Почему ребёнок не слушается и что с этим делать? Почему дети врут родителям, и как отучить ребёнка лгать.

Как правило, возрастные кризисы настигают ребенка в 1 год, в 3 года, в 7 и в 14 лет, и каждый из них является новым этапом формирования личности малыша. Так, кризис 7 лет всегда связывают с переходом из дошкольного заведения в младшую школу, когда ребенок из-за внезапно свалившейся на него новой ответственности старается всячески проявить свою самостоятельность и схожесть со взрослыми. Как понять, что у вашего чада начался кризис семи лет, что чувствует ребенок в это время и как на это реагировать родителям – читайте далее.

Как уже было сказано, начало кризиса 7 лет связывают именно с приобретением дошкольником нового для него статуса «школьника», который влечет за собой полную смену привычного образа жизни: появление нового окружения, новых обязанностей, новых навыков. Длится такое явление возрастной психологии, как правило, несколько месяцев (его длительность зависит как от особенностей характера самого малыша, так и от поведения родителей) и имеет несколько определенных этапов:

  • осознание ребенком того, что в скором времени он станет школьником, а значит, станет еще более взрослым и важным;
  • овладение своими эмоциями, которые он начинает выражать нормальным языком, а не плачем и истериками;
  • полное принятие нового статуса «школьника».

Признаки кризиса 7 лет

Зачастую данный возрастной период характеризуется:

  • частыми и беспричинными сменами настроения;
  • непослушанием и полным игнорированием каких-либо просьб;
  • чрезмерными капризами;
  • нарочитой демонстрацией своей «взрослости», подражанием манерам и привычкам взрослых;
  • проявлением самостоятельности и независимости;
  • появлением логичности в словах и поступках.

С чем связан кризис

В первую очередь, кризис данного возраста связан с физиологическими изменениями, которые творятся в организме дошкольника, так как именно в 6-7 лет у детей происходит чрезмерно активное созревание. Так, у ребенка меняются молочные зубы, резко вытягивается тело, а главное – у него начинает крайне быстро развиваться лобный отдел коры полушарий мозга, отвечающий за логичность и последовательность слов и действий. Резкие перемены настроения также объясняются тем, что у малыша резко возрастает подвижность нервных процессов и процессов возбуждения в частности.

Впервые в жизни ваш кроха приобретает свое социальное «Я», ведь он становится объектом значимой для общества учебной деятельности. Он сталкивается со множеством перемен: меняется его распорядок дня, окружение, появляется множество новых правил, новый авторитет и покровитель – учитель, его деятельность впервые приобретает важность и оценивается другими людьми. Все это не может пройти бесследно и не затронуть психику ребенка.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия. Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста. Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  1. Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  2. У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  3. Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Чего нельзя делать

Длительность и глубина кризиса в большей мере зависят от того, как будут вести себя при этом взрослые. Для начала рассмотрим те действия, которые определенно не следует совершать родителям ребенка во время такого явления возрастной психологии, как кризис 7 лет:

  • не отдавайте вашего дошкольника в школу слишком рано, 7 лет – это самый оптимальный возраст;
  • не следует требовать от малыша слишком многого, например, не нужно его отдавать в класс с повышенной нагрузкой при среднем уровне интеллекта или каких-нибудь врожденных заболеваниях, которые как-то повлияли на уровень его развития;
  • не «привязывайте» к себе ваше чадо и не пытайтесь окружить его тотальным контролем, пусть у него будут свои «секреты», друзья и т. д.;

  • не вмешивайтесь в его дела, если он вас об этом не просит, пусть ребенок сам узнает, каковы могут быть последствия тех или иных его действий;
  • не отвечайте агрессией на агрессию;
  • не осуждайте его и не браните за школьные промахи, старайтесь максимально спокойной объяснять, что он сделал не так, и в чем его ошибка.

Что же нужно делать

Родителям для более быстрого и успешного преодоления кризиса необходимо вести себя следующим образом:

  • Начните знакомить ребенка со школой, школьной атрибутикой и школьными правилами заранее: прогуливайтесь мимо школы, загляните внутрь, познакомьтесь с первой учительницей, постоянно рассказывайте малышу о том, что его там ждет, ведь так ребенок будет чувствовать себя намного увереннее с началом школьных будней.
  • Измените свое отношение к ребенку, начните прислушиваться к его мнению и аргументам.

  • Пересмотрите все ваши прежние запреты, возможно, пришло время дать вашему чаду проявить свою самостоятельность.
  • Дайте ему больше свободы, например, если он не хочет делать домашнее задание – не настаивайте, пусть он прочувствует все неприятные последствия этого проступка: замечания учителя, неодобрение одноклассников и т. д.

  • Не приказывайте ребенку, а старайтесь убеждать его, руководствуясь разумными аргументами.
  • Поощряйте его общение с одноклассниками и другими сверстниками.
  • Хвалите свое чадо за каждое новое, пусть даже небольшое, достижение.
  • Возложите на ребенка определенные обязанности, как на взрослого, например: помыть за собой тарелку, убраться в комнате и т. д.

В первую очередь, необходимо смириться и принять то, что кризис 7 лет – это неизбежное явление, но также нельзя забывать, что это явление временное, и его просто надо пережить, как любую другую детскую болезнь.

Главное правило этого периода: примите ребенка таким, каков он есть. Постарайтесь относиться к вашему чаду, как к равному, с уважением, принимая то, что он действительно стал взрослее и заслуживает определенной свободы. Ни в коем случае не идите на конфликты с вашим «школьником». Максимально поддерживайте его во всех начинаниях, помогайте развеять ненужные сомнения. Активно интересуйтесь его интересами, переживаниями, увлечениями, но не будьте слишком назойливы. И помните, что родители при любых обстоятельствах остаются его главной опорой и отрадой.

Видео о кризисе 7 лет

В данном видео детский психолог рассказывает о новообразованиях кризиса 7 лет и об оптимальной модели поведения родителей в этот период.

А есть ли у вас опыт преодоления возрастных кризисов у детей, например, тех, которые настигают ребенка в или в ? Читайте также и другие наши полезные статьи: например, о том, —как научить ребенка писать—, или о том, —как научить его считать—.

Пришлось ли вам уже столкнуться с кризисом у семилетнего ребенка? Насколько сильно он проявляется у вашего чада? Как помогаете ему преодолеть трудный период? Делитесь опытом и советами в комментариях!

В период с 5 до 7 лет у ребенка формируется инициативность. Он старается делать все сам и огорчается, когда у него что-то не получается. Поэтому, придумывая занятия для ребенка такого возраста, необходимо учитывать, что недостаточное развитие инициативности приведёт к трудностям. Человек будет делать только то, что его попросят. Девиз для ребенка 7 лет – «Я хочу делать это». Это период, когда ребенок учится определять для себя, чего он хочет и почему он это хочет. Родителям необходимо помогать ему проявлять свои желания и ставить цели.

Занятия ребенка дома в 7 лет можно разделить на несколько видов. Их можно применять в сочетании друг с другом, учитывая факт, что дети этого возраста способны удерживать внимание и концентрацию на одном виде деятельности 10-15 минут.

Чтение книг и детских журналов

Рисование

Все дети любят рисовать. Занятия по рисованию могут быть разными:

  1. Шифровка . Зашифруйте картинку цифрами или значками. Возьмите раскраску и обозначьте цвета определенными символами. Расшифровку символов напишите внизу страницы под рисунком. Значками – это цифры, буквы или рожицы.
  2. Срисовка . Попросите ребенка перерисовать картинку из журнала или нарисовать на заданную тему. Например, «Нарисуй свой новогодний подарок».
  3. Дорисовка . Нарисуйте собаку без носа, хвоста или ушей и попросите ребенка дорисовать недостающие детали и разукрасить собаку.
  4. Симметрия . Это игра с красками. Возьмите альбомный лист и сложите пополам. На палитре смешайте немного краски с мыльной водой и кисточкой накапайте на одну сторону листа. Сложите бумагу пополам и прижмите. Раскройте и посмотрите на симметричную абстрактную картинку. Дорисуйте недостающие элементы и дайте рисунку высохнуть. У вас может получиться бабочка или цветок. Таким же способом можно делать рисунки с помощью нитки. Окуните нитку в краску и наложите ее на половину листа, прикройте другой половиной и прижмите.
  5. Оттиски . Возьмите прямоугольный кусок очищенного картофеля и ножом вырежьте на срезе выпуклую фигуру. Обмокните срез в краску и сделайте оттиск на бумаге. Фигуры могут быть разные: элементы травы, прямоугольники, круги, цветы илм сердечки.
  6. Абстракция . Расчертите линиями в хаотичном порядке весь лист, чтобы получились разные геометрические фигуры. Раскрасьте каждую фигуру так, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Лепка из пластилина, соленого теста и полимерной глины

Лепка не только развивает мелкую моторику пальцев, но и способствует развитию фантазии и пространственного воображения. Пластилин отличается от полимерной глины тем, что проведя термообработку глины, вы получите сувенир для друга в виде статуэтки или брелока.

Полимерную глину можно приготовить самостоятельно.

  1. В глубокую тарелку положите 2 ст. ложки крахмала, 2 ст. ложки клея ПВА, 1 ч. ложку глицерина, 0,5 ч. ложки вазелина, ¼ ч. ложки детского масла и хорошо перемешайте, чтобы не было комочков.
  2. Натрите на мелкой терке парафин 0,5 ч. л. и добавьте лимонную кислоту. Перемешайте и поставьте в микроволновку, на полную мощность на 5-7 сек. Снова перемешайте и поставьте на 6-7 сек. Повторите процедуру.
  3. Выложите массу на пластмассовую доску и вымешивайте шпателем, пока глина не станет нужной консистенции. Храните глину в пищевой пленке или контейнере в холодильнике.

Из пластилина или соленого теста можно сделать картину-аппликацию.

  1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте простым карандашом картину. Поверх листа приклеивайте слоями пластилин или тесто нужного цвета. У вас получится объемная картина.
  2. Тесто можно купить в магазине, а можно сделать самому. Возьмите 2 стакана муки, смешайте со стаканом соли экстра, 1 ст.л. растительного масла и ¾ теплой воды. Замесите тесто и разделите на порции. В каждую порцию добавьте немного гуаши. Перемешайте до однородной массы.

Можно разукрашивать готовое высушенное изделие. Храните тесто в холодильнике плотно завёрнутым в пищевую пленку. Чтобы тесто не прилипало к рукам, регулярно смазывайте их подсолнечными маслом. Выпекать готовое изделие из теста нужно при температуре ниже 100С около 2-х часов.

Изготовление домашнего театра

Ребенку 7 лет под силу изготовить декорации и несколько фигур для домашнего театра, придумать сценарий и разыграть маленькую сценку. Большой интерес составляет изготовление главных героев сцены. Их можно сделать из бумаги, из пластилина или в технике папье-маше. Используйте несколько видов творчества: аппликация, лепка, рисование и складывание.

Папье-маше

  1. Возьмите туалетную бумагу или газету и нарвите ее в глубокую тарелку на средние кусочки.
  2. Добавьте клей ПВА, смешивая с бумагой до консистенции пластилина.
  3. Поставьте полулитровую пластиковую бутылку на доску, застеленную полиэтиленом, и облепите ее тонким слоем смоченной бумаги. Это будет туловище персонажа.
  4. На горлышко бутылки можно поместить голову от резиновой игрушки и обклеить бумагой. Можно вылепить голову самостоятельно, используя толстый слой бумаги.
  5. После высыхания раскрасьте фигуру гуашевыми или акриловыми красками.

Оригами или изделия из бумаги

Для изготовления персонажей театра можно использовать технику оригами. Она предполагает складывание бумаги определенным образом до образования фигуры. Простой способ сделать зверей или людей – склеить отдельно туловище и голову. Туловище может быть конусом, а голова аппликацией или рисунком на овале. Такие фигуры устойчивые и простые в изготовлении.

Для декораций театра можно использовать простой рисунок на листе или аппликацию из цветной бумаги.

Конструктор

Складывание конструктора – любимое занятие каждого ребенка. Если у вас есть много разных конструкторов, смешайте их и постройте оригинальное сооружение или город.

Химические эксперименты

Интересно для ребенка будет самому провести несложные химические опыты и получить удивительный результат.

  1. Надувание воздушного шарика бутылкой . Налейте в пластиковую бутылку стакан уксуса. Насыпьте в шарик 3 ч.л. соды. Наденьте на горлышко бутылки шарик и высыпьте из него соду в уксус. Шарик сам надуется.
  2. Лава вулкана . Возьмите высокий бокал для пива, налейте ½ стакана томатного сока и ½ стакана подсолнечного масла. Добавьте 2 шипучие таблетки аспирина. Вы увидите, как из томатного сока будут формироваться большие пузыри, похожие на лаву.
  3. Проколоть воздушный шарик апельсиновой цедрой . Очистите апельсин от кожуры. Надуйте несколько шариков. Выжмите несколько капель апельсиновой цедры над шариком. Шарик лопнет. Лимонен, который есть в цедре, растворяет резину.
  4. Секретное послание . Выжмите несколько капель лимонного сока на тарелку. Добавьте столько же воды и размешайте. Напишите этой смесью при помощи зубочистки или ватной палочки что-то на листе и дайте высохнуть. После этого поднесите лист к огню газовой горелки или проведите пламенем свечи. Буквы станут коричневыми и проявятся. Вы сможете прочитать послание.
  5. Радуга в стакане . Возьмите несколько одинаковых стаканов. В каждый стакан налейте немного теплой воды. Во второй стакан насыпьте 1 ст. л. сахара, в третий – 2 ст. л. сахара, в четвертый — 3 и т.д. Добавьте в каждый стакан по пару капель красителя разного цвета. Перемешайте жидкость до растворения сахара. В чистый стакан отлейте немного жидкости без сахара. С помощью большого шприца без иглы наберите жидкости со стакана, где 1 ложка сахара и медленно выдавите ее на жидкость без сахара. Добавляйте сиропы по мере увеличения сахара. В итоге у вас получится радуга в стакане.

И подростковый.

Кризис же семи лет проходит у детей как-то незаметно для родителей. Может, теряется на фоне первых уроков, школьных впечатлений и новенького ранца. Все-таки первый класс - это важный этап в развитии ребенка.

Это совсем не значит, что на изменения в поведении не нужно обращать внимания, потому что из-за небрежности может появиться низкая успеваемость, нежелание учиться или проблемы в общении. Поэтому нужно вовремя заметить проявления кризиса и помочь сыну или дочке его преодолеть.

Проявления кризиса 7 лет у ребенка

Проявится кризисный период довольно неожиданно: поведение ребенка изменится буквально на пустом месте. Он может быстрее уставать, раздражаться, нервничать буквально на пустом месте. Он старается дружить с более взрослыми детьми, кривляется и манерничает, пытаясь развеселить старших товарищей.

Школьник пытается быть похожим на взрослых, пытается подражать старшим братьям или сестрам, знакомым.

У ребенка часто обостряется агрессивность. Некогда спокойный малыш вдруг начинает вести себя, как самый настоящий разбойник. Но иногда может появиться и застенчивость или неуверенность в себе. Успеваемость резко снизится, потому что сейчас его интересует совсем не учеба.

Марина Савельева, детский психолог :

«Главная причина кризиса - ребенок уже исчерпал развивающие возможности игр, и теперь ему нужно больше: не воображать, а понимать, что и как работает. Поэтому появляется вандализм в отношении любимых игрушек: станет ли кукла красивей, если её подстричь и накрасить? Он очень хочет стать взрослым, считая, что именно взрослые всё знают. Поэтому ребенок так злится на родителей: вдруг они делятся друг с другом тайной информации, когда остаются вдвоем? И злится на себя: как может такой почти взрослый человек когда-то быть настолько беспомощным».

Что происходит с ребенком во время кризиса 7 лет

Кризис семи лет можно назвать «пробой» перед подростковым возрастом: открытый эмоциональный ребенок вдруг становится замкнутым, у него появляются секреты. Вместо «Я хочу!» у него появляется вопрос «Что за этим будет?».

Конечно, и семилетний ребенок может с легкостью прыгнуть в самую глубокую лужу во дворе, но теперь он уже будет просчитывать последствия своего поступка. Поэтому перед тем, как показаться маме «во всей красе», он постарается привести себя в более-менее приличный вид.

Игры его интересуют уже не так сильно . Ребенок уже научился выстраивать , брал на себя различные социальные роли, познавая мир. Сейчас же ему нужно нечто другое, но пока малыш и сам не знает, что именно. И только взрослая жизнь притягивает, как магнит.

Сейчас ребенок хочет и может учиться, но только ему не очень интересны чтение и письмо. Лучше пение, рисование, моделирование самолетов и т.д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 7 лет

Смена деятельности после детского сада, новые знакомства, неизвестные предметы - всё это поможет ему справиться с кризисом. Но важно, чтобы ребенок был психологически .Не стоит вести его в первый класс в шесть лет только потому, что так нужно.

Нужно объяснять ребенку, что в какие-то моменты ему придется уступать одноклассникам, учителям, научиться подчиняться общим правилам, но и отстаивать свое мнение.

Будет здорово, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло.

Мама- Яна рассказала свою историю :

«Моим дочерям 7 и 16 лет. Я заметила, что младшая в последнее время до мелочей стала копировать старшую сестру. Начиная от одежды или прически и заканчивая походкой или манерой разговора. Конечно, в исполнении 7-летней девочки всё это выглядит довольно нелепо. Моя старшая дочь планирует поступать в художественный университет, поэтому серьезно занимается живописью и лепкой. Привлекла к этому и сестренку свою. Так теперь Катюхе моей (младшей) совершенно неинтересно это взросление. Самое важное теперь: как смешать нужные краски, чтобы передать глубину цвета неба?».

Вам важно понять и принять, что ребенок хочет быть самостоятельным. И если в три года это ему удавалось не так и хорошо, то сейчас он уже довольно взрослый, чтобы принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Не нужно вмешиваться в дела ребенка, если он вас об этом не просит, - так вы даете ему понять, что верите в его силы. Дайте чаду почувствовать отрицательные последствия своих действий или бездействия, чтобы он быстрее стал взрослым и сознательным. Потихоньку и очень плавно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела своего школьника и передавайте их ему.

Истерики у ребенка в 7 лет случаются достаточно часто. Послушный и жизнерадостный ребенок в один миг может устроить скандал, начать плакать и кричать без весомого на то повода. Детские скандалы — это нормальное явление, здесь удивляться нечему. Дело в том, что ребенок в 7 лет уже иначе смотрит на мир, чем год назад. Он общается с другими детьми, наблюдает за поведением родителей. На фоне этого постепенно формируется как личность. Если вокруг малыша все время кричат, дерутся или спорят, то естественно, что ребенок тоже будет вести себя таким же образом. Подражать окружающим свойственно, особенно в детском возрасте.

Когда родители стараются всячески предотвратить различного рода конфликтные ситуации, а их маленькое 7-летнее чадо начинает устраивать истерики и стоять на своем, закрадывается мысль о том, что где-то была допущена ошибка в воспитании.

Одной из частых причин, почему малыш вдруг резко меняется в настроении и начинает истерить, является отсутствие согласованности в действиях мамы и папы. К примеру, если один из родителей разрешает смотреть мультфильм перед сном или прыгать на диване, а другой запрещает. Это приводит к возникновению слишком большого количества условностей для ребенка. Маленький человечек начинают всячески пытаться получить то, что ему хочется. Даже в таком возрасте на подсознательном уровне он начинает понимать, что если нет строго установленного правила, то его можно нарушить и что можно это сделать именно в данный момент.

Неуверенность в принятии решений и непоследовательность в действиях самих родителей тоже влияет на манеру поведения их чада. К примеру, если родители не разрешают сладости до еды, то менять свою позицию не нужно. Достаточно один раз позволить ребенку съесть конфету незадолго до обеда и он надолго запомнит данный факт. Даже такая мелочь влияет на формирование детского характера и упрямства. Каждое новое отклонение от привычной нормы будет приводить к тому, что ребенок захочет расширить границы дозволенногои, а единственный верный способ, который он считает действенным — истерика.

Есть группа родителей, которые , особенно если малыш закатывает истерику на улице в присутствии окружающих. При таких обстоятельствах взрослые готовы пойти на любые уступки, лишь бы их маленькая вредина перестала капризничать. Дети очень быстро начинают это понимать и в следующий раз уже целенаправленно закатывают истерики, чтобы получить желаемую вещь. Ребенок 7 лет уже может заранее спланировать, что он хочет получить и только отойдя недалеко от дома, сразу приступает к решительным действиям.

Когда 7-летний ребенок не имеет друзей, а родители не уделяют ему должного внимания, то он пытается всячески проявить себя. Привлечение внимания может выражаться в виде оказания какой-либо помощи родителям. Взамен он ожидает получить похвалу. Но есть и другая категория детей, которые пытаются привлечь к себе внимание родителей с помощью скандала. Таких детей большинство, потому что это более простой способ привлечь к себе внимание. Несмотря на то, что реакция близких на истерику будет отрицательной, она все равно частично заполнит недостаток родительского внимания.

Попытки исправить ситуацию

Крики, слезы, истерика и прочие эмоциональные проявления детей могут даже самого терпеливого человека вывести из себя. Но кричать на ребенка, который в очередной раз «устроил представление», не рекомендуется. Наказывать детей, не разобравшись в источнике проблемы, бессмысленно. Следует учитывать, что в таком юном возрасте дети проявляют свои эмоции в полную силу. Существует несколько рекомендаций, . Но следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален. Нельзя забывать и о том, что проблемы ребенка в таком юном возрасте только для взрослых кажутся незначительными. Для 7-летнего человека даже испортившаяся любимая ручка может считаться проблемой глобального масштаба. По этой причине родители должны с пониманием относиться ко всему, что случается в жизни их чада.

В том случае, если у родителей ничего не будет получаться, то есть они не смогут достигнуть с ребенком компромисса, можно обратиться за помощью к специалисту. Не следует пренебрегать психологической помощью. Вполне возможно, что после беседы с врачом могут понадобиться дополнительные занятия ребенка с детским психологом. Визит к доктору в любом случае не пройдет напрасно. Врач уже после первого сеанса сможет дать объективную оценку произошедшему и рассказать, какие действия со стороны родителей были не совсем правильными. Дополнительно будет предложено несколько советов, которые помогут наладить связь со своим маленьким упрямцем.

Способы остановки детской истерики

Существует несколько распространенных ситуаций, которые встречаются практически в каждой семье, где есть дети 7-летнего возраста. Столкнувшись с одним из таких видов детских капризов, можно попытаться бороться с ними с помощью определенных приемов:

  • Перестать сразу же отказывать ребенку во всех просьбах. Многие родители, не успев услышать, что именно хочет сказать их чадо, сразу отказывают. Ребенок, который не может до конца закончить свою мысль и быть услышанным взрослыми, начинает злиться. В следующий раз, если малыш начнет подобную беседу, нужно дать возможность ему полностью выразить свою мысль. Вполне вероятно, что он не будет ничего требовать, а просто скажет, к примеру, что желал бы ту или иную вещь.
  • Компромисс. Найти альтернативный выход из ситуации с 7-летним ребенком значительно проще, чем с несмышленым малышом. К примеру, если есть необходимость идти в магазин и ранее были инциденты капризов, то следует заранее подготовиться. Можно поговорить с ребенком и объяснить ему, что интересующей чада покупки не будет, так как на данный момент нет такой возможности. Следует учесть, что капризы по данному поводу будут бессмысленными и если малыш пообещает вести себя прилично, но затем нарушит свое слово, его желание однозначно не сбудется.

Можно попробовать перенаправить гнев маленького человечка в другое русло. Рекомендация особенно подойдет чрезмерно эмоциональным детям. Нужно отдать ребенка на спортивную секцию или предложить заниматься другим интересным ему делом. Дополнительный выплеск эмоций будет происходить во время физической активности.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».


    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.


    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.

    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.


    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    (8 оценили на 4,50 из 5 )

    Здравствуйте! Как должна вести себя молодая учительница музыки с учеником 7 лет? Я, бабушка, была на уроке. Ребенок сидит как кол проглотил и молчит, с ней не разговаривает. Чтобы заставить его играть она начинает с ним заигрывать, называть его красавцем мужчиной, щекотать, требуя улыбнуться. На вопрос нравится ли она ему он ответил -нет.А так он нормальный мальчишка, ходит в первый класс в обычную школу и в 1 класс в музыкальную школу. Я после урока порекомендовала ей выбрать отношения более официальные, не трогать его руками, а как учитель- ученик. Права ли я?

  • Добрый день! У нас вообще критичная ситуация. Ребенок ко всему прочему еще и гиперактивный. Приходится сидеть на уроках, так как постоянно ходит по классу, мешает и детям и учителю. Устраивает клаунаду, срывает уроки, у него повышенный интеллект, программу опережает, особенно по математике, но абсолютно неуправляемый. Беседуем с директором или завучем по поводу его поведения, а ему в этот момент скучно. Со всеми соглашается, а сам зевает, я уже чувствую, что теряю контакт с ним, раньше у меня с ним не было проблем.

    Мальчик 6 лет 9 мес. В школу еще не ходит. В последнее время постоянно ноет. Может ли это уже быть кризисом 7 лет или это отдельное явление? К слову, вниманием не обделен, но и каждую секунду его не опекаю, т.е. не похоже, чтобы нытье было способом обратить на себя внимание.

  • НЕ ЗАИТЕРЕСОВАНА НЕ ЧЕМ В ШКОЛЕ. ПОСТОЯННО ВРЕТ. ЛАЗИТ ВЕЗДЕ В ДОМЕ И ТРОГАЕТ ЧТО НЕ ПОЛОЖЕННО, И ВОРУЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ В ДОМЕ И ПРЯЧЕТ. НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ТО ЧТО СКАЗАНО. ДЕВОЧКА 7 ЛЕТ.

    Как вести себя уже не знаем! Ребёнок все слышит, но делать ничего не хочет, говоришь одно и то же по 50 раз, потом ругаешься, повышаешь голос, он плачет просит прощения и через 10 минут все повторяется. На любые просьбы почитать, позаниматься, только и слышишь «нет » или «ууууу». Как быть нам в этой ситуации?! На замечания не реагирует никак.

    Сыну 8 лет, ходит в первый класс. В школе трудности с выполнением требований учителей. Не слушается. Игровая деятельность преобладает — хочет играть. Учёба даётся нормально. Но учителя выбились из сил — ребёнок не управляем. Порой мешает вести уроки. Как воздействовать нам, родителям, на такое поведение в школе? Дома он слушается и выполняет наши поручения. Откликается на просьбы и обращения. Сложность в том, что я разговорами с сыном и назиданиями ничего не могу поменять. А муж только с ремнём может подойти к «решению проблемы»- и не признаёт во мне вообще никаких педагогических навыков. У нас раздрай в семье по поводу единого поведения. Я не хочу применять насилие к ребёнку. Помогите советом.

    СЫНУ СКОРО 7 ЛЕТ и он ведёт себя очень агрессивно по отношению ко мне, особенно в обществе других взрослых. Понимаю, что ребёнок очень трудно пережить развод и его психика очень нарушена поведением отца, но я не понимаю, как себя вести с ним. Я стараюсь быть максимально собранной и спокойной, мы посещаем тренировки, подготовку к школе, много гуляем. Как мне себя вести, чтоб просто не сойти с ума от его поведения?

    Дочке 7 лет пошли в первый класс, не хочет ничего делать нужно постоянно повышать голос. Совершив ошибку не исправляет ее, а говорит что плохая и ее не любят. В школе задания все выполняет хорошо, дома все наоборот, нет ни какой концентрации. В людях очень застенчивая а дома дьяволёнок. Нет чувства времени. Есть младшая сестра год и 7, но несмотря на это, старшему ребенку уделяю достаточно времени.

    Как нам пережить и помочь нашему мальчику пережить тяжелое время. Ему 6,5 лет. Всегда осень позитивный, веселый, увлекающийся ребёнок, который с удовольствием занимался спортом, ходил в садик, участвовал во всех праздниках и играх, теперь неожиданно для нас стал плаксивым! В садике утром слезы, мама не уходи, в спортивной школе перед началом тренировки-слезы, у меня, говорит, все хорошо, но я не знаю, почему плачу и не могу успокоиться! И т.д. Мы очень обеспокоены! Подскажите, как помочь ему обрести себя!

  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх