Законы пенсионной реформы. Законы пенсионной реформы Закон о страховой пенсии с года

С 1 января 2015 года вступили в законную силу два новых Федеральных закона: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - ФЗ № 424). Приняты они вместо одного, ранее действовавшего в полной мере Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 173). Интересно то, что сегодня применяются и нормы ФЗ № 173, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ № 400 в части, не противоречащей ФЗ № 400.

В заметке мы рассмотрим основные и наиболее интересные изменения, которые принесли с собой новые законы.

Для начала стоит отметить, что само понятие «трудовая пенсия» (которая состояла из страховой части и накопительной) ушло в прошлое. Вместо этого мы теперь имеем два самостоятельных вида пенсии: страховую пенсию и накопительную.

Условиями назначения страховой пенсии по новому ФЗ № 400 являются:

  • Достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин (здесь ничего нового);
  • Наличие страхового стажа не менее 15 лет (а был 5 лет). Здесь важно отметить, что в 2015 году стаж должен быть минимум 6 лет, но в дальнейшем он будет увеличиваться каждый год пока не достигнет 15 лет. Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 ФЗ № 400);
  • Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4).

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - самое большое нововведение ФЗ № 400. ИПК вычисляется по своей (не самой простой) формуле, но можно сказать, что его величина будет зависеть напрямую от размера «белого» оклада, от страхового стажа и от того, насколько лет позднее положенного срока Вы оформите пенсию. Соответственно от величины ИПК зависит и будущая страховая пенсия (чем больше ИПК, тем больше пенсия).

В новом законе сохранили для медицинских работников возможность досрочного получения страховой пенсии. А именно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах , сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пункт 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400). Таким образом, учитывая требования статьи 8 ФЗ № 400 и пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400 для досрочного выхода на пенсию медицинскому работнику, вне зависимости от возраста , необходимо иметь:

  • страховой стаж не менее 30 лет (или 25 лет в сельской местности и поселках городского типа);
  • указанный стаж должен быть в сфере лечебной или иной деятельности по охране здоровья;
  • лечебная деятельность (или иную по охране здоровья) должна осуществляться в учреждениях здравоохранения (не в коммерческой организации);
  • величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30, т.е. для досрочного выхода на пенсию необходимо иметь ИПК не ниже 30, но это будет актуально в 2025 году. В 2015 году достаточно для досрочного выхода на пенсию иметь ИПК не ниже 6,6. Выше мы уже говорили о том, что величина ИПК, необходимая для выхода на пенсию, будет увеличиваться с 2015 года ежегодно. (величина коэффициента зависит от года выхода на пенсию).

Другое новшество может немного обрадовать родителей, у которых несколько детей. В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (ранее было не более 4 лет).

Часть 2 статьи 13 ФЗ № 400 устанавливает, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства . ФЗ № 173 такую норму не содержал.

Стоит отметить, что на практике Пенсионный Фонд РФ при принятии решений, как правило, придерживается только законодательства, действующего на сегодняшний момент. Это подтверждается немалым количеством исковых заявлений к Пенсионному Фонду РФ с требованием зачислить тот или иной период деятельности в трудовой стаж и (или) с требованием особого исчисления периодов работы (например, год фактической работы засчитывать к стажу как полтора года).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Но законодательно это указание не было отражено до момента вступления в силу ФЗ № 400. А именно: частью 8 статьи 13 ФЗ № 400 установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу ФЗ № 400 (до 1 января 2015 года) и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица . Данная норма также отражена и в частях 3 и 4 статьи 30 ФЗ № 400.

В отношении накопительной пенсии никаких серьезных изменений не произошло. Здесь важно помнить, что накопительная пенсия назначается только тем лицам, которые имеют право на страховую пенсию (статья 6 ФЗ № 424). Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений , учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Сумма ежемесячной накопительной пенсии будет равна сумме пенсионных накоплений разделенной на ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в месяцах) (статья 7 ФЗ № 424). Интересно отметить, что ожидаемый период выплаты уменьшается ежегодно на 12 месяцев в том случае, если Вы обращаетесь за пенсией позднее положенного срока. Получается, что чем позже Вы обращаетесь за накопительной пенсией, тем больше будет ее ежемесячный размер. Только стоит помнить о том, что частью 3 статьи 7 ФЗ № 424 установлен предел, до которого может быть снижен ожидаемый период выплаты (в месяцах).

Отметим, что главным отличием накопительной пенсии является то, что ее размер зависит от пенсионных накоплений. В то время как размер страховой пенсии зависит от величины ИПК, о котором было рассказано.

В завершение скажем, что если Вы достигли пенсионного возраста, но не хватает страхового стажа и/или величины ИПК, то для получения пенсии надо продолжить работать. Если же Вы достигли возраста 65 лет (для мужчин) или 60 лет (для женщин), но все равно не заслужили страховую пенсию по условиям нового законодательства, у Вас возникает право на получение только социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий - т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель - обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде - 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая «новая пенсионная формула». Для расчета пенсии по новым правилам вводится понятие «индивидуальной пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Право на страховую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2017 году достаточно было иметь 11,4 баллов и 8 лет страхового стажа.

В соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 г., размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст=ИПК хСПК , где

СПст - размер страховой пенсии по старости:

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент:

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого

назначается страховая пенсия по старости.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента каждый год с 1 февраля увеличивается не менее чем индекс роста потребительских цен за прошедший год, а с 1 апреля устанавливается новая стоимость индивидуального пенсионного коэффициента, которая зависит от объема поступления страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР. На 1 апреля 2017 стоимость одного пенсионного балла

78,58 руб.

Индивидуальный пенсионный коэффициент также может быть увеличен, если пенсионер продолжает трудовую деятельность после установления пенсии.

Получить сведения о величине индивидуально пенсионного коэффициента (ИПК) и его составляющих: величины ИПК с 2015 года и величины ИПКн сс 2015 года и др., можно нескольким способами:

Заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счета на сайте ПФР в личном кабинете гражданина;

Запросить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР (включая историю) на едином портале государственных услуг по адресу: https://www/gosuslugi.ru:

Обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства.

Для тех граждан, которые являлись получателями страховой пенсии на 31.12.2014 год, пенсионные права были преобразованы в баллы следующим образом:

Размер трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного размера трудовой пенсии) делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного на 01.01.2015 год (64,1 рублей).

НАПРИМЕР: (12 000- 3 910,34):64,1= 126,204, где

12 000рублей - размер трудовой пенсии на 31.12.2014,

3 910,34 рублей - фиксированный размер трудовой пенсии на 31.12.2014,

126,204 рублей - количество индивидуальных пенсионных коэффициентов.

И тем гражданам, кто является получателем пенсии. И тем, кому интересно спрогнозировать будущую пенсию, полученную сумму пенсионных баллов необходимо умножить на стоимость одного балла (по состоянию на 01.04.2017 года стоимость одного балла составляет 78,58). И, таким образом получить размер страховой пенсии (будущей страховой пенсии)

(126,04 х78,58=9 917,11 руб.)

К полученному размеру страховой пенсии необходимо прибавить фиксированную выплату, в результате будет получен общий размер выплачиваемой пенсии. Фиксированная выплата устанавливается в твердых размерах и составляет на сегодняшний день 4805,11 рублей (размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) (9 917,11+4805,11= 14 722,22 руб.)

Название документа:
Номер документа: 385-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 29 декабря 2015
Дата начала действия: 01 января 2016
Дата редакции: 22 ноября 2016

О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии.. (статьи 1 - 9)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий


Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 года N 385-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2016, N 0001201611220025).
____________________________________________________________________

Статья 1

1) абзацев четвертого и шестого статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4831; 2002, N 30, ст.3033; 2004, N 19, ст.1835; 2006, N 48, ст.4946; 2009, N 29, ст.3624; N 30, ст.3739; 2011, N 14, ст.1806; 2014, N 30, ст.4217);

2) частей 20 -22 статьи 15 , частей 6 и 7 статьи 16 , частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6965).

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401; 2001, N 44, ст.4149; 2003, N 1, ст.13; 2007, N 30, ст.3754; 2008, N 18, ст.1942; N 30, ст.3616; 2009, N 30, ст.3739; N 52, ст.6417, 6454; 2010, N 31, ст.4196; N 50, ст.6597; 2011, N 29, ст.4291; N 49, ст.7037, 7057; 2012, N 50, ст.6966; 2013, N 52, ст.6986; 2014, N 26, ст.3394; N 30, ст.4217; N 45, ст.6155; N 49, ст.6915) следующие изменения:

1) абзац тринадцатый статьи 1 после слова "признаются" дополнить словом "месяц,";

2) в статье 11 :

а) дополнить пунктом 2_2 следующего содержания:

"2_2. Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика.";

б) в абзаце первом пункта 4 слова "пунктами 2 и 2_1" заменить словами "пунктами 2-2_2";

3) в статье 17 :

а) часть третью после слов "отчетного периода," дополнить словами "который составляет более месяца и";

б) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

"За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2_2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"." ;

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6965) следующие изменения:

1) часть 12 статьи 21 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26_1 настоящего Федерального закона";

2) дополнить статьей 26_1 следующего содержания:

"Статья 26_1. Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности

1. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с , суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

2. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" , при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

3. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" , суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

4. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" , в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

5. Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

6. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2_2 .

7. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

8. В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

9. При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2_2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" , решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

10. При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2_2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" , решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

11. Пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность за пределами территории Российской Федерации, в период которой они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" , для выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности и выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.".

Статья 4

1. C 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

2. Часть утратила силу - ..

3. С 1 января 2016 года размеры пенсий, предусмотренных статьей 17_1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" , индексируются на коэффициент, равный 1,04.

Статья 5

1. С 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам.

2. Часть утратила силу - Федеральный закон от 22 ноября 2016 года N 385-ФЗ ..

3. Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Статья 6

1. С 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" , индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4558 рублям 93 копейкам.

2. Часть утратила силу - Федеральный закон от 22 ноября 2016 года N 385-ФЗ ..

Статья 7

1. Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" . Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" , имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. В случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" .

3. При представлении пенсионером заявления в соответствии с частью 2 настоящей статьи орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определяет суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с применением положений частей 1 и 3 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, подлежащие выплате с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Статья 8

Пенсионный фонд Российской Федерации информирует пенсионеров о положениях настоящего Федерального закона путем размещения информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через средства массовой информации, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, в организациях, осуществляющих доставку страховой пенсии, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Статья 9

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Абзацы шестой - двенадцатый пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 мая 2016 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий (с изменениями на 22 ноября 2016 года)

Название документа: О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий (с изменениями на 22 ноября 2016 года)
Номер документа: 385-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290017

Российская газета, N 297, 31.12.2015

Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.I), 04.01.2016, ст.5

Дата принятия: 29 декабря 2015
Дата начала действия: 01 января 2016
Дата редакции: 22 ноября 2016

Подробности Создано 18.12.2014 15:05

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и вводится новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Независимо от изменения норм пенсионного законодательства установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается.

С 1 января 2015 года основные изменения в части определения права на пенсию коснулись норм, связанных с назначением страховой пенсии по старости.

В соответствии с новым законом для приобретения права на пенсию старости помимо достижения обще установленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) необходимо не менее 15 лет страхового стажа (в действующем законе требуется 5 лет) и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В случае несоблюдения указанных условий граждане могут приобрести право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении женщины – 60 лет, мужчины – 65 лет.

Новая пенсионная формула вводится с 1 января 2015г., а пенсионные права, сформированные до этой даты, будут преобразованы.

В целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров предусматриваются переходные положения:

Повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году (повышение будет производится ежегодно на один год);

Повышение минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году (повышение будет производиться ежегодно на 2,4)

Статьей 15 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплены основные положения, касающиеся расчета размера страховой пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводятся понятия «индивидуальный пенсионный коэффициент» и «стоимость пенсионного коэффициента».

Индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина, начиная с 01.01.2015г.

С 1 января 2015г. размер страховой пенсии будет определяться исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и исчисляется путем умножения ИПК на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК).

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно будет увеличиваться с 1 февраля и с 1 апреля. С 1 января 2015г. СПК составит 64 руб. 10коп.

Данным законом предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

Не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления;

Не свыше 6,25 - для ЗЛ, у которых формируются пенсионные накопления.

При этом, с учетом переходных положений в период с 2015 по 2020г. максимальное учитываемое значение ИПК за соответствующих календарный год определено статьей 35 ФЗ «О страховых пенсиях». С 2015г. Постоянно будет увеличиваться с 7,39 до 10 ИПК.

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидами и 80 летними гражданами. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх