Как распознать саржевое переплетение на ткани. Переплетение тканей

6.1 Главные переплетения

Тканью называется гибкое, довольно прочное текстильное изделие, имеющее большую длину. Ткань образуется путем взаимного переплетения двух систем нитей - основы и утка, расположенных перпендикулярно друг другу.

С целью изучения различных видов ткацких переплетений их принято объединять в классы. Кроме того, каждый класс переплетений делят на группы, в которые объединяют переплетения, имеющие общий характер строения. Существует четыре класса ткацких переплетений:

1) главные переплетения (гладкие);

2) мелкоузорчатые переплетения;

3) сложные переплетения;

4) крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения.

Главные переплетения.

Класс главных переплетений включает в себя три вида переплетений:

1) полотняное переплетение;

2) саржевое переплетение;

3) атласное (сатиновое) переплетение.

Перечисленные виды переплетений являются самыми простыми из существующих, потому что у них в пределах раппорта каждая нить основы перекрывает или перекрывается только одной нитью утка. Это правило выполняется и в отношении нитей утка. То есть в пределах одного раппорта на каждой нити основы или утка может быть только одно основное перекрытие или только одно уточное перекрытие. Из сказанного выводится определение главных переплетений:

Переплетения называются главными, если каждая нить основы и утка в пределах раппорта имеет только одно перекрытие, отличающееся от остальных на этой же нити.

Из этого определения логически выводится, что в главных переплетениях

Ro = Ry = R перепл.

Это следствие логически доказывается от противного. Предположим, что в главном переплетении Ro не равен Ry, например, Ro > Ry (Илл. 60 А).

В этом случае четвертая нить основы не должна иметь перекрытий, так как, если предположить, что четвертая нить основы перекрывает любую из нитей утка, то в этом случае нарушится определение главных переплетений.

Предположим, что Ro < Ry (Илл. 60 Б).

В этом случае четвертая нить утка также не должна иметь перекрытий, так как в противном случае нарушится определение главных переплетений.

Таким образом, в обоих рассмотренных примерах четвертая нить будет не заработана в ткани, и, следовательно, она не является частью раппорта переплетения.

Каждое переплетение помимо раппорта характеризуется еще одним параметром: сдвигом перекрытий.

Сдвиг перекрытия - это число, которое показывает, на сколько нитей отстоит одиночное перекрытие рассматриваемой нити относительно одиночного перекрытия соседней нити (последующей или предыдущей). Сдвиг перекрытия обозначается S.

Сдвиг перекрытия различается по направлению. Сдвиг перекрытия по нитям основы (вертикальный сдвиг) обозначают So (Илл. 61). Сдвиг по нитям утка (горизонтальный сдвиг) обозначают Sy (Илл. 62).

Сдвиг рассматривают как векторную величину, то есть учитывают его направление. Для вертикального сдвига за положительное направление отсчета принимают направление снизу вверх, а за отрицательное - сверху вниз. Для горизонтального сдвига за положительное направление отсчета принято направление слева направо, за отрицательное - справа налево.

В главных переплетениях сдвиг - величина постоянная и

So = Sy.

При изучении ткацких переплетений очень важно научиться их анализировать. Для этого необходимо ввести такие понятия, как «разрез ткани по основе» и «разрез ткани по утку».

Разрез по основе или продольный разрез ткани - это схематический рисунок, в котором нити утка изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить основы, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить основы располагается то под нитями утка, то над ними, в зависимости от переплетения.

Разрез по утку, или поперечный разрез ткани - это схематический рисунок, в котором нити основы изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить утка, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить утка располагается то под нитями основы, то над ними, в зависимости от переплетения.

На Илл. 63 представлены разрезы по четвертой нити основы и шестой нити утка. Стрелочками указано направление «сверху».

Полотняное переплетение (полотно) является самым простым из всех главных, так как имеет минимальный раппорт переплетения

Ro = Ry = 2 (Илл. 64)

Для выработки данного переплетения достаточно двух ремизок при рядовой проборке, поэтому данное переплетение может называться «двух ремизным». В случае выработки плотной ткани полотняного переплетения применяют рассыпную проборку на четырех или шести ремизках (см. 5.6 «Виды проборок»).

Полотняное переплетение широко применяется во всех отраслях ткацкого производства и может иметь различные названия. Так, например, в производстве хлопчатобумажных тканей оно называется «миткалевое переплетение» или «гроденапль». Ткани, выработанные этим переплетением: бязь, ситец, шифон, батист, маркизет, вуаль, туаль. В производстве льняных тканей им вырабатывают холсты, парусину, брезент. В производстве шерстяных тканей - различные сукна. В производстве шелка - крепдешин, креп-жоржет и т. д.

Кромка для тканей полотняного переплетения вырабатывается на тех же ремизках, что и фон, но кромочные нити пробираются по две нити в галево и по четыре нити в зуб берда или кромочную пряжу берут большей линейной плотности по сравнению с фоном, (выше текс или меньше номер пряжи) (см. 5.2 «Подготовка нитей основы и утка к ткачеству»).

Полотняное переплетение относится к двусторонним, так как лицо и изнанка такой ткани имеют по 50 % основных и уточных перекрытий и представляют собой негатив друг друга. Однако можно выработать полотняное переплетение с основным или уточным эффектом. Так, если при выработке полотняного переплетения использовать малую плотность ткани по основе, а нити утка располагать в ткани плотно, то они будут полностью закрывать нити основы. Такое полотняное переплетение будет создавать уточный эффект, так как нити утка в ткани становятся доминирующими, и получится полотняное переплетение с уточным эффектом (в этой технике ткались классические шпалеры - прим, автора).

Если, наоборот, пробрать в бердо нити основы с большой плотностью и добиться того, чтобы они в ткачестве закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплетение можно назвать полотняным переплетением с основным эффектом.

Саржевое переплетение (саржа), так же, как и полотно, относится к классу главных переплетений.

Слово «саржа» известно в русском языке с XVIII века. Оно имеет французское происхождение и переводится как «шелк».

В отличие от полотняного раппорт саржевого переплетения увеличивается и становится больше или равен 3, т. е. минимальный раппорт саржи равен 3. Сдвиг в сарже, как и в полотняном переплетении равен 1 и может быть как положительным, так и отрицательным числом. Увеличение раппорта саржи при сохранении абсолютной величины сдвига перекрытий изменяет характер внешней поверхности тканей саржевого переплетения. Характерной особенностью тканей этого переплетения является наличие на поверхности ткани хорошо заметных диагоналей (Илл. 65).

Положительное или отрицательное направление сдвига перекрытия в саржевом переплетении оказывает влияние на направление диагонали саржи. При положительном сдвиге диагональ идет снизу вверх и слева направо (Илл. 65 А). Ткань с такой диагональю называется правая саржа. При отрицательном сдвиге диагональ идет справа налево, и такая ткань называется левой саржей (Илл. 65 Б).

Диагонали могут иметь различный наклон в зависимости от сочетания плотностей ткани по основе и по утку. В случае равенства этих плотностей, саржевая диагональ имеет угол наклона 45 градусов. Если плотность ткани по основе превышает плотность по утку, то угол наклона саржевой диагонали будет больше 45 градусов. Если плотность по утку выше плотности ткани по основе, то угол наклона диагонали будет меньше 45 градусов.

Саржа обозначается дробью, числитель которой соответствует числу основных перекрытий на каждой нити основы или утка, а знаменатель - числу уточных перекрытий на каждой нити основы или утка. Сумма числителя и знаменателя дает раппорт саржи.

В отличие от полотняного переплетения, где число основных и уточных перекрытий в раппорте одинаково, в саржевом переплетении могут преобладать основные, или уточные перекрытия. В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, больше знаменателя, значит, в сарже преобладают основные перекрытия, следовательно, саржа имеет основный эффект (Илл. 65 Б). Здесь представлена левая саржа 2/Е.

В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, меньше знаменателя, значит, в сарже преобладают уточные перекрытия, следовательно, саржа имеет уточный эффект (Илл. 65 А). Здесь представлена правая саржа 1/2.

Наличие в саржевом переплетении различных эффектов обуславливает лицевую и изнаночную сторону в тканях этого вида.

Ткани саржевого переплетения, также как и ткани полотняного ткут с использованием рядовой проборки на количестве ремизок равном раппорту переплетения. В случае большой плотности ткани и малого раппорта переплетения применяют рассыпную проборку. Кромки при ткачестве вырабатывают каким-либо другим переплетением, например, полотняным.

Ткани саржевого переплетения с основным эффектом принято вырабатывать лицом вниз (т. е. с изнаночной стороны. - прим, автора), чтобы избежать лишней нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка.

Так как в саржевом переплетении в отличие от полотняного, есть длинные основные или уточные настилы (несколько основных или уточных перекрытий, расположенных рядом и образующих линию - прим, автора), то и закрепление нитей в саржевых тканях несколько хуже. И при равных условиях ткачества плотность тканей саржевого переплетения получается меньше, чем у тканей полотняного. Для устранения этого недостатка ткани саржевого переплетения вырабатывают с большей плотностью, чем ткани полотняного переплетения. Однако ткани саржевого переплетения мягче, чем полотно и лучше драпируются, что особенно ценится при выработке шерстяных тканей.

Также как и полотняное переплетение, саржевое находит применение во всех отраслях ткацкого производства. Этим переплетением вырабатывают хлопчатобумажные плательные ткани - шотландка, бумазея; льняной тик; шерстяные ткани - кашемир, твид, бостон, трико.

Атласное и сатиновое переплетения представляют собой лицевую и изнаночную стороны одной ткани.

Особенность этого переплетения состоит в том, что здесь нити основы или утка образуют длинные настилы, которые в ткани перекрывают одиночные перекрытия. В атласном переплетении есть одиночные уточные перекрытия и длинные основные настилы (Илл. 66 А), а в сатиновом переплетении - наоборот - длинные уточные настилы и одиночные основные перекрытия (Илл. 66 Б). Для того чтобы длинные настилы полностью перекрывали одиночные перекрытия, последние должны быть равномерно рассредоточены по поверхности ткани. Кроме того, одиночные перекрытия должны находиться примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

В атласах и сатинах в отличие от полотняного и саржевого переплетений сдвиг не равен 1, а может быть больше 1, но меньше, чем R-1. Минимальный раппорт атласа (сатина) равен 5. В атласном переплетении S и R обязательно должны быть взаимно простыми числами, т. е. не иметь общих множителей. В противном случае нарушается порядок перекрытий нитей основы с нитями утка, характерный для главных переплетений. При нескольких возможных вариантах сдвигов надо выбирать сдвиг, величина которого приближается к R/2. При построении рисунка атласного переплетения пользуются таблицей.

Например, построим таблицу для атласа, представленного на рис. 36 A, S=2. В верхней части таблицы отметим нити основы и нити утка (Илл. 67). Нити основы идут подряд. Напротив первой нити основы отмечаем первую нить утка. Напротив второй нити основы, прибавив к одному число сдвига (в данном случае 2), отмечаем третью нить утка. Напротив третьей нити основы, прибавляя сдвиг к трем, отмечаем пятую нить утка. Напротив четвертой нити основы, прибавляя сдвиг к пяти, получаем семь, т. е. число, большее раппорта переплетения, поэтому от полученного числа отнимаем значение раппорта (в данном случае число пять). Таким образом, отняв от семи пять, отмечаем число два. Напротив пятой нити основы, прибавляя к двум число сдвига, отмечаем четыре.

Помимо постоянного сдвига, в атласных переплетениях возможно использование переменного сдвига. Так как при использовании переменного сдвига нарушается признак главных переплетений, то атласы и сатины, полученные таким образом, называются неправильными атласами (сатинами).

Например, популярным переплетением является четырех нитный (четырех ремизный) атлас (сатин), в котором Sl=l, S2=2, S3=3 (Илл. 68).

Существуют неправильные шести ремизные и восьми ремизные атласы и сатины. Неправильный шести ремизный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=3. S4^4, S5=4. Такое переплетение называется «руаяль» (Илл. 69).

Восьми ремизный неправильный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=2. S4=3, S5=6, S6=6, S7=6. Такой атлас или сатин будет называться «ломаным» (Илл. 70).

Если вариант переменных сдвигов следующий: S 1=2, S2=5, S3=2. S4=3, S5=2, S6=5, S7=2, to такой атлас или сатин будет называться мозаичным (Илл. 71).

При выработке атласов и сатинов применяют рядовую проборку, количество используемых ремизок равно раппорту переплетения по основе. Для уменьшения нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка, атласы вырабатывают лицом вниз.

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Главные составные части системы навигации и управления полетом корабля Apollo Главные составные части и приборы системы управления и навигации корабля Apollo: блок инерциальных измерений; астронавигационный блок оптических измерений; бортовая ЭЦВМ; пульт управления с

Из книги Энергия волн автора Росс Дэвид

Главные роли. Министерство энергетики, Руководящий комитет по волновой энергетике, Харуэлл, Центральное электроэнергетическое управление, Саутгемптон, Институт океанографии, Вормли, Суррей, Ист-Килбрайтская национальная инженерная лаборатория, Глазго,

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

ГЛАВНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ ПРОТИВОМИННЫХ КОРАБЛЕЙ Б. П. Соколов Г. М. Вераксо Д. И. Рудаков В. И. Блинов Н. П. Пегов В П. Вилунас В. И. Немудров Ю. П. Семенов В. С. Сергеев Ш. Л. Мустафин Л. А. Форст Н. А.

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

ГЛАВНЫЕ НАБЛЮДАЮЩИЕ ВМФ А. Т. Ильичев В. Т. Кузьмин Л. П. Муратов Л.

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна § 4. Форма судового корпуса Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса

Из книги автора

§ 5. Главные размерения судна Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину, ширину, высоту борта и осадку, которые необходимо знать при постройке, эксплуатации и ремонте судна. Главные размерения принято подразделять на конструктивные- расчетные,

Из книги автора

7.2. Главные направления исследований, финансируемых ННИ и ННФ Во многих работах подчеркивается, что характерной особенностью нанотехнологий является их «многогранность» и связь с множеством технологий в самых разных отраслях промышленности. Это отчетливо

Свойства и внешний вид тканей зависят не только от свойств исходного сырья, способа выработки и характера отделки, но в большой степени от их строения, определяемого помимо других факторов видом переплетения нитей.

Переплетением ткани называется определенный порядок чередования перекрытий нитей одной системы нитями другой.

Возможных видов переплетений очень много. Чаще всего их подразделяют на четыре группы: главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.

Основные характеристики переплетения

К характеристикам переплетения относятся перекрытия (основные и уточные),сдвиг перекрытия, раппорт .

Для удобства рассмотрения переплетение обычно изображают на клетчатой бумаге, принимая вертикальные ряды клеток за основные нити, а горизонтальные – за уточные (рис. 23, б ). Место, где нить одной системы перекрывает нить другой системы, называется перекрытием. Участки, где основная нить перекрывает уточную и выходит на лицевую сторону ткани (основное перекрытие ), закрашивают или обозначают крестиком. Участки, где уточная нить перекрывает основную и выходит на лицевую сторону образуютуточные перекры-

тия . Уточные перекрытия не закрашивают. Счет уточных нитей ведут снизу вверх, а основных – слева направо. Таким образом, на рис. 23,а в первом ряду снизу слева направо выходят на лицевую сторону ткани основные нити1, 3, 5 и т.д., во втором ряду – четные (2, 4, 6 и т. д.). Как видим, основные перекрытия в каждом следующем ряду по сравнению с предыдущим сдвинуты на одну нить, т. е. сдвиг равен единице.

Сдвигом S называется число, показывающее на сколько нитей сдвинуто одиночное перекрытие данной нити относительно одиночного перекрытия предыдущей нити. Различают сдвиг вертикальныйS o , показывающий, на сколько нитей по вертикали сме-

Рис. 23. Рисунок (а) и схема (б) полотняного переплетения

щено каждое последующее перекрытие (расположенное на следующей основной нити) по отношению к предыдущему, и горизонтальный S у , показывающий на сколько нитей по горизонтали смещено каждое последующее перекрытие (расположенное на следующей уточной нити) по отношению к предыдущему. Для полотняного переплетения (рис. 23, б)S о = S y = 1, для сатинового переплетения 5/2 (см. рис. 25)S о = 3, S y = 2.

Минимальное число нитей, образующих законченный элементарный рисунок переплетения и одинаково повторяющихся как по ширине ткани, так и по ее длине, называется раппортом переплетения , Различают раппорты по основеR o и по уткуR у (количество основных и количество уточных нитей, участвующих в образовании элементарного рисунка переплетения). Для всех главных переплетений раппортR o =R y . На рис. 23,б раппорт переплетения выделен в левом нижнем углу.

Главные переплетения. К ним относятся полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. На рис. 23 изображена ткань полотняного переплетения, в которой основные и уточные нити перекрывают одна другую поочередно. Как видим для полотняного переплетенияR o =R y =2,S о = S y = 1.

Полотняное переплетение широко применяется при выработке хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей различного назначения. В нем каждая основная нить переплетается с соседней уточной нитью, вследствие чего ткань имеет некоторую жесткость и одновременно большую прочность к растяжению по сравнению с тканями, выработанными другими переплетениями из той же пряжи в основе и утке, имеющими ту же плотность по основе и утку. Кроме того, лицевая и изнаночная стороны ткани одинаковы.

В саржевом переплетении число нитей в раппорте должно быть не менее трех, а сдвиг S о = S у = 1. Обозначается оно дробью: числитель ее показывает число основных перекрытийп о в пределах раппорта, а знаменатель – число уточных перекрытийп у (п о / п у ). Раппорт равен сумме уточных и основных перекрытийR o = R y = п о +п у

На рис. 24, а изображена ткань саржевого переплетения 1/2. Это переплетение имеетR o = R y =3= 1+2. Для саржи 3/1 (рис. 24,6 )R o = R y = 4= 3+1.

Саржи различают: уточные, у них на лицевой стороне преобладают уточные перекрытия (рис. 24, а ); основные с преобладающими основными перекрытиями (рис. 24,б ); двусторонние, т. е. имеющие одинаковое количество основных и уточных перекрытий. Ткани, выработанные саржевыми переплетениями, имеют на лицевой поверхности характерные диагональные рубчики, направленные снизу вверх слева направо под углом 45.

Эти переплетения используют для выработки тканей: хлопчатобумажных платьевых и одежных; льняных; шерстяных платьевых, костюмных и пальтовых; шелковых платьевых и подкладочных.

Так как основные и уточные нити перекрываются не через одну, как в полотняном переплетении, то при всех прочих равных условиях разрывная нагрузка тканей саржевого переплетения ниже, чем полот-

Рис. 24. Саржевое переплетение 1/2 (а) и 3/1 (б)

няного, но сама ткань мягче, лучше драпируется в одежде. Для увеличения прочности к растяжению ткани саржевого переплетения вырабатывают с повышенной плотностью. Ткани имеют гладкую поверхность, что повышает устойчивость к истиранию по плоскости. Поэтому саржевым переплетением часто вырабатываются подкладочные ткани.

Сатиновое переплетение позволяет получить ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью, образованной длинными уточными перекрытиями. В отличие от тканей полотняного и саржевого переплетений (рис. 25) сдвиг перекрытий при каждой следующей прокидке утка должен быть не менее, чем на две нити (S 2). В результате этого основные и уточные перекрытия разбросаны, незаметны и образуют довольно гладкую поверхность.

Рис. 25. Рисунок и схема переплетения сатина 5/2

Сатиновое переплетение обозначается дробью: R /S y R ), а знаменатель – горизонтальный сдвиг перекрытийS y . Например, сатин 5/2 имеет:R o = R y = 5; п о = 1;п у =4;S o = 3; S y = 2 (рис. 25).

В атласном переплетении в противоположность сатиновому настил лицевой стороны ткани образуется основными нитями. Атласное переплетение также как и сатиновое обозначается дробью R /S о – числитель которой доказывает число нитей в раппорте (R ), а знаменатель – вертикальный сдвиг перекрытийS о . Для образования более гладкой поверхности и усиления блеска ткани сатинового и атласного переплетения нередко подвергают мерсеризации или каландрированию путем пропуска их при высоком давлении через гладкие горячие валы каландра.

Ткани саржевого и сатинового переплетения из-за наличия длинных перекрытий имеют повышенную осыпаемость и раздвижку.

Мелкоузорчатые переплетения разделяются на два подкласса: производные главных переплетений и комбинированные. К производным относятся репс, рогожка, саржа усиленная (киперная), сложная, ломаная и др., полученные видоизменением главных переплетений (полотняного и саржи). К комбинированным относятся диагоналевые, креповые, вафельные и др., полученные сочетанием нескольких простых переплетений, например полотняного и саржевого, саржевого и сатинового и т. д., за счет чего на поверхности ткани образуется мелкий узор.

Усилением перекрытий полотняного переплетения получают основный и уточный репс, рогожку (рис. 26). Усиленную или киперную саржу получают усилением (удлинением) основных или уточных перекрытий. Например, на базе саржи 1/2 усилением основных перекрытий можно получить саржу 2/2, 3/2 и т. д. Сложная саржа образуется сочетанием нескольких саржевых переплетений (простой, усиленной и др.) и позволяет получать на поверхности тканей рубчики различной ширины (рис. 27, а ) . Ломаная саржа имеет диагоналевый рубчик переменного направления (рис. 27,б ).

Рис. 26. Рисунок и схема переплетения рогожка

Рис. 27. Схема переплетения сложной саржи 411/321 (а ) и ломаной саржи 1/5 (б )

Примеры комбинированных переплетений, полученных сочетанием ломаной саржи 2/2 и рогожки, диагоналевого из сложной саржи
с широкими и узкими полосами, представлены на рис. 27 а, 28.

Рис. 28. Схема комбинированного переплетения на базе ломаной саржи 2/2 и рогожки

Сложные переплетения применяются при необходимости увеличить толщину ткани, получить разную лицевую и изнаночную стороны ткани, ворсовую поверхность ткани и др.

Они чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными являются полутораслойные, двухслойные, многослойные, ворсовые и ажурные.

П

Рис. 29. Рисунок полутораслойной ткани

олутораслойные переплетения бывают двухуточные, т.е. состоящие из двух систем уточных и одной системы основных нитей, или двухосновные – с двумя системами основных и одной уточных нитей (рис. 29). Например, в двухуточном переплетении одна система уточных нитей, переплетаясь с основными, образует лицевую сторону ткани, а другая – изнаночную. Они позволяют выработать утолщенные ткани с хорошими теплоизолирующими свойствами (типа драпов). Этими переплетениями можно получить двухлицевые ткани с разными лицевой и изнаночной сторонами по переплетению, волокнистому составу, цвету и линейной плотности нитей. Лицевая и изнаночная стороны могут быть одинаковыми.

В двухслойных тканях одна система основных и уточных нитей, образует одно полотно ткани, а другая система основных уточных нитей – другое. Эти два полотна соединяются вместе благодаря связи между нитями двух систем по всей поверхности ткани (рис. 30).

Рис. 30. Разрез двухслойных тканей с разными связями полотен:

а) нижняя основа О н над верхним уткомУ в ,; б) верхняя основаО в под нижним уткомУ н , ;в) с помощью прижимной основыО пр

Ворсовые переплетения позволяют получить на поверхности ткани ворс, образованный торчащими кончиками разрезанных нитей (разрезной ворс) или петельками из нитей – петельный ворс. В зависимости от того, из каких нитей (уточных или основных) состоит ворс, различают осново- или уточно-ворсовые ткани.

На рис. 31, а дана схема у точно-ворсовой ткани. Здесь нити основы1, переплетаясь с нитями утка2 полотняным переплетением, образуют грунт ткани. Между грунтовыми уточными нитями прокладывается несколько нитей3, например сатиновым переплетением. После разрезания последних нитей на поверхности ткани образуется ворс4. Чтобы ворс не высыпался, грунт должен иметь большую плотность, особенно по основе.

К уточно-ворсовым тканям относятся такие, как полубархат, вельвет-корд, вельвет-рубчик и др.

Основоворсовые ткани типа бархата, плюша, искусственного меха и т.п. состоят из грунтовых основных и уточных нитей и ворсовых основных. Эти ткани могут быть получены разными способами. Например, на двухполотных станках – бархат. Такие ткани вырабатывают следующим образом. Каждая из двух самостоятельных коренных основ 1 и 2 (рис. 31,б) переплетается со своими уточными нитями3 и4, в результате образуется два коренных полотна, между которыми зигзагообразно прокладываются нити ворсовой основы5. Специальный нож, двигаясь между двумя полотнами, разрезает нити

Рис. 31. Уточно-ворсовые (а) и основоворсовые (б) переплетения

ворсовой основы (по пунктирной линии). Таким образом, одновременно получают два полотна с ворсистой поверхностью.

Петельные (махровые) переплетения образуются из двух систем основных нитей (грунтовой и петельной) и одной уточной. В процессе формирования ткани грунтовые основные нити натянуты, а петельные ослаблены. Они при прибое уточных нитей на поверхности ткани образуют петли. Махровым переплетением вырабатывают хлопчатобумажные и льняные ткани для купальных простынь, полотенец, халатов и др.

Для выработки простейшей ткани ажурного переплетения необходимы грунтовые и перевивочные основные нити и уточные. В процессе ткачества грунтовые основные нити более натянуты, а перевивочные (ажурные) – менее и располагаются в ткани волнообразно, создавая эффект ажура.

Ажурными переплетениями вырабатывают легкие и прозрачные ткани для платьев, блузок, занавесей и других целей.

Крупноузорчатыми называются переплетения, имеющие большой раппорт (более 24) различным образом переплетающихся нитей основы. Такие переплетения можно выработать только с использованием жаккардовой машины, поэтому ткани крупноузорчатых переплетений иногда называют жаккардовыми.

На жаккардовых машинах каждая нить основы связана со специальным приспособлением – крючком, который осуществляет подъем или опускание нити с определенной закономерностью, определяемой рисунком переплетения. Для получения его имеется программирующее устройство, управление им осуществляется с помощью специального картона, состоящего из oтдельных карт. На каждой из них в определенном порядке высечены отверстия. При взаимодействии игл, связанных с помощью специальных деталей с крючками и картоном, осуществляется подъем или опускание нитей основы.

Число карт в полотне равно числу уточных нитей, участвующих в образовании раппорта переплетения. Чем больше крючков, тем более сложный узор можно получить.

Обычно крупноузорчатым переплетением вырабатывают шелковые платьевые, подкладочные, мебельно-декоративные ткани, льняные скатерти, хлопчатобумажные покрывала, гобелены, ковры и другие полотна и штучные изделия.

Существует множество видов материй: натуральные - шёлк, шерсть, хлопок, искусственные - вискоза, синтетические и различные смеси. Разнообразие тканей обусловлено не только сырьём. Вид переплетения нитей основы и утка определяет прочность, рельефность, рисунок и другие свойства готовой материи. Сатиновое переплетение - одно из базовых. Существуют и производные от сатинового типы плетения, которые обогащают тканевый рынок.

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с . В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.


Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.


У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус - это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются - сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.


Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как . В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке - креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке - матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина - для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань - драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество - их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, . Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.


Как ухаживать за сатином

Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.

Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.

Расположение нитей основы и утка относительно друг друга, их взаимосвязь определяют строение ткани. Нужно подчеркнуть, что на строение тканей влияют:

вид и строение нитей основы и утка ткани, в том числе их линейная плотность и направление крутки;

вид переплетения нитей основы и утка ткани; плотность ткани по основе и по утку; вид отделки ткани.

При выработке ткани используются нити разного строения: пряжа, комплексные нити, крученые и текстурированные нити. Линейная плотность нитей влияет на толщину и массу ткани. Сочетание в ткани нитей различной линейной плотности дает возможность получить выпуклые рубчики, рельефные полосы, клетки, разреженные участки.

Степень крутки нитей существенно влияет на внешний вид тканей, их жесткость и упругость. С увеличением крутки возрастает жесткость и упругость ткани. Сочетанием в основе и утке нитей одного направления крутки подчеркивается рисунок переплетения. При разных направлениях крутки в основе и утке нитки рас полагаются в одном направлении, поэтому поверхность ткани получается гладкой, блестящей, хорошо поддающейся ворсованию. Чередование в ткани нитей разного направления крутки создает при полотняном переплетении эффект мелкоузорчатого переплетения, характерного для таких тканей, как крепдешин, крен жоржет и др. Применение текстурированных нитей и пряжи увеличивает рельефность лицевой поверхности ткани. Рыхлая, пушистая пряжа или нити придают ткани мягкость, объемность и увеличивают толщину.

Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением , или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка - поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создает на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани на изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения . Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.

Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R. Различают раппорт по основе R и раппорт по утку R.. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем левом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяющими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

простые, или главные; мелкоузорчатые;

крупноузорчатые.

Особенности простых переплетений состоят в следующем:

раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;

в пределах раппорта каждая основная пить переплетается с уточной только один раз.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, сатиновое (атласное).

Полотняное переплетение - простейшее и наиболее распространенное, в котором основная и уточная нити чередуются через одну (рис. 2). Схема полотняного переплетения напоминает шахматную доску. Раппорт по основе равен раппорту по утку: R=R=2. В полотняном переплетении наиболее короткие перекрытия, поверхность ткани обычно ровная, одинаковая с лицевой и изнаночной сторон. Полотняное переплетение придает ткани наибольшую прочность, большую плотность и повышенную жесткость. Полотняным пере плетением вырабатывают ткани различного волокнистого состава и назначения: ситец, бязь, миткаль, батист, маркизет, крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен, шерстяное сукно, льняные полотна и др. В тканях полотняного переплетения, имеющих основу значительно тоньше, чем уток, возникает поперечный рубчик по типу репсового переплетения. Эти переплетения называются ложнорепсовыми. Ложнорепсовым переплетением вырабатывают такие ткани, как поплин и хлопчатобумажная тафта.

Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо (рис. 3). Отличи тельные особенности саржевого переплетения:

Число нитей в раппорте не меньше трех (R=R=3);

При каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 14), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др.

Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити, т саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева на право, но в некоторых тканях может иметь противоположное на правление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

Особенности сатинового (атласного) переплетения :

при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рису нок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении). Минимальное число нитей в раппорте 5 (R=R=5)

Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется из уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных нитей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная пить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждой последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий на две (рис. 15) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная пить перекрывает четыре нити из пяти уточных (рис. 16). Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с рапортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т. д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.Производные переплетения образуются путем изменения, усложнения простых переплетений.

К производным полотняного переплетения относятся репсовое переплетение и рогожка.

Репсовое переплетение образуется по типу полотняного, но с удлинением основных или уточных перекрытий. При этом несколько нитей основы или утка переплетаются как одна нить. Различают репс основной (по перечной, рис. 7), создающий на ткани поперечный рубчик, и репс уточный (продольный, рис. 8). Каждая основная нить в поперечном репсе может перекрывать две, три и более уточные нити. В продольном репсе каждая уточная пить может перекрывать две, три и более основные нити, образуя на ткани продольный рубчик. Репсовым переплетением вырабатываются хлопчатобумажные и шелковые репсы, хлопчатобумажные фланели, некоторые платьевые и костюмные шерстяные ткани, репсовые ленты. Ткани репсовых переплетений, такие как фланель, могут быть без рубчика и напоминать полотняные.

Рогожка - двойное или тройное полотняное переплетение, в котором происходит симметричное удлинение основных и уточных нитей (рис. 9). Рогожка может быть выработана так же в четыре нити. Раппорт по основе в переплетении типа рогожка равен раппорту по утку. Рисунок переплетения выражен ярче, чем в полотняном. Переплетением рогожка вырабатываются хлопчатобумажные и льняные рогожки, некоторые шелковые и шерстяные ткани.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

Усиленная саржа (рис. 10) получается при увеличенной длине перекрытий простой саржи. Ткань имеет более четкие и широкие диагональные полосы, чем в простой сарже. В зависимости от того, какая система нитей преобладает на лицевой поверхности, усиленные саржи делятся па основные (4/2, 3/2, 4/3 и др.), уточные (2/3, 2/4, 3/4 и др.) и равносторонние (2/2, 3/3). Равносторонними саржевыми переплетениями с раппортами 2/2, переплетениями 3/3 вырабатывается наибольшее количество саржевых тканей, таких как бостоны, шевиоты, кашемиры, шотландки и др.

Сложная, или многорубчиковая, саржа (рис. 11) образует на лицевой поверхности ткани диагональные рубчики разной ширины.

В обозначении раппорта сложной саржи в числителе и знаменателе должно быть две или несколько цифр, напри мер саржа 4 т.е. переплетение составлено из саржи 4/3, саржи 1/2 и саржи 1/1. Сложная саржа применяется для выработки шарфов и некоторых костюмных и пальтовых тканей.

Ломаная (рис. 12) и обратная (рис. 13) саржи имеют равномерно повторяющийся излом саржевой полосы под углом 90°. Рисунок переплетения напоминает елочку, поэтому ломаная и обратная саржи называются также переплетениями «в елочку». Обратная саржа в отличие от ломаной в месте излома имеет сдвиг саржевой полосы: напротив основных перекрытий располагаются уточные, напротив уточных - основные.

Переплетениями «в елочку» вырабатываются костюмные ткани типа трико и некоторые пальтовые ткани. Переплетением сложная саржа «в елочку» вырабатывается бельевая ткань гринсбон и карманные хлопчатобумажные ткани.

Производные сатинов и атласов - усиленные сатины (рис. 14) и атласы имеют добавочные перекрытия в дополнение к основному. В усиленном восьминиточном сатиновом переплетении в каждом уточном ряду чередуются два основных и шесть уточных перекрытий. Таким переплетением вырабатываются одежные хлопчатобумажные ткани с начесом: сукно, вельветон, замша; плотные, прочные, износостойкие пыленепроницаемые молескины, гладкие, блестящие мерсеризованные молескины для спецодежды и др.

Комбинированные переплетения образуются чередованием или комбинированием простых. К комбинированным переплетениям от носятся продольно- и поперечнополосатые, креповые, рельефные и просвечивающие.

Продольно- и поперечнополосатые переплетения образуются чередованием или сочетанием простых переплетений в виде продольных и поперечных полос, клеток или мелких геометрических рисунков. В продольно- и поперечнополосатых переплетениях, при меняемых для выработки костюмных трико и некоторых пальтовых и платьевых тканей, чередуются полоски репса и полотняного переплетения, саржи и атласа, саржи «в елочку» и рогожки и т.п. (рис. 15).

Креповые переплетения придают ткани характерную мелкозернистую поверхность, которая имитирует эффект, создаваемый нитями креповой крутки в шелковых тканях. Креповые переплетения можно получить произвольным удлинением перекрытий простого переплетения (рис.26) или наложением двух простых переплетений (рис. 27). Применяются креповые переплетения для выработки разнообразных платьевых крепов и в сочетании с другими переплетениями - для выработки платьевых и костюмных тканей.

Рельефные переплетения имеют характерную выпуклость контуров рисунков, созданную выступающими основными или уточными нитями. К рельефным переплетениям относятся вафельные, диагоналевые и рубчиковые. Рисунок вафельного переплетения , применемого для выработки вафельных полотенец и некоторых детских тканей, напоминает по форме вафли. Выпуклые контуры рисунка создаются удлиненными перекрытиями нитей (рис.18).

Характерной особенностью тканей диагоналевых переплетений является мелкий выпуклый рубчик, круто идущий вверх и направо (рис. 19). Угол наклона рубчика зависит от толщины и плотности основы и характера (сдвига) диагоналевого переплетения. Диагональным переплетением вырабатывают костюмные чистошерстяные и полушерстяные габардины.

Рубчиковые переплетения создают на ткани выпуклые рубчики, идущие вертикально или наклонно. В каждом раппорте получается два рубчика. Таким переплетением вырабатывается шелковая ткань типа пике (ложное пике, рис. 20).

Просвечивающими переплетениями вырабатываются разнообразные блузочные, сорочечные, платьевые ткани ажурной структуры или ткани с включением ажурных участков (полосок, квадратиков, имитаций мережек). Просветы образуются сочетанием длинных перекрытий с короткими: длинные перекрытия стягивают нити в группы, а короткие перекрытия (полотняного переплетения) разъединяют эти группы. В местах разъединения нитей и образуются просветы (рис. 21).

К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотность улучшения теплозащитных свойств.

Двухлицевые (полутораслойные) переплетения образуются тремя системами нитей: две основы и один уток или два утка и одна основа. Наличие второй системы основных или уточных нитей позволяет вырабатывать ткани, имеющие на лицевой и изнаночной сторонах нити различного качества и цвета. Применяя разноокрашенные системы, можно получить ткани, имеющие разный цвет лица i изнанки (рис. 22).

Двухслойные переплетения состоят из четырех или пяти систем нитей, переплетающихся плотно между собой или образующих две ткани, соединенные одной из четырех систем или дополнительной пятой системой (рис. 23). Лицевая и изнаночная стороны тканей двухслойных переплетений могут состоять из одинаковых нитей или нитей, различных по волокнистому составу, качеству, строению или окраске. Используются системы разного цвета для лицевой поверхности и изнанки либо лицевая поверхность может быть гладкокрашеная, а изнаночная - меланжевая или пестротканая в полоску, клетку, «в елочку», с применением многоцветной фасонной пряжи и т.д.

Двухлицевые и двухслойные переплетения применяются для выработки драпов, некоторых шерстяных пальтовых тканей, хлопчатобумажной байки, сатина-трико.

Переплетение пике (рис. 24) состоит из трех систем нитей: на лицевой поверхности ткани две системы образуют полотняное пере плетение, третья стягивает его, создавая выпуклые узоры. У хлопчатобумажных пике обычно выпуклый продольный рубчик, иногда выпуклые орнаменты. Переплетением пике вырабатывают ткани для детских изделий, покрывал и др.

Ворсовое переплетение (рис. 25) образуется из трех систем нитей: одна система ворсовая, образующая на лицевой поверхности раз резной вертикально стоящий ворс, и две коренные - основа и уток. Переплетение коренных систем полотняное или саржевое. Благодаря высокой плотности коренные системы хорошо удерживают ворс. Ворсовая система может быть уточной, и тогда получают уточноворсовые ткани, такие как хлопчатобумажные полубархаты, вельветы. Ворс может вырабатываться из нитей основы, и- тогда изготавливают основоворсовые ткани, такие как шелковые ворсовые бархат, велюр, плюш и мех на тканой основе. Ворс на поверхности тканей и изделий ворсовых переплетений может быть коротким или длинным, сплошным или рисунчатым в виде ворсовых продольных рубчиков различной ширины, полос, мелких нор совьих рисунков в пределах широких ворсовых полос, крупных ворсовых узоров.

Петельное (махровое) переплетение является разновидностью ворсового переплетения. На поверхности тканей махровых пере плетений двусторонний ворс в виде неразрезных петель образуется из системы основных нитей, которая зарабатывается между коренными основой и утком. Махровым переплетением вырабатываются махровые ткани для полотенец, купальных халатов, простынь, пляжных ансамблей и некоторые мебельно-декоративные ткани.

Перевивочные (ажурные) переплетения образуют просвечивающие ячейки, придающие тканям прозрачность. В простейших перевивочных переплетениях две основы (стоевая и перевивочная) и один уток. Стоевая основа обвивается перевивочной то с одной, то с другой стороны. Перевивочными переплетениями вырабатываются разнообразные блузочные, сорочечные, платьевые ажурные ткани и ткани для занавесей.

Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетений чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и т. д.

Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.

Отделка тканей

Отделка, придающая товарный вид тканям, оказывает влияние на такие ее свойства, как толщина, жесткость, драпируемость, сминаемость, воздухопроницаемость, водоупорность, блеск, усадка, огнестойкость.

По характеру отделки ткани бывают:

суровые без какой-либо обработки после ткачества; отбеленные; гладкокрашеные - окрашенные равномерно в один цвет; набивные - с цветным узором на лицевой стороне ткани;

пестротканые - из чередующихся цветных нитей, чаще всего образующих полосы или клетки разного ритма и размеров;

меланжевые - из пряжи, в которой смешанные волокна разного цвета;

мерсеризованные - обработанные слабым раствором щелочи;

отваренные - прошедшие специальную влажно-тепловую обработку.

Плотность ткани

Плотность является существенным показателем строения тканей. От плотности зависят масса, износоустойчивость, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства, жесткость, драпируемость тканей. Каждое из перечисленных свойств тканей в свою очередь заметно влияет на готовую одежду, а также на технологические процессы ее производства.

Под плотностью понимают число нитей основы или утка, приходящихся на 100 мм ткани. Различают и отдельно определяют плотность по основе и плотность по утку. Ткани, имеющие одинаковую или почти одинаковую плотность по основе и утку, называют равноплотными. Ткани, имеющие различную плотность по основе и по утку, называют неравноплотными.

Различают фактическую (абсолютную), максимальную и относительную плотности.

Фактическая (абсолютная) плотность - это фактическое число нитей, которое приходится на 100 мм ткани. Она изменяется в больших пределах и составляет: для грубых льняных тканей - 50 нитей на 100 мм, для хлопчатобумажных 200 нитей на 100 мм, для шелковых - 1000 нитей на 100 мм ткани. Фактическая плотность по основе и по утку определяется путем подсчета нитей в образце ткани с помощью обычной или специальной ткацкой лупы. Можно раз дергать квадратный образец ткани размером 50х50 мм, а затем подсчитать число основных и уточных нитей. Для каждой ткани абсолютная плотность определяется не менее трех раз на различных участках ткани. Затем подсчитывается среднее арифметическое значение плотности и конечный результат всегда пересчитывается на 100 мм.

Фактическая плотность не дает представления о том, насколько близко нити располагаются друг к другу. В 100 мм ткани толстых нитей может быть мало, но располагаться они могут касаясь или сминая друг друга. Тонких нитей может быть в несколько раз больше, а располагаться они могут на расстоянии двух и более диаметров друг от друга. Чтобы сравнивать плотность тканей, выработанных из нитей разной толщины, вводят понятия максимальной и относительной плотности.

За максимальную плотность ткани принято считать такое максимально возможное число нитей, которое укладывается в 100 мм ткани при условии, что все они имеют одинаковый диаметр и располагаются касаясь друг друга, без сдвигов и смятия.

Относительной плотностью, или линейным заполнением, ткани называют отношение фактической плотности к максимальной плотности. Говоря иными словами, линейное заполнение - это отношение фактического числа нитей основы или утка к максимально возможному числу этих же нитей. Относительная плотность определяется в процентах.

Если фактическая и максимальная плотности равны, т. е. если нити располагаются касаясь друг друга без смятия, линейное заполнение ткани составляет 100%. При линейном заполнении ткани более 100% нити сжимаются, сплющиваются или смещаются по высоте. При линейном заполнении ткани менее 100% нити располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Например, при линейном заполнении, равном 50%, нити располагаются на расстоянии диаметра друг от друга.

В зависимости от назначения тканей их линейное заполнение может быть от 25 до 150%. С увеличением линейного заполнения повышается поверхностная плотность тканей, ветростойкость, упругость, жесткость, прочность, и но уменьшаются их воздухо- и паропроницаемость и растяжимость. Ткани с линейным заполнением 140% и более пыленепроницаемы.

Ткани с высоким заполнением обладают большей устойчивостью к деформациям, поэтому при настилании и пошиве они почти не имеют перекосов, готовая одежда из них хорошо сохраняет форму и не сминается. Такие ткани труднее поддаются влажно-тепловой обработке. При слишком высоком заполнении ткань становится жесткой и не драпируется.

Время чтения: 3 минуты

Сатиновое переплетение ткани имеет характерную черту - удлинённые перекрытия на лицевой поверхности. При этом получаются очень гладкие на ощупь ткани. При большой крутке нитей полотно приобретает блеск.

Технические характеристики плетения

На лицевой стороне преобладает одна система нитей - уточная либо основная. Если больше основных нитей (одна нить основы перекрывает четыре утка), то тип переплетения называется атласным, а когда больше уточных - сатиновым. Соответственно, и ткани называются и сатином.

Сырьём для атласного переплетения могут быть и хлопок, из которых вырабатывают креп-сатин, сатин-дубль, , корсетные и подкладочные ткани.

Сатиновым переплетением вырабатывают сатин - гладкую плотную хлопчатобумажную ткань. Также могут использоваться синтетические волокна (), шерсть, из которой вырабатывают тонкую ткань высокого качества, - драп-сатин.

Свойства

В зависимости от того, какое сырьё было использовано, сатиновое полотно может обладать различными свойствами, но основными характеристиками всех тканей этого вида переплетения являются плотность, гладкость и мягкость наощупь, устойчивость к истиранию, сохранение цвета, блестящая поверхность.

Преимуществом является то, что таким образом можно получать красивые шелковистые ткани их хлопка или синтетики, которые стоят гораздо дешевле натурального шёлка.

Недостатком является сыпучесть, поэтому такие ткани требуют особых навыков при раскройке. Также сатин достаточно скользкий, для удобства в готовых изделиях используют подклад, а спать на сатиновых простынях рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме не атласного переплетения.

Ассортимент и применение

От типа используемого сырья зависят основные свойства ткани и сфера её применения.

Хлопковый сатин

Лёгкая мягкая ткань, производится только из хлопковых волокон. Может быть различной плотности, гладкокрашеным, с набивным рисунком, с 3Д тиснением. Используется для производства .

Обладает гигроскопичностью, прочностью (выдерживает многократные стирки), не теряет окрас долгое время. На таком гладком белье комфортно спать - летом оно обладает приятным охлаждающим эффектом.

Блэк-аут

Двух или трёхслойная ткань, состоящая из полиэфирных нитей двойного сатинового переплетения, обработана акриловой пеной. Практически полностью поглощает солнечный свет (на 99 %). Имеет большую плотность, но при этом тонкая, сохраняет мягкость и легко драпируется. Используется для производства штор для спальных комнат и декорирования помещений. Защищает от солнечных лучей, неонового света, света автомобильных фар и рекламных вывесок. Также обладает шумоизоляционными свойствами (поглощает около 30 % шумов). Благодаря плотности сохраняет тепло.

Существует несколько видов : горючий и негорючий из огнеупорных волокон. Негорючий блэк-аут сначала начинает тлеть, не давая пламени разгораться, затем совсем гаснет. При этом не выделяется никаких токсичных веществ. Такой материал используют для отделки гостиниц, ресторанов и других помещений, где предполагается большое скопление людей.

Полисатин

Прочный материал, на основе синтетических или смесовых (хлопок + полиэстер) волокон. Из полностью синтетического полисатина производят красивые шторы, скатерти, покрывала, обивку для мебели. Такие изделия легко чистятся, мало мнутся, практически не выгорают и не изнашиваются. Из смеси полиэстера и хлопка шьют и домашнюю одежду (халаты, пеньюары).

Не обладает такими же хорошими гигиеническими свойствами как натуральный сатин, кожа в нём практически не «дышит», но стоит он значительно дешевле.

Полисатиновые изделия электризуются и могут вызывать аллергию, это следует учитывать при покупке. Также может образовывать катышки на поверхности.

Тонкая мягкая ткань из высококачественного хлопка с гладкой блестящей поверхностью и матовой изнанкой, очень плотная.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх