Рождество: традиции, обряды, история.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника




Рождество, так же как и Новый год - самые ожидаемые и радостные праздники не только для россиян, но и для всей планеты. Это логичное завершение определенного жизненного этапа, подведение итогов и, конечно, ожидание нового, неизвестного и, несомненно, лучшего. Пожалуй, это любимейший праздник детворы. Они уже догадываются, что Деда Мороза не существует, но все еще продолжают в него верить. Традиции и обычаи Рождества в России довольно интересны и разнообразны, давайте поговорим о них более подробно.

Подготовка к Рождеству в России

С 28 ноября 2014 года начинается рождественский пост – своеобразная подготовка к Великому торжеству. В это время рекомендуется воздержаться от тяжелой, жирной пищи, выпивки. Однако и служители церкви всячески это поддерживают, поститься следует только тем, кому это по силам. Если же нет полной уверенности в себе или отсутствие яиц и мяса вызывает негативную реакцию, если есть чувство раздражительности и обиды на весь мир – лучше перед началом поста посоветоваться со своим врачом или духовником. Как один из способов – можно попробовать соблюдать пост только по средам и пятницам, и в том случае, если все получится, переходить к следующему шагу.




Также одной из традиций Рождества в России является генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В старину и для мужской половины находилось вдоволь работы: починить воз, санки, подлатать крышу. На сегодняшний день мужчины вполне могут отремонтировать капающий кран или подклеить отвалившуюся плитку в ванной, а если и это не по силам – позвонить сантехнику.

В рождественскую подготовку входит и поездка на ярмарку (сейчас для этих целей подойдет обычный магазин одежды). Ведь для всех членов семьи надо приобрести обновки. Обновить следует и посуду, так как перед началом празднования, по обычаю, следует выбросить все треснутую и надколотую посуду. Нельзя забывать и про самых маленьких сладкоежек. Для детишек тоже приобретали подарки и сладости.




В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» - говорит народное поверье. Работа находилась и для молодого поколения. Парни и девушки, по рождественскому обычаю, помимо помощи взрослым, разучивали новые , шили костюмы для вертепа и мастерили на длинной палке Вифлеемскую звезду. Во время похода по дворам почетная миссия доставалась юноше, который нес звезду, поскольку именно он должен был первым войти во двор.

Категорически запрещается стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо – тогда и можно было убрать и вынести мусор.

Сочельник

На рождественский сочельник нельзя опаздывать, это последний день поста. Все члены семьи приходят в гости заблаговременно и сообща накрывают на стол. По рождественской традиции в этот день едят сочиво (отсюда и название Сочевник, которое позже трансформировалось в Сочельник). Сочиво – это размоченные зерна ржи, пшеницы или риса с добавлением фруктов и меда, в настоящее время именуемое кутьей.

Садиться за стол можно только после вечернего богослужения в храмах и появления на небе первой звезды, которая оповестила когда-то волхвов о рождении Христа-Спасителя.

Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд (в соответствии с количеством апостолов). На праздничном столе должны быть только . К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот узвар (состоящий из спелых и сушеных фруктов) и варенье (клубничное, малиновое, земляничное, морошковое).




Размоченные зерна пшеницы несут в себе символ начала новой жизни, созревшие плоды и фрукты – знак окончания жизненного пути. Что касается рыбы, то в ее греческом названии «ихтиос» закодировано имя Иисуса Христа. Таким образом, Сочельник – это своеобразный ритуал рождения Сына Божьего.

Одной из забавных традиций на Рождество в России считается рождественский пирог, в который подкладывали монетку. Кому она попадется, тому и прибудет счастье.

Святки

Святки начинаются 6 января и продолжаются две недели. Это один из самых радостных и оживленных праздников на Руси. В это время проводят знаменитые святочные гадания. Каждый день полон своих примет, обрядов и знамений. С особым вниманием относятся ко снам, почти все они считаются вещими. Судьбоносным считается сон в ночь на сочельник. Чтобы его запомнить под подушку клали сонник, а в изголовье кровати оставляли зажженную свечу.

Количеству гаданий, по которым можно узнать имя или увидеть во сне своего суженого вообще не имеет числа. Это и бросание левого башмачка через порог, и заглядывание в зеркало, и гадание на волосах, на кольцах, на рисе, на воске, на кофейной гуще, на цепочке и др.

Для привлечения жениха достаточно было взять заслонку из печи, насыпать на нее хлебных крошек и накормить петуха. Эта птица является символом мужского начала и нового дня, а зерна, олицетворяют плодородие и достаток (а посему и жених должен быть и сильным, и красивым, и богатым).




Петух, особенно если он был черный, активно использовался и в других обрядах. Например, насыпали в центре комнаты зерно, ставили емкость с водой и зеркало. К какому предмету петух первому подойдет – таким и будет будущий жених. Если к воде – пьяницей, если к зерну – богатым, а если к зеркалу – красивым.

Погодные приметы на Рождество

По народным приметам в Рождество судят о погоде, которая ожидает в Новом году:
- если метет метель в Сочельник – жди раннюю весну,
- если к утру на деревьях густой иней – к хорошему урожаю хлебов,
- если Рождество теплое – весна будет холодной,
- если 7 января выпадет снег – будет щедрый урожай.

Традиции и обычаи Рождества в России формировались многие века, поэтому нужно если и не соблюдать их, то хотя бы относиться с уважением.

А также вас наверняка будет интересно почитать об .

Рождество Христово - один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Какого числа Рождество

С Рождеством связано множество примет и обычаев — им уделяли особое внимание. Считалось, что как пройдет Рождество — таким и год будет.

Как известно, у католиков и православных дата разнится в связи с особенностями ведения календаря (отчего у нас также появился праздник старый новый год, который больше нигде в мире не отмечают). Рождество встречают 7 января. Грекокатолики тоже празднуют Рождество Христово вместе с православными.

Отметим, что изначально с конца ІІ по IV век Рождество праздновали 6 января - по Крещению Спасителя, но позже оно было перенесено на 25 декабря в связи с тем, что именно в этот день язычники в Римской империи праздновали Рождение Солнца Непобедимого, то есть день зимнего солнцестояния.

История Рождества

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира.

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий.

Праздник стал противопоставлением обрядам язычников. Переняли и языческий обычай наряжать деревья. И также этот праздник сопровождается службами и торжественными песнопениями. В IV веке равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа.

Ночь перед Рождеством

Вечер накануне Рождества или Сочельник (Свят вечер) имеет свое сакральное значение. В этот день следует соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды, которая символизирует рождественскую звезду, возвестившую волхвам о рождении младенца Христа. В этот день в первую очередь всем принято есть кутью, обязательно хотя бы маленькую ложечку.

Традиции и обряды на Рождество

Поскольку, как и большинство праздников, Рождество переняло традиции язычества, то и среди традиций встречаем элементы дохристианской эпохи. В старину было принято посыпать стол сеном и держать его там до Щедрого вечера - это символизировало хороший урожай. Позже стало символизировать то, что Иисус родился в хлеву.

Сверху стелить скатерть, а в центре стола ставить блюдо с кутьей и другие блюда, которых должно быть 12 по числу апостолов. Еда была обильной, с мясными блюдами: блины, пироги, соленья и сушеные ягоды, жареная колбаса и пр.

В полночь все обменивались подарками, поздравляли друг друга и загадывали желания. Среди девушек были распространены Рождественские гадания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

На Рождество принято зажигать больше свечей, огней, камин — если есть. Свечи привлекают в ваш дом тепло и богатство. Если есть у Вас домашние животные то, на Рождество надо их обильно накормить — тогда и весь год будет сытным и удачным в финансовом плане.

Одну, особую свечу нужно обязательно зажечь за усопших родственников — тогда они помогут Вам привлечь в наступающем году удачу и достаток.

Рождество - отличное время для покупок, больших и маленьких. Купить что-то хорошее на Рождество - отличная примета и знак того, что покупка прослужит вам верой и правдой.

С Рождества и до самого Крещения, на протяжении всех дней Святок действуют определённые запреты, которые обусловлены уходящими вглубь веков представлениями о празднике как остановке времени, некой временной паузе, в течение которой нельзя заниматься производительным трудом и всем тем, что сопряжено с рождением, начинанием, развитием. Поэтому значительная часть запретов касается ремёсел связанных с прядением, шитьём, вязанием, ткачеством, плетением, то есть всего что связано с нитью (верёвкой). Нить является символом жизни и судьбы.

В Рождество нельзя заниматься уборкой и всякими хозяйскими делами. Этот день создан для покоя и радости. Еще лучше, если Вы не будете убираться вплоть до 14 Января (следующий день старого Нового Года). Весь мусор, собранный 14 Января, следует вынести на улицу и развеять по ветру, либо сжечь. Согласно приметам, после этого никакие злые духи не будут беспокоить Вас в течение целого года.

В святой день нельзя ругаться. Кто ругается, тот забирает у своих предков надежду на спасение.

Распространено поверье, связанное с приходом первого гостя. Если Вы приглашаете гостей на Рождество, посмотрите, кто первым войдет в Ваш дом. Если первой войдет женщина, то весь год женщины Вашей семьи будут болеть.

Рождественские правила касались и одежды: в Рождество издавна придерживались еще одной традиции: надевать только новую одежду. Не чистую, выстиранную, а именно новую, еще не ношеную. И не садитесь за рождественский стол в черном. Наши предки верили, что в новом году таких людей ждет неудача в делах.

Не рекомендуется на Рождество и гадать — для того, чтобы спросить у высших сил, что Вас ждет в будущем, будет еще много времени: лучше всего делать это в так называемые Святки — от 8 января и до Крещения, недаром гадания этого времени так и называются — святочные.

На Рождество нельзя пить воду, поэтому уберите со стола всю минералку. Есть кофе, чай и другие отличные напитки. Честно говоря, примета эта немного странная, но уж лучше не пить воды, чем весь год мучиться непонятно от чего.

7 января в гости ходят к родственникам, а также колядовать. Утром 7 января вся семья или несколько представителей идут в церковь на праздничную молитву, а возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: — «Христос родился!» Им отвечают — «Славьте его!» Начиная с вечера 6 января, ходили христославы (колядники) с «Вифлеемской звездой». На палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшается фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем с этой звездой поющие рождественские гимны обходят окрестные дома.

В некоторых местах пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

В некоторых регионах украшают стол дидухом, снопом пшеницы или овса специальной формы: с четырьмя ногами и большим количеством узлов, символизирующий благополучие на следующий год.

Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю».

Ритуал

На Рождество издавна проводили множество самых разных ритуалов, но, чтобы вас совсем уж не обвинили в мракобесии, сделайте самые симпатичные и не привязанные к магии. Например, начиная с 7 января, в течение сорока (!) дней (этот период называется мир — наши предки верили, что в это время людям во всех делах помогают ангелы), каждое утро, просыпаясь, загадывайте новое желание — представляете, сколько хорошего войдет в вашу жизнь!

Приметы и суеверия

В Рождество особенную силу приобретают народные приметы и суеверия, как будто бы сама природа и каждый предмет пытаются нам что то подсказать: как жить, чего опасаться. Вот лишь некоторые из них.

Примета о достатке. Если Вы на Рождество потеряете какую -либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!

Примета на удачу. Если Вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для Всех ваших начинаний.

В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея - год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег - примета очень хорошая и сулит удачный год.

Если в Рождество на небе красуется молодой месяц - год будет крайне неудачным в финансовом плане.

Самая денежная примета Рождества - она же традиция. В пирог запекается монетка - и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом Году.

Пусть монетка окажется именно в Вашем куске рождественского пирога!

Молитвы на Рождество Христово

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Рождшагося
от Безневестныя
и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Тропарь предпразднству

Готовися, Вифлееме,
отверзися всем, Едеме,
красуйся, Евфрафо,
яко древо живота в вертепе процвете от Девы:
рай бо Оноя чрево явися мысленный,
в немже Божественный сад,
от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем.
Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.
Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия. Праздник Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. Рождественские традиции таковы, что за столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья. Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли труд­ный путь к месту его рождения.

Рождество - история праздника

Праздник Рождество является одним из самых красивых и торжес­твенных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговени­ем. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву.

Канун рождес­тва именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник - это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождес­твенскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие.

Следующий день после праздника Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,36).

Рождественские традиции

Рассмотрим, что являют собой древние рождественские традиции. В средневековье религиозные праздники фактически были единственными праздниками. Поэтому люди стремились продлить эти праздники как можно дольше. С течением времени Рождество вместо одного дня превратилось в 12 - от Рождества до Крещения. В богатых семействах было принято дарить друг другу подарки на каждый из двенадцати дней. Это сделало очень популярным рождественский гимн "Двенадцать святочных деньков ".

Рождественский венок

Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскре­сенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).

Колокольчики

Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздни­ков. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождес­твенская традиция звенеть колоколь-чиками, одновременно петь и кричать.

На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришес­твие Христа. В Скандинавии коло­кольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии -погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа.

Рождественская елка для птиц

Рождественская елка для птиц -скандинавская традиция. Люди пытаются разделить свою радость в праздник Рождества с другими живыми существами. Непосре­дственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Праздник на улице добавляет веселья празднику в доме.

Рождественские гимны

Исполнение рождественских гимнов на духовых инструментах -одна из восхитительно шумных традиций Рождества. Вероятно, она пришла из язычества, т.к. для изгнания злых духов нужно было шуметь. В настоящее время ее придерживаются в Германии и странах Скандинавии. Музыкаль­ный квартет исполняет четыре рождественских гимна около колокольни или церкви. Рождес­твенские гимны заканчиваются радостным перезвоном.

Рождественские свечи

Свет был важной составляющей зимних языческих праздников: С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира.

В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.

Рождественские открытки

В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенацио­нальный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усоверше­нствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождествен­ские открытки множеству друзей во всех точках планеты.

Рождественские песни

Предполагается, что первая рождественская песня появилась в 4 веке н.э., но она была несколько мрачновата. В Италии времен Возрождения появились более легкие и радостные рождественские гимны. Они уже начинали оправды­вать свое название (Рождественские гимны - carols (англ.) - от французско­го "caroler" - танец под звон).

Рождественские подарки

У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Сайта Клаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественские гномы, различные святые. Согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.

Рождественская елка

Предполагают, что первые неукрашенные Рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал друидам пропо­ведь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосно­венным деревом, он срубил один из дубов.

Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья кроме молодой ели. Бони­фаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа". В дальнейшем Рождество в Германии отмеча­лось посадкой молодых елей. В немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки.

В 17 веке Рождес­твенская елка уже была распростра­ненным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигур­ками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафля­ми, позолоченными вещицами, сахаром.

Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанном яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождес­твенской елке.

Однажды вечером он шел домой, сочиняя проповедь. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему благоговение. Чтобы продемонстри­ровать эту великолепную картину семейству, он поставил елку в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их.

Своей популярности в Англии Рождественская елка обязана немецкому принцу Альберту, мужу Королевы Виктории. В 17-м веке немецкие иммигранты привезли традицию Рождественской елки в Америку.

Ежегодный фестиваль Рождес-твентких гимнов "EISTEDDFOD" в Уэльсе Ежегодно в Святки в Уэльсе проводят фестиваль рождествен­ских гимнов. Хоровые коллективы всей страны соперничают за то, чтобы именно их гимн был выбран официальным рождественским гимном. Эти церковные хоры ездят по городам Уэльса и поют рождес­твенские гимны прошлого и совре­менности.

Традиция выбирать национальный рождественский гимн зародилась в 10-м веке.

Первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фрукта­ми. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда. Затем - рождес­твенские свечи. Такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Оригинал взят у nikkto59 в Обычаи и традиции на православное Рождество

Рождество, Рождество... Я нахожусь в том возрасте(не переделаешься) и вылупилась из той формации, что религиозная составляющая праздника для меня не сакральна, а историческая и культурная - очень даже. Как хорош этот праздник, как красив! Как много действа вокруг него и таинства!(Собственно, все религиозные праздники - таинство)). Как по-настоящему весел и всенародно любим...

С наступающим Рождеством, христиане!

Оригинал взят у zirina479 в Обычае и традиции на православное Рождество

7 января, в первый четверг 2016 года, православные христиане будут отмечать один из самых главных праздников - Рождество Христово.

Это один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.


Церковь почитает Рождество, как триумф божественной любви. В этот день во плоти родился Сын Божий, которого Бог-Отец послал на нашу грешную землю, зная, что ему предстоит пройти тяжелейший путь и погибнуть за грехи человечества. Однако перед этим его ждет долгий путь, и все это время он будет открывать людям дорогу к спасению, дарить надежду, помогать бедным и больным, спасать безнадежных и тех, кто попал в большую беду.

Так что Рождество - это не только знак жертвенной любви Бога-Отца к своему Сыну, но и праздник надежды на спасение и уверенности: какой бы трудной ни казалась жизнь, впереди всегда можно увидеть свет. Народная культура также отмечает Рождество, как праздник новых надежд. Однако по традиции этот день больше связан не с отдельной личностью, а с абстрактным представлением о том, что один календарный цикл уже закончился и начинается другой.

Рождество - не единственный праздник этого цикла. Отмечать рождение Христа начинают в Сочельник (вечер 6 января), а продолжают 8 января. На второй день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы - в это время почитают Деву Марию и персон, к ней приближенных. В том числе - святых Иосифа и Иакова (сын Иосифа от его первой жены, который считается братом Христа), а также царя Давида

Рождество предваряется постом . Он называется Рождественским и является одним из самых продолжительных - длится 40 дней. Традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост служит очищению... Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Кстати сказать, если вы не соблюдаете пост, то можете просто сходить в русскую баню или, в конце-концов, принять душ. Так как вода имеет свойство «смывать» с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание».
Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.


Сочельник, вечер накануне Рождества (Свят вечер)

Сочельник - последний день поста. В этот день до первой звезды есть запрещено.
Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.
С появлением звезды начинается новый жизненный виток.

Современная культура воспринимает Рождество по большей части как дополнительный выходной, который в России становится частью новогодних каникул. Это повод порадовать близких подарками, съездить на отдых или просто побыть дома в кругу семьи. Но с каждым годом все больше людей обращаются к традициям и отмечают Рождество так, как делали наши предки 50, 100, 200 лет назад - и речь не только о том, чтобы сходить на праздничную службу.

Наши предки были уверены: стрелки прошли по кругу и начинают новый отсчет, а значит, можно оставить в прошлом все старое, тяжелое и ненужное, чтобы войти в новый период жизни, «перезагрузиться» и родиться заново. Потому-то многие рождественские обряды и традиции в более или менее явной форме демонстрируют идеи умирания, рождения и обновления.

Гости в доме

Ужин, который ставят на стол в Сочельник (вечер 6 января), особенный. Согласно поверью, за этим ужином собираются не только живые члены семьи. В это особенное время Бог отпускает души мертвых обратно на землю , чтобы они могли проведать своих родных и близких. Так что за столом находятся и умершие родственник, которые становятся покровителями и «с той стороны» помогают живым. Все они приходят к своим близким в Сочельник. Поэтому, прежде чем сесть за стол, на лавку или стулья часто дуют - чтобы ненароком не придавить сидящую там душу.

Частенько, что для душ на стол ставят отдельную тарелку , на которую кладут понемногу каждого блюда. Утром еду из нее отдают хозяйским животным: считается, что это подарит им здоровье.

По этой же причине тарелки со стола на ночь не убирают : родные еще будут трапезничать. Ложки складывают, а посуду не моют. Кроме того, для гостей «с той стороны» могут ставить на окошко рюмку с водой, а на подоконниках раскладывать горбушки хлеба.

На праздничный ужин принято приглашать гостей, в особенности бедных и неимущих. Это особенный день, когда нужно порадовать тех, кто не имеет возможности отметить Рождество как подобает.

Кроме того, существовало поверье, что на ужин в преддверии Рождества может прийти сам Господь , и никогда не знаешь, в каком обличье он явится. Может быть, бедняком в оборванной одежде? Так что путников в Сочельник всегда принимали радушно и с большим уважением, хотя в гости в этот вечер ходить не принято .

Еще одной примечательной традицией Рождества стало определять первого гостя - человек, который первым заходит в дом и «впускает» Рождество . Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства.
Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей дома вдруг окажется женщина - это плохая примета.

Рождественский стол

Трапеза в канун рождения Спасителя - это не ужин в привычном понимании. Скорее, полноценный обряд, который проходит в соответствии со строгими правилами. Сейчас это скорее повод собраться за щедро накрытым столом и отметить знакомый с детства праздник - но, если присмотреться, станет ясно, что и блюда, и подача, и вся обстановка переплетены с сутью праздника - его связью с миром живых и мертвых, идеями умирания старого и рождения нового.

Рождество предваряется 40-дневным постом - в предпраздничный вечер мясного есть еще нельзя , и всем блюдам надлежит быть постными.
Их число - 12 . Это количество христианская традиция связывает с двенадцатью апостолами, которые сопровождали Христа в его земной жизни, однако с точки зрения нехристианской традиции символизм числа несколько шире. 12 - сакральное число, которое было знакомо не только славянам, но и более древним культурам.

Так, персы почитали его как символ порядка и целостности - в году 12 месяцев и столько же знаков Зодиака. Так что 12 блюд, которые готовятся к празднику, очень символичны с общекультурной точки зрения.

Рождественское меню включает два главных элемента - сочиво (от этого слова происходит и название праздничного вечера - Сочельник), и кисель. Последний при желании можно дополнить взваром (узваром) - вкуснейшим компотом из сушеных ягод и фруктов.

Сочиво (рождественская кутья) представляет собой кушанье, приготовленное из размоченного зерна. В блюдо добавляют мак, орехи, изюм и т.п. Это ритуальное кушанье - разновидность кутьи, только оно полужидкое, а кутья рассыпчатая.
Сочиво готовят только к Рождеству . Для него используют зерно, из которого делают хлеб - рожь или пшеницу. Иногда готовят сочиво и из риса. Зерна, которые после замачивания уже готовы к прорастанию, символизируют жизнь.

Рождественская кутья из риса

Современный кисель отличается от традиционного, который раньше использовали в ритуалах. Изначально под этим словом подразумевали напиток из забродившего овса. Такой кисель представлял собой полностью распавшееся зерно - финальную стадию его развития, то есть смерть. Современный кисель варят из фруктов и ягод. Плоды берут исключительно зрелые, что тоже сближает напиток, пусть и в новом «прочтении», с той же идеей завершения жизни.

Взвар - тоже ритуальный напиток. Только готовили его по другому поводу - по случаю рождения ребенка. Поэтому присутствие взвара на праздничном столе поддерживает идею жизни. Так главные блюда в трапезе на Сочельник тесно сплетаются с идеей Рождества. В народной культуре это - окончание одного жизненного цикла и начало нового, а в библейской традиции - прощание со старозаветным миром и приход Спасителя, который дарит надежду на будущее.

Кроме сочива и киселя, на стол обязательно ставят рыбу - ее можно отварить или запечь . Появление водоплавающего существа на столе также очень символично. Оно отсылает к апостолам, один из которых - Андрей - был рыбаком, а также к библейской истории о том, как Христос накормил несколькими рыбами пять тысяч голодных. Можно усмотреть в этом еще и сравнение Иисуса с рыбаком, который вылавливает из житейской пучины души грешников.

Предлагаю усредненный вариант, подходящий для любого стола.

1. Кутья.
2. Узвар.
3. Салат из соленых огурцов или кислой капусты.
4. Салат из свеклы и чернослива.
5. Винегрет
6. Постный борщ или грибная суп.
7. Вареники с капустой или картошкой.
8. Рыба жаренная.
9. Тушеная капуста с грибами.
10. Голубцы с рисом, тушеной морковью.
11. Вареная картошка с маслом и толченым чесноком.
12. Пшенная каша с грибной подливой.

Интересно, что на столе в этот вечер не было горячих блюд. Даже первое подавали едва теплым: приготовив, его оставляли в печи или на плите, чтобы медленнее остывало. А все потому, что праздник Рождества - семейный. За столом должны быть все - и живые, и мертвые. Так что хозяйке дома не приходилось мотаться от стола на кухню и менять блюда: все ставилось на стол за один раз, а дальше - только тихое празднование.

7 января, в Рождество, пост заканчивался, и постные блюда на столе можно дополнить скоромными - содержащими продукты животного происхождения. Теперь к трапезе добавляют и вино. Сочиво, кисель, взвар и рыба также остаются в меню, а к ним подают заливное, колбасу, жаркое, гуся или курицу, блины, а также пряники, колядки и другую выпечку, на которую расстарается хозяйка перед праздником. Рождественский стол должен быть пышным и щедрым!
Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Чтобы полностью выдержать традицию, при сервировке стола на него кладут пучок сена . Это делается в память о яслях, в которые Мария положила своего новорожденного сына. Кроме того, на столе обязательно должна быть скатерт ь. Главное блюдо - сочиво - посвящено духам предков, и принимать их за непокрытым столом считается неуважением.

В полночь все обмениваются подарками, поздравляют друг друга и загадывают желания.
Среди девушек распространены Рождественские гадания. Считается, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

Народные приметы

Рождественские праздники - особенное время года, когда высшие силы могут подсказать людям, что их ждет в будущие 12 месяцев. Так что в это время стараются следить и за знаками, которые посылают погода и обстоятельства, и за своим поведением - неправильными поступками можно здорово себе навредить.


  • Ясная безветренная погода сулит дачным грядкам или фермерским гектарам щедрый урожай.

  • Чистое, усыпанное звездами небо ночью - знак того, что животные в хозяйстве будут хорошо плодиться, а летом и осенью из лесу можно будет возвращаться с полными корзинами ягод и грибов.

  • Метель в эту ночь - тоже добрый знак: она сулит отличный урожай пшеницы. Радуются снегу с ветром и пчеловоды - насекомые-медоносы будут хорошо роиться. Богатый урожай злаковых культур сулят также снег, который выпадает крупными хлопьями, и иней.

  • Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.

  • Теплая погода, с одной стороны, сулит отличную пшеницу, но с другой - сообщает, что до весны еще долго: тепло настанет гораздо позже, чем обещает календарь.

  • А если в ночь перед Рождеством ударит мороз - семья проживет год дружно, в любви и согласии

  • Если праздник выпадает на новолуние, хлеб уродит плохо. Плохой приметой в народе считали и оттепель, если она случится в рождественское утро. Такой каприз природы сулит скудный урожай овощей в ближайший сезон.

  • Особое внимание уделяли поведению - своему и членов семьи. Рождество - светлый праздник, и ссориться, вздорить, спорить (особенно с родственниками) считалось большим грехом. Тех, кто нарушал правило, могли ждать неудачи в отношениях с близкими в течение всего года.

  • В Рождество запрещалось работать. Даже несложные дела, которые хозяин и хозяйка не выполнили раньше и не смогли отложить, могли накликать беду. Считалось, что кипучая деятельность вместо молитвы и ожидания великого чуда привлекала в дом нечистую силу.
    Один из самых строгих запретов касался шитья: в народе верили, что хозяйка, вздумавшая шить в один из трех рождественских дней, накличет на кого-то из членов своей семьи слепоту.

  • 12 постных блюд, которые появляются на праздничном столе, «кодируют» будущий год на достаток. Хозяйка, которая уделит ужину достаточно времени и сил, приготовив трапезу по всем правилам, обеспечит свою семью благополучием и здоровьем, так что кухонные работы перед Сочельником и Рождеством составляют серьезную часть подготовки к празднику.
    По материалам ya2016.com

Православные традиции Рождества предписывают веселиться вплоть до Крещения Господня (19 января) - это время называется «Святки»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх