Как научить складывать буквы в слоги. Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог? Как запомнить буквы русского алфавита - эффективные методики для детей и взрослых

Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги, довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о способах обучения дошколят чтению слога.

В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.

Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.

Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их "дорожкой". При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок "по дорожке не добежит до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.

Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: "Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.

Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.

Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.

Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: - многократное называние слога взрослым ("Это MA, a это - МУ");
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием ("Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?");
- самостоятельное называние-чтение слога.

Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.

Но в любом случае используйте только игровые ситуации, избегайте назидательности и принуждения. Предлагайте ребенку разные сюжеты игры (магазин, стройка, перевозка грузов и т. п.) с использованием слогов-слияний, написанных на карточках. Варианты таких игр вы найдете в статье "Игры со слогами" .

Другие публикации по теме данной статьи:

В этой статье освящается тема "Буквы и слоги" . Обучаемся читать слоги. Ваш ребенок знает все буквы? Означает настало время потихоньку начинать соединять буквы, и читать слоги. Предлагаю Вашему вниманию игру как можно в игровой форме обучить малыша читать слоги.

Обучение буквам дошкольников (детей 4-6 лет) онлайн в игровой форме

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.

Чтение слов по складам - обучение буквами чтение слов детей 3-6 лет

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Эффективные методики запоминания букв русской речи с детьми - дошкольниками

Вы сможете распечатать карточки со слогами либо сами сделать свои собственные карточки. Для этого Для вас не пригодится много времени. Вы сможете написать вот такие карточки как показано на картинке. Вы сможете написать карточки со слогами только с буковкой А, либо с буковкой О. Вы сможете сделать карточки только с буковкой К (КА, КО, КУ и т.д.).
Потом если у Вас есть доска (Если доски нет, мой совет Для вас приобрести ее. Это такая вещь которая должна быть у всех у кого есть ребенок. Мой личный опыт).
Вы сможете написать на доске слоги в разброс, но только те слоги, с которыми у вас есть карточки. Карточки лежат на столе в разброс. Ребенок должен верно подобрать карточку со слогами и прикрепить на доске рядом с написанным слогом.
2-ой метод занятий с карточками сделать все тоже самое только напротив. На доску прикрепляем карточки со слогами. Задачка малыша написать рядом с карточкой тот же слог. Ребенок не только лишь запоминает карточки визуально, да и пишет этот слог. В это время вы должны звучно проговаривать каждый слог, чтоб ребенок слышал и запоминал, как этот слог произносится.

Для чего нужно учить читать в 3 года?

Во-первых, вы будете развивать память, воображение и логику ученика. Во-вторых, значительно кругозор малыша. В-третьих, сможете избежать серьезных проблем через 3 года, когда ученик сядет за школьную парту. Читать в первом классе понадобится не только букварь, но и условия задач по математике. Посчитайте, сколько будет уходить времени, чтобы школьник прочел условие, понял прочитанное и приступил к решению. Уверяю, это очень трудно.

Как научить ребенка читать по слогам и по буквам?

«В 3 года это нереально!», – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника. Первое, с чего надо начать обучение - это запомнить буквы. Без знания букв чтение невозможно. Когда называете буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее.

Т.е. чтобы малыш скоро начал читать, буквы следует произносить для ученика так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это простое, то дошкольник не сможет соединить буквы в слог продолжительно время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно произносить по-другому.

Повесьте в комнате цветной плакат с алфавитом. Его можно приобрести в книжных магазинах. С его помощью вы стимулируете пассивную память ученика, так как малыш всегда «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно их. Эта характерность детского восприятия основана на тяге ребенка ко всему цветному: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Складываем отдельные буквы в слоги вместе с малышами 3-6 лет

Как научить ученика читать Родителям малыша важно понимать, как научить ученика читать, от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет разбираться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать собирать из букв слоги.

Чтобы это процесс не затянулось на долгие месяцы, купите специальную магнитную доску с пластиковыми разноцветными буквами. Самый дешевый способ – изготовить алфавит самостоятельно из картона. Пусть буквы, называемые согласные звуки будут разноцветными, а гласные - одного цвета (синего, красного или зеленого).

Важно: ребенку будет проще учиться, если урок с малышом будет проходить в виде игры. А это обозначает, что мы будем учиться играя. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а». Этот столбик будет особенным «лифтом», а буква «а» – «кабинкой». Начинаем веселое «катание буквы». Поставьте «а» возле самой верхней согласной, озвучьте слог, пусть ваш ребенок повторит его. Затем «кабина» едет ниже. Так поочередно проговаривайте каждый слог.

Отведите на игру столько времени, сколько будет занимательно ученику. Потом оставьте игру на день-два и достаньте снова. Такая форма обучения не надоест малышу, поэтому малыш будет читать новые и новые слоги с внимательно.

После того, как ваш сын или дочь смогут самостоятельно прочитать прямые слоги, можно перешагивать к обратным слогам. Теперь буква «а» будет «путешествовать» перед согласными, образуя слоги «аб», «ав», «аг», «ад» и т.д. Пусть «а» будет в вашей игре «лодочкой», а согласные – «пристанями». При помощи данного «звукового кораблика» малыш обучиться читать обратные слоги.

Читаем по складам и осознаем первые слова - онлайн тренажеры для детей

Как научить малыша читать через пару месяцев регулярных занятий ребенок сможет читать по слогам в тексте или книжке, специально адаптированной для малышей. После того как малыш научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ра-бо-та»,«по-го-да»,«ма-ма»,«ка-ша»,. Далее можно перейти к более длинным слогам: «до-мик», «мыш-ка» «чаш-ка», и тому подобных.

Таким образом, вы не только обучите ученика уверенно читать до 5 лет, но и добьетесь того, что малыш полюбит сам процесс чтения. Безусловно, приобретенный навык нужно будет поддерживать, стараясь регулярно заниматься с.

Довольно часто родители жалуются, что чадо, а он никак не может усвоить, как читать слог. И тут следует понять, что обучение чтению, это тренировка памяти. Чтобы ребенку понять навсегда новое, ему это надо проиграть около 600 раз. Дошкольник просто запоминает (а не понимает), как читаются буквы, говорятся слоги, слова и предложения. Поэтому, Если хотите, научить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть встречаться с буквами, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Как запомнить буквы русского алфавита - эффективные методики для детей и взрослых

Когда дошкольник выучит буквы, можно перейти к обучению чтению. подготовленность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется на бумаге. Если дошкольник может собирать слова из букв по образцам, значит к обучению чтению он готов.

Обучать чтению ученика дошкольника легче по букварю, или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала читает и водит своим указкой по тексту, чтобы малыш видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать двигая по тексту его руку. На это занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда малыш научится читать простые, можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить ученика повторить. Не торопясь и не торопя ребенка можно с удовольствием обучить чтению малыша, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме "Буквы и слоги" .

Часто родители спрашивают: «Когда необходимо учить малыша читать, сколько времени понадобится для успешной подготовки к школе?». Существует множество методик по обучению детей чтению. По одним учить читать предлагается 1,5-2 лет, по другим - непосредственно за год до школы. Какой компромисс выбрать?

Когда надо начинать учить ребенка чтению?

Затронем немного аспект развития малышей. У детей дошкольного возраста еще не сформировано произвольное внимание, ребенок часто отвлекается на малейшие внешние раздражители. Только к шести годам малыш учится управлять вниманием самостоятельно. Поэтому занятие у дошкольников должно длиться не более 15 минут, в противном случае малыш устанет, начнет отвлекаться и потеряет интерес к чтению.

У детей дошкольного возраста хорошо развито наглядно-образное мышление, иначе говоря: «Что вижу - то понимаю». Это значит, что ребенок усваивает объяснение материала только в том случае, когда оно сопровождается иллюстрированием. Под иллюстрированием понимают не только картинки с буквами, но и анимацию, рисование, конструирование и прочие виды деятельности. Для формирования правильного произношения ребенок должен видеть и слышать, как произносится звук.

Прежде чем начать обучение чтению, необходимо ответить на вопросы:

  • как разговаривает ребенок: предложениями или отдельными словами;
  • насколько правильно малыш произносит отдельные слова;
  • какие звуки ребенок не выговаривает;
  • правильно ли выполняет малыш простые инструкции.

Если малыш плохо разговаривает, не выговаривает отдельные звуки или имеет какие-либо еще логопедические проблемы, не умеет выполнять то, что попросила мама, торопиться с обучением чтению не рекомендуется. Такого ребенка очень трудно научить читать, неудачи в процессе обучения могут отбить желание учиться. Изначально рекомендуется решить с логопедом речевые проблемы, а затем приступать к обучению чтению.

Малыш озлобится, в дальнейшем перестанет учиться в школе. Процесс обучения необходимо организовывать по взаимному желанию в игровой форме. Одни дети с удовольствием учатся читать по книжке, других можно научить только в игровой форме. Подбор правильной методики обучения чтению - залог быстрого и успешного усвоения материала.

Оптимальным возрастом для обучения чтению является период от 3 до 7 лет в зависимости от развития малыша. Многие дети до 5 лет не понимают смысла прочитанного, поэтому быстро теряют интерес к учению. К началу обучения чтению ребенок должен уметь объяснять свои мысли, рассказать, что видит на картинке, выполнять простые инструкции. Он должен желать учиться без указки родителей.

Как научить ребенка читать по слогам?

Для обучения чтению рекомендуется приобрести пособие Н.С. Жуковой «Букварь», в котором сочетается оригинальная методика автора по обучению чтению с логопедическим компонентом. Почему именно он? Во-первых, по структуре и иллюстрациям пособие отличается от школьных аналогов. Во-вторых, в книге доступно объясняется на начальных этапах, как соединять буквы в слоги. Богатый иллюстративный материал и дополнительные задания внизу страницы помогут закрепить выученный материал.

Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно.

Перед изучением новой буквы обязательно необходимо повторять пройденный ранее материал. Для этого подбираются для чтения слова, где присутствуют выученные буквы и слоги. Это способствует запоминанию и закреплению материала.

Нельзя учить читать ребенка по слогам, если он не знает букв, из которых состоит слог. Для составления слогов малышу нужно знать основные гласные: А, О, У, Э, Ы. Ребенок должен понимать, как формируется слог. В пособии Н.С. Жуковой данный материал качественно проиллюстрирован. Рассматриваем картинку на странице 14:

- Какая первая буква? - спрашивает мама.

М,- отвечает малыш.

К какой букве бежит М?

К букве А.

Вот и получается: М-м-м-А. Пока буква М бежит к А нельзя останавливаться: они произносятся слитно друг возле друга.

Когда малыш выучит 2-3 таких сочетания, он уже будет понимать принцип построения слогов и дальнейшие звуки начнет складывать самостоятельно. Такая методика позволяет на лету складывать слоги и перейти на поздних этапах к беглому чтению. Сложные слоги, которые состоят из трех и более букв, учат тогда, когда малыш без затруднений составляет и произносит слоги из двух букв.

Не рекомендуется в процессе обучения чтению по слогам произносить каждую букву по отдельности, например, М и А будет МА. В этом случае период чтения по слогам значительно затянется. Лучше произносить нараспев: М-м-м-А, такой способ чтения способствует зрительному запоминанию слогов и более быстрому переходу на чтение по словам.

При чтении слов следует обращать внимание на две вещи. Первое: ребенок должен плавно соединять слоги в слове. Второе: делать паузы между словами и понимать прочитанное. Рассмотрим на примере: откроем страницу 33 пособия Н.С.Жуковой.

Перед нами предложение: «У На-ты но-ты». Читаем нараспев: «У [пауза] С-с-с-А-а-а-Ш-и [пауза] У-у-Ш-и». Задаем вопросы: «О чем ты прочитал?», «Что у Саши?», «У кого уши?». Подобные вопросы способствуют пониманию прочитанного текста. Если малыш затрудняется сразу ответить на вопрос, его просят найти ответ в предложении.

Можно ли быстро научить ребенка чтению?

Научить ребенка быстро читать можно только при систематических занятиях. Заниматься с малышом рекомендуется в одно и тоже время. Длительность занятий составляет 10-15 минут. Когда малыш научится составлять слоги, занятия постепенно увеличивают до 30 минут.

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Ребенку предлагают раскрасить выученную букву и прописать печатный вариант. Таким образом, у малыша не только работает запоминание, но и развиваются мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму. Картинка должна быть крупной, иллюстрация не должна отвлекать от буквы, содержать возможность обвести букву по пунктиру и прописать ее в строке.

Также можно закреплять выученный материал с помощью кубиков с буквами. Для этой цели оптимально подойдут «Умные кубики» с тренажером для письма. Малыш не только будет механически соединять буквы в слоги, произносить полученные сочетания, составлять слова и предложения, но и обводить контуры каждой буквы в трафарете.

Как научить ребенка читать бегло?

На первом этапе взрослый читает первое предложение, предлагает ребенку за ним повторить. Далее читают 3-4 предложения, малыш повторяет. В процессе чтения необходимо корректировать интонацию, расстановку логических пауз, исправлять ошибки в словах.

Далее берется текст, в котором некоторые слова заменены картинками. Ребенок читает предложения, подставляя слова по картинке. Когда с такого рода текстами малыш легко справляется, предлагают тексты с пропущенными словами без картинок. Пропущенные слова должны быть такими, чтобы они легко узнавались по смыслу. Ребенок должен интуитивно подставить недостающее слово.

Особое внимание следует уделять чтению слов с предлогами. Слова с предлогами должны читаться слитно. Для тренировки можно подбирать печатные тексты, в которых убирать предлоги. Ребенок учится подставлять их по смыслу, вырабатывается беглое чтение.

В советские времена обучение чтению было заботой учителей. Сегодня первоклассники, переступившие порог школы, умеют читать, писать печатными буквами и начинают постигать иностранные языки. И хоть такой внушительный багаж умений и навыков не является обязательным требованием к будущему ученику, многие родители с раннего возраста занимаются образованием отпрыска, чтобы он не отставал от сверстников, легко и быстро усваивал сложную школьную программу. Как научить ребенка читать по слогам без педагогического образования и специальных знаний? Превращаемся в учителей!

Определяем уровень подготовки

Чтобы правильно поставить образовательные задачи, надо сначала определить уровень подготовки малыша и вовремя устранить «пробелы». Не начинайте обучение чтению, если:

  • речь дошколёнка ещё не сформировалась, он не может правильно составить предложение, не в состоянии воспроизвести небольшой рассказ;
  • присутствуют проблемы логопедического характера (малыш должен не только правильно произносить звуки, но и соблюдать в своей речи ритм и мелодику);
  • ребенок путает пространственные понятия (право/лево, вверх/вниз);
  • плохо развит фонематический слух (умение определять звуки в слове, их позицию);
  • концентрируется на одном объекте менее 10 минут.

Сначала устраняем имеющиеся проблемы и только потом учим читать. В противном случае процесс затянется, быстро надоест ребёнку и хороших результатов не принесёт.

«Освежаем» материал в своей голове

Родители могли позабыть последовательность букв в алфавите, как они правильно называются. Поэтому открываем учебник и вспоминаем.

Разберитесь изначально сами, чем буква отличается от звука. Для тех, кто не помнит: буквы мы видим, звуки – произносим. Букв 33, звуки, которые они обозначают, бывают согласными и гласными. Первые ещё делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Пока этого достаточно, остальное повторите, когда ребенок станет первоклассником!

Настройтесь психологически на процесс:

  1. не ждите скорых результатов, чтобы они появились, потребуются систематические и последовательные занятия;
  2. будьте готовы к многократному разъяснению одного и того же;
  3. находитесь в постоянном поиске новых способов и средств обучения.

Разбираемся в методиках

Сегодня доступно огромное количество методик, предполагающих различные подходы к обучению.

Например:

  • учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова.
  • — предлагает запоминать написание целых слов.
  • Шершавые помогают изучить алфавит через сенсорные способности.

Любую методику сложно назвать безупречной, ведь и у них есть недостатки. Поэтому лучше обратиться к старому доброму звуко-буквенному методу, а Монтессори, Доман, Зайцев и другие новаторы, помогут разнообразить занятия.

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э» . Потом сонорные согласные – «М», «Н» . На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог. Например, «М » спешит к «O» , произносим слитно «М-м-м-о-о» .

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («М А» ), но и сложные «гласный-согласный» («АМ» ), слияния трех звуков («АРО», «ПРА» ).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

Назови первую букву – просит родитель.
- «Х» ,- отвечает малыш.
- К какой букве бежит «Х» ?
- К букве «А» .
- Выходит: «Х-х-х-А» . Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Никогда не произносите звуки в слоге отдельно друг от друга! Например, «Н» и «О» — «НО» . Такой способ может надолго затянуть процесс обучения. Приучайте ребенка читать нараспев: «Н-н-н-о» .

Что ещё поможет складывать слоги

Отличным способом научиться слитно произносить слоги является пение звуков. Этому часто учат воспитатели в детских садах. Произношение нараспев помогает многим деткам. Некоторые, увлекаясь, могут пропеть слитно целое предложение и даже абзац.

Тематический материал:

Надо постоянно напоминать дошколенку о паузах между словами и предложениями. Пропел слово – остановился, пропел следующее, снова пауза. Не переживайте, постепенно паузы будут сокращаться, пока чтение не станет осмысленным и выразительным.

Легче всего дети обучаются в игре. Запомнить новую букву поможет азбука в картинках (к изучаемой букве прилагаются изображения предметов, в которых она встречается), объемные буквы (вылепленные из глины, деревянные и т.д.), шершавые буквы Монтессори, кубики. Изучили букву, изготовили для нее пособие и складываем слоги.

Если ребенку около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) - не торопитесь, отложите занятия до 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и малыш осилит науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале желательно знакомить со слогами, где две гласные («АУ»), потом - где звонкая согласная с гласной («БА», «РО», «МЫ» ), напоследок остаются шипящие и глухие («ТА», «ХЕ», «ШИ» ) и пары гласная-согласная («АМ», «ЕР», «УН» ).

Освоив слоги, переходите к чтению простейших слов: МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА . Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного материала. Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, проверяйте усвоение прочитанного.

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

На фото текст «На лугу». Произносим слоги нараспев: «Вот (пауза) лу-жок (пауза). Тут (пауза) бро-дит (пауза) со-ба-ка (пауза) Дру-жок .» и т. д. После чтения спрашиваем ребёнка: «О чём текст? Где бродит собака? Как её зовут?». Если ребёнку сложно сразу ответить, позволяем ему найти ответ в тексте.

Длительность первых занятий для дошкольников 4-5 лет — менее 15 минут, далее их увеличивают до получаса.

Дети 5-7 лет быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Желательно использовать раскраски с изображением, так дошкольник отдохнёт и моторику потренирует.

Интерактивные технологии

В качестве вспомогательного (не основного!) средства стоит использовать онлайн игры и приложения. Большинство подобных программ бесплатны для пользователей и доступны на устройствах на базе Андроид. Например, программа «Azbuka Рro».

Некоторые сайты предлагают выполнение упражнений в режиме онлайн. Например, «Весёлый паровозик» или «Бериляка учится читать». Если онлайн обучение вам неудобно, можно бесплатно скачать специальные диски с готовыми уроками или развивающие видео.

Конечно такие занятия очень по нраву современным деткам, которые обожают высокотехнологичные устройства. Но не забывайте, что чрезмерное увлечение ребенка даже полезными онлайн-играми и видео может сказаться на зрении и эмоционально-психическом здоровье. Поэтому подобные средства обучения лучше использовать для закрепления знаний или во время отдыха между кроплением над книгой.

10 полезных игр

Никогда не заставляйте ребенка насильно выучивать буквы. А чтобы домашние уроки не превратились в скучные и монотонные занятия, разнообразьте их играми.


При правильном подходе выучить ребенка читать по слогам достаточно просто. Гораздо важнее привить интерес к чтению, сделать его вдумчивым и регулярным. Ведь, как подтвердит любой педагог, грамотность человека и красота его речи зависит от количества прочитанного.

От слогового чтения - к беглому

Прочитайте предложение и попросите ребенка его повторить. Затем увеличьте количество предложений до 3 и более.

Помните! Во время упражнения исправлять интонацию, напоминайте про логические паузы.

Также можно подобрать текст, где вместо некоторых слов картинки. Следующий этап — исключить картинки из текста, а недостающие слова вставлять, ориентируясь на смысл предложения.

Обучить ребенка легко, когда он занимается с удовольствием, поэтому старайтесь преподносить материал так, чтобы было интересно. И не важно, какими методиками вы пользуетесь. Проявите фантазию и откройте собственный способ обучения. Ведь только вы знаете интересы своего дошколенка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх