Реформа пенсионной системы. Пенсионная реформа в россии

Андрей Дегтев – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Нововведения в пенсионной сфере появляются столь же стремительно, как и отменяются. Однако в условиях кризиса будущее пенсионеров выглядит весьма туманно.

Уже не первый год развивается захватывающий сюжет с российской пенсионной системой . Не успели люди привыкнуть к новым порядкам, установленным в результате пенсионной реформы 2002 года, как началась новая реформа 2013-2015 годов. Несмотря на то, что с января 2015 года накопительная часть пенсии была сохранена и переведена на добровольную основу, практически тут же в правительстве развязалась дискуссия о возможности её полной ликвидации. В апреле в этом споре, казалось бы, . Дмитрий Медведев объявил о сохранении накопительной части пенсии и поручил произвести расчеты бюджета, исходя из этого решения. Однако уже в июне появилась информация о том, что в правительстве обсуждается возможность заморозки накопительной части пенсии в 2016 году. Если этому будет суждено состояться, то накопления граждан будут изъяты из накопительной пенсионной системы уже третий год подряд. Министр финансов Антон Силуанов поспешил опровергнуть сообщение о том, что продление моратория на накопительную часть пенсии стоит на повестке дня. Однако одновременно с этим бурное обсуждение получила ещё одна тема – индексация пенсий в 2016 году. Минфин предлагает увеличить пенсии в следующем году не на размер фактической инфляции – 11,9%, а на величину того роста цен, который предусматривался прошлогодним законом о бюджете, то есть на 5,5%. Социальный блок правительства во главе с Ольгой Голодец настаивает на индексации в полном размере. Пока что правительство так и не решилось вынести окончательный вердикт. Тем временем пенсионеры ждут результата: ведь от конечного решения властей будет зависеть, насколько просядет их покупательная способность на фоне общего падения уровня жизни в стране.

Между тем, для тех, кто примерно представляет, в каком положении находится российская экономика и какова демографическая ситуация в стране, нет сомнений относительно вероятного будущего пенсионной системы: размер пенсий, видимо, будет сокращаться, а изъятия средств из накопительной пенсионной системы в бюджет, скорее всего, продолжатся, не исключая вероятности её полной ликвидации.

Для чего нужна накопительная часть пенсии

Накопительная часть пенсии появилась в России в результате реформы 2002 года. Главная причина её введения заключается в постоянно снижающейся способности распределительной пенсионной системы обеспечивать текущие выплаты пенсионерам. Постоянное старение населения ведёт к изменению соотношения количества работающих и пенсионеров. На данный момент в России работают по найму примерно 50 млн человек, а пенсию получают около 39 млн. При сохранении текущей демографической динамики к 2050 году на 37 млн работающих будет приходиться 44 млн пенсионеров. При этом, средств, перечисляемых в бюджет за счёт взносов работающих, недостаточно для содержания уже нынешних пенсионеров. Многие страны мира, столкнувшиеся с аналогичной проблемой старения населения, попытались найти выход в виде накопительной пенсионной системы, в рамках которой отчисления работающих граждан аккумулируются на их личных счётах в финансовых учреждениях, а не направляются на выплату пенсий действующим пенсионерам. Кроме того, пенсионные деньги становятся важным финансовым ресурсом, так как могут быть инвестированы в коммерческие проекты и финансовые инструменты. А так как пенсионные накопления имеют долговременный характер, они обеспечивают источник длинных денег.

Накопительная часть пенсии в России

Введённая в 2002 году пенсионная система подразумевала разделение пенсии на страховую и накопительную части. Первая начислялась в рамках распределительной системы. Вторая подразумевала накопительный элемент, который, был обязателен. Гражданин не мог отказаться от участия в накопительной пенсионной системе, он мог лишь выбрать, кому доверить управление своими средствами – Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР) или же негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компании (УК).

Однако у введения накопительного пенсионного элемента есть большой минус. Средства, перечисляемые в накопительную часть, не могут быть использованы на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Поэтому в текущем пенсионном бюджете образуется дыра, которую приходится компенсировать за счёт средств, изначально не имевших пенсионное предназначение. Так, ежегодные переводы из российского федерального бюджета в ПФР для обеспечения выплат страховых пенсий доходят до трёх триллионов рублей. Именно поэтому с самого начала своего существования накопительный элемент провоцировал соблазн властей отменить его или хотя бы вернуть часть накоплений в распределительный пенсионный контур. Первый шаг к этому был сделан, когда была задумана новая реформа пенсионной системы 2013-2015 годов. Она ввела возможность участия в системе пенсионных накоплений на добровольной основе. Лица 1967 года рождения и моложе, пожелавшие обеспечить себе накопительную часть пенсии, должны выбрать НПФ или УК до 31 декабря текущего года. В этом случае выплачиваемые за них работодателем взносы будут распределяться между страховой (16%) и накопительной (6%) частями пенсии. У не решившихся на участие в накопительной системе «молчунов» весь объём взносов (22%) будет перечисляться в страховую часть пенсии. Это означает, что деньги будут использоваться на выплаты пенсий действующим пенсионерам, однако от размера выплаченных взносов будет зависеть количество пенсионных баллов, из которых затем сложится размер страховой пенсии будущего пенсионера. Реформа, очевидно, была рассчитана на то, чтобы уменьшить масштабы участия населения в системе пенсионных накоплений и, тем самым, высвободить часть средств на текущие бюджетные расходы. Однако этого оказалось недостаточно, и в 2013 году было объявлено о введении моратория на перечисление взносов в накопительную часть пенсии в течение 2014 года. Эти средства в размере 243 млрд руб. были переданы в страховую часть пенсионной системы. Официальным предлогом было названо реформирование негосударственных пенсионных фондов. Их должны были преобразовать из некоммерческих организаций в акционерные общества. По истечении года деньги даже обещали вернуть в НПФ. Однако к лету 2014 года, когда министр финансов Антон Силуанов признался, что указанные средства пошли на антикризисные меры и решение проблем в связи с присоединением Крыма, стало ясно, что увидеть эти деньги на своих накопительных счетах налогоплательщикам не суждено. Эти средства лишь пополнят их права в страховой части пенсии. Ещё одним сюрпризом прошлым летом стало решение правительства продлить пенсионный мораторий и на 2015 год, что позволило бюджету сэкономить дополнительно 309 млрд руб. Несмотря на то, что в 2016 году замораживать пенсионные накопления пока не собираются, такая вероятность не исключена, так как в условиях упавших цен на нефть бюджет испытывает острейшую нехватку средств.

Причины бюджетных затруднений

Однако нехватка бюджетных средств обусловлена далеко не только старением населения. Главная причина заключается в экономическом кризисе, ставшем результатом бесперспективности российской экономической модели. Потенциал любого бюджета зависит от размера налогооблагаемой базы и её структуры. На протяжении последних лет ключевая доля российского федерального бюджета приходилась на нефтегазовые доходы – более 50%. Продажей энергоресурсов был обеспечен и импорт. Показательно, что объём экспорта сырья примерно соответствовал стоимости совокупного импорта. Таким образом, существенная доля российского рынка была представлена не собственным производством, а импортом, который, в свою очередь осуществлялся за счёт валютных ресурсов, полученных от экспорта нефти и газа. Попадая на валютный рынок, нефтедоллары обеспечивали прирост банковской ликвидности. К сожалению, возможность использования природной ренты для реиндустриализации экономики в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры не была использована. На фоне пополнения бюджетных и золотовалютных резервов доля капиталовложений оставалась в районе мизерных 20-22% от ВВП, а количество предприятий, занимающихся инновациями, так и не превысило 11%. Как результат, уже в 2013 году начались кризисные явления, а после падения цен на нефть и закрытия для России рынка зарубежных кредитов экономика окончательно вышла из равновесия. Потеря нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году составила 2,2 трлн руб. В 2016-2018 она составит ещё 4 трлн руб. В результате, возник сильнейший дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб., или 3,7% от ВВП. Ввиду взаимозависимости рынков и производственных цепочек выпадение сырьевых доходов провоцирует снижение производственных показателей в большинстве отраслей, а не только в ТЭК. Падение ВВП в июне текущего года по отношению к июню предыдущего составило 4,2%. Снижение производства влечёт за собой дальнейшее сжатие налогооблагаемой базы, что ведёт к уменьшению доходов бюджета и существенно затрудняет возможность индексировать пенсии вровень с темпами инфляции. Придётся либо отказаться от индексации, либо идти на ещё более радикальное сокращение и без того урезанных остальных статей. При этом направление денег, предназначенных для накопительной части пенсий, в бюджет имеет двоякое значение. С одной стороны, обеспечиваются дополнительные бюджетные доходы в текущем периоде. С другой – из-за потери длинных денег сокращается инвестиционный ресурс и происходит ещё больший производственный спад. Получается, что тактические цели достигаются в ущерб стратегическим.

Способы решения пенсионных проблем

Проблемы пенсионной системы могли бы быть преодолены наряду с другими экономическими сложностями путём существенного исправления российской экономической модели и выхода на устойчивую траекторию роста. Незаполненные собственными товарами ниши дают мощный потенциал для импортозамещения. Путём строительства предприятий для обеспечения потребительского рынка отечественными товарами можно было бы гарантировать рост ВВП на 5-7% в год в течение 10 и более лет. Модернизация предприятий, рост их производительности и повышение загрузки производственных мощностей могло бы обеспечить рост валового промышленного производства в разы. Для этого требуется обеспечение ряда мер: создание внутренних источников доступного кредитования инвестиций, настройка налоговой системы в интересах производителей, внедрение механизмов индикативного планирования и эффективного государственного участия в экономическом развитии, использование избыточных валютно-финансовых резервов в крупных инвестиционных проектах, но самое главное – реальные шаги по ограничению коррупции и повышению профессиональной дисциплины правящего класса.

К сожалению, несмотря на прогрессирующий экономический кризис, соответствующие меры по преодолению недостатков существующей экономической модели практически не были предприняты. А то, что было реализовано, было сделано в привычном либеральном духе – в парадигме минимального государственного вмешательства в экономические процессы. Это значит, что нынешним пенсионерам, к сожалению, стоит несильно надеяться на индексацию их пенсий , а будущим, возможно, и вовсе не помешает задуматься об альтернативных способах своего выживания.

Ещё

Пенсионная реформа 2013-2015 годов - один из этапов реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривавший введение нового порядка формирования пенсионных прав и страховой пенсии.

В частности, была введена новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше получили право решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривалось постепенное увеличение страховых платежей, чтобы они соответствовали уровню пенсионных выплат. Был принят ряд мер по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагалась отмена существовавшего перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости назначается по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ1) + (ИПК х СПК х КПВ2)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в составе пенсии в год её назначения

КПВ1 и КПВ2 - коэффициенты за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста (для фиксированной выплаты и для страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву или из-за ухода за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше могли до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы .

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , были направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагали постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако, по факту, увеличение размеров страховых выплат отрицательно сказывалось на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

30 сентября 2013 года Правительство России решило, что пенсионные накопления граждан за 2014 год, поступающие в Пенсионный фонд РФ и Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли "на Крым" и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год , а в сентябре 2015 года - аналогичный закон на 2016 год . В марте 2016 года рассматривались варианты очередного продления пенсионного моратория ; в конце августа того же года Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» и на 2017 год .

В декабре 2017 года Владимир Путин подписал закон о продлении пенсионного моратория до 2020 года .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Примечания

  1. Пенсионный фонд РФ (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 2 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  2. , с. 101.
  3. Екатерина Метелица , Альберт Кошкаров . Пенсионные фонды зафиксировали ажиотажный спрос на перевод накоплений "РБК ", 25.12.2015
  4. , с. 151.
  5. Накопительную часть пенсионной системы в 2014 году приостановят на год (неопр.) . РИА Новости (30 сентября 2013).
  6. Правительство отдает ВЭБу пенсионные накопления (неопр.) . Ведомости (23 сентября 2013).
  7. Силуанов признал отсутствие средств на возврат накоплений НПФ , РБК (25 июня 2014).
  8. Совфед одобрил закон о заморозке пенсионных накоплений на 2015 год (неопр.) . Lenta.ru (26 ноября 2014).

Пенсионная реформа 2013-2015 - очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.

В частности, вводится новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей - они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ - коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагают постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако увеличение размеров страховых выплат может отрицательно сказаться на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд РФ и НПФ, а будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли на Крым и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год .

В сентябре 2015 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2016 год .

В марте 2016 года появилась информация о том что правительство может продлить пенсионный мораторий ещё на год . В конце августа Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» на 2017 год .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пенсионная реформа в России (2013-2015)"

Примечания

Литература

  • Валентин Роик. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 277 с. - ISBN 978-5-9614-2235-1 .

Отрывок, характеризующий Пенсионная реформа в России (2013-2015)

– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.
– Отчего вы не служите в армии?
– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
– Стало быть вы служите?
– Служу. – Он помолчал немного.
– Так зачем же вы служите?
– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

Для многих российских граждан изменения, осуществляемые правительством вокруг пенсионной реформы, остаются непонятными. Во многом это связано со специфическими терминами, которые мы слышим из уст чиновников, а также с банальным нежеланием будущих пенсионеров разобраться в новой пенсионной формуле. Да и все «гонения», которым подвергается накопительная часть пенсии, не вносят ясности в этот хоть и запутанный, но, безусловно, важный вопрос как расчет будущей пенсии. попытался разобраться в ситуации и доступным языком объяснить вводимые пенсионной реформой изменения.

Пенсионная формула

Итак, для начала расскажем о новой пенсионной формуле. Пенсия складывается из трех основных слагаемых: базовая, страховая и накопительная части. Базовая часть пенсии (Б) выплачивается государством любому гражданину, мало-мальски где-то работавшему официально. Страховая часть пенсии (С) определяется нынешней заработной платой будущего пенсионера. Разумеется, речь идет о «белой» зарплате, 16% из которой работодатель отчисляет с Пенсионный фонд России. Еще 6% от зарплаты работодатель отчисляет в накопительную часть пенсии (Н) .

Таким образом, пенсионная формула выглядела бы следующим образом: «Пенсия = Б + С + Н» , если бы не коэффициент для каждого из этих слагаемых, который определяется индивидуально для каждого будущего пенсионера. Зависит он от трудового стажа, размера заработной платы, желания работать после достижения пенсионного возраста и других особенностей сложного и тернистого пути до заслуженного выхода на пенсию. Немаловажным фактором является и желание чиновников увеличить или, наоборот, уменьшить пенсию, повлияв на тот или иной коэффициент. Таким образом, новая пенсионная формула выглядит так: «Пенсия = К1Б + К2С + К3С» , где К1 , К2 и К3 – описанные выше коэффициенты.

Накопительная часть пенсии

Самая нелегкая судьба постигла накопительную часть пенсии. Будущие пенсионеры разделили на тех, кто отдал свою накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды (о них можно подробнее узнать в нашей статье « »), и тех, кто предпочел доверить накопительную часть государству (их накоплениями управляет «Внешэкономбанк»). Последнюю категорию граждан правительство окрестило «молчунами».

Накопительную часть «молчунов» сначала предложили сократить до 2%, а оставшиеся 4% направить в страховую часть. Сейчас правительство и вовсе обсуждает возможность обнуления накопительной части пенсии, то есть приравнять уже упомянутый коэффициент К3 к нулю.

Но не спешите кричать «Обворовали! » . Эти 6% никуда не денутся, а перенесутся в страховую часть пенсии. Таким образом, с 2014 года работодатель будет отчислять в ПФР не 16%, а 22% от заработной платы своих сотрудников. То есть фактически размер итоговой пенсии либо останется прежним, либо изменится, но незначительно. Возможно, пенсия даже немного вырастет, но это зависит уже от коэффициента К2 .

Участь «молчунов», ждет и тех, кто доверился НПФ: в 2014 году все выплаты, предназначенные для накопительной части, попадут на счет ПФР, правда всего на год, затем они будут возвращены в негосударственные пенсионные фонды. То есть с 2015 года 6% от официальной зарплаты гражданина будут, как и прежде, поступать на счета НПФ.

Для чего, собственно говоря, нужны эти перестановки. Дело в том, что Пенсионный фонд России испытывает некоторые затруднения с финансами. И чтобы сделать выплаты нынешним пенсионерам, пришлось, что называется, занять денег у будущих пенсионеров.

Вопрос лишь в том, сможет ли государство вернуть «занятые» средства. Как передает РИА «Новости» , отвечая на него, глава Минэкономразвития заявил, что деньги, необходимые для возврата в накопительную часть пенсий, скорее всего, будут искать в бюджете «где их найти очень трудно». При этом он подчеркнул, что пенсионные накопления за 2014 год россияне не потеряют, а так же не исключил, что правительство прибегнет к более продуманной схеме «латания дыр» в бюджете ПФР.

Пенсия сейчас и в будущем

По подсчетам Росстата, средняя пенсия в России в июле 2013 года составила 10 тысяч рублей, что почти на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом нынешние пенсионеры в среднем получает около 35% от средней зарплаты по стране.

Что касается будущих пенсий, то они, по словам Андрея Пудова, заместителя министра труда и социальной защиты, составят до 80% от утраченного заработка. Для получения такой пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 35 лет, участвовать в программах корпоративного страхования и софинансирования пенсии. Лишь в этом случае доход гражданина при выходе на пенсию сократится только на 20%. При этом господин Пудов назвал такой результат идеальным.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх