Синтетические ноты в парфюмерии. Натуральные духи: живой аромат

Эфирные масла или синтетические молекулы? Современные формулы или старинные рецепты? Развенчиваем мифы об ароматах вместе с парфюмерным химиком Матвеем Юдовым и натуральным парфюмером Анной Зворыкиной.

Миф № 1

Настоящая парфюмерия производится из натуральных материалов. Всё остальное – эрзац, не заслуживающий внимания.

Матвей:

Современная парфюмерия как таковая, в том виде, какую мы знаем её сейчас, сформировалась не так уж давно — во второй половине XIX века. Houbigan Fougere Royale (1882) и Guerlain Jicky (1889) были одними из первых современных ароматов. Мало кто, не считая историков парфюмерии, назовёт хотя бы пару ароматов, выпущенных раньше. В состав этих духов входят синтетические материалы — кумарин, ванилин, изобутилхинолин. Так что, на мой взгляд, именно появление синтетических ингредиентов в палитре парфюмера сформировало парфюмерию как отдельный самостоятельный вид творчества. В состав Shalimar, к примеру, входит и натуральный абсолю ванили и синтетический этилванилин, и именно сочетание этих двух компонентов позволило добиться нужного результата. Без синтетических веществ невозможны были бы ароматы с нотами зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), акватические. Не существует натуральных материалов с запахом ландыша, сирени, цикламена, фрезии, гвоздики и ещё многих-многих цветов. Все эти запахи воссоздаются только при помощи синтетических материалов. Мускус, амбра, некоторые древесные запахи — всё это уже много лет заслуга синтетики. Качество аромата больше зависит от мастерства парфюмера, а не от материала, который он использует.

Анна:

Конечно же это миф. Настоящее искусство – это то, которое обращается к нашему сердцу. Из чего оно создано – глубоко вторичный вопрос. Выбор материала обычно диктуется целью. Подменять цель средствами и заявлять «я пользуюсь только натуральными ингредиентами, потому что они натуральны» - странный логический выверт. Мне представляется, что первична цель, а средства подбираются, исходя из нее. Например, воспроизведение аромата ландыша требует синтетических молекул. А натуральные материалы позволяют решать задачи, недоступные синтетике. Например, создать ароматы изменчивые, живые, дышащие, близкие по гармоническому строю к ароматам природы. Ароматы, которые говорят на языке души.

Например, для меня ароматы искусственной «свежести» - как скрип железа по стеклу. Мне не нравится «огранка», которую дают аромату альдегидные молекулы, а длиннющий шлейф искусственных мускусов и их «стойкость» меня утомляют. Уже несколько раз сменилась ситуация, но духи сидят, как гвоздём прибитые, а иногда ночь и ванну переживают… Вот моё представление о парфюмерном кошмаре. Любители парфюмерии, созданной из синтетических материалов, часто говорят о «грязных тонах» натуральных ароматических веществ. Я воспринимаю эти особенности звучания не как грязь, а как «сложный цвет» в противовес «простому, открытому цвету», который художники иногда называют «цвет из банки». На сложных цветах отдыхает мой глаз, на сложных ароматах – мой нос. Натуральные экстракты позволяют создавать картины, которые не отделены от окружающей жизни «отфильтрованностью красок» и чрезмерной рафинированностью.

Миф №2

Натуральная парфюмерия безопасна и не вызывает аллергии, а синтетическая – вредна для здоровья, вызывает рак и понос.

Матвей:

В корне неверно ставить знак равенства между понятиями «натуральный» и «полезный» или даже «безопасный». Волчьи ягоды и чилибуха совершенно натуральные, но здоровья они точно не принесут. Натуральные материалы, эфирные масла, абсолю и т.п. — это всегда сложная многокомпонентная смесь с варьирующимся составом. Среди нескольких сот компонентов вполне может оказаться аллерген. Именно поэтому сейчас запрещены, например, дубовый мох и перуанский бальзам. Многие цитрусовые эфирные масла содержат в своём составе вещества, вызывающие фотосенсибилизацию. Если нанести на кожу состав, содержащий натуральное масло бергамота, то при попадании прямых солнечных лучей вы гарантировано получите фототоксическую реакцию или попросту говоря ожог. Синтетические материалы — это как правило индивидуальные вещества. Прежде, чем попасть в ваш любимый пузырёк духов, все новые соединения проходят огромное число тестов, токсикологических, дерматологических и всяких прочих других. Ещё один важный момент: не бывает абсолютных понятий «безопасно» и «вредно». Как сформулировал ещё в XV веке Парацельс, «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Человек, съевший примерно 400 граммов поваренной соли, неизбежно умирает. Получается, что в каждой пачке соли больше двух смертельных доз. Почему никто не рисует на них череп с костями и не пишет жутких предостерегающих надписей? Однажды на одном парфюмерном форуме одна дама писала о вреде вещества, под названием изо е супер, аргументируя этом тем, что это страшный яд. В качестве аргумента приводила значение LD50=5000 мг/кг. Вот если бы у дамы было бы всё в порядке с арифметикой, то она смогла бы подсчитать, что для того, чтобы отравится изо е супером, человеку массой 70 кг надо съесть 350 граммов вещества (примерно, как с поваренной солью). Если речь идёт об аромате Molecule 01, то потребуется выпить 30-40 больших пузырьков. Только не забывайте, что помимо изо е супера в этом случае придётся выпить ещё больше трёх литров спирта. Что нанесёт больший вред — думайте сами.

Анна:

Некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Некоторые ароматические материалы – фототоксичны. Тем, кто пользуется натуральными духами, нужно знать (и выполнять!) два простых правила:

Перед знакомством с натуральными духами сделайте аллергенную пробу, для этого нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснения, припухлости или отека) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Не наносите духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Миф №3

Натуральная парфюмерия – это про духи, а синтетическая – про отдушки для стирального порошка.

Матвей:

Подавляющее большинство современных парфюмерных композиций содержат как натуральные, так и синтетические компоненты. Использовать в работе только ингредиенты позапрошлого века — это всё равно, что строить небоскрёбы из тростника и бурой глины. Действительно есть такое понятие «натуральная парфюмерия» — в ней используются только материалы природного происхождения. Это явление довольно субкультурное и неоднозначное. Чтобы найти действительно полноценно «натуральный» аромат надо серьёзно задаться целью — производством, как правило кустарным, подобных композиций занимаются очень небольшие нишевые бренды. Скорее всего, полностью натуральные ароматы по началу вас расстроят — они мало похожи на привычные нам духи из магазина. У большинства 100%-натуральных ароматов имеется характерный «аптечный» подтекст (почти во всех эфирных маслах содержатся высокомолекулярные терпены, обладающие характерным скипидарно-камфорным запахом) и они практически лишены шлейфа.

Анна:

Человек, привыкший к современной цифровой фотографии, увидев на бумаге фотоотпечаток с пленки, автоматически тянется «прибавить яркость» или спросить – «а что так нерезко»? Но аналоговую фотографию – на бумаге или стеклянных пластинах, не «подсвечивают» светодиоды экрана ноутбука, там другие цвета (или их вовсе нет) и другой порядок контраста. Одно не хуже другого, просто разные концепции, разные вкусы: каждый выбирает для себя. Многие успешно любят и «цифру» и пленку, кто-то отдает предпочтение чему-то одному. Так же дело обстоит и с натуральной парфюмерией.

От натуральной парфюмерии не стоит ждать cтойкости, сравнимой со стойкостью искусственных ароматов, или свежести — они не свойственны натуральным духам. Зато они гарантируют своему владельцу природное, иногда брутальное звучание аромата, ярко выраженный характер, зачастую непривычный для восприятия. Натуральный аромат — это чаще всего экстравагантная, выпуклая композиция, иногда шокирующее впечатление. Натуральная парфюмерия — для хорошо осознанного выбора, для тех людей, которым нужны более выразительные, яркие возможно, экстравагантные характеры ароматов. Не «выпил и пошел», не «съел и порядок» или «напшикался и побежал». Это не означает, что духи для «побежал» — хуже, они просто для других ситуаций и состояний.

Миф №4

Только из натуральных компонентов можно сделать настоящий парфюмерный шедевр, синтетика никогда не будет пахнуть так роскошно и убедительно, как натуральные компоненты.

Матвей:

Самый главный аромат всех времён и народов, Chanel №5, был бы невозможен без смеси трёх алифатических альдегидов, разумеется, синтетических. Thierry Mugler Angel, который мог бы составить конкуренцию пятой шанели по объёму продаж, строится на основе этилмальтола — синтетического вещества, которое даже не встречается в природе.

Странно было бы утверждать, что настоящий парфюмерный шедевр может быть только 100% натуральным. На настоящий момент не существует ни одного мало-мальски известного 100%-натурального аромата. Все духи XX и XXI века в большей или меньшей степени содержат синтетические ингредиенты. И натуральные и синтетические компоненты выполняют в духах свою определённую функцию и было бы непросто обойтись при создании полноценной парфюмерной композиции как без одних, так и без других.

Вообще было странно оценивать, например, живопись, по натуральности красок, которые были использованы художником. Вот это нарисовано акварелью на меду — это шедевр. А всё, что акрилом — так, мазня.

Анна:

Духи как произведение искусства – это дело рук мастера, а не материалов. Музыку можно играть и на электронной гитаре и на скрипке, важен профессионализм исполнителя. Современная парфюмерия сформировалась в первую очередь при участии синтетических молекул, и все широко известные шедевры – духи с синтетическими молекулами. Натуральная парфюмерия возродилась в начале 21 века как альтернативный, не-массовый тренд. Тем не менее, с каждым годом произведения натуральных парфюмеров становятся все более известными, и среди них есть очевидные шедевры. Но это направление молодое, и я уверена, что главные «шедевры» натуральной парфюмерии еще увидят свет.

Миф №5

Производство натуральных ароматов безопасно для окружающей среды, а синтетических – очень вредно. Тают льды, касатки выбрасываются на берег, дети рождаются с пёсьими головами.

Матвей:

Зверушка кабарга была практически истреблена из-за того, что её железы служили источником натурального мускуса. В Индии вырубили практически весь сандал, переработав его на эфирное масло. Для получения абсолю требуется огромное количество токсичных растворителей. Получение синтетических душистых веществ не сопряжено с большими опасностями, чем куда более масштабные химические производства. Что же касается вреда от использования парфюмерии, то тут только могу процитировать известного парфюмерного критика, написавшего однажды, что ни один человек не погиб от аромата Mitsouko, но зато из-за него появилось множество новых людей.

Анна:

Для окружающей среды безопаснее всего было бы вообще не пользоваться духами. Однако мы ими пользуемся. Духи – это роскошь. Добыча натуральных экстрактов, часто, к сожалению, вредит природе. Большинство натуральных парфюмеров очень озабочены этой проблемой, и используют только ингредиенты, сырье для которых было добыто на законных, специально посаженных плантациях.

Миф №6

Натуральные компоненты – это эфирные масла. Все остальное – синтетика и порождение дьявола.

Матвей:

Существует много способов извлечения ароматических материалов из натурального сырья: прямой отжим в случае с цитрусовыми, перегонка с водяным паром, экстракция различными растворителями. Ни один способ не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат сырья, поскольку в процессе выделения неизбежно происходит ряд химических трансформаций. Строго говоря, только этот факт уже не позволяет считать никакие эфирные масла или абсолю 100% натуральными. Эфирное масло розы пахнет не так, как абсолю розы и ни то, ни другое не пахнет как живая свежая роза.

Анна:

Что касается натуральной парфюмерии, тут совсем общепринятого критерия нет. Дело в том, натуральная парфюмерия представлена маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Существует много мнений на этот счет. Некоторые натуральные парфюмеры используют даже изоляты – эфирные масла, очищенные до нескольких молекул. Хорошие духи делают не материалы, их делает парфюмер.

Миф №7

Натуральные ароматы всегда красиво раскрываются на коже, а синтетические и на блоттере фу-фу, а на коже и вовсе могут превратиться в кошачий лоток.

Матвей:

Некоторые индивидуальные вещества имеют настолько сложный, гармоничный приятный аромат, что сами по себе используются как полноценные духи — вельвион, амброксан. Насколько красиво будет раскрываться на коже, например, натуральная тинктура цибетина в чистом виде, можете поэкспериментировать сами.

Анна:

Натуральные духи не садятся идеально на любого человека, так же, как и синтетические. Разница между звучанием на блоттере и на коже у натуральных ароматов часто выражена ярче, чем у не только натуральных. Но хороший аромат вне зависимости от того, из чего он сделан, будет гармонично звучать и на коже и на бумаге.

Миф №8

Натуральные ароматы – «стойкие от природы», а синтетические – мгновенно улетучиваются. А если не улетучиваются, значит в них добавлен яд.

Матвей:

Стойкость зависит от летучести вещества, лёгкие молекулы более летучи, чем тяжёлые. Как правило, вещества с цитрусовым запахом, с запахом зелёной травы легколетучи, а вещества, пахнущие, например, мускусом или деревом — более стойкие. Стойкость композиции зависит от того какие именно компоненты входят в состав и насколько они летучи. Это не зависит от натуральности и их происхождения. И натуральное масло бергамота и синтетический линалилацетат одинаково испарятся с кожи минут за двадцать максимум.

Анна:

Нельзя сказать, что натуральные духи держатся дольше синтетических. Чаще всего бывает наоборот. Например, натуральный аромат «цитрусовой» группы будет держаться меньше, чем его синтетический аналог, в котором были использованы специальные фиксаторы. Более основательные «восточные» композиции, с участием большого количества базовых ароматических ингредиентов, взятые в аналогичном количестве и концентрации со своими «не-только-натуральными» собратьями, будут держаться вполне сравнимо по длительности звучания. В целом, стойкость натуральных духов колеблется от часа (лёгкий одеколон), до нескольких суток при нанесении на одежду или волосы для концентрации Eau de Parfum или Parfum.

Миф №9

Натуральная роза всегда пахнет лучше, чем собранная синтетическая, про это ещё Андерсен в сказке «Свинопас» рассказал.

Матвей:

Я ещё раз вернусь к тезису, что запах эфирного масла розы очень сильно отличается от запаха живой цветущей розы. Разумеется, аромат живого цветка великолепен, но воссоздать это ощущение без синтетических компонентов будет невозможно. Все гиперреалистичные ароматы — это результат анализа запаха живого цветущего цветка (так называемая хроматография headspace или технология living flower), и последующее воссоздания аромата из индивидуальных синтетических компонентов. Тут ещё хочется вспомнить высказывание Коко Шанель о том, что духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина.

Анна:

Запаха «натуральной розы» как вещи в себе вообще не существует. В массовом сознании натуральная роза пахнет отдушкой для шампуня, к которой привыкли с детства. И если случайному неподготовленному человеку поднесут зелененький флакон с разведенным абсолютом майской розы – он легко может сказать, что это «ну что-то свеженькое… может трава». И после раскрытия тайны он же скажет – «Что вы! Настоящая роза пахнет по-другому».

Миф №10

Натуральные компоненты дорогие, а синтетические дешёвые. Поэтому все используют синтетические.

Матвей:

Совершенно ничем не подкреплённое заявление. Существуют очень дешёвые натуральные материалы и чудовищно дорогие синтетические. Большинство дешёвых синтетических ингредиентов стали дешёвыми только благодаря тому, что они очень востребованы и учёные потратили очень много сил на то, чтобы разработать доступный метод синтеза. Изначально синтетический ванилин стоил довольно дорого и его цена была сопоставима со стоимостью натурального материала. Относительно дешёвым ванили стал только после того, как был разработан простой доступный метод синтеза ванилина из лигнина (отход древесной промышленности). На то, чтобы найти и разработать синтез галаксолида, самого популярного на настоящий момент вещества с мускусным запахом, крупнейшая мировая корпорация по производству аромахимикатов потратила 15 лет. И именно поэтому галаксолид доступен и относительно дёшев, в отличие, например от аналогичного мускона, стоимостью несколько тысяч долларов за килограмм. Многие вещества с мускусным запахом, запахом амбры или сандала имеют очень сложную структуру и, как следствие, их синтез сложен и трудоёмок, такие вещества чрезвычайно дороги. До сих пор не существует удобной схемы синтеза ирона, ключевого одоранта корня ириса, цена на синтетический ирон крайне высока. Тем не менее, очень похожие по структуре иононы с запахом фиалки уже более 100 лет успешно производятся в огромном количестве и стоят дёшево.

Анна:

Конечно же в массе своей натуральные экстракты в данный момент на порядок или несколько дороже синтетических. И их производится намного меньше. И никакая природа не в силах дать столько сырья, чтобы насытить современный рынок производства массовой парфюмерии.

Миф №11

Природа совершенна, а учёные – нет, поэтому в лаборатории невозможно получить такие же прекрасные запахи, какие есть в природе.

Матвей:

Практически любой зелёный лист растения, будучи поврежденным, обладает характерным «зеленым» запахом. Причина этого запаха в так называемых С6-wound соединениях, в первую очередь запах обусловлен цис-3-гексенолом («спиртом листьев») и цис-3-гексенилацетатом. На настоящий момент не существует методики, позволяющей выделить эти соединения из природного сырья. Однако их синтез чрезвычайно прост и дёшев. Очень часто приходится слышать такой термин, как «химозность». Дескать, в этом аромате такой химозный инжир (клубника, фрезия, ландыш), а вот в другом — очень натуральный. В обеих случаях аромат инжира (клубника, фрезия…) создан при помощи синтетических ингредиентов, потому что натуральных просто не существует. Проблема первого аромата в балансе, неправильно подобранных пропорциях и неверной аранжировке компонентов. И это проблема опыта и технических навыков парфюмера, а не проблема ингредиентов.

Анна:

Парфюмерия – искусство, а искусство не есть повторение природы. Даже натуральная парфюмерия не занимается воссозданием природы – иначе духами считались бы обычные компоненты, вроде эфирного масла лимона, однако, это не так. Натуральные парфюмеры точно так же, как и парфюмеры, использующие всю палитру ароматических веществ, создают принципиально новые вещи. Просто эстетика другая. Например, среди натуральных парфюмеров и любителей этого жанра популярны кожаные ароматы. Духи, пахнущие пудрой, и новой дорогой сумкой – куда уж дальше от природы.

Миф №12

Натуральные духи на каждом человеке пахнут по разному, идеально подстраиваясь под его собственный запах, а синтетические на всех пахнут одинаково.

Матвей:

В этом утверждении есть доля правды. Любой парфюмерный продукт (за исключением, разве что, хулиганства типа Escentric Molecules) — многокомпонентная смесь. Как будут испаряться компоненты зависит от огромного числа факторов — температуры, влажности, давления, состояния вашей кожи. Плюс работает так называемый клеточный осмос, некоторые компоненты частично растворяются в жировой ткани, что замедляет испарение и есть ещё сотня причин, почему в каждом отдельно взятом случае запах одних и тех же духов на коже человека будет немного различаться. Если в составе много натуральных компонентов, то ситуация несколько усугубляется.

Другое дело, что никто ни под кого не подстраивается. Молекулам душистых веществ, что природного, что рукотворного происхождения, совершенно плевать на ваш «собственный запах». Просто на вашей коже аромат будет пахнуть чуть иначе, нежели на блоттере, отличия эти практически непредсказуемы. Конечно, они не будут радикальными — ландышевый аромат ни у кого на коже не будет пахнуть елью и амброй.

А теперь представьте себе художника, который нарисовал чудесного гиппопотама. Зрители любуются картиной, но один человек видит на картине лося, второй — кенгуру, а третий — черепаху. Этого ли хотел художник? Так вот одной из ключевых задач парфюмера как раз является сведение вот этого разброса и разночтения запаха к минимуму. Хорошо выстроенный и сбалансированный аромат должен пахнуть в большинстве ситуаций практически одинаково. А вот это «подстраивание» аромата под конкретного человека звучит как не очень логичная маркетологическая байка, призванная замазать огрехи в работе парфюмера.

Анна:

Тут момент тонкий. С одной стороны, конечно, есть вариабельность звучания на разных людях. Да и как ей не быть, если у одного индивида кожа сухая и холодная, у другого - горячая, и так далее. Понятно, что если мы наносим на кожу смесь веществ с разной температурой кипения, то от того, какова температура кожи (и окружающей среды!!!), будет зависеть динамика испарения этой самой смеси. Например, если смешать спирт и ацетон и выплеснуть на горячую плиту - пахнуть будет все вместе: и спирт, и ацетон. Если эту же смесь вылить на холодный стол - сначала мы почувствуем преимущественно запах ацетона, потом - спирта и ацетона вместе, потом - преимущественно спирта. Аналогично происходит с кожей и духами.
И это подталкивает нас к тому, чтобы, по возможности, уйти от мифологии и сочинительства. Все эти «цветы на мне не звучат» и так далее имеют, по большому счету, ту же самую физическую причину. Плюс смешение с собственным запахом тела, когда он ярко выражен.
Тем не менее, несмотря на вариабельность звучания, всегда можно понять, какой это аромат. Проводя аналогию, человека можно одеть в шубу, можно в плавки, можно в платье. Что-то подходит этому человеку и конкретной ситуации лучше, что-то хуже, но нельзя сказать про товарища в плавках – «О, это же совсем другой человек!». Да тот же! И не надо создавать мифов там, где есть логика.

Миф №13

Натуральные ароматы обладают сложным богатым звучанием, а синтетические – это как краткое изложение «Евгения Онегина» на двух листах.

Матвей:

У натуральных и у синтетических компонентов своя роль и своя функция. Как правило синтетика создаёт крепкий скелет аромата и наделяет его столь любимыми многими свойствами типа стойкости и шлейфовости. Натуральные компоненты придают аромату глубину, объём и насыщенность деталями.

Натуральные эфирные масла сами по себе как бы природные духи, самостоятельные композиции со своим характером, историей, развитием и драматургией. Сочетать множество натуральных ингредиентов сложно, потому что эти истории начинают наслаиваться и это приводит к некоторой невнятности и сумбуру. Вспомните десять своих самых любимых песен. А теперь представьте, что все десять играют одновременно. Получится ли в результате музыка, которая в 10 раз прекраснее? Нет, получится шум и какофония.

Анна:

Некоторые синтетические ароматы действительно созданы в эстетике минимализма – взять хоть аромат из одной молекулы. Современное быстрое, клиповое сознание диктует свои условия тем, кто создает ароматы и продает их. Натуральная парфюмерия изначально относится к нишевой, у нее другая целевая аудитория, и есть возможность делать более медленные, подробные истории. Конечно, натуральные материалы сами по себе имеют совершенно иную эстетику и сложное звучание, соответственно, и композиции из них развиваются медленно, и звучат довольно необычно.

Но сводить всю «не-только-натуральную» парфюмерию к духам из одной молекулы – огромная ошибка. Во всех сферах есть минималисты и любители объемных, сложных произведений. Это в первую очередь зависит от замысла автора композиции, а не от материала.

Когда-то у меня уже был опыт использования твердых духов, привезенных из самой Франции. Но состав тех духов был полностью синтетическим, хотя аромат - довольно интересным. А мне же давно хотелось попробовать натуральные духи! Однако нишевая натуральная парфюмерия стоит довольно дорого, а вот твердые духи от крымской "Мануфактуры Дом Природы" - совсем недорогое приобретение, купила их с удовольствием, ведь они состоят только из природных компонентов .

Прочувствовано на себе: чем дольше пользуешься натуральной косметикой и парфюмерией, тем более резкими и отталкивающими начинают казаться синтетические парфюмы (хотя не все, не все... ). А дело все в том, что эфирные масла гораздо сложнее по своей формуле и тоньше воспринимаются обонянием. Это все равно что привыкшему к классической музыке человеку включить рок))

Возможно, моя позиция временна, но пока я ощущаю именно так

Из имеющегося ассортимента твердых духов этого производителя (а их в целом 9 видов) я послушала каждый из ароматов и более всего мне приглянулись именно "Флер Д"Оранж".

"Ваниль" и "Жасмин" тоже понравились мне, они весьма женственные, но это, скорее, моно-ароматы, т.е. ароматы с одной нотой, а "Флер Д"Оранж" сочетает в себе несколько главенствующих нот, создающих сложную мелодию парфюма.


Описание производителя:

Этот теплый, светлый, слегка терпкий запах, созданный на основе яркого, притягательно-бархатистого аромата нероли – как будто улыбка самого солнца.

Место покупки : оффлайн-магазин крымской косметики, г. Судак. Духи можно купить и в интернет-магазине на сайте производителя .

Цена : я покупала за 180 рублей. В ИМ - 220 рублей.

Упаковка : алюминиевая баночка, помещенная в картонную коробку. Вес: 10г.


Состав .

И тут информация разнится: на сайте один набор ингредиентов, на баночке - другой. По всей видимости, состав изменили.

Состав с сайта:

масло персиковых косточек, жожоба, пчелиный воск, канделильский воск, воск лайма, эфирные масла нероли, мандарина, жасмина, кедра, сандала, абсолют нероли.

Состав на баночке:


Как видим, в новом рецепте мандарин заменили апельсином, убрали кедр, жасмин и сандал, придающие, с одной стороны, бОльшую стойкость, но вместе с тем и утяжеляющие аромат.

Текстура . Твердые духи - они и есть твердые. Однако при соприкосновении с кожей плавятся, или, выражаясь образно, тают.


Наносятся легко и просто - пальцем. Несмотря на то, что основа духов - масляная, они не делают кожу жирной (ну если не намазывать их как масло на бутерброд), не забивают поры, не вызывают раздражения (при условии, что у вас нет аллергии на компоненты).

Наносить предпочтительно на локтевые сгибы, запястье, ямочку над ключицей, за ушками. Можно нанести и на другие зоны, если желаете пахнуть поярче.

Аромат , на мой взгляд, волшебный - радостный, позитивный, чувственный, теплый, женственный . Скорее цветочный, чем цитрусовый, хотя легкая доля кислинки немного ощущается. Странно, что в составе на баночке не указан жасмин - мне кажется, что он есть.

Мне нравится запах нероли, в честь которого и назван аромат (ведь эфирное масло нероли добывают из цветков апельсина, что по-французски - "Флер Д"Оранж"). Однако в одиночку он звучит тяжеловато, а вот в сочетании с другими, более легкими маслами (как здесь - апельсин) - самое то!

Выраженность , яркость духов несильная (хотя все зависит от степени щедрости, с которой наносятся духи), окружающие чувствуют их лишь на близком расстоянии. Не ждите от них шлейфа в полкилометра (и вообще - шлейфа не ждите))). Эти духи - скорее, для интимного расстояния и для себя любимой.

Стойкость духов средняя. Я чувствую их на протяжении примерно часов 4.

Вообще натуральные духи редко пахнут сильно и долго . Всё зависит от того, какие эфирные масла включены в состав: если это лёгкие, летучие масла (например, цитрусовые), то их аромат исчезает довольно быстро; тяжёлые эфирные масла (сандал, жасмин) держатся дольше.

Кроме того, в натуральных духах, как правило, нет фиксаторов, которые удерживают аромат на протяжении длительного времени.

Духи очень нежные , и оттого их можно использовать в любое время года - даже летом они не будут давить ни на ваш, ни на посторонний нос. А зимой будут согревать теплотой летнего солнца.

Аромат можно носить в любое время суток - утром он деликатно разбудит вас свежестью цитруса, вечером - создаст уютную и интимную атмосферу пленительным запахом нероли...

Эти духи подойдут любой, кто ощущает себя настоящей Женщиной, независимо от возраста, кто чувствует в себе потенциал теплоты, загадочности и любви.

Вот как-то так...

А в заключение приведу слова одной известной женщины:

Духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина

© Коко Шанель

Так вот, эти духи - как раз такие!

Возможно, вам нужны именно они

Попользовавшись примерно с месяц, я нашла духам еще одно применение - использую его в качестве дезодоранта : на чистые сухие подмышки масляные духи ложатся превосходно! Одежду не пачкают, запах пота в стандартных ситуациях не появляется (хотя на потоотделении это никак не сказывается). При физической нагрузке, конечно, духи вряд ли справятся, но все же отчасти перебьют дурной запах.

Мне кажется, производителю стОит задуматься о выпуске духов в стике, чтобы было удобнее использовать их в этом качестве.


Мы привыкли негативно относиться к химии, будь это консервант в дневном креме или усилитель вкуса в свежем йогурте. Поэтому неудивительно, что и синтетические компоненты в ароматах вызывают у нас недоверие. Парфюмерный эксперт Оксана Зайцева объясняет, почему «синтетика» в парфюмерии - добро, а не зло.


Парфюмерный скандал

Вторая половина XIX века - время, когда открытия в области физики, математики, механики привели к созданию первых подводных лодок, механических пианино, кассовых аппаратов, а в области химии - к новым технологиям в нефтяной промышленности. Успехи в этой отрасли позволили парфюмерам получить в свою палитру то, что полностью перевернуло их искусство. В 1868 году был синтезирован кумарин - бесцветный, растворимый в спирте кристалл с запахом свежескошенного сена, который дал начало использованию синтетических компонентов. Благодаря кумарину дом Houbigan в это время создал знаменитые Fougere Royale. Вскоре мир потряс еще один «синтетический» шедевр - великие и стойкие Jicky от Guerlain на основе синтезированного ванилина, кумарина и гелиотропина (кристалла с запахом ванили и корицы). Это был шок для тех, кто привык к нежному звучанию духов. Несмотря на то что этот эксперимент Эмме Герлен оказался удачным, парфюмеры относились к «синтетике» с опаской и все равно предпочитали натуральные эфирные масла. Одни обвиняли синтезированные ноты в грубости, другие честно признавались, что пока не готовы к работе с ними из-за страха новизны. Развернулась дискуссия о том, что они якобы делают парфюмерные композиции более стандартными и менее выразительными. Но именно с момента создания первых искусственных компонентов парфюмерия перестает быть просто искусством, она переходит в рамки науки и научных исследований. По словам Зола Эндж, сотрудника парфюмерного хранилища Osmothèque во Франции, вплоть до 1950–1960-х годов парфюмерные формулы состояли на 80 % из натуральных компонентов и на 20 % - из искусственных. Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Новые возможности современной парфюмерии

Почему вообще появилась необходимость в получении синтетических душистых веществ? Парфюмеры всего мира хотели бы иметь в своих коллекциях эфирные масла пиона, фрезии, ландыша, сирени. Но эти растения не отдают своего драгоценного масла. Ни один из существующих способов извлечения ароматических веществ из натурального сырья - анфлераж, перегонка с водяным паром, прямой отжим (например, из кожуры цитрусовых), экстракция растворителями - не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат этих растений. Например, выход экстракции эфирного масла ландыша ничтожно мал - всего 0,06 %, но даже полученная субстанция по запаху далека от оригинала - при извлечении пахучего вещества происходит трансформация аромата. Только синтетика позволяет создать духи с запахом этого и многих других цветов, а также фруктов и даже овощей. Например, ревень точно так же сопротивляется экстрагированию, как ландыш, но парфюмеры все равно используют его в своих творениях - во многом благодаря «синтетике». Вот так парфюмер Hermès Кристин Нажель описала ревень, которому был посвящен аромат Eau de Rhubarbe Ecarlate: «Основой моего ревеня стал аромат цветов лантана. Он похож на запах маракуйи, который перекликается с ревенем. Цветы лантана легко поддаются экстрагированию. Его натуральные аромамолекулы я обрамила синтетическими нотами».

Синтетические душистые вещества также позволяют создавать ноты, которых в природном сырье не существует вовсе, - зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), а также акватические и соленые, особенно популярных сегодня у парфюмеров. Например, иногда в описании аромата вы можете увидеть ноты шампанского, водки, рома. Конечно, в природе их не существует, но есть натуральные ингредиенты, которые помогают их воссоздать. В данном случае - коньячный жмых.

Почему важны синтетические компоненты

Причина 1. Защита природы

Синтетические ноты также призваны заменить те натуральные ингредиенты, добыча которых запрещена или ограничена международными организациями. Например, компоненты животного происхождения - мускус и амбра. В 1891 году французским ученым Альбертом Бауром была синтезирована новая группа душистых веществ с запахом мускуса, так называемых нитромускусов. Они быстро вошли в производство и вскоре полностью заменили натуральные.

Причина 2. Возможность экспериментов

Еще одна причина, почему так важны синтетические ноты, - возможность экспериментов с ними. «Синтетика» часто дает неожиданные результаты, особенно в необычном количестве. Существует легенда, что именно из-за передозировки Эрнестом Бо альдегида с запахом занесенного с мороза чистого белья мы получили мировой шедевр - духи Chanel №5. Не менее интересна легенда создания другого ароамата – Poison от Christian Dior. Он отличается высоким содержанием дамасконов - веществ, которые являются компонентом эфирного масла розы, - и обладают сладким фруктовым, цветочно-винным запахом сухофруктов, с выраженными оттенками смородины, меда и табака. По слухам, в составе аромата экстремальное количество дамасконов оказалось по вине ассистента парфюмера Флешье, Натали. Парфюмер компании Givaudan Жан Гишар признался, что она отправила президенту Parfums Christian Dior Морис Роже не тот образец. Но каково было изумление работников Givaudan, когда они, не знающие, как объяснить ошибку в поставке, получили прекрасный отзыв Роже: «Это фантастика!». Выяснилось, что ассистентка ввела в формулу разрабатываемых духов раствор дамаскона не в концентрации всего 1 % (99% спирта и 1 % душистого вещества), а чистый 100%-ный!

Причина 3. Синтетические компоненты стабильны

Синтетические компоненты обладают одним существенным преимуществом перед натуральными - растворы искусственных душистых веществ всегда одинаковы по составу, чего нельзя сказать о вытяжках из цветочных помад, конкретов и т. д. Синтетические же ингредиенты чистые, без примесей, более стабильно ведут себя при производстве, не вступают в ненужные реакции с другими компонентами парфюма, что позволяет контролировать качество производимых композиций. А это очень важно при выпуске одного и того же наименования духов на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.

Причина 4. Синтетические компоненты выгодны

Кроме того, синтетические ингредиенты более выгодны производителям. Один килограмм эфирного масла розы стоит порядка 5000–10 000 евро, а грасской розы Сентифолия - до 30 000. Синтетический аналог обойдется производителям в районе 10–15 евро за килограмм! Хотя есть и синтетические компоненты, которые по цене своей превосходят природные аналоги.
Однако как бы ни было развито сегодня производство, до сих пор ученые не нашли верного способа воссоздать запахи эфирных масел пачули, ветивера, кедра и мн. др. И вряд ли когда-нибудь будет возможно (и нужно) полностью заменить натуральные душистые вещества искусственными. Но без них парфюмерия и ее любители очень многое бы потеряли.


1. Аромат Vertine, FriedModin; 2. Аромат Black Phantom, Kilian; 3. Аромат Rhubarbe Ecarlate, Hermès; 4. Аромат Poison, Christian Dior; 5. Аромат Tentation, Eisenberg Paris; 6. Аромат Escentric 04, Escentric Molecules; 7. Аромат Qom Chilom, Stéphane Humbert Lucas 777.


Уже несколько лет я создаю натуральные ароматы. Это очень увлекательно и интересно! Парфюмерия - именно та сфера деятельности, где можно выразить себя в полной мере.
Кратко о том, почему я люблю НАТУРАЛЬНЫЕ духи: Они индивидуальны. На коже они живут своей жизнью, рассказывают вам свою историю, они никогда не надоедают, т.к. звучат совершенно по-разному, меняя аромат в зависимости от погоды, температуры, вашей одежды и даже вашего настроения! Так же, если верно подобраны духи, они поднимают настроение, положительно воздействуют на психику - сосредотачивают, успокаивают или бодрят.


1. "Сны в Полнолуние" - это аромат, посвященный снам, волшебным и красивым, которые путаются с реальностью и снятся в полнолуние. Здесь есть ночные цветы, нежные облака и далёкие звёзды. Вдохновением на создание аромата послужили первые тёплые ночи, именно в такие ночи снятся невероятные сны...


Я представила этот аромат, и сразу же - ночью, записала его составляющие в свою старую, потрёпанную книгу с рецептами и формулами духов. (фото 1)



Примерные ингредиенты (их было 18) - (верхняя нота- нероли, мимоза, смородина, зелёный мандарин, петитгрейн), (нота сердца - магнолия, тубероза, франжипани, роза, два вида лаванды, фиалка, ягодные экстракты, ваниль) и (базовая нота- ирис, ладан, бензоин, элеми и табак). На тинктурах (настойках) розы, смородины и корня ириса.


2. Днём я решила приступить к воплощению аромата в жизнь, начав с приготовления рабочего места - достала пипетки, блоттеры, и пахучие вещества- абсолюты, эфирные масла и резиноиды. :) (фото 2)



Ах, да, и конечно тинктуры, которые перед применением профильтровала (чтобы были прозрачные, для этого можно использовать кофейные фильтры). (фото 3)



3. Составление аромата начала с пробы составляющих верхней ноты. (вообще-то составление парфюмерии нужно начинать с базовых нот, но поскольку это - лёгкий, невесомый аромат, я уделила большее внимание первой ноте. Возможно, это не правильно, однако, у каждого парфюмера свои особенности в работе, свои секреты, своя "фишка" :)) Капая по капле каждого масла на отдельный блоттер, а затем вдыхая их аромат, я выясняла - какого масла нужно больше, какого меньше, а может что-то здесь вообще лишнее. В ходе пробы выяснилось, что верхней ноте явно не хватает той сладости и яркости, которая присуща обыкновенному апельсину и еще не хватает бодрящей прохлады бергамота (кстати, одно из моих самых любимых масел). (фото 4)



Откорректированную формулу верхней ноты духов я снова записала, только теперь с точными пропорциями.


Итак, ингредиенты первой ноты:


Смородина
Нероли
Зелёный мандарин
Мимоза
Петитгрейн
Бергамот
Апельсин


4.Теперь наша самая любимая нота - сердечная. Именно здесь цветёт красавица роза и переливается великолепный жасмин. Вот только нос мой "принюхался", и уже не так ясно слышит запахи. На такой случай на моём рабочем столе всегда стоит забавный барашек с зёрнами кофе, которое "ободрит" моё обоняние:) (фото 5) Можно ещё отойти попить чай, чтобы другим взглядом увидеть свой шедевр:)



Ноту сердца я подобрала, как и головную ноту, но при этом комбинируя их между собой. Уже чувствуется - аромат выходит замечательный, в точности передающий идею.


Итак, составляющие второй ноты:


Магнолия
Тубероза
Роза
Ягоды
Франжипани
Лаванда
Ваниль
Фиалка


В составе сердца я ничего не меняла, только подобрала пропорции (фото 7)



5. Последняя нота - базовая. Мы слушаем получившийся аромат, и думаем, чем его дополнить. (Эй, где мой спасительный барашек с кофе?:))


В первую очередь ирис, да, обязательно. Он создаст пудровость, добавит мягкости. Я буду использовать со2. Из экстрактов со2 здесь будет ещё мускатный орех - мягкий, шероховатый и тёплый. Снова определяю пропорции и ингредиенты, дополняющие, "округляющие" идею.


Состав базовой ноты:


Ирис
Ладан
Кедр (атласс)
Бензоин
Элеми
Мускатный орех
Табак



6. Формула духов готова - аромат воплощён... Почти. (фото 8) Теперь я сделаю 1 мл концентрированного запаха, и разведу его фильтрованными тинктурами розы, листочков смородины и ириса, до концентрации 20 %, т.е. до 5 мл, оставив созревать на месяц, а через месяц, когда аромат будет окончательно готов (возможно, я чем-то ещё его дополню, часто бывает, что к концу созревания не хватает какого-нибудь особого акцента, и т.д.) , он отправится на "суд" строгих "судей". И только после этого воссоздастся в большем количестве и попадёт на , со своей историей.

Все мы на подсознательном уровне понимаем, что натуральный парфюм, лучше, синтетического. Однако не все могут с уверенностью сказать почему.

Мы знаем ответ и с удовольствием расскажем вам, а заодно научим, как отличить натуральные духи от подделки химического производства.

Изначально все ароматы имели природное происхождение. Их добывали из различных растений, не вмешиваясь в структуру того или иного компонента.

А вот современные парфюмы в большинстве своем состоят из синтетических веществ, получаемых путем химической переработки нефти и различных смол.

Вот прямо сейчас возьмите и прочитайте состав ваших любимых духов. Там наверняка будет что-то типа цитронелола, 3,7-диметил-6-октен-1 –ола, 1,3-диенил метанала и т.п.

Печально, но большинство использующих парфюм пахнут не цветами и фруктами, а различными альдегидами, бензолами и прочими достижениями химической промышленности.

И хотя не искушенному человеку сложно сходу унюхать разницу между натуральным и синтетическим ароматом, но со временем он непременно ее почувствует.

Начнем с того, что натуральные ароматы многогранны.

Тот же запах розы имеет около 400 различных оттенков, в то время как синтетический аналог – не более 40.

Таким образом, натуральный парфюм всегда звучит интереснее и богаче.

Более того, природный аромат, даже если он состоит всего лишь из одного компонента, не просто выветривается со временем, а меняется и раскрывается с разных сторон. Такие чудеса химикам пока не под силу.

Воздействие различных ароматных веществ на организм человека является еще одним стимулом разобраться, как отличить духи от подделки. Так, натуральные эфирные масла, попадая на кожу, проникают в наш организм и могут существенно улучшить не только наше физическое, но и психо-эмоциональное состояние.

Синтетические запахи в лучшем случае никак не влияют на нас, а в худшем… Скажем так, в дорогих синтетических духах все компоненты проверяют на негативное воздействие на человека, а вот о дешевых и тем более поддельных парфюмах мы этого сказать не можем.

И даже, если сразу ничего страшного не случиться, кто знает, чем использование такой продукции может аукнуться в долгосрочной перспективе.

Главным же отличием натуральной парфюмерии от синтетической является абсолютная индивидуальность первой и массовая безликость второй. Другими словами, синтетический парфюм пахнет одинаково на любом человеке, в то время как натуральный аромат никогда не зазвучит на ком-то точно так же, как на вас.

Это происходит потому, что природные компоненты взаимодействуют с индивидуальным запахом человека. В результате такого взаимодействия образуется личный, неповторимый и неотделимый от данного человека аромат. Удивительно, не правда ли?!

Как отличить эко парфюм из натуральных масел от его синтетической копии

На первый взгляд кажется, что разницу между синтетическими и натуральными духами может почувствовать только профессиональный парфюмер. Однако вам это тоже под силу.

Во-первых, вы можете ориентироваться по цене. Эфирные аромамасла стоят довольно дорого, поэтому и натуральный парфюм будет существенно дороже синтетического.

Во-вторых, нанесите предлагаемый вам парфюм на кожу в специальных , чтобы аромат быстрее открылся. Попросите то же самое сделать продавца. Если и на вас и на продавце аромат зазвучит одинаково, вам однозначно пытаются продать синтетику.

Если же вы хотите быть абсолютно уверены, что вам предлагают натуральный парфюм, не покупайте готовый аромат в магазине.

Гораздо надежнее

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх