Ребенок начинает кушать ложкой самостоятельно. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, в любом возрасте

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

Овладение ребенком искусства самостоятельной еды иногда бывает сложным и требует от взрослых терпения и доброжелательного отношения.

На 7-8 месяце жизни малыш начинает живо интересоваться тем, что находится в тарелке, кладет на нее руку, пытается схватить ложку, которой его кормят. Таким способом кроха сигнализирует о желании научиться есть самому. Это важный момент в развитии ребенка, и нельзя его упускать. Поощряйте подобные стремления и давайте чаду возможность делать попытки есть своими силами – удовлетворение потребностей малыша стимулирует его развитие.

Освоение навыков самостоятельной еды не дается легко, да и взрослым понадобится недюжинный запас терпения: крики и попытки «подкупа» ничему научить не смогут, а лишь навредят. Вот несколько советов.

Позаботьтесь о том, чтобы во время еды царила комфортная атмосфера. Питание у ребенка должно ассоциироваться с удовольствием.

Важно, когда это возможно, садиться за стол всей семьей: такие моменты с точки зрения развития малыша просто бесценны.

Скука – это враг

Полугодовалый малыш не любит скучать. Даже когда он ест, ручки должны быть чем-то заняты. Не отбирайте у ребенка игрушек во время кормления – это может быть воспринято как наказание, ассоциируемое с едой.

Не заставляйте годовалого малыша сидеть за столом долго: это выше его сил, тем более что вокруг так много интересного! Пусть ваш непоседа поест быстро, на скорую руку. Но помните о важности территориальных границ: не позволяйте ребенку ходить с едой по всему дому, научите его есть только на кухне.

Простые столовые приборы

Если вы хотите научить ребенка правильно пользоваться ложкой, которая должна быть похожа на взрослую, только меньше размером. Хорошо, если первые чайные ложки будут изготовлены из мягкого пластика.

Не покупайте изделия причудливых форм или с ручкой, расположенной под большим углом к основанию. Это, возможно, и облегчает кормление, но не способствует нормальному развитию челюсти и мышц рта.

Прикорм – только ложкой

Супы, или десерт давайте исключительно с ложечки. Рефлекс жевания и глотания пищи развивается около 6 месяца жизни. Не использовать этот момент оправданно, только если ввод в рацион твердой пищи в рацион грудничка по каким-то причинам отложил ваш педиатр.

Кормить из бутылочки удобно, но не поддавайтесь искушению давать ребенку через соску что-то еще, кроме молока. Кормление ложкой научит его брать пищу губами, поможет быстро освоить правильные движения нижней челюсти, а это необходимые для самостоятельного питания навыки.

Чайную ложку кладите в ротик малыша в горизонтальном положении и таким же образом доставайте. Этот способ кормления заставляет принудительно закрывать рот, чтобы ухватить пищу – так развиваются и укрепляются мышцы губ, что предотвращает слюнотечение.

Частое и плавное открывание/закрывание детского ротика способствует правильному развитию речи и необходимо для произношения некоторых звуков.

Кормление в две руки

Дайте ребенку в руки ложку и положите еду сразу в две тарелки: с одной позвольте малышу есть самому, с другой кормить его будете вы.

Также можете попросить, чтобы кроха попытался накормить вас. Если он еще не умеет набирать еду, дайте ему в руки уже наполненную ложку. Хвалите каждую успешную попытку, на неудачи не обращайте внимание.

Без принуждения и перекармливания

Не засовывайте ложку в рот ребенку силой. Если первая попытка введения новой еды не удалась, подождите несколько дней, прежде чем попробовать снова. Помните: если кроха раз за разом отказывается от какой-то пищи, возможно, она ему вредна. Или пища просто категорически не нравится. Ведь родителям приходятся по вкусу тоже далеко не все блюда.

Не заставляйте малыша есть больше, чем он может и хочет, не воюйте с ним за каждый глоточек и кусочек – это только повредит. Здоровый ребенок знает, когда голоден или хочет пить. Принуждение – это первый шаг на пути превращения крохи в маленького «нехочуху».

Когда новорожденный находится на грудном вскармливании, ему разрешают есть столько, сколько хочется. Этот же принцип следует использовать и при введении в рацион новых продуктов, и позже – когда вы стараетесь научить маленького ребенка самостоятельному кормлению.

Ребенок имеет право испачкаться

Не запрещайте ему развлекаться с едой. Познание мира происходит через разнообразные ощущения. Примерно с 8-9 месяцев малыш обычно проявляет желание и сам делает попытки ручкой положить себе пищу в рот – позвольте ему это.

Если чадо не хочет надевать нагрудник, просто переоденьте его на время еды в одежду похуже. Будьте терпеливыми и понимающими, не кричите и не оскорбляйте. Запачканный костюмчик, стол и пол – все это выстирается и вытрется, а вот след от негативных эмоций в душе маленького человечка останется.

Знакомство с непроливайкой

Уже на седьмом месяце вы можете научить ребенка пить из кружки-непроливайки. Если вы кормите грудью, не давайте дополнительную жидкость из бутылки с соской – поите сразу из непроливайки. Так, шаг за шагом вы научите малыша пить из обычной чашки. И обязательно покажите на собственном примере, как это делается.

Доктор Комаровский считает, что проблемы, возникающие в процессе приучения ребенка к самостоятельному кормлению, могут быть связаны с отсутствием четких правил. Бывают случаи, когда малыш и в 2, и в 3 года отказывается держать в руках ложку и ждет, когда его накормят.


Маме нужно установить четкие границы (кто и в какое время участвует в кормлении) и дождаться момента, когда кроха действительно проголодается. Чувство детского голода, по мнению Комаровского, решает многие проблемы, в том числе – проблему избирательного аппетита.

Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам - это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.

Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?

Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…

1,2 ребёнку

Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.

Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?

Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.

Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.

Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.

Что можно сделать?

  1. Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
  2. Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
  3. Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
  4. Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
    Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант.
  5. Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
  6. Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.

Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:

После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.

Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.

Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.

Людмила Шарова.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма

Однозначного ответа на вопрос о том, когда именно ребенка следует учить держать ложку и с ее помощью самостоятельно есть, нет. Во многом все зависит от любознательности и того, насколько он развит. Одним детишкам этот предмет интересен уже в 6 месяцев, хотя держать его они еще не умеют, другие же предпочитают кушать «с ложечки» вплоть до 2, а то и 3 лет.

Но затягивать с процессом приучения нельзя, чем раньше вы начнете обучать данному навыку, тем проще будет вам самим, и ребенку в процессе социализации в детском саду.Сегодня вы узнаете, как научить ребенка есть самостоятельно и когда он готов к этому.

Когда начинать обучать ребенка

Родителям следует наблюдать за своим малышом, чтобы убедиться, что он готов к обучению . Признаки готовности такие:

  • проявление интереса к еде;
  • малыш тянет в рот куски пищи;
  • выхватывает ложку из рук родителей и пытается держать ее самостоятельно.

Естественно, что сразу вы не научите его правильно держать ложку и уж тем более кушать с ее помощью. Готовьтесь к тому, что еда будет разбросана по всей комнате, но через этот этап непременно нужно пройти.

Прежде чем приступить к обучению, примите во внимание такие советы:

Как научить ребенка есть ложкой

Чтобы процесс обучения малыша есть самостоятельно ложкой был проще, алгоритм действий должен быть таким:

Поначалу обучение не будет давать видимых результатов, малыш будет просто мешать содержимое тарелки и размазывать его по столу или даже лицу. К ложке он может привыкать достаточно долго. Если он переворачивает посуду постоянно, используйте тарелку на присосках.

Затем аналогичным образом вы можете научить своего малыша правильно держать вилку и пить из чашки-непроливайки , а потом уж и из кружки. Начинать следует с небольших порций, а потом, если ребенок проявляет заинтересованность, увеличивайте их. И никогда не показывайте, что вы недовольны тем, что одежда или мебель пачкаются.

Как вести себя, если ребенок не хочет самостоятельно кушать

Конечно же, все дети разные. И если одним ложка интересна, хотя бы как очередная игрушка, то другие же категорически отказываются ее брать в руки. Однако принуждать это делать ребенка категорически нельзя, поскольку это может привести к формированию негативного отношения к еде в принципе.

Если малышу больше года, а ваши попытки научить его есть самому ничем не заканчиваются, то можете принять такие меры:

  • сначала малыша покормите с ложечки, потом дайте ему отдохнуть, а затем попробуйте возобновить обучение через несколько дней;
  • если у вас есть старшие дети, то попросите их показать младшему, как правильно кушать ложкой;
  • попробуйте организовать праздник для детей , чтобы малыш отработал умение в компании других детишек.

Несмотря на то что принуждать к обучению карапуза нельзя, надолго откладывать его тоже не рекомендуется. Данный навык важен не только для развития, но и социальной адаптации малыша в саду.

Правила поведения и безопасности за столом для родителей

Поначалу ребенок вряд ли будет вести себя аккуратно, поэтому задачей родителей является приучить его к правилам поведения и гигиены. Правила следующие:

Что нельзя делать за столом:

  • не кормите насильно и не заставляйте делать малыша что-то против его воли;
  • не торопите его;
  • не оставляйте во время еды одного.

Также запрещено предъявлять малышам требования, которые они не в состоянии выполнить, а также делать за них то, что они в состоянии выполнять самостоятельно.

Итак, мы рассмотрели, как научить ребенка есть с помощью приборов. Самое важное при обучении – это не нервничать, если обучение не ладится. Переживать не стоит, со временем все наладится, и детки будут кушать без посторонней помощи.

Все приходит с опытом, при обучении лучше выбирать ту еду, которая лучше пристает к приборам. Возможно, все получится не сразу, но зато малыш приобретет очень важный навык.

Начинать приучать ребенка к ложке следует еще до года. Во время еды давайте малышу одну ложку, а другой кормите его сами. Долгое время малыш будет стучать ложкой по тарелке, разбрасывать еду, размазывать ее по столу и возиться в ней руками. Он будет пытаться кушать руками, а не ложкой. Ни в коем случае не запрещайте все это ему делать. Ваша задача: не мешать ребенку учиться, а помогать ему. Не хотите, чтобы ребенок все испачкал, оборудуйте место для кормления таким образом, чтобы его легко было отмыть.

В процессе игры с едой малыш узнает не только вкусовые качества различных продуктов, но и учится доносить пищу руками до рта, знакомится с ложкой и учится ей орудовать. Чем больше малыш радуется еде, тем лучше у него аппетит. Пресекая его попытки к самостоятельности, вы рискуете выработать у ребенка лень, а заставляя его есть через силу — отвращение к еде. Только играя с ложечкой, малыш научится ей пользоваться.

Как научить ребенка есть самостоятельно , если у ребенка плохой аппетит, или он ленится есть сам? Обычно такое происходит в тех случаях, если вы не поощряли интерес ребенка к пище, не позволяли ему играть с ней, а предпочитали сами кормить его, ведь так быстрее и чище. Плохой аппетит у малыша может быть, если вы кормили его против желания, насильно. Что же делать в такой ситуации, когда интерес к обучению самостоятельно кушать у него уже пропал? Теперь он воспринимает как данность, что вы его кормите, а когда вы пытаетесь всучить ему ложку, он не понимает, почему это вдруг он должен есть сам.

Если вы упустили момент, когда ребенок сам проявлял интерес к еде, то вам придется набраться терпения. Ложки, чашки и тарелки должны появляться перед ребенком только во время еды, в другое время убирайте их, чтобы ребенок не играл с ними просто так. Поставьте перед ребенком тарелку с едой и дайте ему ложку, а сами на некоторое время выйдите из комнаты или сделайте вид, что очень заняты. С каждым разом выходите из комнаты на более длительное время, и тогда с каждым разом малыш будет съедать сам все больше и больше. Ни в коем случае не заставляйте и не уговаривайте его есть. Если ребенок проголодался, то он обязательно попытается взять еду ложкой или руками. Если он не проявляет интерес к еде, уберите тарелку и попробуйте через некоторое время. И так до тех пор, пока ребенок сам не начнет есть. Конечно, многим мамочкам трудно утерпеть, когда ребенок толком не ест. Поэтому от вас потребуется вся ваша стойкость. И никаких кусков и перекусов вместо нормальной еды или в промежутках между трапезами! Так он только перебьет аппетит.

Когда ребенок начал проявлять интерес к еде, позвольте ему кушать самому, не важно, чем, ложкой или руками. Хвалите его, только обойдитесь без восторженных возгласов.

Если ребенок уже в состоянии съесть самостоятельно хотя бы половину порции, то не докармливайте его. К следующему принятию пищи он лучше проголодается и съест больше.

Когда малыш хоть немного научился есть ложкой, садите его есть вместе со всеми. Глядя на вас, малыш постепенно будет совершенствовать свои навыки. Конечно, это длительный процесс, и куски еды еще долго будут падать под стол. Поэтому постепенно малыша нужно приучать к аккуратности и этикету за столом. Не стоит веселиться всей семьей, когда малыш метко кидает куски хлеба, но и ругать его не следует. Покажите ему свое недовольство. Или похвалите за хорошее поведение за столом.

1. Сообщите всем членам семьи, что ребенок учится кушать сам, чтобы не получилось так, что мама приучает его есть самостоятельно, а бабушка кормит с ложечки.

2. Наберитесь терпения. Не ругайте и не упрекайте ребенка в том, что он испачкался и развел грязь.

3. В начале приучения давайте ребенку блюда, которые легко зачерпывать и удерживать в ложке, не проливая, например, кашу или пюре.

4. Не пытайтесь накормить ребенка обманными способами («за маму, за папу»), не отвлекайте его внимание игрушками и сказками.

5. За столом можно играть только с едой и только в первое время, когда малыш знакомится со взрослой едой и столовыми приборами.

6. Никаких подкупов типа «съешь все, получишь конфетку», если не хотите, чтобы ребенок сел вам на шею.

7. Не сравнивайте его с другими детьми.

8. Если вы начали учить ребенка есть самостоятельно, то делайте это каждый раз, а не от случая к случаю. Никаких оправданий типа «мы сейчас торопимся, поэтому давай я тебя сама по-быстренькому покормлю».

9. Когда малыш уже немного научился держать ложку, усаживайте его за стол вместе со всеми. Пусть кушает как взрослый. И не надо отрываться каждый раз от своей тарелки, если ребенок испачкался или что-то пролил.

10. Не кормите ребенка долго протертой пищей, иначе он будет лениться жевать.

11. Не позволяйте ребенку есть наскоками, бегая с едой по всему дому. Приучайте кушать только за столом.

12. Не поддавайтесь искушению покормить своего кроху с ложечки.

13. Приучайте малыша перед едой мыть руки.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх