Мировоззрение ребенка. Детское и взрослое мировоззрение: общее и различное

Здесь мы сознательно избегаем слова "воспитание" - оно играет не единственную и возможно не основную роль в развитии ребенка. Есть такая поговорка "Воспитание ребенка начинается с момента рождения его будущих родителей", и возможно еще раньше. Ребенок видит и принимает образы, а не слова (он и слов то еще большинства не знает, тем более их смысла); поступки окружающих, а не то, что они по этому поводу хотели бы сказать. Если родители пытаются "воспитать" у ребенка качества, которыми сами не обладают, с большой вероятностью они получат ребенка без этих качеств, с двуличием и недоверием им...

Что такое толерантность? Доступно о сущности толерантности. Что это такое и как с этим бороться? Прекрасный рецепт от китайского мастера. Берите на вооружение

Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытое неповиновение. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно

У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это становится еще более заметным, если спор обостряется или если ситуация оборачивается против него, то есть когда его нервы в напряжении. Хотя он об этом знает и чувствует себя неловко из-за этого, но, когда его что-то беспокоит или увлекает

Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребенка, как это им порой кажется

Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо преданные министры» в течение первого года жизни ребенка. Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать

Достижение этой гармонии во многом зависит от раннего развития. Я считаю, что его можно достичь только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения

Я уже говорил о том, что мама, которая целый день находится рядом со своим ребенком или держит его на руках, дает ему полную возможность для развития его характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие чувств

Часто, когда молодая семья живет отдельно от родителей, бабушки и дедушки оказываются отстраненными от воспитания детей и от жизни молодой семьи в целом, и тогда любое вмешательство воспринимается как помеха. К сожалению, в современном обществе это типичная ситуация

Талантливые люди, рожденные в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка

Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома

Мы обычно считаем раннее детство самой счастливой порой в жизни, где нет места страхам и беспокойствам окружающего мира. Однако похоже, что в реальности мы не всегда были счастливы в младенческие годы. У детей, как и у взрослых, есть свои страхи, и причины их часто кроются в том, о чем мы порой и не подозреваем

И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым, тем не менее, как правило, ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает, и будет более уравновешенным и добрым

Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке». В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном «взрослом» языке, и двухлетний ребенок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи

В книге «Революция в воспитании младенца», изданной в Америке, описан следующий эксперимент: специально подготовленных учителей послали в детские учреждения и семьи из бедных районов, в основном населенные неграми, чтобы обучить примерно 30 малышей в возрасте 15 месяцев

У детей до 5 лет Сознание и Подсознание – практически ОБЪЕДИНЕНЫ и составляют одно целое, и потому -- любая ИНФОРМАЦИЯ, которую СЛЫШИТ и видит ребенок – сразу же без задержки – ПРОХОДИТ прямо -- в Подсознание ребенка и там остаётся.

Поэтому, что -- ВЛОЖИШЬ в детей в этот период детства – то и ПОЛУЧИШЬ, когда они вырастут и станут взрослыми. К семи годам в ребёнке -- ФОРМИРУЕТСЯ то Мировоззрение, с которым он -- ПРОЖИВЁТ всю свою жизнь.

Вот – почему так чрезвычайно ВАЖНО – ВКЛАДЫВАТЬ в ДЕТЕЙ -- только ДОБРОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для жизни, ВОСПИТЫВАТЬ в них ДОБРЫЕ -- ПРИВЫЧКИ и ПРИУЧАТЬ их только -- к ДОБРОМУ и РАЗУМНОМУ и к ТРУДУ, а главное -- ПРИВОДИТЬ их к ВЕРЕ -- в БОГА. Тогда и люди из них -- вырастут порядочные, добрые и разумные.

Мировоззрение -- это система взглядов человека на общество и природу, понимание им жизни и его ценности, это его воспитание и качество образования. У людей существует три типа Мировоззрения: 1. Негативное Мировоззрение. 2. Смешанное Мировоззрение. 3. Положительное Мировоззрение.

1. Негативное Мировоззрение – принадлежит только Негативным, дурным людям. Мировоззрение таких людей основано на непорядочности, на лжи и злобе, на не уважении к людям, на вседозволенности, грубости, хамстве и наглости, на пошлом отношении к женщинам, на понимании власти силы и того, что слабых можно и нужно обижать и подчинять своей воле и власти денег, что деньги – не пахнут и деньги можно добывать криминальными способами, на понимание того, что «Не обманешь – не проживешь», что работа не волк – в лес не убежит и честная работа только для дураков. Совести, чувства долга и ответственности -- у таких людей просто нет.

2. Смешанное Мировоззрение – в этом типе Мировоззрении как бы всё перемешано и хорошее и доброе. Главное, люди с этим Мировоззрением – НЕ ИМЕЮТ твердых положительных принципов, не умеют хорошо различать Добро от Зла – у них как бы своеобразная каша в голове, все понятия расплывчатые, размытые, неопределенные. Люди со смешанным мировоззрением, если попадают в хорошую среду и в общение с хорошими людьми – делаются ЛУЧШЕ, а если попадают в дурную среду и в общество дурных людей – становятся ХУЖЕ. Смешанное Мировоззрение -- характеризует две группы людей:

А). Обыватели , в Мировоззрении которых преобладают НЕГАТИВНЫЕ нравственные принципы и установки: эгоизм, жадность, скупость, зависть, расчетливость, непорядочность, лживость, безответственность.

Б). Обычные люди , в Мировоззрении которых преобладают Положительные нравственные установки и принципы: понимание честности, ответственности, доброты, важности добросовестного труда, важности семейных ценностей.


3. Положительное мировоззрение – им обладают хорошие, добрые порядочные люди. Это Мировоззрение основано на понятиях Чести, Совести, Долга, Ответственности, вежливости, Справедливости, уважения старших людей, уважения женщин, Патриотизма, понимания важности и необходимости учебы и труда, понимания важности семейных ценностей.

Мировоззрение ребенка полностью ЗАВИСИТ -- от Мировоззрения и образа жизни его родителей, от их -- ЛИЧНОГО Примера. Дети видят и запоминают все и учатся на примере жизни, поведения и поступков -- своих родителей. Вот почему и говорят, что чего не знают и не понимают родители, как могут знать их дети? Вот почему так важно, чтобы родители были люди порядочные, хорошо воспитанные и образованные – всё это они ПЕРЕДАДУТ своим детям.

Если родители люди -- НЕПОРЯДОЧНЫЕ, то и личный ПРИМЕР их образа жизни, их дел и поступков -- является НЕГАТИВНЫМ. А главное, детям полностью -- ПЕРЕДАЕТСЯ их НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение. Дурные люди приучают своих детей лгать и обманывать людей и потому их дети считают, что обманывать людей – это нормально, что обидеть слабого и отобрать у него что-то – тоже нормально, что деньги – не пахнут и потому можно и украсть при удобном случае, главное, чтобы никто не видел и так далее. Вот с таким багажом знаний дети дурных родителей приходят в этот мир.

Если родители ОБЫВАТЕЛИ -- то их дети полностью ПЕРЕНИМАЮТ и усваивают их НЕПРАВИЛЬНОЕ Эгоистичное отношение -- к людям и к жизни. Они также как и их родители зацеплены за МАТЕРИАЛИЗМ, важнейшей ценностью для них ЯВЛЯЮТСЯ: деньги, вещи, собственное благополучие, карьера, и потому ради этого они СПОСОБНЫ -- на ОБМАН, на лицемерие, подхалимство. Чувство совести и долга у таких людей -- Отсутствует.

У всех ОБЫВАТЕЛЕЙ -- ЕСТЬ одна тяжелейшая проблема. Они не знают главного. Да, Обывателям -- нравится их эгоистичный образ жизни. Да, все Обыватели – люди равнодушные к своим ближним, многие жадны и скупы, для них понятие совести, справедливости, ответственности, любви к Родине, к Богу – ничего НЕ ЗНАЧИТ, и они живут всю свою жизнь как «Курицы» - все, что не попадется им на пути – они гребут под себя, чтобы только по лучше и по сытнее устроиться в этой жизни.

Но оказывается – жизнь к ним ЖЕСТОКА и БЕСПОЩАДНА! Бог – НЕ ХРАНИТ этих эгоистичных, жадных и РАВНОДУШНЫХ -- к ближним и к своему Отечеству -- людей!

Во всех войнах, во всех катастрофах, террактах, в пожарах, в крушениях поездов, самолетов, во всех автомобильных авариях – всегда в ПЕРВУЮ Очередь -- ГИБНУТ в большом количестве – только в основном ОБЫВАТЕЛИ и НЕПОРЯДОЧНЫЕ люди. Обывателей гибнет БОЛЬШЕ – по сути – эти люди – своей кровью и мучительной смертью – Искупляют свой ГРЕХОВНЫЙ образ жизни перед Богом! За всё -- НУЖНО ПЛАТИТЬ! Хороших людей – гибнет Мало – они НУЖНЫ Богу на земле.

Если родители являются ХОРОШИМИ, честными людьми, то их образ жизни, их дела и поступки – являются ДОБРЫМ примером для их детей и детям -- ПЕРЕДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ Мировоззрение, с которым они приживут всю свою жизнь и ПЕРЕДАДУТ своим детям и внукам. Хорошие родители своим ДОБРЫМ отношением к людям – ПРИУЧАЮТ своих детей к уважению и доброму отношению к людям, к добросовестному труду, к любви к Родине. Верующие родители – личным примером – учат детей вере и любви к Богу!

Если родители сумели сформировать в детях Положительное Мировоззрение, научили их РАЗЛИЧАТЬ Добро -- от Зла, приучили их любить доброе, ценить его, то эти дети – никогда не будут увлекаться дурным – им все ПЛОХОЕ будет ПРОТИВНЫМ.

Если родители -- ПЕРЕДАЛИ своим детям НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение или Смешанное Мировоззрение – то их дети НЕ БУДУТ понимать, что такое Добро и что такое Зло, то есть будут -- ГЛУПЫ и потому могут увлечься всем дурным и это дурное -- им БУДЕТ НРАВИТЬСЯ – вот так дети будут ПОРТИТЬСЯ и вырастут дурными людьми.

Балажентис Г.Ю.

КГУ «Средняя школа имени Аскара Игибаева»

[email protected]

Взрослых и детей часто сравнивают. То о взрослом скажут: ведет себя словно ребенок. То о ребенке: совершил взрослый поступок. А как быть с мировоззрением? В последнее время появились понятие «взрослое мировоззрение», «детское мировоззрение». Мне же кажется, что вообще не стоит сравнивать детское и взрослое мировоззрение. Нет у них ни общего, ни различного. Да и сами определения «детское», «взрослое» к слову «мировоззрение» не подходят. Сейчас я постараюсь это доказать.

Во-первых, мировоззрение (если верить толковому словарю) – это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненно важные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Интересно, как у ребенка, особенно маленького, который еще и говорить толком не умеет, могут быть сформированы идеалы и ценностные ориентиры? Хорошо, допустим, что есть у ребенка определенные взгляды, идеалы, ценности. Но у ребенка в пять или в десять лет они совершенно другие, чем у семнадцатилетнего человека. Юридически человек считается ребенком до восемнадцати лет. Если говорить о детском и взрослом мировоззрении, то получается, что на рубеже перехода из детства во взрослую жизнь мировоззрение должно резко поменяться. Получается: уснул ребенком - проснулся взрослым человеком. И все: мировоззрение поменялось? Нет, конечно. Все мы знаем высказывание «Все начинается с детства». Вспомним классическую литературу. Салтыков-Щедрин, например, считал, что человека нельзя изменить. Каким он родился, таким и умирает. Как его Премудрый пискарь: «Жил – дрожал, и умирал - дрожал». А Чичиков у Гоголя? Какие идеалы и убеждения сформировались в детстве, такие и по взрослой жизни его вели.

Так что говорить о детском и взрослом мировоззрении, различиях между первым и вторым или точках соприкосновения нельзя, возникает только больше вопросов, чем ответов.



В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?

Агапова Т.В.

КГУ «Леонидовская средняя школа»

Тайыншинского района

Человек и искусство неразрывно связаны. С древних времен человечество обращает свой взор к прекрасному. Сначала это были наскальные рисунки и примитивный орнамент на предметах быта, но постепенно «растет» человек и «растет» его мастерство. Произведения искусства все более и более наполняют жизнь человека, делают ее краше, умиротвореннее. Какова же роль искусства в нашей жизни? Призвано ли оно вдохновлять нас или же вносить покой в нашу жизнь?

Несомненно, хорошая музыка или картина радует нас. А часто бывает, что после тяжелого дня мы расслабляемся за просмотром кинофильма или чтением книги, все глубже погружаясь в мир прекрасного, мы забываем все заботы и тревоги обыденной жизни. В данном случае искусство, как хороший доктор, восстанавливает утраченные силы и несет душевное облегчение.

Но всегда ли произведения искусства успокаивают человека? Конечно же, нет. Очень показателен в этом плане герой очерка Г. Успенского, сельский учитель Тяпушкин, которого полностью изменила встреча с «высшей красотой», со скульптурой Венеры Милосской. Герой ощутил в себе способность видеть и чувствовать красоту, и эта способность преобразила сельского учителя, вознесла его над другими, «выпрямила» его душу. А как часто в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с чем-то подобным. Мне не раз приходилось во время чтения книг воодушевляться поступками героев, хотелось сделать что-то необыкновенное, чтобы почувствовать свою значимость. На мой взгляд, хорошая книга не только воодушевляет, но и воспитывает. Можно приводить массу примеров из классической литературы, невозможно перечислить всех героев, все события, образы, которые служили образцами для подражания ни одного поколения. И не важно, в какую эпоху написано произведение, если оно высокохудожественно, то продолжает волновать читателей во все времена. Не меньшее влияние оказывает музыка. Вспомните хотя бы «Священную войну», скольких солдат она вдохновила на подвиг, как поднимала патриотический дух народа в тяжелую годину Великой Отечественной войны.

Подводя итог, хочу привести высказывание М. Горького, в котором очень точно определена цель искусства: «Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое – враждебное человеку, уродующее его,- чтобы оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни…». По-моему, ответ на вопрос, поставленный в начале повествования, очевиден: искусство призвано тревожить человека, расставляя ориентиры к действию, делать его жизнь более осмысленной.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. В эссе прослеживается четкое соблюдение композиционных элементов, характерных для эссе «За и против». Автор приводит аргументы, подтверждая их примерами из литературных текстов и жизни. В заключительной части эссе приводится цитата Горького, при помощи которой автор подводит итог сказанному, и которая выступает в роли еще одного аргумента.

Психология личности в трудах отечественных психологов Куликов Лев

Развитие личности и мировоззрения ребенка . Л. С. Выготский

Развитие личности и мировоззрения ребенка. Л. С. Выготский

Попытка синтетического охвата культурного развития должна исходить из двух основных положений. Первое заключается в том, что по своему содержанию этот процесс развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Оба этих понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые.

Личность в этом понимании имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении. Мы не причисляем к этому понятию все признаки индивидуальности, отличающие ее от ряда других индивидуальностей, составляющие ее своеобразие или относящие ее к тому или иному определенному типу. Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается тем признаком овладения, о котором мы говорили в главе о воле…

Под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему взглядов на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово тоже в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение – это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень.

Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом.

Приобретение речью социальных функций (обогащение внимания) и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий – вот два важнейших момента, подготовляющих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития.

Если бы мы хотели поставить в связь эти общие факторы с тем, что нам известно о культурном развитии отдельных функций, мы должны были бы сказать, что вся эта пора в жизни ребенка является переходом от натуральной к культурной жизни. Каждое действие ребенка в эту пору носит еще смешанный животно-человеческий, природно-исторический, примитивно-культурный или органически-личный характер. Мы условно обозначали эту переходную стадию в развитии ребенка как стадию магическую, и действительно, как показывает исследование Пиаже, выдвинувшего наиболее стройную и глубокую теорию первого года жизни, мировоззрение ребенка, находящегося на этой ступени развития, может быть лучше всего определено как магическое.

Ребенок еще не различает тех изменений, которые происходят вследствие его собственных реакций, и тех, которые производятся независимо от него.

Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, т. е. личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое для него, следовательно, нераздельно.

Нам это представляется наиболее ясным доказательством того, что у ребенка действительно еще не произошло завязывание личности и она еще совершенно слита с его мировоззрением, проявляющимся в его действиях. Пиаже справедливо называет эту нерасчлененную стадию личности и мировоззрения парадоксальным состоянием солипсизма не в смысле философской установки, но для обозначения того простого факта, что ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Вот характерные черты этой стадии.

Остановимся на двух чрезвычайно важных примерах, характеризующих ее. Первый – это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжение последующей жизни ребенка.

В психологии новейшего времени мы имеем два основных объяснения этого факта: одно, предложенное Фрейдом, другое – Уотсоном. Фрейд полагает, что воспоминания раннего детства вытесняются из сознания, поскольку они относятся к совершенно другой организации жизни ребенка, чем вся последующая его жизнь.

Уотсон отождествляет бессознательное Фрейда с невербальным поведением, с поведением, не закрепленным в словах, и объясняет этот факт тем, что все эти впечатления накоплены без участия речи. Память же для него является функционированием вербальной стороны нашего поведения. Нам объяснение Уотсона представляется в высшей степени правильным и приводящим нас к тому выводу, что первый год в жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, о которой мы так же ничего не помним, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. Наша речь и является, таким образом, как бы своеобразной письменностью нашего прошлого. Во всяком случае, тот основной факт, что мы ничего не помним о первом годе нашей жизни, вместе с другим фактом, именно памятью о прошлом как основе сознания нашей личности, говорит за то, что первый год жизни в известном смысле относится к последующей жизни так, как утробное развитие к послеутробному. Это другая, как бы доисторическая эпоха в культурном развитии ребенка.

Следующая эпоха в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всей последующей картины развития решающее значение.

Первый момент – органический, он состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.

Другой момент культурный, он заключается в овладении речью.

Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность – есть социальное в нас. Для нас этот вывод не является сколько-нибудь неожиданным, потому что и при анализе каждой отдельной функции мы видели, как овладение тем или иным процессом поведения у ребенка строится по образцу того, как взрослый овладевает им. Личное имя ребенка выделяется часто в ответ на вопрос, как правильно указывает Лякруа, когда у многих детей спрашивают: «Кто хочет этого, у кого это есть?» Здесь личное местоимение, как и собственное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя.

Фихте хотел праздновать духовное рождение своего сына с того дня, как он начал говорить Я, но, конечно, появление этой частицы так же мало означает появление сознания личности, как указательный жест далек от объективного значения слова.

Любопытно в этом значении замечание Штерна, что у перворожденных детей собственное имя часто предшествует личному местоимению, а у детей вторых и дальше – частица Я появляется одновременно и как имя – не только как грамматическая частица, не отделимая от глагола, но и в примитивном волевом смысле, и как местоимение указательное. Трудно найти лучшее подтверждение тому, что личность ребенка в эту пору строится по образцу социальному и ребенок переходит к осознанию Я подобно тому, как это делают другие, обозначая себя этим словом.

Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особую форму поведения ребенка, чрезвычайно интересную именно с этой точки зрения.

Мы видим, что ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но что примечательно – это то, что, при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

Только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того же процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу социального происхождения личности ребенка, чем тот факт, что только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи.

Только с годами, только постепенно ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать, и здесь Пиаже со всей справедливостью отмечает, что это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

Только к 12 годам, т. е. к окончанию первого школьного возраста, ребенок преодолевает вполне эгоцентрическую логику и переходит к овладению своими мыслительными процессами. Возраст, следующий за этим, возраст полового созревания, недаром обозначили как возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка.

Говорят обычно, что это есть возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отношения к миру – с другой. И это совершенно справедливо. В каких бы сложных отношениях эти два момента ни стояли к основной перемене, совершающейся в этом возрасте, т. е. к процессам полового созревания, несомненно, что в области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.

Шпрангер поэтому с полным основанием назвал переходный возраст возрастом врастания в культуру. Когда говорят, что в этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то с точки зрения того, что нам известно о мышлении, о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение этим внутренним миром. Недаром внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком в этом возрасте. Возраст этот, таким образом, как бы увенчивает и завершает весь процесс культурного развития ребенка.

Мы уже указывали выше, что вынуждены здесь ограничиться только беглым и схематическим обзором возрастов, так как исследования настоящей стадии не позволяют еще дать сколько-нибудь основательной и полной возрастной характеристики. Но вместе с этим перспективы дальнейших исследований и их дальнейшие пути намечаются со всей ясностью. Это теория культурных возрастов, это попытка охватить культурное развитие как целое, представить его в главнейших стадиях и фазах в соответствии с теми фазами и стадиями, которые намечаются в органическом развитии ребенка. Но вместе с тем мы приходим и к генетическому обоснованию психологии взрослого человека.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Развитие логического вывода у ребенка Овладение операцией логического вывода проходит ряд последовательных ступеней, которые отчетливо можно наблюдать в процессе развития ребенка.Мы уже указывали, что к началу дошкольного возраста как предметная отнесенность, так и

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Развитие ребенка и психология В отличие от психоаналитической теории с ее фокусом на этиологии и влиянии инфантильной травмы на последующее психосексуальное развитие, теоретическая позиция Юнга вывела его из области детства как единственной базы для психологического

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

12. Развитие личности «Ты можешь быть лучше, чем ты есть». «Мне кажется, что я с каждым днем становлюсь лучше». Немногим удалось избежать этой ловушки. Голос рассудка постоянно твердит: «Исправься! Исправься!» независимо от того, о работе ли речь или об образовании или

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

3. Эмоциональное развитие грудного ребенка Чтобы понять эмоции ребенка в период грудного кормления, надо избегать ошибочного представления о ребенке как «гомункулусе», которое выражается в вопросе: «Как бы я со своим психическим аппаратом себя чувствовал на месте

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.4. Речь ребенка и развитие его мышления Начнем с общего замечания: современные воззрения на ДР не имеют в качестве точки опоры какую–либо одну теорию развития мышления. Конечно, большинство работ о ДР в той или иной мере учитывает идеи Жана Пиаже, основателя так

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Развитие ребёнка Развитие ребёнка с точки зрения строения ума идёт по двум направлениям. Самое главное, чем занят ум в детстве: он грузит в себя, как сейчас принято говорить, информацию: образы и образцы поведения. На них он будет опираться всю последующую жизнь.Что

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Роли обоих родителей в жизни ребенка. Значение других родственников в формировании личности ребенка Димчик, когда ему было еще лет пять, сидел с бабушкой дома. Бабушка занималась своими делами на кухне, а Дима играл в комнате. Вдруг он на кухню забегает, весь в слезах.

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие сознания у ребенка

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Развитие сознания ребенка Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>Основным содержанием психического развития

Из книги автора

Развитие мышления ребенка Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром

Из книги автора

Развитие письменной речи у ребенка Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти

Из книги автора

Развитие игр ребенка Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение.В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой

Младший школьный возраст - особый период в жизни ребенка. В этом возрасте формируются важнейшие качества личности, которые позволяют в дальнейшем стать полноправным членом общества каждому ребенку. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний.

В мировоззрении младшего школьника начинает проявляться единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у ребенка начинает формироваться не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности.

В шесть (семь) лет жизнь ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы становятся произвольными, продуктивными и устойчивыми.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения - система взглядов человека на природу, общество, труд, познание.

Начинают формироваться произвольные умственные действия, такие как намеренное запоминание, припоминание учебного материала, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в поисках при решении мыслительных задач.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению. У младших школьников под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. С живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ними всё новые и новые стороны.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Чувства ребенка как система эмоционального отношения к миру проявляются и воспитываются, прежде всего, в реальных отношениях и в результате овладения искусством как формой общественного сознания. Вместе с тем в процессе общения и овладения искусством формируется общественное сознание детей, стимулы поведения и волевая направленность.

Существенные изменения происходят и в том, как протекает волевой процесс. Непосредственному осуществлению желаний ребенка часто препятствуют правила, запреты, ограничения, которые выражают общественные требования и которым необходимо подчиняться. Возникает борьба мотивов, колебания, сомнения и наконец, выбор решения.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

В младшем школьном возрасте усложняется структура волевого действия. Причем усложняется не столько выбор цели, сколько мотивация постановки цели и выбор путей. Нарастающее чувство самостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников на то, что они намеренно не подчиняются общим правилам. Такое поведение некоторые ребята считают проявлением своей независимости.

Развитие воли выражается в том, что: изменяется и расширяется объем и содержание целей, которые привлекают ребенка и побуждают его к их достижению; нарастает возможность произвольно тормозить свои побуждения, проявлять самообладание, выдержку; ребенок приобретает возможность ставить себе далекие, воображаемые цели и направлять сои усилия на их достижение; цели и пути их достижения, ранее подсказываемые взрослыми, ставит и определяет сам ребенок; мотивы, оказывающие наиболее сильное побудительное действие, приобретают все более осознанный и стойкий общественно обусловленный характер; весь волевой процесс усложняется, возникает борьба мотивов, в которой общественно обусловленные побуждения еще не всегда выступают как наиболее сильно действующие.

Развитие воли немыслимо без обогащения памяти ребенка, без развития его воображения и мышления, без воспитания у него высших моральных чувств. Именно в волевых действиях наиболее полно проявляются все качества личности. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, а это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности и убеждений.

Убеждения младшего школьника утверждаются путем преодоления противоречий, в которое вступают приобретаемые им научные знания с обыденными представлениями, стихийным личным опытом. В его сознании происходит стимулируемая учебным процессом духовная работа по критике и преодолению искаженных, ненаучных привычных представлений и понятий. Это противоречие теоретического познания способствует превращению убеждения в духовное достояние личности, побуждает к его отстаиванию, проведению в жизнь. Мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности младшего школьника.

Для того чтобы знания детей младшего школьного возраста переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу их чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства - ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический дух школы.

В этом возрасте существенно развиваются мотивы поведения, которые характеризуют личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. В исследованиях психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) выявлено, что его идеалы имеют ряд особенностей. Во-первых, они носят конкретный характер. Идеалами, как и в дошкольном возрасте, становятся главным образом героические личности, о которых ребенок слышал по радио, смотрел в кино, читал в книгах. Идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений. Еще одна особенность, характерная для его идеалов, проявляется в том, что он может поставить перед собой цель подражать героям, но, как правило, подражает лишь внешней стороне их поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением.

Картина мира у большинства детей этого возраста яркая, включающая реальное воображаемое бытие, насыщенная радужными красками и радостными эмоциями, но упрощенная, плоская, не объемная. В начале данного периода своего развития ребенок не воспринимает мир отдельно от себя; он слит с семьей, страной, народом, природой.

Мир является перед ребенком как бесконечное многогранное, защищенное взрослыми пространство для игр и дружбы, познания и взаимодействия с природой. Следовательно, его отношение с миром комфортное. В то же время оно становится более сложным. Так, отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте -- это не чисто дружеские и не игровые отношения, какими они были до школы. Они возникают в учебной деятельности или по ее поводу, опосредуются ею и учителем, который воплощает все, что стоит за словом «школа», в руках у которого мощнейший инструмент воздействия на каждого школьника -- отметка.

Таким образом, рассмотрев особенности развития детей младшего школьного возраста мы, пришли к выводу, что применительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений, они еще не в состоянии иметь устойчивые мировоззренческие суждения, не говоря уже об убеждениях.

Его формирование осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребенок относится к окружающей действительности, побуждаемый непосредственными потребностями, интересами, обыденными представлениями. Но уже к подростковому возрасту потребности, и интересы осмысливаются на основе научных знаний, приобретаемых в обучении, уточняющих или заменяющих обыденное понимание. В сознании ребенка происходит переоценка ценностей, расширение кругозора научных представлений и углубление понятий. Этому содействует постепенно укрепляющееся стремление к самообразованию и самовоспитанию, являющееся важнейшей движущей силой превращения знаний в убеждения.

Мировоззрение младшего школьника - это сложный процесс одновременного, в органическом единстве, развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий. Мировоззренческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода ко всему делу воспитания. Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира и его практического освоения.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх