Водитель автобуса увидел, как маленький мальчик плачет. Узнав причину, он стал действовать немедленно

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Большинство взрослых уже забыли о том, как это непросто – быть ребенком. Они смотрят на своих малышей сверху вниз и абсолютно их не понимают. Непонимание приводит в лучшем случае – к равнодушию, в худшем – к агрессии. При этом взрослые пребывают в уверенности, что уж они-то знают, что нужно сказать плачущему маленькому человеку и как правильно себя с ним вести. Увы – не знают. Поэтому пришла пора развенчать некоторые мифы о детском плаче.

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

  • Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.
  • Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».
  • Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.
  • У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.
  • У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.
  • В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.
  • У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Нельзя

  • Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
  • Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
  • Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
  • Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

Можно и нужно

  • Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
  • Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
  • Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
  • Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
  • Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
  • Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
  • Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
  • Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.

Мнение о том, что мальчикам можно плакать уже стало расхожим, однако оно все еще скрывает за собой более важную мысль. Мальчикам нужно не только лить слезы, им нужно испытывать весь спектр чувств, поскольку мужская эмоциональность - все еще социальная проблема. Эмоциональная уязвимость - это то, что делает нас людьми, делает нас человечными.

Чем больше чувств испытывает ребенок, тем более неравнодушным он растет.

Забота о других подпитывает сопереживание и отзывчивость. Переживания перед лицом страха побуждают к проявлению истинной храбрости. Волнение о ком-то, кто расстроен, помогает стать терпеливее. Забота - одна из самых важных эмоций, которые делают нас цивилизованными людьми. Слезы важны, но они - лишь часть большой истории эмоций.

Когда дело доходит до мальчиков (да и до девочек тоже), необходимо понять: можно ли им иметь мягкое сердце и показывать свою ранимость? Нормально ли это?

Вот что важно понять о слезах - они являются основой эмоциональных благополучия и зрелости. Они являются признаком здоровой эмоциональной системы, но также помогают выразить множество чувств:

  • Робость
  • Смущение
  • Счастье
  • Опустошенность
  • Уязвимость
  • Благодарность
  • Сочувствие
  • Беспокойство
  • Страх
  • Боль.

Согласно данным многолетнего метааналитического исследования, за последние 30 лет уровень эмпатии у молодежи снизился на 48 процентов. Поэтому очень важно понять, как сохранять сердца наших мальчиков открытыми и узнать, почему они проявляют все меньше заботы о других.

По словам Тома Лутца, автора книги «Плач: естественная и культрологическая история слез», люди по-разному воспринимают мягкосердечность. Все люди в этом смысле делятся на два типа: «плаксы» и «сухоглазки». Первые считают слезы проявлением эмоций, тогда как вторые относятся к ним презрительно и часто считают плач одним из способов манипуляции.

Казалось бы, нужно просто повлиять на то, чтобы постепенно изменить систему ценностей «сухоглазок», дабы они наконец признали право других людей на слезы. Однако все не так просто. Чувствовать себя уверенно рядом с эмоционально уязвимым человеком можно только в том случае, если вы испытываете к нему привязанность. Если тесных отношений между людьми нет, они не будут делиться друг с другом своими чувствами.

Пренебрежительное или брезгливое отношение к слезам часто свидетельствуют о том, что человек хочет защититься от чрезмерного проявления ранимости и уязвимости. Иными словами, мозг обладает способностью вытеснять эмоциональное осознание и выражение, этот процесс называется эмоциональным торможением. Нежелание или неумение плакать, а также презрение к слезам является признаком жестокосердия и закрытости.

Мозг в таком случае делает все возможное, чтобы сильные эмоции не были признаны значительными и имеющими право на существование. Тут надо понимать, что есть большая разница между тем, что человек просто не показывает своих эмоций и тем, что он защищается от проявлений чувств.

Признаками эмоционального онемения может быть нежелание обсуждать чувства, безразличие к ситуациям опасности или требующим тревожной реакции, отсутствие пиков и перепадов настроения (вместо них - постоянная, хроническая скука).

Как помочь мальчикам сохранить доброе сердце

Мы должны дать им понять, что любые их чувства будут приняты. Если нам кажется, что маскулинность - это отсутствие заботы, беспокойства и грусти, мы оказываем нашим сыновьям медвежью услугу. Точно так же, когда требуем от девочек просто быть милыми и подавлять фрустрацию, недовольство и упрямство. Чем больше мы даем ребенку пространства для выражения эмоций, тем меньше вероятность того, что их мозги начнут вытеснять сильные чувства.

Вот что мы можем сделать для наших мальчиков

  1. Защитить их сердца привязанностью. Дети должны знать, что они важны для своих значимых взрослых, тогда они будут меньше обращать внимания на то, что другие люди думаю и говорят о них. Эта привязанность помогает защищать эмоциональную систему от травмы отвержения, предательства. Конечно, невзгоды являются частью жизни, но не имея поддержки взрослого, ребенок может получить огромную травму от переживания сложных эмоций в одиночестве. Дети должны быть уверены в том, что родители всегда их поддержат.
  2. Защитить от травм - при необходимости. Если вы видите, что ребенок находится в неких отношениях, наносящих ему травму, постарайтесь помочь снизить число контактов с источником боли, помогите повернуть в сторону конструктивного общения или придумайте альтернативные виды деятельности, которые заменят ему общение с неприятным человеком (к сожалению, такими людьми часто бывают самые близкие родственники ребенка). Важно изменить контекст ситуации так, чтобы не заставлять мозг ребенка выстирывать защиту от чувств.
  3. Сами находите точки уязвимости. Говорите и показывайте ребенку, что самые разные чувства важны и возможны - дети в этом смысле почти всегда следуют за взрослыми. Мы не можем ожидать, что ребенок в ста процентах случаев пожалуется нам на то, что ему больно и обидно, поэтому наша задача иногда первыми заходить на территорию уязвленности и протягивать руку помощи.
  4. Принимайте его с теплотой и показывайте свою открытость. Научите ребенка делиться положительными эмоциями, это поможет ему стать к вам ближе и научит его раскрываться даже тогда, когда чувства особенно сильные. Не стыдите и не унижайте его - после этого трудно ожидать того, что он захочет с вами делиться не только переживаниями, но и радостью.
  5. Поддерживайте и разрешайте проявлять грусть, не запрещайте плакать! Мальчики действительно не всегда плачут, когда им грустно, не нужно на них давить, требовать «правильной» реакции на событие, которое их уязвило. Просто будьте рядом и дайте понять, что неправильных способов выразить печаль нет.

Нам не нужно говорить мальчикам, что они должны плакать и что это разрешено. Вообще не важно, льют они слезы или нет. Мы должны сосредоточиться на принятии их чувств, а все остальное за нас сделает природа - и если слезы есть, они выйдут.

Нам не надо влиять на мальчиков как-то специально, нам надо упорно работать над отношениями с ними. Наша поддержка поможет сыновьям найти в нас эмоциональную опору.

Что делать, если ваш мальчик – плакса? Все малыши плачут, но когда они достигают определенного возраста, слезы стают нежелательными. Как справиться со слезами будущего мужчины?

Все дети в возрасте 3-11 лет очень эмоциональны. Некоторые настолько впечатлительны, что плачут из-за любого повода. Плач для малышей – способ справиться с волнением, выплеснуть свою обиду и разочарование. После того, как ребенок научился говорить, он еще продолжает плакать "по привычке". Привычку плакать мальчики и девочки могут сохранять до 7-12 лет (Т.Д. Марцинковская "Детская практическая психология").

Откуда у мальчика берутся слезы

  • эмоциональная нестабильность;
  • неуверенность в себе;
  • страх;
  • желание привлечь внимание;
  • желание получить ласку и сочувствие;
  • усталость.

Даже взрослым сложно удержать свои эмоции, а у детей только начинает формироваться самоконтроль. У малышей есть два способа выплеснуть свои эмоции: слезы и драка.

Что делать, если мальчик часто плачет

  • Если причина слез страх - поговорите о нем с ребенком, боритесь со страхом. Объясните ребенку, что он в безопасности.
  • Проводите с ребенком больше времени, уделяйте ему внимание. Тогда у ребенка не будет надобности привлекать ваше внимание.
  • Чаще говорите с ребенком, старайтесь отвечать на все его вопросы, ребенок будет чувствовать свою важность.
  • Научите мальчика управлять эмоциями. Объясните, как нужно реагировать на ситуации, в которых мальчик плакал.
  • Убедите малыша в том, что слезы – трата времени, лучше действовать.
  • Пересмотрите график ребенка, возможно, он слишком устает, и его психика не справляется с нагрузками.
  • Убедите ребенка в том, что он хороший. Детям свойственно бояться неодобрения родителей: слезы из-за плохой оценки, неудавшегося рисунка, порванной одежды и других мелочей.

Мальчики не менее ранимы за девочек, ничего страшного в частых слезах нет. Просто ребенок не знает, что нужно делать. Задача родителей помочь малышу разобраться в своих проблемах.

Чего делать нельзя

  • ругать ребенка, запрещать плакать. Ваша критика только снизит самооценку малыша;
  • поддаваться, когда слезы – способ манипулирования. Один раз, получив желаемое, ребенок будет всегда использовать для этого слезы. Учите ребенка выражать свои желания не плачем, а словами;
  • утверждать, что слезы – это женские привилегии. Такое утверждение повлияет на пренебрежительное отношение мальчика к девочкам;
  • акцентировать внимание на слезах;
  • сравнивать мальчика с другими детьми.

Остановить детский плач легко, если он вызван не истерикой. Спросите у ребенка, почему он плачет, но сделайте это деликатно, без приказного тона. Видя ваше спокойствие и участие, малыш тоже успокоится и отвлечется на рассказ о своих злоключениях.

Причины слез мальчиков и девочек не отличаются. Поэтому не нужно волноваться именно из-за того, что плачет мальчик. Важно не кто плачет, а почему. Если вы научите малыша справляться со своими чувствами, часто плакать он перестанет.

Н едавно на детской площадке я услышала фразу от женщины уже почтенных лет, обращённую к : «Ты не мужчина. Разве мужчины плачут?». Конечно, этой даме можно сделать скидку на возраст и старую закалку, которая учила не проявлять слабость в тяжёлые времена, но и сейчас практически каждая мама хоть раз : «Не реви, будь мужчиной». Педагогика и психология давно шагнули вперёд, а многие взгляды на воспитание, зачастую, остаются закостенелыми отголосками прошлого.

Психологи считают вредными и такие фразы, как «Мальчики не плачут, а девочкам можно». Подобными выражениями взрослые ущемляют ребёнка в проявлении чувств, хотя должны оказать поддержку, ведь чтобы научиться контролировать свои эмоции, малышу нужно прожить их.

« Мое личное мнение, любой ребёнок – будь то мальчик или девочка – имеет право на эмоции абсолютно разного характера: они могут быть нежными, трогательными, они могут быть слабыми. Ребёнку нужно позволять быть таким, какой он есть».

Педагог и психолог с многолетним стажем Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» пишет о важности диалога между родителями и ребёнком. Например, у малыша отбирают игрушку, он в слезах приходит к маме и жалуется на обидчика, она отвечает: «Это не беда». Что получается? Ребёнок остаётся наедине со своими переживаниями. Критическое замечание от родителя сообщает малышу, что его чувства неважны маме и папе. Для ребёнка это целая катастрофа, ведь отобрали . Думаю, многие из взрослых вряд ли обрадуются, если к ним на улице подойдёт незнакомец и заберёт мобильный телефон. Просто так. На время. Мы бы тоже заплакали, не будь такими большими.

Ольга Косинова, гештальт-терапевт:
«Все стереотипы начинаются со взрослого. Если взрослый себе не позволяет плакать, быть слабым, чувствует себя униженным, незащищённым, когда плачет при ком-то, он будет это транслировать своему ребёнку, в том числе такими фразами, как «Мальчики не плачут».

С другой стороны, родителю достаточно проявить себя как для того, чтобы кроха понял: его «беда» принята родителями, они ему сопереживают.

Ольга Косинова, гештальт-терапевт:
«Часто я вижу родителей, которые идут по улице с плачущим ребёнком. Он выражает таким образом свою слабость, возможно, хочет манипулировать родителями, и они, естественно, злятся. На что? Они раздражаются не на ребёнка, а на себя, потому что не могут удовлетворить его потребности. Им не нравится, что ребёнок не понимает, например, что у них сейчас нет денег или возможности пойти туда, куда он хочет. В подобных ситуациях родителям нужно принять, в первую очередь, в себе, что есть вещи, которые они могут себе позволить купить, а что-то нет, и это нормально . Тогда они смогут присоединиться к ребёнку, сказав: «Я пониманию, тебе грустно, мне тоже хочется это сделать, но я сейчас не могу это купить для тебя».

Зачастую нам кажется, что дети слишком маленькие, чтобы нас понимать, но это не так. Гештальт-терапевт считает необходимым выражать свои эмоции. Если родителю не нравится поведение ребёнка, он может напрямую сказать об этом. Обычно это касается агрессии, когда малыш активно показывает свою злость. У детей нет ещё барьера, и они не чувствуют границ дозволенного: если малыш чем-то недоволен, то он демонстрирует свой протест, например, кидается в маму песком.

Ольга Косинова, гештальт-терапевт:
«Не следует говорить: «Нельзя злиться на маму», это тоже стереотип, подавление эмоций. Покажите свои чувства и отношение к его действиям словами: «Ты меня обижаешь. Я не хочу, чтобы ты кидался в меня песком, потому что у меня вся голова будет грязная».

В воспитании мальчиков важную роль играют оба родителя. Мама учит его проявлять чувства ко всему прекрасному. Папа – быть сильным, преодолевать препятствия без лишней суеты и, конечно, ухаживать за мамой. На примере родителей мальчик учится правильно выстраивать свои отношения с противоположным полом.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Ольга Косинова, гештальт-терапевт:
«Если у мамы есть стереотип, что мужчины не плачут, то она это будет транслировать ребёнку, тем самым подавляя его эмоции и делая всё, чтобы он не проявлял какие-то свои нежные чувства, слабости, но они у него есть. Он просто будет учиться их блокировать, и в последствии во взрослой жизни ему будет сложно выражать свои эмоции. И даже если он их показывает в близких отношениях, то может чувствовать (и при этом не понимать этого) какой-то дискомфорт, что он непривлекательный. Идёт ущемление мужского эго».

Психологи считают, такая установка негативно сказывается и на состоянии здоровья, в некоторых случаях, становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний.

Что делать?

Для начала понять, ваш ребёнок – самый замечательный.

Запомнить: мужчины тоже плачут. Взрослые и маленькие. Задача родителей – помочь малышу научиться осознавать свои чувства и справляться с бедой.

Как можно чаще обнимать кроху. Желательно также обниматься и взрослым членам семьи.

Не бояться говорить о своих чувствах, высказывать отношение к проблеме.

Забыть о всевозможных стереотипах и беседовать с ребёнком по душам.

А вы как воспитываете своего мальчика?
Поделитесь в комментариях!

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх