Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду. Как облегчить адаптацию к детскому саду

Кажется, совсем недавно появился на свет этот крошечный комочек счастья. Мы учились ухаживать за ним, следили за его развитием, радовались первой улыбке, первому слову, первому шагу. И вот, этот малыш уже немного повзрослел, у него есть свои чувства и эмоции, интересы и увлечения. И детский садик не за горами.

Сразу возникает много вопросов. Когда отдавать ребенка в сад? В какой детский сад идти и как его выбрать? Как подготовится к походу в детский сад? Что такое адаптация и как она протекает? Как помочь ребенку быстрее пройти адаптационный период? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

  • С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?

Психологи считают, что оптимальным будет возраст 3,5-4 года.

В этом возрасте ребенок становится самостоятельным, может объясниться, с ним можно договориться

Для общения, развития и социализации (не раньше 3- лет)

— привычки, характер сформированы (не полностью), нужно принять коллективную форму под названием детский сад с его графиком и системой.

— не у всех есть возможность находиться в декрете все это время.

  • В какой садик идти?

Критерии выбора садика.

Почитайте отзывы о садах, пройдитесь по садам, которые вам понравились, поговорите с заведующей, воспитателем, с родителями детей, посещающих данный детский сад. Самое главное, это именно воспитатель, к которому попадет ребенок (а не “элитность” сада). Лучше, чтоб сад находился недалеко от дома или работы.

Становитесь на учет как можно раньше, ведь во многих районах (особенно новых) довольно тяжело попасть в желаемый сад.

  • Когда начинать подготовку к детскому саду?

За несколько месяцев до начала посещения садика.

Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от детского психолога о том, как подготовить ребенка к безболезненному походу в садик.

Как готовить ребенка в походу в детский сад?

  • Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить игрушки и делится игрушками, учите знакомиться (сначала сами спрашивайте как зовут детей и представляйте своего), учите детей играть в совместные игры (покатать мячик, догонять друг друга). Дайте понять ребенку, что общаться и играть с другими детьми весело и интересно.
  • Играйте с ребенком в детский сад. Расскажите, как там интересно, что у каждого ребенка есть свой шкафчик и своя кроватка. Там много интересных игрушек и занятий. Что в садике детки все вместе играют, кушают и спят. А мама с папой идут на работу, а после работы забирают ребенка домой.
  • Играйте с ребенком в игры на подражание.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ваш ребенок ходит на горшок, может сам кушать и одеваться, ему будет легче адаптироваться, он будет чувствовать себя более уверенно. Научите ребенка ходить в туалет не тогда, когда “очень хочется”, а заранее (перед прогулкой, перед сном)
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Одевайте ребенка по погоде, а не держите в тепличных условиях, гуляйте чаще на улице, если дома 20 градусов, ребенок может ходить дома босиком и в трусиках. Хорошо укрепляет иммунитет хождение босиком летом, а также водные процедуры.
  • Готовьте ребенка к тому, что мама может на время отлучится и это неизбежно только по той причине, что он (ребенок) уже большой.
  • Хорошо ввести режим садика дома. Если ребенок просыпается сам за час до того времени как нужно идти в сад, замечательно. Если днем ваш ребенок уже не спит, то нужно научит его это время спокойно лежать в кровати.

В какое время года вести ребенка в детский сад?

Лучше всего приводить ребенка в сад летом (июль—август). А вот, конец осени-зима-ранняя весна не лучшее время для начала садика, так как это время хождения большого числа всевозможных вирусов. В июне выпускные в старших группах. Лучше всего узнать, когда у вашей воспитательницы отпуск и привезти ребенка уже после отпуска в группу к основному воспитателю.

Адаптационный период

Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется.

Существует несколько видов адаптации

Виды адаптации

Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода и больше.

Первое пребывание в саду длится у всех по-разному. Один ребенок будет целый час плакать, а второй полдня играть. Если вы пообещали придти за ребенком через час или до обеда, обязательно выполните свое обещание.

Следует помнить, что в адаптационный период нужно уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка.

Надо:

  • Уменьшить просмотр телевизора
  • Читать книги
  • Играть в спокойные игры
  • Обнимать и целовать ребенка как можно чаще, скажите, что понимаете, что ребенку страшно. Скажите, что любите его, что справитесь вместе.

Не нужно:

  • Ругать за то, что ребенок стал себя хуже вести
  • Посещать шумные мероприятия
  • Ходить в цирк, зоопарк, кофе
  • Плохо говорить о саде
  • Наказывать ребенка садом, забирать домой последним
  • Наказывать за детские капризы
  • Говорить “не бойся”, “не плачь”, “не расстраивайся”. Ребенок уже боится и переживает и такими фразами он услышит только то, что вы его не понимаете и не можете помочь. Также может появится негатив, я боязливый, пугливый, плохой.

Состояние ребенка в период адаптации

Эмоциональное состояние:

  • отрицательные эмоции (депрессия в виде плача, хныканья, испорченного настроения и сидения с безучастным видом в стороне),
  • страх (вызван новой обстановкой, незнакомыми людьми, отсутствием родителей),
  • злость, агрессия и гнев (ребенок так реагирует на происходящие в жизни изменения),
  • социальные контакты (чем более ребенок общительным, тем легче может пройти адаптация),
  • любопытство и жажда знаний (возвращение к познавательной активности означает постепенное завершение адаптации),
  • социальные навыки (ребенок перестает уметь одеваться, мыть руки и говорить спасибо, после все возвращается в норму),
  • речь (может забыть многие слова),
  • двигательная активность (становится либо слишком медлительный либо слишком быстрым),
  • сон (не может уснуть),
  • аппетит (отказ от еды в детском саду).

Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду?

Нужно понимать, что адаптация затрагивает все сферы жизни (сон, аппетит, психологическое и эмоциональное состояние, утомляемость).

Ребенок, который принимает поход в детский сад как необходимость, прошел период адаптации. И даже если он скучает или не любит ходить в садик, это нормально. После адаптации ребенок станет собой, нормализуется сон.

Итак, если ребенок знает и принимает правила поведения в детском саду, имеет определенные навыки самообслуживания, умеет разъясняться, а также ребенку психологически комфортно в саду, можно считать, что ребенок прошел адаптационный период успешно.

Помните, ваш ребенок должен видеть перед собой уверенных, спокойных и любящих его родителей.

Как облегчить адаптацию
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

четкий режим дня;

отсутствие родных рядом;

постоянный контакт со сверстниками;

необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

^ Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

^ Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

^ Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

^ Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

^ Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

^ Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

^ В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

^ В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

^ Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

^ Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

^ Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

^ Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

^ Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

^ Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

^ И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

^ Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

^ Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

^ У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

^ Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Поскольку декретный отпуск мамы ограничен, как только ребенку исполняется три года, а то и раньше, приходит время отправляться в детский сад. Все, и психологи, и доктора и бабушки-дедушки уверяют, что там ему будет очень хорошо, он будет лучше развиваться, появятся друзья, научится общению с другими детьми. Все это, разумеется, верно, и детский сад, действительно, штука хорошая. Вот только первое время малышу придется очень и очень трудно, как, впрочем, и родителям.

Итак, Вы отвели дитятко в детский сад. Время идет, вот уже неделя прошла, другая, но Вас почему-то это не радует, а скорее огорчает. Малыш стал почти неузнаваем. С ним происходит что-то не то. Он словно развивается назад. На лицо регресс, причем в навыках, речи, игре, умениях. И это за столь короткий срок! Истерики по любому поводу. Опять стали мокрыми штанишки. Плохо спит и ничего не ест. И, самое главное, не желает посещать в детский сад. Истерики, просьбы и отговорки. Расстается с плачем, слушать его причитания, о том что его никто больше не любит, обещания быть хорошим, лишь бы его не оставили в садике, без слез невозможно. Хватается за юбку и, умоляет, глядя на Вас полными слез глазами. На него жалуются воспитательницы. Он весь день сидит один, нахохлившись, как воробей, не разговаривая даже с воспитателями, и смотрит на входную дверь. Как только она скрипнет, он мчится туда, как будто за ним кто-то гонится, а увидев, что пришла не мама, вновь садится и ждет. Если в первый день он отвлекался на новые игрушки, то теперь и это не действует.

Вполне возможно в первые дни радость общения с другими детьми, притягательность новизны оказывали на вашего малыша свое действие. Он гордился тем, что уже взрослый и ходит в детский сад, подобно старшим детям. Однако чуть позже, возможно, из-за того, что почувствовал себя среди такого количества детей потерянным или слишком быстро остался, предоставлен сам себе, он смог оценить связанные с поступлением в садик потери (небольшая группа детей, к примеру, во дворе, привычные удобства, прогулки с мамой и пр.). И вот тогда и начала разыгрываться настоящая драма, а ее уже не ждали, ведь все вроде бы было хорошо.

Почему детский сад так не мил? Малыш сам говорил, что ему скучно, хотел играть с другими детьми. Ведь не подменили же ребенка! Нет, не подменили, он ведет себя так, как и должен. Не волнуйтесь, все вышеперечисленное вполне естественно. И скоро пройдет. Ребенок просто приспосабливается к новой обстановке. У него идет адаптация.

Что это такое — адаптация?

Это привыкание или приспособление организма к совершенно новой обстановке. Для малыша детский сад является новым неизвестным еще пространством, с новыми отношениями и окружением.

Адаптация, как правило, протекает сложно и сопровождается массой отрицательных сдвигов в организме ребенка. Причем эти сдвиги происходят сразу на всех уровнях и во всех системах. Если бы Вы знали, что в действительности творится в его душе и организме, когда он впервые отправляется в детский сад, никогда бы туда его не отдали. На самом деле малыш находится в сильнейшем нервно-психическом напряжении, причем постоянно. Он на грани срыва и ощущает стресс в полной мере.

Присмотритесь е нему повнимательней. Он болен или здоров? Ни то и ни другое. Малыш пребывает в особом «третьем состоянии» балансируя между болезнью и здоровьем. Нечто подобное было с Вами во время беременности. Находиться в таком состоянии постоянно нельзя. Поэтому вскоре ваш ребенок или заболеет, в самом деле, или снова станет самим собой. При минимальной выраженности стресса очень скоро вы позабудете обо всех негативных сдвигах беспокоящих Вас сегодня.

Срыв же, как правило, свидетельствует тяжелой или неблагоприятной адаптации.

Стоит уточнить, что провоцирует у ребенка стресс.

В первую очередь — отрыв от матери. Малыш, с первых дней, неразрывно с Вами связан и мама главное, что у него есть и будет. И тут самая прекрасная и любимая мама бросила на его среди ужасной незнакомой обстановки, а вокруг незнакомые ранее дети и никому нет до него дела. Чтобы здесь продержаться, необходимо вести себя иначе, чем дома. Однако этой новой формы поведения он не знает, поэтому страдает и боится сделать что-нибудь не так. Страх поддерживает стресс, замыкая порочный круг, который имеет точное начало — разлука, отрыв от матери, сомнения в ее любви.

Разлука, затем страх, стресс, срыв адаптации и как завершение — болезнь. Все это свойственно ребенку с неблагоприятной или тяжелой адаптацией. При таком типе адаптации, как правило, процесс затягивается, и ребенок приспосабливается к коллективу месяцами. Детей с тяжелой адаптацией, а ее, как правило, прогнозируют еще в детской поликлинике, лучше не отдавать в сад в три года, а чуть позже, если, разумеется, есть такая возможность, по мере совершенствования механизмов адаптации.

Не забывайте и о кризисе трех лет. В это время ребенок ощутил себя личностью и желает, чтобы все это видели. Поэтому он весь на пределе, рьяно отстаивая перед окружающими свою личность, и его психика становится намного ранимее. И вот именно тогда, когда малыш остро нуждается в маме, когда требуется пощадить его и без того ослабленную нервную систему, он получает дополнительную к кризису нагрузку. Вы невольно взваливаете на его плечи груз адаптации к садику, не отдавая себе отчета, что это может его «надорвать». Однако все не так плохо. В детском саду имеется свой уже отработанный алгоритм адаптации. Чаще всего ребенок привыкает к детскому саду по такой схеме:

— для того чтобы малышу было легче познакомиться с другими детьми и воспитателями, мама приводит его на вечернюю и/или дневную прогулку несколько раз. Причем крайне важно, чтобы ребенок увидел, как за детьми приходят родители;

— первую неделю ребенка приводят попозже, часам к девяти, чтобы он не увидел отрицательных эмоций или слез других детей во время расставания с мамой. Лучше всего, чтобы малыш был сыт, поскольку очень часто дети отказываются кушать в обстановке, которая им непривычна;

— всю первую неделю вместе с малышом в группе остается мама, чтобы ему было спокойнее. По окончании утренней прогулки ребенок идет домой;

— вторую неделю ребенок остается в группе столько же времени, но уже без мамы, которая приходит после утренней прогулки. Ребенок кушает в ее присутствии, и они отправляются домой;

— третью/четвертую неделю малыш остается на дневной сон. И его забирают, как только он проснется, постепенно увеличивая время нахождения малыша в садике.



Вот и настало время, когда мама должна расстаться со своим малышом. Не важно, что сначала это расставание будет длиться не больше
часа-двух. Привыкать к детскому саду особенно сложно маме и ребенку, которые никогда раньше не расставались. Но все же, если постараться, то пребывание ребенка в саду станет не проблемой для семьи, а развлечением для малыша и свободным временем для мамы.

Когда разлучаться с малышом

Официально в нашей стране ребенка в детский сад можно устроить, когда ему исполняется два года. Но если очень постараться, можно отдать малыша и раньше. Вот только стоит ли? Мнение педагогов и психологов разделяются, когда речь заходит о возрасте, с которого ребенок должен посещать сад. Тут все индивидуально.

Когда ребенка отдают в сад в двухлетнем возрасте, есть свои положительные моменты. В яслях дети быстрее привыкают к саду, ведь уже в трехлетнем возрасте малыш понимает свое «я» и начинает проявлять характер с новой силой. За год пребывания в яслях дети становятся уверенными в себе, учатся самостоятельно кушать, одеваться, меньше болеют, быстрее привыкают к детскому коллективу.

Но, как правило, двухлетние малыши еще не умеют говорить, и родителям страшно расставаться с детьми, ведь они не расскажут, что делали в саду.

Большинство трехлетних детей уже умеют говорить, им легче объяснить, почему мама оставляет их в саду, их легче чем-то занять, они умеют играть. Но такие дети дольше привыкают к саду.

Так что, дорогие родители, все индивидуально. И как вы будете знать, готов ли ваш ребенок, если не попробуете? В конце концов, если малыш уж никак не сможет ходить в ясли, всегда можно его оттуда забрать и на следующий год отправить в младшую группу.

Адаптация начинается дома

Именно так. Адаптация к детскому саду начинается не с того момента, когда малыш переступает порог детского учреждения, а дома, когда родители заводят разговоры о садике. Именно настроение родителей передается ребенку.

Вы когда-нибудь произносили фразу, когда ваш малыш отказывался слушаться: «Вот отдам тебя в садик, тогда и будешь знать!..» А не стоит такого говорить. Никогда не пугайте детей садиком. Мы думаем, что дети не слушают и не запоминают сказанного, но, поверьте, они все «мотают на ус».

Описывайте детский сад только в положительных тонах. Например, если ваш ребенок заигрался на детской площадке и не хочет идти домой, можете сказать: «Ничего, скоро будешь ходить в садик, там так много детей, с которыми можно дружить, так много игрушек, будешь играть целый день...». Или что-то в этом роде.

Когда настанет тот день, когда надо будет отвести малыша в группу, постарайтесь не нервничать, ведь дети чувствуют настроение родителей. И не в коем случаи не плачьте вместе с ребенком. Тогда его будет еще сложнее успокоить.

О воспитателях положительно и уважительно

Все родители хорошо понимают тот факт, что от воспитателя на 90% зависит то, как привыкнет ребенок к саду. О том, как попасть к хорошим специалистам, надо говорить отдельно. Но, предположим, вам повезло, и о воспитателях вашего крохи отзываются неплохо. Всем родителям важно помнить, что все дети рассказывают в саду о том, что происходит дома, и наоборот.

Не отзывайтесь неуважительно о воспитателях, ни в коем случае не давайте им прозвищ, даже если вас что-то не устраивает в их работе. Но даже если ваш малыш скажет в саду что-то плохое о воспитателях, это не самое страшное. Ребенок уловит отношение родителей к персоналу, и не будет видеть в работниках сада авторитета.

Очень часто бывает так, что родителям не нравится то, как ребенка покормили, одели, не погладили по голове, не выучили алфавит… А вашего малыша может все устаивать. Есть родители, которым очень сложно угодить. Но если ваш ребенок здоров, цел, сыт, счастлив, и хочет идти в сад на следующий день, подумайте, стоит ли критиковать персонал дома. Если же вы очень хотите что-то выяснить с работниками сада, сделайте это так, чтобы малыш не видел.

Используйте ролевые игры

Ролевые игры - хороший друг родителей. Поиграйте с ребенком в детский сад. Рассадите игрушки, дайте им задание, покормите, уложите спать. Если у вашего ребенка есть любимая игрушка, давайте ее малышу с собой в сад. Это хорошо помогает, когда ребенок не хочет рассказывать, как прошел его день в саду. Можно спрашивать куклу, медвежонка или паровозика Томаса, что он делал в садике, с кем играл, что ел на обед. Таким образом, сам того не зная, ребенок сможет рассказать, как прошел его день, а мама сможет увидеть, как ее малыш адаптируется в новом коллективе.

В ролевых играх есть еще один положительный момент. Дайте малышу роль воспитателя, а себе возьмите роль какого-то ребенка. Ваш ребенок будет копировать поведение воспитателей, и вы сможете увидеть, как в саду относятся к детям.

Учите ребенка дружить

Для адаптации к саду важно научить ребенка общаться с другими детьми. Знакомьтесь с другими ребятами. Научите своего малыша меняться игрушками. Если ребенок научится дружить, делиться, играть вместе, то ему станет легче адаптироваться в среде сверстников.

Хорошими помощниками в адаптации ребенка к детскому коллективу могут стать центры раннего развития. Конечно, водить туда ребенка каждый день недешево, но несколько раз в месяц посетить можно. Для малыша это будет очень полезный опыт общения с детьми, взрослыми воспитателями, а, самое главное, мама будет рядом.

Пусть ребенок привыкает постепенно

Никто не знает своего малыша лучше, чем его мама, но все же к мнению воспитателей также важно прислушиваться, ведь все их рекомендации построены на многолетнем опыте работы с детьми. Не оставляйте ребенка слишком долго в первые дни, даже если вам кажется, что он довольно самостоятельный.

Одни мои знакомые отдали свою дочь в сад полуторогодовалом возрасте. В первый день посещения сада ее мама сказала, что хочет оставить девочку на целый день. На все объяснения воспитательницы, что это очень много для первого раза в саду, она отвечала: «Ребенок не будет плакать». Ребенок действительно не плакал. Но вот только через некоторое время родители заметили, что у их дочери начался нервный тик. После осмотра невролог объяснил, что девочка переживала все эмоции в себе, не выплескивала их наружу, как другие дети. Отсюда и проблемы. А надо было просто довериться специалисту и позволить своему ребенку привыкать к саду постепенно.

Откорректируйте режим дня малыша

Очень важным моментом для адаптации ребенка в саду есть режим его дня. Но родители часто упускают из виду такой важный пункт. Постарайтесь организовать день малыша так, чтобы он максимально соответствовал режиму в детском саду. Например, постарайтесь просыпаться не позднее восьми утра, давайте малышу завтрак в промежутке между девятью и десятью утра. Обязательно гуляйте с ребенком не меньше часа. Обед организуйте не позднеечаса дня, и обязательно уложите ребенка спать.

Многие родители очень стараются, чтобы ребенок всегда был чистым, опрятным, вел себя тихо и сидел возле мамы. Если вы дадите своему ребенку набегаться, выкричатся, скакать, прыгать, лазать - проблем с едой и дневным сном не возникнет.

А когда малыш привыкнет спать дома, то и в саду он с удовольствием будет отдыхать в постели.

Это касается и того, когда вы укладываете ребенка спать на ночь. Чем раньше заснет ребенок вечером, тем легче он проснется. А если малыш выспался, его легче одеть утром, он меньше капризничает, и, соответственно, меньше плачет в саду.

Составляйте простое меню

Меню вашего ребенка также имеет большое значение при адаптации к детскому саду. Научите его кушать простую пищу: супы, каши, салаты. Все мы понимаем, что иногда накормить ребенка просто нереально, и заботливые мамы идут на немалые ухищрения, чтобы заинтересовать своего кроху приготовленным блюдом: украшают, выкладывают в форме зверюшек. Но в садике этого делать не будут.

Так что же делать? Во-первых, убрать перекусы. Ребенок не умрет з голоду без печеньки или булочки между завтраком и обедом.

Во-вторых, не заставлять кушать. Чем больше мы запихиваем в ребенка, тем хуже он ест.

А, в-третьих, тот самый простой секрет - дайте ребенку набегаться и наиграться. Это пустяки, что он измажется или даже собьет коленку. Но голодный ребенок «сметает» все, что ему предложат.

И папам надо что-то делать

Некоторые мамы слишком болезненно расстаются с детьми, словно отправляют их не в сад, а в армию, долго их успокаивают, уговаривают. Наши дети умные, и все «секут» - если мама так боится меня оставлять, значит там страшно.

Но есть одна хитрость. Попробуйте отправлять ребенка в сад с папой. С отцами они ведут себя тише, меньше капризничают и не давят на жалость.

Болеют, потому что плохой уход?

Этот пункт касается скорее даже бабушек, чем мам, ведь бабушки очень трепетно относятся к своим внукам. Да, ребенок будет болеть. Но это лишь ответ организма на стресс, который переживает малыш.

Кажется, ну что тут такого - несколько часов в детском саду. Но это большое эмоциональное потрясение, которое переживает малыш. Представьте себе, что вы проснулись, скажем, в Токио, без знания языка, денег и надежды вернуться домой, и вам надо как-то прожить этот день. Разве тут не заболеешь?

Но многие мамы и бабушки уверенны, что дети сидят целыми днями в мокрых штанах на холодном полу, их никто не переодевает, не кормит, не ухаживает за ними, от того и болеют.

Мой ребенок ничего не умеет!

Это уже даже не вопрос адаптации, а страхи почти всех мам. «Мой ребенок еще в памперсе», «Он сам не ест», «Он еще не умеет говорить», «Мой малыш сам не одевается» - только и слышно на детских площадках.

Дорогие мамы, не паникуйте. Поверьте, ваши дети стают самостоятельнее, когда родительской опеки становится меньше. Дети обожают, когда их хвалят. Если воспитательница похвалит одного малыша, который самостоятельно покушал, многие также захотят, что бы и их отметили. Дети способные, и иногда их легче научить другому взрослому, чем родителям.

Все родители с ужасом думают о том, как пройдет адаптация их малыша в их первом детском учреждении. Но если постараться и отнестись к этому процессу спокойно, все пройдет довольно гладко, а родители и дети с удовольствием начнут новый этап в своей жизни.

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как облегчить адаптацию

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  1. четкий режим дня;
  2. отсутствие родных рядом;
  3. постоянный контакт со сверстниками;
  4. необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  5. резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко, а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 - подъем, умывание, одевание; 8:30 - крайнее время для прихода в сад; 8:40 - завтрак, 10:30 - прогулка, 12:00 - возвращение с прогулки, 12:15 - обед, 13:00 - 15:00 - дневной сон, 15:30 - полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации , чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх