Как ребенок дышит в водах. Новорожденный часто дышит — нормально ли это

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные для контроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такое дыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме: удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такой ритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из . Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда вы освоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье:

Для того чтобы разобраться с тем, как дышит ребенок в утробе матери, познакомимся с тем, как обстоит все на самом деле более подробно.

И все-таки, как дышит ребенок в утробе матери и дышит ли он там вообще? Разумеется, дышит, ибо дыхание – это неотъемлемая составляющая любого живого существа. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Может ли ребенок дышать в утробе матери

Иногда говорят, что ребенок, находясь в матке женщины, не дышит, а дышит только женщина, так сказать за двоих. Но так может сказать только тот, кто не знает, что такое, собственно, дыхание. Дыхание – это процесс газообмена в организме, когда в клетки тканей попадает кислород, необходимый для процессов обмена веществ и энергии, а из клеток извлекается углекислый газ, как один из продуктов метаболизма.

Таким образом, дыхание – это не только и не столько, механическое вдыхание и выдыхание воздуха. На всех этапах своего развития плод получает кислород через плаценту, ибо вплоть до рождения кровеносные системы матери и ребенка сообщаются через сосуды пуповины и соединенной с ней плаценты, которая препятствуют смешиванию крови и лимфы матери и плода.

И только, когда ребенок рождается и эта связь прерывается, он делает первый вдох и начинает самостоятельно получать необходимый ему кислород из воздуха. Таким образом, на вопрос: дышит ли ребенок в утробе матери, существует однозначный ответ: да, дышит.

Где-то со второго триместра беременности регистрируются некие дыхательные движения плода, но, естественно, ни о каком внешнем дыхании при помощи легких речи быть не может. Поскольку развивающийся ребенок находится в околоплодной жидкости, и его ротовая щель плотно закрыта, а легкие, даже уже вполне сформировавшиеся не могут осуществлять в таких условиях своих прямых физиологических функций.

Как происходит дыхание ребенка в утробе матери

Итак, дыхание ребенка в утробе матери осуществляется посредством уникального внутриматочного образования – плаценты. Именно через нее происходит обмен веществ и газообмен, который и составляет суть процесса дыхания. Ткани плода обогащаются кислородом, а в обратном направлении поступает углекислый газ. Поэтому беременность – это большая нагрузка на организм женщины. Ей приходится обеспечивать организм растущего и развивающегося в ее утробе ребенка питательными веществами и кислородом, и выводить из организма плода продукты метаболизма и углекислый газ, как результат клеточного дыхания.

Теперь уже имеется полное и правильное представление о том, как дышит ребенок в утробе матери. Его дыхание обеспечивается за счет газообмена в клетках и тканях, где поступающий через плаценту от материнского организма кислород включается в пластический и энергетический обмен. Углекислый же газ через плаценту попадает в кровь матери и по легочным венам попадает в легкие, где в альвеолах происходит газообмен с окружающим атмосферным воздухом.

Легочная ткань полностью созревает приблизительно к тридцать четвертой неделе беременности. Поэтому у глубоко недоношенных детей возникают проблемы с дыханием из-за невозможности полноценного раскрытия легких. Сегодня вещество, способствующее полному раскрытию легких новорожденного, уже могут синтезировать искусственно, и это помогает сохранить жизнь детям, родившимся намного раньше срока.

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения ребенка по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12–16 °C.

Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. Когда ребенок продвигается по родовому каналу, его грудная клетка сдавливается, а фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. В грудной клетке создается отрицательное давление, и атмосферный воздух засасывается в нее.

Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Обычно, если все в порядке, первый вдох новорожденный делает спустя 30–90 секунд после рождения. Во время первого выдоха ребенок кричит . Следующие за криком дыхательные движения еще неравномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной .

Частота дыхания доношенных новорожденных в 1-ю неделю жизни колеблется от 30 до 50 в минуту.

Недоношенные дети дышат более часто и неравномерно. Между вдохом и выдохом у них нередко возникают паузы различной продолжительности. Частота дыхания колеблется от 36 до 82 в минуту. Чем меньше масса тела ребенка, тем чаще он дышит. Иногда у малыша возникают судорожные дыхательные движения – ему бывает трудно вздохнуть. Если у доношенного малыша после рефлекторных движений частота дыхания возрастает, то у его недоношенного сверстника оно через 5–6 секунд может на время остановиться или резко замедлиться. Он будет нормально реагировать на мышечную нагрузку (учащением дыхания) только через 1,5 месяца после рождения.

Из болезней легких в периоде новорожденности выделяют пневмопатии, пневмонии и пороки развития . Каждая из этих болезней может привести к развитию тяжелейшего патологического состояния новорожденного – синдрома дыхательных расстройств . Он может возникать сразу после рождения или несколько часов спустя. Если ребенок перенес синдром дыхательных расстройств, он должен находиться под особым наблюдением участкового педиатра, так как этот недуг нередко дает тяжелые осложнения.

У новорожденных часто отмечается нарушение ритма дыхания, оно может быть неровным, поверхностным, ускоренным или замедленным, может происходить остановка дыхания ().

Под апноэтическим промежутком, или апноэтическим эпизодом, врачи понимают затянувшуюся паузу в дыхании, сопровождающуюся в наиболее тяжелых случаях падением сердечной деятельности и часто цианозом (синюшностью кожи, губ, ногтей, вызванной недостатком кислорода в крови). Во время апноэтического эпизода подавляется дыхательный рефлекс. В легких случаях дыхательная пауза кратковременна (от 10 до 15 секунд), и ребенок автоматически начинает дышать снова. При более тяжелых ситуациях, если дыхания нет более 20 секунд (или даже менее у недоношенных), у ребенка в крови накапливается углекислый газ, а поступление кислорода отсутствует, что приводит к возобновлению дыхания. С другой стороны, ребенок может потерять сознание. Остановка дыхания (апноэ) чаще всго происходит во время сна. На самом деле короткие апноэтические паузы являются нормальными для определенной фазы сна у новорожденных как у доношенных, так и у недоношенных. Однако большинство эпизодов апноэ во время нормального сна короткие, и дыхание вновь автоматически восстанавливается.

Апноэ отличается от периодического дыхания, которое развивается по разным причинам. Периодическое дыхание характеризуется глубокими дыхательными движениями в течение 10-15 секунд и паузой в 5-10 секунд, а затем опять неровным глубоким дыханием и вновь паузой. Паузы при периодическом дыхании короче, чем при апноэ. Периодическое дыхание наиболее часто связано с пробуждением ребенка; при этом могут происходить сосательные движения, быстрые движения глаз. Частота сердечных сокращений у ребенка не уменьшается. Периодическое дыхание встречается реже, чем апноэ, и гораздо менее опасно.

При сильной недоношенности (до 30 недель) вероятность эпизодов апноэ очень велика. Любые процедуры или состояния, вызывающие нарушение проходимости дыхательных путей младенца, могут явиться причиной апноэ.

Апноэ иногда является следствием легочных заболеваний. Наиболее часто апноэ впервые появляется на первый или второй день жизни недоношенного младенца и наблюдается до достижения им возраста доношенного ребенка. К этому сроку у нормальных недоношенных (при отсутствии других заболеваний) случаи апноэ обычно прекращаются.

Лечение апноэ зависит от возраста больного ребенка, длительности существования и продолжительности приступа апноэ и его причины, если она известна.

Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, - основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...

Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.

Первый - это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух - углекислый газ.

Второй - собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой - обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания. Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи. Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом. Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, - ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,находящихсянаискусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточногрозное осложнениепростудных и особенно вирусных заболеваний - ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключаетсяв поддержаниипостоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкийпросвет приотносительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом. До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом. Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы - мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов. Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста. Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23-24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста. Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов. Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек. Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается - повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа. Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН). Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний. С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается наорганизменоворожденного.Вдыхание даженичтожных концентрацийтабачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующимринитам,трахеитам и бронхитам. Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуетсяпотенциал,заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка - хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста - 25-30, то у новорожденных - 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно - при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти. Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой. Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Появление на свет ребенка является самым главным событием в жизни каждой семьи. А также первый плач новорожденного, его первый вздох заставляют почувствовать нескончаемую радость у мамы, выливающуюся слезами счастья, когда она видит своего малыша. И не зря многие родители обеспокоены тем, как же развивается их малыш в утробе и, в частности, интересуются, как же ребенок дышит в утробе матери, при том факте, что он находится в воде.

Как дышит ребенок в утробе матери

За все время, начиная от оплодотворенной яйцеклетки, и до наступления родов развивающийся организм получает непрерывную подачу кислорода, но это происходит весьма интересным и непривычным способом. Первоначально, оплодотворенная яйцеклетка подпитывается субстанцией, которая представляет собой яйцо без скорлупы и называется желточным мешком. Именно он доставляет к зарождающейся жизни все необходимые вещества, а так же представляет собой надежную защиту для развивающегося плода.
При достижении срока в четырнадцать недель у плода появляется новый орган, который в дальнейшем будет обеспечивать его жизнедеятельность на протяжении всей беременности — это плацента, иначе ее еще называют «детское место». А осуществляется это следующим способом: кровь, обогатившись кислородом, попадает из плаценты (а именно через так называемые ворсины плаценты) в кровеносную систему развивающего малыша по артерии в пуповине.
Получение кислорода через плаценту заканчивается после рождения малютки. Но интересным моментом является тот факт, что после появления на свет артерии в пуповине поддерживают подачу воздуха, пока организм женщины не начинает отторгать плаценту. Именно после этого малыш начинает дышать самостоятельно.

Получение кислорода ребенком через пуповину .

Ребенок может дышать не только через плаценту, но и получать кислород через пуповину. Хочется разобраться, как же дышит ребенок в утробе матери посредством пуповины. Пуповина представляет собой соединенные сосуды, благодаря которым развивающийся плод прикрепляется к организму матери, и образуется она, начиная со второй недели развития плода, и приобретает больший размер в процессе роста эмбриона. Закономерным фактом является то, что размер пуповины при рождении младенца равен длине тела новорожденного. Данный орган обеспечивает поступление необходимых для развития плода веществ, а так же способствует выведению продуктов, следствием чего является обмен веществ.

Необходимость свежего воздуха.

Специалисты медицинских учреждений рекомендуют беременным женщинам находиться чаще на свежем воздухе, на природе, чаще двигаться. Малыш получает кислород с крови матери, именно поэтому периодически у женщины может наблюдаться нехватка воздуха, которая может привести даже к потере сознания.

В последние месяцы беременности лучше всего не выходить гулять одной, чтобы избежать такого недуга.

Женщине, которая собирается стать мамой, необходимо знать еще ряд причин, из-за которых может возникнуть нехватка кислорода, как у самой женщины, так и вызвать гипоксию (нехватку кислорода) у развивающегося плода. Для этого необходимо соблюдать следующие важные правила, во избежание возникновения серьезных проблем и патологий у малыша:

  • запрещено принимать алкоголь;
  • крайне опасно для мамы и плода применение матерью наркотических веществ;
  • если до беременности женщина курила, то от такой привычки стоит отказать на время беременности и в дальнейшем при кормлении;
  • избегать стрессовых ситуаций, находиться в спокойствии и не подвергать стрессам;
  • с осторожностью принимать лекарственные препараты. Перед началом необходимо прочитать инструкцию, разрешено ли оно к приему у беременных женщин. А лучше обратиться к специалисту в медицинское учреждение за консультацией, что лучше принимать.

Так же стоит избегать вредных привычек и стрессов во избежание плацентарной недостаточности и раннего старения плаценты, что возникает из-за воздействия вредных веществ, вследствие отсутствия правильного образа жизни у матери.
Свежий воздух, поездки на природу, пешие прогулки, дыхательная гимнастика, сон в проветриваемом помещении- залог отсутствия проблем как в здоровье мамы, так и на здоровье будущего малыша.

Дыхание ребенка.

По сути, беременная женщина дышит за двоих, то есть за себя и, конечно, за своего малыша. Именно по данной причине, как говорилось выше, женщине может не хватать кислорода, вплоть до того что она начнет избегать закрытых душных помещений. Но даже если женщина близка к обморочному состоянию, ей не стоит испытывать страх за плод, так как благодаря плаценте с малюткой ничего не случится, и он не будет испытывать неудобства. Находясь в животе женщины малыш медленными темпами готовится дышать легкими, даже с учетом того что ротовая щель у плода находится в закрытом состоянии. С наступлением начала второго триместра беременности плод пытается совершать дыхательные движения, вместе с ускорение темпов его развития. На данном этапе малыш набирает вес и рост, и даже способен услышать мамин голос. Вместе с такими достижениями и приобретаются первые навыки и попытки дышать.

А при приближении к концу беременности (общий срок составляет сорок недель) у будущей мамы создается впечатление, что ее ребенок внутри часто икает, но на самом же деле это вовсе не икота у плода, просто он пытается применять дыхательные движения, так сказать осваивает тренировку дыхания. Окончательное формирование легких у плода осуществляется к 34 неделе беременности. Именно на данном сроке вырабатывается важнейший компонент — сурфактант, который отвечает за полное открытие легких при рождении младенца.

В заключение хочется добавить, что зная, как дышит ребенок в утробе матери, можно спокойно наслаждаться своим интересным положением, с осведомленностью того, что стоит делать беременной женщине, а что категорически противопоказано в период вынашивания ребенка, во избежание возникновения проблем у женщины, которые могут оказать плохое влияние на будущего младенца.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх