Интеллектуальное развитие ребенка: виды, методы и особенности. Влияние физического развития малыша на его интеллект

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Можно стимулировать организм ребенка при помощи логического ума впервые годы учебы, и это будет большой победой для вашего ребенка, но если не развивать физическое здоровье, то со временем эти преимущества будут уменьшаться. В дальнейшем за счет появления хронических заболеваний, умственное развитие детей будет сильно снижаться.

Ребенок развивается и подрастает. Большую пользу для этого оказывает физическая активность. Поэтому не нужно постоянно заставлять сидеть ребенку за столом и не выполнять никаких движений, а только учить, читать и т.д. И дети не смогут сидеть в спокойном состоянии долго, если перед этим они не набегались, то есть не совершали физической активности. Но очень важно, чтобы ребенок не переусердствовал, ведь он не контролирует своей усталости. Для родителей очень важно вовремя остановить ребенка, сменив вид деятельности.

Есть интересный факт, что, если ребенок может больше хорошо управлять своим телом, то он лучше запоминает теорию, и может долго применять ее на практике.

Для ребенка школьного возраста вполне достаточно зарядки по утрам, подвижных игр, и не очень больших нагрузок вечером. Если даже этот минимум не выполняется, то это не очень, то хорошо отразится на умственном развитии ребенка. Например, ухудшится процесс обмена веществ, это приводит к тому, что ребенок стает не внимательный, не способный мыслить логически.

Хорошее влияние на умственное развитие ребенка оказывают много видов спорта. Наиболее лучшим считается гимнастика. Но есть и другие, например, футбол, баскетбол, плаванье.

У родителей, которые имеют возможности, есть шанс записать ребенка в какую- то секцию по занятию физическими упражнениями, спортом. Там обычно работают профессионалы, и для вашего ребенка подберут индивидуальный вид роботы, график занятий. Это сыграет большую роль, и, придя домой, он сможет сразу сесть за исполнение своих заданий.

Влиянию физических упражнений на умственное развитие детей, необходимо приделять очень много внимания и оно требует много сил и терпения. К примеру, если дитю необходимо что - нибуть выучить, начать лучше с физической разминки или же дать ему поиграть с другими детьми в подвижные игры. Это поможет не только легче выучить стих, а и учится в школе отлично. Также ребенок укрепит здоровье.

Необходимо запомнить, что активный образ жизни хорошо влияет на кровообращение, поэтому элементы, которые так полезны для юного дошкольника, расходятся по всему организму ребенка. По всему организму ребенка находятся рецепторы, от них поступают сигналы в мозг ребенка. Если выполнять достаточное количество упражнений, то ребенок хорошо будет развит, как физически, так и умственно. Чтобы ребенок был развит хорошо, ему необходимо нормально питаться. А получить достаточное количество полезных веществ можно только через систему пищеварения, для которой обязательно нужны не очень великая физическая нагрузка. При этом будет здоровый аппетит, нормальная робота органов пищеварения.
Есть много факторов, которые оказывают положительное влияние физических упражнений на умственное развитие детей. Самое главное для родителей смотреть за этим процессом, и остановить его, если ребенок переусердствует, выяснить, какое количество упражнений подходит для него. И тогда ваш ребенок будет и умен и здоров и физически развит.

Растите здоровые!

Давайте поговорим не просто об умственном развитии малыша, когда посредством игровой деятельности у него развиваются такие качества, как умение писать, читать, и считать, но и о том физическом развитии ребенка, которое непосредственно влияет на умственное развитие. Его так и принято называть – физическое и умственное развитие детей.

Каждый из родителей может воочию понаблюдать, насколько сильна в каждом ребенке тяга к познанию окружающего мира. С первых месяцев жизни он начинает поворачивать голову, следя за движущимися объектами, у него развиваются хватательные движения ручек, ведь малыш хочет попробовать каждый предмет на ощупь и на «зуб», поэтому и тянет каждую вещь в рот. Именно тяга к познанию стимулирует желание ребенка двигаться, переворачиваться, ползать, сидеть и, конечно же, ходить. И уже к году жизни малыш способен самостоятельно передвигаться и дойти или доползти к интересующему его предмету. Изучая что-то новое, малыш развивает свое мышление, а значит, на первом году жизни нужно, в первую очередь, стимулировать физическое развитие ребенка, свободу его движения и ловкость. В этом и проявляется физическое и умственное развитие детей.

Процесс физического и умственного развития детей это процесс последовательный и прогрессирующий. Ведь каждый малыш изначально учится поднимать голову, поэтому, помогая малышу, родители должны выбрать идеальную позу для этого, то есть лежа на животе. Помогая малышу учиться переворачиваться на живот, взрослые, положив ребенка на спину, должны привлекать его внимание, чтобы он повернул голову в вашу сторону. Затем нужно помочь ему расположить ручки и ножки так, чтобы, ребенку было удобно перевернуться. Не менее важно не торопить ребенка ходить. Если родители торопятся поставить ребенка на ножки, наносится вред развитию общей моторики, развитию плечевого пояса, нарушаются ортопедические функции организма. Для нас более важно, чтобы ребенок активно ползал. Это необходимо для развития симметрии мозга. Длительное ползание способствует активному физиологическому и психологическому развитию ребенка, которое в дальнейшем непременно благотворно сказывается на всех функциях организма малыша. И только когда малыш окрепнет – сначала вставать на коленки, а потом – начинать ходить.

Физическое и умственное развитие невозможно без развития мелкой моторики. Начинается оно тогда, когда ребенок научится согласовывать движения рук и глаз. Малыш учится двигать пальцами руки, учится удерживать в руке игрушку и другие предметы, сжимать их и бросать. Развиваясь малыш научится переворачивать страницы книги, держать ложку и кушать ей самостоятельно, видя как это делают взрослые и пытаясь им подражать, а также научится держать трубку телефона, поднося ее к уху, приглаживать волосы рукой. Но сильнее всего мелкая моторика развивается, когда малыш учится рисовать, как пальчиками, так и кисточкой, лепить из пластилина или глины, а также писать. Для и развития моторики очень хорошо играть с малышом в игры, где необходимо хлопать в ладошки, предлагать ребенку ткани с различной фактурой, игры с использованием пальчиков – песенки, сказки, самые простые считалочки. Замечательно для развития моторики рук музыкальные инструменты, палочки, мячики и т.д.

В раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего развития малыша. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы мелкая моторика малыша развивалась полноценно, ведь именно от нее во многом зависит физическое и умственное развитие детей.

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Почему ребенок отстает в развитии?

Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

  • Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
  • Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
  • Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
  • Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

Типы задержки психического развития у детей

В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

  • Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
  • Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
  • Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
  • Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.

Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

  • В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
  • Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
  • Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
  • В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
  • В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» - признак нарушений речи.
  • Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
  • У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение речи в дошкольном возрасте.

Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования.

Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости". Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).



2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Новое исследование ученых из Финляндии предполагает, что активность играет одну из ключевых ролей в умственном развитии ребенка, особенно в начальных классах школы. Исследователи выяснили, что хорошую успеваемость можно связывать с физическим состоянием. Важна хорошая физическая подготовка среди мальчиков.

Експеримент

Исследователи из Университета Восточной Финляндии обнаружили, что для мальчиков, в течение первых 3 лет в школе, навыки чтения и подсчитывания были выше, кто имел хороший уровень физической подготовки и был активен. Под понятием активность ученные имели виду как прогулки пешком, или езду на велосипеде, так и поведение на переменах.

Риски сидячего образа жизни все чаще документируются. Малоподвижный образ жизни в детстве увеличивает риск хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые проблемы в зрелом возрасте.

В 2012 году в клинике Майо сообщили, что 50-70% американцев тратят за целый день 6 и более часов на сидение, а 20-35% людей проводят 4 и больше часов сидя перед телевизором.

Авторы утверждают: уровень физической активности снижается, в то время как от сидячего образа жизни, как просмотр телевизора, ничего хорошего ждать не следует. Предыдущие исследования также предполагали, что низкий уровень физической активности негативно влияет на успеваемость детей в школе.

Другие изучения обнаружили связь между физической культурой и успеваемостью, но авторы говорят — данные ограничены, поскольку нужно больше времени и сил для того, чтобы проанализировать и классифицировать данные разных по уровню активности людей, с совершенно уникальными привычками у каждого.

Физическая активность против пассивности

В своем исследовании, опубликованном в PLoS ONE, авторы пишут, что «нет никаких перспективных исследований, которые бы сравнивали отношения различных типов физической активности (ФА) и сидячего образа жизни с учебными навыками детей».

Они уже изучили разные типы поведения среди первоклассников и попытались связать результаты с успеваемостью детей в арифметике, чтении. Участниками теста стали 186 финских детей, которые принимали участие на протяжении первых трех лет школьного обучения.

Они обнаружили, что высокие уровни физической активности все-таки влияли на арифметические способности детей, и занятие спортом — только улучшало результаты на тестах по математике.

Улучшения в учебных достижениях были наиболее выразительно проявлены среди мальчиков. Те, кто предпочитал бегать и прыгать в свободное от учебы времени достигли лучших результатов, чем мальчики, которые после уроков проводил время сидя. Хорошие результаты в обучении также связывают с умеренным пользованием компьютером.

К подобным выводам ученые не смогли дойти относительно девочек. Возможно, это можно объяснить гендерными различиями, но связь между физической активностью или пассивностью и умственными достижениями не столь заметна среди женского пола.

«Дети должны больше двигаться во время перемен. Они сидят за школьной партой достаточно долго, поэтому активная деятельность никому не помешает, а только поможет. Кроме того, подобный стиль поведения только улучшит личные успехи».

Исследование показало, что существуют значительные различия между мальчиками и девочками в плане влияния роли физической активности. Кроме того, слишком большая физическая активность среди женского пола только ухудшала школьные показатели.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх