Костюм Франции эпохи Возрождения (16 век). Проект "французский народный женский костюм"

Основные черты традиционного французского народного костюма, повсеместно бытовавшего в сельской Франции, сложились в XVII в.

До конца XVIII в. крестьяне шили одежду из домотканого материала:
холста и шерсти разной выработки. Тонкий холст употребляли для
праздничной одежды (рубах, кофт) и белья, грубый - для повседневной
одежды. Верхнюю одежду шили из сукна, часто с добавлением холщевой нитки
или же покупной хлопчатобумажной. В XIX в. постепенно вошли в обиход
ткани фабричного производства. Шили одежду сельские портные за обед,
кров и определенную плату.

Основные части традиционного мужского костюма, бытовавшего в XIX в.: штаны, гетры, рубаха, жилет
и куртка, шейный платок.До середины XIX в. (примерно до 30-х годов)
крестьяне носили штаны до колен; их вместе с чулками, обычно шерстяными,
или гетрами, подвязывали под коленями шерстяными подвязками, голубыми
или красными. Гетры шили часто из того же материала, что и штаны.


В 1830-е годы вошли в обиход длинные узкие штаны. Рубаха имела отложной
воротник, который первоначально затягивали двумя тесемками, так же как и
манжеты; позже воротник и манжеты стали застегивать на пуговицы. Ворот
рубахи был обычно закрыт шейным платком. Носили жилеты, чаще светлые,
закрытые, с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх жилета надевали
куртку или короткую, немного ниже пояса, или удлиненную сзади басками.


В конце XVIII в., вначале на севере страны, а позднее повсеместно вошла
в обиход блуза: широкая рубаха из холстины с прямыми поликами, длиною
до середины бедра, собранная в сборки у ворота и на рукавах. Ее носили
поверх куртки. Блуза первоначально была праздничной одеждой крестьян, из
деревни она перешла в город и после революции 1830 г. стала одеждой
ремесленников и рабочих в противовес буржуа, которые носили пальто.


Блуза оставалась традиционной одеждой крестьян, ее надевали во время
народных церемоний, праздников "братств". В конце XIX и начале XX в.
блуза постепенно стала рабочей одеждой. Дольше всего она сохранялась у
пастухов и в глухих сельских местностях. Поверх блузы зимой и в холодную
погоду пастух накидывал на плечи широкую накидку-плащ из козьей шкуры
или грубой шерсти. Блузу носили, а иногда носят и до сих пор, художники.

Головной убор французского крестьянина в XVIII в. - треуголка, которую
пожилые люди носили и в начале XIX в.; на смену ей пришла круглая шляпа
с широкими полями, зимой фетровая, летом соломенная. Жители побережий
(в частности Нормандии) носили шерстяную шапку (колпак), конец которой,
украшенный помпоном, спускался сзади. По форме этот головной убор похож
на знаменитый фригийский колпак.

Традиционная народная обувь - выдолбленные из дерева башмаки (sabot).
Сабо носили и женщины и мужчины. В некоторых деревнях их носят и сейчас
как рабочую обувь.

Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками,
доходящей до середины голени, просторной кофты с длинными рукавами,
застегивающейся у ворота, свободно спадающей на юбку; на талии кофту
стягивали тесемкой передника, который был короче юбки. На плечи
набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди или же
закладывали под нагрудник передника. Обязательной принадлежностью
праздничного костюма был корсаж. Головной убор крестьянки - чепец; его
носили и в доме и на улице; поверх чепца надевали в случае необходимости
платок или шляпу.

Преобладающими цветами крестьянской одежды до появления тканей
фабричного производства были белый, серый и коричневый. Женская одежда
была более разнообразной по расцветке: корсажи носили коричневые,
голубые, сиреневые, красные, полосатые; юбки белые, серые, красные,
голубые, редко черные; передники белые, серые, красные, голубые, черные.

После Великой французской революции в крестьянском костюме произошли
большие изменения, что было вызвано повышением благосостояния
крестьянства и появлением на рынках товаров фабричного производства
(сукна, шелка).


Появились праздничные костюмы, в которых отразилось влияние городской
моды, и хотя основные элементы костюма были одинаковыми по всей Франции,
формы головных уборов, покрой корсажа, форма передника и расцветка
тканей отличали костюмы одной провинции от другой, и внутри каждой
провинции можно было выделить несколько комплексов одежды. Так,
например, различались по типу одежды такие области, как Бретань , Эльзас, Прованс, баскские области. Отдельными элементами выделялась также одежда жителей Нормандии, Лимузена, Бреса, Оверни и др.


В конце XIX в. почти во всей стране в обиход вошел городской костюм.
Только наиболее устойчивый элемент одежды - головные уборы сохранялись
долгое время неизменными и бытуют еще в настоящее время в некоторых
местностях: в долинах Альп, в глухих районах Центрального массива, в
Руссильоне, в Бретани.


В наше время патриоты-регионалисты, пытаясь возродить старые традиции,
устраивают празднества, на которых проводят конкурсы на лучший костюм;
особенно популярны празднества провансальцев, бретонцев и савойяров.
Отличие костюмов одной провинции от другой сзаключается в отделке
костюмов красочной вы­шивкой, различной, порой причудливой формой
чепцов, разным покроем и украшением корсажа и передника, разнооб­разием
тканей.


В настоящее время традиционный костюм надевают в основном члены
танцевальных коллективов, участники фольклорный федераций,во время
фестивалей, в торжественных случаях, чтобы продемонстрировать
самобытность культуры своего народа.








В современном французском городском костюме общеевропейского типа,
несомненно, чувствуется присущее французам чувство красок, пропорций,
формы, характерное для традиционной одежды. По-видимому не случайно
Франция на протяжении веков была законодательницей моды, так как имеет
богатый источник народного французского костюма.

В каждом регионе на традиционная одеждая очень разнообразна. Об этих особенностях я расскажу в других постах.

На основе текста из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Как и у любого другого народа у фрнацузов есть не только своя уникальная кухня, культура и традиции, есть еще то, что объединяло их всех несмотря на годы междоусобиц и революций, и это ни что иное как французский национальный костюм.

Конечно Франция и мода неразлучны уже ни одно столетие. Если взглянуть на метаморфозу, которые претерпевал внешний облик знати и буржуа, то сразу понятно, что все основные веянья в стиле и манере одеваться пришли именно из Франции. Но это касается только одежды богачей, а ее, как и любую роскошь нельзя назвать национальной. Национальный костюм любого народа – то, что носили крестьяне и обычные горожане в повседневной жизни, та удобная и практичная одежда, которую носили большинство французов, в течение многих веков.

Одежду шили обычно из самых дешевых материалов – холщовых тканей или сукна. Более тонкий материал шел на праздничную одежду, а также нижнее белье, а более грубый – на повседневную, причем бывало и так, что рубаха и штаны крестьянина и вовсе были сшиты из одного и того же материала. Цвета в основном использовались натуральные, ткань очень редко красили, поэтому в основном французская национальная одежда была серых и коричневых оттенков. Более зажиточные крестьяне и горожане, а потом и большинство населения смога позволить себе красить ткани дешевой краской, так в повседневный костюм француза стали входить одежды красных, голубых и желтых цветов. Одежду французов никогда не украшала вышивка или цветной рисунок, однако со временем пришла мода на одежду в полоску, а еще чуть позже появилась популярная до сих пор клетка.

Интересно, что обувь французы носили одинаковую, что мужчины, что женщины. Это были удобные и практичные башмаки, которые были выдолблены из цельного дерева, иначе их называли сабо. Такие башмаки до сих пор носят рабочие на некоторых крестьянских хозяйствах, так как это практичный и удобный вид рабочей обуви.

Мужской национальный костюм претерпевал множество изменений. Поначалу это была рубаха, куртка, штаны по колено и гетры, которые шились из того же материала, что и сами штаны. Ворот рубахи обязательно покрывал шейный платок – наверное поэтому образ настоящего француза невозможно даже сейчас представить без этого аксессуара. Позже рубаха прошла ряд трансформаций – ее рукава и ворот сначала завязывались тесемками, а спустя время их сменили пуговицы, также костюм француза был дополнен плотным жилетом. Городские жители перестали носить короткие брюки, им на смешу пришли узкие длинные штаны. На голове французский крестьянин всегда носил головной убор, но если сначала это была необычной форму треуголка, то потом ей на смену пришли знаменитые французские широкополые шляпы.

Женщины во Франции одевались куда скромнее. Французская крестьянка носила длинную блузу, чьи рукава и ворот по обыкновению завязывались веревочками, а также длинная широкая юрка, доходящая примерно до щиколоток. Юбка обязательно носилась с таким же длинным светлым передником, который был обычно немного короче, чем сама юбка. На плечах крестьянки обычно лежала тонкая шаль или платок, а голова всегда была покрыта. Причем основной головной убор, который француженки носили, не снимая, был чепец. А уже поверх него женщина могла повязать платок, надеть шляпу и так далее. Костюм горожанки практически ничем не отличался от одежды крестьян, разве что ее одежда в основном шилась из более тонких, фабричных материалов, иногда даже использовался шелк.

Культура другой страны всегда представляет огромный интерес для любителей искусства, путешественников, да и простых обывателей, заинтересованных в разных культурах. Национальные костюмы разных народов – обширная тема, которая способны поведать о традиционных чертах жителей того или иного региона.

Мы решили остановиться на французском национальном костюме, выбрав его потому, что французы всегда являлись законодателями мод.

Немного истории

Основные черты французского национального костюма начали формироваться еще в далеком 16 веке. Это были предпосылки гофрированных воротников, укороченных мужских брюк, плащей, кружевных деталей и разнообразных вышивок.

Более четко элементы традиционного костюма Франции сформировались более уже в 17 столетии. В гардероб пришли длинные рубашки, юбки со сборками, чулки, панталоны, декольте и т.п. Одежда изготавливалась из таких материалов, как шерсть и холст разнообразной выработки. Так продолжалось до конца 18 столетия.

В 19 веке уже начинают использовать ткани фабричного производства. Шитьем занимались обычно сельские портные, в основном за обед, жилье или небольшую плату.

После Великой революции во Франции в национальном костюме начали происходить изменения. Связано это было, в первую очередь, с ростом благосостояния, а также с появлением в продаже новых фабричных тканей – сукна и шелка.

Так появились праздничные наряды, конечно же на них влияла городская мода. Формы передника, юбки, головного убора, а также покрой корсажа различались среди провинций. Особенно это было заметно в цветовых элементах. Даже внутри провинции часто различались элементы костюма.

В конце 19 века повсеместно начал появляться городской костюм. Однако, долгое время оставались в обиходе такой элемент, как головной убор, особенно в глухих районах или в районе Альп.

Особенности

Цвета и оттенки

Среди цветовой гаммы для одежды преобладали в основном спокойные сдержанные оттенки. Среди них – серый, коричневый, белый. Такие цвета были характерны как для мужского, так и женского костюма.

Конечно же, женские предметы гардероба были порой более ярких оттенков. Помимо стандартных цветов юбка могла быть голубой, красной, реже черной. Фартуки также были красных или синих оттенков, а также желтого цвета. Корсаж – фиолетовый, бордовый, коричневый или в полоску.

Ткани и крой

В крестьянской одежде более тонкий холст использовался в основном для праздничной одежды, например, юбок или рубах, а также белья. Грубый же холст предназначался для повседневной одежды.

Если говорить о верхней одежде, то ее шили из более плотных и теплых материалов, например, сукна, добавляя в него хлопчатобумажные или холщовые нити.

После революции на смену привычным материалам пришли фабричные ткани, среди которых был и шелк.

Разновидности

Женский

Национальный женский костюм состоял из юбки с многочисленными сборками, широкой кофты с длинными рукавами и застежкой у ворота и платка или косынки, накинутого на плечи. Юбка, как правило, была длинной, приблизительно до середины голени, с ней надевалась кофта, спадающая сверху юбки. Кофту стягивали на талии тесемкой передника, который был немного короче юбки. Платок завязывался на груди или закладывался под нагрудник передника.

Обязательным для костюма был корсаж. Головной убор женщины – чепец, поверх которого надевали еще платок или шляпу. Чепец носили дома и на улице.

Мужской

Традиционный мужской костюм 19 века состоял из следующей одежды: штаны, рубаха, гетры, шейный платок, жилет или куртка.

Примерно до 30-х годов 19 века крестьяне носили короткие штаны до колен, при этом совместно с гетрами или шерстяными чулками, которые подвязывались под коленом подвязкой из шерсти, обычно голубого или красного цвета. Часто гетры были из такого же материала, что и штаны.

Уже после 30-х годов появились длинные узкие штаны. Рубаха уже имела отложной воротник. Манжеты и воротник первоначально затягивались двумя тесемками, а позже из стали застегивать на пуговицы. Дополнительно надевали еще и шейный платок. Совместно с рубахой надевали еще и жилет, светлого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх надевалась куртка, она могла быть короткой или удлиненной.

Рубаха же вошла в повседневный обиход еще в конце 18 века. Она была прямого силуэта, примерно до середины бедра, со сборками на рукавах и ворота. Шилась она из холстины.

Изначально рубаха была праздничной одеждой для крестьян, а после революции 1830 г. Ее начали носить в городе – ремесленники и рабочие. Для крестьян она по-прежнему оставалась традиционным нарядом для праздников и народных гуляний.

В 19 веке и начале 20 века рубаха уже стала рабочей одеждой, но еще сохраняла свои позиции в сельской местности. Зимой же пастухи надевали сверху нее широкий плащ из козьей шкуры или грубой шерсти.

До сих пор порой можно увидеть классическую рубаху на художниках.

Если говорить о головном уборе, то в 18 веке это было треуголка для крестьянина, ее носили вплоть до начала 19 века. Сменила ее круглая широкополая шляпа, соломенная – для лета, фетровая – для холодной погоды.

Мужчины – жители побережий носили шапку-колпак из шерсти, схожий с фригийским колпаком. Такую шапку-колпак украшал свисающий сзади помпон.

Детский

Детские костюмы в то время мало чем отличались от взрослых, все зависело от пола и возраста ребенка.

Для девочек – юбка, возможны были и более короткие варианты, чем для взрослых. Юбка дополнялась фартуком и рубашкой, обязательным был чепчик.

Для мальчиков – укороченные штаны, удлиненная рубаха и жилетка. Совместно со штанами надевали гетры, головной убор был подобен взрослому мужскому.

Аксессуары и обувь

Традиционная обувь – башмаки, вырубленные из дерева. Такая обувь предназначалась как для мужчин, так и для женщин. Ее носили на протяжении долгого времени.

Если говорить об аксессуарах, то постепенно женщины использовали кружевные детали в украшении одежды, а также более изящные силуэты в одежде. Так они пытались подчеркнуть свою женственность.

Ажурные нарукавники от локтя до запястья – еще один из аксессуаров, который присущ для модниц того времени. Различные заколки, которые скрывались под головными уборами изящно смотрелись на представительницах прекрасного пола.

Современные модели

В современном мире зачастую жители пытаются возродить традиции, устраивая разнообразные празднества и воссоздавая какие-либо события, также организовывая конкурсы костюмов.

В основном различия костюмов заключаются в отделке, вышивке, формах головных уборах, порой даже причудливых форм, украшениях корсажа, тканевых и цветовых решениях.

Конечно, в основном традиционный костюм надевается артистами или патриотами на фестивалях. Так, жители демонстрируют самобытность своей местности.

В современных моделях присутствуют более яркие экстравагантные оттенки, новые формы и детали.


Но уже с середины 19 века во Франции перестали носить такие красочные костюмы. Для мужчин мода была носить штаны, гетры, рубашки без рюшек и вышивок, обязательно жилет, шейный платок, треуголку и курточку. Обувь была у крестьян — это деревянные башмаки, их носили все независимо от пола. Городские жители и побогаче носили кожаную обувь. Вы можете увидеть на фото с прошлой статьи о .


Женский костюм -это широкие юбки со складками, кофты, передники, платки. Крестьянки носили обязательно чепец, поверх которого могли надеть платок или шляпу. Как женщина носила платок, то все сразу могли знать-замужем ли она или ищет мужа. Основные цвета одежды это белый, серый, коричневый. Но с появлением фабричной ткани (шёлк, сукно) появилось и фактуры в костюмах.

Естественно, я всё это пишу в самых общих чертах. Французский национальный костюм отличался и от место положения в обществе и от места жительства. В этом видео Вы увидите праздник национального костюма 18 и 19-го века в городе Агд (Agde) провинции Лангедок, который прошёл 25 сентября 2011 года. Эти праздники часто устраивают в провинциях Лангедока патриотами-регионалистами для того, чтобы возродить старые традиции. Тут же устраивают небольшой , где можно купить традиционную одежду, обувь, бижутерию и т.д.

Французский национальный костюм сейчас одевают только на таких праздниках танцевальными коллективами и на больших праздниках города. Но одевают все с удовольствием, кто участвует в таких мероприятиях и взрослые и дети. Сейчас в Агде создан музей с костюмами прошлых веков. Кстати, можно арендовать костюмы от 40 евро в день. Вы можете так же посмотреть этого праздника в моей прошлой статье.

Вот такие необычный праздник можно посмотреть в провинции Лангедок.

.. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 ..

Национальный французский деревенский костюм

Крестьяне в сельской Франции шили свою одежду из шерсти или холста, то есть из домотканого материала. Для белья и праздничной одежды (кофт, рубах) использовали тонкий холст, а для повседневной одежды - грубый. Верхняя одежда шилась из покупной хлопчатобумажной материи и из сукна с добавлением в него холщевых нитей. Основными частями традиционного французского женского костюма были: широкая юбка со складками или сборками, доходившая до середины голени и просторная кофта с длинными рукавами, застегивающаяся у ворота и свободно ниспадающая на юбку. Кофта на талии стягивалась тесемкой передника, который должен был быть немного короче, чем юбка. На плечи крестьянки набрасывали платок или косынку, концы которой закладывались под нагрудник передника или завязывались на груди. Обязательным атрибутом праздничного наряда был корсаж. Традиционным головным убором крестьянки считался чепец, который было принято носить как на улице, так и в доме. При необходимости женщины надевали шляпу или платок поверх чепца. Мужской традиционный костюм включал в себя следующее: гетры, штаны, рубаху, шейный платок, жилет и куртку. Во Франции примерно до середины девятнадцатого века крестьяне носили штаны, длина которых была до колен. Такие штаны вместе с гетрами или шерстяными чулками было принято подвязывать под коленями красными или голубыми шерстяными подвязками. В большинстве случаев штаны и гетры шились из одного и того же материала. Узкие длинные мужские штаны вошли в обиход в 1830-х годах. У традиционной рубахи был отложной воротник, который изначально затягивался так же как и манжеты двумя тесемками. В более поздние годы манжеты и воротник на рубахе стали застегиваться на пуговицы. Крестьяне закрывали ворот рубахи шейным платком. Кроме рубахи было принято одевать светлые закрытые жилеты с металлическими пуговицами в два ряда. Поверх жилета надевалась короткая или немного удлиненная куртка. В конце восемнадцатого века вошла в обиход мужская блуза, которая представляла собой широкую рубаху из холстины с прямыми поликами, собранную на рукавах и у ворота в сборки. Такая блуза носилась поверх куртки. Мужская одежда во Франции шилась преимущественно коричневого, серого или белого цвета. Что же касается женских нарядов, то они были более разнообразными по расцветке: юбки носили белые, красные, серые, голубые и черные; корсажи – полосатые, коричневые, сиреневые, голубые и красные; передники – черные, белые, красные, серые и голубые. Традиционной национальной обувью считались сабо – башмаки, выдолбленные из дерева.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх