Как пробудить интерес ребенка к учебе. Развитие интереса у ребёнка

Сейчас все больше детей открыто отказываются учиться, а те, которые этого не делают, учатся «спустя рукава» и тихо ненавидят все, что связанно с процессом обучения. Игнорировать подобные вещи нельзя, ведь всегда есть причина, объясняющая поведение ребенка.

Открыто общайтесь и поддерживайте обмен мыслями. Когда у родителей и детей хорошие отношения, то последние с любой проблемой придут к мамам и папам и расскажут о ней. Поэтому старайтесь быть для ребенка другом, к которому не трудно обратиться за помощью.

Видео: MoneyPapa: 21 способ воспитать в детях любовь к учебе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, не ругайте свое чадо. Вместо того чтобы срываться на крик или лишать ребенка того, что ему дорого из-за принесенной из школы двойки, постарайтесь выяснить, почему он ее заработал. Может, учитель был несправедлив к нему и поставил «2» по знаниям из-за плохого поведения, и тогда это никак не связано с самой учебой. Или же ваш малыш чего-то не понял в домашнем задании, а вы в должной мере не проконтролировали этот вопрос. Причин может быть много и в них нужно разобраться до того, как делать выводы.

Видео: Книги и дети /повышаем интерес к чтению/

Не загружайте малыша. Отсутствие интереса к учебе может быть обусловлено чрезмерной загруженностью. Понятно, что вы хотите лучшего обучения для своего ребенка, но если оно отбирает все силы и подавляет эмоционально, то разве это оправданно?

Помогайте с домашним заданием. Сейчас на детей обрушивается такой шквал нагрузок, что и представить себе сложно. Поэтому, оказывая им посильную помощь, вы поможете быстрее справиться с уроками, заданными на дом, а также подскажите то, что не понятно. Ведь без вашей помощи ребенок, скорее всего, не будет разбираться в том, что ему непонятно и станет получать плохие отметки.

Видео: Отзыв о курсах в школе Дениса Васильева

Замечайте его интересы. Возможно, ребенок игнорирует то, что ему неинтересно, или же его знания не удовлетворяются в школе, и он опускает руки. Постарайтесь понять его в этом и объяснить, что помимо любимых предметов нужно хоть немного заниматься и другими. Более того, своевременно заметив, чем интересуется ваш малыш, вы сможете направить его в нужное русло, подобрать подходящие внеклассные занятия и даже помочь в будущем с выбором профессии.

Поговорите с учителями. Хороший педагог заметит, что с ребенком происходит и почему учеба его не интересует. Возможно, он подскажет вам, что делать или напротив, вы увидите, что учитель не столь участлив, чем вам бы хотелось, и предпримите необходимые меры, для того чтобы решить данную ситуацию в пользу ребенка.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? «Современные родители склонны думать, что школа - лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель», - подчеркивает педагог. В то же время учеба не должна быть средством самоутверждения родителей, бессознательно ожидающих, что ребенок преуспеет там, где они сами оказались не стишком успешны. Или, наоборот, что он повторит достижения отца и матери. И наконец, спросим себя: а знакома ли нам самим радость познания? Любим ли, умеем ли мы учиться, открывать для себя новое? «Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза», - уверен Александр Закуренко.

Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учиться в дальнейшем.

Но родителям стоит помнить: чтобы открытие состоялось, оно должно быть совместным. «Это значит, что если мы, например, идем на детский спектакль, то делаем это не потому, что это полезно ребенку, а потому, что нам это тоже интересно и мы по-настоящему проживаем это время вместе с ним, - объясняет Елена Морозова. - И очень важно потом обсуждать увиденное: а что тебе понравилось? а почему? Маленького ребенка можно просто выслушать, разговорить. Ребенка постарше хорошо бы побудить обосновать свое мнение. Так мы поможем ему развивать навыки анализа, умение отстаивать свою позицию». Этому поможет искреннее желание познакомиться с внутренним миром ребенка, обстановка принятия, которой современным детям очень не хватает.

Как бы вы ни были заняты, как бы ни уставали, каждый вечер выделяйте время на общение с ребенком, предлагает Александр Закуренко: «Постарайтесь уловить, что ему интересно, даже если ваши интересы не совпадают, и переключиться на его «регистр». Это требует усилий. По иначе диалога не получится». Совсем не обязательно говорить о школе. Можно читать вслух по очереди, решать головоломки, обсуждать фильмы... список возможностей бесконечен. Играйте в бильярд, делайте макеты, готовьте еду, устраивайте велопрогулки - между делом можно повторить основные положения математики, химии, естественных наук, физики, географии...

Школьная система требует от детей усвоения определенных знаний, показателем этого усвоения служит успеваемость. Вслед за школой и мы, с нашей сильной тревогой за «успешность» детей и за их будущую карьеру, сосредотачиваемся прежде всего на внешних целях, воплощенных в хороших отметках. «Родители часто думают за ребенка, делают за ребенка и выдают ему готовый вариант. Ему остается только запомнить и повторить, - констатирует Елена Морозова. - Они стараются свести к минимуму пробы, ошибки, преодоление - и лишают ребенка самостоятельных побед, которые во многом и формируют его интерес! А умение держать удар наверняка пригодится ему во взрослой жизни, раз уж мы так беспокоимся о его успешности».

Не всякая учеба помогает ребенку раскрыться, соглашается Александр Закуренко. «Школа требует от него повторения каких-то образцов. И хорошо, если мы сумеем увести его из мира готовых схем в мир свободного вопрошания. Человек начинает учиться, только когда начинает сам задавать вопросы. Тогда у него появляется собственная мотивация, ему интересно найти ответ. За которым последует новый вопрос. По опыту я знаю, что можно пробудить интерес к любому предмету, если показать, что в нем есть загадки. По большому счету учеба - это приключение мысли. Тот, кто это прочувствовал, будет учиться всегда и везде».

В нашей педагогике долгое время считалось, что главное - показать ребенку его ошибки, и тогда он каким-то чудом начнет их исправлять, рассказывает Елена Морозова. «По о каком удовольствии от учебы может идти речь, если его все время ругают, все время им недовольны? Он делает вывод: я несостоятелен! Так что хвалить необходимо: за всякое усилие, за порыв, за минимальное продвижение». Важно понять, в какой сфере ребенок успешен, и поддержать его в этом. «Допустим, он прекрасно играет в футбол. А нам, может быть, досадно: лучше бы он отличался в математике или литературе. По сейчас важнее поддержать в нем это чувство состоятельности. Можно ему говорить: ведь и в футболе у тебя не все получается, но ты стараешься и добиваешься результатов. Значит, ты и с учебой справишься».

Но что, если мы вообще не видим позитива? Елена Морозова предлагает вести в течение месяца дневник, фиксируя то, что удалось ребенку, и анализируя эти маленькие достижения. Не забывая при этом радоваться самим и хвалить ребенка. Конечно, не надо перегибать палку. «Постепенно у ребенка включится рефлексия, он сможет здраво себя оценивать, не ожидая похвалы и не боясь ошибиться», - обнадеживает родителей Александр Закуренко.

Роль «проводника в мир слов» принадлежит прежде всего родителям. «Облегченную речь мы используем на начальном этапе, чтобы ребенок мог имитировать слова и учился говорить, -отмечает Елена Морозова. - Подальше родители работают на опережение, чтобы расширять и обогащать его словарь». Чтение вслух, аудиозаписи, фильмы - все может помочь. По лучше всего, по мнению Александра Закуренко, живая речь: «Мой опыт говорит о том, что с ребенком нужно разговаривать так же, как со взрослым. Разве что объяснять термины, которых он не знает. Когда мы говорим с ним, не упрощая свою речь, развернутыми предложениями, он начинает так же мыслить. Ведь язык структурирует мышление». Чем разнообразней и ярче речь, которую дети слышат, тем лучше. Играйте со словами, сочиняйте каламбуры, используйте любую возможность - книги, рекламу, интернет, кино, - чтобы обогатить их словарь, сделать язык выразительней.

Не забывайте о теле. «Особенно это важно для астеничных, ослабленных детей, - напоминает Елена Морозова. - Во время занятий им каждые 15 минут положен 5-минутный перерыв». Лучше потратить его с умом: сделать зарядку или легкий массаж, выпить чай с сахаром - глюкоза стимулирует умственную деятельность. Комнату, где ребенок будет делать уроки, нужно проветрить. Регулярно давайте ребенку пить: вода улучшает когнитивные функции. Это же относится и к фруктам, злакам и меду, но не к сладостям. Следите, чтобы ребенок достаточно спал: «При недостатке сна нервная система не успевает восстанавливаться, ребенок становится апатичным, раздражительным, не выдерживает нагрузку». Элементарные вещи? Да, но за ними недостаточно следят!

Не забывайте про спорт и игры на свежем воздухе. Прежде чем приняться за уроки, полезно сделать несколько поверхностных дыханий животом, с рукой на животе; расслабить пальцы, шею; выполнить упражнение «тряпичная кукла»... Или раскрасить мандалу (сборники раскрасок продаются повсюду), это разом и разрядка, и сосредоточение. И не забывайте об отношениях, которые у вас складываются. «Скандалы и конфликты из-за учебы не пойдут ребенку на пользу. Когда и в школе, и дома от него все только чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам. Оставайтесь для него родителем, а не учителем, - призывает Елена Морозова. - Помогайте ему там, где трудно, показывайте, что любите его».

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить любовь к чтению непросто. Начните с собственного примера - читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага могут быть тематически оформлены и содержать текст. Вы знаете, чем интересуется ваш ребёнок, - пусть в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с уважением к интересам ребёнка. Даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение малыша - это его первые шаги к самовыражению. Возможно, через увлечение вам удастся заинтересовать его обучением. Расскажите, что математика точно поможет ему достичь своей цели и стать бизнесменом, но при этом важно быть грамотным, поэтому нужно заниматься русским и английским.

Не переставайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем навыки. Если думаете, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки, ошибаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, поэтому играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё безумно интересно и как хорошо, что на уроке он может узнать гораздо больше! (Конечно, чтобы играть было интересней.)

Делитесь знаниями

Рассказывайте ребёнку обо всём новом, что вы сами узнали. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое - здорово. И чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми и мир для него становится шире и многограннее.

Интересуйтесь искренне

Расспрашивайте, даже если устали, ребёнка о том, чему он сегодня научился в школе. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Не спрашивайте об оценках. Говорите только о его интересах. Тогда он будет хотеть говорить вам о себе, а не о том, как его оценивают другие.

Фокус на сильные стороны

Если ваш ребёнок учится неровно и вы знаете, что, к примеру, у него хромает чтение, обсуждайте лишь его сильные стороны. Не выставляйте в центр внимания его слабые стороны, выделяйте его таланты и способности в других дисциплинах.

Зачем это нужно?

Полюбить и захотеть сделать то, что делать необходимо, сложно. Этому нужно учиться в ранние годы. Ведь потом вашего малыша ждут ещё более серьёзные и ответственные периоды жизни - учёба в институте, работа, создание семьи. И, когда мы умеем и можем себе объяснить, зачем нам нужно выполнять некое дело, всё у нас получается быстро и легко.

Елена Воробей, актриса:

Для начала нужно понять, почему так происходит, поговорить с ребёнком, возможно, обратиться к психологу, чтобы выяснить причины неуспеваемости. А причины могут быть разными - начиная с того, что ребёнок что-то не понимает, ему тяжело даётся школьная программа, заканчивая сложными отношениями в семье, классе, с учителем.

Заставить его двигаться стало очень трудно? Он отказывается учиться игре на фортепьяно? Время от времени большинство родителей сталкивается с тем, что ребенок внезапно теряет интерес к занятиям.

Внутренняя и внешняя мотивация. Дети могут проявлять активность самостоятельно. Иногда этому способствует авторитетный человек или определенная награда. Лучшая возможность для самореализации - позволить ребенку заниматься тем, что ему интересно. Чтобы поощрять интерес ребенка к совершенствованию, вам, вероятно, придется прибегать к награде наряду с разумными дозами похвалы и поддержки.
Родители Салли, чувствуя интерес дочери к музыке, поощряют ее игру на фортепьяно. Однако Салли сопротивляется: «Я не хочу. Я не люблю репетировать. Я предпочла бы играть во дворе». В конечном счете Салли садится за фортепьяно и продолжает заниматься, все еще сопротивляясь. После нескольких месяцев упорных репетиций родители понимают, что дочь наделена природным талантом пианиста, но Салли по-прежнему не заинтересована. Что должны сделать родители: не настаивать на репетициях или упорствовать в своем желании видеть свою дочь пианисткой? Ее мудрые родители настаивают на продолжении занятий. Они понимают, насколько важно развить чувство собственного достоинства у ребенка. Они поощряют ее: «Салли, мы любим слушать, как ты играешь». Они действительно слушают, когда она играет, и часто просят повторить на бис любимые произведения. Они вознаграждают ее новым платьем для выступления на концертах. Предвидя трудные дни, когда не будет желания репетировать, можно установить домашнее правило - без игры на фортепьяно запрещается смотреть телевизор. После шести месяцев занятий Салли может исполнить несколько больших произведений; часто исполняет их. Ей нравится, как их принимает ее аудитория. Она любит играть на фортепьяно и теперь делает это охотно. Собственное желание ребенка возобладало, так что родители могут отступить.

«Мама заставила меня». Каждый ребенок - это скрытый талант. Задача родителей - раскрыть его и создать все условия, чтобы он развивался. Иногда это вызывает сопротивление у ребенка, которое необходимо преодолеть. Затем это обязательно принесет плоды. Многие взрослые благодарны потом родителям за их упорство и настойчивость.
Вознаграждение должно следовать незамедлительно. Я пробовал говорить своим детям: «Когда станете старше, вы будете довольны, что научились играть на фортепьяно». Но для них «старше» было далеко, как космос; им казалось, что они никогда не дорастут до трех лет.
Дети живут в текущем времени. Чтобы решить трудную задачу, двоим из наших детей, было достаточно предложить остановку у магазина с мороженым, чтобы они могли съесть по рожку по дороге из школы домой. Если ребенок занимался больше необходимого, мы делали ему двойное поощрение. Когда мороженое потеряло свою значимость, мы подняли ставку, добавляя один доллар к их вознаграждению за каждый дополнительный час репетиций. Если награда больше не работает, необходимо искать новые занятия и увлечения. Когда Эрин было девять лет, она поняла, что фортепьяно не было для нее заветным желанием, и мы послушали ее. Она упорно продолжала заниматься, повышая класс игры, но мы позволили ей снизить интенсивность занятий игры на фортепьяно в пользу уроков по верховой езде. Через три года она стала очень хорошей наездницей. Время от времени она садится за фортепьяно для забавы или чтобы похвастаться перед своими друзьями. Ребенок будет делать работу из уважения к вам или самому себе. Он хочет вашего одобрения и нуждается в нем; это может стать побудительным мотивом для ребенка. Родители не должны ослаблять в детях чувство родительской любви, это непременное условие их успеха. Не наказывайте ребенка за неисполнение или некачественную работу.

Остерегайтесь внезапного изменения. Внезапное снижение интереса к различным увлечениям - это красный флажок, сигнализирующий, что у ребенка или в его окружающей среде происходит что-то неладное: конфликт в коллективе, потеря друга, чрезмерное волнение о школьных или домашних делах или прием наркотиков. Это сигнал к тому, что необходимо вмешательство родителей или даже консультация профессионала.

Дайте ребенку задание. Чувство, что задание, которое ты выполняешь, полезно не только для тебя, но и для окружающих, является очень важным стимулом в работе. Дженис, мать ленивого пятилетнего ребенка, называла его: «Мамин помощник» и всегда давала ему платную работу по дому. Для ребенка гораздо легче выполнять работу, если есть интерес к ней. Получение поощрения за хорошо выполненную работу (и как следствие хорошее поведение) - это не только важный воспитательный фактор, но и реальная жизнь.

Никакого интереса вообще. «Мой ребенок ничем не интересуется», - обратилась к нам за советом отчаявшаяся мать. Если это случилось, возможна, основная проблема в отсутствии чувства собственного достоинства, и основная задача состоит в том, чтобы сформировать его. Здоровое чувство собственного достоинства действует как внутренний стимулятор, создавая у ребенка состояние внутреннего удовлетворения и вызывая желание быть приятным для окружающих. Убедитесь, что ребенок не смотрит телевизор слишком долго, после чего его приходится успокаивать, и помните, что до возраста восьми, девяти или десяти лет ребенок не может самостоятельно, без родительского контроля закрепить полученные навыки.

Не спасайте своего ребенка от скуки. Дети должны пройти через состояние скуки, чтобы развить творческий потенциал. Если вы никогда не позволяете ребенку скучать и самому выходить из этого состояния, велика вероятность того, что он не разовьет свою творческую активность.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на преподавателей. Дескать, если не любит Ребенок математику, следовательно, это преподаватель негодный, не может изложить урок таким (образом, чтобы вызвать интерес ребенка. Несомненно, доля истины в этом есть. Однако ведь привычка учиться и привитие любви к обучению не может ограничиваться школьными стенами. И целиком снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не желает делать уроки, неправильно. Эти умения и навыки, которые ребенок приобретает в школе, играют главную роль в его умственном и социальном формировании. Однако и в родительской поддержке он нуждается неизменно.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить страсть к чтению трудно. Начните с собственного примера – читайте как можно больше, чаще, совместно и по раздельности, вслух и с выражением! Пускай дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага имеют все шансы быть тематически оформлены и содержать текст. Вы понимаете, чем интересуется ваш ребёнок, – пускай в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с почтением к увлечениям ребёнка. Даже если они представляются вам бессмысленными либо комичными. Пристрастие ребенка – это его первые шаги к самовыражению. Может быть, через увлечение вам удастся заинтересовать его учебой. Поведайте, что математика однозначно поможет ему добиться своей цели и стать бизнесменом, однако при этом принципиально быть грамотным, в следствии этого необходимо заниматься русским и английским.
Я плохой либо прекрасный? Равно как преуменьшенная оценка оказывает большое влияние в учебу

Не прекращайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем умения. Если думаете, что с момента поступления в среднее учебное заведение игры необходимо прервать и только делать уроки, заблуждаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, следовательно играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё невероятно занимательно и как отлично, что на занятии он имеет возможность узнать намного больше! (Несомненно, чтобы играть было интересней.)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх