Сценарий празднования Троицы в сельском клубе, Доме культуры: игры, конкурсы, частушки, концерт. Сколько дней празднуется Троица? Как праздновать Троицу правильно? Троица

Сценарий православного праздника

«Троица – праздник русской берёзки»

для детей 4-5 лет

Цель: создать условия для знакомства дошкольников с обрядами русского народного праздника Троица через произведения фольклора.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о праздновании русского народного праздника – Троица – праздника русской берёзки.
  2. Развивать умения передавать настроение праздника через русские народные песни и хороводы.
  3. Ориентировать родителей на совместное с воспитателем приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям русского народа.
  4. Воспитывать у детей интерес, уважение к традициям русского народа.

Ведущий 1

Здравствуйте, люди добрые!

Всем здоровыми быть желаем!

С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Ведущий 2

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Под русскую народную музыку входят дети (в руках веточки)

Читают стихи о празднике

Благослови, Троица!

Позволь нам в лес пойти гулять!

Нам венки завивать

И цветочки срывать!

А мы в лес пойдем

И цветочков нарвём.

Совьём венок

На круглый годок!

Близ тебя, березонька,

Красны девицы поют.

Под тобой, березонька,

Девицы венки плетут!

Ведущий 1 Совсем скоро наступит время Великого Светлого праздника Святой Троицы - праздника русской берёзки. Что за праздник Троица? (ответы детей) Троицу праздновали в воскресенье. Провожали весну, встречали лето. Прославляли берёзку, завивали её. Что это значит? Наряжали её лентами, бусами. Украшали дома берёзовыми ветками. Наряжались в нарядные сарафаны, рубахи, плели венки, водили хороводы. На Троицу вода именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть. На Троицу обходили поля и огороды с молодыми берёзками. Считалось, что берёза спасает от засухи и отдаёт свою силу молодым растениям. На Троицу угощались, водили хороводы, веселились, играли на русских народных инструментах. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о каких народных инструментах идет речь.

Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят (ложки)

Есть у нас веселый друг,

Очень любит громкий стук.

Тут ответ совсем не труден -

Знают все, что это… (бубен)

Тихо, нежно зазвенит,

Будто все посеребрит.

В нем не больше трех углов,
Звук – как звон колоколов (треугольник)

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят! (трещотки)

Оркестр (игра на народных музыкальных инструментах)

Ведущий 2 . Ребята, скажите, пожалуйста, в какое время года мы встречаем праздник Троица? (ответы детей).

А какие природные явления мы встречаем летом? (ответы детей).

В записи шум дождя, гром

Ребенок

Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день!
Игра «Дождик» (ведущий приглашает на роль Дождика одного из родителей)

Заклички

Тучи, тучи,

Собирайтесь в кучи!

Солнышко заволоките,

Дождём землю промочите!

Дождик, дождик, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке!

Ведущий 1 В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы.

Звучит музыка, входит Берёзка

Берёзка
Я берёзонька белоствольная.

Надену платьице всё зеленое.

Всё зеленое, всё шелковое.
Дождичек пройдет - солнышко блеснёт!

Ветерок повеет - шуметь буду.
Девушек звать буду!

Придите вы, девушки, придите вы, красные!
Ведущий 2 В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку.

Ведущий Ребята, а в старину ребята и молодые девушки украшали красавицу Березку яркими лентами.

Ребенок

Березка, березка, завивайся, кудрявая,

К тебе девочки пришли ленты принесли.

На поляне, на лугу гнулася березка,

Завивали девушки, лентой украшали.

Ребенок

Завивайся ты березка, завивайся ты, кудрявая.

Во зеленый сад пришли и наряд принесли.

Ой, березка, зелена. Украшаем мы тебя.

Дети украшают березку разноцветными лентами

Песня «Березка»

Ведущий 1

В ароматном воздухе колокольный звон,

Над землею бархатный, чистый небосклон!

Белою березкой мы украсим дом,

Перед образами свечечку зажжем!

С праздником священным поздравляем мы!

И желаем летней, счастливой кутерьмы!

Пусть святая Троица вас благословит!

Пусть судьба-судьбинушка к вам благоволит!

С праздником Святой Троицы!!!


1 Здравствуй, лето! Здравствуй, красное!

2 Лето — это не только приятное и веселое времяпровождение.

3 Начало лета — это буйство растительности, море цветов и трав.

4 Недаром в народе июнь-месяц ласково называют светозаром,
земляничником или разноцветом за пышную и сочную зелень,
за красочность лугов.

5 В июне уже колосится рожь, идет заготовка целебных трав,
а кое –где начинается и сенокос.

1 И приближается один из самых православных
праздников — Святая Троица.

2 Что же это за праздник — Троица?
И как её праздновали в старину?

3 Троица приходится на 50-й день после Пасхи и ранее очень
широко праздновалась в народе.

4 Этот праздник связан с культом прославления расцветающей
растительности, с культом воды и земли.

5 Седьмая неделя после Пасхи называлась «зелеными святками»,
«русальей» или семиковой. Неделя завершалась в воскресенье
празднованием Троицы.

1 Троицу считали девичьим праздником. В Семик (в четверг)
девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток березы
и цветов, ходили в лес завивать березку.

/ В центре — установленная березка. Выбегает девушка в сарафане
и венке из веток березы/.

2 Ой, девушки, ой, красавицы! Красны девицы- подруженьки!
Завтра Троица да зеленая.
Айда в лес — березку завивать да веночки заплетать,
Весну провожать, красно лето встречать!

Выбегают девушки в старинных русских нарядах.
На голове – венки, в руках яйца, пирожки, ленточки. Они подходят
к березке, окружают её и по очереди расхваливают:

3 Ай да красавица!
4 Ай да кудрявая!
5 Ай да стройная!
1 Завьём березоньку!…
2 Да желанья загадаем!

А.К. Береза — березонька, завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли, пироги принесли со яичницею!

/Девушки кладут под березу яйца, пирожки, завивают ветки березы
цветными лентами, загадывают желания./

1 В воскресенье на празднике Троицы главная роль отводилась
березке — символу расцвета природы.

2 С березой связано много поверий. Считалось, что она оберегает
дом от грома и молний, а капустные грядки – от гусениц.

3 Народ верил, что погибшая девушка превращается в березку.

4 Высушенные на Троицу ветки березы и разные травы наши предки
хранили как лекарство и средство от всевозможных бед и пили настой
из них при разных болезнях.

3 В день Троицы все дома обильно украшались ветками березы и
цветами, полы покрывались травой. Пекли пироги, караваи, приглашали
гостей. Обязательно шли на обедню в церковь.

А.К. Девушки, вернувшись, наряжались в праздничные платья, надевали
на голову свежие березовые венки и бежали в лес развивать
березоньку.

1 Девицы – красавицы! Пойдем-те березку развивать!

2 Уж ты радуйся, дубник –кленник! Не радуйся, белая береза!
Мы идем тебя развивать, с тебя ленточки снимать!

/Девушки «развивают», т.е. отламывают ветки березы, втыкают их
в землю, снимают ленты. Поют частушки/.

1 Что ты, белая береза? Ветра нет, а ты шумишь!
Моё сердечко ретивое, горя нет, а ты болишь!

2 Что ты, белая береза, в чистом поле не шумишь?
Что ж ты, милый мой, хороший, со мной дела не решишь?

3 Я вас, милый, не искала, вы вперед меня нашли,
А теперь все ваши мысли во все стороны пошли.

4 Интересна эта речка: рыбочка да рыбочка.
Интересный ты мальчишка, завсегда с улыбочкой.

5 Полюбила Степочку за его походочку,
За красны его слова, остальное — трын –трава!

А.К. А теперь, парни, посмотрим, кто из вас самый смекалистый,
кто больше загадок отгадает.

/Девушки по очереди загадывают юношам загадки/.

Рассыпался горох на четырнадцать дорог. Что это? /Звезды/.
- Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. /Топор/.
- Сама дубовая, пояс вязовый, а нос липовый. Что это? /Бочка/.
- Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт./ Пила/.

А.К. И кто же у нас самый умный, самый смекалистый:
больше всех загадок отгадал. Как же его зовут?

Алия: Ваня — имя хорошее. Ваня — замечательно!
Никого любить не буду, его — обязательно!
А.К. А давайте-ка, «Барыню» танцевать!

/Танец «Барыня»/

1 Девушки – подруженьки, кумушки – голубушки!
Пойдемте к реченьке
Венки в воду бросать, на женихов гадать!

2 Пойду на Волгу –реку, стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду, отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде.

3 Мой венок не утонул! Меня милый вспомянул:
«О свет, моя ласковая! О свет, моя приветливая!»

4 Мой веночек далеко уплыл — свадьбе долго не быть…

А.К. В конце праздника березу топили в реке.

1 Прославленная и обласканная в течение стольких дней, березка
должна была отдать всю свою силу воде, а через неё — начинающему
зеленеть полю, чтобы поспособствовать урожаю и благополучию
жителей села.

2 Прощай, березонька белая!

3 Прощай, березонька кудрявая!

Вместе: Прощай, Троица да зеленая!

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:
Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Создать условия для творческой деятельности.

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», цветные ленты для украшения березы, мешки для подвижной игры, глиняные игрушки, свистульки, сладости.

Праздник начинается на площадке школьного двора или в парке, где растет береза. К детям выходят ведущие (коробейники), одетые в русские народные костюмы.

1-й коробейник:

Начинаем хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

На святую Троицу!

2-й коробейник:

Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки –

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

1-й коробейник:

Есть веники для бани,

Для Маши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

А вот квас для всех вас!

Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

2-й коробейник:

Березовая каша

Для Феди и для Маши!

1-й коробейник:

Березовые почки

Берите на примочки!

2-й коробейник:

Изделия из бересты

Бери — не пожалеешь ты!

Подходи, честной народ,

Начинаем хоровод!

Дети встают в круг и поют песню «Береза моя, березонька».

1-й коробейник:

Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

Небо белое, небо синее

Нынче песни поют о березках!

— Люди добрые, знаете ли песни о нашей российской красавице? Тот из вас, кто больше других споет начальные строки или куплет песни, где были бы слова «береза», «березонька», «березовый» или прочтет стихотворение о березе, получит приз. Кто первый? Кто храбрый?

Примеры песен:

— Во поле береза стояла…

— И родина щедро поила меня

Березовым соком, березовым соком.

— То березка, то рябина…

— Ах ты, Русь моя,

Песня светлая,

Край березовый.

Край Есенина…

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня большой отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.

Дети: Троица!

Ведущий: Да это Троица, а кто помнить символ этого праздника?

Дети: Берёза.

Ведущий: Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали

жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.

Дети: Давайте.

Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник?

Дети: Красиво, нарядно.

Ведущий: Да, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду,

девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.

Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».

2-й коробейник:

А теперь аукцион, очень уж секретный он,

Впрочем, не такой секретный,

Но в познании заметный.

— Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица — берестовка, живет у гнилых пней.)

Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Ведущий: Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу

вам как отмечали этот праздник.

Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.

Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.

Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.

— Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.

Дети повязывают ленты на березу.

Ведущая: Молодцы, а вот ещё вам загадки:

1. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег.

Кудрява, а не человек.

2. Стоит Федосья, распустив волосья.

3. Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

— Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.

Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становиться водящим.

Ведущая: Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне

пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?

Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.

Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек и

веточек березы. Так же из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела.

Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?

Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из березы такие полочки, их называли лучина и ими освещали избу.

При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети одевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются цветные глиняные игрушки, свистульки и сладости.

Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны. (Если есть возможность, на полянке зажигаются костры, когда огонь поутихнет, можно прыгать через него, очищаясь огнем от всего дурного.)

1-й и 2-й коробейники хором:

Венки вили,

Хороводы водили,

Играли – тешились!

До свидания! До новых встреч!

Уже не за горами новый святой Праздник - Троица, или Пятидесятница. Храмы будут украшаться ветками березы, и вся земля тоже нарядится к празднику в новое зеленое платье. Дни после Троицы на Руси назывались "зеленые святки" - время радости, песен, игр, венков и хороводов.

Ведущий.

Сегодня мы встречаем один из самых главных христианских праздников - День Святой Троицы. Этот день - пятидесятый по счёту от дня Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница.

Вот что мы читаем в Деяниях святых апостолов:

Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование.

После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божья. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары. И вот, как раз в день, когда все праздновали день Десяти Заповедей, а народ, заполняя улицы и площади города, шёл к храму, в девять часов утра внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил всё своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг, посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов.

Все вместе поют молитву Святому Духу на славянском языке:

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

Ведущий.

Это было первое чудо, но за ним произошло второе, ещё более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошёл на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями.

Несколько участников (педагогов или учащихся, приготовившихся заранее) читают молитву Святому Духу на разных языках:

На греческом:

Василев урание, Параклите, то пневма тис алиthиас о пандаху парон кэ та панда плирон, о Thисаврос тон агаthон кэ зоис хоригос, илthэ кэ скиносон эн имин кэ каthарисон имас апо пасис кэлидос кэ сосон агаthэ тас психас имон. (th - звук как в английском)

На латинском :

Rex Caelestis

Rex Caelestis, Paraclite, Spiritus veri, Qui ubique ades et omnia imples, Thesaure bonorum et vitae Dator. Veni inhabitaque in nos et purge nos omni obscenitate, et salve, Bone, animas nostras.

На английском :

O Heavenly King

O Heavenly King – the Comforter, the Spirit of Truth, Who art everywhere present and fillest all things, The Treasury of blessings and the Giver of Life. Come and abide in us, and cleanse us from every impurity, and save, O Gracious One, our souls.

Ведущий.

Самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык. Многие слушали проповедь апостолов, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около 3 тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа. Так окончился день Пятидесятницы, ставший днём рождения христианской Церкви.

Ведущий.

Горница, где на апостолов сошёл Святой Дух, была украшена цветами и травами. Вот откуда пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка.

Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Айда и мы на улицу берёзку прославлять.

Все выходят на улицу. Девочки заводят хоровод вокруг берёзки. Мальчики стоят рядом. Берёзка стоит в центре поляны, склоняя голову и ветви. Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Девочки водят хоровод вокруг берёзы. В конце хоровода Берёзка «оживает».

Берёзка.

Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к вам на праздничек. Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь, хороводы водить.

Берёзка заводит шуточный хоровод под русскую народную мелодию для всех ребят. Берёзка показывает движения, а ребята повторяют. После хоровода Берёзка жалуется.

Берёзка.

"Ай, густо-густо на березе листьё, Ой-ли, ой люли, на березе листьё. Господа бояре, мужики крестьяне! Не могу стояти, веточек держати...

Ведущий.

Сорвите листочек с нашей берёзы, Найдёте вы в ней утешенье - не слёзы. Святые отцы так сказали когда-то,
До нас донесла это Церковь, ребята!

Ученики подбегают к берёзке, на которой заранее прикреплен вырезанные из бумаги листочки, с написанными на них высказываниями святых отцов и поговорками – крупицами народной мудрости. Ребята читают и объясняют прочитанные изречения.

ПОКОРНОЕ СЛОВО ГНЕВ УКРОЩАЕТ.

КАЙСЯ, ДА ОПЯТЬ ЗА ТО ЖЕ НЕ ПРИНИМАЙСЯ.

ЧТО ТЕЛУ ЛЮБО, ТО ДУШЕ ГРУБО.

КТО ЛЮБИТ БОЖИИ ДЕЛА, ТОМУ ЖИЗНЬ ЛЮБА И МИЛА.

ДУХОВНАЯ БЕСЕДА ЛУЧШЕ СЫТНОГО ОБЕДА.

ЖИТЬ – БОГУ СЛУЖИТЬ.

БЕЗ ЕВАНГЕЛИЯ КАК БЕЗ СОЛНЦА – И ДНЁМ ТЕМНО У ОКОНЦА.

КТО НЕ ЛЮБИТ ОБЛИЧЕНЬЯ, ТОТ НЕ ХОЧЕТ ИСПРАВЛЕНЬЯ.

БОГ ЛЮБИТ ПРАВЕДНИКА, А БЕС – ЯБЕДНИКА.

В УМНОЙ БЕСЕДЕ УМА НАБРАТЬСЯ, А В ГЛУПОЙ – СВОЙ РАСТЕРЯТЬ.

БОЙСЯ ВСЕВЫШНЕГО – НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО.

ГОВОРИ С ДРУГИМИ ПОМЕНЬШЕ, А С БОГОМ ПОБОЛЬШЕ.

ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ ДА БОГА, И ПОВСЮДУ ТВОЯ ДОРОГА.

ЯЗЫКОМ БОГУ МОЛИСЬ, ДА РУКАМИ РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ.

ГДЕ ЛЮБОВЬ – ТАМ И БОГ, ДА ТИШЬ, ДА ГЛАДЬ, ДА БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ.

В ПРОСТЫХ СЕРДЦАХ САМ БОГ ПОЧИВАЕТ.

ЖИВИ СМИРЕННЕЕ, И ВСЕМ БУДЕШЬ МИЛЕЕ.

БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ, А СМИРЕННЫМ ДАЁТ БЛАГОДАТЬ.

ДИАВОЛ ГОРДИЛСЯ, ДА С НЕБА СВАЛИЛСЯ.

НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, А ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

В БЕДЕ НЕ УНЫВАЙ, А НА БОГА УПОВАЙ.

КТО МАЛЫМ ДОВОЛЕН, ТОТ У БОГА НЕ ЗАБЫТ.

БУДЬ С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ И С РАБОТОЙ В РУКАХ.

БОГ ТОЛЬКО ТЕХ НЕ СПАСАЕТ, КОТОРЫЕ СПАСТИСЬ НЕ ХОТЯТ.

ВАЖНЕЕ МОЛИТВЫ ДЕЛА НЕТ.

НЕ ДУМАЙ ПЛОХО О ЛЮДЯХ – БЛАГОДАТЬ ОТОЙДЁТ.

НЕМОЩЬ ДУШИ УВРАЧУЕТ ХРИСТОС ЧЕРЕЗ УСТА ДУХОВНОГО ОТЦА.

УТЕШИТЬ СКОРБЯЩЕГО И ПЕЧАЛЬНОГО ВЫШЕ МНОГИХ ДОБРЫХ ДЕЛ.

БЕЗ БОГА НИ ДО ПОРОГА.

МОЛЧАНИЕ - ОТРАДА МУДРОСТИ.

ИГРЫ НА ТРОИЦУ

Ведущий.

А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

Конкурс «Косички»

У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Припевы на Троицу

"Мы завьем венок
Мы на все святки,
Мы на все святки,
На все празднички
На все празднички
На Духовые,
На Духовые,
На венковые".

"Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!"

"На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела..."

"Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яичницей".

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в "Битве мешками". Весовые категории при этом не учитывались - важнее равновесие.

Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в "Кости". Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Зайцы и плетень

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

«Иди назад, в лес, осинку погрызи!»

И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Ручеёк»

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь, Утешителю – Утешитель, Душе истины – Дух истины, Дух правды. Иже – Который, Сый – сущий, находящийся, вся исполняй – все наполняющий, сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра, жизни Подателю – Податель жизни, прииди и вселися – приди и вселись, в ны- в нас, от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов, Блаже - благой, добрый.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо. Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет иже, везде сый и вся исполняй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами – везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь – то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

Сценарий православного праздника

"Троицкие забавы»

Действующие лица:

Хозяйка – учитель

Берёзка –Булгакова Ю.

Русалка –Мария Викторовна

Зал украшен лентами, ветками берёзы, листьями, цветами. Звучат русские народные песни.

Входит хозяйка праздника.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие!

Всем здоровыми быть желаем!

С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Хозяйка: на экране презентация

Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы.

РЕБЕНОК(Каменева Я):

Благослови, Троица!

Позволь нам в лес пойти гулять!

Нам венки завивать

И цветочки срывать!

РЕБЕНОК (Хамхоева Л):

А мы в лес пойдем

И цветочков нарвём.

Совьём венок

На круглый годок!

РЕБЕНОК (Стародубцева Д):

Близ тебя, березонька,

Красны девицы поют.

Под тобой, березонька,

Девицы венки плетут!

Хозяйка:

В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

Входит Берёзка, встаёт в центр круга.

Берёзка: Булгакова Ю.

Я берёзонька белоствольная.

Надену платьице всё зеленое.

Всё зеленое, всё шелковое.

Дождичек пройдет - солнышко блеснёт!

Ветерок повеет - всё шуметь буду.

Девушек звать буду!

Придите вы, девушки, Придите вы, красные!

Хозяйка:В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания.

Дети украшают Берёзку лентами. (бантики с липучкой)

РЕБЕНОК (Каменева Я) (обращаясь к березе).

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем.

РЕБЕНОК (Хамхоева Л.):

Радуйтесь, березы.

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут.

Вам пироги несут!

РЕБЕНОК (Стародубцева Е):

Березку прославляли:

«Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Пойдём песни играть!»

Берёзка:

Вот какая нарядная я стала! Украсили меня лентами, цветами! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.

Хозяйка: Хозяйка:

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира. По преданию, благодаря сошествию Святого Духа апостолы – ученики Иисуса Христа – заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-отца, а послан он был Богом-сыном.

Смотрим фильм про Троицу

Хозяйка:

На Семики – седьмую неделю после Пасхи – парни, девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

Игра – эстафета «На санях»:

Родители «впрягаются в сани» и везут детей как на повозке. Повозкой служит плотный материал, украшенный лентами.

О Троице в народе говорили: «Утром пляшут, днём плачут, вечером скачут…»

Родители читают пословицы и поговорки: на экране

Троица перстов крест кладет.

Без Троицы дом не строится.

На Троицу дождь – много грибов.

Березка белая – символ расцвета природы. Она укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

Хозяйка: на экране картинки

На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

ДЕВОЧКИ: Каменева, Хамхоева

девочки выводят хоровод из девочек.

Друг другу: Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

Вместе: Хоровод «Красна девица»

В хороводе были мы,

Кого надо видели,

Видели, видели,

Красавицу девицу,

Девицу, девицу, (выходит девушка)

Девицу, девицу.

Встань, девица, подбодрись,

Вправо, влево повернись.

Повернись, повернись

Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй

РЕБЕНОК:Стародубцева Д.

Нам играть и петь не лень, на экране

Мы б играли целый день!

Игра «Дождик» Каменева, Хамхоева

Дети громко говорят заклички, после этого Дождик (ребёнок или один из родителей) догоняет ребятишек. До кого Дождик дотронулся, тот выбывает из игры, садясь на стульчик.

Заклички Стародубцева Д.

Тучи, тучи,

Собирайтесь в кучи!

Солнышко заволоките,

Дождём землю промочите!

Дождик, дождик, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке!

Хозяйка: Праздник Святой Троицы – православный и природный праздник.

Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок – души умерших девушек - утопленниц или детей, умерших некрещенными. Поэтому вся неделя называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. А мужиков и видных парней утаскивают к себе на дно, чтобы работали на них.

Звучит таинственная музыка. Входит Русалка.

Я русалка. Когда-то мы были речными богинями. Хотели проникнуть в тайну величия Божьего… За это нас Бог наказал, лишив образа и подобия Своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса. А тех, кто находился в доме – сделал домовыми, в лесах – лешими, а в воде – русалками.

Хозяйка: Когда все цветет на земле, они странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у тех крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. Не ходите по ночам на речки и озера: русалки защекотят и утащат к себе.

Русалка:

На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Хозяйка: Ребята, чтобы русалки не защекотали, надо успеть перекреститься и начертить на стене крест.

Игра с Русалкой

Русалка гоняется за ребятами, пытается их пощекотать. Если убегающий успевает нарисовать (символически пальцем начертить) на полу крест, его русалка не трогает.

Берёза:

А теперь уходи,

Душу не береди,

Ребят не пугай,

Девчат не ругай!

А не то кресты рисовать будем!

Русалка: (уходя) Никого не поймала, не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!

Хозяйка:

Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Хозяйка и Берёза:

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу!

Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх