Особенности работы с музыкально одаренными детьми. Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

Моя педагогическая идея

Мы живём в пору больших перемен, в пору обновления нашего общества, нашего государства. Конечно, быстрым этот процесс быть не может, особенно у нас в России)…. А начинать надо и начинать приходиться именно нам – педагогам, работающим много лет в образовании, готовым отдать всего себя ради будущего, подобно Данко, идущим впереди, освещая своим горящим сердцем путь будущему поколению. И ведь идём и несём, не смотря на все сложности. И эта статья - необходимость времени! Ни когда бы я не села за подобное выражение мыслей, но опять же – веление времени! Надо аттестоваться, надо определиться с темой опыта…Вопросы, вопросы, вопросы….Но вот она и родилась, моя педагогическая идея! Не думала, не гадала, а оказалось, что я работаю над этой темой уже давно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многолетний опыт работы с детьми привёл меня к важному выводу, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов, много зависит - разовьётся это явление природы или угаснет? Поэтому в своей работе я взяла за основу именно эту тему – «Развитие детской одарённости на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Ребенок рождается на свет с определенными способностями, задача родителей вовремя их заметить и направить его интеллектуальное развитие в нужном направлении. Получив от родителей «еще незаполненный сосуд», задачей педагога становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Развитие одаренной личности ребенка становится одной из главных задач в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

В настоящее время учеными и практиками стала осознаваться необходимость специально организованного обучения одаренных детей и целенаправленной работы по выявлению и развитию их потенциала. В итоге появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, занимающиеся выявлением и развитием одаренных детей (Целевая федеральная программа «Одаренные дети», лаборатория «Психология одаренности» в Психологическом институте РАО и пр.).

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток (в младшей школе) я предлагаю любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие музыкально одарённых детей, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Мои воспитанники принимают участие во всех конкурсах, внеклассных мероприятиях, создают мультимедийные презентаций и коллективные проекты. К примеру, проект создания собственного музыкального клипа – захватил ребят, так как учитываются интересы и уровни дарования каждого ребёнка в команде. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Основы деятельности педагога в работе с одаренными детьми.

Развитие одаренности младших школьников проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса,

внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося,

подготовки учащихся к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы учащихся, проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

В своей работе с каждым учеником приходится оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный ». В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они « намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.

Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни.

Комплекс качеств педагога, необходимых в работе с одаренными детьми.

Преподавателю для работы с музыкально одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:

личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);

поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя:

Представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок;

В чем особенность развития одаренных детей;

Разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).

Особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для развития музыкальной одаренности. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирования абстрактного; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности; стремление к самореализации; выделение собственного «Я».

Каковы же педагогические условия развития музыкально одаренных детей?

Процесс развития музыкально одаренного ребенка будет эффективным, если:

1.приоритетными будут педагогические задачи личностного развития с высоко моральными ориентирами, воспитания характера, эмоционально-волевой сферы ребенка, позитивного отношения к жизни,;

2.будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации;

3.педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно-творческой деятельности;

4.педагогическими факторами будут выступать художественная ориентационно - развивающая среда и педагогическая поддержка, направленная на развитие личностной, эмоциональной сфер.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту и вокальным данным ребенка, а так же отвечать высоким нравственным идеалам.

Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, мы предоставляем ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке»,- говорю я маленьким «ленивцам».

Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что даже ленивый обычно ребенок демонстрирует небывалое вдохновение. «Хочешь быть первой? Можешь! Работай!».

Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.

Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия принимаю всерьез. Похвала – витамин роста!!!

Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании.

Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества воспитанники учреждений дополнительного образования развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Творческие конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

Роль родителей в развитии одаренных детей.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований.

Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

1.родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2.Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.

3.Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4.И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?

Организация конкурсного движения является одной из составляющих в системе поддержки одарённых детей наряду с их привлечением к активной концертной деятельности.

Все достижения моих воспитанников я загружаю на сайт ; очень активно общаемся с ребятами в vk.com , вместе подбираем репертуар для работы. Готовим проекты – сочиняем стихи и музыку – получаются песни, снимаем фото и видео на эту тему. И как результат - выступаем на школьных мероприятиях, муниципальных конкурсах, показывая свою работу. Мы начали не так давно заниматься такими проектами и материал нарабатываем. Главное, дети заинтересованы, проявляют себя творчески и самореализовываются в таких проектах, не останавливаясь на достигнутом, ставят всё новые и новые цели. И я в этом вижу свою большую роль – роль педагога, несущего своё горящее сердце, показывая дорогу, освещая и зажигая новые звёзды.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. БОГАТИКОВА»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Музыкально одарённые дети»

Подготовила

преподаватель

по классу фортепиано

Полубинская Э.Э.

г. Саки 2016г.

I. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С ВЫДАЮЩИМИСЯ МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Ф.Караян начал учиться игре на фортепиано с трёх лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. И.Минухин начал выступать с семи лет, а к 11 годам уже достиг мировой славы.

Музыкальные способности у одарённых детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, а у так называемых способных – обычно между пятью и семью годами. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами.

С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить) и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы. Узнав название нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях.

Яркая музыкальная одарённость у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одарённых детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одарённого ребёнка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одарённые дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным способом.

И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.

Музыкально одарённые дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения). К четырём годам такие ребятишки зачастую играют по слуху сразу двумя руками, то есть с гармонизацией. Для всех музыкально одарённых детей в возрасте около пяти лет характерно стремление производить на инструменте всё слышимое.

Сравнительно легко одарённые дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.

Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2-4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте).

Исследователи отмечают, что к 9-10 годам одарённые дети, в отличие от других детей, начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. Примерно к этому же возрасту, они отдают себе отчёт в недостатках или негативных сторонах собственного дарования.

Важно то, что музыкальные проявления одарённых самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает, своего рода, толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одарённые дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые. Они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его. Причём это относится не только к малышам.

Так, биограф, характеризуя дневники 16-летнего А.К. Глазунова, замечает:

Записи свидетельствуют о напряжённой планомерной работе сознательного музыканта, но одновременно обнаруживают совершенно детскую психологию. При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одарённых детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других.

Музыкально одарённые мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью и рефлективностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, педагога).

Музыкально одарённые девочки напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению, могут разбрасываться. Учитель замечательной русской пианистки А. Есиповой сказал о ней:

В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать её натуру, она может стать великой артисткой.

Одарённый ребёнок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки, голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников. И всё же у детей с ранним и ярким развитием способностей можно наблюдать неразрывную связь одарённости и личности.

Вероятно, это одна из причин того, что на основе детской одарённости невозможно прогнозировать соответствующее будущее ребёнка.

В мемуарной литературе можно найти множество свидетельств о том, что одарённые дети отличаются сильным тяготением, потребностью, поглощённостью занятиями музыкой: исполнением, слушанием, сочинением, размышлением о ней. В то же время столь же часто упоминают о далеко не невинных шалостях, обманах, связанных со стремлением избежать трудных, систематических занятий, тем или иным образом освободиться от них.

Вероятно, эти мотивы весьма индивидуальны и зависят от окружения, традиций воспитания (семейного и профессионального), от склонностивзрослых, фиксировать на них внимание.

С другой стороны, биографические данные позволяют осторожно предположить наличие определённой связи между мотивацией занятий музыкой и типом эмоциональности ребёнка. Спокойные, эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть достаточно равнодушными и к музыке, и к музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте или даже к его концу. Эмоционально неуравновешенные, высоко реактивные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» - ребёнка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми он не может управлять и которые он не может ещё выразить. Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Первая психологическая проблема, с которой сталкиваются музыкально одарённые дети – своего рода парадокс. С одной стороны, им приходится много заниматься на инструменте, гораздо больше, чем их менее одарённым сверстникам. С другой стороны, многое (если не всё) им даётся легче, чем сверстникам, многое выходит как бы само собой.

Соотношение между результатом и затраченным трудом складывается у них не в пользу труда, несмотря на факт многочасовых занятий. Не возникает переживания трудности, с которой надо справиться, внутреннего препятствия, которое необходимо преодолеть. С этим, по–видимому, связано и другое достаточно парадоксальное обстоятельство.

Среди музыкально одарённых детей и подростков часто встречаются классические лентяи, не знающие, что такое настоящий труд, именно потому, что слишком многое им даётся без труда. Лёгкость овладения, высокая обучаемость заменяют работоспособность как способность ставить цели, видеть препятствия, переживать трудности, иначе говоря, способность выходить за пределы своих возможностей. Поэтому одарённые люди чаще сталкиваются с «кризисом лёгкости» в подростковые и юношеские годы.

К тому же «вундеркиндские» лёгкость и блеск в более старшем возрасте нередко превращаются в поверхностное исполнение, в мишуру, что накладывает отпечаток на всю последующую творческую жизнь и, порой, становится в зрелом возрасте мучительной проблемой.

При той невероятной обучаемости, которой отличаются вундеркинды, именно характер и процесс обучения таят в себе потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не игнорировались, но и не эксплуатировались (столь же опасно, как чрезмерные ожидания и притязания родителей, так и искусственные торможения в развитии из страха вырастить «вундеркинда»).

Успешность и уровень достижений одарённого ребёнка часто превышают все ожидания взрослых, кажутся невероятными. Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую направленность. И это, к сожалению, имеет свою логику.

Ранняя профессионализация обучения – фактически единственный путь к сольному исполнительству. Учителя и воспитатели стремятся максимально раскрыть и развить все потенциальные возможности ребёнка в данной области, не замечая, как от интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое ограничение развития; узко направленная и чрезмерно интенсивное обучение подавляет обучаемость. В результате – заурядность как перспектива личностного облика и музыкальных возможностей.

Ещё одна важная проблема обучения музыкально одарённых детей коренится в объективном разрыве между их «хронологическим» и «профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает над труднейшими произведениями, которые намного выше его – не технических и даже не художественных – а личностно- психологических, духовных возможностей. Отсюда блистательное подражательство, одарённое имитаторство часто оказывается единственным выходом из скрытого тупика.

Но то, что может быть в малозаметном и даже вызывать восхищение публики в восьмилетнем ребёнке, в исполнительстве подростка уже бросается в глаза и разочаровывает. Ведь от подростковой одарённости мы подсознательно требуем яркого проявления музыкальной индивидуальности. В таких случаях оценка бывает безжалостной: «Эта одарённость дыхания рано обнаружилась и рано иссякла».

Важно подчеркнуть, что указанные проблемы носят объективный характер и, в идеале, имеют только уникальные решения, соответствующие неповторимости каждого ребёнка. Так, даже выявление музыкально одарённых детей, кроме диагностики внешне самоочевидных «симптомов», опирается на интенсивное обучение, которое достаточно быстро позволяет определить некий «резерв» обучаемости и одарённости. Вместе с тем узконаправленное интенсивное обучение может обнажить некий, условно говоря, предел развития даже самых блестящих способностей.

Подводя итоги, можно заключить, что из детской одарённости можно легко сделать фетиш. Но её столь же легко и просмотреть. Её появлением и развитием трудно управлять, но её так легко, даже не желая того, блокировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вендрова Т. Уроки музыки – уроки жизни.

2. Пешкова Л. Урок мировой художественной культуры.

3. Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников. Издательство «Музыка» сб. Музыка – детям. Вып.5 2005г.

4. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ". Издательство "Музыка". Москва, 2003

5. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003

6. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002

7. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М., «Пресс-соло», 1998

8. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

Эссе « Музыка, цвет, талант, одарённость»

Для меня всегда существовала опасность в отношениях с ребенком нарушить его «экологию», вообще, нарушить экологию Детства. Наверное, поэтому меня так задели за живое заметки из личного дневника воспитателя в самом начале пути, которые называются «Путь, или сон про тумбочки». Хочу процитировать их вместо эпиграфа.

«…ВИЖУ СЕБЯ мечущейся среди тумб с надписями: «Развитие речи», «Музыкальное движение», «Математические игры», «Физическое воспитание», «Изобразительное искусство», «Азбука»... Тумбы в детский сад принесли и приносят из научных институтов (педагогических, конечно) и сбрасывают, сбрасывают их на головы детей. Психологи подбрасывают тумбочки с названиями: «Мышление», «Память», «Внимание»... и интересуются, конечно:

Ну как там? Никого не убили?

Да как понять-то? Вроде бегают, а вот живы или нет - не разобрать. Много этих тумб - ходить скоро негде будет, не то что бегать...

ВИЖУ СЕБЯ стоящей на одной из них, в ужасе от необходимости как-то соответствовать, протягиваю руки к детям - помогаю залезть одному, другому, третьему... Остальные ждут своей очереди – тумба-то не велика, все враз на ней не поместятся. А на тумбе неудобно и скучно - плоская она... Посидит иной ребенок на тумбе, ну, может, попрыгает, ну, может, ласточку сделает, да и слезет, слава Богу, в свою жизнь, которая идет себе своим чередом...

СЛЫШУ

  • А что ты вообще здесь делаешь? Знаешь?
  • Кто задал такой вопрос? Мне он не нравится! Я не хочу на него отвечать. Уходите!..

Ушел.

А вопросы-то, вопросы с собой заберите!

Не забрал. Остались вопросы, попрятались по углам и вылезают теперь все чаще и чаще, наскакивают.

  • Оставьте меня! Меня нет! Я ничего не знаю! Как жить? Что делать?!!!
  • Тихо. Тихо. Помолчи. Слышишь - капает дождь. Качаются ветки - видишь?.. Открой глаза - смотри! Открой уши - слушай! Ты веришь? Так иди!..»

Увижу, поверю, сказал человек.

Поверишь, увидишь…ответила Вселенная.

Я смотрю на картины своей дочери…и вспоминаю … вначале они появились в карандаше, как штрих, набросок… Затем возникала идея, озарение… Не спеша, напевая под красивую и спокойную музыку, Ксюша начинала работать с цветом, выравнивая переходы в цветовой гамме, накладывая оттенки и… рисунок оживал!

Именно тогда, я увидела и…поверила, в талант дочери. Художественная школа, театр, хореография и вокал помогли Ксюше открыть себя, поверить в то, что мечты сбываются. Это был мой первый опыт – опыт мамы, педагога, наставника.

Сейчас Ксения юная актриса в Омском театре юного зрителя и экспериментальном театре ОДЭ. Теперь у неё другие учителя, известные режиссёры из Омска, Москвы и Петербурга: Владимир Золотарь, Руслан Шапорин, Олег Теплоухов, Светлана Сологуб, Евгения Никитина.

На своем опыте я убедилась: в развитии, воспитании и формировании одаренного ребенка главную роль, несомненно, играет семья. Именно внимательные и заботливые родители, первыми замечают одаренность своего ребенка.

Другое мое убеждение заключается в том, что если ребенку дан дар от природы, то окружающие его взрослые просто обязаны вложить гораздо больше усилий, создавая благоприятную развивающую среду для того, чтобы достичь видимых результатов.

Работа с одаренными детьми, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, поэтому педагог должен иметь профессиональное чутье и колоссальный запас терпения, чтобы суметь найти подход к нестандартным детям, понять, увидеть, услышать и «создать» юное дарование.

Музыка, цвет, талант…одарённость.

Степень музыкальной одарённости у всех детей разная. Одни сразу уверенно идут на контакт, начинают работать и затем легко, без всякого стеснения выходят на сцену. А другие робко и тихо сидят на репетициях: наблюдают, учатся… И вдруг, постепенно раскрываются, как «подснежник к солнышку» - наступает момент, когда они становятся, коммуникативными, эмоциональными, уверенными в себе, выходят на сцену и показывают свой талант, свою индивидуальность, а мы аплодируем юным талантливым малышкам!

От чего или от кого это зависит?...Отвечу на этот вопрос словами Александра Грина «Я понял одну нехитрую истину… Она в том, чтобы делать чудеса своими руками!»

И в заключение, еще немного пищи для размышлений - притча про «Магазин желаний»

Где-то на краю Вселенной, был магазин желаний. Ассортимент магазина был огромен, здесь можно было купить практически всё: огромные яхты, квартиры, замужество, пост вице-президента, деньги, детей, любимую работу, красивую фигуру, победу в конкурсе, большие машины, власть, успех… Каждый пришедший в магазин, в первую очередь узнавал цену своего желания, а они были разные. Не каждый был готов сразу купить желание. Некоторые, увидев цену, сразу разворачивались и уходили. Другие долго стояли в задумчивости… А были и такие, которые доставали все свои сбережения и получали заветное желание, завернутое в красивую шуршащую бумагу.

Хозяину магазина часто предлагали снизить цены, чтобы увеличить количество покупателей. Но он всегда отказывался, так как от этого страдало бы качество желаний. Когда у хозяина спрашивали, не боится ли он разориться, то он качал головой и отвечал, что во все времена будут находиться смельчаки, способные поверить в себя, имеющие силы и средства для того, чтобы оплатить исполнение своих желаний.

А на двери магазина уже добрую сотню лет висело объявление: «Если твое желание не исполняется - оно еще не оплачено».

Я думаю, в этой притче заложен глубокий философский смысл и о миссии педагога в том числе… мы все, когда то придём в магазин желаний. И только от нас зависит, купим ли мы его и каким оно будет!

А поэтому, каждый из нас уже сейчас должен задать себе несколько вопросов: Что мы сделали? Кому помогли и кого поддержали? Кому дали надежду и подарили «крылья»?...


Презентация с описанием слайдов. Творчески подходя к развитию различных (в том числе и музыкальных) способностей детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую творчески одаренную личность. От нас, педагогов, многое зависит - разовьется это чудо прирроды или угаснет.

Варламова Анастасия Анатольевна, 24.11.2017

473 75

Содержимое разработки

(Слайд 1) Выявление и поддержка музыкально - одаренных детей

(из опыта работы)

Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Алексин, Тульской области

(Слайд 2)

Начать свое выступление мне хотелось бы с предисловия, написанного знаменитым дирижером Геннадием Рождественским, к книге Дины Кирнарской «Музыкальные способности»

«Человек может все», «Талантливый человек талантлив во всем» - подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным поэтом. Однако даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области: напротив, талант очень избирателен. Древние греки, желая подчеркнуть избирательность таланта, наделили каждого из богов лишь одним из них: Гермес был талантлив в коммерции, Аполлон - в искусстве, Деметра - в земледелии, а Зевс - в управлении. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое природное призвание - нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая и педагогическая наука.

Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с пониманием таких педагогических терминов и понятий как способности, одаренность, талант, гениальность.

(Слайд 3)

Способностями

Одарённость

(Слайд 4)

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность

(Слайд 5)

Выявление музыкально одарённых детей должно начинаться уже в раннем возрасте на основе наблюдения и изучения его психологических особенностей, музыкальной памяти, природного чувства ритма, вокальной интонации, музыкального слуха.

Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях.

К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) я предлагаю ученикам придумать своё упражнение, а затем исполнить его всем классом.

Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

(Слайд 6)

Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению основоположника аналитической психологии Карла Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный».

В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Такие дети, например, всегда готовы помочь организовать мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать, они раскрывают все свои таланты.

(Слайд 7)

Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. И этот процесс будет эффективным при определенных условиях:

Индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей;

Подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником;

Создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск;

Дополнительные внеклассные занятия с одарёнными учащимися;

Участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях различных уровней;

Использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей.

(Слайд 8)

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют их родители. Известный музыковед Григорий Гинзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к занятиям музыкой своих детей: (Слайд 9)

1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и вовлекают туда детей из соображений престижа.

3. Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4. И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант.

Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, индивидуальные консультации, разъяснительную работу с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

(Слайд 10)

В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие музыкально одарённых детей, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Мои воспитанники принимают участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, викторинах, конкурсах и фестивалях. С большим удовольствием выезжали по приглашению на концерт в Ненашево (Заокский район), где их встречали как настоящих артистов бурными аплодисментами. Хочется отметить плодотворное сотрудничество с хореографической студией эстрадного танца «Движение» под руководством Елены Викторовны Маховой.

(Слайд 11)

Я предлагаю Вам посмотреть первое выступление хорового коллектива «Вдохновение» на межрайонном фестивале - конкурсе патриотической песни «Мы за Великую Державу».

(Слайд 12)

Таким образом, анализируя эффективность проводимой работы с детьми, имеющими предпосылки к одаренности, можно сделать вывод, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития, формирует у учащихся творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. От нас, педагогов, много зависит - разовьётся это явление природы или угаснет?

Содержимое разработки


Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №3

Г. Алексин, Тульской области

Варламова Анастасия Анатольевна

Выявление и поддержка музыкально - одарённых детей (из опыта работы)


Российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук

ДИНА КИРНАРСКАЯ

«…Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое призвание нелегкая задача, и помочь в её решении должна психологическая и педагогическая наука»

Выдающийся дирижёр, пианист, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ


Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Одарённость - это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.


Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.


психологические особенности

музыкальная память

чувство ритма

Вокальная интонация

музыкальный слух


Карл Густав Юнг

Швейцарский психиатр

«Одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный».


подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником

индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей

создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск

Одарённые

дети

использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей

дополнительные внеклассные занятия с одарёнными учащимися

участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях различных уровней


В работе с одаренными детьми нужно избегать

2-х крайностей:

  • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
  • с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

  • Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил».
  • Родители, движимые тщеславием.
  • Родители - максималисты.
  • Адекватно мыслящие родители



«Музыка открыта каждому, она готова общаться

со всеми, кто делает шаг ей навстречу»

Г. Рождественский

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев

РАСПАЗНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, И МЕТОДЫ РАБОТЫ СНИМИ.

Выявление музыкально-одаренных детей на занятиях музыки и методы работы с ними.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса - родителями и педагогами образовательного учреждения.

ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» «ОДАРЕННОСТЬ»

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный ». Но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка.

Музыкальные способности , в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в группе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется метод педагогического наблюдения.

  1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
  2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
  3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

Выраженное стремление к музыкальной деятельности

  1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
  2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
  3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

  1. Инициативность - безынициативность;
  2. Креативность, эвристичность - репродуктивность;
  3. Образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;
  4. Спонтанность - аккуратизм;
  5. Воля, упорство - мягкотелость, нерешительность

Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

  1. Заинтересованность
  2. Инициативность
  3. Активность
  4. Творческость

Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

  1. Высокий
  2. Средний
  3. Низкий

Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

  1. Высокий
  2. Средний
  3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одним из методов успешной работы с музыкально-одаренными детьми для себя я выбрала кружковую и индивидуальную деятельность с детьми дошкольного возраста.

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в учреждении. Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ЦДОД организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

  • Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  • Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  • Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  • Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель : Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

  1. Интонационно - фонетические упражнения.
  2. Упражнения на дыхание.
  1. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней :

4.3.1. Знакомство с песней (1 - 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 - 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 - 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса малыша. Однако процесс этот - долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.

Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из аспектов моей профессиональной деятельности. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроения, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную» программу.

Литература

1.М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова «Методика музыкального воспитания школьников». Москва-2001г.

  1. Н.В.Савин. Педагогика // уч.пособие для пед.уч-щ. - М.: Просвещение
  2. П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г.
  3. Беликова В. Проблемы диагностики одарённых детей Салехард, 2012
  4. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М., Изд-во Флинта, 1998
  5. Богоявленская Д. Психология творческих способностей Москва, 2002
  6. Гильбух Ю. Умственно одарённый ребёнок; Психология, диагностика, педагогика
  1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - 21 век, 2004

6.Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. - М., 1994

  1. Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость

Москва: Академия, 1996

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх