Статья районный праздник ысыах. Культура якутского народа: в «Коломенском» пройдет национальный праздник Ысыах


Несмотря на то что даже самые нерадивые граждане нашей страны уже вынесли с балкона новогоднюю елку, некоторые всё ещё продолжают праздновать Новый год! Якутский Ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия.

Отмечать Новый год в июне на протяжении многих веков принято у народа саха (якутов). Этот праздник называется Ысыах, что значит «изобилие». На самом деле якуты отмечают Новый год два раза: вместе со всеми россиянами - зимой и по древнему обычаю - летом. Такая необычная традиция легко объяснима.

В конце мая в подмосковной деревне Головино можно было не только поиграть в снежки, но и покататься на лыжах на настоящем снегу. И это при температуре воздуха около 25 градусов выше нуля! Уникальная возможность у соскучившихся по зиме появилась благодаря тому, что известный российский биатлонист Сергей Рожков, покидая большой спорт, устроил праздник для всех любителей биатлона и лыжного спорта.

Зимой температура в этих краях может опускаться ниже минус 60 градусов, так что не особенно повеселишься. А вот отмечать приход Нового года с наступлением лета, столь короткого и желанного, - это совсем другое дело. У якутов, которые всегда были скотоводческим народом, принято делить год на две половины, а сам Ысыах стал своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Кроме того, из-за очень длинной зимы Ысыах для якутов - единственная возможность собраться всем родом и устроить народное гулянье.

Ысыах посвящён языческим якутским божествам айыы и возрождению природы. Согласно мифологии якутов, боги айыы являются прародителями народа, а ныне населяют Верхний мир. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты, в основном кумыс (очень вкусный и полезный кисломолочный напиток на основе закваски из кобыльего молока). Праздник Ысыах сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Якутский Новый год в прежние времена отмечали 22 июня - в день летнего солнцестояния. Однако в связи с тем, что в 1941 году день Ысыаха совпал с началом Великой Отечественной войны, его стали проводить в период между 10 и 25 июня, в зависимости от района, графика выходных дней, местных предпочтений и других факторов.

В наши дни диаспоры якутов во многих городах России продолжают отмечать свой праздник и приобщать к нему местных жителей. Якуты Санкт-Петербурга и Москвы устраивают Ысыах уже 16 лет, собирая на шумный праздник 1000-1500 человек. Так в этом году Ысыах в Москве отметили 12 июня (на территории Государственного Художественного Историко-Архитектурного и Природно-Ландшафтного Музея-Заповедника «Коломенское» - подробнее об этом можно прочитать на Официальном сайте Постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, которое и является инициатором проведения праздничных мероприятий в честь Ысыах в РФ).


Соорганизаторами праздника стали Правительство Москвы, Московский Дом национальностей и администрация музея-заповедника «Коломенское». В этом году Ысыах был посвящен 65-летию Великой Победы и 110-летию со дня рождения народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола.

В Петербурге Ысыах, как и в прошлые годы, отметили в Ольгино, в этот раз - 13 июня. Тут к празднику приложило руку Культурное общество «Саха Санкт-Петербург», а также Ассоциация молодежи «Сайдыы».

Почетными гостями ежегодного праздника стали члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители администрации Санкт-Петербурга.

Так же как и в Якутии, московский и питерский Ысыах проходит по всем правилам.

Представьте, как бы вы организовали праздник, если бы он был только раз в году? Вот примерно так и происходит Ысыах. В нём есть всё, что только можно вообразить: и конкурсы на самую красивую девичью косу, на лучший национальный костюм, лучшее национальное блюдо и тюсюльге (сервировка праздничного стола, а точнее, праздничного ковра), показ коллекций якутских модельеров, соревнование молодых запевал хоровода-осуохая, кормление огня, угощение, реки кумыса, праздничный концерт и многое другое.

Центральный символ Нового года в Эквадоре - «аньо бьехо» (исп. año viejo - «старый год»), фигурка в человеческий рост, набитая любыми хорошо горящими материалами - газетами, соломой, бумагой. «Аньос бьехос» одеты в поношенную одежду, а вместо лиц у них маски из папье-маше.

Проходят во время празднования Ысыах и национальные якутские состязания «Игры Тыгына».

Один из этапов соревнования - перетягивание палки длиной всего 50 см. Причём тянут её не за концы, а поперёк, хватаясь руками за середину. Происходит это вот как: два человека садятся на землю, упираясь ногами в специальную досточку между ними, берутся с двух сторон за палку и тянут - каждый на себя. Кто сможет заполучить палку или перетянуть соперника на свою половину, становится победителем. По перетягиванию палки проводятся даже чемпионаты России, а сама игра зарегистрирована в Росспорте как вид национального спорта.

Ещё одно действо, которое так нравится участникам Ысыаха, - это конкурс «Бег за девушкой». Да-да, якутам тоже не чуждо ничто человеческое, но, вместо долгих ухаживаний и уговоров, они понравившуюся девушку догоняют. Но и барышни в северных краях не лыком шиты. Бегают так, что только искры из-под пят летят.

Обычно в соревновании участвует одна девушка и несколько желающих побегать за ней удальцов. Но задача не так легка, как может показаться на первый взгляд. Часто девушка оставляет далеко позади всех пытающихся догнать её юношей...

Если с девушкой не сложилось, но продемонстрировать своё мужество всё ещё хочется, можно принять участие в конкурсе по перетаскиванию 100-килограммового камня. До финиша, правда, доходят не все, но с уважением зрители смотрят на каждого участника.


Самый желанный приз, который вручают на Ысыах тем, кто догнал девушку или принёс к финишу каменную глыбу, - это мюхээ, то есть большая отварная жеребячья кость с мясом. Для якутов мюхээ - высшая награда! Иногда в Москве и Питере кость приходится заменить на говяжью - за неимением жеребячьей.

По кемпингу «Ольгино» разгуливают огромные мамонты. Они олицетворяют найденного в 2007 году на Ямале мамонта Любу и совсем недавно обнаруженного в Якутии мамонта Игоря.

На Ысыах принято водить хоровод, который называют осуохайем, в него собираются все участники праздника. Осуохай означает жизненный круг и символизирует всеобщее единение людей. Хоровод водят по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве, благодарят солнце за свет и тепло, подаренные людям.

В середине поляны разжигают праздничный костёр, старейшина «кормит огонь», подливая в него всякие масла, чтобы он согревал всех людей. Также принято окроплять огонь, траву и деревья кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.


Якуты, которые переехали в другие уголки России, с удовольствием приглашают на Ысыах местных жителей, желая тем самым разделить с ними радость наступления лета и укрепить дружбу с другими народами.

В последнее время всё чаще говорят о необходимости отменить практику переноса праздника с 22 июня на другие дни, так как день летнего солнцестояния это естественный, заложенный в самой природе момент начала нового годового цикла, который имеет древний сакральный смысл. Но пока это остаётся лишь на уровне разговоров, и в разных областях Якутии и России местное правительство выбирает дату для празднования нового года произвольно.


Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Ысыах (якут. ыһыах) - это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня - день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто - свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ - божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

(якутский сэргэ - «коновязь») - ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ - оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя - для коней людей, и нижняя - для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ - для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия - Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе - лесам, полям, озерам, рекам.

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего - Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов - Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо - охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди - это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы - Нижнего мира (Аллараа Дойду).

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный - Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в , а в 2019 году - в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах - самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год утверждается специальным указом) в столице республики Якутия городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы — праздник «Ысыах». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день — первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах — встреча Нового года. Ысыах — это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.
Национальный праздник Ысыах - это уникальное духовное богатство якутского народа. Ысыах - это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.
Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.
Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.
Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни.


В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной - девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
В 1991 году Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия). Он является объединяющим символом возрождения не только традиционной культуры народа саха.
Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.
Ысыах — долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему — шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.

Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха — Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике «Ысыах Туймаады» проводятся состязания боотуров — «Игры Дыгына», они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем «Игр Дыгына», чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями. (Туймаада — название долины, в которой расположен город Якутск и его окрестности).

Конкурс сказителей — олонхосутов на празднике Ысыах

Олонхо — древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа — саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители — олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания онхосутов.
Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Считается, что кумыс - земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг Айыы Тойона, одного из Высших Божеств - покровителей саха. В этом озере омывается его супруга Айыысыт. Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт.

Ысыах - праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Затем все принимают участие в хороводе осуохай - массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и становятся родными по духу. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия. Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха - встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы - выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех. Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты - большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец — Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.

Церемония распития ритуального напитка — кумыс. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова «брызгать», то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель) разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком — кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).

Купить билет до Якутска вы сможете воспользовавшись сервисом

Самые дешевые билеты из Москвы в Якутск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

Тем не менее, 21-22 июня якутяне в глубине сердца чувствуют праздник. Голландский путешественник И.Плес, в конце 17 века проезжавший через Сибирь в Китай, является первым ысыахчытом-иностранцем, оставившим письменное свидетельство об этом древнем празднике. Он писал, что Ысыах справляют «с большой торжественностью», а также отметил, что празднующие «разводят костры и поддерживают их всю ночь».

Кроме костров (кстати, жгут ли их сейчас всю ночь?), иных обрядов и деталей проведения, Ысыах имеет свои неписаные правила участия в нем, о которых хотелось бы напомнить сейчас. Мы вполне могли что-то упустить, так что будем благодарны дополнениям и замечаниям.

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

  1. Считается, что женщина обязательно должна надеть новую одежду. Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
  2. Посетить в начале праздника алгыс (благословение). Думаем, что не надо объяснять почему.
  3. Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
  4. Встреча солнца. Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
  5. Кумыс и мясо – попробовать обязательно, в наслегах их раздают всем. Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.

Что запрещено на Ысыахе:

  1. Нельзя быть пьяным на ысыахе – Айыы (светлые божества) огорчаются.
  2. В дни Ысыаха нельзя сердиться, раздражаться, ссориться – по той же причине.
  3. По неизвестной причине существует запрет на присутствие на Ысыахе собак. Это старинный обычай.
  4. «Черным шаманам» запрещено посещать Ысыах. Тоже из глубин веков.
  5. Не отказывайтесь от угощения, общения, веселья!

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх