Как выучить часы с ребенком. Как научить ребёнка определять время по часам

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Последовательность разъяснений будет такой:


Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:


Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Упражнения:


Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:


Можно обучать малыша, используя видео материалы, но обязательно обсудите с ним увиденное, задайте вопросы. Объясните, если ребёнок чего-то не понял.

Дети с непосредственной радостью познают всё новое и неизвестное. Задача родителей не испортить такую благодатную почву своим нетерпением или равнодушием. Так что если ваше чадо заинтересовалось тем, как ходят часы (или вы поняли, что малыш уже готов к освоению навыка обращения с измерительным прибором для времени), то вооружитесь полезными рекомендациями и приступайте к занятиям. А учитывая тот факт, что дети впитывают новую информацию с молниеносной скоростью, всего через пару-тройку уроков карапуз будет с часами «на ты».

Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.

Для чего ребенку понимать время

Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?


Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность. Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя. И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.

Мы, взрослые, не всегда осознаем, как многому нужно обучиться ребёнку и как непросто освоить ему даже то, что нам кажется совсем простым. И только когда у нас появляется собственный малыш, мы вдруг озадачиваемся, как научить его ходить, кушать, говорить, а позже и как научить ребенка определять время по часам. Умение ориентироваться во времени – это такой же важный и необходимый навык, как умение считать или открывать, закрывать дверь. Особенно актуальным умение понимать время по часам становится для детей, когда они идут в школу.

Но начало школьной жизни несет ребенку и так много стрессов, нагрузок, поэтому как пользоваться часами ему бывает сложно освоить в этот момент. Поэтому лучше, чтобы дети к школе этому уже научились. Когда же и с чего стоит начинать обучение?

Некоторые специалисты пишут, что начать учить ребенка времени по часам нужно тогда, когда он будет уметь считать до ста (или хотя бы 60) и знать цифры. Конечно, в этом случае освоение пойдет быстрее, ведь обычно владение счетом до сотни показатель уже достаточно высокого для ребёнка уровня развития мышления. Обычно примерно с шести лет начинают объяснять, как определять время.

Как объяснить малышу, что такое время

Но кроме умения считать у дошкольника должно быть сформировано представление о понятии «время». Это, кстати, иногда сложнее, чем обучить простому счету. Не в каждом доме сейчас есть часы со стрелками, поэтому увидеть, как движется время физически, ребенок не может, а для того, чтобы он осознавал его движение необходимо специально привлекать к этому внимание. К этому важному делу можно приступать и до того, как будет освоен счет.

Для этого действуем в несколько этапов :

  1. Обучаем ребенка временам года;
  2. Осваиваем понятия прошлого, настоящего, будущего времени на простых и понятных примерах: «мы уже погуляли; мы гуляем; мы пойдем гулять», вводим понятия «вчера, сегодня, завтра»;
  3. Обращаем внимание на время суток, учим названия – утро, день, вечер, ночь. Когда это прочно освоено детьми, можно вводить понятия «полдень», «полночь». Мягко, к слову знакомим ребенка со словами «час», «минута»: «Бабушка придет через час. Мы пойдем гулять через три минуты»;

Так постепенно у малыша формируется представление о такой неощутимой материи, как время. Чтобы закрепить это понятие и прочувствовать, как идет время, можно давать ребенку разные задания на время.

Например, прыгаем 1 минуту, рисуем 5 минут. Засекаем время по часам и по окончании оговоренного отрезка, останавливаем ребенка. Такие короткие отрезки помогут ребенку легче понять, как и для чего измеряется время. Такие отрезки при выполнении одинаковых заданий лучше делать разными по длительности, чтобы малыш лучше понял и почувствовал разницу.

Если чаще привязывать желанные для малыша события к конкретному времени, фиксировать на этом его внимание, то у него появиться интерес и мотив научиться определять его на часах.

Развивающие мультфильмы для детей. Учимся понимать время по часам

Как научить ребенка определять время по часам

Обычно к 4-5 годам дети осваиваются с этим базовым понятием «время» и можно приступать к знакомству с часами, как механизмом. Для этого стоит купить детям игрушки с часами, специальные игровые наборы с циферблатом и стрелками, чтобы они постепенно к ним привыкали и видели, как движутся стрелки, в какую сторону, хорошо запомнили их облик, могли узнавать часовую и минутную стрелку.

  • Стоит объяснить, что часы измеряют время, а чтобы разобраться в этом, показать ребенку, какие они бывают разные – солнечные, песочные, механические, электронные. Особенно увлекательно и наглядно будет дошкольнику, если солнечные или водяные вы сделаете с ним сами.
  • Но если такой проект для вас излишне сложен, просто соберите все, какие есть измеряющие время механизмы у вас дома, или подберите картинки с разными часами. Рассмотрите их с ребенком, выясните, чем они схожи, и чем отличаются.
  • Всё это нужно, чтобы ребенок увидел, чем пользуются люди, чтобы измерять время и уловил сходство между самыми разными часами, которое объясняется тем, что измеряют они одно и то же.
  • Пришла пора вводить определения «секунда», «минута», «час», продолжительность суток, объяснить, почему одна и та же цифра показывает время днём и ночью. Здесь уже нужно, чтобы ребенок знал цифры и умел считать.

Некоторым родителям кажется, что научить, как определить время, проще по электронным часам, ведь они сразу показывают цифрами время с точностью до секунды. На самом деле это не так. Видя только загорающиеся цифры, ребёнок не поймет, как час делится на минуты, минута на секунды, сутки на часы, не увидит, как вместе со стрелкой движется время. Изучение этой непростой науки лучше всего происходит на часах со стрелками.

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Вначале рассмотрим механизм и выясним, какая стрелка что измеряет, посмотрим, как они двигаются. Затем, в зависимости от возраста и умений ребенка можно выбрать разные способы.

Способ 1. Если ребенок уже хорошо считает до 100 и складывает, то :

  • Можно при помощи секундной стрелки разобраться в принципе разметки циферблатов. Просчитав вместе, выяснить, что каждая насечка отделяет пять временных отрезков, а всего в круг их входит 60, и когда секундная стрелка пробегает круг, то проходит минута;
  • Когда посчитав с вами несколько раз до 60, и научившись ориентироваться в разметке часового круга, ребенок поймет, почему цифра 1 означает пять секунд, 2 – десять и т.д., можно перейти к минутной стрелке;
  • Объясняем, что как в минуту входит 60 секунд, так в час входит 60 минут, и, понаблюдав за движением минутной стрелки, понять, что именно она тянет за собой более короткую – часовую. Когда она достигает 12, значит, отмерян час;
  • Теперь объясняем, что когда минутная стрелка стоит на 12, то цифра, у которой стоит часовая стрелка, говорит нам, который час, и это точное время.

Способ 2 . Если вы решили начать «часовое» образование пораньше, до того, как малыш научиться легко считать и складывать до 60 – 100, то начинать лучше с часовой стрелки. Конечно, малыш должен уже знать цифры и ориентироваться в числах до 12.

  • Здесь также, как и в предыдущем способе, вначале знакомимся со стрелками, обращаем внимание на их различие, учим, какая что показывает. Но здесь лучше обойтись без секундной стрелки, чтобы она не сбивала малыша. Сосредотачиваемся только на минутной и часовой;
  • Вначале с ребенком разбираемся с часовой стрелкой. Объясняем, что цифра, у которой она находится, показывает, который час. Несколько раз в день обращаем внимание на то, что она показывает. Говорим: «Катя, 10 часов, скоро будет твой любимый мультик», и т.д. Делая так изо дня в день, добиваемся, чтобы девочка точно знала, какой час показывают стрелки;
  • Теперь можно перейти к минутной стрелке, и переводя её руками, учить, что цифра 1 значит пять минут и т.д. Но осваивать минуты всё же лучше, когда ребенок умеет считать и складывать. Если этого умения нет, то при отсутствии желания ребенка, не стоит настаивать на заучивании. Просто научить детей обращать внимание на минутную стрелку, выучить «полчаса» и остановиться на этой подготовке к дальнейшей учебе после того, как он освоит счет до 100.

Учимся легко с игрой

Легче всего учимся определять время в игре. Для этого можно :

  • Воспользоваться игрушечными часами или сделать циферблат со стрелками самим вместе с ребенком, и учится, играя;
  • Сделать плакат, где нарисовать стрелки и цифры, и обозначить на них, что ему предстоит делать днем;
  • Можно воспользоваться интерактивными играми на гаджетах или посмотреть обучающее видео.

Определяем время по часам

Умение ориентироваться по часам – необходимый навык, позволяющий школьнику осознать ценность времени и понять необходимость его рационального использования. Быстро и легко освоить эту науку помогут систематический подход, игровые и практические методы.

Базовые умения

Прежде, чем приступить к изучению времени, необходимо убедиться, что у ребенка развиты такие математические навыки, как:

Если у школьника эти навыки еще не отработаны, ему будет сложно научиться определять время по часам.

Формирование интереса

Когда у школьника сформируется интерес к изучению времени, можно начинать процесс обучения.

Чтобы ребенок заинтересовался, необходимо чаще произносить в своей речи фразы с использованием мер времени:

  • «В 7 часов нужно встать, чтобы успеть позавтракать и собраться в школу».
  • «После школы отдохни полчаса, а потом садись за уроки».
  • «Через 5 минут пойдем гулять».

Когда возникнет закономерный вопрос, чем же минута отличается от секунды, какова их длительность, детям можно показать на практике:

  1. Делая хлопки на каждый шаг секундной стрелки (секунда – это почти мгновение).
  2. Определить длительность небольшого мультфильма (например, 10 минут), сравнить с 10 секундами.

Нужно объяснить, что день и ночь – это сутки, или 24 часа. Половина тратится на сон и отдых, остальные – на выполнение необходимых дел (игры, занятия, принятие пищи).

Интересно будет составить иллюстрированный режим дня: каждый момент отображается в виде рисунка, рядом с которым указывается время его выполнения. После этого знакомятся с часами.

Знакомство с часами

Эту процедуру желательно разделить на несколько этапов:

  1. Знакомство с видовым разнообразием часов . На этой стадии нужно рассмотреть все типы часов, которые имеются (наручные, настенные, механические, электронные). Интересно будет узнать, как работают песочные, водяные или солнечные часы, сравнить принципы их работы.
  2. Знакомство со стрелками : часовой, минутной и секундной. Здесь нужно объяснить, какая стрелка за что отвечает, понаблюдать за их движением, сделать вывод, что секундная стрелка делает полный оборот за 60 шагов – секунд.
  3. Изучение веселых стихотворений о часах , рассматривание иллюстраций с разными часами.

Изучение времени

Для обучения лучше взять часы с крупными числами и легко двигающимися стрелками. Лучше сделать макет часов самостоятельно. Для этого понадобится плотный круг из картона или одноразовая тарелка, стрелки и гвоздик для их крепления.

Макет делается постепенно по мере изучения часов:

  1. Ребенок знакомится с понятием «циферблат» , рисует или приклеивает на основу цифры (заранее нужно отметить места, где будут числа).
  2. Знакомится с часовой стрелкой , узнает, как она двигается, какую единицу времени отсчитывает. Учится определять, какой час, передвигая стрелку сначала в порядке счета, затем – в хаотичном порядке.
  3. Узнает, для чего нужна минутная стрелка , чем она отличается от часовой, какая существует зависимость часовой стрелки от минутной. На макете рисуют деления, обозначающие минуты.

Далее понятие времени вводится постепенно:
  1. Сначала изучают положение стрелок, когда часы показывают ровно час (2, 3 часа): минутная должна быть на отметке 12 (прошел ровно час), а часовая – на том числе, который час от начала суток уже прошел.
  2. Затем определяют точное время: «7 часов 35 минут».
  3. После вводятся понятия «половина» и «четверть» часа, такие формулировки, как «без четверти 8».
  4. Знакомство с понятиями «дневное» и «ночное время». Развитие умения правильно называть время после полудня (21 час 15 минут).


Каждый этап необходимо сопровождать играми и практикой, чтобы закрепить умение определять время по часам.

Игры для закрепления умения ориентироваться по часам:

  • «Секундомер» . Ребенок предполагает, сколько раз он успеет хлопнуть в ладоши за 5 секунд, или прыгнуть на скакалке за минуту, или прочитать слов в минуту. Затем засекает время и проверяет, успеет ли он это сделать в установленный срок.
  • «Минута» . Дети отвечают, что они смогли бы сделать за минуту (сколько шагов сделать, сколько слов назвать), а затем проверяют практически.
  • «Который час?» . Взрослые на часах устанавливают определенное время, а ребенок называет его. Затем ребенок переставляет стрелки, а взрослый отгадывает.
  • «Мой день» . Задача детей – с помощью часов показать время, когда он завтракает, идет в школу, делает уроки и т.п.
  • «Лото» . На карточках – циферблаты с изображением времени. Участники по очереди вынимают карточки, на которых время написано с помощью чисел (21:30). Игроки закрывают поля, где на циферблате указано такое время.
  • «Дорисуй стрелки» . Дети должны нарисовать стрелки на циферблате, ориентируясь на время, которое показывают электронные часы.
  • «Спешат-опаздывают» . Дети по картинкам определяют, какие часы спешат, а какие – опаздывают.
  • «Сколько времени прошло» . Определяют, который час до начала какого-то действия и по его окончании. Затем считают, сколько времени прошло.
  • «Запоминай-ка» . Ребенку сначала на какое-то время показывают часы, затем – убирают. Он должен установить стрелки в нужное положение по памяти.

С игровыми целесообразно использовать практические методы. Можно ребенку поручить проследить за временем: «Через 15 минут нам нужно выходить, чтобы успеть на автобус», «Кекс испечется через полчаса. Посмотри на часы и скажи, когда его нужно будет вынимать», «В 7 часов вечера будем ужинать, не опоздай!».

Практика поможет детям осознать важность ориентирования по часам и закрепить это умение .

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх