает, что ребенок играет, изображая какое-то животное. Он шипит, рычит, царапается и кусается. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях малыш начинает играть в эту игру. Может быть, он прибегает к ней только в общении с другими детьми, чтобы выразить свою агрессию, которую ему запрещают демонстрировать открыто. А может быть, он просто увлекается и кусает от избытка чувств.

Если малыш кусает вас

Когда речь шла о грудном ребенке, я советовала не подавать вида, что вам больно, вообще никак не реагировать на его действия. Теперь тактика должна принципиально измениться. Подросший ребенок очень зависит от настроения родителей. Он уже понимает, что мама может испытывать разные чувства, и боится ее расстроить. Поэтому не скрывайте, что вам больно, что вы буквально плачете. Он поймет ваши эмоции. Будет нелишним даже немножко их гипертрофировать: «Ой, как мне больно! Посмотри, теперь у меня будет синяк. Ты меня очень сильно расстроил».

Если ваше огорченное лицо малыша не останавливает, и он продолжает кусаться, значит, пришла пора отвести специальное место в квартире, куда он будет отправляться каждый раз, когда не сдержится. Это может быть скамейка, диван, ковер. Обнимите малыша и скажите: «Я тебя очень люблю, но мне больно. Я не хочу, чтобы ты мне делал больно. Иди, посиди в другой комнате, успокойся». - «Я не хочу. Я больше не буду». - «Больше не будешь? Тогда давай мириться. Но если ты сделаешь так еще раз, придется тебе отправиться на диван». Очень важно не лишать ребенка в этот момент своей любви. Он не должен чувствовать, что вы его игнорируете. Ваше «посиди и успокойся» не должно звучать угрожающе, не должно выглядеть как наказание. Это просто тайм-аут, который вы даете ребенку, чтобы он пришел в себя. При этом совершенно бессмысленно говорить: «Иди и подумай, как ты себя ведешь». Ребенок еще не в состоянии размышлять над своим поведением и оценивать его с точки зрения этики и морали.

Иногда от привычки кусаться помогает избавиться... резиновая игрушка. Каждый раз, когда малыш собирается кого-то укусить, протягивайте ему эту игрушку: «Кусай». - «Я не хочу». - «А мы не хотим, чтобы ты кусал людей». Таким образом вы даете ребенку возможность выплеснуть эмоции, не причиняя никому вреда, и, что особенно важно, фиксируете его внимание на том, что он делает. Ведь малыш на втором и даже на третьем году жизни не всегда может контролировать свое поведение, часто у него сначала срабатывает импульс - укусить, а потом уже приходит осознание того, что он сделал. Резиновая игрушка становится своеобразным тренажером, помогающим ему научиться сначала думать, а потом уже действовать.

Если ваш ребенок укусил другого ребенка

Итак, это произошло. Рядом громко плачет малыш, показывая своей маме следы зубов на ручке. Ваши действия?

Первый импульс родителя - наброситься на своего ребенка и наказать его. Желание вполне понятное, но не спешите ему следовать! Подумайте, к чему ведет такая реакция? Вместо того чтобы научить ребенка контролировать свое поведение, вы сами преподаете ему урок агрессии: ты укусил - я тебя нашлепала. Получается, что кусаться нельзя, а бить можно. Эту ли истину вы хотите донести до своего малыша?

Я предлагаю и здесь следовать тактике, о которой мы говорили в предыдущей главе, - лишить внимания своего ребенка и направить на обиженного. Подойдите к укушенному и извинитесь, проговорите то, что вашему ребенку самому трудно выразить словами: «Саша (Дима, Петя) тебя обидел. Тебе больно. Мне очень жаль, и я прошу прощения за него. Да, он очень плохо поступил. Давай я позову твою маму. Вот у меня есть платочек. Давай я слезки тебе вытру». Если вы знакомы с укушенным ребенком и он вам доверяет, можно его обнять. Вашему малышу будет больно это видеть, возможно, он заплачет. Но при этом поймет: «Если я буду кусать других детей, моя мама будет обращать внимание на них, а не на меня». Кроме того, вы своим примером покажете ему, что делать, если он вдруг кого-то обидел, - надо подойти, извиниться и постараться исправить ошибку.

Кусание у детей постарше

Если ребенок кусается в возрасте от 2 до 3 лет, вы должны определить для себя, насколько часто это происходит, и дать оценку поведению ребенка в целом. Если ребенок постоянно выглядит напряженным и недовольным и часто кусает других детей, это является признаком, что с ним что-то не в порядке. Возможно, его слишком часто наказывают и одергивают дома. Или же у него не было возможностей привыкнуть к обществу других детей и он считает, что они опасны и могут угрожать ему. Может, он испытывает ревность по отношению к своему младшему брату или сестре и выплескивает свой страх и обиду на других детей, считая их такими же соперниками.

Если кусание сопровождается другими агрессивными действиями, это симптом более серьезной проблемы, которая заслуживает куда большего внимания, чем само по себе кусание.

Обычно же вполне здоровый и нормально развивающийся ребенок вдруг может неожиданно укусить кого-нибудь. Это совершенно естественный этап развития, который не представляет собой никакой психологической проблемы. Однако многих родителей это беспокоит, поскольку они опасаются, что из их тихого и спокойного ребенка в будущем вырастет злодей. Кусание - это всего лишь определенная стадия развития, через которую проходят даже самые добрые и ласковые дети.

Что сделать, чтобы ребенок не кусался

Прежде всего, надо уметь предотвращать такие случаи. Если вы заметили, что ребенок кусается в каких-то определенных ситуациях, то необходимо, чтобы в эти моменты рядом с ним был кто-то из взрослых. Если ребенок часто испытывает разочарования и стрессы, так как является, к примеру, самым маленьким и слабым среди детей или из-за того, что вы непоследовательны в своих требованиях, подумайте над тем, чтобы внести изменения в его повседневную жизнь.

Постарайтесь уделять ему больше внимания именно в те моменты, когда он ведет себя хорошо. Ведь родители зачастую обращают пристальное внимание на детей как раз тогда, когда они что-то ломают или кого-то кусают. Намного полезнее будет, если внимание родителей будет наградой за хорошее поведение.

Если вы видите, что в ребенке нарастает недовольство, отвлеките его чем-нибудь. Если ребенок уже достаточно подрос, то можно выбрать время и обсудить с ним эту проблему, попросив его задуматься над тем, как это больно, и что еще он может предпринять, когда чувствует желание укусить кого-нибудь.

Если же ребенок уже успел укусить кого-то, то внимание надо уделить прежде всего пострадавшему малышу, игнорируя «агрессора». Успокоив обиженного, твердым тоном скажите своему ребенку, что вам не нравится его поведение, и потребуйте, чтобы он так никогда больше не делал. А потом посидите рядом с ним некоторое время, пока он будет переваривать сказанное. Возьмите его за руку или обнимите, чтобы он не убежал от вас. Постарайтесь избегать долгих нравоучений.

Можно ли укусить ребенка в ответ?

Некоторые родители, испытавшие на себе укусы маленького ребенка, спрашивают, можно ли укусить его в ответ. Я считаю, что родители должны быть родителями, а не опускаться до уровня младенца и не отвечать на его плохое поведение укусами, шлепками или криком. Кроме того, если вы кусаете или шлепаете маленького ребенка, он, скорее всего, опять ответит вам тем же, поскольку решит, что это игра. Кроме того, он может подумать, что если вы позволяете себе такое поведение, то ему и подавно можно. Лучше всего, чтобы предотвратить повторный укус, отстранить ребенка от себя, как только вы заметите характерный блеск в его глазах, и ясно дать ему понять, что вам такое поведение не нравится и вы не намерены его допускать.

Кусание в возрасте после трех лет

Обычно дети перестают кусаться к трем годам или чуть позже. К этому возрасту ребенок уже в состоянии воспользоваться словами, чтобы выразить свои желания и чувства. Кроме того, он уже лучше умеет контролировать себя.

Если же ребенок продолжает кусаться, это может оказаться признаком достаточно серьезной проблемы развития. В этом случае вам помогут опытный врач или другой специалист.

Причин того, что Ваш ребенок испытывает желание кусаться несколько и их можно достаточно однозначно обобщить. Для каждого возраста они индивидуальны и схожи. То что ребенок кусается в подавляющем большинстве случаев не является каким-либо нарушением психики или недостатком воспитания. Более того, в раннем возрасте это один из способов познания окружающего мира, дающий ребенку дополнительную информацию о предметах. Давайте подробнее опишем возраст и причины такого поведения малыша:

В возрасте 5-7 месяцев, ребенок обычно кусает других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Так же это может быть один из способов познания окружающего мира. Чаще всего он кусает родителей и родственников. В таком возрасте малыш отучается кусаться, когда видит и слышит реакцию человека, которого он укусил. Дайте малышу, у которого могут резаться зубы специальные кольца для прорезывания зубов, которые разработаны специально для того, чтоб уменьшить дискомфорт.
В возрасте 8-14 месяцев - когда он очень сильно возбужден. Чаще всего кусает родственников или других детей, которые находятся рядом с ним. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться. Скажите, что кусание причиняет боль другим людям. Преувеличьте боль, если ребенок кусает Вас.
В возрасте 15-36 месяцев, ребенок может кусать окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно кусают других детей, менее часто - родственников. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо. Помогите ему научиться выражать свои чувства словами.
После 3 лет, дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются, необходимо показать врачу. Может оказаться, что у ребенка проблемы со здоровьем или тяжелое эмоциональное состояние. Тем не менее, иногда кусание – проявление проблем с поведением, связанных с враждебностью и агрессией.
Обычно детский укус безвреден, и не требует медицинского вмешательства для ликвидации последствий. Даже укусы, при которых была повреждена кожа и начала идти кровь, не составляют опасности. Достаточно просто продезинфицировать место укуса в домашних условиях.

Причины негативного поведения малышей разнообразны: в какие-то моменты жизни ваш ребенок может начать замахиваться на родных, близких, бить их по лицу, щипать, плеваться, употреблять бранные слова. Таким же образом он может вести себя и по отношению к младшим братьям и сестрам, к сверстникам. Конечно, терпеть такое поведение нельзя. Родителям следует проанализировать, в каких ситуациях у ребенка появляются агрессивные вспышки, постараться поставить себя на место ребенка и понять, чем они могут быть вызваны, и выработать общую стратегию своего поведения. В любом случае важно с самого начала не допускать проявлений агрессии по отношению к окружающим.

Следует так же помнить, что у маленьких детей нет чувства страха, понимания опасности их поступков для самих себя и окружающих. Ребенок может причинить боль другому человеку, так как пока еще не знает, что укусить, толкнуть, или ударить кого-либо – это так же больно, как если кусают или бьют тебя самого.

Дети учатся на примерах, в первую очередь, родителей. Если в семье грубо обращаются друг с другом, детей физически наказывают, то велика вероятность того, что малыш усвоит подобные способы поведения. Проанализируйте свои взаимоотношения с родными, близкими и вашим ребенком, и вы увидите, что его поведение – это зеркальное отражение того, что происходит в семье.

Агрессия может быть реакцией на недостаток внимания. Потребность во внимании, доброжелательном отношении и поддержке – главная потребность маленьких детей. Если вы замечаете ребенка преимущественно тогда, когда он делает что-то негативное, то он будет проказничать, чтобы привлечь ваше внимание. В этом случае вы должны чаще общаться с малышом, поощряя его, когда он ведет себя хорошо по отношению к взрослым и другим детям.

Еще агрессию могут вызывать постоянные запреты, которые тормозят любознательность и природную активность малыша, его стремление к свободе и самостоятельности. Никогда не мешайте ребенку выполнять что-либо самостоятельно.

Не только укусы, но и размахивание руками, хлопанье по лицу могут быть вызваны сильными эмоциями малышей. Это чаще происходит по отношению к сверстникам, так как дети еще не умеют общаться друг с другом. Чтобы исправить такое поведение, взрослым следует организовывать совместные игры детей, обучать их выражать свои переживания словами. В ответ на негативное действие ребенка нужно увести его из комнаты или игровой площадки, объяснить ребенку, что другому больно и пожалеть обиженного. Не нужно часто напоминать малышу, что он поступил не хорошо, та как он может стать еще более раздражительным и начать поступать назло.

Старайтесь хвалить ребенка за хорошие поступки, доброжелательное поведение по отношению к окружающим, в повседневной жизни проявляйте больше внимания к нему и чаще дарите ему свою ласку.

Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех- или даже четырехлетний ребенок, это может насторожить не только воспитателей в детском саду, но и родителей малыша. Почему это происходит и что делать в такой ситуации?

Ребенок кусается – это нормально?

Конечно, попытка цапнуть ближнего своего не является абсолютно нормальным явлением. Так или иначе, она скрывает под собой какие-то проблемы психологического или физического характера. Какие именно? В этом стоит разобраться, но пока скажем несколько слов относительно возраста, в котором кусание перестает быть естественным явлением.

  • В возрасте до года кусание вполне обусловлено прорезыванием зубов. Также, если кроха пытается прикусить маму за руку или за грудь, это может означать, что он голоден.
  • В возрасте от года до двух лет ребенок тенят в рот все предметы, которые попадаются под руку. Это можно назвать исследовательским инстинктом.
  • Но после трех лет ребенок должен иначе выражать свои чувства. «Кусачие» дети в детском саду – опасность для сверстников и «головная боль» для воспитателей.

Причины детской кусачести

Причин может быть очень много: от зубной боли до затаенной обиды на взрослого. В каждом случае необходимо принимать индивидуальные меры по устранению неприятного явления. Единственная мера, применимая ко всем случаям детской кусачести, – доброе отношение к ребенку. Не стоит ругать кроху за его поведение, угрожать и кричать, а также излишне акцентировать внимание на проблеме, делать из нее достояние общественности.

Причина 1. Тяжелая атмосфера в семье

Замечено, что дети, в семьях которых нет мира и взаимопонимания, чаще страдают от различных психических расстройств. Кусачесть – это самое малое, что может «показать» ребенок, находящийся в постоянном стрессе.

Важно, чтобы кроха чувствовал любовь и тепло в собственном доме. Дом должен стать для него самым безопасным местом на свете, а не источником стрессов и страха.

  1. В корне поменяйте свое поведение дома, если хотите оградить ребенка от расстройств и психических потрясений.
  2. Проконсультируйтесь у опытного психолога.
  3. Поговорите с малышом. Объясните, что вы его очень любите, а напряженная атмосфера в семье – временное явление. Ему не стоит бояться, ведь папа и мама всегда будут рядом.

Причина 2. Боль или аллергия

Кусачесть может стать симптомом зубной боли у ребенка. Когда режутся постоянные зубы или выпадают молочные, ребенок, скорее всего, будет чувствовать дискомфорт во рту и постарается почесать десну самым доступным способом – кусая все подряд.

Также малыш может кусаться и быть агрессивным из-за аллергии на некоторые продукты. Не стоит сразу отбрасывать этот вариант, а лучше сдать тест.

Причина 3. Обида или злость

Или, другими словами, нехватка любви. Такое часто случается в семьях, где кроме малыша есть другие дети – особенно младшие. Мамы не всегда правильно умеют распределить внимание между детьми, в результате кто-то остается обделен родительским теплом.

  1. Всеми силами показывайте свою любовь к крохе: хвалите, спрашивайте о детском садике, об увлечениях, о друзьях. Почаще целуйте и обнимайте малыша, и уже в скором времени он забудет про свою дурную привычку.
  2. Выберитесь с малышом куда-нибудь вдвоем. Например, можно вместе сходить в парк аттракционов или в цирк. Если в семье есть другие дети, их лучше оставить с бабушкой или папой.
  3. Придумайте «свою» игру и играйте в нее каждый день. А можно научить ребенка уже существующим играм, например, пригласите чадо поиграть в бадминтон или в мяч.
  4. В игровой форме ненавязчиво выспросите у крохи, почему он решил кусаться.

Причина 4. Много запретов

Все знают, что наиболее счастливые дети – те, которым дозволено почти все (в разумных пределах). Не стоит ругать ребенка за пролитый чай, разбитую посуду, беспорядок и шум. Помните, что постоянными запретами и наказаниями вы угнетаете психику малыша, мешаете формированию полноценной, здоровой и свободной личности.

Желание кусаться в этом случае – способ высвободить скопившиеся эмоции, показать собственное «Я». Это протест, направленный в сторону родителей, но страдают от детских укусов в основном другие малыши из детсадовской группы.

  1. Сдерживайте себя, когда хотите сказать ребенку «нет!». Вас можно понять, но разбитая чашка и разрисованные стены не стоят того, чтобы из-за них ломать детскую психику.
  2. Спокойно и сдержанно скажите ребенку, что именно не нравится вам в его поведении. Предложите вместе исправить ситуацию. Посулите награду за хорошее поведение.
  3. Почитайте книги по детской психологии. Это поможет вам лучше понять своего кроху, избежать ошибок в воспитании и понять, почему вы всегда хотите ограничивать свое чадо.

Причина 5. Неумение выражать свои чувства другим способом

Бывает, что маленькие детки в 2-3 года просто не могут выразить свои чувства иным образом, кроме как через физическое воздействие. Причем речь идет не только о злости и обиде, но и о страхе, волнении, любви и нежности. Да-да, даже свою привязанность малыши иногда выражают довольно неординарным образом, стремясь прикусить вас за руку или плечо. Что делать в этом случае?

  1. Поговорите с чадом, расскажите, что если ему хочется выразить свои чувства, он должен делать это словами (или, если речь о любви, с помощью поцелуев и объятий).
  2. Подайте ребенку пример. Чаще целуйте и обнимайте его, не ссорьтесь с домочадцами и уж тем более не применяйте силу к другим людям.

Причина 6. Дурной пример сверстников

Детки в 3-4 года склонны копировать не только взрослых, но и своих сверстников. В детском саду непременно найдется лидер, который будет «задавать тон». К сожалению, такой лидер далеко не всегда обладает хорошими манерами и может оказаться именно «кусачим» ребенком.

Вспомните, когда ваш малыш «принес» из детского сада свою дурную привычку. Лучше подробно расспросить малыша, почему ему нравится кусаться. Дети в 3-4 года охотно делятся с родителями событиями, происходящими в детском саду, поэтому кроха, скорее всего, расскажет вам про «кусача» в детском саду.

  1. Поговорите с воспитателем в детском саду. Попросите повлиять на детей. Напомните, что кусание не такая уж безобидная игра. После некоторых детских укусов приходилось накладывать швы!
  2. Повлияйте на ребенка сами. Найдите слова, которые убедят кроху. Можно подключить к процессу перевоспитания любимых детских персонажей – героев сказок и мультиков. Скажите, что они никогда бы не стали кусаться. В особо запущенном случае можно вызвать аниматора, который сыграет роль того или иного персонажа.
  3. Пообщайтесь с родителями «кусача». Теперь, когда поведение их ребенка стало социально опасным, они обязаны принять соответствующие меры.

Причина 7. Излишняя активность

Если ребенку не хватает в жизни физической активности, он может начать кусаться. Что делать в таком случае, понятно и так. Конечно же, обеспечить малыша занятием, на которое он потратит всю свою скопившуюся энергию!

Для детей любого возраста подходят:

  • плаванье;
  • бадминтон/теннис;
  • конный спорт;
  • секция самообороны;
  • коллективные игры (футбол, хоккей, баскетбол).

Девочек можно записать на аэробику или танцы.

Желательно, чтобы кроха сам выбрал то занятие, которому ему хочется посвящать свое время.

Заключение

Помните, что только доброе отношение к малышу поможет искоренить в нем привычку кусаться. Будьте терпеливы и ласковы с ребенком, и очень скоро он перестанет выражать свои чувства через укусы сверстников и родителей.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх