Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений. Конспект открытого занятия по экспериментированию на тему: «Сюрприз для Гнома» в старшей группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему:«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель : Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

Социализация (совместная деятельность)

Коммуникация (продуктивный диалог)

Здоровье (физ. мин.)

Познание (ФЦКМ, конструирование)

Труд (уборка своего места)

Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей
Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие.

Для этого нам нужно пройти на ковер.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

В: Итак, начнем наши опыты:

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп : Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Э ксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его

Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

А кто считает по-другому?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Лён - водопроводчик или сантехник;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан - чистую воду, во - второй стакан - газированную.

В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушны е шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп : Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

Подведен ие итогов:

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали
:

Увидели воздух:

С помощью трубочек и ёмкости с водой.

Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух;

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

С помощью бутылочек, баночек.

С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

Первая пара рисует, как можно увидеть воздух;

Вторая пара - как почувствовать воздух?

Третья пара – как услышать воздух?

Четвёртая пара – как воздух переносит запах?

Пятая пара – имеет ли воздух вес?

Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

«Город волшебства»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование:набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся(дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем с вами друг другу настроение. А сделаем мы это вот таким образом. Одна знакомая мне птичка подарила своё перышко, только это перышко не простое, а волшебное. Все к кому оно прикасается становиться добрыми, и говорят друг другу хорошие и добрые слова. Давайте попробуем.

Игра «перышко».

Воспитатель: Ребята, сегодня удивительное утро. Я сегодня у себя на столе нашла вот это письмо. Как вы думаете, стоит нам его открывать?

Письмо: Здравствуйте мои маленькие друзья. Я добрый волшебник Крибли крабли бумс и я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и произнесли следующее заклинание.

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Появляется волшебник.

Волшебник:

Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. А вы знаете, где вы очутились. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник:

Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Волшебник:

Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха). Я знаю, откуда он взялся. Это, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

А теперь ребята, не пора ли нам размяться, я предлагаю вам станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлыйгопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

Волшебник:

Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Волшебник:

Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник:

Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Пришла пора заглянуть в гости к волшебницеВулкании - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к ней с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан.

Вулкания разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

Оказывается чтобы, «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Ребята, скажите,пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось то, пожалуйста, приклейте цветочки, которые вам подарила Фея Цветов веселой мордашке, а если вдруг вам не понравилось, приклейте цветочки грустной. Ребята спасибо вам большое, что вы были у нас в гостях.

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. Ну, а для того, чтобы вам вернуться обратно в ваш детский сад, вам нужно закрыть глаза и повторить за мной следующее заклинание: бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Воспитатель: Ой, ребята, где же вы пропадали, я с ног сбилась, не могла вас найти.

(Ответы детей).

Какое замечательное путешествие, вам оно понравилось?

Расскажите, что вы там видели?

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне рассказали, ну а нам пора заканчивать наше занятие. Давайте скажем до свидания, нашим гостям.

Ирина Олеговна
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.

Развивающие:

Развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

Закреплять умение работать с посудой;

Закреплять умение работать с жидкостью.

Развивать способность анализировать и делать выводы;

Активизировать и обогащать словарь новыми словами;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Оборудование: карточки со стихами-загадками в виде капелек воды, ведёрко, фотографии, иллюстрации на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, стакан с молоком, карточки с условными обозначениями опытов, листы белой бумаги формата А4, кисти, акварельные краски голубого цвета, фартуки, салфетки.

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям, что увидел утром на пороге группы серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? Воспитатель достает из ведёрки по очереди карточки-капельки с загадками:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан И летаю, и бегу, и стекляной быть могу. (Вода)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками-ответами.

Как вы думаете, что общего во всех этих загадках? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Дети. О воде! Значит тема-вода.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

2. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.

Старший лаборант (ребенок) читает детям инструктаж о правилах работы с водой:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Свойство 2: чистая вода прозрачна и не имеет собственной формы

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Свойство 3: вода может менять цвет

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Дети делают выводы: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.

3. Физкультурная минутка «Синяя вода».

Синяя вода,

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

К морю синему,

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели, обхватили плечи руками)

4. Воспитатель: Ребята, у нас на столах лежат бумага, кисти, краска, давайте нарисуем море. Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

Воспитатель: Ребята, какие красивые получились у вас рисунки. Давайте подойдем к нашей доске с подсказками и повторим, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия-экспериментирования в старшей группе «Знакомая незнакомка» (свойства воды) Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему «Знакомая незнакомка» Цель: Знакомство со свойствами воды. Задачи: Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия «Свойства воды» во II младшей группе Конспект занятия на тему: «Свойства воды». II младшая группа Технологии: 1Развивающие 2. Здоровьесберегающие 3. Информационные 4. Коммуникативные.

Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды» Конспект занятия № 1 Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать,.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: “Живая и неживая природа”, рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, вода в кувшине, 2 пустые бутылки.

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 “Как поймать воздух?”

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 “Имеет ли воздух вес?”

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка. “Мыльные пузыри”. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 “Слышим воздух”

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 “УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ”

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).

В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы) .

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод : Воздух не имеет запаха.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №189»

Конспект занятия на тему:

Экспериментирование в старшей группе «Воздух – невидимка»

Выполнила:

Воспитатель 7 группы

Сухорукова Г.А.

Тема занятия: Экспериментирование в старшей группе

«Воздух-невидимка».

Цель : Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-

исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

Предварительная работа :

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

Ход занятия

1 . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом).

Проводится подвижная игра «Пузырь»

Описание игры: Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Варенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку.

Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.

Заканчивается игра так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры

  1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
  2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.
  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Организация проблемной ситуации.

Воспитатель:

Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух )

А хотите узнать, что такое воздух? (Да )

Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Дети считают до 5.

- Лаборатория чудес начинает работу . А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный ).

Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да )

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают )

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

Что внутри пакета? (воздух )

На что похож мешок? (на подушку, шар)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха ).

Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть .) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей )

Давайте проверим?

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки )

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные )

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные )

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 4: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается )

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

Игра с веером.

Сначала дети складывают из бумаги веер самостоятельно.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок )

Как получается ветер? (Движется воздух )

Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).

Наблюдение на прогулке за вертушкой.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей )

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем )

Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей )

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх