Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю? Режим дня первоклассника консультация (1 класс) на тему Мой режим дня для портфолио 1.

Многие родители уже поняли важность правильного режима и организации времени. Для школьников, начиная с первого класса, так же важно правильно планировать время. Родителям следует составить определенный распорядок дня для своего первоклассника и ежедневно следить, чтобы чадо его придерживалось.

Не страшно, если Вы уже даже не помните основных моментов, которые должны присутствовать в таком распорядке. В нашей статье мы расскажем о правилах правильной организации времени и покажем примерный распорядок дня для Вашей первоклашки.

Зачем первокласснику расписание дня?

Приходя в школу, ваше чадо погружается в новый для него мир. Ему потребуется много сил и стараний для того, чтобы освоить новые знания, отсюда как следствие – быстрая утомляемость. Во избежание этого, чтобы детки могли спокойно учиться и не болеть, нужно тщательно распланировать жизнь первоклашки. Благодаря грамотному распорядку детки научатся себя дисциплинировать и, что очень важно, без потерь в работоспособности.

Как составить распорядок дня для первоклашки?

Для правильной организации дня вашего чада потребуется придерживаться некоторых рекомендаций и принципов:
— первоклассник должен ложиться спать не позднее 21:00, поскольку ему необходим 10-чаосовой сон, не меньше;
— если малыш днем спит, внесите этот дневной сон в расписание, например можно им заменить какие-то игры. Но ни в коем случае не ограничивайте свое чадо в этом, потому, как это необходимо детскому организму (все индивидуально);
— ребенку необходимо не менее трех часов (в общей сложности) в день находиться на свежем воздухе;
— физические или умственные нагрузки ребенка необходимо чередовать с играми или отдыхом. Это значит, что сразу же после того, как детки пришли из школы, не садите их делать уроки и уж тем более не оставляйте первоклашек на кружки и какие либо дополнительные занятия, деткам нужен отдых;
— в обязательном порядке в рационе первоклассника должны иметь место свежие овощи и фрукты. А вот острой пищи, соленой или даже жареной много быть не должно в детском меню;
— режим приема пищи у первоклашки должен состоять из пяти приемов, включая школьный завтрак;
— готовьте горячие и питательные завтраки, например: омлет, оладьи, каши молочные, которые помогут разбудить организм и придадут сил. Выработайте у деток привычку хорошенько завтракать. И никогда не торопите кроху за едой, прием пищи должен проходить спокойно.

Примерный режим дня первоклашки

— с 6:30 до 7:00 – подъем и пробуждение;
— с 7:00 до 7:30 – утренняя гимнастика, одевание, водные процедуры;
— с 7:30 до 7:45 – первый завтрак;
— с 7:45 до 8:15 – дорога в школу;
— с 8:30 до 12:00 – учеба, получение знаний в школе;
— с 10:00 до 10:30 – второй завтрак (школьный);
— с 12:00 до 13:00 – дорога домой из школы;
— с 13:00 до 13:30 – переодевание, а так же водные процедуры;
— с 13:30 до 14:00 – обеденный прием пищи;
— с 14:00 до 15:30 – отдых (сюда можно включить прогулку по улице, игры, сон, просмотр мультипликационных фильмов, спорт и т.д.);
— с 15:30 до 16:30 – выполнение домашнего задания, повторение пройденного в школе материала (следует помнить, что через каждые 15 минут занятий нужно делать перерывы);
— с 16:30 до 16:45 – полдник;
— с 16:45 до 18:00 – прогулка, дополнительные занятия, кружки;
— с 18:00 до 19:00 – свободное время или помощь родителям по хозяйству, либо какие-то совместные игры дома или на улице;
— с 19:00 до 19:30 – вечерний прием пищи (ужин);
— с 19:30 до 20:00 – прогулка пешком по свежему воздуху (без активных игр);
— с 20:00 до 21:00 – подготовка к предстоящему сну: гигиена, переодевание, уборка;
— с 21:00 до 07:00 – сон.

Если ученик первого класса остается после занятий в группе продленного дня, то режим его с 12 до 17 часов, конечно, поменяется. Но воспитатели в продленке обычно планируют его похожим образом, как и родители. Единственная разница может быть в том, что в школе не всегда можно организовать полдник или сон после обеда. В таком случае родителям достаточно просто дать деткам в школу с собой сухофрукты, печенье или, скажем, яблоко.

Самое сложное – это первые два месяца, пока ваше чадо привыкнет к режиму, а далее он будет уже более организованным и дисциплинированным и сам уже будет знать когда и что ему делать.

Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?

Почему необходимо соблюдать режим

Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.

Надо знать

Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки

Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий

В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается

Примерный режим дня первоклассника

07:00 Пробуждение, умывание, зарядка

  • Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
  • Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.

07:20–07:40 Завтрак

  • Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
  • Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).

Вам будет интересно


08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)

Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.

Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.

Вам будет интересно

Вам будет интересно

13:00 Обед

  • Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
  • Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.

Вам будет интересно

14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры

  • Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
  • Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).

16:00 Полдник

  • На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
  • Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.

16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций

  • При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
  • Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.

Вам будет интересно

17:30–19:00Прогулка, активные игры

  • Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
  • Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.

19:00 Ужин

  • Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
  • Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.

Вам будет интересно

19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну

  • Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
  • Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.

21:00–07:00 Сон

  • Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
  • Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
  • При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
  • В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
  • Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
  • Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
  • Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.

Начальное общее образование

Правильный распорядок дня первоклассника

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

«Как организовать день моему первокласснику?» – этот вопрос регулярно задают родители учителям, врачам и другим экспертам. Действительно, правильно построенный режим дня крайне важен для того, чтобы ребенок плавно и комфортно вошел в учебный процесс и сохранил свое здоровье. Часто родители сами формируют правила, которые не всегда исполнимы и далеко не всегда действительно нужны первокласснику.

Чтобы исправить возможные ошибки родителей, мы решили обратиться к двум экспертам – учителю начальных классов и опытному детскому врачу. Пусть их советы и наблюдения помогут нам составить объективную картину о том, каким должен быть режим дня современного первоклассника.

Алексей Игоревич Крапивкин , доктор медицинских наук, директор московского Научно-практического центра детской психоневрологии


Режим дня: сохраните детсадовскую норму

Когда ребенок идет в школу, его жизнь сильно меняется. Но и в первом классе вполне возможно сохранить тот режим дня, который был у вас в детском саду: с регулярным питанием, послеобеденным отдыхом и достаточно активными прогулками, пусть и не такими длинными.

Питание: главное – разнообразие

Организм первоклассника остро нуждается в регулярном питании, чтобы вовремя восполнять недостаток глюкозы. К семи годам у ребенка уже должны быть сформированы пищевые привычки: обязательный полноценный завтрак, горячий обед, правильные перекусы – второй завтрак, полдник.

Мой главный совет родителям: кормите детей разнообразно. Любой избыточный продукт может повлиять на состояние ребенка, его пищеварение, сон и физическую активность. Конечно, лучше избегать обилия сладкого, жирного или острого в рационе ребенка – по той же причине.

В то же время если у ребенка нет серьезных заболеваний, то нарочитых ограничений в еде быть не должно. Приходя в новый детский коллектив, ребенок пересматривает свою норму питания: если все едят печенье, почему он должен от него наотрез отказаться? Если все перекусывают после третьего урока, почему он не может взять с собой бутерброд или яблоко?

И еще один совет: чтобы не рисковать самочувствием ребенка ночью, постарайтесь накормить его ужином примерно часа за два до сна, не позже. Если не получилось поужинать вовремя – предложите максимально легкую и безопасную для ЖКТ пищу.

Сон: главное – не сражайтесь за показатели

Не только первоклассник, но и любой человек должен спать столько, сколько требует его организм. Но иногда родители укладывают ребенка чуть ли не в восемь вечера, чтобы он проспал как можно дольше, это, на мой взгляд, лишняя мера.

По статистике, взрослому человеку нужно не менее 8 часов сна в сутки. Первокласснику нужно немного больше, но не 12 часов, как грудному младенцу. Самое главное – укладывая ребенка спать пораньше, не сражайтесь за показатели, лучше посмотрите на его состояние. Легко ли ему просыпаться наутро? Хватает ли сил до вечера?

Лучше всего укладывать ребенка спать между 9 и 10 часами вечера, желательно – не позже 10 часов. При этом время за 1,5–2 часа до сна должно быть у ребенка свободно для проведения ежедневных ритуалов: водные процедуры, чтение на ночь, стакан молока – и как можно меньше стрессов, тогда ребенок плавно войдет в сон и сможет полноценно отдохнуть.

Что касается дневного сна, то мне кажется, что нет никаких оснований настаивать на том, чтобы ребенок спал днем. Если ему хочется лечь поспать после обеда – отлично, если нет – не настаивайте. Главное, дневной сон должен делить день на два равных промежутка. Не нужно укладываться спать позже 4 часов вечера: тогда ночной сон может пострадать.

Нагрузки: добивайтесь состояния разумной усталости

Сейчас много говорят о том, что первоклассники едва выдерживают непомерную нагрузку, которую им устраивают школа и родители со своими кружками и секциями. Мне нравится идея, что уровень нагрузок должен определяться переносимостью. Если у вашего ребенка достаточно ресурса, чтобы после школы отзаниматься два часа на фортепиано, а вечером с удовольствием сходить в спортивную секцию, то почему бы и нет? Для родителей главным показателем уровня нагрузок должно быть состояние ребенка по вечерам. Если он падает с ног, капризничает, не может есть, до того он устал – вы явно переборщили. Если он активен и мог бы еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. А вот если его усталость не чрезмерна, естественна, не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, объем нагрузки достаточный.

Физическая активность

Тут важно помнить, что для семилетнего ребенка просто просидеть за партой несколько часов подряд – колоссальная нагрузка. Чтобы ее снять, полезнее не уложить ребенка в постель, а дать ему как следует побегать, дать выход напряжению.

Потребность ребенка в движении естественна, физиологична. Обязательно давайте ему возможность как следует попрыгать, полазить, побегать после школы, а если нужно, то еще и вечером.

Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он делал небольшие разминки после долгого сидения за уроками: элементарной гимнастики будет достаточно. И отдайте ребенка в спортивную секцию: два-три раза в неделю.

Елена Александровна Чулихина , учитель начальных классов в МБОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»


Режим дня: в выходные как в будни

Тут и говорить не о чем, каждому первокласснику нужен полноценный режим дня. Лучше всего, если он в выходные не сбивается, а то потом трудно будет перестраиваться к началу рабочей недели.

Питание: горячее лучше печенья

Сейчас практически все родители очень боятся, что дети в школе будут сидеть голодные. Дают им с собой конфетки, печенье, булочки, вафли и другие «сухомятки» – это притом, что в школе работает столовая, где всегда можно съесть горячий завтрак и хорошо пообедать. Естественно, наевшись сладкого, дети в столовой отказываются от полноценной горячей еды. Поэтому хочу дать родителям совет: приучайте их лучше ходить в столовую, утром есть кашу или омлет, днем обедать хорошим горячим супом, а не леденцами. Я не против того, чтобы вы давали детям с собой угощение, но в меру, а не так, чтобы оно перебивало аппетит.

Сон: не клевать носом на уроках!

Скажу вам честно, это очень неприятно, когда на первом уроке у тебя в классе дети клюют носом. Поэтому, пожалуйста, укладывайте детей спать вовремя, в лучшем случае часов в девять вечера. Не нужно надеяться, что утром урвете минут пятнадцать сна: с этого начинаются утренние опоздания, а это тоже не очень помогает детям сосредоточиться.

Дневной сон – вещь полезная, тем более что дети сами, как правило, требуют послеобеденного отдыха: приходят из школы и сразу ложатся спать. Значит, им это нужно, значит, родителям надо учитывать эту потребность при составлении режима дня.

Нагрузки

Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Они обычно начинаются после обеда и длятся до двух академических часов в день – это в дополнение к обычной школьной нагрузке. Кроме того, почти каждый ребенок посещает различные кружки, некоторые из них очень серьезные и располагаются на другом конце города. Получается, что первоклассники очень загружены в будние дни, даже при условии, что в первом классе им не задают на дом.

Здесь я не вправе давать родителям какие-либо советы: они сами решают, как, чем и сколько загружать детей, каких требовать достижений и т. д. Но я бы настаивала на том, чтобы хотя бы в выходные дни дети были свободны, могли заниматься своими делами, играть, гулять, провести вечер в кругу семьи. Это лучшая поддержка, которую мы можем им дать.

Физическая активность

Мы следим за тем, чтобы дети между уроками делали разминки, могли побегать, разгрузиться как следует. Важно, чтобы и родители заботились о том же. Обязательно давайте детям гулять, много двигаться. Лучше всего, когда они идут домой из школы пешком, а не передвигаются на машине.

Режим дня первоклассника

Учитель начальных классов Краснова З.А.

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.

Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам.

Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима - одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.

С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают.

Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.

Основные режимные моменты - это учебные занятия в школе и дома, занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках и т.д., подвижные игры и спорт, прогулки, помощь в семье и самообслуживание, свободное время, прием пищи и ночной сон. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки.

Главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление организма.

Примерный режим дня для первоклассника:

Подъём 7.00

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00 – 7.20

Завтрак 7.20-7.40

Дорога в школу 7.40-7.55

Занятия в школе 8.30-11.45

Горячий завтрак в школе 9.30 – 9.45

Дорога из школы или прогулка после занятий 12.00 – 12.30

Обед 12.30 – 13.00

Послеобеденный сон или отдых 13.00 – 15.00

Прогулка, игры на воздухе, помощь семье 15.00 – 16.00

Полдник 16.00 – 16.15

Выполнение домашних заданий (со второго полугодия) 16.30 – 17.15

Прогулка, общественно полезный труд 17.15 – 19.00

Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры 19.00 – 20.00

Приготовление ко сну 20.00 – 20.30

Сон 20.30 – 7.00

________________

Многим семьям, в которых появились первоклашки, думаю, знакома ситуация, когда уже в начале сентября маленький школьник по вечерам еле-еле доползает до своей кровати, а утром очень долго и мучительно просыпается. Почему так происходит, неужели ребёнка так сильно перегружают в школе? А если малыш ещё ходит в какие-либо кружки, или в спортивные секции… Неужели занятия спортом придется отменять?

На самом деле, происходит это, в большинстве случаев не из-за перегрузки, а из-за неправильно спланированного режима дня, или из-за его полного отсутствия. Первоклассник ещё не в состоянии сам распланировать свой день так, чтобы успеть сделать все необходимое, отсеять второстепенные, или вовсе ненужные дела и ещё оставить время на отдых.

Задача родителей помочь малышу, и научить его рационально выстраивать график на каждый день, т. е. организовать режим дня ребенка.

Организация режима дня позволяет ребенку:

легче справиться с учебной нагрузкой;

защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда.

Сразу следует отметить, что работоспособность у детей, не одинакова на протяжении дня. Специалисты говорят о двух, так называемых пиках трудоспособности: с 8 до 11 часов утра, и с 16 до 18 часов вечера. Затем, наступает резкий спад. Основываясь на этих данных и необходимо выстраивать оптимальный режим маленького школьника.

Просыпаться ребёнок должен приблизительно за час до выхода из дома. Сразу зарядка, затем горячий завтрак. Не стоит рассчитывать на то, что ребёнок покушает в школе - завтрак должен быть обязательно.

С 08.30 и приблизительно до 11.45 – занятия в школе. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока по 35 минут, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебе. После школы стоит погулять на улице. Пусть первоклассник побегает, попрыгает, активно проведет время.

Когда ребёнок приходит из школы, не стоит сразу усаживать его за уроки. Во-первых, как мы уже знаем, работоспособность ребёнка в это время сильно понижается. Во-вторых, малышу просто необходимо отдохнуть после занятий в школе.

Самым идеальным вариантом была бы прогулка с играми на свежем воздухе. Если выйти на улицу нет возможности, позвольте малышу порезвиться дома. Если ребёнок сильно устаёт, нужно сохранить дневной сон, к которому ребёнок привык в детском саду.

Лучшее время для подготовки домашнего задания приблизительно с 16 до 18 часов. Начинать нужно с более простых, затем переходить к более сложным. Каждые 25-30 минут нужно давать возможность ребёнку отдохнуть. Лучше всего сделать с ним пальчиковую зарядку, или несколько упражнений. Если ребёнок, занимается в какой – либо секции, занятия там тоже должны заканчиваться не позднее 18 -19 часов, чтобы малыш успел вернуться домой, поужинать и вовремя лечь спасть.

Ужинают все школьники дома за 1,5-2 часа до сна. Ужин, принятый непосредственно перед сном, мешает ночному отдыху.

А вот вечер можно посвятить домашним играм или прогулке всей семьей. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами. Но вот дела завершены. В каждой семье к телевизору свое отношение.

В одних семьях дело сводится к прямому запрету - в будни детям смотреть телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и отбирают передачи, которые будут смотреть дети, стараясь не превысить рекомендуемой нормы - до 7 часов в неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших школьников.

Следите за тем, чтобы первоклассник не ложился спать слишком поздно. Спать желательно ложиться не позже 21 часа, так как первоклассник должен спать около 11,5 часов в сутки (включая 1,5 часовый дневной сон). Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Даже совсем большие дети очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не прекращает играть. Под влиянием учения, новых знаний об окружающем мире, под влиянием дальнейшего физического укрепления организма в игру школьника вносится много новых и интересных моментов. Игра оказывает по-прежнему большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств.

Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Выходные дни постарайтесь разгрузить от домашних хлопот и уделить побольше внимания ребенку. Чем заняться? Куда пойти? В кино, цирк, в музей, на выставку. Большое удовольствие доставят вам совместные прогулки с детьми. Все это сближает нас с ребятами, закладывает прочные и глубокие узы дружбы, без которой трудно строить отношения с подрастающими детьми. Нужно только планировать все заранее и так, чтобы не перегружать ребенка зрелищами.

Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах - обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому ритму. Но бот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило, чуть позже. И обед затягивается-за столом собирается вся семья. А вот лечь спать первоклассник должен вовремя; ведь завтра в школу!

Конечно, начинать приучать малыша к новому режиму дня нужно постепенно, на это может уйти от двух недель до двух месяцев. Все зависит от характера и темперамента ребёнка, а также от родителей, но поверьте – эти нововведения пойдут ребёнку только во благо.

Девять подсказок для родителей первоклассника.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры.

спех ребенка в школе напрямую зависит от организации его жизни дома.

Учебная деятельность – новая для ребенка, даже если его основательно готовили к школе. Физические и психические нагрузки, с которыми ребенок столкнется в школе, значительно превышают привычные для него детсадовские нормы. Нервная система ребенка далека от зрелости, низок предел истощаемости нервных клеток.

Даже взрослые тяжело переживают смену работы, места жительства, социальных условий жизни. Ребенку же предстоит большее: кардинальная ломка старых стереотипов поведения и деятельности. Новые стереотипы должны будут закрепиться в его жизни с тем, чтобы руководить ей долгие годы.

Исходя из этих соображений, ясно, насколько важна правильная организация жизни ребенка.

Во-первых, она позволит легче и быстрее адаптироваться к школе.

Во-вторых, школьная жизнь существенно повышает требования к здоровью ребенка. Отсутствие грамотной, продуманной системы воспитания в этот период может привести к серьезным отклонениям в здоровье.

Рабочее место первоклассника

У ребенка должно быть специальное место, где он будет готовить уроки. Часто, особенно если семья живет в небольшой квартире, ребенку приходится заниматься за кухонным столом или компьютерным столиком папы. Родители думают, что уроки у малыша пока невелики, и он вполне может пристроиться там на часок.

Это неверно. И не только потому, что школьнику необходима специальная мебель для правильного формирования осанки и меньшей утомляемости.

Выделяя первокласснику отдельное рабочее место, вы подчеркиваете его социальный статус – более высокий, чем статус дошкольника. Ребенок понимает, что учеба теперь будет его главным видом деятельности, что его труд так же важен, как и труд взрослых.

Кроме того, строгая рабочая обстановка, в которой ничто не отвлекает, позволяет ребенку лучше сосредоточиться на домашнем задании.

Если есть возможность, подключите самого ребенка к выбору мебели для школьного уголка, к его оформлению, раскладке книжек, тетрадей, других школьных принадлежностей. При этом тактично направляйте выбор, учитывайте его мнение там, где это уместно, объясняйте, если нужно, ошибки. Этим вы еще раз подчеркнете его статус (а также научите думать и выражать свои мысли).

Расположить предметы в уголке школьника нужно так, чтобы их легко было найти и положить обратно, удобно, приятно, так, как нравится ребенку. Не должно быть ничего лишнего, а также слишком пестрого и игрушечного. Это будет отвлекать от занятий. Первокласснику, как правило, еще не нужен для занятий компьютер.

Итак, у ребенка должен быть свой письменный стол, стул и место для учебников и тетрадей (стеллажи, полочки, шкафчики, выдвижные ящики). Независимо от того, есть ли у ребенка своя комната, рабочую зону нужно отделить от прочих (игровой, зоны сна, зоны отдыха). Это можно сделать, просто поставив перегородку.

Общие требования к уголку школьника

  • Рабочий стол расположен на уровне нижней части груди ребенка.
  • Стол расположен под небольшим наклоном – от 15 до 30 градусов (это не обязательно, но желательно).
  • Минимальный размер стола – 60*120 см.
  • Стул нужен обычный, без колесиков и подлокотников.
  • Спина ребенка должна спокойно опираться на спинку стула.
  • Ноги не висят и не упираются о внутреннюю поверхность стола, а стоят на полу (или на подставке) под прямым углом.
  • Проверить правильность выбора стола и стула можно так: пусть ребенок сядет и положит руки на столешницу параллельно друг другу, при этом верхняя и нижняя часть рук должны образовать прямой угол.

Лучше, когда уголок школьника расположен у окна, потому что от освещения зависит утомляемость ребенка.

Требования к освещению

  • На столе должна быть настольная лампа.
  • Свет от лампы или от окна должен падать слева (если ребенок правша).
  • Настольная лампа ни в коем случае не должна быть единственным источником света, она используется только в сочетании с основным освещением.
  • Свет от настольной лампы должен падать рассеянно и равномерно на всю рабочую поверхность стола, ни в коем случае не прямо в глаза ребенка и не острым направленным пучком света.

Распорядок дня первоклассника

Дошкольник достаточно свободно распоряжается своим временем, ему не приходится замечать, что времени не хватает для разных важных дел. Очень важно научить первоклассника организации времени, – это поможет ему в учебе и позволит сохранить здоровье.

В связи с этим распорядок дня приобретает для первоклассника статус «священной коровы». На самом деле, следовать режиму дня нужно и в дошкольном возрасте. Но, если за дошкольника следят за соблюдением режима его родители, то теперь нужно научить ребенка самостоятельно распределять свое время.

Это сложно; может быть, на это уйдет весь первый год обучения ребенка в школе. Но это необходимо так же, как привычка чистить зубы и мыть руки перед едой. Родителям следует знать, что многие трудности с учебой и здоровьем исчезают, стоит наладить подходящий распорядок дня, и это не миф.

Примените тот же прием, что и с уголком школьника. Обсудите режим дня с ребенком, учтите все его пожелания, тактично направьте в нужную сторону, объясните ошибки. Затем красочно оформите распорядок дня, скрепите импровизированной печатью и подписью. Поместите его на видное место в комнате.

А теперь самое главное – написанное нужно соблюдать ! При этом не ждите от ребенка его самостоятельного выполнения. Игровая форма хороша для того, чтобы создать положительный настрой, но сама по себе она не научит организованности. Поначалу все нужно делать вместе с ребенком, контролировать его. Подталкивать ребенка следует тактично, исключив крики, критику и наказания. Только долгая, постоянная и методичная работа даст результат.

  1. Просыпаться следует минимум за час до выхода из дома в школу.
  2. Желательно начать день с зарядки, на которую хорошо бы отвести 15-20 минут.
  3. Заправить постель (лучше, если ребенок делает это сам), умыться, одеться-причесаться – еще 20 минут.
  4. Те же 20 минут на завтрак, и не следует ребенка торопить, нужно, чтобы он позавтракал плотно.
  5. Если школа находится недалеко от дома, лучше дойти туда пешком, – такая прогулка полезна. Если же дорога занимает больше 20 минут – лучше добраться до школы на транспорте.
  6. То же самое – по возвращении из школы, в любом случае, после школы нужна активная прогулка.
  7. Тихий час или пассивный послеобеденный отдых – обязателен! Только не стоит проводить его за телевизором или компьютером.
  8. Лучшее время для работы над домашним заданием – с 16 до 18 часов. Не нужно откладывать его на поздний вечер.
  9. Первоклассник должен тратить на приготовление уроков от 40 минут до часа, при этом рекомендуется менять задания каждые 10-15 минут, устраивать небольшие перерывы.
  10. Прогулка необходима и вечером; только она не должна быть такой же активной, как дневная.
  11. Норма сна для детей 7 лет – 10 часов, поэтому ребенок должен ложиться спать не позднее девяти часов вечера.
  12. Предусматривайте люфты времени для важных дел, ведь ребенок может капризничать, копаться, пачкаться, и не всегда есть возможность точно следовать расписанию.

Примерный режим дня

7.00 – подъем

7.00 – 7.30 – самообслуживание, зарядка, умывание, уборка постели

7.30 – 7.50 – завтрак

7.50 – 8.00 – одевание

8.00 – 8.20 – дорога в школу

8.30 – 12.30 – занятия в школе

12.40 – 13.00 – дорога домой

13.00 – 14.30 – обед, отдых, помощь дома по хозяйству

14.30 – 16.00 – игры на воздухе

16.00 – 16.15 – полдник

16.15 – 17.15 – приготовление уроков

17.15 – 19.00 – свободные занятия, кружки, секции, прогулка

19.00 – 19.30 – ужин

19.30 – 20.30 – свободное время, игры, прогулка

20.30 – 21.00 – подготовка к следующему дню, подготовка к сну (личная гигиена)

21.00 — сон

Питание, прогулки и дополнительные занятия

Не менее важно для первоклассника и хорошее питание. Общее правило таково: интервал между приемами пищи должен составлять 3-4 часа.

Завтрак перед уходом в школу – обязателен. Он должен быть питательным и горячим. Не следует торопить ребенка за завтраком, нужно создать максимально доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок поел как следует.

После 2-го урока в школе обычно кормят детей вторым завтраком. Если это не принято, то нужно давать ребенку с собой какой-то перекус – фрукты, булочку, сандвич, йогурт.

Обед обязательно должен включать первое блюдо. Перед подготовкой домашнего задания нужно накормить ребенка полдником. Ужинать следует не позднее, чем за 1,5 часа до сна.

При любом недостатке времени нужно обеспечить ребенку две прогулки в день. Допускается, что одна из них – это дорога в школу и обратно (если ребенок добирается до школы пешком). Вторая – после тихого часа либо после выполнения домашнего задания. Общее время, которое ребенок этого возраста должен проводить на улице – не менее 3 часов.

Как ни старайся, а двигательная активность первоклассника по сравнению с дошкольником существенно ограничена. Хорошим вариантом компенсации этого недостатка могут стать закаливание или дополнительные занятия в спортивных секциях.

Вообще, что касается дополнительных занятий, не стоит чрезмерно загружать ими ребенка. Если первоклассник тяжело привыкает к школе, испытывает трудности с учебой, лучше отказаться от таких занятий в пользу учебы. Учебная деятельность должна быть в этот период главной. Максимальная загруженность кружками и секциями принесет больше пользы ближе к подростковому возрасту.

Необходимо, чтобы у ребенка оставалось время на любимые занятия (игры, рисование, лепку, рукоделие). Тогда возникнет дополнительная мотивация поспешить с выполнением домашней работы. Поощряйте его увлечения, красиво оформляйте работы и располагайте их на видных местах.

Другие «мелочи»

Правильное воспитание подразумевает, что к 7 годам ребенок умеет убирать за собой постель, складывать вещи на одно место и не раскидывать их, умываться утром, чистить после еды зубы, мыть перед едой руки.

Возьмите за правило готовить обувь, одежду, портфель на следующий день с вечера. Сначала делайте вместе с ребенком, потом требуйте, чтобы он делал это самостоятельно.

Доброжелательно расспрашивайте первоклассника о том, что происходило в школе, чтобы вы были в курсе всех событий и школьных отношений между детьми. Если ребенок замыкается в себе, не хочет рассказывать, найдите нейтральную тему, которая сможет вывести на разговор как бы «нечаянно».

Например, заведите календарь погоды. Оформите его красочно на альбомном листе, сначала на неделю, а потом, когда ребенок привыкнет, и на месяц. Придумайте условные знаки – кружочки для обозначения ясной и пасмурной погоды, звездочки и черточки для снега и дождя. Холод и тепло можно обозначать разными цветами кружочков.

Вечером заполняйте календарь, вспоминая, какая погода была по дороге в школу и домой. Иногда пропустите несколько дней, с тем, чтобы ребенок вспомнил их и отметил. Кроме развития наблюдательности и памяти, эта традиция даст постоянный и ненавязчивый повод для разговора о школе.

То, о чем вы прочитали в этой статье, ясно, как день, и давно всем известно. Но, вот странная вещь, — не выполняется! А ведь не приходится говорить о хорошем состоянии ребенка, который изо дня в день не досыпает, не бывает на свежем воздухе, мало двигается, ест что попало и когда попало. Родители, обратите внимание на эти простые рекомендации по организации жизни первоклассника!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх