Рене лалик и его изумительные украшения. Флаконы для духов от ювелира рене лалика

Ещё не так давно флаконы от духов коллекционировали лишь единицы. А уже сегодня многочисленные владельцы значительных их собраний участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.



Некоторые флаконы для духов, без преувеличения, стали произведениями искусства. На этой нише, вне всякого сомнения, номер один - непревзойдённый Рене Лалик (Rene Lalique), который создавал флаконы для «Коти» («Coty»), «Роже» («Roget»), «Галле» («Gallet»), «Убиган» («Hubigant»), «д"Орсэй» («d"Orsay»), «Уорт» («Worth»), «Молинар» («Molinard»), «Герлен» («Guerlain»), Нина Риччи («Nina Ricci»), «Лелон» («Lelong») и других парфюмеров, во многом определившие их успех.


Флакон Lalique «Le Baiser Du Faune» для «Molinard» 1928 год

И в прошлом веке, и в наши дни, одними из самых красивых, интересных и доступных экземпляров флаконов, достойных украсить любую коллекцию, являются парфюмы от «Lalique». Вы можете легко в этом убедиться по представленным в этой галерее фотографиям, а мы между тем расскажем историю жизни великого мастера...


Светильник Lalique «Oiseau de Feu» или «Firebird» («Жар-птица»)


Светильник Lalique «Deux Paons» («Два павлина»), 1920 год

Рене Лалик

Гениальный Рене Жюль Лалик (1860 - 1945) родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860 года. В возрасте 16 лет юноша поступил в ученики к ювелиру, после чего продолжил обучение в Парижской «Школе декоративных искусств», а затем, с 1878 по 1880 годы совершенствовался в ювелирных мастерских Лондона. Рене Лалик работал по заказам дома Картье, а затем - в мастерской Дестапа, который передал ему в 1886 руководство своим предприятием.


Рене Жюль Лалик

Альфонс Фуке сказал о молодом Лалике: «До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений - и только что познакомился с первым». Он оказался прав - на Всемирной выставке 1900 года изделия Рене Лалика имели головокружительный успех. Ему присудили «Гран-при» и в этом же году наградили орденом «Почетного Легиона». Знаменитая Сара Бернар становится одной из его заказчиц. Писали, что именно госпожа Бернар познакомила Лалика с кувейтским магнатом Калустом Гюльбенкяном, который позднее стал главным меценатом талантливого ювелира. Кстати, сегодня в Лиссабонском музее Калуста Гюльбенкяна представлена самая большая в мире коллекция работ Рене Лалика - около 150 предметов.


Флакон Lalique «Leurs Ames» для «d"Orsay», 1913 год

После окончания Первой мировой войны, с 1910 года, Лалик занимается производством изделий из стекла на фабрике в Комб-ла-Вилле, а с 1918 года - на более крупном предприятии, расположенном в Винжен-сюр-Модере, Эльзас. Маэстро много экспериментирует со стеклом, сфера его интересов необычайно широка. Из его рук выходят прекрасные ювелирные изделия, в изготовлении которых Лалик активно использует цветное стекло, оригинальные вазы и светильники, а также очень стильные и динамичные украшения для радиаторов дорогих автомобилей, первое из которых было изготовлено по личному заказу Анри Ситроена.

Высокие технологии Лалика

Поскольку Рене долго совершенствовался как ювелир, свои первые изделия из стекла он выполнял с использованием ювелирной техники «исчезающего воска». Немного позднее, уже на заводе в Винжен-сюр-Модере Лалик разработал и внедрил технологию литья стекла под давлением. Именно с использованием этого новшества он начинает изготавливать особенно красивые вазы, светильники и даже скульптуры. Рецепт знаменитого «опалесцентного стекла» Лалика до сих пор является «секретом фирмы».


Флакон Lalique «Ondines», 1998 год

Яркой отличительной чертой произведений мастера становится использование стекла с нанесённой на него патиной, цветного стекла и цветной эмали. Фантазия Рене не знает границ: в своих творениях он находит место героям древних мифов, причудливым цветам и животным, прекрасным нимфам с вьющимися локонами и замысловатым драпировкам. Поскольку модели изделий отливаются в формах, произведения Лалика традиционно сочетают в себе простые геометрические силуэты и одновременно - причудливый и элегантный декор.


Флакон Lalique «Commedia»

Предприятия Лалика в то время выпускают достаточно широкий ассортимент продукции из стекла, среди которой вазы и статуэтки, столовая и декоративная посуда, люстры и светильники, ювелирные украшения и большие декоративные панно. В 20-е годы ХХ века работы мастера очень популярны, в частности, на Парижской «Международной выставке декоративного искусства» 1925 года, панно и другие изделия Лалика стали одним из главных украшений французской экспозиции.


Флакон Lalique «Deux Coeurs» («Два сердца»)


Флакон Lalique «Butterfly»

Флаконы для духов

С помощью стекла Рене Лалик смог воплотить в жизнь свою давнюю мечту: сделать красоту доступной многим. Этому в немалой степени поспособствовало создание хрустальных флаконов для парфюмерных композиций Франсуа Коти. Их творческий союз берёт своё начало в 1905 году, когда Коти открыл свой фирменный магазин на площади Вандом в Париже неподалеку от мастерской Рене Лалика. Первый флакон, который Коти заказал у Лалика, стал «одеждой» для нового тогда цветочного аромата, название которому дал известный сорт розы - «жакмино». Успех аромата был просто оглушительным, и дуэт Лалика и Коти продолжил работу. В 1908 появляется новый шедевр - флакон для одеколона «L"Effleurt» («Прикосновение»), изготовленный из хрусталя баккара, с рельефной пластиной из темного стекла вместо этикетки. За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов.


Флакон Lalique «Soir Antique» (Античный вечер), 1920 год


Винтажный парфюмерный флакон от «Lalique»


Флакон Lalique «La Sirene»




Ещё один винтажный парфюмерный флакон от «Lalique»


Флакон Lalique «Oeillet Maison» (Гвоздика в доме)


Флакон Lalique «Eucalyptus» («Эвкалипт»)


Флакон Lalique «Deux Fleurs» («Два цветка»), 1930 год

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже обращаются с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!


Флакон Lalique «Claire Fontaine» (Клэр Фонтен)


Работа Lalique «Pomme» («Яблоко»)

Слава и признание

Ювелир и художник Рене Жюль Лалик по праву считается одним из основателей стиля «ар нуво». На фоне интенсивной механизации ювелирного дела он всегда возвышал значение индивидуального творчества и в первую очередь именно ручного труда. В последние годы жизни маэстро много занимался оформлением крупных объектов - гостиниц, церквей, ресторанов и даже пароход «Нормандия» был оформлен фирмой Лалик.


Флакон Lalique «Nu»

Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930 - 1940 годы. Лалик создавал гребни, пряжки и различные украшения, используя, помимо традиционных золота, серебра и драгоценных камней, рог, а также полудрагоценные камни, в целом почти вышедшие к тому времени из употребления. Стоит ли говорить, что талант и трудолюбие Рене Лалика оценены огромным количеством всевозможных наград!


Флакон Lalique «Sylphide» («Сильфида»)

В истории мирового ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с именами таких прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис Тиффани. Дом «Lalique» продолжил существование и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. Фирму Рене Лалика возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод.


После Второй мировой войны основным клиентом Дома Лалик становится Нина Риччи («Nina Ricci»). Знаменитые сплетающиеся голуби на колпачке духов «Nina Ricci L"Air du Temps» - прекрасный образец творчества его последователей:


Флакон Lalique «Nina Ricci L"Air du Temps», 1951 год

Духи Lalique

Рене Лалик стал легендой своей эпохи. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы, а в 2010 году крупная выставка его произведений прошла в Московском Кремле. Однако, бренд Lalique славен не только ювелирными украшениями и изделиями из стекла. Сегодня Lalique - это ещё и незабываемые ароматы духов!


Аромат Lalique «Perles de Lalique»


Флакон Lalique «Living Lalique», выпущенный ограниченным тиражом в коллекционной серии «Crystal Edition», цена аромата 1800 USD


Парфюмированная вода Lalique «Living Lalique», выпущенная ограниченным тиражом в коллекционной серии «Crystal Edition»




Lalique «Deux Coeurs» («Два сердца») представляет собой обновлённую версию известного бестселлера Рене Лалика. Флакон выпущен в 2004 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»


Флакон Lalique, выпущенный в 2016 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»


Флакон Lalique, выпущенный в 2017 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»




Аромат Lalique «Les Elfes», 2002 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 75 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Libellule» 2013 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 100 миллилитров, цена 1800 USD


Аромат Lalique «Deux Paons» («Два павлина») 2014 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 100 миллилитров, цена 1800 USD




Аромат Lalique «Sheherazade» («Шехерезада») 2008 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 30 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Sillage» 2012 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 30 миллилитров, цена 1800 USD


Аромат Lalique «Butterfly» («Бабочка») представляет собой обновлённую версию известного бестселлера Рене Лалика. Флакон выпущен в серии «Lalique Crystal Extract» в 2003 году, объём флакона 60 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Plumes» 2015 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 80 миллилитров, цена 1800 USD

Лалик - властелин стекла/ Lalique. L"Homme de verre
Документальный фильм (Франция, 2004)
Режисёры: Алекси Лорка, Клод Тере.

Рене Лалик – великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла – принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.


Рене Лалик (Rene Lalique)

О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Разносторонность его таланта поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия. Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства. Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Наверное, хрупкость и сияние – вот два наиболее распространенных слова, которые вот уже много лет используют романтики, поэты и Кутюрье для того, чтобы описать образ той или иной шикарной женщины. Видимо, поэтому женщины так тянутся к ювелирным украшениям из драгоценных камней, которые блеском своих отточенных граней еще больше подчеркивают эти два вечных качества красоты. Но есть в нашем мире кое-что, что женщины со вкусом ставят даже выше драгоценностей. Неудивительно, это – Lalique.

Жил в конце XIX века в Париже молоденький подмастерье ювелира с искусными руками и смелой романтической фантазией. Его звали Рене Лалик, и он стал основателем династии, чьи ювелирные изделия сегодня котируются наравне с произведениями искусства и стоят на аукционах почти столько же, а порой и больше. Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла. Мода действительно всесильна…


Рене Лалик

Еще будучи совсем неизвестным паренек приносил свои эскизы уже находившимся в те годы в зените славы Картье и Бушерону, они охотно скупали их за бесценок и выпускали на их основе свои новые модели. Было в рисунках молодого человека какая-то удивительная тонкость стиля, граничащая с дерзостью и наивностью – то неуловимое чувство времени и природы женской загадки, которое и заставляет модниц всех времен желать того, кто им это предложит. Именитые мастера поначалу скрывали имя истинного автора чудесных украшений, однако так долго продолжаться не могло, вскоре он открывает собственный небольшой бутик в центре города и моментально становится любимцем равно как светских красавиц и аристократок, так и очаровательных субреток и львиц полусвета. Шикарные bijous Лалика завоевывают девичьи сердца, становясь знаком вкуса, шарма и избранности: Рене Лалик просто физически не мог обеспечить своими произведениями всех желающих, да и не особенно стремился к этому.


Рисунок подвески "Собаки и змеи в листве". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок украшения для корсажа "Гротески". Париж, около 1894-1896 гг.


Рисунок подвески "Лес". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок бабочки "Большой ночной павлин". Париж, около 1906-1907 гг.


Рисунок гребня "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг.


Гребень "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг. Рог, золото, эмаль.


Подвеска "Ели". Париж, 1900-1902 гг.Золото, эмаль, стекло.

Лалик умело сочетал в своих работах и поэзию модных тогда Верлена и Рембо, и взлетевшую популярность стиля Art nouveaux, и даже возникшую в Европе моду на японское созерцание природы – его броши и кулоны, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в тонкокрылых стрекоз, изящных рыбок, загадочных лягушек и невесомых бабочек. При этом в вещицах от Лалика непостижимым образом переплетаются чувственность и целомудренность. Любая женщина, независимо от сословия, одевая даже самую простую заколку, сделанную руками романтика Рене Лалика, становилась Красавицей. Париж упал к ногам мечтателя.


Колье. Париж, около 1900 г. Золото, эмаль, австралийские опалы, сибирские аметисты.

Он же пошел дальше. В поисках все новых секретов Прекрасного, он невозмутимо ломал стереотипы моды и ювелирного дела. Он осмелился оправлять в золото простое стекло! Он рискует соединять такие материалы, как жемчуг, кость, яшму и эмали! Это неслыханно! Но … это Великолепно!
Он совершил настоящую революцию в Haute-Joallerie. Матерые ювелиры только разводили руками и недоумевали, но не могли не признать его успеха – на Всемирной парижской выставке 1900 года он получает сразу две высших награды Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона. Его представление о красоте напоминало самый французский из всех напитков – шампанское – легкость, прозрачность, игривость, праздничность. Недаром, это любимый напиток женщин. Лалик всегда идеально чувствовал женщин – он подарил им удлиненные тонкие линии своих украшений, прозрачные, словно дрожащие на легком парижском ветру. Словно сами парижанки, легко и стремительно фланирующие по набережным своей любимой Сены.


Брошь "Анютины глазки". Париж, около 1903-1904 гг. Стекло, золото, бриллианты, эмаль.


Брошь "Павлин". Золото, эмаль, лунные камни. 1897-1898 гг.


Брошь "Сосновые ветви". Серебро, эмаль, резной камень. 1898-1900 гг.


Брошь-подвеска "Четыре стрекозы".


Подвеска "Клубок змей". Париж, 1901 г. Золото, жемчуг, эмаль.


Подвеска "Лес". Париж, около 1899-1900 гг. Золото, эмаль, стекло, барочная жемчужина.


Подвеска "Павлины". Париж, около 1902-1903 гг. Золото, эмаль, опал.


Пряжка на пояс "Мак Алисы Ледрю". Париж, около 1894-1895 гг. Серебро, эмаль.


Диадема "Орхидея Каттлея". Париж, 1903-1904. Слоновая кость, рог, золото, бриллианты, витражная эмаль, резьба


Кулон "Анемон". Золото, эмаль, слоновая кость. 1900-1902гг.


Кулон "Зимний пейзаж". Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899-1900 гг.


Кулон "Принцесса Лойнтэйн". Золото, эмаль, бриллианты, аметист. 1898-1899гг.


Ожерелье La Princesse Au Sabbat. Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899 г.


Украшение для корсажа "Жасмин". Париж, 1899-1901 гг.Золото, стекло, бриллианты, эмаль.

Его стремительно начинают копировать, это признак настоящего успеха. Его слава у всех на устах, он получает заказы от всех королевских дворов Европы, от музеев, от знаменитых коллекционеров. Казалось бы, это пик. Но мечтатели не любят останавливаться на достигнутом, не правда ли?


Почему Лалик решил заняться именно хрусталем и стеклом? Есть красивая легенда, объясняющая страсть мастера к этим материалам. Говорят, в детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - это облака. Он видел их трансформации, их образность, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить красоту облаков. Это был хрусталь.

У него появляется новая страсть – стекло. Он сосредоточил все свое внимание именно на нем, окончательно отказавшись от использования драгоценных камней в пользу этого почти алхимического, завораживающего материала, податливого, твердого и хрупкого попеременно. Парижанки решили, что это катастрофа. Но Рене быстро успокоил их, обещая, что его новые модели будут обладать не меньшим шиком, чем прежние. И они поверили, разве можно не верить волшебнику? В 1912 году он устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали. Но Лалик быстро успокоил своих поклонниц, разработав и выпустив совместно со своим приятелем Франсуа Коти серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Столица мировой моды вновь потеряла голову, обретя своего кумира в новом качестве. Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты – и мир наполнился новыми шедеврами; каждый из них мгновенно становился раритетом. Кстати, в наши дни эксклюзивное право на уникальное стекло от Дома Lalique имеет только Nina Ricci, в частности, в таком флаконе выпускается аромат L"air du temps. В 1922 году Лалик приобретает завод по производству изделий стекла и осваивает навыки фабриканта.


Трансформация флакона знаменитых духов L"air du temps с 1948 до наших дней


Ваза "Большой шар из плюща"

И снова необычный поворот: беспокойный мечтатель хотел идти в ногу со временем. Точнее, мчаться. Став ценителем и знатоком прекрасных женщин, он, как настоящий мужчина, сумел разглядеть и красоту автомобилей. Снова дерзкий и небывалый проект: он решил производить украшения для авто!

Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум.


Маскот "Cinq Chevaux", 1925


Маскот "Victoire", 1928

К Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 году Рене Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан "Родники Франции", украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля "Нормандия", отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, – сегодня это музей Тейен в Токио. Авторитетный в то время знаток декоративного искусства Калуст Гюльбекян очень точно определил тогда искусство Рене Лалика: "он сегодня творит для элиты будущего". Между прочим, сам Гюльбекян собрал в Лиссабоне редкие произведения Лалика и создал специальный Фонд, в котором до сих пор действует постоянная экспозиция.


Фрагмент отделки вагона-ресторана поезда "Orient Express"


Ресторан трансатлантического лайнера "Нормандия" - отделка Лалика


Стол из стекла работы Лалика, 1935


Архитектурные проекты Рене Лалика также способствовали его успеху. Его четкое понимание равновесия и гармонии в сочетании с высоким мастерством в работе со стеклом позволяли ему осуществлять монументальные проекты.
Его первые работы в этой сфере датируются 1902г. В это время он занимался обустройством собственного дома в Париже, на улице Кур ла Рен (Cours La Reine), 40 - сегодня это улица Кур Альбер Премье (Cours Albert Premier),построенного архитектором Феном (Feine). Одним из главных элементов декора стала входная дверь, составленная из резных стеклянных плит, на которых были изображены еловые ветви - напоминание об аллеях в имении Лалика в Клэрфонтене. В холле располагалась еще одна дверь, также из резных стеклянных плит с изображением атлетов.

Как это часто бывает с настоящими мастерами, его искусство продолжило жить и после смерти самого Рене Лалика в 1945 году. Дело отца продолжил сын Марк, не менее талантливый. Достойный продолжатель традиций своего гениального отца, он отдавал предпочтение хрусталю, полюбив его за особый звон и прочность. Знаменитая "Голова коня" работы Марка стала символом минимализма 50-х. Он ввел в семейный бизнес новые технологии. Только когда хрусталь окончательно остынет, обязательно при комнатной температуре и не раньше чем через 200 часов можно приступить к окончательному шлифованию, обтачиванию и полировке изделий. А чтобы придать украшениям фирменный цвет "antinea" требуется несколько сложных технологических операций, которые в результате дают невероятное сочетание переливающихся зеленых оттенков. Забавно, что достигается это всего лишь путем добавления в расплавленную стеклянную массу костной муки.Так или иначе, вещицы от Lalique засверкали новыми гранями, одна из которых – гарантия суперкачества. Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную. Если хоть один пузырек воздуха будет замечен в прозрачной массе, готовое изделие безжалостно разбивают. Надо сказать, что профессии стеклодува и шлифовальщика, как и в семье основателя династии, здесь передаются по наследству.


"Голова коня". Дизайн Марка Лалика, 1953

Марка Лалика сменила, в свою очередь, в 1977 году его дочь, Мари-Клод. Она стала главным художником семейного предприятия и предложила возобновить подзабытые линии, разработанные своим великим дедом. Она создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса, а в 1992 году состоялась презентация первых собственных духов Lalique de Lalique, а затем и Nilang de Lalique – естественно в оригинальных хрустальных флаконах. Благодаря Мари-Клер в Доме появился уникальный хрустальный зоопарк bestiaire или "сказки живого мира".


Мари-Клод Лалик


Шелковые платки Lalique

Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не меньше трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. Многие модели создаются лимитированными сериями в 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается - в каталогах фирмы так и пишут: "тема исчерпана". Такую модель можно купить разве что на аукционах.

Lalique сегодня - это не только забавные декоративные вещицы, но еще и бокалы, графины, стильные столовые приборы, изящные и удобные флаконы для ванной, хьюмидоры для дорогих сигар, пепельницы, подставки для книг, вазы, кубки – все это доставляет наслаждение одним только своим видом, не говоря о продуманной функциональности. В 2000-м году Lalique впервые выпустил наручные часы: ремешек из крокодиловой кожи, с украшениями из хрусталя и механизмом одного из старейших часовых домов Швейцарии. И в этом нет ничего удивительного: логичный шаг, продолжая желание Рене Лалика постоянно двигаться вперед и осваивать новые области. Тем более, что искусство этого ювелира-романтика, разгадавшего секрет Прекрасного, продолжает оставаться свежим и актуальным, время над ним не властно...

Известный московский декоратор Ирина Алексина поделилась своими впечатлениями о посещении виллы Рене Лалик и одноименного музея с интерьерным Журналом Casa Ricca.

Эстетическая вселенная Рене Лалика настолько необъятна и экстраординарна, насколько и талантлива. Его имя в мировом ювелирном искусстве фактически отождествляется со стилем ар-нуво, а его работы являются эталонными образцами.

Лалик был уникальным и фантастически успешным ювелирным художником и, безусловно, легендарным мастером стекольных дел. Имя этого человека в истории мирового ювелирного искусства находится в одном ряду с именами таких всемирно известных мастеров как К. Фаберже, Ф. Бушерон, Л.-Ф. Картье, Л. Тиффани. Сара Бернар выступала в драгоценных украшениях, созданных для неё Лаликом, вызывая неизменное восхищение публики. У Рене Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Фёдоровна и многие другие представители русской и европейской аристократии.

Рене Лалик (1860 – 1945).

Эскиз к первым украшениям, созданным в духе античности и японизма.

Изысканность и утончённость его стиля, новизна используемых материалов раскрывает философию Лалика – «Лучше искать красоту, чем выставлять напоказ роскошь».

Будучи революционером ювелирного искусства, мастер сочетал неканонические ювелирные материалы: драгоценные камни, золото, платину с эмалью, стеклом, рогами животных и так далее. При этом он был необычайно успешным бизнесменом, создавая и осваивая новые ниши массового производства предметов роскоши. Начиная с 1896 года, Лалик персонифицирует свои изделия изящной гравировкой “Lalique”, которая наносится и по сей день на продукцию фабрики вручную.

В 1905 году художник после заключения контракта с «Коти» начинает разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов.

После смерти жены Лалик фактически полностью переключается на стекло. Здесь ему так же, как и в ювелирных украшениях суждено стать выдающимся дизайнером. Полностью посвятив себя стеклу, Лалик создаёт изумительной красоты вещи: скульптуры, часы, шкатулки, флаконы, аксессуары для автомобилей, занимается оформлением общественных и жилых помещений, декорированием ресторанов, интерьеров самых современных и фешенебельный транспортных средств таких, как знаменитый поезд «Восточный экспресс», лайнер «Нормандия » и, конечно, мастер создаёт свои знаменитые вазы, лампы, мебель. Успех был сенсационным. Лалик просто фонтанировал идеями, удивляя публику и экспертов.

Лайнер «Нормандия», поезд «Лазурный берег - Пульман экспресс»

Он постоянно учился, экспериментировал, постигал новое и создавал своё. Его знаменитый рецепт опалесцентного стекла является «секретом фирмы» и сегодня. Мастерски исполненные изделия завораживают, магически притягивая взгляд. Лучшие музеи мира и самые взыскательные клиенты были счастливы иметь в своих коллекциях его работы, отражающие феноменальное преображение материала. Это было воплощение роскоши нового типа – художественной.

Прижизненное признание мастера в профессиональной сфере было грандиозным: широкая известность после Всемирной выставки в Париже , объявление Лалика лучшим ювелиром Франции, награждение орденом Почетного легиона – являются примерами общественного успеха.

У Лалика существовало концептуальное правило, отражающееся в любых его работах – это правило 3-х F – «Femme, Faune, Flora» - «Женщина, фауна, флора» . Замечательно, что новые коллекции современного дома Lalique демонстрируют преемственность этих принципов эстетики.

В начале 1920 годов Лалик поселился в Эльзаском регионе в Винген-Сюр-Модер, где хрустальное и стекольное производство имеют вековые традиции. Там расположены его завод и знаменитая вилла, которая сейчас отреставрирована и преобразована в фешенебельный отель с 6 номерами , декорированными элегантной мебелью и аксессуарами, производимыми компанией Lalique, продолжающей успешно развивать традиции великого мастера.

Вилла Лалик в Вингене

И когда мне выпала счастливая возможность посетить музей и виллу Лалика в Вингене, то я с удовольствием там побывала. Чудесным солнечным сентябрьским днём казалось, что сама природа вокруг дышит спокойствием и безмятежностью, такое же ощущение умиротворения и покоя в сочетании с самым изысканным комфортом создавал интерьер виллы. Дизайнеры дома Lalique Леди Тина Грин и Пьетро Мингарелли бережно провели реконструкцию фасада фахверкого дома в эльзаском стиле с черепичной крышей, сохранив очарование этой загородной виллы.

Атмосферу аутентичности создают аксессуары и графические работы, эскизы Лалика, образ завершают семейные фотографии.


Интерьер сьюта на вилле Lalique

Дизайнеры Lalique Maison , вдохновленные эстетикой мэтра, создали мебель, в которой отражаются традиции эстетики Лалика. Они сделали это так эффектно и органично, что интерьер получился элегантным и совсем не старомодным, а, наоборот, выглядит цело и свежо. Орнаменты, придуманные Лаликом, перешли на лампы, текстиль, мебель.

Музей Lalique

Двери музея открылись совсем недавно - в 2011 году в Вингене, где в 1921 году Рене основал свой завод. Музей был спроектирован бюро французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта . В экспозиции представлены вещи из коллекций внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина предприятия швейцарского бизнесмена Сильвио Денца .

Музей Lalique

Экспозиция музея разделена по разделам: ювелирное искусство, парфюмерия, выставки, жилые и общественные интерьеры. В ней, например, воссозданы интерьеры поезда «Лазурный берег - Пульман экспресс» и представлено множество фотографий.

Также демонстрируются фильмы о творческом пути Рене Лалика и о современном производственном процессе. Виден весь процесс эволюции изделия – от создания эскиза, макета и формы до отлива, шлифовки, декорирования, приёмки и нанесения логотипа. Каждое изделие проделывает этот многодневный путь – от расплавленной хрустальной массы, изящно называемой мёдом, до завершенного, сверкающего произведения искусства.

LALIQUE René, Broche Fée, vers 1897-98. LALIQUE René, Pendentif Guêpes et prunus, vers 1904.

LALIQUE Marc, Motif Deux Poissons, 1953

Обновление коллекций происходит каждый сезон, и последняя коллекция демонстрирует это утверждение. Так для коллекции Chrystal Architecture работает целый ряд известных архитекторов, например, ныне покойная Заха Хадид создала изумительные по своей пластике вазы.

Вазы Lalique, дизайн Заха Хадид

Сегодня компания динамично развивается, удивляя спектром новых коллабораций: сотрудничество с российским брендом Beluga привело к созданию уникального декантера.

Запущен благотворительный проект с Элтоном Джоном , появилась серия художественных панно с Демьяном Хёрстом , хрусталем Lalique была украшена специальная модель рояля Steinway .

Если вы любите утонченную роскошь, отправляйтесь в путешествие в Винген, отдохните на вилле Lalique и окунитесь в настоящее искусство, посетив одноименный музей.

Текст: Ирина Алексина (декоратор)

Фотоматериалы: lalique.com

Лалик, Рене

Лалик, Рене
René Jules Lalique

Род деятельности:

ювелир, стеклянных дел мастер

Дата рождения:

Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода - в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика - вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) - Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался «крупными формами» - оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Нормандия оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын - Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод. В 2010 г. крупная выставка произведений Лалика прошла в Московском Кремле .

Галерея

Литература

  • René LALIQUE catalogue raisonné de l" œuvre de verre (3° édi) by Felix Marcilhac , ISBN 978-2-85917-402-6 , 2004
  • Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Т.5. Искусство. - М.: Инфра-М; Весь Мир , 2001.
  • Warman’s Lalique by Mark Moran , ISBN 978-0-87349-787-9 ,Krause Pubns Inc, 2004
  • LALIQUE: A COLLECTOR’S GUIDE by Christopher Van Percy , 1989

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 апреля
  • Родившиеся в 1860 году
  • Умершие 5 мая
  • Умершие в 1945 году
  • Ювелиры Франции
  • Умершие в Париже
  • Персоналии XX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Идиотизм
  • Яворники

Смотреть что такое "Лалик, Рене" в других словарях:

    Лалик Рене - (Lalique) (1860 1945), французский ювелир и художник по стеклу. Учился в Школе декоративных искусств в Париже. Выполнял украшения в стиле модерн из благородных металлов, жемчуга, драгоценных камней, эмали, черепахового панциря, рога,… … Художественная энциклопедия

    Лалик Рене - (Lalique) (1860 1945), французский ювелир и мастер художественного стекла. Используя растительные мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн. * * * ЛАЛИК Рене ЛАЛИК (Lalique) Рене … Энциклопедический словарь

    Лалик Рене - Фигурка для автомобильного радиатора Рене Лалик (фр. René Jules Lalique; 6 апреля 1860 5 мая 1945, Париж) французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Вопреки мещанским вкусам своего времени создавал… … Википедия - (1860—1945), французский ювелир и мастер художественного стекла. Используя растительные мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн … Большой Энциклопедический словарь

    Лалик Р. - ЛАЛИ́К (Lalique) Рене (1860–1945), франц. ювелир и мастер худ. стекла. Используя растит. мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн … Биографический словарь

    ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве) - ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника… … Энциклопедический словарь

    ювелирное искусство - вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь


Рене Лалик - художник, ювелирный гений конца ХIХ - начала ХХ веков. Его ювелирные украшения невероятно красивы. Они словно из зачарованных сказочных стран.

Рене Лалик (Rene Lalique) родился в 1860 году во Франции. С ранних лет проявлял талант к рисованию. После художественной школы, Рене поступает учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем, для дальнейшего обучения, Рене едет в Лондонский колледж искусств.

Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников.

Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны.

В 1884 году украшения Лалика выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре.

Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в «Бушерон», известнейший ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор дома скривился и объявил, что такое украшение будет «слишком экстравагантным» для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую сумму.

Директора остальных домов проделывали тот же путь – от первоначальных сомнений в том, что «плебейские» бабочки и колосья из перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам «Картье», «Бушерона» и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин. На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора, считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску бриллиантов и рубинов.

Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой материал – от слоновой кости до эмали или металла.

Есть легенда, что Рене Лалик с детства рисовал украшения, сочетавшие природные элементы, он мог представить себе любое растение, любое животное – и понять, как их воплотить в неживом камне или металле. Но загадкой из загадок для него были облака, вечно меняющие форму, цвет, отличающиеся прозрачностью или темной матовостью. И Лалик придумал, что воплотить облака в камне может только хрусталь. С тех пор хрусталь – самый любимый поделочный камень ювелира.

Лалик вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений, а не просто ювелиром.

Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.

«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», говорит о Лалике его внучка, Николь Марич-Авиланд.

Он создавал драгоценности для Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.

Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-нуво.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх