Новые технологии в жизни подростка. Подростки и цифровые технологии

Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, проис­ходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за послед­ние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобще­ния к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

Отсутствие комплексных педагогических исследований, но­вых технологий в организации свободного времени детей и мо­лодежи приводит к тому, что в этой деятельности часто наблю­даются безразличие руководящих работников, профессиональ­ная некомпетентность и даже профнепригодность организаторов досуга.

При такой ситуации необходима разработка нормативно-методических документов, целостных программ организации и коррекции системы проведения досуга детей и молодежи.

Сегодня в досуге подрастающего поколения мы наблюдаем сложные противоречивые явления. С одной стороны, подростки часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, ко­торые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоян­ное стремление молодежи к самостоятельности и оригинально­сти в выборе форм проведения свободного времени.

Подростки не обладают устойчивостью интересов в плане проведения своего свободного времени и часто охотно перени­мают от взрослых их модели заполнения досуга, которые не все­гда положительные.

Что могут сделать учреждения социально-культурной сферы для улучшения той ситуации, в которой находится наше молодое поколение?

Во-первых, это исследование направленности и структуры.проведения свободного времени детей и молодежи; во-вторых, необходима целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России. Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; освоение и внедрение в практику дея­тельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности, так как клубные учре­ждения должны притягивать подростков не меньше, чем уличная компания; информирование, а также обучение молодежи совре­менным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки. В-третьих, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подростков.


В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования в школах города Тамбова, Ли­пецка, происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, эко­номические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Ко­митета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработа­ны программы: «Возрождение», «Я для Россию), «Экология и дети», «Рост».

Одной из интересных инновационных методик по организа­ции досуга подростков является авторская валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» О. Андреевой для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительно­стью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факульта­тива в школе.

Это интегрированный курс, направленный на формирование основ валеологической культуры у подростков, включающий в себя половое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Основными целями курса являются:

1) формирование у подростков потребности в сохранении и укреплении своего физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;

2) овладение подростками элементами нравственной куль­туры в сфере взаимоотношений с родными, друзьями, противо­положным полом, воспитание стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общественной морали.

Курс «Тропинка здоровья» разбит на несколько больших блоков, которые условно называются: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Делу - время», «Отдых и досуг», «Мама, папа, я», «Маша + Витя».

Каждый блок включает в себя теоретическую и практиче­скую части. Теоретическая часть представляет собой необходи­мый минимум знаний из области медицины, психологии, физио­логии, знания норм и правил поведения общественной морали. Подача теоретического материала ведется в форме эвристиче­ской беседы с использованием элементов проблемного метода обучения. При этом функция воспитателя заключается в пра­вильной постановке наводящих вопросов и создании проблем­ных ситуаций на основе противоречия между знаниями ребят и их реальным поведением. В ходе такой беседы, во-первых, ис­следуется глубина знаний воспитанников, во-вторых, воспита­тель не сообщает известные факты, а лишь корректирует и до­полняет ответы.

Практическая часть представляет собой систему методов по закреплению теоретических знаний. Она включает в себя физические упражнения, ролевые игры и игры-тренинги, различные творческие упражнения и задания, психологические тесты.

Физические упражнения применяются для профилактики за­болеваний костно-мышечной системы, утомляемости органов зрения, слуха, психической утомляемости. Ролевые игры помогают понять мотивы поведения других людей, например, родителей, учителей. Психологические тесты оказывают огромную помощь как воспитателю в познании мира подростков, их направленности, жизненной позиции, отношения с окружающими, так и воспитуемым в познании себя, своих действий. На занятиях применяются краткосрочные и долгосрочные творческие домашние задания.

Основным этапом занятий любого блока является формиро­вание мотивации подростков в получении знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что курс охватывает не абстрактные, а реальные, жизненно необходимые вопросы, формирование мо­тивации не может рассматриваться как нечто само собой разу­меющееся. Без потребности в знаниях и умениях, личной заинтере­сованности каждого воспитанника не удастся достигнуть нужного воспитательного эффекта.

В подростковом возрасте дети остро переживают недостатки своей внешности. Занятия, объединенные в блок «Свет мой, зер­кальце, скажи», призваны помочь подросткам преодолеть этот комплекс. В этом блоке рассматриваются вопросы гигиены тела и одежды, рационального питания, правильной походки и осанки. Задуматься о составляющих внешней красоты, поверить, что все в собственных руках. - первая ступенька к здоровому образу жизни.

Многие проблемы подростков связаны с желанием повысить свою успеваемость. К сожалению, очень часто отношение к ре­бенку со стороны учителей и родителей складываются на основе получаемых ребенком отметок. Поэтому желание учиться лучше продиктовано подчас не только стремлением обеспечить себя в будущем хорошей профессией, но, главным образом, заставить изменить о себе мнение взрослых, добиться их расположения. На занятиях раздела «Делу - время» ребята знакомятся с различны­ми приемами быстрого запоминания, исследуют виды памяти, мышления, знакомятся с упражнениями, способными помочь увеличить скорость мыслительных процессов. Большое внима­ние уделяется профилактике школьной утомляемости, режиму труда и отдыха. На занятиях этого блока подростки учатся разрешать конфликты с учителями, отстаивать свое мнение. Боль­шую помощь при подготовке к контрольным работам, экзаменам могут оказать различные психологические приемы, позволяю­щие спокойнее перенести эти стрессовые ситуации.

Непростые взаимоотношения подростков с родителями приве­ли к необходимости выделения блока занятий под названием «Мама, папа, я». На этих занятиях определяются и уточняются ролевые функции в семье, обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Ребята учатся выходить из конфликтных ситуаций в семье. Блок включает также вопросы распределения семейного бюджета, исходя из потребностей каждого члена семьи.

Одним из самых интересных разделов, пользующихся наи­большей популярностью у подростков, является блок «Маша + Витя». В ходе этих занятий ребята знакомятся с различиями в физиологическом и психическом развитии мужчин и женщин, культурой взаимоотношений между полами. Особенно много вопросов вызывает тема зарождения и развития ребенка. При рассмотрении вопросов о профилактике ранней беременности, методах контрацепции, венерических заболеваниях, абортах тре­буется особая деликатность учителя. При рассмотрении любого вопроса этой темы основной упор делается на нравственность, культуру отношений.

Раздел «Отдых и досуг» включает работу педагога по иссле­дованию свободного времени и досуга подростка. Исследуется, сколько времени ребенок проводит на улице, перед телевизором, компьютером, какие передачи, фильмы смотрит, какие книги читает. Педагог знакомит ребят с правилами гигиены при работе с компьютером, просмотре телевизора, а также с интересными передачами, фильмами, книгами для подростков. Цель этой ра­боты - увести подростков из сферы только «развлекательного» в сферу «познавательного, духовного и развивающего». Предла­гаются передачи, книги, фильмы, рассчитанные не на простое «заглатывание», а предоставляющие возможность для нравст­венных и интеллектуальных исканий.

Педагог также проводит опрос о том, какие кружки, секции, студии и т.д. посещают подростки или хотели бы посещать. На основе полученных данных составляется список действующих в школе (районе, городе) учреждений досуговой сферы, способных удовлетворить стремления подростков.

Воспитатель в ходе занятий рассматривает возможные вари­анты поведения подростков в той или иной ситуации, дает уча­щимся необходимые знания для более правильного выбора, ко­торый предоставляется самим подросткам.

В блок «Досуг» входят также вопросы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости и наркомании, подробно объясняется действие этих веществ на внешний вид, внутренние ор­ганы, психику. Немаловажен опор на нравственный аспект этих вопросов. В практической части этих занятий ребятам предлага­ется решить различные жизненные ситуации, например: «Если мне предложили закурить..», «Мой знакомый - алкоголик» и т.п.

С целью повышения культуры общения подростков им предлагаются различные игры самых разнообразных направле­ний (от психологических тестов до детских игр), темы для обсу­ждений с друзьями, самостоятельные мини-исследования. Кроме этого, преподаватель может периодически осведомлять ребят о культурной жизни города, (открытие выставок, экспозиций), ко­торые могут их заинтересовать.

Апробация курса «Тропинка здоровья» осуществляется нами в 7-8-х классах лингвистической гимназии г. Тамбова.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их ус­пешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подро­стков.

5. Считаете ли Вы необходимым введение валеологич"еского курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Научно-практическая конференция школьников

Научно -исследовательская работа на тему:

«Подросток и интернет».

Выполнила

ученица 7 класса

Чеботарёва Полина

Руководитель

Чеботарёва Л.А.

ст.Курджипская, 2016г.

Аннотация.

Данная работа представляет собой исследовательский проект по изучению особенностей использования Интернета и социальных сетей подростком. Тема влияния интернета на подростков является весьма актуальной в наши дни, когда подростки все больше используют Интернет в своей жизни. Цель данной работы - проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на подростков.

На протяжении 2 недель я подбирала материал для написания исследовательской работы. В ней изложены основные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение при использовании социальных сетей.

В ходе работы реализованы следующие этапы:

1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.

2 этап – обобщение полученного материала.

3 этап – проведение опроса.

4 этап – фиксация результатов работы.

5 этап – анализ и объяснение результатов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание анкеты и проведение опросов.

Практическим результатом моего исследования является проведение и анализ опросов учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №6 ст. Курджипской.

Содержание.

Введение …………………………………………….4-5

Глава1

Глава2

Глава3

Общение в сети

3.1Позитивное влияние соц. сетей……………14

3.2 Негативное влияние соц. сетей……………15

Глава4.

Практическая часть

4.1Социологический опрос……………………16

4.2Результаты исследования…………………..17-18

Заключение…………………………………………….19

Список используемых источников и литературы……20

Введение

Актуальность . В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, в частности используют глобальную компьютерную сеть – Интернет. Где люди общаются, делятся какой-либо информацией, знакомятся. Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно, превращаясь из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения. Сейчас становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести компьютерную зависимость.

Актуальность выбранной темы объясняется тем что, исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.

Я считаю, что подросток и социальная сеть – это одна из актуальных тем нашего времени. Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. Сейчас наиболее сильное влияние оказывает Интернет. В настоящее время очень обострилась ситуация влияния как Интернета, так и социальных сетей на подрастающее поколение. Некоторые считают, что это приносит только пользу, некоторые - что вред.

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости

Задачи исследования:

    Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости.

    Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса

    Провести опрос.

    Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы.

Объект исследования: учащиеся 5-11 классов.

Предмет исследования : проблема компьютерной зависимости среди подростков

Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах

Методы исследования : анализ специальной литературы, изучение терминологии, анкетирование.

1 глава. История возникновения социальных сетей.

Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:

    наличие регистрации пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

    пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля;

    настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).

По мнению многих исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
Но один из существенных недостатков социальных сетей – это возможность упустить некоторые подробности, которые могут быть ключевыми для деловой репутации и которые могут оказывать существенное влияние на принятие решения в бизнесе.

Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук заполонили разумы юных школьников. Как же появились и развивались эти социальные сети?В Интернете сей час существует множество различных соц. сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:

    Одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта - возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс, то мгновенно найти и приобрести кучу друзей. Мой мир@Mail.Ru - русскоязычная социальная сеть (с контекстным меню на русском языке), соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. На портале «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн профилей, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте онлайн.

Задача проекта «Мой мир» - помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.

Девиз проекта: «Ваши друзья, однокурсники и одноклассники в контакте с Вами»!

Для регистрации на сайте достаточно создать учётную запись на бесплатном сервисе электронной почты Mail.Ru

По данным на апрель 2010 года сайт занимал пятое место по ежемесячному охвату для аудитории российских интернет - пользователей 14-55 лет среди всех русскоязычных ресурсов. По данным собственной статистики сайта, на июль 2011 года зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, на март 2012 года более 148 миллионов пользователей, а на 1 января 2013 года более 205 млн пользователей. Посещаемость сайта - более 44 миллионов посетителей в сутки.

    Год основания - 2004. На июль 2013 года аудитория Facebook составила 1,2 миллиарда пользователей - это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie. Суточная активная аудитория в марте составила 720 миллионов человек - столько фиксируется следящей сетью Facebook ежедневно. Около 810 млн человек в месяц используют мобильное приложение Facebook. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий. На сайте зафиксировано 125 миллиардов «дружеских связей» (на 31 декабря 2011 г. было 100 млрд). Количество просмотров страниц сайта в октябре 2011 года составило 1 триллион. Самая популярная социальная сеть в мире.

    Twitter - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, или сторонние программы-клиенты. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55 % пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется . Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.

2 глава. Проблемы влияния социальных сетей на подростков.

Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютеры стали мощным средством общения людей. Благодаря появлению Интернета пользователи получили уникальные возможности глобальной связи по всему миру.

В наше время широкое распространение получила глобальная сеть Интернет. Эта технология и все ее услуги: электронная почта, чаты, программы online общения (ICQ, YahooMessenger и др.), конференции, форумы и т.п. – могут негативно воздействовать на психику человека. На сегодняшний день большинство пользователей провели в свой дом и офис Интернет и локальные сети, а подростки спешат скорее зайти в какую-либо соц. сеть.

Совокупная аудитория всевозможных социальных сетей, заметно превысила миллиард человек. Значительное количество пользователей, что бы они ни делали в Сети, уже вообще не покидают своего аккаунта в каком-нибудь. Подобного рода универсальные социальные сети стали конкурировать с самыми разными интернет-сервисами, многим из которых, как еще недавно казалось, обеспечено безоблачное будущее без всяких намеков на сколь-нибудь серьезных конкурентов.

Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.

Большинство людей проводят локальную сеть домой под предлогом, что будут искать что-либо полезно в Интернете, на самом деле, первое знакомство почти всех людей с Всемирной Паутиной начинается с регистрации в социальных сетях.

Современные тинэйджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.

Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях - ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

    глава. Общение в сети.

    1. Положительные черты влияния социальных сетей

Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:

    Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.

    Найти себе друзей, знакомых одноклассников

    Поиск в соц. сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.

    Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.

3.2 Отрицательные черты влияния социальных сетей.

Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:

Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Сидя за компьютером, учащийся (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.

Воздействие электромагнитного излучения.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...

Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Перегрузка суставов кистей.

Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.

Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

Зависимость от виртуального мира .

Пожалуй, это самая распространенная проблема.

- Общедоступность информации .

Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.

Психические расстройства.

При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.

4 глава. Практические исследования

4.1 Социологический опрос

Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. Среди учащихся 5-11 классов, подростков в возрасте 13-16 лет было проведено социологическое исследование

Культура молодежного сообщества пропитана цифровыми технологиями, и подростка уже невозможно представить вне компьютерных игр, социальных сетей, интернет-серфинга и различных чатов и форумов.

Сегодня наиболее продвинутыми с технологической точки зрения становятся семьи, где есть подростки, так как именно они умеют использовать любую технику адекватно ее возможностям и руководят остальными членами семьи, совершенствуя их знания в области электронных ресурсов и информационных технологий.

Подростки задают тон в технологическом прогрессе как основные потребители новинок. Большую часть «компьютерного времени» они проводят в играх, обладающих противоречивым воздействием. Родителей, педагогов и психологов беспокоит влияние видеоигр, интернет-общения и информационного пространства на интеллектуальное, эмоциональное и коммуникативное развитие подростков.

Влияние цифровых технологий на познавательное развитие подростков. Данные относительно влияния цифровых технологий на психику подростков демонстрируют разнонаправленное воздействие: как позитивное, так и негативное (рис. 3.6). Основные изменения касаются восприятия и мышления, формирования преимущественной ориентации на визуальные каналы информации и вырабатывание так называемого клипового мышления, которое обладает рядом преимуществ и ограничений.

Клиновое мышление - преимущественная ориентация на визуальную образную информацию с высокой скоростью обработки зрительных образов и формированием обрывочных, узкоконкретных блоков информации, не связанных причинно-следственными связями.

Рис. 3.6.

Среди положительных последствий цифровых технологий для мышления и познавательного развития в целом выделяют способность к многозадачности, высокую скорость когнитивных реакций, а также способность защищаться от информационных перегрузок. Во многом базовый источник стресса (информационные перегрузки) современными подростками преодолен. К позитивным достижениям относят также рост невербального интеллекта, специфическую концентрацию внимания и повышение его устойчивости. Подростки, посвящающие компьютеру лишь некоторую часть свободного времени, демонстрируют академическую успеваемость того же уровня, что и не играющие подростки, а иногда и выше. Конечно, если подросток проводит за компьютером по 10 ч в день, то ухудшится не только его школьная успеваемость, но и соматическое здоровье. При умеренном увлечении компьютерами интеллектуальное развитие подростков не страдает. Видеоигры требуют готовности к исследованиям, к пробующему поведению, они ориентированы на индуктивное мышление, которого так не достает школьному дедуктивному обучению.

Компьютерные игры, по мнению зарубежных психологов, также способствуют развитию интуитивного мышления, способности нащупывать решения методом проб и ошибок, способности взаимодействовать с информацией в ситуации неопределенности. На фоне непрерывных изменений современного общества, остается все меньше возможностей выделить универсальные стратегии поведения; прежние ориентиры исчезают. Подростки учатся жить в мире, где часто приходится действовать наугад, как в компьютерной игре, где вначале неизвестно какая из стратегий принесет удачу, но активный метод проб и ошибок оказывается перспективным.

Альтернативная психология

Французские психологи, анализируя развитие мышления подростков под влиянием взаимодействия с компьютером, считают, что такие подростки обладают явным преимуществом. Пластичность развивающегося мозга позволяет молодым людям сформировать не только традиционные, но и оригинальные ментальные схемы. Главным же достижением становится принципиальная готовность усваивать новые когнитивные модели. Подростки, активно пользующиеся поисковыми системами, способны быстрее, чем их сверстники, не использующие компьютеры, просеивать информацию, анализировать ее и принимать решения. Навыки поиска необходимой информации в гипертексте формируют готовность рассматривать несовпадающие точки зрения и противоречивую информацию, что, в свою очередь, способствует личностному росту, формированию многомерной картины мира и устойчивости к тоталитарным влияниям. Освоение компьютера способствует регуляции подростками собственной деятельности по аналогии с эффективностью и точностью компьютерных программ, увеличению самостоятельности и независимости .

Интернет предоставляет подросткам доступ к самой разнообразной, часто недоступной в обычных формах информации. Например, для подростка чрезвычайно важна информация, связанная с половым созреванием, а доступность честных, беспристрастных данных ограничена. Большинство родителей не готовы обсуждать со своими детьми проблемы пола, а сверстники чаще всего искажают информацию, пересказывая друг другу сведения «про это» как в «испорченном телефоне». Телевидение, в том числе реклама, представляет отношения полов очень предвзято, и любого мальчика-подростка постигнет глубочайшее разочарование в физической и физиологической организации своего тела, если он будет сравнивать себя с образцами, предлагаемыми с телеэкрана. Интернет - это возможность конфиденциально, безбоязненно получить точную открытую информацию по тем вопросам, которые волнуют тысячи подростков, вступивших в пубертат. И это лишь одна из сторон информационного пространства Интернета.

Интернет становится для подростков источником объективной (на их взгляд) информации, и запрос среди подростков предъявляется не только по поводу традиционно подростковых вопросов (секс, наркотики, рок-н- ролл), но и в отношении принципиально иных (познавательная и профессиональная деятельность, политическая активность и пр.) 1101.

Вместе с тем есть и очевидные минусы клипового мышления и воздействия цифровых технологий в целом. Для интеллекта, функционирующего преимущественно в цифровом пространстве, характерно снижение способности к анализу, построению системной логики причинно-следственных связей. Знания оказываются обрывочными и узко-конкретными. Теряется значимая характеристика взрослого мышления - его протяженность, а также способность к восприятию длительных, линейных последовательностей и однородной, одностилыюй информации, например книжного текста. Соответственно возникают трудности с обработкой знаковой максимально абстрактной, оторванной от образа информации. Анализируя технократическое мышление, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов указывают, что существенным для него является «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями» .

Меняющееся мышление - объективная реальность, возникающая в ответ на ускорение общего темпа жизни, рост количества и разнообразия информации в окружающем пространстве, возможность, благодаря современным технологиям, одновременного выполнения различных задач. Информационное общество предъявляет требования и к психическим процессам, а подростки эффективно откликаются на этот вызов.

Появление интеллектуальных технологий принципиально изменило отношение к информации: от дефицита общество шагнуло к изобилию информации на грани избыточности. Такая ситуация неизбежно влечет за собой трансформацию всего процесса развития и обучения. Так, претерпевает существенные изменения позиция учителя. Подростки больше не видят в учителе знающую авторитетную фигуру, владеющую информацией. Любая информация доступна им в Интернете, и акцент в обучении переносится на формирование навыков сортировки информации и выбора возможностей ее использования. Традиционная школьная иерархия по критерию владения информацией сильно расшатывается.

А вот авторитет родителей в связи с растущей технической компетентностью их детей падает не всегда. Родители обладают не только знаниями, но и ценностями, которые и определяют авторитетную позицию. В ситуации, когда подростки сами осуществляют выбор необходимых знаний и источники их получения, а социальный опыт постоянно трансформируется, задача родителей передать детям ценности и нравственные устои.

Одним из принципиально важных с психологической точки зрения свойств Интернета является его персонификация как способность адаптировать содержание иод потребности пользователя. Это свойство проявляется, например, в виртуальном шопинге, когда предложения ориентируются исключительно на потребности покупателя. Здесь-то и кроется угроза развитию. Если ты готов покупать только рок-музыку, ты никогда не столкнешься с классикой, ведь компьютер позволяет заведомо ограничить выбор в соответствии с твоими предпочтениями. Этот парадокс в определенной степени распространяется на всю информацию, которую подросток может потенциально получить в Интернете.

Контрольные вопросы

  • 1. Что собой представляет абстрактное мышление?
  • 2. Каково содержание когнитивного развития на стадии формальных операций?
  • 3. В чем принципиальное отличие формальных операций от стадии конкретных операций?
  • 4. Как понимается в психологии термин «псевдоглупость»?
  • 5. Какие характеристики формального мышления можно выделить?
  • 6. Зависит ли уровень развития интеллекта от пола, этнической и культурной принадлежности подростка?
  • 7. Какие когнитивные стили выделены в психологии?
  • 8. Какие факторы влияют на формирование когнитивного стиля?
  • 9. Каковы основные закономерности информационной социализации в отрочестве?
  • 10. Как меняются традиционные формы деятельности под влиянием информационных технологий?

С 19 по 21 сентября в Москве состоялась конференция « PRO подростков: лучшие практики работы специалистов с подростками-сиротами в госучреждениях и приемных семьях для повышения качества жизни молодых людей» .

На форуме выступили более 30 экспертов. Фото с сайта pro-podrostkov.ru

Организаторы — благотворительные фонды «Солнечный город», «Измени одну жизнь», ​«Открывая горизонты» и Межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры».

По словам организаторов, «за последние два года очень сильно возросло число подростков, которые длительно живут в учреждениях. Малышей и младших школьников забирают в российские семьи охотно, а вот дети старшего возраста не часто находят свои «новые семьи». А работать с подростками, ох, как сложно, да и немногие это вообще умеют! Отсюда возникает масса проблем, в том числе и после того как дети выходят из детского дома».

Если же подростков усыновляют, то нередко приемные родители признаются в том, что не справились, и вновь сдают детей в детдом или интернат. Таких ребят называют «вторичниками» - потому что от них отказались не только их родные родители, но и приемные. Возвратов детей в последнее время становится больше.

Целью конференции стало обучение технологиям и обеспечение инструментами эффективной работы специалистов сферы защиты детства с детьми старше 10 лет, оставшимися без попечения родителей.

На форуме выступили более 30 экспертов - представителей органов исполнительной власти и некоммерческих организаций, работающих в сфере защиты детства, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и служб сопровождения замещающих семей.

Организаторы поделились с корреспондентом фонда «Измени одну жизнь» своими впечатлениями о конференции.

Марина Аксенова, директор Детского благотворительного фонда «Солнечный город»

«Нам удалось собрать для участия в конференции очень много специалистов из разных регионов, готовых не только обсуждать темы, связанные с усыновлением и воспитанием подростков, оставшихся без попечения родителей, но и делиться собственными уникальными практиками.

Таким прикладным вещам нигде и никого не учат. А мы предложили специалистам сферы защиты детства для эффективной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, овладеть ими.

Мы провели конференцию так, чтобы новые знания легли на основу осознания эмоционального характера. Таким образом, от участия в этой конференции выиграют все участники воспитательного процесса: и наставники, и их подопечные подростки.

Специалисты продемонстрировали новые уникальные практики. Фото с сайта pro-podrostkov.ru

Я считаю, что на таких форумах должны присутствовать представители разных институтов сферы воспитания, представители всех ветвей власти, связанные с этой темой. Им необходимо научиться понимать подростков-сирот, уметь общаться с ними и знать, что необходимо для их воспитания и образования. Тогда во взрослой жизни эти дети войдут не как социологические единицы группы риска, а полноценные представители нашего общества».

Александра Телицына, исполнительный директор МОО «Старшие Братья Старшие Сестры»

«На конференции обсуждались актуальные вопросы, к примеру, уважение к человеческой личности вообще, и к личности подростка в частности, говорили о бережном отношении к самоопределению подростков. Дискутировали на тему возрастных кризисов, бунтов — как с этим жить, как их использовать в качестве непрерывного источника личностного роста. Говорили о том, как надо правильно конфликтовать.

Были представлены конкретные практики. К примеру, представители проекта «Упсала-цирк» показали многим пример, как надо выстраивать работу с подростками.

«Упсала-цирк» знает, как выстраивать работу с подростками. Фото с сайта pro-podrostkov.ru.

Времени на все, конечно же, не хватило. Не успели обсудить такие вопросы, как мотивировать сотрудников детских учреждений для детей-сирот, изменить их отношение к профессии, к своим обязанностям, понимать, что именно личным примером они формируют отношение подростков к будущей взрослой жизни. Работа «по нужде, а не по призванию» — недопустима при взаимодействии с подростками. Это, в частности, касается воспитателей.

Актуальными остаются и такие темы, как нарушение прав детей – отбирание из кровной семьи, потребительская позиция подростков – воспитанников детских учреждений, формирование общечеловеческих ценностей у подростков, у которых сбиты ориентиры «брать чужое — не хорошо, не помочь – стыдно и др.», вранье и воровство у воспитанников детских учреждений, безысходность и перспективы — почему подростки не представляют себе свое будущее, триада школьной травли, сексуальное и сексуализированное поведение детей и подростков в учреждении и многие другие.

Хотелось бы видеть на подобных форумах в качестве участников диалога с благотворительными организациями для обсуждения и решения сложившихся проблем с подростками-сиротами в госучреждениях вице-премьера РФ Ольгу Голодец, депутата Госдумы РФ Ольгу Баталину, а также нового уполномоченного по правам ребенка РФ Анну Кузнецову».

Юлия Юдина, директор

«Конференция была практической, и я в своем выступлении рассказала о реальных возможностях Интернета и новых информационных технологиях в деле содействия семейному устройству детей-сирот.

Могущество Интернета в России нельзя недооценивать. Согласно международному исследованию 2015 года, Россия – третья страна в мире по уровню проникновения социальных сетей и активности их использования.

При этом важно понимать, что аудитория соцсетей достаточно сильно отличается друг от друга, в частности, по возрастному и гендерному составу, по популярности в отдельных городах. Поэтому для эффективного общения с пользователями ВКонтакте требуются другие форматы, другой язык, нежели при выстраивании коммуникации с пользователями Фейсбука или Одноклассников. Это требуется учитывать, разрабатывая PR-кампании детей, которым нужны семьи.

Фонд «Измени одну жизнь» прикладывает много усилий для того, чтобы тысячи видео детей-сирот, снятые нашим фондом, были увидены, замечены потенциальными родителями.

«На конференции мы смогли осветить вопросы и проблемы работы с подростками в полной, так сказать, «хронологии событий»: изъятие ребенка из кровной семьи и помещение в госучреждение, его пребывание в учреждении, помещение в замещающую семью, пребывание в замещающей семье, выпуск из учреждения.

Самая важная мысль прошла для участников нитью через все три дня конференции – мы: представители органов опеки, учреждений, НКО – то есть все взрослые, должны действовать исключительно в интересах каждого конкретного ребенка! Вот это самый важный вопрос.

Наш фонд участвовал в двух секциях. В секции «Сюжетно-ролевые игры. Формирование целеполагания и мотивации через игру» мы представили уникальную методику образовательных игр живого действия, разработанную специально для социальной адаптации воспитанников детских домов. В рамках нашей благотворительной программы «Открывая горизонты» мы проводим в госучреждениях 17 регионов России игры, направленные на развитие у детей следующих навыков: коммуникация, самостоятельность, планирование, убеждение, решение жизненных задач.

Мы выбрали именно образовательные игры живого действия, потому что основная проблема воспитанников детских домов – отсутствие возможностей для самостоятельных действий в сиротских учреждениях. Мы даем им такую возможность, создавая пространство для самостоятельных действий.

На второй секции — «Работа по профориентационному самоопределению — помощь НКО» мы представили нашу программу «Шаг в будущее». Это программа профориентации «полного цикла», включающая в себя 6 содержательных блоков: образовательные игры по профориентации, практически занятия и тренинги (от поиска вакансии с интернете до прохождения собеседования), экскурсии в учебные заведения и на предприятия, профессиональное обучение в корпоративных университетах наших партнеров, стажировки и трудоустройство. Программа вызвала бурное обсуждение, значит, тема профориентации очень актуальна для воспитанников госучреждений.

Конференция – один из первых шагов в большой работе по улучшению жизни подростков. Фото с сайта pro-podrostkov.ru

Ситуацию всегда меняют люди. В нашем случае – люди на местах, те, кто, вернувшись домой после конференции, будет (или не будет) использовать полученные знания для изменения ситуации в своем конкретном учреждении или регионе. Есть такой хороший старообрядческий девиз — «Хотя что-нибудь, да делай». Мне кажется, если участники нашей конференции внедрят в свою работу с подростками хотя бы 10 процентов из того нового, что они услышали и увидели, и, при этом, продолжат использовать свои успешные практики, это уже будет значительный результат.

Хочу надеяться, что наша конференция – это только один из первых шагов в той большой работе, которую мы вместе должны проводить, чтобы действительно улучшить жизнь подростков в детских учреждениях. Нестандартный формат (игра-погружение в начале) позволил «расшевелить» участников и провести действительно эффективное мероприятие».

Все материалы конференции — по ссылке.

  • Добавить в избранное 0

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх