Куда попадают дети отказники. Дети-отказники и их родители: кто виноват и что делать

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат , то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.

Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Кроме физиологических проблем , ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности . Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности» . С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Мария Капилина (Пичугина)
Татьяна Панюшева

Купить эту книгу

Обсуждение

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.

"Оба хуже" (С)

У меня приемный ребенок, изъятый из семьи в возрасте 4 месяцев. У нас проблемы не с отсутствием привязанности, а с гиперпривязанностью - в первые полгода, которые ребенок провел дома, ей тогда было 2,8, я не могла даже в туалет сходить одна, ребенок буквально должен был держаться за меня, чтобы чувствовать себя спокойно. Это проявляется даже сейчас, ей уже 7 лет, и спать мы должны обязательно с открытыми дверями комнат, т.е. быть в зоне видимости и досягаемости. так что статья действительно малопрофессиональная.

Какая в принципе разница? И что значит- что лучше? Главное - любить ребенка, любого и отдавать ее этому ребенку.

Интересно, кстати, а не связана ли описанная в треде ниже сохранность отказников с, как бы это сказать, большей сознательностью био? Я имею в виду, что это же надо принять решение, с паспортом родить, написать согласие на усыновление. То есть нужны какие-то минимальные усилия и определенный уровень ответственности. Может быть и дети тогда получаются тоже более сознательные?
В личном опыте у меня один изъятый в 2,5 года и одна отказница. Но делать какие-либо выводы пока, естественно, рано. Единственное, что могу сказать: у обоих, кажется, нет проблем с привязанностью, не было госпитализма и депривации.

Мой опыт говорит о том, что самые жесткие нарушения привязанности как раз встречаются у детей, которые первые годы жизни провели в условиях пренебрегающей кровной семьи. Кроме нарушений привязанности у таких детей очень часты агрессия и аутоагрессия, переносы своей ненависти и боли на приемную семью. А если кровные родственники еще пытаются "качать права", тогда ребенка вообще раздирают такие чувства, с которыми врагу не пожелаешь встретиться.
У отказников совершенно не обязательно нарушение привязанности. Вне зависимости от того, как к ним относились в больницах и домах ребенка.

у меня все наоборот. у изъятого ребенка куча проблем и из-за течение беременности, и из-за обращения с ним в асоциальной семье, и из-за ее места обитания, и из-за голода и болезней там, и из-за изъятия итд итп.
а отказник- просто ребенок, ну тревожность осталась, да...

Разочаровало. Для выпускницы пединститута, прочитавшей несколько учебников о психологии сиротства это было бы очень неплохо. Но для ведущих специалистов в этой области очень поверхностно и малопрофессионально. И снова эти штампы про "безнадежных отказников" и "не такие глубокие проблемы у детей из асоциальных семей".

Че-то я думала, такие теории уже потеряли свою актуальность. А я эту книгу рекомендовала "не глядя" людям. Пойду, пожалуй, почитаю.

Фу-фу-фу. Вместо "разрушения стереотипов" только поддерживают очередной о том, какие ужасные отказники.

Как усыновить ребёнка из роддома? Все больше осиротевших или брошенных детей в нашей стране находят новую семью. Малышей берут под опеку, в приемные семьи, усыновляют. Самым большим спросом, особенно у бездетных семей, пользуются младенцы, только появившиеся на свет. Усыновления новорожденного родители ждут годами, так как очередь огромна и подходит не быстро. Но о том, как усыновить ребенка из роддома, какие требования к документам и усыновителям, знают далеко не все.

Как усыновить ребёнка из роддома

Довольно часто, к сожалению, в роддомах молодые мамы отказываются от своих новорожденных детей. Причины отказов могут быть разными:

  • ранняя беременность, когда родители несовершеннолетней мамы уговаривают ее оставить малыша в роддоме;
  • учеба в ВУЗе, когда мама предпочитает карьеру судьбе своего малыша;
  • родовая травма или другая патология, в результате чего ребенок рождается больным;
  • недостаток средств или отсутствие жилья;
  • алкоголизм, наркомания.

Именно этих детей, отказников, так ждут новые родители. Но прежде, чем ими стать, нужно получить разрешение в органах опеки на усыновление из роддома новорожденного малыша.

Если вы твердо уверены, что вам нужен ребенок из роддома, которого вы сделаете счастливым, то ищите в вашем городе или районе орган или отдел опеки.

Заявление, которое вы там напишете, будет вашим первым реальным шагом к вашему ребенку. В заявлении нужно будет указать ваши данные, а так же описать, какого ребенка вы хотите взять в свою семью: возраст, цвет глаз и волос и т.д.

Существуют требования к усыновителям, которым вы должны соответствовать полностью, это:

  • здоровье. В органах опеки вы получите бланк, по которому должны пройти медосмотр. У вас не должно быть инфекционных, онкологических заболеваний, туберкулеза, хронических заболеваний.
  • доходы. Доходы на каждого члена вашей семьи должны быть выше, чем прожиточный минимум, установленный в вашем регионе.
  • жилищные условия. Вам нужно будет представить документы на квартиру или дом, в который вы собираетесь привезти малыша. Органы опеки, после того, как вы соберете все бумаги и принесете им, придут к вам для обследования вашего жилья, чтобы убедиться, что ребенок будет жить в хороших условиях.
  • если усыновление оформляется на жену, то нужно письменное согласие мужа, и наоборот.
  • вам нужно взять справку в полиции о том, что вы не судимы.
  • подготовка. Вам необходимо пройти курсы будущих приемных родителей. Исключение может быть сделано только для тех, кто уже усыновлял детей и проходил обязательную подготовку. О прохождении курсов вам выдадут удостоверение.

Все эти документы для усыновления попадут на стол комиссии, которая решит вашу судьбу: быть вам родителями усыновленного малыша или нет. Об отказе вам сообщат в течение 5 дней, если же через 5 дней никаких вестей не поступило, значит, ваши документы одобрены комиссией, и через 2 недели вас пригласят за разрешением.

И только получив заключение комиссии о вашей пригодности быть усыновителями, вы встанете на очередь за вашим малышом. Это один из минусов усыновления младенцев. На детей после года очереди нет.

Порядок усыновления ребёнка из роддома

Начнем с того, что прямо из роддома ребенка получить практически невозможно. Несколько дней он находится в роддоме, потом его переводят в детскую больницу. Там его тщательно обследуют, и какое-то время он проводит в отделении. Затем его передают в дом малютки. В это время отказавшаяся от малыша мамаша еще может одуматься и забрать ребенка, даже если на него начали оформлять документы на усыновление. И это второй минус. На практике такое случается, хоть и редко.

И третье: требуется время для подготовки документов об усыновлении в суд, затем нужно дождаться заседания суда, и выдержать 10 дней до вступления решения в силу. Усыновление в нашей стране проводится только по решению суда, и никак иначе. Поэтому усыновление из роддома – это, скорее, миф. Своего малыша вы сможете получить, когда ему уже будет 2-3 месяца. Хотя в жизни бывает всякое.

Но вернемся к этапам усыновления. Ваша очередь, в конце концов, подошла, вы заново (!) собрали все документы, снова получили разрешение от органов опеки и познакомились с будущим сыном или дочкой, ребенок вам понравился, и что дальше?

Озаботьтесь обследованием здоровья малыша. Посмотрите его медицинскую карту. Сделайте с ребенком все возможные анализы, УЗИ и прочее. Это вам должны сделать бесплатно. У ребенка могут быть болезни, которые пока не дали о себе знать, но результаты обследования их покажут. И если вы не хотите связывать свою жизнь с больным ребенком, или у вас нет средств для его лечения, то лучше откажитесь сразу. Ваше разрешение будет действительно 3 месяца, за это время вы сможете найти здорового ребенка. Если же вас все устраивает, сообщите в органы опеки о своем выборе и вместе с ними идите подавать документы в суд.

На этот раз заявление, которое вы напишете, должно содержать просьбу об усыновлении и данные малыша, которые вы хотите ему присвоить. Вы можете:

  • дать ему свою фамилию и отчество;
  • поменять имя;
  • поменять дату и место рождения.

Последнее более важно, если вы имитировали беременность, чтобы сохранить тайну усыновления (ст.139 Семейного кодекса). Дату можно изменить на три месяца в обе стороны, и это разрешается при усыновлении.

Для сохранения тайны суд проводится закрытым, присутствуют, кроме усыновителей, органы опеки и прокурор.

После того, как суд установит усыновление, вы получите выписку (через 10 дней), и с ней и своими паспортами отправитесь в ЗАГС, где вам выдадут свидетельство о рождении вашего ребенка.

С помощью органов опеки вы можете договориться о том, чтобы ребенка и маму в назначенный день выписали из роддома, заснять все это на видео для истории и ехать домой воспитывать своего малыша.

О том, как усыновить ребёнка из роддома, дома малютки или детдома, требованиях к усыновителям можно узнать в Семейном кодексе РФ, статьи 122-144.

Вопросы усыновления – наиболее болезненные и ответственные, ведь, принимая на себя все тяготы проблем взращивания малыша, люди не вполне осознают, что эта юридическая процедура изменит их жизнь навсегда. В нашей стране нет такой массовости в желании стать приемными родителями, как, например, в США, и сотни тысяч деток продолжают находиться в государственных учреждениях – домах малютки, детских домах, интернатах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Что касается усыновления из дома малютки, то процесс имеет такую же последовательность и принципы, как и при взятии из роддома. Но в доме малютки содержатся малыши всякого возраста , уже сформировались черты лица, установился и проявился цвет глазок, волос. Понятно желание будущих родителей выбрать именно понравившегося ребенка, желаемого пола и возраста.

После одобрения кандидатур ООП дадут специальное разрешение на посещение дома малютки , где можно предварительно просмотреть базу данных, а потом уже ближе познакомиться с человечком, которому нужна семья.

Если вдруг выйдет так, что ребенка по сформированному в мыслях образу подобрать не выйдет, можно обратиться в близлежащие дома малюток, расположенные в соседних городах , поселках, куда можно обратиться с заключением о возможности стать усыновителями.

Изучив информацию о детках, их данные по картотеке в базе данных, следует снова и снова смотреть, знакомиться до тех пор, пока не екнет сердце.

Тогда суд, находящийся по месту расположения детского учреждения, по иску усыновителей, с участием представителей ООП, рассмотрев все документы, в установленный законом срок вынесет, скорее всего, положительное решение, после вступления в силу которого с копией решения суда можно будет избранного счастливчика забрать домой .

Чтобы ребенок считал себя родным и отношения в семье не осложнялись тем, что усыновленный ребенок узнал о своем появлении в семье, УК РФ содержит статью 155, согласно которой должна быть соблюдена тайна усыновления .

Круг лиц, осведомленных об этой щепетильной юридической процедуре, узким не назовешь: это работники ООП, дома малютки, суда. Чтобы исключить человеческий фактор и опасность разглашения, законом разрешено менять не только ФИО ребенка, но и дату рождения, и даже место рождения . Разница в сроке между фактической и вымышленной датами рождения не должна превышать трех месяцев.

Разумеется, тайна усыновления имеет смысл, когда берут кроху в роддоме или в доме малютки , а если взяли из приюта ребенка, который помнит уже многое и осознает, что это не те люди, которые его родили, то нет смысла в создании вокруг факта усыновления ореола таинственности.

Пособия на усыновленных детей

Усыновленные дети приравниваются к родным, поэтому законы РФ предусматривают выплаты для усыновителей в тех же размерах и сроках, что и для родителей в обычных семьях – больничный лист, если ребенок взят из роддома, пособие до достижения ребенком возраста 1,5 лет и т.д.

Усыновители могут получить единовременное пособие , если обратятся с заявлением в течение 6 месяцев с момента суда (с фактической дата усыновления), но ни днем позже. В 2015 г. это пособие, выплачиваемое одноразово, составляет 14497 руб.

Здравствуйте.
Меня зовут Ольга, я из Магнитогорска. В этом посте мое утро, вечер и полдня с малышами-отказниками. Это понедельник, 28-е октября.
Три месяца назад я стала волонтером. Сегодня я расскажу вам о том, куда попадают малыши-отказники из роддома и как они там живут.

К детям я пойду после обеда, а пока - подъем.
1.


Водные процедуры
2.


Кошачий завтрак
3.


Посуду надо мыть. Хотя бы изредка.
4.


Занимаюсь йогой
5.


Класть ногу за голову, как инструктор, я пока не умею)
6.

Чай с печеньем и конфетами
7.

Читаю ленту
8.

Кошка спит
9..


Котенок лежит
10.


Делаю домашнее задание
11.


12.


Яичница на обед
13


И чай. И к чаю.
14.


Книга интересная, но с монитора воспринимается тяжело. Надо будет найти бумажный вариант.
15.


Ковроугодное фото перед выходом
16.

17.


Беру с собой влажные салфетки - их часто не оказывается, а вещь нужная.
У нас в городе время от времени проводят сбор памперсов для детей-отказников. Если захотите поучаствовать в таком сборе в вашем городе - приложите к памперсам пачку влажных салфеток - их вечно не хватает.
18.


В путь.
19.


По дороге в больницу. После роддома отказники попадают в детскую больницу, а, уже после обследования - в детский дом.
20.

21.


Раздевалка. На вешалке висят халаты, в том числе и мой.
22.

Халат у меня не белый, как и тапочки.
23.


Прихожу в палату к детям.
Кто-то спит.
24.


Кто-то - не спит.
25.


И еще кто-то спит.
Сегодня малышей всего трое, чаще всего их бывает от четырех до шести. Дети с хорошим здоровьем быстро уезжают в детский дом, а с проблемами со здоровьем - остаются здесь дольше, и мы успеваем подружиться.
26.


Меняю пеленки. Днем, до вечернего купания, дети лежат без подгузников, но не от жадности медперсонала или нехватки памперсов, а чтобы дышала кожа.
На фото № 29 - Даша. У нее единственной из всей палаты есть имя и семья. Остальные дети остаются безымянными до детдома. Называют их по фамилиям.
Даша лежит здесь из-за проблем со здоровьем. Я не знаю, почему с ней не лежит никто из родственников.
В эту палату попадают не только отказники, но и дети, чьи мамы по каким-либо причинам не могут лежать вместе с ними, а так же - маленькие смертники, новорожденные и уже обреченные. На моей памяти один малыш -ребенок наркоманов с неоперабельным пороком сердца уже умер. Он лежал под капельницей, рядом с кислородной трубкой и синел, стоило вынуть его из кроватки для смены памперсов. Еще один постоянный пациент этой палаты - мальчик с гидроцефалией, межпозвоночной грыжей и парализованными ножками сейчас в реанимации.
27.


Здесь есть ванна.
28.


Пеленальный стол со средствами детской гигиены и пеленками на полках, тумбочка с весами, памперсами и распашонками.
29.


Есть магнитофон, теплое, уютное отделение (когда я пришла сюда в первый раз, то поразилась, каким уютным, оказывается, может быть больничное отделение) и замечательный, ласковый медперсонал. Только мам нет.
30.


Фактически, я выполняю обязанности нянечки: кормлю детей, меняю им пеленки и подгузники; переворачиваю, даю соски и пытаюсь развлечь, когда они плачут (брать малышей на руки запрещено); купаю.
Было бы неплохо, чтобы в этой палате была своя нянечка, находящаяся с детьми постоянно, но такой должности не предусмотрено.

Раз есть магнитофон - должна быть и музыка. Здесь частенько включают детям радио. Я узнала от знакомого психолога, что грудные дети не воспринимают речь в записи, как живую речь, любая запись, кроме классической музыки для них - шум. Поэтому, я выключаю радио и стараюсь побольше с ними разговаривать. Или мы "колбасимся" под Ализбара или классическую музыку.
31.


У каждого малыша на кроватке бирка и именем и фамилией матери, датой рождения и поступления и весом при рождении.
32.


Переодеваю девочку в распашонку. Чаще всего детей тут пеленают с руками (они так спокойнее спят).
33.

Время обедать
34.


35.


36.


Так хотел есть, аж заснул)
37.


Пока есть время - готовлю пеленки и памперсы для вечернего купания.
38.

Вид из окна
39.


40.


Меняю пеленки. После обеда это приходится делать часто.
41.


Малыши успокаиваются. Я сажусь на стул и пою им песенки. Они засыпают. В качестве колыбельных на ура идут "Потерянный рай" и "Прогулки по воде".
Вот в таких кроватках они спят, едят и бодрствуют.
42.

И вот в таких
43.

Поиграем?
44.


Перед купанием нужно взвесить малышей и записать их вес до грамма.
45.


Дезинфицирую ванну.
46.


И мою.
47.


Раздеваю и взвешиваю мальчика.
Мальчик был не в настроении, поэтому выкупала я его быстро.
Вытираемся.
48.


Надеваем памперс.
49.

И заворачиваемся с капюшончиком, т.к. голова мокрая.
50.



Раздеваю и взвешиваю девочку.
51.


А, вот ей купаться нравится, и мы с ней долго "плаваем".
52.


Надеваем памперс.
53.

И в кроватку.
54.


Снова мою и дезинфицирую ванну.
Раздеваю и взвешиваю Дашу.
Ей купаться всегда нравилось.
Потом точно так же вытираю ее, надеваю памперс и пеленаю с капюшончиком.
55.


Ужин сегодня почему-то задержали, и малыши ответили на это громким протестом.
Молочную смесь перегрели, я пробую температуру на руке и остужаю бутылочку под краном.
56.


Чистенькие. Ужинаем.
57.


58.


59.


60.


Пора домой.
61.


Больничный двор в сумерках.
62.


Дома я капаю эфирные масла на соль и принимаю ванну.
63.


Нефотогеничный ужин: дыня и минералка. Вода с водой, но я очень хочу пить.
64.


"Теория большого взрыва" и вечерние посиделки в интернете.
65.


.

Пора спать.
66.

.

Маленькая подмосковная больница, палата на 6 мест. За окном бушует весна. Но здешние дети солнце видят только через оконное стекло.

С ними некому гулять. Их некому любить. Порой нет даже человека, который просто взял бы их на руки, покачал, поагукал… Взрослые появляются перед ними всего на несколько минут: покормить, сменить одежду, дать лекарство…

Эти дети - отказники. Те, кому не нашлось места ни в родной семье, ни в сиротском заведении. Дважды проклятые. Мест в домах ребенка не хватает, и своей очереди приходится ждать порой по нескольку лет. Ждать можно только здесь - в обычной детской больнице. Где нянечек не хватает даже для “законных” больных…

Мы почти ничего не знаем о них. Лишь изредка всплывает информация о безобразиях, творящихся с этими детьми: где-то им заклеили рты - чтобы не плакали, где-то привязали к батарее - чтоб не падали. Вот, собственно, и все.

Проблема отказных детей, живущих в больнице, долгое время вообще замалчивалась, - говорит председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова. - Мне о ней стало впервые известно случайно, от мамочек, которые лежали со своими детьми в больнице и увидели этих обездоленных крох…

По закону, когда ребенок получает статус “отказного” в роддоме или изымается из неблагополучной семьи, он попадает в стационар детской больницы, чтобы пройти там обследование, и затем должен быть направлен в сиротское заведение. Но зачастую отказные дети годами находятся в больнице - не по медицинским показаниям, а потому, что дома ребенка переполнены.

В больницах не предусмотрено дополнительных штатных единиц (врачей, воспитателей, нянечек) для отказников - и персонал при всем желании не может уделять им внимание, гулять с ними, - продолжает Очирова. - Поэтому многие дети за все время своего пребывания в больнице ни разу не были на улице, некоторые даже не выходят из палат.

С каждым днем у малышей-отказников уменьшается шанс стать нормальными людьми. С каждым днем они, лишенные общения, все больше отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Зачастую дети попадают в больницу здоровыми, а выходят с больничным синдромом не разговаривают, не улыбаются, не умеют играть.

Дети все время лежат в кровати, так обслуживающему персоналу легче с ними работать, - рассказывают волонтеры - добровольцы, которые помогают больничным малышам. - Иногда над теми, кто пытается вставать, натягивают специальную сетку - чтоб лежал…

Совершенно недопустимо, чтобы самое важное время своего развития, когда закладываются основы человеческой личности, будущей судьбы, дети проводили в больницах фактически в одиночестве, - объясняет детский психолог Елена Логинова. - Ведь сразу после появления на свет младенец должен развить кору головного мозга, передать ей функции хватания, ползания, хождения и т.д. Сделать это можно только с помощью взрослых. Работа эта настолько мощная, что за два года жизни вес мозга младенца удваивается. Потом это время наверстать очень сложно, а иногда и невозможно.

В палате отказников одной из подмосковных больниц (не буду называть ее, дабы не навлечь на врачей начальственный гнев) я появилась в обществе волонтеров. Эти люди оказывают всяческую помощь - привозят одежду, памперсы, игрушки. Но главное - не позволяют отказникам превратиться в “растения”. Играют с ними, гуляют, разговаривают…

Движению волонтеров уже три года. Большинство добровольцев - мамы, в свое время находившиеся в больницах с собственными детьми.

У всех у нас семьи, но находим время и для больничных малышей, - рассказывает активная участница движения Марина Андреева. - Я, например, сейчас собираюсь бросить работу, благо муж в состоянии обеспечить семью. А то сижу в офисе с бумагами и думаю: “Что я тут делаю? Меня там, в больнице, дети ждут”.

Наше появление в палате отказников вызывает радостную суету. Кто-то из малышей тянет к нам руки, кто-то показывает свои богатства - погремушку, мишку… Самая старшая в палате, 4-летняя Сонечка, обнимает меня так, будто я самый любимый человек в ее жизни. Я с опаской оглядываюсь на прозрачные окна палаты. Мне уже сообщили, что в большинстве больниц волонтерам и иже с ними брать детей на руки, общаться запрещают. Почему? Скорее всего медперсонал не хочет приучать детей к рукам. Но в этой больнице, кажется, можно. Беру девочку на руки - и в миг оказываюсь зацелованной.
Хочу вручить ей принесенную игрушку - лохматого щенка, но Марина останавливает меня. “Отдай лучше Наташе! Сонечка и так счастливица - на нее уже готовят документы усыновители…”

Усыновление, опека, нормальная семья - единственное спасение для таких детей, - констатирует руководитель объединения волонтеров Елена Альшанская. - Кто вырастет из отказника, который в детстве видел только железную решетку своей кроватки да больничные стены? Этим детям не поможет дом ребенка, даже самый лучший. Только семья!

Между тем именно отказникам труднее всего найти семью. “Засекреченных” больничных детей усыновляют редко, о них просто никто не знает. А у чиновников, как водится, есть дела и поважнее.

СПРАВКА “МК”
Официальной статистики по отказникам нет. По данным Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобразования РФ, количество детей-сирот, находящихся в больницах, приютах и других учреждениях временного пребывания, составляет 11 388. 11 388 ДЕТЕЙ СЕЙЧАС ЛЕЖАТ ПОД СЕТКАМИ НАД КРОВАТКАМИ! ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ СОЛНЦА! ИХ НИКОГДА НЕ ОБНИМАЛИ ПЕРЕД СНОМ!
Например, в Подмосковье около 620 отказников живут в больницах. Только в одной городской детской больнице г. Читы сейчас живут 70 отказных детей. В государственной клинической больнице Краснодара - 35 отказников. В Екатеринбурге - 250, в больницах Новосибирска и области - около 200.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх