Кубановедение " моя родословная". Защита проектов "моя родословная" по кубановедению Мини – рассказы о семейных традициях

Светлана Югова
Проект по окружающему миру «Моя родословная» («Школа России»). 3 класс

МКОУ Уйско-Чебаркульская СОШ

проект выполнили учащиеся 3 класса

под руководством

учителя начальных классов

Юговой Светланы Васильевны.

Аннотация :

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную . Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Очень важно донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.

Узнать о своих родных, узнать свою родословную и изобразить её виде дерева – это основная задача проекта . Ребята с огромной заинтересованностью и очень творчески подошли к созданию своих проектов . Много нового и интересного узнали они о жизни своих предков. Необыкновенные истории, рассказанные родителями, бабушками и дедушками, надолго останутся в памяти детей, которые будут гордиться своим родом .

Вступительное слово

«Малая родина» – это не только природа в деревне, но ещё и

человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и

мечты, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её

солью. Это «родимые» пятна каждого человека…»

Валентин Распутин

Вы замечали сходство в словах «родные» , Родственники», «родня» ? Все они произошли от слова «род» . От него произошло и слово родословная – история семьи в нескольких поколениях.

Что делает нашу жизнь счастливей? Уважение к старшим, забота друг о друге!

А где мы получаем столько заботы?

Конечно в семье. Семья – самое близкое окружение человека . В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.

Ни одно дерево не может существовать без корней. Чем крепче и мощней корень, тем дерево могущественнее и выносливей, тем более красива и величественна его крона, которая дает добрые плоды, защищает от зноя, кормит, дает тепло и приют певчим птицам. Так и мы без корней наших не сможем жить в здравии, в защите и радости.

Еще не так давно на Руси считалось за правило знать свою родословную до седьмого колена : сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб и родословную книгу . Бывало, что родословное древо красовалось на стене на самом видном и знатном месте дома. Была украшена красивой рамкой и мини-портретами.

Наш РОД - это наша ОПОРА! Наш РОД - это наша СИЛА! Мы для своих предков - это их плоды. И, конечно, все они всегда готовы прийти нам на помощь. А знаем ли мы, к кому нам обращаться? Кого просить? Кого благодарить?

И помните, что даже у пеньков есть корни.

Давайте не будем хуже пней)

Чтобы ваше родословное древо не стало липой, нужно сейчас, пока есть те, у кого можно узнать, начинать его поливать.

Библиографическое описание: Деркачёва С. Н., Метлицкая А. А. Родословная моей семьи // Юный ученый. — 2017. — №5. — С. 20-29..07.2019).





Однажды в праздник День Семьи бабушка подарила мне маленькое деревце с фотографиями. Мама объяснила, что так начинается родословная. Родина, род, родители… Это близкие, родные слова. Я решила собрать более полную информацию о своём роде, построить модель генеалогического древа семьи. Мне помогли воссоздать прошлое моей семьи родители, бабушки, семейные фотографии, реликвии, рассказы, документы из семейного архива, воспоминания моих родных. История семьи - это летопись истории нашей страны, знать её необходимо, так как без прошлого нет будущего.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в моём роду есть достойные, уважаемые люди, с интересными биографиями. Важно сохранить память о них для будущих поколений, предать эту информацию другим.

Цель моей работы: исследовать родовые отношения моей семьи.

Основополагающий вопрос: Нужно ли знать свою родословную?

Проблемный вопрос: Что такое родословная?

Была выдвинута гипотеза , что при желании каждый человек может узнать свою родословную.

Для реализации поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи :

– изучить необходимую литературу и интернет-источники;

– исследовать историю родовых связей семьи Деркачёвых;

– изучить семейный архив, фотоальбомы и собрать необходимый материал;

– провести опрос в семье о родственниках, чьи имена помнят родители, бабушки и дедушки;

– провести анкетирование одноклассников;

– обобщить данные;

– создать генеалогическое древо.

Используемые методы исследования: чтение литературных источников; анкетирование и опрос; анализ полученных результатов; фотографирование.

Объект исследования: семья, семейные отношения.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что изучение родословной важное дело для жизни.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что подготовленный материал можно использовать на уроках кубановедения, литературного чтения, окружающего мира, на классных часах, передать в школьный музей.

Теоретическая часть

1.1.Что такое родословная?

Из толкового словаря С. И. Ожегова я узнала значение слова «родословная»: «Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства». . Изучив интернет-источники, мы выяснили следующее. Родословная - свод данных, описывающих происхождение семей. . Родословная - слово о роде. Род - все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это наши предки, которые жили задолго до нас и наших родителей. На протяжении ста лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. Знание родословной связывает друг с другом поколения и века, дает человеку надежду на новое будущее.

1.2. Определение понятия генеалогия

Наука генеалогия зародилась в Древней Греции и в переводе с латыни означает «родословие семьи». Генеалогия - наука о родословной человека.Она занимается изучением родственных взаимосвязей людей и целых поколений, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением генеалогических древ. Основным объектом исследования генеалогии является семья, маленькая или большая. В нашей стране первое появление генеалогии произошло во времена царской России. .

1.3. Генеалогическое древо.

Фамилия и имена всех родственников могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица» или «генеалогическое древо». Ещё оно называется семейное, родословное дерево , фамильное древо. Встарину в домах знатных людей генеалогическое древо всегда висело на самом видном месте и являлось предметом особой гордости за свой род.

В родовом дереве корни - это предки, ветви –это родители, а листья –это дети. Построение родословной происходит по принципу перевернутого дерева с ветками. Название «дерево» или «древо» эта схема получила потому, что в старину изначально родственные связи изображались в виде раскидистого дерева с «листьями-потомками». Все родственники - мужчины изображаются в прямоугольниках, женщины в овалах, каждое поколение располагается строго по одной линии.

1.4. Результаты проведения анкетирования в классе

В опросе участвовало 24 одноклассника. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вопросы для анкетирования

Что такое родословная?

Есть ли в вашей семье генеалогическое древо?

Знаете ли вы дату рождения мамы и папы?

Как ФИО бабушки (дедушки)?

Храните ли вы семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

Вывод. Достаточно большое количество моих одноклассников не знают, что такое родословная (14 чел.), не интересуется вопросами своей родословной, в семье нет генеалогического древа (18 чел.), не хранятся семейных реликвий (17 чел.) и альбомов (4 чел.). А это значит, что они плохо знают свои корни, традиции своей семьи и не смогут выстроить родственную связь поколений. Я считаю, что без прошлого нет будущего.

Практическая часть

2.1. Родословная моей семьи.

Основа жизни человека - его семья. Родня всегда поддержит в трудную минуту. Так считали наши предки и относились к своей родословной с большим почтением. Я начала свою работу с расспросов бабушки и мамы о родословном древе, о родственниках по линии папы и мамы, сбора информации, зарисовок и черновиков (рис.1,2,3). Меня привлекали семейные фотографии, а от того я все больше расспрашивала маму, папу, бабушек. Так я узнавала всё больше и больше о моих родных корнях.

Рис. 1. Линия мамы

Рис. 2. Моя семья

Рис. 3. Линия папы

2.2. Мама и папа. Как все начиналось.

Рис. 4. Я и сестра

Это я и моя старшая сестра Арина.(рис.4) Мы с Ариной родились в семье супругов Деркачёвых. Папа и мама родились в г. Приморско-Ахтарске (Краснодарский край). История их знакомства началась в детской художественной школе, где мама в дальнейшем проработала двадцать пять лет. В тот момент мама подумала, что папа,

Рис. 5. Свадьба

Николай Владимирович, пришел проверять ее работу преподавателя. Он же решил, что она жена военного. Папа, Деркачёв Николай Владимирович имама, Калиновская Эллина Станиславовна , после пяти лет знакомства, ровно 22 года назад, создали семью Деркачёвых.

(рис.5) Я обратилась за помощью к своей бабушке, Калиновской Нине Александровне, чтобы выяснить родословную по маминой линии.

2.2. Родословная по маминой линии.

Рис. 6. Бабушка Нина

Бабушка (рис. 6) Калиновская Нина Александровна родилась 3 марта 1942 г., в селе Кесьма, Калининской области, Весьегонского района. У неё была очень сложная судьба, строгий отчим. Шла война. Отчим больше любил своих родных дочерей, а маленькую Нину (рис.7) не долюбливал, воспитывал строго, часто наказывал, закрывал в подвале. Нина очень рано уехала из дома. Моя бабушка чемпион по плаванию, она и сейчас обожает переплывать канал, ходить на Азовское море, купаться

Её сложная судьба не помешала создать ей свою семью и родить двоих прекрасных детей. Она боролась за свою семью до последнего, чтобы её дети никогда не узнали, что такое отчим. Бабушка Нина ветеран труда. Она трудилась на разных предприятиях, но находила время уделять внимание внукам. Я часто играю с ней в мяч.

Рис. 6. Нина в детстве

Дедушка . Калиновский Станислав Олегович, родился 27 мая 1944г., в хуторе Ахтарском. Всю жизнь он проработал на рыбозаводе г. Приморско-Ахтарска. У него была простая профессия-кочегар. Вместе с тем мой дедушка обладал разными умениями, был мастер на все руки, любая работа спорилась. Он очень многое умел: делать отопление, подключать воду, заниматься стройкой. Мама рассказывает, что он умел ремонтировать даже швейные машинки. Еще в молодости он сам шил себе брюки. Дедушка рано умер. Мы с сестрой Ариной не знали его, но бабушка с мамой много хорошего рассказывают о нем. Он не любил фотографироваться, поэтому его фотографий не сохранилось.

Рис. 8. Бабушка Лина

Прабабушка . (рис.8) Язловецкая Акилина Павловна - мама моего дедушки. Она родилась в станице Ольгинской 9 апреля 1916г. Акилина жила в бедной семье с двумя сёстрами и была старшей. Родители с детства приучали их к труду и строгости. В 1933г., моя прабабушка пошла работать на рыбозавод и проработала там всю жизнь. Работа была очень тяжелая, она вместе с другими женщинами мыла и пластовала рыбу, поступавшую на рыбозавод тоннами, грузила лед, так как холодильников в те времена не был. Рабочий день начинался с одевания резиновых сапог, модничать было некогда. На рыбозаводе она встретила свою судьбу, мужа Леонида. Когда началась Великая Отечественная война, бабушка продолжала работать. Городок захватили фашисты, оккупанты не церемонились. Если бы Акилина не освободила понравившуюся немцам комнату, они бы ее, не задумываясь, расстреляли. При бомбежке 25 апреля 1943г. погибла её мама. Бабушка рассказывала, что в военное временя в городе было много подлых людей, которые выслуживались перед немцами, а после войны они ходили просить милостыню. Бомбежки отложили свой отпечаток так, что прабабушка навсегда стала бояться праздничных салютов, это был страх перед тем, чтобы не наступила война . Когда бабушка ушла на пенсию она занималась воспитанием внуков - Эли и Олега, внуки не знали, что такое детский сад. Мама всегда рассказывала, сколько любви и внимания отдала она им. Когда родились правнуки, прабабушке было уже за 80 лет (рис.9)

Рис. 9. Прабабушка и моя сестра

В нашем семейном альбоме много фотографий с прабабушкой Линой. В свои 80 лет она играла с Ариной на коврике, озвучивая игрушки, ползала с ней наперегонки. Всегда жизнерадостная, полная энергии. Когда я родилась, прабабушке было 92 года! Её дом был по соседству с нашим. Мама рассказывала, что она каждый день приходила поиграть со мной. Мама рассказывала, что прабабушка не знала слово врач. Она не пила таблеток, её лекарство - вечный позитив. Прабабушка умерла в 94 года. Мама рассказывает, что у прабабушки Лины не было не золотых колечек, не сережек, но было очень много любви и обыкновенной жажды к каждому новому прожитому дню. В наших сердцах она жива!

Рис. 10. Леонид (слева)

Муж моей прабабушки - Леонид, (1913 г.) был человеком творческим, музыкантом из духового оркестра. У них родилась двойня, но малыши умерли в младенчестве от болезней. Леонид вернулся с войны больным, и в скором времени умер. Бабушка вышла замуж вновь. На фотографии моя прабабушка с Валидским Петром Прохоровичем (рис.10). Это мой прадедушка. По рассказам мамы он был добрым человеком, усыновил сына Лины Павловны. Вместе с прабабушкой они прожили более 40 лет. Мама рассказывает, что ей он был как отец. Он был прекрасный семьянин. Он умел шить и научил этому маму. В нашей семье есть старинная ручная машинка, на которой дедушка учил маму шить ещё в 10 лет. Мама разрешила мне тоже на ней шить. Это наша семейная реликвия.

Прапрабабушка. Петухова Клавдия Петровна, мама моей бабушки Нины, родилась 26 марта 1919г. в селе Кесьма. Она все свои годы проработала в детском саду завхозом. Во время войны моя прабабушка Клава работала конюхом, по стопам её отца. Для семьи наступили тяжёлые времена. Бомбежки гремели одна за другой, но дом чудом уцелел. Были и времена голода, когда кусочек хлеба делили на всю семью. Моя мама рассказывала, как бывала у бабушки в деревне, обычный деревянный дом из сруба, настоящая русская печь, за водой ходили к колодцу. Бабушка водила в лес за грибами. Дети купались в ледяной речке, среди красивых кувшинки. Мыться ходили в настоящую русскую баню. Бабушка была внимательна и заботлива.

Отец моей прабабушки - прапрадед Петухов Петр Спиридонович, родился в августе 1887г. Он работал конюхом в колхозе. У него было три дочери - Евдокия, Клавдия, Екатерина и двое сыновей - Михаил и Алексей. Алексей был самым старшим сыном, погиб на войне. Петр Спиридонович воспитывал детей сам, его жена умерла при родах младшей дочери –Екатерины. Затем мой прапрадедушка женился повторно на женщине с тремя детьми. Много воспоминаний оставил мой прапрадедушка в жизни моей бабушки Нины.

2.3. Родословная по папиной линии

Мой папа -Деркачёв Николай Владимирович, родился 24.02.1971 г, в г.Приморско-Ахтарске, окончил школу № 13, уехал в г. Ленинград (Санкт-Петербург) учиться в училище на краснодеревщика. Вернувшись в родной город, папа много изготовил настоящих шедевров из дерева. К работе он подходит творчески. Он родился в семье супругов Деркачёвых (рис.11), его мама- Деркачёва Татьяна Николаевна в девичестве Храмцова. Она родилась 1 ноября 1948г. в г. Приморско-Ахтарске, закончила Армавирский медицинский колледж, работала на винзаводе, потом воспитателем в детском саду № 18, где и проработала до пенсии. У моей бабушки была очень не простая жизненная ситуация, будучи еще молодой, она потеряла мужа.

Отец моего папы - Владимир Яковлевич, родился в г.Приморско-Ахтарске в январе 1946г. После окончания восьмилетки работал слесарем на винзаводе. В 1965г. был призван в армию и служил в танковых войсках механиком - водителем. После службы в армии окончил 11 классов вечерней школы, и уже женатым человеком поступил в Астраханский дорожно-строительный техникум на заочное отделение. Мой дедушка не успел его окончить, т.к трагически погиб в автоаварии в 1973г. и было ему на то время 27 лет. Моя бабушка в 25 лет осталась с двумя детьми одна. После трагедии она мечтала лишь о том, как вырастить своих детей хорошими людьми.

Рис. 11. Мой папа с родителями

Моя прабабушка, мать Владимира Яковлевича, по отцу- Деркачёва Раиса Константиновна, родилась в станице Приморско-Ахтарской в 1925г. После войны в 1945г. с отличием окончила курсы бухгалтеров и много лет работала в колхозе им.Ленина главным бухгалтером. О моём прадедушке, отце Владимира Яковлевича мало что известно, вспоминают, что он был военным, вернулся с войны героем, но с ампутированной ногой.

Рис. 12. Храмцов Н. П.

Отец моей бабушки, мой прадед - Храмцов Николай Петрович (рис.12), ветеран Великой Отечественной войны, родился на Кубани в 1925г. в селе Суворовском Усть-Лабинского района. Как и всем, родившемся в 20-е - 30-е годы, судьба уготовила ему босоногое, в постоянной нужде, детство. Прадедушка всегда с любовью вспоминал свой родной хуторок с необычным названием Третья речка Кочеты. В его детстве был нелёгкий труд, в 9 лет уже пас скот, ходил за плугом.

До июня 1941г. прадедушка окончил школу, был принят в комсомол, впереди предстоял выбор жизненного пути, но грянула война. Мой прадедушка получил похоронку о своём отце, и в сердце 16-летнего парнишки закипела боль и желание отомстить за отца. В 16 с половиной лет он был зачислен в отряд добровольцев. Он освобождал родную Кубань, Украину от фашистов. С войны он вернулся в родные Кочеты инвалидом II группы. Прадедушка работал в колхозе, создал комсомольскую организацию, закончил заочно Всесоюзный Московский институт пищевой промышленности. Его дипломная работа «Материально-техническое снабжение рыбколхозов на примере Краснодаррыбколхозсоюза» была оценена на отлично, и рекомендована для распространения опыта по всей рыбной промышленности страны .

Боевой и трудовой путь прадедушки оценен многими Почётными грамотами, 19-ю правительственными наградами. Со слов моей старшей сестры, прадедушка много интересного рассказывал ей, дорожил медалью «За отвагу», самой почётной солдатской наградой. Прадедушка исписал целую тетрадь воспоминаний о своей жизни.

Рис. 13. Храмцова Нина

Моя прабабушка - Храмцова Нина Максимовна , в девичестве, родилась в 1923 г. в большом селе Александровском, на Украине - в Херсонской области. Она самая младшая из шестерых детей. Вместе со своими родителями в 1938г. она переехала в станицу Приморско-Ахтарскую, убегая от голода на Украине. Здесь в 1941г. прабабушка окончила десятилетку и работала у своего отца на мельнице лаборантом. Со слов моей бабушки, Нина Максимовна часто любила повторять поговорку: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». В мае 1943г. ее призвали в армию и отправили на фронт в качестве сан. инструктора в зенитно- артиллерийский дивизион, где она прослужила до победного 9 мая 1945г. и окончила войну в г. Будапеште. Моя прабабушка имеет много боевых наград за участие в боях Великой Отечественной войны.

Мой прапрадед по отцу - Храмцов Петр Яковлевич и прапрабабушка - Ульяна Ивановна (рис. 14), были первыми колхозниками. Пётр Яковлевич ушел на фронт в 1942 г. и в том же году погиб в боях за город Одессу. Ему было всего 40 лет.

Рис.14. Семья Храмцовых.

Рис. 16. Семья Молчановых

Мой прапрадед-Молчанов Максим Арсентьевич (рис. 15), был мельником. Прапрабабушка- Молчанова Акилина Тимофеевна была домохозяйкой, содержала в порядке дом, детей и небольшое хозяйство (корова, коза, куры, гуси). Семья была большая, детей у них было шестеро, 5 дочерей и сын. (рис. 16).

2.5. Генеалогическое древо семьи Деркачёвых.

Полученные в ходе исследования данные позволили мне составить генеалогическое древо моей семьи Деркачёвых. (рис. 17). Теперь оно размещено на самом видном месте моей комнаты. Все родные с любопытством и гордостью рассматривают его и говорят мне «спасибо».

Рис. 17. Генеалогическое древо

Заключение

Теперь я знаю, что наши предки относились к своей родословной с большим почтением. С глубоким почтением к своим предкам выполняла и я свою первую исследовательскую работу. В ходе исследования мне удалось собрать семейные документы и фотографии о предках, я нашла утвердительные ответы на вопросы, что такое родословная и зачем нужна родословная человеку. Я научилась работать с различными источниками информации. Сумела систематизировать данные о родственниках до четвертого колена исоставить генеалогическое древо моей семьи. Я пришла к выводу, что в их жизни и судьбах было много общего. Все они были близки к земле, познали нужду военной поры, некоторые воевали на фронте, всю жизнь трудились, не покладая рук. Собранный материал о моём прадедушке Храмцове Н. П. , ветеране Великой Отечественной войны, опубликовали в сборнике рассказов «Книга памяти»

Таким образом, моя гипотеза о том, что каждый человек может узнать свою родословную, подтвердилась. Поставленные цель и задачи выполнены.

Нужна ли родословная - каждый решает сам. Но культурный человек обязан знать свои корни и предков. «Изучение истории своих предков есть наука самая занимательная». (А. С. Пушкин)

Литература:

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь (ред.Скворцов Л.И). Издательство: АСТ. М.,2014
  2. Газета «Ахтарский телевизионный вестник» № 32,21.04. 2006 г. Статья: «Судьбы её простое полотно»
  3. Газета «Приазовье» от 23.12. 2000 г. Статья «Жизнь прожита достойно»
  4. Метлицкая А. А. Книга памяти: сборник рассказов.- Казань: Изд-во «Бук», 2017. - 46 с.
  5. Андреев М. А. Зачем нужна родословная человеку. Интернет-ресурс http://livemem.ru/articles/zachem_znat_svoju_rodoslovnuju.html
  6. Википедия Генеалогия https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B5 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F


Тема урока: Твоя родословная

Предмет: кубановедение

Класс: 3

Технология урока: системно-деятельностный,

проектный

учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

СТ. ТАМАНЬ - 2013
Пояснительная записка


Направление работы

Представленный урок – интегрированный. Он соединил уроки кубановедения и темы классных часов. Мной разработан план работы на 4 года обучения. Занятия не ограничиваются только рамками урока. Акцент сделан на экскурсии по станице, району и краю. Это даст учащимся возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и задействовать все сферы восприятия ребёнка. Поэтому запланированные уроки – это не просто уроки, а проектная работа , результатом которой будет праздник, конференция, ролевая игра, музыкально-литературная композиция, устный журнал, экскурсия и другие формы работы.

Тема урока

Твоя родословная

Характеристика класса

В классе обучается 24 ученика. Дети из полных семей, все родители работают, социальный статус родителей – одинаковый. Мне повезло – мои родители – мои помощники. Дети всегда готовы к занятиям, прилежны, аккуратны. В классе 3 отличницы, 11 хорошистов. Мы много ездим по краю, проводим внеклассные мероприятия, участвуем в конкурсах.

Программа, используемая в работе

Программа курса 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.«Кубановедение», Е.Н.Ерёменко, Н.В.Киричек, Н.М.Зыгина, Петриченко, 2011 год.

Глава 3. «Казачьему роду нет переводу».

Количество часов в год – 34 часа, в неделю – 1 час.



Цели :


  • Метапредметные:
Коммуникативные УУД:

  1. умение работать в группах при выполнении учебных задач ;

  2. умения строить высказывания и обосновывать свою точку зрения;

  3. развивать у учащихся связную устную речь;

  4. умение адекватно относится к высказываниям партнеров;

  5. умение доказывать, используя различные аргументы.

  • Личностные:

  1. развить интерес и желание учиться;

  2. развить чувства товарищества и дружелюбия путем создания ситуации успеха;

  3. формировать адекватную самооценку;

  4. развивать чувство бережного отношения к семье.

  • Предметные:

  1. дать элементарные сведения о родословной человека;

  2. выяснить значение понятие «родословная»;

  3. научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Оборудование:


  • генеалогические «древа», таблицы учащихся;

  • слайды;

  • презентации учащихся и учителя;

  • вернисаж детских рисунков «Моя семья»;

  • семейные реликвии.

Подготовительная работа:


  • составление индивидуальных генеалогических «древ», таблиц;

  • рисунки на тему: «Моя семья»

  • посещение музея станицы;

  • общение с родственниками;

  • поиск фотографий, семейных реликвий.

План урока


Учебные действия

Методы, формы обучения

1.

Организация урока. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

2.

Смысловое значение слова «родословная».

Использование межпредметных связей.

Обсуждение.



3.

Рассказ Гашокиной А.Г. (лектор музея) о Фёдоре Миснике.

Мини-лекция с использованием слайдов .

4.

Дидактическая игра «Составление родословной» (на примере двух братьев класса).

Дидактическая игра.

Тренинг.


5.

Имена современные и старинные.

Обобщение, сравнение.

6.

Фамилии первых казаков.

Поисковый метод.

7.

Дидактическая игра «Найди своего родственника».

Дидактическая игра.

Частично-поисковый метод.



8.

Детские презентации «Моя родословная».

Использование мультимедиа.

Проектный метод.



9.

Дидактическая игра «Составление генеалогического древа» семьи Ивановых.

Дидактическая игра.

Работа в группах.



10.

Древний род Пушкиных. Рассказ ученицы Кочка Лизы о своём предке- Льве Сергеевиче Пушкине.

Мини-сочинение.

11.

Семейные реликвии.

Наглядный метод.

12.

Конкурс рисунков «Моя семья».

Творческие работы детей.

13.

Рассказ детей о членах семьи. Чтение стихотворений.

Рассказ.

14.

Дидактическая игра «Родственные связи».

Дидактическая игра.

Сопоставление, сравнение.


15.

Учебник с. 46-47.

Работа с учебником.

Выборочное чтение.



16.

Рефлексия.

Продолжи фразу.

17.

Поздравление зимних именинников.

18.

Музыкально-развлекательная программа.

Сценарий урока
1.Человек рождается. Растёт. Задумывается: Кто я? Откуда родом? Кто мои предки?

Вопрос: Для чего нужно знать свою родословную?

(Знать свои корни, получить сведения о своих предках, проследить родственные связи с другими фамилиями, занятия предков, составление психологического портрета (наследственность, воспитанность).
2.Вопрос: От какого слова произошло слово «родословная»?

Подбор родственных слов: род, народ, родина, благородство.


Древне-языческое божество Род и его жена Лада, по верованиям славян, являлись прародителями всего живого на земле. Род являлся покровителем всего живого на земле. Покровителем плодородия, отсюда слова природа, плодородие, урожай.
Раньше на Руси каждый знал, какого он рода и даже если погибали родители, близкие родственники, он не чувствовал себя никому не нужным. Его растили крёстные мать с отцом и весь род в целом. Самым большим и страшным наказанием тогда было изгнание из рода. Человек уходил далеко-далеко и жил вместе с чужим родом , был всем чужой. Его кормили, позволяли жить, работать, но называли сиротой безродным. За такого человека не отдавали замуж и не брали в мужья, он не имел продолжения – детей.

Вопрос: Что такое генеалогия?

(Наука, занимающая изучением истории родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословной).


3.Рассказ наследницы рода Мисник.


Все знают М.Ю.Лермонтова и его повесть «Тамань». Во время своего переезда на службу М.Ю.Лермонтов останавливался на постой в хате казака Мисник, где с ним произошли незабываемые события.

  • Рассказ учителя о своей родословной.

4.Составление родословной на примере учеников класса. (Дидактическая игра).


5.Учитель: Я читала ваши родословные и обратила внимание на имена.

Назовите ваши имена.

А теперь вспомните имена ваших предков: Григорий, Евдокия, Агриппина, Марфа, Филипп, Платон, Лаврентий, Прохор, Евросинья, Евстафий, Илларион, Митрофан, Моисей, Ульяна, Таисия.
6.220 лет назад на Таманские земли прибыли казаки. Вот их имена: Григорий Надика, Михайло Шапошник, Михайло Таран, Николай Лаштабека, Герасим Чёрный, Василь Белоусенко, Яким Малый, Иван Коваль, Прокофий Коваленко, Демиян Якименко, Савва Белый.
7.Дидактическая игра «Найди своего родственника» среди списка фамилий.
Когда-то люди хорошо знали своих предков, гордились ими. В России родословные росписи появились 500 лет назад. Они содержали сведения о происхождении , родственных связях и службе княжеских и боярских семей, а затем царских и дворянских.

Показ родословной царской семьи Романовых.
8.Показ презентаций, составленных учениками.
Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб о нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!
9.Дидактическая игра «Составление генеалогического древа» семьи Ивановых. Играют две команды.


Сергей Антонович

Иван Иванович


Артём Сергеевич

Антон Иванович

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.
Что такое счастье? Мир на всей планете,

В знойный летний полдень лёгкий ветерок.

Сердца трепетанье, потому что дети

Весело смеются, выучив урок!

Что такое счастье? Лёгкие снежинки,

Что тихонько тают на твоих губах.

Аромат сосновый в солнечных лесах.

Что такое счастье? Круглый стол на праздник.

Мама с папой рядом слушают внучат.

Кот у ног пушистый, маленький проказник.

Все друг друга любят, и помочь хотят.

Вежливость соседей, сладкий чай в мороз.

И в обход шагают разные напасти…

Каждый сам ответит на такой вопрос.
13.Рассказы детей о своих родословных, о семье.

Чтение стихов о маме, папе, дедушке, бабушке.



14.Дидактическая игра «Родственные связи». Узнай по описанию родственников. Например, сестра папы, брат мамы, ты для бабушки и т.п.
15.Чтение статьи учебника, с.46-47.

Я желаю вам узнать свою родословную, дорожить своим родом и своей семьёй.


16. Продолжи фразу:

Я сегодня понял, что…

Мне было интересно…

На следующем уроке я хочу…


17.Ни один семейный праздник не обходится без дня рождения. Рождение нового члена семьи – это большой праздник.
Он умён, трудолюбив,

Спортом увлекается.

Никогда грустить не любит,

Всегда улыбается. (Витя)
Мастерица хоть куда,

Нежна, красива и умна.

Поёт, играет, даже шьёт

И всем подарки раздаёт. (Яна)
А подружка у неё тоже раскрасавица.

Любит маму, папу, труд

Никогда не обижается. (София)
Дочечка растёт у мамы

Добрая и нежная.

В классе пляшет и поёт

Дружно, весело живёт. (Вика)
teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе

Еще в начале ХХ века герб семьи не был диковинкой и воспринимался, как часть культуры общества. Сегодня в России мало кто может похвастаться фамильным гербом. Но это не значит, что геральдика совсем ушла из нашей жизни. Герб семьи - эмблему с определенными символическими фигурами создали ребята нашего класса.

В интереснейшей работе над гербом пришлось вспомнить свою родословную, заслуги предков и историю духа всего рода.

Проект "Моя родословная" завершился представлением творческих работ по теме "Герб семьи"! Ребята изготовили и представили генеалогическое древо и герб своей семьи. Работы получились разные, но творческие и интересные. Дети с гордостью рассказывали о своей семье, о традициях и увлечениях.

Михайлина Маша выполнила макет герба в форме тюльпана - ее дедушка и бабушка занимаются выращиванием цветов!

Верстов Родион рассказал о происхождении своей фамилии.
Верста - одна из основных русских мер длины в 18 - начале 20 веков. 1 верста = 500 сажень = 1500 аршин = 3500 фут = 1,06680 километров. На макете Родион показал верстовой столб и старинные меры длины!


Свой макет герба семьи Велиляева Эльвира изготовила в технике витража. В центре герба - вензель - начальная буква фамилии. В рисунках, которые использовала Эльвира заключены профессии ее предков, увлечения!


Водопьянова Соня изобразила макет герба в цветке - лилии. Ее дедушка подарил этот цветок своей будущей супруге, свою дочь - маму Сони тоже назвали Лилией. На макете герба есть книга - символ знаний и планета Земля, которая символизирует любовь всей семьи к путешествиям!


Герб семьи представила и Вероника Бородулина: в символах, которые она изобразила зашифрованы профессии ее предков! Дедушка и бабушка были педагогами, а мама и папа - врачи!

Муниципальное образование Темрюкский район ст. Тамань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 муниципального образования Темрюкский район

Моя родословная

Проектная работа для начальных классов школьного курса

«Кубановедение»

Крыжановская Светлана Николаевна

учитель начальных классов

2015 года

станица Тамань

Введение……………………………………………………… стр. 3. - 4

Глава 1. Пояснительная записка… стр.5 - 6

Заключение……………………………………………………… стр. 7

Список литературы……………………………………

Электронные ресурсы……………………………………………

Приложение……………………………………………………стр. 8 - 12

Введение

Актуальность. Чтобы любить свою Родину, знать ее историю, надо любить свою семью, знать историю жизни своих предков, чем интересуются члены семьи и какую пользу могут оказать для окружающих людей.

Проблема . Многие ученики плохо знают историю семьи, свою станицу, профессию родственников, интересы членов семьи.

Тема. Изучение истории семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице.

Объект исследования . Жизнь семьи и влияние ее на историю жизни станицы.

Цель проекта . Прививать любовь и уважение к членам своей семьи, развивать заинтересованность историей семьи и станицы, учить работать со словарями.

Гипотеза . Если изучить литературу по истории Тамани, узнать об истории жизни семьи, увлечениях и профессиях, то легче будет понимать окружающих людей.

Задачи проекта:

1.Изучить историю своей семьи, культуру (языки), наследие.

2.Создать условия для развития интереса к учебной и внеурочной деятельности. 3. Воспитывать толерантное отношение к людям разной национальности, уважать их обычаи и не забывать обычаи своего народа.

4. Развивать творческие способности ребенка.

5. Изучать историю семьи в видах деятельности: игровой, бытовой, интеллектуальной, творческой, двигательной.

6. Проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

7. Материал своих работ использовать на уроках окружающего мира, классных часах об истории семьи, на родительских собраниях.

Методы:

1.Анализ, синтез, сравнение.

2.Наблюдения.

3.Беседы, анкетирование.

4.Обобщение полученных данных.

Структура исследования. Наблюдение за членами своей семьи, знакомство с их профессией.

Практическая значимость. Выявленные знания помогут лучше узнать семью, понимать интересы, помогать друг другу.

Краткий анализ литературы. Книги помогут узнать об истории Тамани и любить свой край.

Основная часть

Пояснительная записка

Проектная работа «Моя родословная» разработана на основе программы курса «Кубановедение». В проект включены темы программы «Кубановедение». Проект разработан на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях планируется изучить историю семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице. Это даст возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и со слов детей, родителей, увеличит заинтересованность в изучении истории Кубани, семьи, привьет любовь и уважение к членам своей семьи.

№ п/п

Формы работы

Что обозначает твое имя

Беседа

Познакомить с работой со словарями, узнать происхождение имен, какие имена встречаются в семье, почему так назвали

Что обозначает твоя фамилия

Посиделки с друзьями

Профессия предков (по фамилии), использование поговорок, сказок, работа со словарями, подбор родственных слов

Игры в семье

Подвижные игры

Занятие проводится на стадионе, используются мячи, скакалки, палочки, платок. Узнать, в какие игры играли бабушки и дедушки, родители в детстве. Какие игры интересуют детей сейчас

Мои обязанности в семье

Ролевая игра «Моя семья»

Показать роль женщины и мужчины в семье, как надо заботиться о ближних.

В работе использовать поговорки, считалки, загадки, сказки, книжки - малышки.

Реликвии моей семьи

Экскурсия в музей казачества

Знакомятся с историей вещей, документов, фотографий, газет и т.д.

При солнышке тепло, при матери - добро

Концертная программа для мам

Используются сказки, песни, поговорки. Показать роль матери в семье и уважительное отношение к ней, заботу о маме.

Народные обычаи и традиции

Экскурсия в музей «Атамань»

Знакомятся с бытом людей 19 - 20 века, рассказывают о традициях своей семьи. Какие традиции и праздники отмечаются в классе.

Создание м/фильмов

Кубанские умельцы

Выставка работ родителей, бабушек, дедушек, детей

Встреча с родителями, узнать об их увлечениях. Чему могут научить нас наши близкие.

Моя семья, хозяйство семьи

Конкурс рисунков «Наше семейное хозяйство»

Прививать любовь к труду, узнать, какую помощь могут оказать дети родителям. Какую помощь оказывают родители нам всем.

Твоя родословная

Выставка проектов «Генеалогическое древо»

Задание задано с первого урока, дети узнают о своих родственниках, увлечениях семьи, собирают фотографии, документы, вырезки из газет

Заключение

В ходе проектной работы дети узнают много нового из истории своей семьи, находят своих близких и дальних родственников в кругу своих одноклассников, выясняют, что класс - это школьная семья, в которой тоже надо заботиться друг о друге. Вся работа направлена на то, чтобы сплотить членов семьи, расширить кругозор. Дети начинают больше уважать родителей за их вклад в историю станицы, т. е. малой родины. Родители тоже начинают интересоваться жизнью своих детей. Совместные праздники сплачивают классный коллектив и родителей.

Список литературы

«Кубановедение» - программа курса для 1 - 4 классов. Краснодар. Перспективы образования.

Электронные ресурсы

  1. Сайт «Инфоурок»
  2. Сайт «Первое сентября»
  3. Сайт «Педсовет»
  4. Сайт «Мультиурок»

Приложение

Роль матери в семье

Экскурсия по Тамани

Игры наших родителей

Наши родители нас защищают

Изучаем профессии людей

Обычаи и традиции

Родословная

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх