Классный час (3 класс) на тему: Правила поведения за столом. Основные правила поведения за столом для школьников

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом.

Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке. Отталкивал тарелки с едой, чавкал. В общем, устраивал из приема пищи целый балаган!

На такое поведение нельзя закрывать глаза. Обучение ребенка правилам этикета не самое легкое занятие, но вполне реальное. Ведь зная, как себя правильно вести за столом, малыш не попадет в глупую ситуацию в дальнейшем и не подведет своих родителей в гостях.

Начинать обучение можно с годовалого возраста. Для начала достаточно показывать на собственном примере. Ребенок будет смотреть, как поступает мама и непроизвольно ей подражать.

Чем позже позднее вы начнете обучение этикету, тем сложнее ребенку будут поменять свои старые привычки в лучшую сторону. Не затягивайте!

Важные нюансы по подготовке к употреблению еды

Кроха должен знать, что самое важное в подготовке к трапезе- это чистые ручки. Пока он не может помыть их сам, процедура входит в обязанность мамочки.

К двухлетнему возрасту малыш должен уже сам мыть руки перед едой, если он забывает, то задача родителей напоминать ему об этом.

Маленьким мальчикам отец должен показать, что нужно быть джентльменом. То есть маму, сестричку и бабушку надо всегда пропускать за стол первыми, помогать достать что-то тяжелое, оставлять лакомый кусочек. Такое поведение в дальнейшем превратит малыша в настоящую опору для своих близких.

Совсем крошку за столом надо посадить в специальное кресло. Не забывайте, что ребенок должен сидеть на одном уровне со взрослыми, чтобы он мог чувствовать себя полноправным членом семьи. Лучше всего по левую сторону от матери, чтобы в случае чего, она могла помочь крохе.

Кормление всегда должно происходить за кухонным столом. Это отложится у ребенка и поможет ему серьезно относиться к еде и уважать труд старших. Кроме того, дайте четко понять малышу, что нельзя хватать куски, когда мама готовит или накрывает на стол.

А приступать к еде можно только после пожелания домочадцам «Приятного аппетита».

На заметку! На совсем маленького ребенка надевают специальный защитный нагрудник, а колени закрывают салфеткой из ткани. Детям постарше кладут только на коленки тканевую салфетку, а под тарелку бумажную, чтобы вытереть щечки и ротик.

Основные правила поведения дошколят за столом

Наличие норм поведения за столом у крохи очень важно. Но не перегружайте ребенка, пока еще ненужными знаниями. Например, разницей в бокал, ложках и вилках.

  • Приступать к приему пищи, только после того за стол сядут все.
  • Нельзя разговорить с полным ртом. Есть молча, не петь и не кричать.
  • Еда –это не игрушка. Есть спокойно, не кривляться и не баловаться.
  • Локти на обеденном столе недопустимы.
  • Если нужен столовый прибор, то попросить подать его, а не тянуться за ним через весь стол.
  • Всю свою порцию в тарелке нужно съесть.
  • В тарелке нельзя ковыряться руками, а тем более выплевывать еду.
  • Грязные руки и ротик вытирают салфеткой.
  • По окончании трапезы за еду нужно вежливо поблагодарить.
  • Нельзя покидать стол, если присутствующие еще не доели. Уйти можно с разрешения взрослых.

Как приучить пользоваться приборами

С 3 лет ребенка можно начинать обучать пользоваться не только ложкой, но и вилкой. Но нельзя оставлять его одного с этими приборами. А с 5- 6 лет можно начинать учить пользоваться ножом. А чтобы обучение проходило в более веселой форме, крохе можно подарить свой набор столовых примеров, например, украшенный веселыми фигурками из полимерной глины.

Малыш должен четко запомнить, что вилку держат в левой руке, а нож в правой. Первые блюда едят из глубокой тарелки, а вторые из мелкой.

Правила пользования ножом для рыбы, кокотницей, десертными ложками лучше оставить для школьного возраста.

Кроме того, в этом возврасте ребенок должен разбираться в общих чертах, какие продукты едят руками, какие с помощью столовых приборов.

Ребенка от 5 лет и старше можно начинать обучать правилам сервировки стола.

На заметку! В гостях за стол принято первыми садиться за стол взрослым. Детям обычно предусмотрен отдельный стол. Объясните это малышу, чтобы он спешил расположиться за столом.

  • Исключите назидательный тон, говорите мягко, рассудительно, но настойчиво. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам хотел узнать побольше.
  • Тщательно следите за своими манерами, не позволяйте себе не соблюдение этикета за столом. Ведь личный пример –это лучший урок.

  • Проводите обучение в игровой форме. Можно взять любимых кукол, солдатиков, мягких игрушек и устроить им праздничный ужин. На их примере показать, как правильно себя вести. Пусть малыш сервирует игрушечный стол и будет ответственным.
  • Начиная с двухлетнего возраста ребенка можно привлекать к подготовке трапезы. Он может красиво разложить салфетки, расставить тарелки и чашки, принести хлеб. Совместная работа родителей и малыша очень сближает.
  • На примере мультфильмов и красочных книжек подробно разбирайте правила этикета за столом. Такой способ хорошо откладывается в памяти ребенка.

Правила этикета, хорошие манеры, умение подать себя в обществе-это то, что родители должны заложить в своем чаде с самого детства! Чтобы в дальнейшем гордиться ребенком и радоваться его успехам!

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?

Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.


Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету

  • Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения.
  • Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.
  • Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы

  1. Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений.
  2. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу.
  3. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание.
  4. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.
  5. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.
  6. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему.
  7. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.
  8. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя?

  • Чавканье и беседа с набитым ртом.
  • Сплетни, перебивание и грубый тон разговора.
  • Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости.
  • Облизывание ножа и других острых столовых приборов.
  • Ставить локти на обеденный стол.
  • Раскачивание на стуле.
  • Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим.
  • Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот - веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.


Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.


Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.


Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.


Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты

  • Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле.
  • Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей.
  • Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы
  • Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду.
  • За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату.
  • Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия.
  • Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо.
  • Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Похожие материалы

Ирина Анфилова
Конспект занятия по формированию у детей столового этикета «О главных правилах поведения за столом»

Цель – формирование культуры поведения за столом .

Задачи :

1. предметные

познакомить с главными правилами столового этикета , учить их практическому применению;

развивать этические знания учащихся (вежливость – важное составляющее качество воспитанного человека) ;

метапредметные

развивать основы мыслительной деятельности : памяти, внимания, воображения;

осваивать диалог во взаимодействии с людьми (выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями) ;

личностные

развивать речь, расширять словарный запас учащихся;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать уважение, внимание друг к другу, старшим;

воспитывать потребность в доброжелательном общении;

способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;

формировать у детей умение вежливо и культурно вести себя за столом .

познавательные

учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;

регулятивные

учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога ;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

применять установленные правила ;

учиться оценивать результаты своей работы;

коммуникативные

слушать и понимать собеседника;

строить понятные для партнера высказывания;

личностные

развивать стремление оценивать себя, свои достижения;

формировать идентичность личности (внутренней позиции учащегося – принятие и освоение новой социальной роли воспитанного человека).

Форма организации работы : групповая.

Оборудование :

фотографии о культуре еды;

иллюстрация к сказке (юноша Этикет ) ;

посуда (мелкая и глубокая тарелки, ложка, вилка, нож, стакан; 20 вилок, ножей, ложек для тренинга);

столы , расставленные полукругом;

стол , накрытый скатертью;

Образовательные технологии, использованные на занятии :

игровая технология;

технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская) ;

технология педагогики сотрудничества;

здоровьесберегающая технология.

Методы, приёмы деятельности :

физкультминутка;

обращение к сказке, сюжетно-игровая основа занятия ;

рефлексия и осмысление в конце занятия ;

самопроверка выполнения задания;

игры-тренинги «Как » , «Как правильно сидеть за обеденным столом »;

поощрение;

демонстрация наглядных материалов (фотографий о культуре еды, иллюстрации к сказке (юноша Этикет ) ;

пример для подражания (герой сказки; демонстрация педагогом, как правильно держать столовые приборы ).

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог. Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех.

Вы настроились на хорошую работу.

В конце занятия подведем итоги вашей работы. Вы расскажете, чему научились.

II. Сообщение темы и цели занятия

Педагог. Мы с вами бываем в гостях, в обществе, приглашаем к себе на торжество, путешествуем, ходим в детский сад, школу. И везде не обойтись без питания, без еды. Чтобы не краснеть, а чувствовать себя свободно, выглядеть привлекательно, нужно правильно пользоваться столовыми приборами , обращаться с блюдами, красиво сидеть и вежливо вести себя за столом , т. е. соблюдать столовый этикет .

Что такое этикет ? А что такое столовый этикет ? Чему мы будем учиться?

Дети отвечают.

Педагог. А поможет нам овладеть правилами поведения за столом сказка , а затем игры-тренинги. Вам нужно продемонстрировать свои знания и умения.

III. Основная часть

Педагог. Слушайте внимательно сказку, чтобы ответить на все вопросы.

Жил на свете молодой человек по имени Этикет (показать на рисунок) . Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других.

Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошёл он к доброму волшебнику : «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей».

Тебе надо отправиться в такую страну , где ещё никто не слышал твоего имени. И с первых шагов проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали : «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запомнили, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удобно для других. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать : «Кто так красиво делает?» , «Кто так привлекательно выглядит?» И услышав в ответ : «Этикет » - запомнят твое имя и тебя.

Но я ведь не всё умею.

А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай. Давай попробуем.

Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол , покрытый красивой скатертью, и стул.

Садись, - пригласил волшебник.

Юноша подошел к столу , сел на красивый стул и, чтобы было удобнее, облокотился на стол . И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос …

Педагог. Что услышал юноша?

Дети отвечают.

Педагог. «Можно только положить руки на край стола , но локти надо прижать к себе».

Почему нужно помнить про локти? А как ещё следует сидеть за столом ?

Дети. Следить за своей осанкой.

Педагог. Почему так сидеть красиво и правильно ? Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения .

Юноша попробовал, но у него не получалось.

Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно . И когда ты усвоишь, тебе можно будет двигаться дальше.

И перед юношей на поляне появилось чудесное зеркало, которое заговорило : «Смотри на меня внимательно и запоминай» .

Перед юношей появилась девушка, которая легкой походкой прошла к столу , села прямо, естественно, расправив плечи , и легко положила руки на край стола , держа при этом локти, прижатыми к себе.

Это действительно красиво, - воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу .

А вы правильно сидите за обеденным столом ?

Дети показывают умение сидеть за обеденным столом . (Игра-тренинг «Как правильно сидеть за столом » ).

Педагог. Правильно . Молодцы.

Волшебник пожелал юноше доброго пути и хороших, добрых поступков. С этими словами напутствия Этикет отправился в путь .

А у нас физкультминутка.

Физкультминутка

Поднимаем руки все – это раз.

Повернулась голова – это два .

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город.

Здравствуйте, люди добрые, - сказал юноша. – Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?

Добрый день, юноша, - отвечали ему жители. – Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.

Представился Этикет , подошел к столу и сел так , как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.

Красиво и хорошо ты сидишь. Скажи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы тебе положить.

Поможем юноше Этикету . Какие блюда вы заказали бы? Какие столовые приборы вам понадобятся?

Дети называют блюда и говорят, какие столовые приборы нужны .

Педагог. В какой руке всегда нож и ложка? Как правильно держать вилку ? Возьмите в руку. Как правильно держать вилку и нож ? Возьмите их. Возьмите ложку.

(Садится за стол , демонстрирует, как правильно пользоваться вилкой , ножом и вилкой. Учит (помогает) правильно держать приборы ).

(Игра-тренинг «Как правильно держать столовые приборы » . Педагог демонстрирует фотографии, как есть компот, как пользоваться столовыми приборами .)

IV. Подведение итогов, рефлексия

Педагог. Чему мы сегодня научились?

Воспитанный человек умеет вежливо и красиво вести себя за столом .

Вы усвоили простые правила поведения за столом , о которых мы сегодня узнали? Сядьте, как юноша Этикет за обеденным столом . Что показалось трудным? А кто не забывал про правила вежливости на занятии ?

Сегодня активно работали… Молодцы.

Домашнее задание : чаще пользоваться вилкой.

Все родители выходят со своими чадами «в свет», будь то детское кафе, поход в гости или другие развлечение, все они сопровождаются приемом пищи. Детям уже с самого раннего возраста следует знать, как правильно вести себя во время приема пищи. Причем правила и нормы поведения следует прививать ребенку, не только когда вы посещаете или принимаете гостей, а и в повседневной жизни…

Этикет за столом для детей ничем особенно не отличается от этикета для взрослых. Вопрос состоит в том, как правильно объяснить малышу понятие этикета и научить его всем аспектам и нюансам поведения за столом.

На самом деле все очень просто: объяснить ребенку правила этикета за столом, можно начав с личного примера. Причем учить этикету ребенка можно в форме игры, в которой отсутствуют строгие правила и требования.

Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю, о том, как выдуманный герой сказки, не зная правил этикета, вел себя за столом. Далее, можно рассказать о том, как другие выдуманные герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение очень понравится вашему малышу, поверьте.

Для того чтобы ребенок освоил обучение правильного использования столовых приборов, родителям следует почаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в самые кратчайшие сроки запомнит назначение каждого прибора и научится правильно орудовать ножом и вилкой. Кроме того, эти познания останутся в памяти на всю жизнь и став взрослым, у него не возникнет чувство неуверенности за столом.

Также, очень важно объяснить ребенку, что этикет за столом включает такие правила:

Правило первое
Сидеть за столом надо прямо. А не так, как иной раз сидят некоторые ребята. Они облокачиваются на стол, качаются на стульях, балуются со скатертью. И вот что от этого бывает: стул падает, скатерть стянута со стола, на пол летит посуда, из тарелок льётся суп.

Правило второе
Никогда не бери в рот нож. Легко можно порезать язык и губы. не ешь с ножа. Ножом только режут!

Правило третье.
Очень некрасиво ковырять вилкой в зубах, если пища застряла в зубах, лучше всего после обеда пополоскать рот водой.

Правило четвёртое.
Котлеты, тефтели, рыбу, варёные овощи никогда ножом не режут. едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, при этом вилку обязательно держать в правой руке.

Правило пятое.
Если надо порезать какое-нибудь кушанье, тогда вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой. Ведь правой рукой удобнее резать.

Правило шестое.
Когда ты закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

Правило седьмое.
Твёрдо помни: своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок.
Для общего блюда нужны специальные вилка, ложка или нож.

Правило восьмое.
Когда ешь, не чавкай, не шлёпай губами, не брызгай ложкой, не хлебай суп так, чтобы слышали все сидящие за столом.

Есть надо спокойно, не торопясь пережёвывая пищу, беззвучно глотая суп. А если супа осталось немного, не наклоняй тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни себе на колени.

Отметим, что не стоит слишком строго судить ребенка, если он пока не совсем освоил этикет за столом. Проявите терпение, ласку и внимание и все обязательно получиться!

Но существуют и некоторые ошибки, которые совершают родители при обучении ребенка этикету.

Чтобы накормить ребенка, его нужно развлекать.

Кормление малыша под музыку, чтение и т.п.- грубое нарушение культуры здорового питания. Это мешает приступить к работе рефлекторной фазе работы ЖКТ, т.к. ребенок отвлекается и не смотрит на еду, не чувствует аромат, не получает наслаждение от вкуса и просто отвлекается от процесса приема пищи.

Лучше проявить фантазию, и из простого блюда сделать забавные фигурки, готовить из ярких продуктов - это привлечет внимание крохи и даст полностью насладится приемом пищи.

Разговоры не мешают за столом.

Недаром, существует поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Это золотое правило этикета, благодаря которому ребенок учится хорошо пережевывать. Чем спокойней и медленнее ребенок жует, тем пища лучше переварится.

А вот такие слова, как «СПАСИБО», «ПОЖАЛУЙСТА», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», наоборот приветствуются.

Копушу нужно поторапливать.

Не нужно торопится во время приема пищи - приучите к этому малыша. При спешке ребенок не успевает хорошенько прожевать и глотает, что некрасиво, не эстетично и даже, опасно. Большие куски пищи травмируют ЖКТ, плохо усваиваются и перевариваются.

Ложку годовалому ребенку давать рано.

Наоборот, чем раньше ребенок освоит владение столовыми приборами, тем быстрее освоит культуру поведения за столом и умение есть ложкой.

Это не только приучает ребенка к этикету, но и развивает мелкую моторику. Главное, дать ребенку понять, что прием пищи ложкой- удобнее, приятнее, быстрее, нежели руками.

Не использовать вилку до трех лет.

Как только ребенок хорошо освоил ложку, можно предлагать вилку. Для начала купите ребенку детскую вилочку, она удобнее для малыша и без острых зубцов. Поясните, как пользоваться вилкой и покажите наглядно(твердая пища- зубцами вниз, мягкая- зубцами вверх, поддевая еду).

Если ребенок плюется, то наказать!

Не реагируйте излишне эмоционально. Объясните, что плеваться не хорошо, а за столом тем более. Не стоит наказывать, лучше уговорить или отвлечь. Но если и это не помогает, нужно искать причину. Возможно не вкусно.

Нужно красиво сервировать обеденный стол.

Пока ребенку не исполнится 2 года, ему это не нужно и не стоит этого делать. Столовые приборы и скатерти ребенок может воспринять как игрушку, и ценить их начинают намного позже.

А вот такие предметы, как салфетки, клеенчатая салфетка или слюнявчик обязательно должны быть на столе, для того, чтобы вытереть ротик и ручки, не закапаться, не испачкать стол. Учите ребенка самостоятельно следить за чистотой рук и лица.

Занятие-практикум

Тема. Этикет в школьной столовой

Главная задача занятии: Познакомить с правилами культур­ ного поведения в школьной столовой; сформировать первичные умения этического поведения за столом.

Примерное содержаниезанятия:_

I . Вступительное слово.

Давайте-ка попробуем перенестись в каменный век. Закройте все глаза и представьте, что мы попали в гости к древним лю­ дям. Они поймали мамонта и зажарили на костре. Теперь они разделили добычу между собой и начали есть, но что это они сидят на земле, едят руками, жир течет по рукам и на одежду, рот вытирают рукавом, чавкают и сопят.

Ой, ребята, быстрее открывайте глаза. Вам было приятно? Да, впечатление не очень хорошее. Но это было в каменном веке. У нас сейчас есть и вилки, и ложки, и салфетки. По что порой мы видим, некоторые люди ведут себя так за столом, словно напоминают древних людей. Почему?

Письменный опрос: "Твое мнение " (Подчеркни ответ, допиши сам).

Дети напоминают за столом древних людей, потому что:

1.Не знают правил поведения.

2.3нают, но не хотят их выполнять, потому что от них взрос­ лые этого не требуют.

3.Взрослые не подают примера красивого поведения.

4. Другое...

Разъяснение правил, культурного поведения за столом,

а) Правила посадки за столом.

Давайте представим, что мы сидим за обеденным столом в школьной столовой. Вспомним правила красивой посадки: первое - спинка прямая; второе - руки касаются края стола;

третье - локти прижаты к себе, чтобы не толкать соседей; четвертое - (правило для девочек) - прежде чем опуститься на стул, надо осторожно разгладить руками юбку.

Тренинг: посадка за столом в соответствии с правилами эти­ кета.

б) Правила сервировки стола.

Ну, а теперь, когда они по правилам этикета разместились за столом, подумаем о сервировке. Что это такое?

Сервировка - это удобное и красивое расположение посуды и еды на столе.

Чтобы научиться этому, надо нам решить вот такую этиче­ скую задачку:

Дано: две тарелки: одна глубокая, вторая мелкая; стакан, вилка, ложка, хлебница.

Требуется: расположить все так, чтобы было, во-первых, удобно, во-вторых, красиво.

(Дети "сервируют" стол на листочках бумаги, один ученик - на доске или столе, используя настоящую или детскую посуду).

Правильное решение:

Перед собой ставится глубокая тарелка (для первого блюда), сзади нее (или чуть вправо) - мелкая (для второго блюда), спра­ ва от большой тарелки - ложка, рядом - вилка, Причем ложка и

вилка кладутся вниз выпуклой стороной, "словно они хотят есть, стакан - чуть справа от мелкой тарелки, хлебница- посе­ редине стола.

(Контроль усвоения)

Скажите, что едят вилкой? (котлеты, салаты, рис, макароны, картофель), Что едят ложкой? (суп, борщ, каши, творог).Что едят с помощью ножа и вилки? (птицу, отбивные котлеты, от­ варное мясо). А сколько обычно подают блюд к обеду? (три блюда; - первое - жидкое, второе - мясо или рыба с гарнирами, третье - напиток).

в) Правила приема пищи.

Ребята, в наш класс пришло необычное письмо. В нем - со­ веты едокам. Давайте послушаем, правильны ли они? И попро­ буем составить свои правила правильного приема пищи.

1. Хлеб надо брать вилкой.

Правильно: Хлеб надо брать руками и столько, сколько съешь, лучше сразу отложить необходимые кусочки.

2. Если сосед попросит передать кусочек хлеба, то бери его
своей рукой.

Правильно: Нужно подать всю тарелку с хлебом.

3. Из общего блюда хватай кусочек получше, а соседу оставь
похуже.

Правильно: Это не вежливо, из общего блюда берите то, что смотрит на вас, т.е. лежит рядом.

4. Если тебе нужно достать приглянувшийся кусочек пирож­ного, то тянись через весь стол.

Правильно: Это некрасиво, нужно тихонько попросить сосе­ да передать.

5. Косточки от рыбы, мяса нужно прямо из рта вытаскивать
рукой.

Правильно: Самый лучший выход - аккуратно губами выло­ жить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить их на край своей тарелки.

6. Соль из солонки можно брать руками.

Правильно: Лучше на кончике ножа или специальной лож­ кой.

7. Можно есть с ножа.

Правильно: Ножом только режут, есть с ножа - некрасиво, да и легко порезать язык, губы.

8. Косточки от компота можно выплевывать прямо на стол.
Правильно: Поднести ложку ко рту и положи косточку на

блюдо.

9. Когда пьешь чай, то оставь ложку в чашке.

Правильно: Размешивать нужно не слишком резко, по воз­ можности нешумно. Размешав сахар, надо вынуть ложку и по­ ложить на блюдо.

10. После еды нужно облизывать ложку.

Правильно; Грязные ложки и вилки лучше всего положить на тарелку. Ручками вправо - это знак окончания еды.

П. Наедаться всегда надо впрок, чтобы не остаться голод­ ным.

Правильно: Есть надо сдержанно и знать меру, ведь известна старая мудрость; "Лучше недоесть, чем переесть".

12. Полотняную салфетку прикрепить к груди.

Правильно: Правильнее положить на колени, чтобы не за­ пачкать одежду, бумажными салфетками вытирают губы и ру­ ки.

г) Правша общения за столом.

Послушайте, вот какая история произошла с одной девочкой.

    Ольга Васильевна, - спросила как-то ученица Катя, - как
    наклонять глубокую тарелку, когда суп подходит к концу? К
    себе или от себя?

    Если хочешь облить скатерть, наклоняй от себя, а если пла­ тье, наклоняй к себе.

    Но я ничего не хочу обливать!

    Тогда оставь тарелку в покое: в ней всего полторы ложки
    супа!

Так что же хотела сказать учительница?

Правильно, мы с вами установили еше одно правило:_ "Если осталось немного супа, то не стоит наклонять тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни себе на платье "

А вот еще одна история.

Дети пришли в столовую. На столе уже стоят тарелки с ман­ ной кашей. Все берутся за ложки.

Фу! - вдруг громко говорит Слава, - Какая противная каша. - Сами ешьте эту гадость, я не буду. Учительница сказала: "Мне очень стыдно за тебя, Слава." Почему учительница так сказала? (Правила этикета запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит хозяйке и другим).

Ответьте на вопросы: Что делать:

    Если за столом тебе хочется чихнуть?
    (Прикрыть лицо носовым платком или салфеткой).

    Если тебе надо высморкаться за столом?

(Сделать это как можно тише, с помощью носового платка, не привлекая к себе внимание, или выйти).

3. Если тебе надо выйти по нужде из-за стола?
(Нужно сказать тихо учительнице: "Мне надо выйти").

А теперь давайте сдадим экзамен о премудростях поведения за столом.

Тест: "Проверь себя"

Культурный ли ты едок.

да

нет

Сидя за столом ты;

1 1. Ешь беззвучно, не спеша

2. Сидишь прямо

3. Чавкаешь и сопишь

4 Шмыгаешь носом

5. Жуешь с открытым ртом

6. Моешь руки перед едой

7. Откусываешь сразу большой кусок

8. Разговариваешь с полным ртом

9. Благодаришь за еду

10. Болтаешь ногами

11. . Вслух говоришь о непонравив-

ш ейся еде

1 12. Поласкаешь рот после еды

1 13. Раскладываешь столовые прибо-

р ы удобно и красиво.

Обработка результатов:

\. Если ты ответил «да» на вопросы: 1, 2, 6, 9, 12, 13 и «нет» на вопросы: 3, 4. 5, 7, 8, 10, 11 - значит ты культурно ведешь себя за столом.

2.Если ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, а на во­ просы 1, 2, 6, 9, 12, 13 «нет» - твое поведение за столом можно охарактеризовать как некультурное, недопустимое.

З.При других комбинациях ответов твое поведение можно охарактеризовать как требующее коррекции.

Рефлексия: Мне показалась важным то....
Я понял, что

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх