Массаж для детей до года: основные правила проведения. Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста Особенности проведения массажа у детей

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми.

Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние

оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького

человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное

и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых - все это та

благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное,

но и душевное.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для

детей раннего возраста. Часто можно услышать: "У меня замечательный

малыш, такой спокойный". Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в

кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идет

со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная

физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как

на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно

актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую

часть времени проводить в помещениях.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные

занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все

органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский

организм.

Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения

в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную

связь между ним и взрослыми.

В результате регулярных занятий здоровый ребенок станет более совершенным,

а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана

на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта,

М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются

в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здорового

ребенка, в ней подробно изложены особенности психомоторного

развития детей от первых дней жизни до трех лет, в соответствии с которыми

предложены возрастные комплексы упражнений.

страдающими наиболее распространенными заболеваниями, которые требуют

длительного лечения с обязательным участием родителей.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством

профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих

заболеваний. Естественно, в этом случае родители должны проконсультироваться

с врачом.

Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто

работает с маленькими детьми. Доступная форма изложения и большое

количество рисунков позволяют освоить массажные приемы и

специальные упражнения и применять полученные знания как в домашних

условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях.

Пусть наши дети будут здоровы!

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ДО ГОДА

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно

благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по

нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые,

достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на

центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная

функция - контроль над работой всех органов и систем.

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном

возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на

развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца

улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный

(улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны

ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической,

в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие

развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление)

чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как

другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов,

которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора

созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы

уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен

воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные,

но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его

использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные

окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает

мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается

от роста мышц.

В детском массаже используются все приемы классического массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные

приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р-

в н у ю с и с т е м у: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают

тормозные процессы - успокаивают нервную систему. Покола-

чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы,

которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ч

е с к а я с и с т е м а. Массаж активно влияет на лимфообращение,

ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от

продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают

быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь

расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует

добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку

обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи:

она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание,

растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола

чивание и пощипывание - сокращение.

При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой

сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж

живота механически содействует освобождению кишечника от газов

и приобретает в этих случаях особое значение.

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа

первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы

массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно

можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи

вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и

длительность процедуры.

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном

положении (лежа), а при массаже конечностей - их следует удерживать

в состоянии легкого полусгибания.

При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы,

обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое

подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины

надо обходить область почек (поясницу).

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка,

в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется

без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей,

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в

период их формирования и наибольшей пластичности.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ

в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во

время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей

ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлыми,

эластичными, сильными и выносливыми.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение

надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся

толще, шире и крепче.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то

во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается,

вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насыщение

крови кислородом.

Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание.

Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки - то же, что для

взрослого прогуляться пешком несколько километров.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что

в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в

противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы

хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением

теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются

механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания,

кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности

в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей

нервной регуляции.

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог

И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и

этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы*.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится

в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие

высшей нервной деятельности.

* См. И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является

нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные

свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность -

совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного

развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются

для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение -

основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер

работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев)

вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для

питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные

условия для питания и работы органов. Мы привыкли все

наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает

от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций

с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности:

«сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д.,

или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение

этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое

«чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев - в

драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются

на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное

согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится

не только к гимнастике, но и к движению вообще - будь то

самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной

инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует

деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее

утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку

чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других

форм двигательной активности (организованные подвижные игры,

зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту

потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии,

конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей

данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,

*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.

игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане

воспитания движений детей.

Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый

взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие

педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке»

и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность

ребенка, создавая условия для его активной деятельности.

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии,

имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания

уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела,

которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а

этому ребенка надо обучить.

Правильное выполнение движений является непременным условием

правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных

играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений,

так как тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия -

гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа

проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно

уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей

затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве

составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте - в

период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный

динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным

навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в

первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться

со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов

ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом

правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате

чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует

хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если

она правильная, может быть отличным средством физической культуры

на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности

детей, направленной на развитие статических и динамических

функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности

в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих

меньшую утомляемость.

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют

собой сложные комбинированные движения с вовлечением в

работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует

характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве

естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно

из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения;

такие движения не представляют для детей интереса и не свойственны

ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения

отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики - улучшать качество движений

Правильность и точность движений в гимнастических упражнениях

должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными

приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике

ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных

подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех

других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных

движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных

играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко

не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае

длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный

путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как

двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его

место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное

отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого.

Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями

товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности

ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в

грудном возрасте - руками родителей, в более старшем - специальными

приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, элементы

домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо

соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть

доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям

ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению

упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или страдающих

какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более

важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений

часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее

эффективным средством реабилитации.

Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатором и


Это материал посвящен комплексам упражнений и массажа, которые мама сможет самостоятельно выполнить дома в основном с профилактической целью или если педиатр или другой специалист будет рекомендовать проводить такие занятия самостоятельно.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию всех органов чувств, функций кожного покрова и мускулатуры ребенка.

Массаж - способствует укреплению у ребенка всего опорно-двигательного аппарата, повышению тонуса мышечной системы, пластичности и сократительной способности мышц, эластичности и подвижности связочного аппарата.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы и связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Особенно сильное воздействие массаж оказывает на нервную систему. Массаж оказывает воздействие и на перифирическую капиллярную сеть. Лимфообращение также подвержено влиянию массажа. Ток лимфы и крови ускоряется, для органов и тканей создаются благоприятные условия.

В возрасте до 1 года массаж проводят всем детям .

Все виды массажа для ребенка грудного возраста необходимо чередовать с физическими упражнениями, т.к. они так же улучшают снабжение мышц кровью, функцию внутренних органов, обменные процессы. Физические упражнения способствуют своевременному развитию у ребенка первого года жизни различных навыков и функций (ползанье, сидение, стояние, ходьба).

Назначение комплексов гимнастических упражнений проводит массажист или врач, также они могут продемонстрировать маме приемы и упражнения.

Гигиенические требования

Приемы массажа и гимнастики можно начинать с 1,5 месяцев жизни ребенка. Массаж можно проводить на специальном массажном столе (или на пелинальном столе); дома массаж чаще проводят на обычном столе (примерные размеры 70х70х90 или 110...120х80х75 см), на который надо положить сложенное вдвое байковое одеяло, накрытое клеенкой (или специальный массажный коврик) и байковой пеленкой.

Температура должна быть не ниже 20-22 С, иначе ребенок может замерзнуть. Начинать массаж желательно не ранее, чем через 40-45 минут после еды. Для маленького ребенка массаж и гимнастические комплексы являются такой же нагрузкой, как для взрослого длительный туристический поход, поэтому чаще всего после массажа малыши крепко засыпают. Перед массажем ребенка раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол. Ребенок должен быть спокоен, а при всех видах раздражительности, возбужденности, плаче, отказе от предстоящей процедуры, массаж делать НЕЛЬЗЯ. Массаж надо проводить теплыми, чистыми руками. Тальк, масло и различные крема на кожу ребенка наносятся только при крайней необходимости, во всех остальных случаях массажист наносит немного крема или масла на свои руки - это необходимо для обеспечения лучшего скольжения по поверхности тела ребенка.

Последовательность проведения массажа - ноги, руки, живот, грудь, спина, ягодицы, задняя поверхность ног, стопы и выполнение гимнастических упражнений. Если в помещении прохладно - участки тела ребенка, которые в данный момент не массажируются, должны быть укрыты пеленкой.

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание в области почек).

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:

  1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
  2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
  3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
  4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата.
  5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Противопоказания к применению массажа:

* острые лихорадочные заболевания

* заболевания кожи - гнойные и гнойничковые поражения

* остеомиелит

* склонность к кровотечениям

* тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия)

* острые воспалительные лимфатических узлов, мышц, костей (эмфизема, лимфадениты, флегмоны)

* острые артриты, туберкулез костей и суставов

* врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации

* диатез (в острой форме)

* острые формы нефрита

* острые формы гепатита

* большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонностям к ущемлению

* значительные расстройства нервной системы.

В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни.

! Если у ребенка есть показания для проведения занятий с лечебной целью, то следует обязательно обратиться к специалисту и не делать массаж и гимнастику самостоятельно.

Необходимо, чтобы занятия хорошо воспринимались ребенком и у него был контакт со взрослым, который проводит процедуры, а также у малыша обязательно должно быть хорошее настроение!

Массаж первого года жизни включает основные приемы:

  • поглаживание
  • растирание
  • разминание
  • вибрация

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале применяют щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания конечностей), а так же разминание.

Поглаживание

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних - от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу. Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка. Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя оверхность руки массируется большим пальцем, а наружная -остальными пальцами.

Поглаживание ног

И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног - лежа на спине.

Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы - заднюю поверхность.

Поглаживание живота

И. п. - лежа на спине.

Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.

Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной.

При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).

После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

И. п. - лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).

При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам - внутренней стороной кисти. Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой - производить поглаживания.

Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

Растирание

Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена.

Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца.

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую - на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем - обратно.

Вибрация

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

* Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. Большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

* Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями.

* Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

* Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

В следующей статье - профилактический массаж и примерный комплекс упражнений для малышей до 3 месяцев

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека (рис. 51).

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка!

Рис. 40. Топография основных точек (а - вид сзади, б - вид сбоку).

а: 1 - точки латеральной области предплечья; 2 -

затылочная область; 3 - точка продолговатого мозга; 4 -

задняя область шеи; 5 - межлопаточная область; 6 - мышца-

разгибатель позвоночника; 7 - крестцовая область; 8 -

тыльная область большого пальца; 9 - тыльная область пальцев;

10 - задняя область колена; 11 - нижнелопаточная и

поясничная область; 12 - подвздошный гребень; 13 - точка

намикоши; 14 - ягодичная область; 15 - задняя область бедра;

16 - задняя область голени; 17 - подошвенная область.

б: 18 - висок; 19 - височная область; 20 - грудинно-

ключично-сосцевидная область; 21 - боковая поверхность шеи;

22 - надлопаточная область; 23 - боковая область плеча; 24 -

точка напикоши; 25 - латеральная область бедра; 26 -

латеральная область голени; 27 - область пятки; 28 -

латеральная область лодыжки

Рис. 41. Топография основных точек для надавливания (в - вид

спереди).

I - точки области носа; 2 - задняя область плеча; 3 - область

живота; 4 - передняя область бедра; 5 - передняя область

колена; 6 - латеральная область голени; 7 - голеностопная

область; 8 - точки тыла стопы; 9 - точки пальцев стопы; 10 -

точки лобной области;

II - область глазницы; 12 - точки скуловой области; 13 -

передняя шейная область; 14 - область груди; 15 - точки

дельтовидной мышцы; 16 - медиальная зона предплечья; 17 -

точки ладонной области; 18 - ладонная область пальцев; 19 -

медиальная область бедра; 20 - область внутренней лодыжки;

21 - точка области грудины

Рис. 42. Положение пальцев при проведении массажа

Рис. 43. Точки для надавливания при стенокардии

Рис. 44. Точки для надавливания Рис. 45. Точки для надавливания при

при простатите морской болезни

Рис. 46. Точки для надавливания при мигрени

Рис. 47. Точки для надавливания при бронхиальной астме

Рис. 48. Точки для надавливания при фронтите, гайморите

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, кожа у них часто инфицируется и легкоранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника.


Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% веса тела, в то время как у взрослого - около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легкоранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Рис. 50. Точки для надавливания при колитах (запорах)

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физического развития, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. Его реакция на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризме) - после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Рис. 51. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и тканей. Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к воздействию массажа. Капиллярная сеть кожи сильно развита, и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать ряд правил:

1. Массажные движения производят по ходу сосудов - от периферии к центру.

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении ребенка лежа на столике или на диване. Прямые лучи света не должны попадать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются приемы.похлопывания, поколачивания в области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста: острые инфекционные заболевания; рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии; различные формы геморрагического диатеза; паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению; врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации; гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста. Температура в комнате с хорошей освещенностью - не ниже 22-24°С. Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений. Стол, на котором проводится массаж, покрывают одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После массажа ребенка нужно одеть в теплое сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 ч, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должан отдыхать.

Продолжительность массажа 5-7 мин.

Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Техника выполнения массажа. Массаж можно начинать с 2- 3-недельного возраста. Положение ребенка: лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (рис. 52).

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц - сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляется кольцевое растирание.

Поглаживание ног проводится в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже правой ножки ее держат правой рукой, а массируют левой. Движения повторяют 5-8 раз.

Массаж стоп. Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами левой руки массажистки. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После трех месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3-7 раз.

Поглаживание рук проводится в положении ребенка лежа на спине, ножками к массажистке. При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка его приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка

Рис. 52. Массаж детей в раннем возрасте: 1 - поглаживание спины

тыльной поверхностью кисти; 2 - растирание основанием

ладони мышц спины; 3 - поглаживание грудной клетки

ладонной поверхностью кисти; 4 - поглаживание косых мышц

живота; 5 - разминание подушечками больших пальцев мышц

ног; 6 - вибрация вдоль позвоночника (рефлекторное

разгибание позвоночника); 7 - поглаживание (растирание)

ладонной поверхностью ноги; 8 - поглаживание живота

ладонной поверхностью кисти; 9 - растирание стопы двумя

руками; 10 - поглаживание (растирание) руки ладонной

поверхностью кисти; 11 - похлопывание стопы; 12 -

растирание мышц спины

положение рук у массажистки меняется. Движения повторяют 6-8 раз.

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине. Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностями кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов. Затем производят поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3-5 раз.

Поглаживание спины. Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После того как ребенку иснолнится три месяца, используют приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично. Можно производить кольцевое растирание, обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой). Круговые движения производят вверх к паховой области. При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют. Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки. Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками двух-четырех пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц. При выполнении разминания ноги ее помещают в левую руку, а правой производят массаж. На конечностях можно выполнять разминание «щипцы», при этом мышцы массируют с одной стороны большим пальцем, а с другой - двумя-четырьмя пальцами и производят щипцеобразные массажные движения сверху вниз, то есть от лучезапястного сустава к плечевому, и от голеностопного сустава к тазобедренному. Разминать можно и кончиками двух-четырех пальцев по кругу, зигзагообразно. На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками.

Похлопывание. Данный прием можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев. Похлопывание особенно показано при гипотрофии.

Вибрация. Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно. Движения должны быть мягкими, без надавливаний. Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать «вилку» из указательного и среднего пальцев. Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцами. Повторить 3-5 раз. Заканчивают массаж поглаживанием.

Массаж для грудничков является важным фактором благополучного физического развития ребенка. Для малышей до года существует четыре варианта приемов, среди которых выделяют поглаживание, разминание, растирание и вибрацию. Кожа грудничка очень нежная, потому сначала нужно применять более мягкие, щадящие приемы. Со временем массаж для детей до года можно разнообразить другими приемами и разминаниями. Мы расскажем, как проводить основные приемы массажа, чтобы ваш малыш получил от сеансов максимальную пользу.

Техника №1. Поглаживание

Это базовый элемент массажа для грудничков, который обычно выполняется в самом начале каждого сеанса. Это делается с целью подготовки нежной детской кожи к другим приемам.

Чем полезно поглаживание? Кроме того, что эта процедура для малыша достаточно приятна, она помогает активизировать кровообращение, а значит, обеспечивает притоком крови все ткани и органы. Также аккуратные и легкие поглаживания помогут ребенку расслабиться, подготовят нервную систему и снимут боль, если малыш от нее страдает по какой-либо причине.

Как правильно проводить поглаживание? Ладонью или тыльной стороной руки поглаживайте массируемую область по направлению лимфотока, направляя движение к ближайшим лимфоузлам.

Поглаживая ножки малыша, двигайтесь от стоп к тазу. Соответственно от периферии к туловищу нужно двигаться и при поглаживании ручек ребенка. Сами движения должны быть очень плавными, контролируйте нажим, надавливайте на массируемую область лишь слегка.

Теперь перейдем к более конкретным задачам. Для применения этой техники к верхним конечностям, положите малыша на спину и встаньте у его ног. Затем приподнимите левую ручку своей правой рукой, а своей левой рукой произведите необходимые движения. Гладьте внутреннюю и наружную поверхность ручки. Потом смените ручку. Удобно при этом использовать специфический прием так называемого «обхватывающего поглаживания», который выполняется при массировании внутренней поверхности большим пальцем, а наружной – остальной кистью. При поглаживании ног ребенка тоже нужно размещать на спинке. Не проводите поглаживание коленной чашечки. Исходное положение для массажа живота – лежа на спине. Начинать его нужно с легких круговых поглаживаний, следуя по часовой стрелке. Однако помните, что лучше избегать сильного давления в области печени, которая размещается у человека в правом подреберье. Затем произведите массирующие движения в сторону позвоночника и пупка – так вы лучше подготовите косые мышцы живота. После этого можно перейти и к поглаживанию груди. Делайте круговые движения вокруг сосков — правой рукой по ходу часовой стрелки, а левой – наоборот.

Спину поглаживайте, уложив ребенка на животик, ногами к массажисту. Выполняйте поглаживание вдоль позвоночника, но не касайтесь самого позвоночного столба. Гладьте тыльной стороной кисти,когда проводите рукой от ягодиц к голове, и ладонью, когда ведете в обратном направлении.

Уже с трехмесячного возраста можно массировать ребенка сразу двумя руками.

Техника №2. Растирание

Чем полезно растирание? Данная техника детского массажа прекрасно способствует расслаблению мышц и существенно увеличивает кровоснабжение тканей. Мышцы, сухожилия и связки получают больше кислорода, а значит – лучше развиваются. Для детей не достигших годовалого возраста растирание проводится исключительно подушечками пальцев, совершая прямые и спиральные движения. Ручки и ножки лучше подготавливать специальным кольцевым растиранием. Помните, движения производятся быстро, с небольшим усилением давления на кожу. Пальцы не скользят, как при поглаживании, а несильно сдвигают ее.

Растирая голень и ручки, расположите руки одну над другой, обхватите голень (или руку) большими и указательными пальцами и проводите кольцевые растирания до колена, а уже потом подушечками пальцев растирайте наружную поверхность бедер.

Чтобы растереть ступни ребенка, а точнее, их подошвенную часть, вы должны производить круговые движения подушечкой большого пальца.

Сину грудь и живот растирают обычно подушечкой большого пальца, или подушечками противостоящих ему пальцев, собранных вместе. Движения производят прямо, или спиралевидно.

Техника № 3. Разминание

Разминание имеет тот же эффект, что и растирание, однако затрагивает не только поверхностные, но более глубокие мышечные слои. Также этот прием благотворно влияет на дыхательную систему. При этом, для детей применяют так называемое «щипцеобразное развинание», известное также как прием валяния. Прищипывайте кожу тремя пальцами – средним, указательным и большим, аккуратно, но энергично смещая ее. Этот прием детского массажа выполняются по отношению к длинным мыщцам спину, от поясницы к голове. Ноги и ягодицы также можно разминать щипцеванием. А вот все остальные части тела лучше просто размиать кругообразно и спиралевидно с помощью указательного и среднего пальца.

Техника №4. Вибрация

Положительно воздействует как на нервную систему, так и на обмен веществ, а также обладает некоторым обезболивающим эффектом. В случае массажа грудничков, прием нужно выполнять очень аккуратно, лишь слегка потряхивая ребенка. К более активным движениям стоит перейти после 3-4 месяцев, когда мышечный тонус малыша окрепнет.

Техника № 5. Потряхивание

В процессе массажа грудной клетки, наложите ладони в нижнюю область грудной клетки, обхватите ее таким образом, чтобы большие пальцы обеих рук соприкасались или находились рядом. Далее нужно проводить легкие и ритмичные надавливания. Встряхивания проводятся в процессе массажа конечностей.

Техника №6. Поколачивание

Данный прием выполняется и одной и двумя сразу. Направляйте движения продольно или поперечно, а также зигзагами и спирально. Поколачивайте ребенка тыльной стороной расставленных пальцев, это будет мягко и безболезненно ощущаться малышом. Также можно поколачивать внешней стороной пальцев, предварительно согнув их в кулак.

Полезное видео

При проведении массажа детей первого года жизни не пользуются присыпкой или вазелином, но при излишней сухости кожи ребенка, массирующий должен смазать руки прокипяченным растительным маслом. При повышенной влажности (потливости) кожу ребенка можно присыпать чистым тальком. В обоих случаях детей нужно купать в тот же день.

Температура воздуха в комнате должна быть +(20-22)°С. Комната нужно хорошо проветрить.

Окружающая обстановка должна быть для ребенка привычной. Лучшее место для массажа – стол, покрытый сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого кладут клеенку и чистую пеленку.

Занятия проводятся один раз в день, а при некотором отставании ребенка в физическом и НПР – 2 раза в день за 30 минут до еды и не ранее, чем 1-1,5 часа после нее. Продолжительность занятия от 6-8 минут до 10-15 минут в день в зависимости от возраста и развития ребенка. После упражнений нужно завернуть малыша в теп-лую пеленку и уложить в постель на 20-30 мин для спокойного отдыха. Нельзя делать гимнастику и массаж перед сном.

До 1,5 месяцев массаж живота проводить по ходу часовой стрелки (поглаживание) до заживления пуповины.

Первый комплекс, 1,5-3 месяца.

Дети рождаются с физиологическим гипертонусом мышц (тонус сгибания преобладает над тонусом разгибания).

У здоровых детей массаж начинают с рук, при рахите, гипотрофии, энцефалопатии начинают с ног.

1) Повернуть ребенка к себе – легкие покачивания его из стороны в сторону, взяв его за руки.

2) Массаж рук - поглаживание. Первый палец левой руки вкладывается в правую ладошку малыша, правой рукой массажист поглаживает задне-наружную поверхность руки от кисти к плечу. При массаже левой руки поглаживают левой рукой.

3) Массаж ног – поглаживание. На ладони левой руки массажиста лежит правая нога ребенка. Правой рукой поглаживают заднее-наружную поверхность ноги от стопы к паховой складке, не задевая коленную чашечку. Суставы не захватывать! Голень просто лежит на ладони (иначе можно повредить связочный аппарат). Не создавать толчков в области суставов! Внутренняя поверхность не массируется.

На другой ноге руки меняются.

4) Массаж стопы – поглаживание, растирание, похлопывание.

Поглаживание – левой рукой держат стопу, 2-й и 3-й палец расположены на тыльной стороне стопы, 1-й палец поглаживает подошву от пальчиков к пятке.

Растирание – круговое, 1-й палец движется по подошве, по ее наружному краю.

Похлопывание выполняется тыльной стороной полусогнутых пальцев от пальчиков к пятке и обратно.

После каждого приема производится поглаживание.

При энцефалопатии, при повышенном тонусе мышц в дистальных отделах массаж проводится с тыльной стороны стопы, приемы те же. Вначале производится поглаживание и растирание тыльной поверхности, затем поглаживание тыльной и поверхностных сторон, похлопывание по тыльной стороне к пальчикам, затем поглаживание подошве. Так делается три раза. Заканчивают массаж стопы на тыльной поверхности.


Если тонус не снизился, то проводится точечный массаж:

ü в центре на сгибе стопы;

ü между 4-м и 5-м пальцем у их основания;

ü в области тазобедренного сустава сбоку при сгибании ноги – при гипертонусе мышц всей нижней конечности.

Расслабление можно добиться похлопыванием, валянием.

5) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

Массажист вторым пальцем руки нажимает у основания 2-го пальца ноги ребенка, при этом происходит сгибание стопы. Затем первым пальцем проводят по наружному краю стопы до пятки, надавливают на пятку – происходит сгибание, затем разгибание стопы. Если разгибания не происходит, то производят похлопывание на подошве тыльной стороной пальцев по направлению к пальчикам, если не произошло сгибание, то воздействуют на точку между 4-м и 5-м пальчиками.

6) Рефлекторное разгибание позвоночника при укладывании на живот вправо.

Ребенка аккуратно берут и укладывают на живот, ручки под грудью. В этом положении ребенок должен поднять голову и разогнуть позвоночник. Если этого не происходит, то можно проводить укладывание на большом мячике или валике.

7) Массаж спины – поглаживание.

Поглаживание производится полоскательными движениями ладонной поверхностью руки от плеч к ягодицам, тыльной стороной – обратно. При энцефалопатии поглаживание проводится по боковой поверхности.

8) Рефлекторное разгибание позвоночника на весу.

Одна рука находится под коленями ребенка, другая – под грудью. Ребенка поднимают над столом – он должен поднять голову. После этого руку, которая находилась под коленями, кладут на головку, затем ребенка поворачивают и кладут на спинку.

Если головка не поднимается, то это упражнение больше не проводят.

9) Массаж живота.

Вначале проводят поглаживание по ходу часовой стрелки, затем массаж наружных косых мышц живота: обе руки располагают под поясницей и ведут до соединения ладоней под лобком. Далее массаж прямых мышц: левая рука идет снизу вверх, правая сверху вниз.

Все приемы повторяют на других частях тела по 6-7 раз, на животе по 15-20 раз.

Перед каждым кормлением ребенка выкладывают на живот и делают массаж живота.

10) Массаж грудной клетки – поглаживание по передней части груди, обходя соски, и по боковой поверхности. При энцефалопатии после поглаживания производится массаж рук.

11) Рефлекторное разгибание позвоночника на боку.

Одной рукой поддерживают ребенка за таз или плечи, другой рукой проводят пальцами от крестца к шее по паравертебральной линии. При энцефалопатии после этого проводят массаж ног (поглаживание).

12) Укладывание на живот в другую сторону.

13) Рефлекторное ползанье – ладонь прикладывают к стопам, колени должны быть согнуты. При этом ребенок должен продвинуться вперед.

14) Потанцовывание при поддержке под мышки. Ребенка ставят на ноги, держа за подмышки. Когда он отталкивается, его нужно поднять. Повторяют 4-5 раз. Опора должна быть жесткой. Если у ребенка гипертонус дистальных отделов, то ребенка лучше держать на краю. При этом рядом должен быть второй человек.

Второй комплекс, 3-4 месяца.

В 3-3,5 месяца исчезает гипертонус мышц рук, поэтому добавляю пассивные упражнения для мышц рук.

1) Массаж для рук – поглаживание. Пассивное упражнение для рук – отведение их в стороны и скрещивание на груди, слегка сдавливая грудную клетку. Первые пальцы вкладываются в ладошки ребенка. Повторяют 4-6 раз.

2) Массаж ног – поглаживание, круговое растирание по задне-наружной поверхности.

3) Массаж стоп – поглаживание, растирание, похлопывание.

4) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп (см. в 1-м комплексе).

5) Поворот со спины на живот вправо. Правой рукой захватить снизу стопы ребенка, вложив второй палец между ними. Второй палец левой руки вкладывается в левую руку ребенка. Поворачивая таз вправо и потягивая за руку, побуждают ребенка повернуться на живот.

6) Массаж спины – поглаживание, круговое растирание подушечками пальцев от крестца к шее.

7) Массаж ягодиц – поглаживание. Если тонус мышц в ногах повышен, то после этого поглаживания проводят валяние, поглаживание 4-5 раз задней поверхности ног и надавливание основанием первого пальца на подошву, слегка растягивая ахиллесово сухожилие.

8) Рефлекторное положение пловца – левой рукой захватывают ноги ребенка, вложив второй палец руки между ногами, правую руку подводят под его грудь. Поднимают ребенка над столом, при этом он должен поднять голову и разогнуть позвоночник. После этого, положив одну руку на головку, другую на грудь, ребенка укладывают на спину.

9) Массаж живота – поглаживание.

10) Массаж грудной клетки – поглаживание.

11) Пассивное упражнение для рук «Бокс». Попеременное сгибание и разгибание рук с поворотами туловища (первый палец массажиста должен упираться в плечо). Если ребенок не дает сгибать руки, то ограничиваются массажем.

12) Поворот со спины на живот влево.

13) Рефлекторное ползание.

14) Потанцовывание при поддержке под мышки.

Третий комплекс, 4-6 месяцев.

К 4-4,5 месяцам уравновешивается тонус сгибания и разгибания, вследствие чего возможно увеличение пассивных упражнений для ног.

1) Скрещивание рук на груди 4-6 раз.

2) Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание (кольцами обеих рук обхватить голегь ребенка и в 3-4 оборота дойти до колена). Если нога левая, то кольцо правой руки впереди. Далее разминание наружных мышц бедра одной рукой.

3) Массаж стоп.

4) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

5) Топанье и скользящие шаги. Обеими руками захватывают сверху стопы ребенка между 1-м и 5–м пальцами. Ноги ребенка сгибать в коленном суставе 6-8 раз каждой ногой.

6) Поворот со спины на живот вправо.

7) Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание (мышцы захватывают между тремя пальцами и поднимают их от крестца к шее), похлопывание (тыльной стороной полусогнутых пальцев). Похлопывание не показано при гипотрофии (уменьшении веса), т.к. может произойти отслойка надкостницы.

8) Массаж ягодиц – поглаживание, растирание, разминание.

9) Парение на животе – обе руки под животом ребенка, его поднимают над столом, он должен разогнуть спину, поднять голову.

10) Массаж живота – поглаживание.

11) Массаж грудной клетки и «Бокс».

12) Парение на спине – ребенка поднимают над столом, он должен поднять голову и ноги.

13) Упражнение с 4-4,5 месяцев: приподнимание головы и туловища за выпрямленные и отведенные в сторону руки. Ребенок должен поднять голову после того, как угол между столом и телом ребенка дойдет до 45 градусов. Ребенка укладывают на бочок, затем на спинку. Выполняют два раза, укладывая на правый и левый бок.

14) Массаж ног – поглаживание, затем «Велосипед» (попеременное сгибание и разгибание ног) 6-8 раз каждой ногой. Голени захватывают ладонями, первый палец должен идти вдоль голеней. Если ноги сопротивляются, то делают валяние, потряхивание, похлопывание к подколенной ямке.

15) Поворот со спины на живот влево.

16) Обучение ползанию. Одну руку положить на грудь, ножки согнуть в коленях, ладонь массажиста прижать к ступням, чтобы они уперлись в ладонь.

17) Пританцовывание при поддержке под мышки.

Четвертый комплекс, 6-9 месяцев.

У здорового ребенка для массажа остается только туловище.

1) Скрещивание рук на груди с кольцами (ребенок и массажист держатся за кольца).

2) «Велосипед».

3) Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

4) Массаж спины – все четыре приема (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).

5) Массаж ягодиц – поглаживание или все четыре приема.

6) Приподнимание головы и туловища за выпрямленные руки. Ребенок лежит на животе, руки подняты вверх, вторые пальцы массажиста вкладываются в ладошки ребенка. Потягивая ребенка за руки, побуждают его поднять голову и туловище. Руки выше ушей не поднимать! Для воспитания правильной осанки можно затем согнуть руки в локтях и свести лопатки.

7) Парение на животе.

8) Массаж живота и грудной клетки.

9) «Бокс» с кольцами.

10) Присаживание ребенка за руки, отведенные в стороны. Затем ребенка укладывают на спину. Повторить 3-4 раза.

11) Поднимание выпрямленных ног – первый палец руки расположен под коленом, а остальные – на колене. Ноги поднимают и опускают.

12) Поворот со спины на живот без поддержки за руку.

13) Ползание.

14) Переступание при поддержке под мышки (с 8-ми месяцев держать за локти, позднее за кисти).

Пятый комплекс, 9-12 месяцев (иногда до 14 месяцев).

Исходное положение – сидя, стоя, лежа.

1) Скрещивание рук сидя.

2) Повороты туловища сидя.

3) Попеременное сгибание и разгибание ног, можно одновременно (сгибая – вдох, разгибая – выдох).

4) Поворот на живот.

5) Массаж спины.

6) Массаж ягодиц.

7) Поднимание туловища за выпрямленные руки.

8) Наклоны и выпрямления туловища. Левая рука находится на коленях, правая на животе – ребенку предлагают поднять игрушку (2-3 раза).

9) Массаж живота.

10) Массаж грудной клетки.

11) «Бокс» с кольцами сидя или стоя.

12) Присаживание за руки, отведенные в стороны. Можно одной рукой фиксировать колени, а другой держать отведенную руку ребенка.

13) Поднимание выпрямленных ног (3-4 раза).

14) Круговые движения руками (вращения плечевых суставов вперед и назад) 4-6 раз.

15. Присаживание при поддержке за палку, которую ребенок захватывает снизу, или за второй палец массажиста.

16) Приседание (в ладошки ребенка вкладывается палка или первые пальцы рук массажиста).

17) Упражнение с 12 месяцев: голени ребенка находятся между коленями массажиста, ребенок наклоняется и достает игрушку со стула. С 1,5 лет можно достать ее с пола и даже сзади (типа ласточки).

18) Ходьба самостоятельно.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх