Навыки 2 х летнего ребенка. Кризис двух лет

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Каждый временной промежуток в развитии ребенка характеризуется определенными умениями, знаниями и навыками. Существуют общие стандарты того, что должен уметь ребенок в 2 года. Такие нормы развития не являются обязательными для всех детей, потому как уровень развития для каждого малыша сугубо индивидуально, на него воздействуют различные факторы. Поэтому родителям не нужно слишком волноваться и бить тревогу по поводу того, что их чадо чего-то делать не умеет, или развитие его в какой-либо области не совсем соответствует общестандартным рамкам.

Выделяют область физического, интеллектуального и социального развития, каждая из них имеет стандартные нормы того, что должен ребенок уметь в 2 года.

Как происходит физическое развитие

Сюда входит критерий умений двигательной активности. В 2 года ребенок должен уметь осуществлять контроль над своим телом, управлять им. Очень важно соблюдать координацию и гармоничность в двигательной активности, так малышу будет легче познавать мир и узнавать новые, ранее неведомые для него виды деятельности.

Общая координация движений оценивается посредством развития большой и мелкой моторики. К большой моторике относятся действия, которые связаны с двигательной активностью, направленной на передвижение тела в пространстве. Сюда можно отнести ходьбу, бег, прыжки. В возрасте 2-х лет ребенок должен уметь:

  1. Бегать.
  2. Ходить вверх и вниз по лестнице, становясь при этом ногой на каждую ступеньку.
  3. Подпрыгивать вверх, осуществлять прыжки через какой-либо лежащий на земле предмет, прыгать на одной ноге.
  4. Маршировать.
  5. Ребенок должен уметь бить по мячу одной ногой.
  6. Способен воспроизводить ходьбу задом наперед.
  7. Может балансировать, стоя на перекладине.

К мелкой моторике относятся конкретные и плавные движения рук, кооперирование движения рук со зрением. К примеру, ребенок может взять тот предмет, который он хочет из большого количества представленных. В 2 года ребенок должен уметь:

  1. Рисовать вертикальную линию.
  2. Воссоздать башню или другое строение из более 5 кубиков.
  3. Разрезать лист бумаги, держа при этом ножницы в одной руке.

Именно в 2 года у ребенка формируется ориентация касаемо право- или леворукости. Это несложно определить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, осуществляет другие движения, которые зачастую характерны для правой руки. Но чаще в 2 года малыш еще может рисовать или кушать и правой, и левой рукой одинаково. Советы специалистов заключаются в том, чтобы ни в коем случае не пытаться переучить ребенка, навязав ему свое видение того, какой рукой правильно кушать. В 2 года это относится к предварительной тренировке рук, а конкретно определить, кем является малыш – праворуким, левшой или амбидекстром, – появится возможность только ближе к школьному возрасту.

На этом этапе возрастного развития главной задачей родителей является предоставление полной свободы ребенку, чтобы он мог тренировать координацию движений и ловкость. Необходимо при этом акцентировать повышенное внимание на развитии мелкой моторики. Существует множество простых упражнений, которые помогут в этом. К примеру, игры с прищепками, мозаика и другие не менее интересные для малыша и при этом полезные занятия. Это необходимо для того, чтобы в 2 года имеется связь между тем, как развиваются движения рук и как развивается речь. Проще говоря, помогая развиваться мелкой моторике рук, можно стимулировать активное развитие речи.

Область интеллектуального развития

В эту область входят такие психические процессы, как память, внимание, речь, мышление и восприятие. В 2 года ребенок должен уметь:

  1. Проявлять реакцию на музыку и ритм, при этом пританцовывая, покачиваясь или приседая.
  2. Выполнять несложные поручения и просьбы.
  3. Повторять отрывки стишков, рассказывать их вместе с взрослыми.
  4. Проявлять позицию исследователя, разбирая игрушки на части.
  5. Знать более ста слов.
  6. Строить короткие фразы.

В двухлетнем возрасте речь выступает ключевым психическим процессом, он существенно влияет на уровень интеллектуального развития малыша. В таком возрасте происходит активное усвоение языка, происходит развитие речи в нескольких позициях:

  1. Происходит усвоение грамматических правил.
  2. Ребенок овладевает произношением звуков.
  3. Происходит развитие выражения мыслей в форме слов.
  4. Происходит совершенствование понимания языка.

Поэтому переживания родителей, у которых ребенок молчит, происходят не напрасно. Но это только стандартные правила развития. Некоторые дети долгое время могут не разговаривать, а спустя несколько месяцев происходит мощный рывок в развитии речи.

Область социального развития

Сюда входит развитие умений и навыков взаимодействия с окружающей средой. Ребенок учится контактировать с взрослыми и другими детьми. Именно в этот период активно происходит развитие навыков самообслуживания. Что касается области социального развития, малыш должен:

  • уметь попроситься или самостоятельно сходить на горшок;
  • интересоваться процессом одевания;
  • самостоятельно осуществлять мытье рук и вытирание;
  • кушать и пить;
  • проводить процедуру утренней гигиены, умываться и чистить зубы.

В этом возрасте происходит активная имитация движений и поведения взрослых людей, ребенок старается подражать во многих действиях, к примеру, хватается за веник, чтобы подмести либо пытается говорить по телефону.

Для каждого ребенка процесс развития в любой из областей происходит сугубо индивидуально. Поэтому преждевременно не стоит подгонять своего малыша к общепринятым стандартам. Рекомендуется любые занятия проводить в игровой форме, не заставлять ребенка, не ругать, если у него что-то не получается, даже если не получается так, как того хотелось бы родителям.

Развитие ребенка в 2 года отличается тем, что он становится очень подвижным, любознательным и постепенно превращается в настоящего полноценного собеседника.

В этом возрасте детки уже часто демонстрируют свой характер и свое мнение.

Какими навыками характеризуется развитие ребенка в 2 года? Что он должен уметь в этом возрасте?

Во-первых, хочу отметить, что каждый ребенок индивидуален и неповторим, и развиваются все детки по-разному, поэтому ровнять всех малышей не стоит. Хотя есть определенные навыки и умения, которыми должны владеть все дети этого возраста:

1. Двигательные навыки

В возрасте 2 лет очень важны такие факторы, как согласованность движений и координация. К двум годам карапуз должен научиться бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице, маршировать, ударять ногой по мячу, ходить задом наперед, сохранять равновесие на бревне.

2. Мелкая моторика

Малыш уже должен уметь строить башню из 4-5 кубиков, резать детскими ножницами, рисовать карандашом бессмысленные фигуры.

На этом этапе очень важно развитие , поскольку между этим фактором и существует прямая зависимость. То есть, можно сделать вывод, что развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи у ребенка.

3. Познавательное и интеллектуальное развитие

Сюда входят такие процессы, как развитие памяти, мышления, внимания, восприятия.

Что же умеет ребенок в два года?

1) Кроха реагирует на определенный ритм либо мелодию, покачиваясь в такт.
2) Ребенок легко выполняет простые просьбы и указания, предполагающие до 3 действий.
3) Рассказывает вместе с взрослым стишки, либо повторяет их часть.
4) Стремится разобрать предмет, чтобы его изучить.
5) Знает 150-300 слов.
6) Способен объединить слова в короткие фразы и предложения.

4. Развитие речи

Речь очень сильно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. В возрасте до трех лет речь малыша развивается сразу в четырех направлениях:
— закладывается способность связно выражать мысли;
— формируется понимание речи;
— осваиваются правила построения фраз;
— заканчивается овладение произношением звуков.

Как же активировать и стимулировать развитие речи малыша?

1. Постоянно разговаривайте с ребенком.
2. Ясно и четко проговаривайте все слова. Ребенок в этом возрасте подражает речи взрослого, поэтому нельзя сюсюкаться и коверкать слова.
3. Задавайте вопросы: «Как мычит корова?», «Что говорит собака, кошка?», «Как едет машина, поезд?» и т.д.
4. Обязательно развивайте мелкую моторику – это способствует развитию речи. Больше лепите из теста и пластилина, рисуйте пальцами и кистью, карандашом, раскрашивайте, застегивайте пуговицы, завязывайте шнурки, перебирайте мелкие предметы.

5. Социальное развитие

Это навыки ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, взаимодействовать с внешним миром. Здесь большую роль играют навыки самообслуживания. Например, малыш должен уметь:
— ходить на горшок;
— частично самостоятельно одеваться, или хотя бы проявлять интерес к процессу одевания (засовывать ножку в ботинок, просовывать руки в рукава и т.д.);
— мыть руки;
— вытирать руки;
— самостоятельно кушать;
— самостоятельно пить из чашки;
— с помощью взрослого чистить зубы;
— помогать взрослым.

Хочется отметить, что в возрасте двух лет дети очень быстро осваивают новые навыки: достаточно просто один-два раза показать и ребенок все запомнил. В карапузы уже начинают использовать воображение. Очень любят слушать сказки и общаться со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, не лишайте своих деток возможности, активно развиваться: общайтесь с ними, читайте, играйте и побольше гуляйте.

Любая мама - это настоящий комок переживаний и волнений, когда разговор заходит о её ребенке. Казалось бы, что может заботить мать двухлетнего малыша? Ведь ещё толком ничего не умеет. Но эта точка зрения в корне неправильная: как раз эти первые годы жизни малыша очень важны, поэтому матерям не нужно спустя рукава пускать развитие ребенка на самотек. Нужно тщательно следить за этим процессом, чтобы вовремя внести коррективы, если они понадобятся. В статье: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» мы расскажем вам о том, на что нужно обращать внимание мамочкам двухлетних малышей.

4 205020

Фотогалерея: Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года

На этот животрепещущий вопрос: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» нельзя дать ювелирно точный ответ. Почему? Да потому что все детки разные, и развитие их происходит по-разному - это доказанный факт, здесь даже нечего обсуждать. Однако всё же есть основные моменты, навыки и умения, которые должны быть в частом употреблении детей того или иного возраста - вот о них мы и хотим с вами поговорить.

Чтобы определить уровень развития вашего чада и понять, соответствует ли он тому уровню, который устанавливают для 2-х-летних малышей педиатры, нужно внимательно проследить за крохой на протяжении нескольких дней. Вы сразу поймете: умеет ли он делать всё то, что должен уметь делать малыш в 2 года.

Правильно будет оценивать не только практические умения ребенка, а и оценить, например, уровень его социального и физического развития. Только в случае, если все параметры будут отличными (однако, опять же, не забывайте, что ваш ребенок может просто «не дорасти» до чего-то, а где-то, в то же время, «перерасти»), то можно будет сказать, что кроха развивается правильно и закономерно для своего возраста.

Физические параметры 2-летнего ребенка

Итак, малышу уже исполнилось два года, какие же характеристики физического развития вы должны наблюдать?

Если у вас сынишка, то его вес на данный момент в среднем должен составлять около 12,7 кг. Если же вы - мама маленькой принцессы, тогда это число снижается до 12,2 кг. Что касается роста, то обычно мальчишки в два года достигают 88 см, а девчушки - 86 см, хотя это больше всего зависит от наследственности.

Малыш в два года должен быть очень активным, его весьма увлекают подвижные задорные игры, ребята хотят как можно больше бегать, скакать. Ходят они уже умело, их не остановит препятствие, даже если оно в высоту достигает 20 сантиметров! При этом он даже не притормозит, чтобы переступить препятствие одной ногой, а сделает это, как взрослый человек. Кажется, что запас энергии и сил у малыша просто неиссякаемы! Вот уже и мамочка, и отец, и бабушки с дедушками утомились, а ребенок всё скачет, падает, поднимается и снова, снова скачет!

Однако это вовсе не значит, что вы должны его изводить длительными прогулками - нужно нагружать малыша в соответствии с его возрастом, чтобы, не дай бог, не переусердствовать и не навредить неокрепшему организму.

Обычно в этом нежном возрасте ребята могут частично сами себя одеть. У них отлично получается управляться с шапками и колготками, без труда они обуют и ботинки на ножки, правда, если они застегиваются на липучку, а не затягиваются шнурками.

О нервно-психическом развитии

Двухлетний малыш достаточно понятлив, он легко воспринимает несложные рассказы взрослых - например, вы можете рассказать ему о событиях вчерашнего дня - и он прекрасно поймет. Его речь становится всё более связной, в предложениях выстраиваются в логически обоснованный ряд по три слова. Он учится использовать существительные и прилагательные.

В играх тоже отмечается определенная логика, правда, она ещё примитивна, но ведь это только начало! Та, малыш с видимым удовольствием выстраивает башенки из кубиков, или быстро и правильно слаживает пирамидку.

Если вы будете с младых ногтей прививать ребенку любовь к литературе и читать ему много коротких простых стишков, то, скорее всего, к двум годам он уже запомнит некоторые из них и сможет с легкостью их воспроизвести.

Мир вокруг малыша пестрит разными цветами, и он уже знает, как выглядят и называются основные из них.

Скорее всего, мамочка двухлетнего ребенка уже не испытывает трудностей во время кормления. Ей не нужно пританцовывать и петь, тряся игрушками, чтобы засунуть в рот любимому чаду очередную ложку манной каши. Он прекрасно справляется с ложкой и может кушать сам. Так же легко малыш пьет из своей чашечки.

Также ребенок, возраст которого перевалил за двухлетнюю черту, может похвастать прекрасно развитой моторикой. Малыши в этом возрасте просто обожают рисовать, хотя у них это не особо получается. Но ведь как интересно наблюдать за тем, как на чистом листике внезапно появляются разные линии и пятнышки! Карандашик или фломастер ещё не занимают правильного положения в руке, кроха держит его всем кулачком.

Особый интерес проявляют малыши и к книгам. Правда, каждый по-своему. Однако чаще всего это выражается в безудержном желании малыша схватить страницу и скомкать шелестящую бумагу. Тут нужно проявить твердость и объяснить малышу, что книга - это не игрушка, ломать и рвать её нельзя.

Вас наверняка подчас раздражает то, что малыш лезет во все уголки и щели дома, что он не слушается вас и продолжает всё делать по-своему. Конечно, вы можете поднажать и установить над ним тотальный контроль и власть. Но нужно ли это? Помните, что сейчас ваш малыш развивается семимильными шагами, очень ускоренным темпом. Нужно ли сбивать его с этого пути своими постоянными запретами? Ведь ем так нужно до конца понять мир, в котором он живет. Поэтому лучше запаситесь терпением и помогайте малышу познакомиться с тем, что его окружает.

Есть несколько основных стоп-сигналов, заметив которые у собственного ребенка, вы должны забить тревогу или как минимум заволноваться.

  1. Если ваш малыш не может произнести даже трёх слов, не показывает жестом как минимум двоих близких ему людей или не знает наименований хотя бы трёх предметов, находящихся в комнате, где он проводит много времени.
  2. Если кроха не может сам присесть или встать с ножек.
  3. Если вы замечаете, что малыш плохо контактирует с окружающим миром (например, если он не понимает, когда с ним говорят ласково, а когда - строго и категорично, когда можно, а когда нельзя).
  4. Если вы проводите мимо малыша какой-то предмет, и он не следит за ним глазками и не пытается его взять и рассмотреть поближе.
  5. Если в то время, когда вы играете в игру, которая должна сопровождаться детским нетерпеливым ожиданием (например, ожидание: когда же появится мамино лицо во время игры в «кукушку») - это тоже тревожный сигнал.
  6. Если вы ещё кормите малыша самостоятельно или помогаете ему в этом, а кроха не пытается установить с вами зрительно-эмоциональный контакт.

Малыш и общество: о социальном развитии

Вы наверняка не раз с огорчением и удивлением замечали, что в возрасте двух лет ваш малыш совершенно не желает находить общий язык со своими сверстниками. Детки не хотят уживаться рядом, а уж тем более устраивать коллективные игры - они скорее будут толкаться и забирать друг у друга игрушки. Всё дело в том, что малыш в этом возрасте очень эгоцентричен, и он просто не может понять, как можно учитывать желание или потребность другого человека.

Хотя сказать, что двухлетний ребенок асоциален нельзя, у него могут появляться даже друзья - те детки, которые ему приятны, игры с которыми доставляют ему наибольшее количество положительных эмоций. Обычно друг до боли похож на вашего малыша: у него такой же темперамент и характер. Однако полноценной дружбой это назвать нельзя - она сможет возникнуть между ребятами только спустя три-четыре года. Тогда их игры приобретут иной характер, они не будут просто играть рядом друг с другом, а начнут взаимодействовать и получать от этого истинное удовольствие.

Развитие речи малыша

Словарный запас ребенка резко возрастает в период между полутора и двумя годами. Обычно когда крохе уже исполнилось 2 годика, в его словарном запасе присутствует 100-300 слов (количество зависит от внешних факторов). Слова эти ребенку наиболее понятны и доступны, он слышит их и пользуется предметами, которые они обозначают, изо дня в день. Поэтому этими словами обычно становятся названия любимых игрушек, предметов, которые его окружают. Он уже понимает, что такое - разные размеры, и в его речи уже можно встретить слова, описывающие величину тех или иных предметов по отношению к другим объектам (например, «мишка большой», а «зайка - маленький»).

Чем больше вы общаетесь с ребенком, читаете ему книги, рассказываете стишки и сказки - тем большим будет и словарный запас малыша. Поэтому когда вы слышите, что кроха заговорил на своем, не понятном вам, языке - не смейтесь над ним, а попытайтесь понять и подправить чадо. Пытайтесь с самого детства учить ребенка правильному произношению.

Малышу ещё тяжело произносить согласные со всей необходимой твердостью, поэтому он умильно смягчает эти звуки (вместо «дай» говорит «дяй», а вместо «танк» - «тяньк»). В связи с тем, что его артикуляционный аппарат ещё не готов к большим нагрузкам, в речи малыша вы пока что не сможете услышать шипящих звуков или согласных «р» и «л».
Помимо того, что кроха, как может, упрощает свой детский язык, он ещё и зачастую сокращает длинные и неудобные к произношению слова. Например, вместо слова «молоко» он может постоянно говорить «ко», или «моко». Также зачастую двухлетний ребенок долго не может определиться с тем, как ему произносить то или иное слово, поэтому он может постоянно произносить его по-разному, выкидывая их него то один сложный звук, то другой.

Даже если ваше чадо умеет громко и пронзительно пищать, всё же слабые голосовые связки и нетренированный речевой аппарат не позволят ему разговаривать очень громко. Голос малыша всегда немного приглушенный, тихий. Эта же причина порождает частую замену звонких согласных - глухими (например, вместо четкого «бом-бом», ребенок произносит «пом-пом»).

Детская речь в два года уже богата интонационно. Малыш знает, что если он чего-то хочет, нужно обратиться к маме требовательным голосом. А если у него что-то болит, то интонация вмиг «съезжает» на жалобные нотки.

Весь второй год ребенок будет совершенствовать свои речевые навыки и наверняка преуспеет в этом. Ведь он уже не глуп, и понимает, что только с помощью логически связанных слов он сможет удовлетворять некоторые из своих потребностей (так как об их исполнении нужно уметь попросить). Но до взрослой и грамотной речи малышу ещё очень далеко! Он по-прежнему не может похвастаться богатым словарным запасом и частенько облегчает себе труд, заменяя сложные слова простыми сочетаниями слогов (вместо «кушать» он просто скажет «ам-ам»). Кроме того, в речи ребенка сейчас вы сможете услышать только те названия предметов, с которыми малыш непосредственно сталкивается во время игры или исследования квартиры. Естественно, ждать от крохи какой-то грамматической связности предложений нет никакого смысла. Он ещё не знает о волшебной силе предлогов и союзов, он не умеет правильно поставить окончание того или иного слова. Ну и, конечно, его ещё будет с головой выдавать неправильное, искаженное произношение большинства слов. Он будет менять местами слоги или вовсе выкидывать их из слов ещё не одну неделю.

Развиваемся, играя…

Ещё не пришло то время, когда развитием вашего малыша будут заниматься непосредственно те люди, которые знают, как это организовать - то есть, педагоги. Пока что главный стимул и «толкатель» умственных процессов малыша - это вы, поэтому вам нужно уметь правильно организовать досуг так, чтобы во время игры ребенок параллельно учился и развивался. Это поможет «догнать» ваших сверстников по всем параметрам, если вам кажется, что вы с малышом где-то немного отстали.

Итак, в какие же игры можно поиграть с двухлетним малышом?

Игра первая: Учим Цвета

Для этой игры вам нужно будет отобрать несколько однотипных игрушек разных цветов и найти бумажные листики таких же расцветок. Вы можете взять, например, машинки или резиновые пищалки в форме зверей.

Разложите этот инвентарь на полу и устройтесь с малышом рядом поудобнее. Поиграйте отдельно с каждой выбранной игрушкой, имитируя её настоящее поведение. Например, если у вас собраны зверушки, то покажите малышу, как квакает и прыгает жабка, как рычит и прыгает грозный лев, как чирикает маленькая птичка.

После этого возьмите заготовленные листики и разложите их прямо на полу перед малышом. На каждую бумажечку поставьте игрушку такого же цвета и объясните малышу, что это - домик для ваших зверушек (или гаражи для машинок - смотря что вы выбрали для игры). Каждый раз, когда ставите игрушку на тот или иной листик, вслух проговаривайте о том, какого же они цвета и почему вы ставите игрушку именно на эту бумажку. После этого можно перемешать игрушки и предложить ребенку самостоятельно подобрать домик каждому зверьку.

Игра вторая: Что поплывет, а что - утонет?

Приготовьте для игры большой таз, налейте туда немного воды (не стоит наливать полный тазик, так как в процессе вы можете забрызгать, а то и залить весь пол вокруг). Возьмите три-четыре предмета, которые изготовлены из разных материалов и имеют разные характеристики плавучести. Например, подойдет пробка из-под вина или шампанского, металлическая ложечка, небольшая веточка и детская пластмассовая чашечка. Много предметов не набирайте - малыш может просто в них запутаться.

Теперь пригласите малыша в игру и поинтересуйтесь: как он думает, какие из предметов будут держаться на воде, а какие - утонут? Вполне вероятно, что ответ ребенка будет неправильным, однако не расстраивайтесь - он ведь ещё не знаком со свойствами тех или иных предметов и ваша цель - обучить его этому.

После того, как ребенок высказал свои предположения на счет того, что утонет, а что будет плавать, бросьте все эти предметы в тазик с водой и дайте крохе вдоволь наиграться с предметами.

Пока ребенок увлечен «купанием» предметов, вы параллельно в игровой форме рассказывайте ему о его свойствах. Например: «Малыш, это - пробка, она сделана из очень легкого, воздушного материала, поэтому она не тонет в водичке, а плавает на поверхности». Или так: «А это - ложечка, она сделана из металла. А так как металл очень тяжелый, то ложечка не может плавать - и сразу же тонет».

Не забудьте о том, что после каждой игры нужно приучать ребенка убирать за собой. Поэтому когда вы закончите, предложите ему вытащить все предметы из водички и вытереть насухо чистым полотенцем.

Благодаря этой простой и увлекательной для малышей игре, детки научатся понимать. Какими свойствами может обладать тот или иной предмет.

В этой игре вы будете разучивать с малышом голоса птиц и зверей. Поэтому вам понадобятся либо игрушки, либо картинки, на которых будут изображены попарно мамы-зверушки и их детки. Лучше всего выбирать тех зверей, с которыми малыш уже знаком: например, мышку и серого мышонка, утку и крохотного утенка, лягушку и её зеленого детеныша, корову и теленка, кошка и котенка, собачку и щенка, курочку и цыпленка.

Сначала вам нужно будет каждую зверушку (или картинку) тщательно рассмотреть и рассказать ребенку, какие звуки производит то или другое животное. В обязательном порядке отметьте, что у взрослых зверушек голоса погрубее, громче, зычней. А у их детенышей голосок тонкий, писклявый. Малыш должен понять, что голос взрослого животного (равно как и взрослого человека) отличается от голоска детеныша (или ребенка).

Возьмите кошку в руки, погладьте её и громко мяукните: «Мяу!». Спросите у малыша: «А кто это у нас так громко мяукает? А кто говорит «мяу» тоненьким звонким голоском? Правильно, это ребеночек мамы-кошки. А как называют её ребеночка? Да, котёнок. А как котёнок мяукает?».

Мы только что рассказали вам о подготовительном, ознакомительном этапе игры. Теперь перейдем непосредственно к обучающей забаве.

Итак, вы уже определили и запомнили, какое животное издает какой звук, как называются их детеныши - теперь можно начать игру.

Разложите на полу перед ребенком все игрушки или картинки со зверятами. Теперь попросите кроху отвернуться, а сами в это время сымитируйте голос какого-то животного, например, громко мяукнете. Малыш должен угадать, во-первых, голос какого животного только что прозвучал и, во-вторых, была ли это взрослая кошка, или маленький котенок? Попросите своё чадо показать вам картинку с изображением той зверушки, которая только что подала голос.

Теперь поменяйтесь ролями - отворачивайтесь сами, а ребенок пусть издает голоса животных. Вы тоже угадывайте и хвалите своего, когда у него особенно точно получается сымитировать голос.

Это очень хорошая и добрая игра, с помощью неё вы сможете показать ребенку и закрепить его знания о том, какие животные существуют, как называются их детки и какие у них голоса, чем отличается взрослый голос от тонкого детского голоска. Отличное упражнение для развития памяти!

Вот такими нехитрыми способами вы сможете проверить, насколько соответствует уровень развития вашего двухгодовалого чада принятым педиатрами и детскими психологами нормам. Однако, как мы уже говорили, не стоит равняться исключительно на эти нормы, все детки идут по своему собственному пути развития и могут где-то отставать от сверстников, но в то же время в чем-то их опережать. Просто не забывайте: в этом возрасте ребенок хватает всё на лету, нужно лишь успевать давать ему все эти знания. Поэтому правильно организованный совместный отдых с играми и развивающими занятиями помогут вам вырастить настоящего вундеркинда!

В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:

  1. Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
  2. Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
  3. Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
  4. Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
  5. Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.

Гимнастика

Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх