Новый год: история возникновения. Откуда есть пошел новый год

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год . Настоящий праздник для верующего - это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января (1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта . Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта .

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября , что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки .

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль - это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль - это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Традиция отмечать Новый Год кажется незыблемой. Многие задумываются, что Новый Год праздновали всегда. Но это не так. История этого праздничка насчитывает, само мало, 25 веков. В первый раз этот обычай появился в Месопотамии (Двуречье). По воззрению неких ученых конкретно тут, в древней цивилизации Шумеров, в первый раз (в 3-ем тысячелетии) стали праздновать Новый год.

Новый Год крепко вошел в быт древних вавилонян. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В направление 12 дней праздновалось праздничное событие - пришествие времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и погибели. Праздничек сопровождался шествиями, карнавалами и маскарадами. В это время воспрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из найденых глиняных табличек поведала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб преобразовывался в государя.

Как славяне узнали об этом древнем праздничке? Учеными подтверждено, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора), взяли в долг этот сюжет и занесли его в Библию. От иудеев традиция новогоднего празднования перебежала к грекам, а через их - к народам Западной Европы.

Время новогодних праздничков - это время прекрасной, хорошей сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с пришествием зимних холодов. Новый год приносит нам надежду на наилучшее и дарует огромное количество подарков. В это время мы начинаем ощущать себя героями сказки. В каждом из нас пробуждается ребёнок, мы начинаем принимать происходящее детскими глазами, хотя мы издавна уже выросли. Однако нам так же охото веровать в Деда Мороза и Снегурочку, которые непременно, когда-нибудь, придут к нам в дом. Веровать, что кое-где далековато, в бескрайних просторах во власти снега и льда, живет красивая Снежная Царица. Вы сможете со мной не согласиться, однако в душе это происходит с каждым. А виной всему Новый год - время, когда исполняются самые священные желания и мечты. Необходимо только веровать в не плохое, доброе, и все у нас получится.

Празднование Нового года несёт внутри себя самые веселые чувства и связано с миром, любовью и взаимопониманием. Этот праздничек, как и многие другие, имеет свои корешки в глубочайшей древности. В сей день собираются самые близкие люди. Очарование новогодней ночи запомнится всем длительно.

В Рф Новый год стали отмечать по указу Петра Первого с 1 января 1700 года. Ранее начало нового года отмечали 1 сентября. Этот праздничек с ёлкой (хотя при Петре Первом ёлку не декорировали, а декорировали лапы, веточки), украшениями, карнавалами очень полюбились русскому народу. Сейчас это один из самых возлюбленных наших праздничков. А понимаете ли вы, что ранее, заместо ёлки декорировали другие деревья. Это были вишни, специально выращенные в кадках. Ранее люди считали, что все деревья наделены хорошими силами, что в их живут добрые духи. И развешивая на деревьях угощения - подарки, старались задобрить этих духов. Ну а вечнозелёная ель занимала особенное место посреди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из мглы и мрака. Ранее заместо игрушек на деревья вешали разные плоды, к примеру:
яблоки - знак плодородия
орешки - непостижимость божественного промысла
яичка - знак развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Как понятно, обычай декорировать жилье еловыми ветками, пошел от Петра Первого. В 30-е годы XIX века ёлки ставились на праздничек исключительно в домах петербургских германцев. К концу XIX века ёлки стали основным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздничков прямо до 1918 года, когда из-за принадлежности увенчанной ёлки к Рождеству (другими словами религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И исключительно в 1949 году 1 января стал нерабочим днём. Так что ставить ёлочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).

Ни один новогодний праздничек не мыслим в отсутствие богато и ярко увенчанной ёлки. В почти всех странах не считая ёлки дом украшается букетами омелы. Этот обычай произошёл из Великобритании. В торжественный вечер обители британцев украшаются этими растениями. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы сможете поцеловать человека, стоящего посреди комнаты под букетиком омелы.

В Чехии и Словакии с большущим нетерпением этого праздничка ожидают юные девушки, поскольку конкретно в ночь перед Рождеством они выяснят, выйдут ли замуж в этом году? Подтверждением служит... домашняя тапочка, которую они должны кинуть через голову по направлению к двери. В том случае тапочка свалится носком к двери, в скором времени показаться и жених, а в том случае по направлению к комнате, жене придется дожидаться еще 1 год.

Новогодние празднички в Италии достаточно облегчены. Старенькые традиции соблюдаются изредка, в главном в деревнях. В день перед Рождеством работают только до обеда, а после обеда декорируют елки и готовят подарки. Древний обычай просит, чтоб подарки преподносились старенькой женщиной, бефиной. Однако она раздает подарки после Нового года, 7 января.
В стране восходящего солнца - Стране восходящего солнца - все обитатели городов и сел днем 1 февраля выходят на улицу встречать восход солнца. Когда 1-ые солнечные лучи озаряют землю, жители страны восходящего солнца поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками. А вечер принято проводить в кругу семьи. И чтоб не пускать злых духов к для себя в обители, они перед входом в дом вешают венки из травы. Они считают, что это приносит им счастье. А еще у их есть таковой обычай - смеяться в момент пришествия Нового года.
Как мы все знаем в Стране восходящего солнца и в других странах Востока, согласно календарю, принятому в этих странах, в границах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-либо животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд параметров, зависимо от которых складывается его судьба.
Вот эти животные:
- крыса (злость)...2008, 2020...
- бык (работа, родня, родина)...2009, 2021...
- тигр (энергия)...2010, 2022...
- кот / зайчик (размеренный человек)...2011, 2023...
- дракон ("не все золото, что поблескивает")...2000, 2012...
- змея (мудрость)...2001, 2013...
- лошадка (добросовестный человек)...2002, 2014...
- коза/овца (капризная)...2003, 2015...
- обезъяна (хитрость)...2004, 2016...
- петушок (фанфарон)...2005, 2017...
- собака (справедливость)...2006, 2018...
- свинья / кабан (хорошая старина)...2007, 2019...

В иной восточной стране - Вьетнаме - Новый год встречают ночкой. С пришествием сумерек вьетнамцы зажигают костры в парках, садах либо на улицах. Около их собираются немного семей, на углях готовят особенные сладости из риса. В эту ночь запамятывают все ссоры, прощают все обиды, поскольку Новый год - это праздничек дружбы! Весь последующий день вьетнамцы проводят в родне. Вьетнамцы веруют. что 1-ый человек, который войдет к ним в дом в Новеньком году принесет им фортуну, либо же напротив - горе и несчастье. Потому, мой Вам совет - в эти дни встречайтесь только с испытанными людьми, на всякий случай.

Очень прекрасно во время празднования Нового года в Китае. Вся страна похожа на большой светящийся шар. А происходит это поэтому, что во время торжественной процессии, которая протекает по улицам Китая в новогоднюю ночь, люди зажигают огромное количество фонарей. Это делается для того, чтоб осветить для себя путь в Новый год. Потому что они считают, что новый год окружён злыми духами и нечистыми силами, то они отпугивают их при помощи хлопушек и фейерверков.

В Монголии Новый год совпадает поздравляем скотоводства, потому для него свойственны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Даже Дед Мороз приходит у их в одежке скотовода.

В Бирме Новый год наступает в самое жаркое время года, потому его приход отмечается так именуемым "фестивалем воды" , когда люди при встрече поливают друг друга водой. Традиция обливания водой- это собственного рода пожелание счастья в Новеньком году.

А в Иране Новый год встречают 21 марта. Там люди за немного недель до Н. г. высаживают в маленькие горшочки зерна пшеницы. К Новенькому году они восходят - это символизирует начало весны и Нового года.

Очень прекрасные ритуалы встречи Нового года в Индии. Там люди декорируют себя розовыми, красноватыми, белоснежными цветами. У индусов существует свое норма дарения подарков. К примеру, подарки для малышей кладутся на особый поднос. Днем детям закрывают глаза и подводят к этому подносу.

В Ирландии вечером, намедни Нового года, все открывают двери собственных домов. Каждый, кто пожелает, может войти в хоть какой дом и будет вожделенным гостем: его воспримут с большой радостью, усадят на почётное место, угостят стаканом хорошего вина, не забыв при всем этом сказать:"За мир в этом доме и во всём мире". На последующий день каждый отмечает праздничек обители. В половине двенадцатого ирландцы выходят на освещённую и празднично украшенную центральную городскую площадь.

Забавно встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у торжественного стола, во всех домах на три минутки гасится свет. Эти минутки именуют "минутками новогодних поцелуев", тайну которых сохраняет мгла.

В Румынии принято запекать в новогодние пироги разные мелкие "сюрпризы" -мелкие деньги, колечки, стручки горьковатого перца. В том случае вы найдёте в пироге кольцо, это означает, что Новый год принесёт вам счастье.

В европейских странах рождественские празднички предшествуют новогодним, потому все главные изготовления ведутся тут с начала декабря. В Италии, к примеру, торжества начинаются со дня святой Лючии (13 декабря), когда отмечают праздничек света. Потом следует пришествие Баббо Натале - местного Деда Мороза (24 декабря). И завершается все это возникновением Бефаны - малеханькой старушки-ведьмы, которая разносит детям различные сладости (по традиции шоколадные) 6 января - в праздничек Епифании. Следовательно, небольшим итальянцам везет два раза: в рождественскую ночь они получают подарки от Баббо Натале, а в праздничек Епифании - сладости от Бефаны. При этом Бефана - очень разборчивая фея: послушливым и хорошим детям она приносит шоколад, а небольшим шалунишкам и проказникам набивает чулочек, специально подвешенный для этой цели к ёлке либо к потолку в детской, крохотными темными угольками.
Вообщем Бефана - достаточно смешной персонаж, его очень обожают итальянцы. Эта колдунья с большими выступающими вперед зубами, крючковатым носом, одетая в остроконечную шапку, длиннющий плащ и дырявые шерстяные чулки. Носит на спине мешочек с шоколадом и угольками и передвигается с крыши на крышу пешком, на метле либо на лошадки. По древней легенде, в Италию она попала случаем, однако тут ей так понравилось, что она поселилась на всегда. Родом из Вифлеема, Бефана типо встретила на собственном пути Волхвов, спешивших с подарками к новорожденному Иисусу. Она возжелала отправиться с ними, однако получила отказ. Заместо этого ей было предложено пойти по свету и одаривать подарками всех послушливых и благоразумных ребятишек. С того времени Бефана и "осела" в Италии.
В Риме до сего времени есть возможность "повстречать" эту забавную ведьмочку и даже сфотографироваться с ней. Кстати, в канун Нового года конкретно по настоянию Бефаны не лишенные чувства юмора итальянцы расправляются со всяким старьем, накопившемся за год. Часто они выбрасывают всё это прямо из окон.

Для испанцев, использующих хоть какой повод для развеселой фиесты, главным праздничком (из-за больщей религиозности) остается Рождество. Этот вечер проводят только с семьёй, за богато накрытым столом, который, кстати, тем изысканнее и обильнее, чем беднее родня, потому что конкретно к этому ужину хозяйка старается запастись самыми неописуемыми вкусностями. При этом, невзирая на возраст, гурманы от мала до велика, отдают предпочтение сладкому, которое может быть представлено десятками разных блюд. Тут и пирожки из винного теста, и миндальные пирожные, и печенье с тмином. Что все-таки до подарков, то по традиции их получают в главном дети. Намедни вечером дети вывешивают за окно заранее приготовленный чулок, который к утру полон подарков. А вот 31 декабря - День Святого Николаса - настоящий праздничек в кругу друзей. Тут уже никто не связан религиозными ритуалами, и каждый забавляется, как его душе угодно. Бывает, что совместно празднуют целыми этажами либо домами, заходя в квартиры соседей с бокалом возлюбленной сангрии либо рехи и блюдом какого-либо угощения.

У бельгийцев из провинции Намюр, над которыми в Европе немного похихикивают, рождественская ночь проходит за игральным столом. В каждом кафе, закусочной либо деревенском ресторанчике происходит карточная игра (напоминающая российского «дурака»). Выигравший получает умопомрачительно вкусную плюшку из сдобного теста достаточно огромных размеров, в форме ангела либо малеханького Иисуса, с глазурью и сладкой пудрой, которая именуется kerstbroden. Время от времени такие угощения заменяются шоколадным поленом длиной 30 см. а за неделю до Нового года в Брюсселе раскрывается Интернациональная ярмарка, где есть возможность приобрести вкусности к новогоднему столу, привезенные из всех государств Европы.

Для обитателей столицы Нидерландов Амстердама основное новогоднее событие - это возникновение местного Деда Мороза, Святого Николая, в городском порту. Гость прибывает в страну морем, через Роттердам, а встречу ему организуют в крохотной рыбацкой деревушке Монникэндам не только лишь обыкновенные горожане, да и городские власти, в том числе и мэр столицы. Это происходит, чаше всего, в первых числах декабря. И все следующее предновогоднее время голландские дети стараются не дурачиться, чтобы заслужить у Николя и его слуги по прозвищу «Черный пит» давно ожидаемые подарки.
В этой стране торжественные торжества проходят очень обычно, в том случае не считать неотклонимых катаний на городском катке, построенном специально на период праздничков. Кстати, схожий каток существует и в копенгагене, и многие датчане специально приезжают в столицу семьями, чтоб "опробовать лед".
Для других скандинавских народов новогодняя неделя меж Рождеством и 31 декабря проходит отдельно - посказочному. В небольшом городе Лапландии Романиеми на самом полярном круге, по преданию, и живет самый реальный Дед Мороз. Конкретно отсюда он отчаливает в свое путешествие в рождественскую ночь, чтоб успеть пораздавать подарки детям всей планетки.
Что все-таки до местных обитателей, то их праздничек проходит не только лишь в кругу семьи, да и с друзьями: вокруг длинноватого стола собирается немного семей. Угощение обычное: пиво домашнего изготовления, семь видов сухого твердого печенья с тмином, копченая рыба и в качестве десерта - julekake - сдобная булка с изюмом и лимоном. В Норвегии принято не забывать наших наименьших: перед тем как ложиться спать в новогоднюю ночь, дети вешают за окно кормушки полные пшеничных зернышек, а в ясли, для лошадки либо жеребенка, ставят миску с овсянкой, чтоб приходящий с подарками гномик - nisse - тоже имел возможность подкрепить свои силы.

Для чопорных австрийцев новогодняя ночь - чуть не единственная возможность в году повалять дурака. в этот вечер и стар и млад покупает оловянные фигуры, которые расплавляют в ложке, на огне свечки, а потом выливают в специальную небольшую тарелку: по форме, которую воспримет олово, и судят о том, что ожидает обладателя фигуры в наступающем году. Не дай боже, чтоб вышла цифра 13! А вот солнце либо остроконечная шапка - это здорово! Чтоб согреться в дружественной компании, австрийцы пьют горячее вино - глинтвейн, при этом так как количество вина не ограничено, а с закуской у экономичных потомков Сиси напряженка, к утру каждый 2-ой представитель мужского пола фактически не держится на ногах. Зато 1 января города и деревни страны как будто вымирают: люд пробуждается только к вечеру и отчаливает в ближайшую закусочную, чтоб подкрепить истощенный алкоголем организм сосисками с жаркой...кислой капусты.

Очень экзотично новогодние торжества проходят в Австалии. Отсутствие снега, ёлок, оленей и иных обычных атрибутов праздничка нисколечко не печалит обитателей материка. Дед Мороз знаменует пришествие Нового года своим возникновением на особом ярко увенчанном сёрфе на пляжах Сиднея. При этом, соблюдая традиции Старенького Света, в его одежке непременно находятся белоснежная борода и красноватая шапочка с помпончиком на конце, что до остального, то загорелое тело раздатчика подарков прикрывает плавательный костюмчик.
В новогодний вечер принято большими компаниями посещать разные общественные места под открытым небом, где происходит салют. Одним из самых возлюбленных является Виктория - парк в центре столицы, где под интернациональные шуточки и аппетитные запахи европейско-азиатско-американской кухни радостные обитатели Австралии встречают Новый год.
Особенностью австралийского новогоднего торжества является практическое отсутствие такого сходу после полуночи.
Австралийцы пробуждаются в 5-6 утра, несмотря на выходные дни либо празднички, и ложаться спать не позднее 10 вечера. Так что новогодняя полночь сама по для себя исключение. Однако в 00.10 все уже в кровати.

Традиции празднования Нового Года

На Руси к Новенькому году выпекали из теста домашних питомцев: жеребцов, скотин, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурами, различными сладостями, орешками. Также считали, что Новый год нужно встречать в новеньком платьице и обуви - тогда весь год ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, должны были помириться.

Народные приметы к Новенькому Году

Кто во время новогодней пирушки много чихает, тот весь год проживет счастливо. «Сколько раз чихнешь – столько девушек тебя полюбят».

В том случае в январе эхо далековато уходит - морозы крепнут

Облака идут против ветра - к снегопаду.

Как Новый год встретишь, так его и проведешь.

В Новогоднюю ночь с обновкой, целый год ходить в обновках.

Нельзя отдавать деньги перед Новым годом, по другому весь год отдавать придется.

Француженки, встречая Новый год, непременно надевают новое белье красноватого цвета. Они считают, что это отпугнет злых и расчетливых парней, а завлечет господ приличных.

На Новый год небо звездное - к урожаю.

К Новенькому году стараются окончить все свои дела, отдельно противные, для того, чтоб они не перебежали в последующий год. Но спешка и неизбежное при всем этом ослабление внимания к окружающей обстановке – главный ваш неприятель в самый канун Нового года. Посмотрите на жизнь реально: то чего вы не успеете сделать до 17 часов, пусть перейдет на иной год.

Откуда произошел праздник Нового года?

Приехавшие в Израиль эмигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана . Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» нерелигиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых - начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили на улицу… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего-то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние - особенно. Ой сколько же их было! Главная - «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было непросто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, чтобы желание, загаданное под бой Курантов, исполнилось…

Но вот прошло время, и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать-двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, чтобы освоиться на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.

Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как-будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…

В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно неспеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января - выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого, и к местным традициям приобщиться можно: например, понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобьется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда - какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине лютеранского протестантва, новогодний праздник также называют «Сильвестер» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднетства - фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения - просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев - на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

Эта дата и является началом летоисчесления принятого Григорианского календаря. Но, оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Йешу, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н. э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н. э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января - в качестве «Новогоднего Дня». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которыми следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н. э. - 14 н. э.), считавший себя богом.

Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам.

А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313-315 н. э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304-335 н. э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых». Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», - днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

В течении Средневекового и Постсредневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма : сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

В средние века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты, связанной с рождением и обрезанием Иисуса существовал еше один день начала года - 25-е марта - «День Возвещения» - день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марию, о том, что она забеременела от бога и родит сына.

В 1582 году, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502-1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, названный впоследствии Григорианским и отличащийся от Юлианского календаря тем, что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т. е. 1600, 2000, и т. д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты, установленной ранними язычниками в месяце Януса - январе. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых тем же Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» - места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. ниже).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено спецраспоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, - как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически ненагруженным праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую - может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» - день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сам же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января - выходной - или стыдливо именуемуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в дествительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что Ханука предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

История новогодней елочки

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую - довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив, понимаешь: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если наблюдаешь подобную картину в доме, где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»? Какой «традиции» отдают дань те, кто украшают тебя?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой, ну или… почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка преобрела сравнительно недавно, и совсем она не похожа на то, что было в начале. Лишь слегка покопавшись в истории, вдруг с ужасом начинаешь осознавать, что эта самая елка не что иное, как священное дерево идолопоклонников, адаптированное христианами, - было взято на вооружение большевистской пропагандой для «мягкого» промывания мозгов.

Давайте попытаемся распутать эту длинную цепь метаморфоз…

Язычники с древних времен поклонялись деревьям как идолам, совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы превозносили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне - березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще: в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи.

Среди из главных языческих праздников, у этих народов были 22 декабря (день зимнего солнцестояния) и 25 декабря (день наиболее раннего захода солнца) несомненно связаные с поклоненем солнцу и культом деревьев, единстенно зеленых в эту пору года.

Как известно, ранние христиане с целью привлечения как можно большего числа последователей часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому деревьям.

До сегоднящнего дня широко распространен обычай католиков и протестантских христиан вывешивать на дверях венки из еловых или сосновых веток на дверях своих домов.

О том, где и кем была заведена «рождественская елка», существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах накануне рождества, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с середины 17-го века. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Тогда же появился ангелочек венчающий елку. Но тон задавали все-таки немцы - это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлемой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, порядковый номер совпадает с еврейским), а 20 декабря - издал указ о праздновании 1 января Нового года, - 1700 года от рождения Йешу (Иисуса).

Но, видимо уж, Россия такая страна, в которой все как в зазеркалье переворачивается с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо, если бы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил рождественскую елку как «вражескую немецкую затею».

Ну а вскоре грянула и Октябрьская революция. Придя к власти, большевики развязали борьбу против религии, которая велась абсолютно и бескомпромисно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с религией.

Как известно, в конце 19-го - начале 20-го веков начался отход евреев Центральной и Восточной Европы от соблюдения традиции. Поначалу это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и «свобод», полученных еврейским населением, когда такие страны как Франция, Германия, Голандия и др. признали евреев своими полноправными гражданами. Эта свобода создала почву для распросранения движения Аскала (Просвещение), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения», и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира».

Рассказывают, что к пламенному ревлюционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг - всемирная революция грядет! Скоро не будет границ и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я - не еврей! Я - интернационалист!». На что рав Мазе ответил: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».

При партии большевиков была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация, состоящая из молодых евреев-коммунистов, чьей задачей было выявлявлять евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще всего несколько лет назад учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы, психушки, и т. д.

Таким образом для евреев, попавших под колесо Советской власти, процесс отхода от многовековой традиции своего народа приобрел просто гигантские масштабы.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода о запрете елки. Но пролетарская борьба с предрассудками не смогла искоренить «влечение к зелени» в русском народе. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить, использовав «лесную гостью» для коммунистической пропаганды.

28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин - только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке - пятиконечная, с серпом и молотом. Елка очень быстро проникла повсюду - в дома, кинотеатры, клубы… Так елка получила новое название - теперь она стала «новогодней», скрывая свое «религиозное происхождение».

Елка оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Во всяком случае так казалось. А елка быстро и глубоко укоренилась в быту.

Жить в ситуации, когда существует негласная квота на прием евреев в институты и на работу, еврей - первый на очереди на увольнение и т. д., было, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем! Так выросло несколько поколений «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Но вот «железный занавес» пал, и советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного «пресса» и «5-ой графы» в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» - кто я: русский я, или я еврей.

Да и времена изменились! Развал советской власти дал возможность религии выйти из подполья. Даже члены современного Российского правительства ходят в церьковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001 .

Все это заставляет задуматься: что для нас означает «новогодняя елка» язычников и христиан, запомнившаяся нам в версии советской пропаганды? Есть в ней глубокий смысл, или это просто так: загадал желание с боем часов… а через несколько дней от этого и памяти не осталось?..

Можно часто услышать от представителей старшего поколения выходцев из Советского Союза, что они обладают некой системой моральных и духовных ценностей, не связанной ни с какой религией. Но стоит лишь начать разбираться, о чем идет речь, как вдруг открывается, что всем высоким моральным принципам их научили родители, а тех, в свою очередь, их родители… и так эти корни уходят далеко в поколения, - еврейские поколения. Эти корни связывают нас с тем, что было у Еврейского народа до этих самых трех-четырех поколений, выросших в атмосфере нигилизма и атеизма.

Ну а что же мы - те, кто покинул Страну Советов детьми или молодыми людьми? Ведь сейчас и у нас уже растут дети! Стиль жизни родителей и их система ценностей являются основой для взгядов на жизнь их детей, в том числе формируя отношение к религии.

Если новогодняя елка будет неотъемлемой частью жизни родителей, то какое же влияние это окажет на детей? И не имеет значения, назовут ли они ее истинным названием: Christmas Tree (рождественская елка), или непонятной «новогодней»!

Но ведь Christmas (рождество) является праздником религиозным! Не просто каким-то там, о одним из главных христианских праздников, празнующим рождение Йешу (Иисуса) - главного христианского идола!

Так что-же получается? Хозяин дома считает себя евреем, а христианский символ в доме поставил?

А что с детьми? Что усвоят они с елочкой посреди дома? Не подтолкнет ли это их (не дай Б-г) к религии, где с елочкой все в порядке…

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней, опять-таки, реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И, конечно, не скажешь, что праздники эти скучны: окунувшись в их веселье еврейских праздников - маскарад в Пурим (в первую очередь - для взрослых, а не для детей!), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в или поиск афикомана в Песах , - можно легко это почуствовать…

Откуда пришел обычай встречать Новый Год


Откуда пришел обычай встречать Новый Год?

Новый год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать.
Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.
Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие - наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина.
Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает корабль-море и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера).
Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию.
В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вам что-нибудь напоминает эта символика? Ну, конечно, Георгия Победоносца на гербе Москвы).
От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы, а дальше к нам, в Америку и Австралию.

Как и когда появился Новый год? Вопрос весьма интересный, особенно если учесть, что мы не раз говорили, что Новый год - самый древний праздник, из всех празднуемых человеком.

Появление Нового года связано с необходимостью человека в отсчете и измерении времени. Человек часть природы и временную меру он искал именно в природе - годичный оборот Земли вокруг Солнца подошел идеально. Земля облетела Солнце, начался новый сельскохозяйственный сезон, новый посев и сбор урожая. Что еще тогда заботило людей? Да, в принципе, ничего.

Осталось выбрать дату начала Нового года. Время празднования Нового года должно быть знаковым.

Первые свидетельства о праздновании Нового года датируются тремя тысячами лет до нашей эры. Вот и ответ на вопрос, когда появился новый год?

Первыми его праздновать стали в Месопотамии, и все торжества были приурочены к разливу рек Тигр и Ефрат. Разлив рек проходил примерно в начале марта, и как следствие дата первого празднования Нового года приходится на март.

Сегодня в России новогодние выходные длятся 10 дней. В Месопотамии гуляния по случаю Нового года продолжались целых 12 дней! Во время празднования категорически запрещалось работать (никто в принципе и не пытался), вершить суды и каким-либо образом наказывать провинившихся. Весть мир становился на уши: устраивались праздничные шествия, гуляния и своего рода карнавалы. Месопотамцы праздновали победу своего светлого божества Мардука над силами тьмы, смерти и разрушения.

В Вавилоне, древнем месопотамском городе, во время праздника царь уезжал из города, а народ во время его отсутствия мог делать все что угодно. Почти также происходит с детьми, которых оставляют без присмотра родителей. Ну, а после возвращения правителя, все возвращалось на круги своя - начинался новый рабочий год, новая жизнь

Вот так можно сказать Новый год и появился на свет.

Месопотамия не единственная цивилизация, которая отмечала начало следующего года.

В ходе раскопок древнеегипетских пирамид был найден необычный сосуд, на котором была надпись «Начало нового года». Это прямое свидетельство того, что Новый год праздновали и в Египте.

Как и в Месопотамии, в Древнем Египте Новый год приходился на разлив главной реки - Нила, ведь именно Нилу египтяне обязаны возможности сеять хлеб в пустыне. Случалось это примерно в конце сентября. Тут так же устраивались пышные гуляния, пиршества, ритуальные катания на лодках по разлившейся реке и так далее. Возможно, начало современной традиции украшать елку пошло именно с тех времен - египтяне украшали пальмы.

Чаще всего празднование Нового года во многих странах древности проходило весной, и было приурочено к началу нового годичного цикла, который начинался с обновления природы.

Однако, некоторые народы совмещали начало Нового года с окончанием полевых работ и завершением сбора урожая. Логично. Поработали, теперь можно отдохнуть и повеселиться.

Именно так праздновали Новый год древние кельты и галлы, которые жили на территории современной Франции и Англии. Праздник начала нового года имел свое название - Самайн (Самхейн), ныне Хеллоуин. Праздник носил сильный мистический оттенок. Считалось что в этот день грань между этим и потусторонним миром становится очень тонкой и призраки могут являться к нам. Чтобы отпугнуть их, кельты использовали ветви омелы - еще один «предок» современной новогодней елки.

Как и многие другие народы, Древние Римляне праздновали начало Нового года в марте. Наверное, именно они ввели традицию дарить друг другу подарки. Особенно активно одаривались подарками в новогоднюю ночь высокопоставленные чиновники. Затем эта традиция дарения стала обязательной.

Лишь в 45 году до нашей эры, Юлий Цезарь с помощью жрецов, астрологов и звездочетов ввел новый календарь, названный в его честь, юлианский. И именно он постановил праздновать Новый год 1 января.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх