Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка. Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в семье


муниципальное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования города Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад №23 «Вишенка»,
воспитатели Полякова Александра АбдувалиевнаНоздрина Инна Григорьевна
2015 год город Краснодар
Родительское собраниев средней группе
ТЕМА СОБРАНИЯ: «Эмоциональное благополучие ребенка»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Эмоциональное благополучие ребенка и причины его нарушения.
2. Презентация «Эмоциональное благополучие ребенка в семье».
3. Презентация «Эмоциональное развитие детей».
4. Статья Владимира Левина «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай: Зачем? ”
По первому вопросу выступила воспитатель Полякова А.А., она озвучила тему собрания. Вместе с родителями обсудила значения понятия эмоциональное благополучие ребенка (В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем? (ответы родителей).
– Да, верно. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера). Подвела итоги анкетирования родителей по вопросу: Причины нарушения эмоционального благополучия ребенка. (Были предложены анкеты на тему эмоционального развития ребенка. После обработки анкет, мы увидели, что…
Вопрос: Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (Подведение итогов.)
Нарушение режима дня
Несогласованность требований к ребенку
Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту
Изобилие информации
Неблагополучное состояние в семье
Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие "взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.
Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери.
2. Воспитатель Полякова А,А. показала родителям презентацию «Эмоциональное благополучие ребенка в семье». Наглядно и в доступной форме проинформировала родителей по данной теме.
3. Педагог – психолог Фанагей О.В. обсудила с родителями проблему «Эмоциональное развитие детей», показав презентацию на мультимедиа. Проконсультировала родителей по теме «Эмоциональное благополучие ребенка» (Приложение).
4. И в заключение собрания воспитатели познакомили родителей со статьей известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай: Зачем? ”.
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует
только в обратную сторону!
6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей
Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка»
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью своего ребенка, некоторые родители до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы родители:
относились к страхам серьезно, не игнорировали и не умоляли их; давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?);
помогали детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда…), рассказали о собственных страхах;
давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
допускали здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
реагировали на детское восприятия реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?).Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы являются частые споры и ссоры между детьми в семье или во дворе, порой переходящие в драки. Драка – крайний способ решения конфликта, а точнее– неумение выйти из него.
Научите ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
Общая стратегия выхода из конфликта может быть следующей:
как можно более точно и конкретно сформулировать проблему, причину конфликта;
дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;
последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемливые для одной из сторон, отпадают);
принять решение, против которого нет возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).
Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть проведены соответствующие беседы с ребенком. Стремитесь, чтобы ваш ребенок был восприимчив к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим).Не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, не следует относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей, брат и сестра одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения опыта разрешения конфликтов.
Уважаемые родители, заботьтесь о психическом здоровье своего ребенка!


Приложенные файлы

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то ………

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было …..

3.О здоровье можно сказать следующее …….

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы ……..

5.Его отношение к школе было …….

6.Трудности воспитания связаны с …….

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ….

Памятка для родителей

1. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

2. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

Уважаемые педагоги! Мы надеемся, что предложенные нами формы работы с родителями помогут Вам в объединении усилий педколлектива и родителей в развитии ребенка, как личности и будут способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.

Творческих Вам успехов!

Советы педагогам и родителям

    ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

    ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

    ребёнка хвалят, он учится быть благородным

    ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

    ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

    ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

    ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

    ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

    ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

    ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

7 ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ (В. Леви):

    Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

    Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

    За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

    Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

    Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

    Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

    Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

«Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Анкета:

1. Наказание происходит потому, что________________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он ______________________

1. Наказание происходит потому, что________________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он ______________________

3 Какие наказания Вы принимаете по отношению к своему ребенку?_____

1. Наказание происходит потому, что________________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он ______________________

3 Какие наказания Вы принимаете по отношению к своему ребенку?_____

1. Наказание происходит потому, что________________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он ______________________

3. Какие наказания Вы принимаете по отношению к своему ребенку?_____

1. Наказание происходит потому, что________________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он ______________________

3. Какие наказания Вы принимаете по отношению к своему ребенку?_____

0 причин нарушающего благополучие ребенка красное сердечко

1 причина то возьмите одно зеленое сердечко

2 причины, то возьмите два синих сердечка и приколите его.

3,4 и более причин, то возьмите черное сердечко

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

по Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Тематическое родительское собрание .

Тема: «Эмоциональное благополучие детей в семье»

Подготовила:

Филатова Ирина Сергеевна

Студентка 3 курса

Зерноград

Эмоциональное благополучие детей в семье.

(Родители сидят за столами, которые стоят по кругу.)

Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья.

План работы:

    Приветствие и правила работы.

    Сообщение темы беседы.

    Обсуждение анкеты "Эмоциональное развитие ребенка”

    "Сердце – не камень” (или причины нарушения эмоционального благополучия).

    Домашнее задание "Моя семья – как показатель эмоционального благополучия ребенка”.

    Тест-игра "Страхи в домиках”

    Разминка.

    Семь правил из серии "Наказывая, подумай. Зачем?”

    "Болезни от нервов – так ли это?” (народная мудрость)

Ход собрания

– Добрый вечер! Сегодня мы вновь собрались на заседании нашего семейного клуба. Мы с вами знакомы давно, знаем, как кого звать, поэтому предлагаю приколоть виньетки с именами.

– Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

Вопрос : Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)

На сегодняшнем заседании мы и поговорим о такой серьезной теме, как "Эмоциональное благополучие ребенка”.

В школьном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, школьный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем? (ответы родителей).

– Да, верно. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Вопрос : Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (Подведение итогов.)

    Нарушение режима дня

    Несогласованность требований к ребенку

    Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

    Изобилие информации

    Неблагополучное состояние в семье

    Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие "взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

    Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

    Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери.

Вопрос : Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. (На столе лежат сердца разукрасьте их тем цветом, которое вы считаете подходит именно Вам). Если есть одна причина, то возьмите одно зеленое сердечко и приколите его на сердце, которое на доске.

Если две причины, то возьмите два синих сердечка и приколите его.

Если 3,4 и более причин, то возьмите черное сердечко и тоже приколите его.

Красное сердечко возьмет тот, у кого нет ни одной причины, нарушающего благополучие ребенка.

– Что же мы видим? ……

Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей? Мы ведь все это понимаем, насколько это важно.

– Перед Вами висят рисунки, которые Вы нарисовали дома с вашими детьми (это было домашнее задание). Расскажите, сколько времени Вы находились со своим ребенком, какое участие он принимал в рисовании. Какой у него был эмоциональный настрой и т.д. (рассказ 2 – 3 родителей).

Подводим итог: Очень хорошо, когда ребенок находится около или вместе с родителями, у него спокойно на душе, он знает, что его любят. Но когда у ребенка нарушается эмоциональное благополучие, он становится подозрительным, чего-то боится, чего-то страшится, т.е. у ребенка появляется детская тревожность. Одной из ней – детские страхи.

Вопрос : Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)

– На самом деле ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов.

– Я хочу предложить Вам игру "Страхи в домиках” На самом деле это тест, который Вы можете провести со своими детьми и выявить, чего же боится Ваш ребенок.

У вас черный и красный домики. Вам надо решить, в каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того дома, в который вы его поселите.

1.Страх высоты, 2 .Боязнь родительского наказания, 3.Страх перед животными, 4.Боязнь страшных снов, 5.Боязнь опоздать, 6.уколов, 7.темноты, 8.плохих оценок, 9.за проступок,10.глубины.

Итак, что у Вас получилось? По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.

– Предлагаю разминку.

1. Выходят в круг и жмут друг другу те, родители, кто:

а) любит спать
б) любит сладкое

2. Выходят в круг те родители и прыгают на одной ноге, кто:

а) любит работать на даче
б) любит варить варенье, делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг те родители и танцуют, кто

а) любит тратить деньги
б) любит путешествовать.

Вопрос : Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка – ответы анкет

Анкета:

    Наказание происходит потому, что________________________________

    Мне приходится наказывать ребенка, когда он ______________________

    Какие наказания Вы принимаете по отношению к своему ребенку?_____

У вас на столах лежат карточки двух цветов. Поднимите красную карточку те, кто наказывает своих детей. Поднимите желтую карточку, кто своих детей не наказывает (беседа).

Известный российский психолог Владимир Леви написал Семь правил для всех – "Наказывая, подумай: Зачем?”

– Народная мудрость гласит "Все болезни от нервов” Подумайте и скажите, каким же образом можно подтвердить или опровергнуть эту народную мудрость (рассуждения).

– Врачи – педиатры отмечают, что резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.

– А сейчас возьмите сердечки, напишите на них любое пожелание и передайте это сердечко своему соседу. Таким образом, все получат друг от друга пожелания добра, любви и т.д.

– Наша встреча подошла к концу и на память я хочу подарить всем вам Семь правил для всех – "Наказывая, подумай: Зачем?” и статью «Я-родитель» Екатерины Блюхтеровой. Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и

рассудительными.

(анкета)

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной

Ярославль, 2016

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи:

  • привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;
  • создать условия для обмена семейным опытом;
  • обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания;
  • выработать единые требования по теме собрания.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!».

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Игра с мячом «Добрые слова».

5. Советы для родителей «Минуты нежности».

6. Тестирование «Какой Вы родитель?».

7. Обсуждение результатов домашнего задания.

8. Тренинг.

9. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Предварительный этап

1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка»

2. Оформление папки «Детские неврозы».

3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

II. Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

III . Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.

Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.

Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.(все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза - зеркало души»

Слово , как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

«Слово»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

V. Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Вывешивается плакат.

Причины:

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
  • Снижение двигательной активности.
  • Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два - приколите синее сердечко. Если три и более — приколите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.

VI. Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.

Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.

VII. Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами ; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.

Спрашивайте себя так: - Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку . А для этого в следующий раз, когда он забудет положить сушить варежки, не спешите отчитывать - он обидится, и урок не пойдет впрок. Пусть он попробует одеть сырые варежки и пойти в них домой. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда у него войдет в привычку сушить варежки после прогулки, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились - вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

VIII. Тестирование «Какой Вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения? Ответьте да или нет.

1. Какой ты у меня молодец!

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять?

8. Какой ты сообразительный!

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1. 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7—8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9—10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит, непоследовательный характер и больше зависит от случайны" обстоятельств.

11—12баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

IX. Обсуждение результатов домашнего задания

Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

— Какое у него при этом было настроение?

— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трех родителей.

X. Тренинг

1. Игра «Страхи в домиках»

Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика — черный и зеленый. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

Детские страхи

  1. смерть (дети осознают конечность жизни);
  2. страшные сны;
  3. нападение бандитов;
  4. огонь и пожар;
  5. природные стихии;
  6. ядовитые змеи;
  7. страх сказочных персонажей;
  8. высота;
  9. кровь;
  10. уколы;
  11. боль;
  12. неожиданные звуки;
  13. темнота;
  14. замкнутое и открытое пространство;
  15. врачи;
  16. одиночество.

На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.

По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов .

2. Динамическая пауза

1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

а) любят работать на даче;

б) любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

а) любят тратить деньги;

б) любят путешествовать.

XI. Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

В заключение родителям выдается памятка

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

4 года

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очередности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)

5 лет

Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

Цель: Выявить причины нарушения эмоционального благополучия ребенка

Материал: К доске прикреплено большое изображение сердца. На столах лежат вырезанные из цветной бумаги маленькие сердечки. Картинки для игр и тестов.

Ход собрания:

Родители сидят за столами, расставленными по кругу.

«Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов. В чем это проявляется? (Высказывание родителей.).

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие».

Анализ анкет:

«Дома вы заполняли анкету. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее характерные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Избыток информации, получаемой ребенком.
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей. Родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
  • Ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери».

Разминка

  1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые: любят поспать, любят сладкое
  2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые: любят работать на даче, любят делать заготовки на зиму
  3. Выходят в круг и танцуют родители, которые: любят животных, любят путешествовать.

Диагностическое задание «Сердечко»

«Существуют ли в вашей семье причины, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка. Если есть одна причина, возьмите зеленое сердечко и приколите его к большому сердцу (на доске). Если две причины - приколите синее сердечко. Если три и более причины, то приколите черное сердечко. Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одной причины, нарушающей эмоциональное благополучие ребенка». Родители и педагоги обсуждают результаты получившейся «картины».

«Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но, когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится».

Игра «Страхи в домиках»

«Перед вами два домика - черный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите. Этот тест можно провести дома с ребенком и выявить, чего он боится». По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов.

Тест «Веселое - грустное лицо, или Что бы это значило?»

«У каждого из вас есть сюжетная картинка, на которой художник не нарисовал лицо ребенка. Внимательно рассмотрите ее и попробуйте передать выражение детского лица, которое соответствует данной ситуации. Сложите все картинки, а затем выберите ту, где, с вашей точки зрения, нарисован эмоционально благополучный ребенок». После обсуждения картинка выбирается большинством голосов. «Наказание может быть причиной нарушения эмоционального благополучия ребенка».

Заполнение анкеты

  1. наказание происходит потому, что…
  2. вам приходится наказывать ребенка, когда он…
  3. какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?

Тест для родителей

У вас на столах лежат карточки двух цветов. Поднимите красную карточку те, кто физически наказывает своих детей. Поднимите желтую карточку те, кто отрицательно относится к физическим наказаниям детей.

Лекция «О наказаниях и поощрениях детей»

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений, но и отрицательных. Наказание и поощрение являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы волнуют и педагогов, и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникающего у малыша в результате проступка. Именно от того, какие эмоции испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения заключается в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо.

Успешное завершение какого-то дела, достижение цели сами по себе сопровождаются положительными чувствами радости, гордости. Эти эмоции возникают и без поощрения и являются наградой за приложенные ребенком усилия. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные на детях разных возрастов, показали, что чем меньше вознаграждение малыша, тем больше его удовлетворенность от работы.

Физические наказания остаются популярными у большой части современных родителей. Но, несмотря на очевидный вред, физические наказания весьма эффективны: на какое-то время ребенок становится послушным и тихим. Но только на время и пока над ним господствует страх. Создается иллюзия разрешения конфликта. Очень часто родители теряют рычаги управления ребенком в тот момент, когда он перестает их бояться. Дети, которых часто били родители в детстве, становятся агрессивными и применяют такие же наказания к своим детям, но еще более жестоко. К физическим наказанием не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствие того человека, который его наказал. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют свое собственное поведение.

Крик взрослого , направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха. По сути, это то же, что физическое наказание. Дети дошкольного возраста воспринимают его как своеобразное словесное битье. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать психику дошкольника. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная, особенно, если хвалить ее будет отец, дедушка или другой значимый для нее мужчина. Неосторожное слово, особенно из уст значимого мужчины, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях в форме заостренной чувствительности к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.

Хвалить девочек дошкольного возраста необходимо также особым образом, подбирая более сильный эмоциональный компонент: «красавица», «умница», «ты мой котенок». Результаты исследования нейропсихолога Т.П. Хризмана показали, что для девочек важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести на них впечатление. Отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать у девочек эмоциональный срыв. Обида буквально захлестывает ребенка, и осознание неправильных моментов поведения не происходит. Мальчикам более важно указать на то, что оценивается в их поведении или деятельности, что вызывает недовольство или, наоборот, положительную оценку

Поставить в угол, посадить на стул. Эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. Применяя такие наказания к детям, необходимо учитывать их возраст: количество минут удаления ребенка должно быть соразмерно его возрасту. Так если ребенку 4 года, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты. Необходимо также заранее оговорить с малышом те нарушения, за которые будет вводиться штраф.

Сепарационное наказание. Они лишают ребенка части родительской любви. Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношения с родителями: его лишают тепла, внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Сильно действующая форма, применять ее нужно осторожно и очень короткое время. Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если отношения близкие, доверительные, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.

Наказание «естественными последствиями» , состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок).

Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного договора. Целесообразно использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Запрет. Он должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Замечания должны быть краткими - «нельзя!», не объясняя, почему нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица.

Цели: изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи : выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок — взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Слово о психологическом здоровье.

3. Практическое задание для родителей.

4. Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка.

5. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови».

6. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

7. Тест «Воспитательная позиция».

9. Заключительная часть.

Плакат : «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А. Н. Острогорский).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

1. Сообщение темы и цели заседания родительского клуба

2. Разминка с мячом

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

II. Слово о психологическом здоровье

Воспитатель. Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

III. Практическое задание для родителей

Воспитатель. Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0—3 года; 3—5 лет; 6—10 лет; 11—14 лет; 15—17 лет.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились.

В конце работы обсуждаются результаты.

Воспитатель. Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И от того, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

IV. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка

Воспитатель. Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

— Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «—».

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Планирование беременности

Ожидание ребенка определенного пола

Постоянство материнской заботы

Режим питания

Наказания

Поощрения

Стиль воспитания в семье

Порядок рождения ребенка в семье

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

V. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (приложение 1)

VI. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей. Комментарий — приложение 2.

VII. Тест «Воспитательная позиция»

Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение: 0 — никогда; 1 — редко; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — всегда.

1. Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.

2. Переходить улицу в неположенном месте.

3. Курить.

4. Извиняться, когда Вы не правы.

5. Громко рассказывать анекдоты.

6. Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.

7. Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.

8. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.

9. Уступать место в транспорте.

10. Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.

11. Смотреть фильмы на любые темы.

После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы?

Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?

1. Слово специалиста

Психолог. В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Что может сделать родитель:

Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

Повлиять на самого себя.

Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например:

Комментарий. Суть Я-сообщения — не заставить кого-то что- то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

2. Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так. устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

IX. Заключительная часть

1. Рефлексия «Семейные заповеди»

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

2. Вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы (приложение 3)

Приложение 1. Как воспитывать детей с разными группами крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая (0), вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови . Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой — ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы — это проявление эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике.

Вторая группа крови . Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность — повышенное внимание как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей — помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Убеждение — вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы — шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови . Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла — он поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Приложение 2. Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером.

Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5 — 6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Родители переключили внимание на малыша, старший потерял власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.

Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми манипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем на других. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших они более эмоционально стабильные, более общительные. Как правило, на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.

Средний ребенок может обладать характеристиками как младшего, так и старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, ребенок может стать беспомощным.

Существуют два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», второй вариант особенно, распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Приложение 3. Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх