О деревьях. Взаимосвязь живой и неживой природы

Скребцова Мария Владимировна
Лопатина Александра Александровна

Сайт "ДОБРЫЙ РЕБЕНОК"

Нравственное и Творческое Развитие Личности

Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 700 по разным
темам:
Природа:
Сказки лиственного леса
Сказки хвойного леса
Сказки о комнатных цветах
Сказки полевых и лесных цветов
О целебных травах для детей
Природоведение в сказках
Природа - глазами души
Питание:
Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
О хлебе и кашах (сказки о злаках)
Овощи целители (сказки об овощах)
Сказки фруктовых фей (о фруктах)
Ягодная академия (сказки о ягодах)
Сказки доброго самовара (о чае)
Об орехах и шоколаде.
Образование:
Сказки о буквах и словах
Добрая математика в сказках
Сказки о профессиях и мастерах
Искусство:
Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
Музыкальные сказки (готовится)
Тайны творчества (о картинах и художниках)
Другое:
600 Творческих игр для больших и маленьких
Беседы и сказки о семье
150 сказок о добрых качествах (в трех томах)

Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества
ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться,
переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий
человек сам способен на творчество.

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.
Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое.

Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
- Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
Пожалела осень ольху и говорит:
- Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где ольха - там сена вороха."
Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
- Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

Александра Лопатина


В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник. Жилище его было так просторно и так высоко, что ветер свободно прилетал к нему в гости. Художник любил свой чердак, ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - с такой высоты он не видел цветов, а он любил их. Иногда в банке у окна стоял букет полевых или лесных цветов, но чаще она пустовала, художник много работал и редко выходил на прогулки. Он скучал по цветам и, может поэтому, часто видел их во сне, и даже разговаривал с ними.
Однажды ему приснился удивительный цветок, невиданной красоты. Этот цветок не рос на лугу, или в лесу под кустом, но парил в небесной вышине и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли.

Художник распахнул окно, протянул к цветку руки и воскликнул:
“Волшебный цветок, кто наполнил тебя таким дивным светом?!”
И услышал в ответ: “Сияние Благословенной Красоты!”
- А почему твои листочки плачут?
- Мое сердце истекает слезами жалости к спящим душам.

Художник проснулся, вскочил, распахнул окно и долго вглядывался в светлеющее небо, а потом нашел чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и печь, а ведь стояла зима. Но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он зашвырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дорожал от холода, но не было сил затопить печь.

Вдруг раздался звонок, с трудом художник поднялся и открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка с большой виолончелью.
“Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки, но, кажется, не туда попала?”
“Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вспомнив, как часто звуки виолончели будили его на заре. Потом он вернулся в комнату и в беспамятстве свалился в постель. Очнулся художник от того, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым и теплым чаем.

В печке весело потрескивали дрова, а горло было укутано теплым шарфом. В углу стояла виолончель, и глаза маленькой незнакомой девочки смотрели на него с тревогой. “Ну, пожалуйста, выпейте, это очень полезный отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло”, - просила она. Художник, выпил целых три чашки и тут же уснул. Всю ночь ему снились глаза незнакомой девочки, ему было тепло и хорошо от их лучистого света, но он никак не мог вспомнить, где он видел их раньше. Целую неделю болел художник, и девочка ухаживала за ним. Она появлялась после обеда, топила печь, поила художника чаем с травами и иногда немножко играла на виолончели. “Вы знаете, - извинялась она, - я еще не научилась играть по-настоящему, я пока играю по-своему.”

Но художнику ее музыка, сама она и все, что с ним случилось, казалось волшебным сном. На седьмой день, проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым. Увидел в углу заброшенный холст и решил нарисовать портрет своей маленькой спасительницы. Он так увлекся работой, что не заметил, как наступил обед, и девочка опять пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла. С холста смотрел на нее цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли слез. “Какой волшебный цветок”, - прошептала девочка.
“Это - твой портрет, - ответил художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.”

  • Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри?
  • Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок?
  • Какою была маленькая девочка?
  • Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка.
  • Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?

Избранные сказки в файле ниже:

  • Сказки малышам , 748 Kб
  • СКАЗКИ О МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЕ. , 113 Kб

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №4» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Сахаветдинова З.А.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.

Актуальность

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.

Цель проекта

Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.

Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи проекта

Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.

Развивать у детей познавательную активность.

Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.

Активизировать и обогащать словарь.

Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.

Ожидаемый результат

1. Расширятся знания детей к растительному миру-деревьям;

2. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного.

3. Пополнится словарный запас по данной теме.

4. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.

5. Родитель активный участник в экологическом проекте и способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Этапы проекта

1этап – Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.

Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

2этап – Практический

Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Оформление альбома « Деревья нашего участка», «Птицы»

«Музыка природы».

Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Составление описательных рассказов о деревьях.

Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».

Наблюдение за деревьями, за зимующими птицами.

Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».

Опыты- эксперименты Подвижные игры

Словесные игры

родителями Чтение

Дидактические игры художественной литературы

Наблюдения в

природе Рассматривание картин,

иллюстраций

Рябина Боярышник

Береза Черемуха

Липа

Дерево могуче, дерево сильно,

ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

Смотри не поленись:

Ствол- дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Она весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

Зима в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица

На рябине покормиться!

С.А.Васильева.

Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»

Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»

Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.

«Жизнь дерева» А.Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я.Маршак,

«Липкины дары» А.Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

«Мудрость дерева» А.Лопатина

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3 этап – Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

· сколько интересного мы узнали о деревьях.

· как ухаживать за деревьями в зимний период.

· выставки детских работ.

· итоговое занятие «Деревья – наши друзья»

Итоги проекта

· Проект позволил детям расширить знание о природе родного края, о пользе деревьев.

· Дети получили ответы на интересующие вопросы.

· Выросли коммуникативные навыки.

· Дети активно проявили себя в творческих работах.

· Родители активно приняли участие в изготовлении кормушек

Встречаемся с нашей березой

каждый день.

Что нужно дереву для жизни?

(солнце, вода, ветер, воздух, земля).

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Орудия труда, которые необходимы для ухода за деревом.

Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

Вот какие

у нас деревья получились

Выставка «Ёлочки»

Вот такие интересные поделки получились у наших родителей из сухих листьев

Пластилинография

«Кисть рябины»

Дерево зимой «Ему тепло, уютно и весело

от нашей работы».

«Укроем березу снегом, чтобы было тепло».

Не скучай - птицы твои друзья!

Помогаем птицам пережить зиму:

«Птицам страшен не холод, а голод!»

Кому нужны деревья в лесу.

Теоретический и практический материал к проекту.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Деревья нашего участка»

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.

Актуальность

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.

Цель проекта

Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.

Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Задачи проекта

Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.

Развивать у детей познавательную активность.

Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.

Активизировать и обогащать словарь.

Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.

Ожидаемый результат

Этапы проекта

1этап – Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

Проведение тематических лекций «Деревья - наши друзья».

Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.

Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

Проведение бесед тематических лекций.

2этап – Практический

Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Оформление альбома « Деревья нашего участка», « Птицы нашего края»,

«Музыка природы».

Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Составление описательных рассказов о деревьях.

Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».

Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».

Занятия по окружающему миру, ИЗО, Экологическому воспитанию.

Труд

Опыты- эксперименты Подвижные игры

Виды совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Словесные игры

Досуг

Работа с

родителями Чтение

Дидактические игры художественной литературы

Наблюдения в

Природе Рассматривание картин,

Иллюстраций

Деревья, которые растут на нашем участке.

Рябина Боярышник

Береза Черемуха

Липа

Стихотворение «Строение дерева»

Дерево могуче, дерево сильно,

ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

Смотри не поленись:

Ствол- дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Она весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

Зима в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица

На рябине покормиться!

С.А.Васильева.

Социально-личностное развитие

Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Познавательно-речевое развитие

Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»

Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»

Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.

Чтение художественной литературы

«Жизнь дерева» А.Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я.Маршак,

«Липкины дары» А.Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

«Мудрость дерева» А.Лопатина

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

сколько интересного мы узнали о деревьях

сколько птичек мы спасли мы за зимний период

оформление выставок


Самый гладкий путь во Вселенную - сквозь лесную чащу. Джон Мюир

Деревья - это стихи, что пишет земля на небе. Мы валим их и превращаем в бумагу, чтоб записать на ней свою пустоту. Халиль Джебран

Деревья - как люди, и тоже любят общество себе подобных. Одиночество предпочитают лишь немногие. Йенс Йенсен

Удивительно, что мы видим деревья и больше не удивляемся им. Ральф Эмерсон

Ни один из нас, людей, не устраивается в жизни так умело, как , - если, конечно, не считать девять месяцев, предшествующих первому вдоху. Бернард Шоу

Мне нравятся деревья: по-моему, они лучше других умеют мириться с условиями жизни. Уилла Катер

Угли готовы за миг, лес же растет годами. Сенека

Пригород - это там, где застройщик выкорчевал , проложил улицы и дал им имена деревьев. Билл Воэн

Посадить дерево - самый неэгоистичный из всех человеческих поступков. Это более чистый акт веры, чем рождение детей. Торнтон Уайлдер

Среди деревьев всегда хорошо, в отличие от людей. Девид Митчелл

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу. Фридрих Ницше

Человек создан затем, чтобы идти вперед и выше… Не может быть какого-то благополучия, когда все лягут под прекрасными деревьями и больше ничего не будут делать. Максим Горький

Жизнь без любви подобна дереву без цветов и плодов. Халиль Джебран

Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания. Николай Карамзин

Наши жизни подобны островам в океане или в лесу, чьи корни переплетены в подземной глубине. Уильям Джеймс

Генеологическое дерево совсем как живое. Если его постоянно не подпитывать, оно засохнет. Борис Шапиро

Привитое дерево напоминает «прикормленного политика». И то и другое развивается в нужном направлении. Борис Шапиро

Дерево, растящееся годами, срубается в минуту. Силован Рамишвили

Прививание у дерева меняет результат. Силован Рамишвили

Дерево без корней и корни без дерева не живут. Силован Рамишвили

Если люди возвратятся жить на деревья, то начнут вить там пулеметные гнезда. Юрий Базылев

Деревья не растут до неба. Анри Файоль

Видимо, пустыня для того и существует, чтобы люди радовались деревьям. Пауло Коэльо

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор. Конфуций

Могучий дуб не вырастет в оранжерее. Неизвестный автор

ЖЕЛУДЬ — дубина в начало карьеры. Неизвестный автор

Дерево — это не только ветви и листья, но и тень под деревом и небо сквозь них. Андрей Битов

Чтобы дерева стройность любить на земле, не смотри на извивы корней под землей. Эдуард Асадов

Дерево сажает один человек, а в его тени отдыхают тысячи людей. Бауржан Тойшибеков

Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем. Иоанн Дамаскин

Дерево, как бы мощны и крепки ни были его корни, можно выкорчевать за какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы оно стало плодоносить. Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

Каждое неисполненное обещание — это безводное облако, ненаточенная сабля и бесплодное дерево. Мухаммед ибн Али Ас-Самарканди

Кто-то стучит по дереву из суеверия, а кто-то из родственных чувств. Павел Шарпп

Говорят, что за жизнь надо обязательно посадить дерево. На самом деле, этого недостаточно — надо, чтобы посаженных деревьев было больше, чем срубленных. Сергей Федин

Излишний отдых- лень; излишнее древо «р-р-раз»- и пень! Арсен Асов

Засох младой дубок от горя, а ныне, — на радость старику он посох. Арсен Асов

Сосновому бору — Брат, понятное дело, — Ельник … Арсен Асов

Жена желает большое денежное дерево,
а я побольше бумажных денег! (можно деревянных) Михаил Камакин

Если бы деревья были такимиже разумными как люди, их забота о ближнем, сводилась бы к вечному вопросу- как бы спилить другие деревья, чтобы по пеньку узнать их получше! Виталий Власенко

Из древесины дуба человек умеет мастерить тысячи вещей, но никому не удасться сделать чудо природы — желудь. Георгий Александров

Люди всего мира подтирают себе задницы прекраными деревьями. Джек Керуак

Леса учат человека понимать прекрасное. Антон Чехов

Терпение произрастает не на каждом дереве. Томас Фуллер

Кто рубит сук, на котором сидит, тот еще не спустился с дерева. Владимир Колечицкий

Докапываясь до корней не погуби дерева. Стас Янковский

Лес заботится не о каждом своём дереве. Георгий Александров

Любовь не вечна, но она даёт новое вечнозелёное дерево жизни. Георгий Александров

Если нашему человеку дать свободу передвижения, он снова залезет на дерево и начнёт мечтать о цивилизации! Сергей Мырдин

Вот долг настоящего человека: защищать всех, как дерево защищает путника от палящего солнца, и трудиться, чтобы многие люди наслаждались тем, чего он достигнет, подобно тому как приносит плоды плодородное дерево. Тамил Катрен

Доверчивость притягивает обман, как одинокое дерево в поле — молнию. Юрий Татаркин

Доверчивость это хиленький саженец пышного дерева веры. Юрий Татаркин

Характер подобен дереву, а репутация — его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве. Авраам Линкольн

Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его. Александр Дюма (сын)

Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов. Александр Поп

Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево. Мартин Лютер

Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам. Козьма Прутков

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь). Автор –Виноградчая Елена Григорьевна – воспитатель подготовительной группы.

Цель проекта:


  • Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

  • Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

  • Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

  • Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Экологический проект «Деревья нашего участка» , развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; происходит усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируются разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Московской области.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводятся беседы, занятия, привлекаются родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создается экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создаем план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:


  1. Как зовут тебя дерево?

  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

  3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

На занятиях по изо-деятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия.

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:


  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

  2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).

  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:


  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:


  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.

  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!
Занятие «Деревья – наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям. Наши друзья - это деревья! Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев. Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: дуб, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева): Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

Ствол - дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (ствол покрыт корой).

Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).

Молодцы! Правильно назвали строение дерева.

Посмотрите! А что это за дерево? (рябина.)

Осень в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

(С.А. Васильева)

Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)

А это что за дерево?

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Осенние клены -цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

(С.А. Васильева)

Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью...)

Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (желтые, красные)

А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист).

А теперь к какому дереву мы подошли?

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

Над улицей несутся сотни белых мух».

(С.А. Васильева.)

Тополь, это дерево, которое растет в городе.

Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (тополь- это
городское дерево)

Для чего в городе нужны деревья? (листья деревьев поглощают углекислый газ и
вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)

Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)

Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

А что говорят в народе о сосне?


  1. 1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,

  2. 2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»

  3. Как выглядит сосна?
(Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна размножается шишками.)

Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)

Как много красивых листьев собрали!

А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)

Какая красивая тропинка получил ась! Вам нравится ребята? (ответы детей)

Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

(С.А. Васильева)

Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (у березы)

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (у березы)

Какое значение имеет - листопад? (приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

А сейчас, отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки)

Если в роще растут березы, как называется эта роща? (березовая роща.)

А если в роще, растут дубы? (дубовая роща)

Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.

Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!» До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952).

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод – метод проектов.

Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека.

Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом :

  1. В центре внимания – ребенок.
  2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
  4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Доминирующая в проекте деятельность:

  • исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);
  • практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);
  • творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наооборот» и др.);
  • игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:

  • монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);
  • межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).

3. Характер контактов:

  • среди детей одной группы;
  • среди детей нескольких групп;
  • среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т.д.

4. Количество участников проекта:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный.

5. Продолжительность проекта:

  • краткосрочные (1 или несколько занятий – 1-2 недели);
  • среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
  • долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта.

Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет три уровня проектной деятельности дошкольников .

1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).

Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».

2. Развивающий (5-6 лет).

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

3. Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов :

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  7. Защита проектов.
  8. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.

Заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно большое число «плюсов», данная технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного образования. Она довольно затратна по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребенку, веры в его возможности. Поэтому к внедрению технологии проектного обучения в работу с детьми воспитателя нельзя принуждать. Это должно быть взвешенным решением самого педагога.

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь). Авторы – проектная группа детского сада №64: Сахаутдинова Милия Фаизовна – воспитатель подготовительной группы.

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Башкортостана.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  1. Как зовут тебя дерево?
  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия.

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
  2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:

  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх