Легкий способ научить ребенка считать. Далеко ли это? Небольшое предисловие: ранняя математика «да» или «нет»

Многие дети слышат фразу: «Вот пойдёшь в школу, там тебя научат считать». Однако с учётом современных требований к поступающим в начальное звено учебного заведения, без базовых знаний в счёте ребёнка в школу просто не примут.

Требования к поступающим в первый класс школы

Родители должны дать ребенку базовые знания необходимые для поступления в школу

Стандарт образования, по которому работают все школы постсоветского пространства, претерпевает значительные изменения год от года. И с каждой доработкой он становится всё более строгим к тем знаниям и умениям, которыми ребёнок должен обладать до первого класса. Счёт – это один из ключевых навыков, которым должен владеть малыш. Итак, будущие первоклассники должны

  • Знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
  • Производить сложение и вычитание в пределах 10;
  • Иметь представление об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике);
  • Понимать, что значит «больше», «меньше», «поровну»;
  • Уметь сравнивать ширину, количество и толщину предметов.

Задача родителей помочь ребёнку понять логику простых арифметических действий.

Игровые методы

Запоминание цифр должно быть систематическим и поначалу наглядным

Взрослому человеку трудно представить, что элементарная последовательность цифр может вызывать недоумение: почему после 9 следует 10, а не 11. Но для детей – это действительно непонятно. Поэтому запоминание цифр и выполнение простейших математических действий должно быть систематическим и поначалу наглядным. Психологи советуют начинать занятия после достижения годовалого возраста. С этого периода дети начинают воспринимать абстрактные понятия. Первое время отлично подойдут потешки и считалочки. Например, стишок про сороку-белобоку, которая кашку варила, не только поможет усвоить порядок цифр от одного до пяти. Также педагоги рекомендуют:

  • Как можно чаще пересчитывать предметы, которые находятся в поле зрения малыша (игрушки, лавочки на детской площадке, ступеньки в подъезде и т.д.);
  • Проводить занятия не только индивидуально со своим ребёнком, но и привлекать ребят во дворе (таким образом возникает дух соперничества, который играет большую роль в познании всего нового у малышей);
  • Знакомить с понятиями «мало» и «много» (предложите малышу определить большую и маленькую игрушку, или сравнить, в какой тарелке больше печенья);
  • Для поклонников научного подхода к развитию ребёнка, можно приобрести набор палочек Кюизенера (этот дидактический материал не только помогает обучить счёту, но и знакомит ребёнка с формами предметов и оттенками цветов);
  • Запомнить как выглядят цифры можно постоянно обращая внимание ребёнка на номера машин или домов, которые регулярно встречаются на вашем пути.

Приёмы обучения устному счёту

Существует методика, позволяющая в игровой форме добиться от малыша усвоения основ счёта.

Уже в первые недели первого класса малыш должен будет справляться с задачей элементарного устного счёта, без использования палочек или пальцев. Поэтому родителям нужно познакомить ребёнка с простейшими математическими операциями. Существует специальная методика, позволяющая в игровой форме добиться от малыша усвоения основ счёта. Суть этого метода сводится к следующему: с помощью постоянного повторения, малыш знакомится с цифрами от 1 до 5, от 1 до 8 и от 1 до 10. При этом усвоение сложения и вычитания происходит одновременно с запоминанием цифр.

  • Чтобы освоить цифры от 1 до 5, рекомендуется использовать любимые игрушки ребёнка. Для начала пересчитайте их – малышу будет легче запомнить названия цифр по ассоциации с названием игрушки. Затем предложите сложить их по одной в ящик и обратите внимание ребёнка, что, прибавляя одну, общее количество увеличивается. Также можно показать и принцип вычитания.
  • Усвоив сложение и вычитание можно привлекать невидимые предметы: в руке три конфеты. А сколько их будет, если бы бабушка дала ещё одну?
  • Объяснить, что при перестановке слагаемых сума не меняется: 2+3=5 и 3+2=5. Сначала эти примеры показать на конфетах, а потом повторить в уме.
  • Чтобы перейти к счёту до 8, нужно объяснить состав числа. Например, 4+4=8, или 3+5=8, или 6+2=8. Также как и в предыдущих случаях, для начала покажите операции наглядно, а затем добивайтесь повторения устно.
  • Постепенно переходите к счёту до 10. За основу возьмите цифру 7 и, используя её, покажите из чего «состоит» 10.

Главный принцип обучения ребёнка счёту – не торопиться. Темперамент у всех малышей разный, поэтому некоторым нужно пару дней, чтобы научиться считать в уме, а кому-то и месяца мало. Терпение и любовь должны стать надёжной основой обучения маленького человечка.

Как преодолеть возникающие трудности

Терпение и любовь это основа в обучении ребенка

Освоение любых знаний не даётся ребёнку и его родителям легко. Главное – не терять веры в успех и стараться вместе преодолевать все трудности, возникающие на пути к познанию мира. Этот принцип справедлив и для усвоения навыков правильного устного счёта. Часто случается так, что, даже умея считать, малыш много ошибается. В этом случае решением должны стать постоянная практика и ряд приёмов опытных педагогов:

  • Познакомьте ребёнка с домашними бытовыми приборами, например, с термометром. Пусть малыш ежедневно отмечает показания температуры воздуха, а затем вместе с ним сравнивайте погоду и сопоставляйте числа показаний.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку с просьбой сказать время. Усложняйте задачу таким просьбами, например: «Скажи мне, сколько будет времени через 15 минут».
  • Составляйте разные фигуры из заданного количества счётных палочек.
  • Привлекайте фантазию – придумывайте сказки и считайте, сколько в ней героев, сколько событий произошло по сюжету и т.д.

Немецкий матемаик Дэвид Гильберт говорил об одном из своих учеников: «Он стал поэтом - для математика у него не хватило фантазии».

У детей преобладает наглядно-образное мышление. Проблема в том, что большинство математических понятий абстрактны и плохо воспринимаются или запоминаются младшими школьниками. Поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.

Педагогами используется три основных способа, как научить ребенка считать в уме:

  • основываясь на знании состава чисел;
  • заучивая таблицы математических действий наизусть;
  • используя особые приемы выполнения математических действий.

Рассмотрим каждый из них.

Подготовка к обучению устному счету

Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:

  • 3 — три поросенка;
  • 4 — черепашки - ниндзя;
  • 5 — пальцев на руке;
  • 6 — героев сказки «Репка»;
  • 7 — гномов и т.д.

У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.

Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10. Это очень важное умение для устного счета!

Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.

Устный счет с опорой на состав числа

На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.

Без знания соответствующих таблиц у ребенка вряд ли получится научиться делить числа в уме. Постоянные упражнения в применении таблиц значительно улучшают скорость получения результатов при выполнении вычислений в уме.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 - 15 = 74 - 4 - 10 - 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

Взрослый человек может использовать для устного счета более сложные алгоритмы. Самым удобным способом быстро считать в уме является округление чисел с последующим дополнением. Например, пример 456 + 297 можно посчитать так:

  • 456 + 300 = 756
  • 756 - 3 = 753

Аналогично производится и вычитание.

Для выполнения умножения и деления разработаны специальные правила действия с отдельными числами. Например, такие:

  • чтобы умножить число на 5, проще умножить его на 10, а затем разделить пополам;
  • умножение на 6 включает выполнение предыдущих действий и последующее прибавление к результату первого множителя;
  • чтобы умножить двузначное число на 11, нужно записать первую цифру записать на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр;
  • разделить на 5 можно умножив делимое на 2, а затем разделить на 10.

Существуют правила для вычислительных действий с десятичными дробями, подсчета процентов, возведения в степень.

Ознакомиться с этими приемами можно в школе или найти материал в интернете, а вот чтобы научиться на их основе быстро считать в уме, необходимо тренироваться и еще раз тренироваться! В процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Также он научится оперировать большими числами, раскладывая их на более простые и удобные слагаемые.

Умение считать в уме – необходимый навык даже в наш век высоких технологий, когда калькулятор всегда есть под рукой в смартфоне или в других устройствах. Без данного навыка невозможно успешное обучение в школе. Необходимость быстрого подсчета может возникнуть в любой момент и в различных ситуациях, например при посещении магазина. Кроме того, устный счет – важная тренировка для мозга, развивающая память и интеллект. Чтобы малыш смог быстро и правильно называть результат любого арифметического действия, родителям потребуется изучить вопрос о том, как научить ребенка считать в уме.

Когда ребенок готов к обучению

Готовность к счету в уме формируется у детей к 5–6 годам. Преобладание наглядно-образного мышления мешает дошкольникам и младшим школьникам воспринимать и запоминать абстрактные математические понятия. Однако у детей в этом возрасте прекрасно развита зрительная память, что позволяет им быстро запоминать формы и цвета. Поэтому до того, как научиться оперировать абстрактными числами, малыш должен освоить счет на наглядных примерах и познакомиться с определенными понятиями.

  • Малыш должен уметь проводить простые математические операции, основываясь на практических действиях с предметами. Если же у него не получается сложить три машинки и еще две, вряд ли он сможет в уме выполнить сложение «3 + 2». В дальнейшем следует постепенно исключать использование различных счетных материалов, в том числе собственных пальцев крохи. Ведь при счете на палочках или пальцах не включается механизм долговременной памяти, что может затормозить развитие математических способностей.
  • Для освоения устного счета необходимо, чтобы малыш знал такие понятия, как «больше» и «меньше», понимал состав чисел.
  • Ребенок должен понимать, что, даже когда числа меняются местами, их значение и результат действия не меняются. Это можно объяснить ему, например, при помощи карточек с числами.
  • Малыш должен знать, что сложение – это операция, обратная вычитанию.

Подготовка к обучению

Готовить ребенка к счету в уме следует уже с самого начала обучения математике.

  • Когда малыш знакомится с числами, он должен привыкнуть к тому, что любое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Нужно не просто показать ему, как выглядит цифра 3, а продемонстрировать это наглядно, например выложив перед ним три яблока или три одинаковых игрушки.
  • Полезно связывать числа с различными сказочными героями или с конкретными понятиями (3 поросенка, 5 пальчиков на руке и т. д.). С помощью позитивных ассоциаций у малыша будут сформированы образы, привязанные к определенным числам.
  • Для изучения чисел и их состава можно изготовить коробку с кубиками, разделив ее на 10 ячеек (по 5 в каждом ряду). Во время изучения чисел малыш заполняет кубиками нужное количество ячеек. Такой способ поможет малышу запоминать, сколько кубиков требуется для дополнения каждого числа до 10, что очень важно для освоения устного счета.

Этапы обучения

Обучение малыша счету в уме можно разделить на следующие этапы:

  • с использованием наглядных пособий;
  • с использованием карточек с цифрами;
  • устный счет вслух без использования пособий;
  • устный счет шепотом;
  • счет в уме.

Не стоит переходить к последующему этапу, пока ребенок не усвоит предыдущий, доводя таким образом навык до автоматизма.

Выполнение в уме математических действий

Сложение и вычитание . Труднее всего детям дошкольного возраста понять, что такое состав числа. Необходимо с помощью ежедневных упражнений и наглядных примеров помочь малышу разобраться в составе чисел от 2 до 10. Ребенок должен знать и понимать, что, например, восемь можно получить несколькими способами: 4 + 4, 3 + 5, 1 + 7, 2 + 6.

Основываясь на полученных знаниях, доведенных до автоматизма, малыш сможет выполнять сложение и вычитание, в том числе с переходом через десяток. Когда ребенок научится этому, проговаривая действия вслух, можно попросить его проговаривать последовательность шепотом, а потом и про себя.

Объясняя малышу принцип счета, результатом которого являются числа второго десятка, необходимо научить кроху разбивать слагаемые, чтобы получались целые десятки и остаток. Например, 5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3.

Аналогичный прием можно использовать при вычитании: 14 – 8 = 14 – 4 – 4 = 10 – 4. Для осуществления таких действий малыш должен уметь отлично считать до 10.

Подготовку к счету от 10 и дальше лучше начать с игры «Найди пару». Ребенок должен выучить все пары чисел, образующих в сумме 10. Для упрощения счета также стоит разобрать состав круглых чисел: 30 = 10 + 10 + 10, а 5 – это половина 10.

Умножение . Не каждый взрослый способен легко производить сложные математические действия в уме. Но дети быстрее запоминают новую информацию. Если ребенок успешно освоил сложение и вычитание в уме, можно приступать к следующему этапу – умножению.

Здесь опять на помощь придет наглядное пособие – коробки с кубиками. Нужно объяснить малышу, что две коробки по 5 кубиков – это всего 10 кубиков, а 3 коробки по 5 кубиков – 15 и т. д.

Далее можно начинать учить с ребенком таблицу умножения. Учить ее придется наизусть, как стихотворения. Только строчками будут выступать примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь и т. д. Можно напевать строчки, написать на бумаге и повесить на стену. Не нужно пытаться выучить больше одного такого «стихотворения» за занятие, сначала следует ограничиться, например, только умножением на два.

Повторяя таблицу умножения в течение недели, ребенок запомнит ее. Тогда можно перейти к следующему этапу – начинать спрашивать малыша по таблице. Но не нужно слишком усердствовать, для крохи это должно быть веселой игрой.

Деление . Это самое сложное для детского восприятия математическое действие. К нему можно приступать только после успешного освоения сложения, вычитания и умножения, а также после запоминания таблицы умножения.

При обучении делению используются счетные материалы, ими могут быть конфеты или игрушки. Например, попросить малыша разделить 6 конфет между двумя детьми.

Когда наглядные примеры станут понятны ребенку, можно переходить к «невидимым» предметам. Например, попросить малыша представить, что у него есть 6 конфет, которые нужно поровну поделить между ним и двумя друзьями, посчитать в уме и озвучить результат.

Через неделю после того, как ребенку наглядно продемонстрировали понятие деления, можно приступать к занятиям по таблице умножения, производя действия в обратном порядке (конечное число делится на делимое). Заключительный этап – проверка пройденного материала.

Среди педагогов нет единого мнения о необходимости освоения детьми еще до школы арифметических действий на умножение и деление, все зависит от индивидуальных способностей малыша. Если родители уверены, что их ребенок готов к таким занятиям, они могут обучать его, не перегружая при этом свое чадо уроками математики.

Упражнения для развития навыка счета в уме

При выполнении данных упражнений необходимо подбирать числовые диапазоны с учетом возраста ребенка, а также сразу проводить работу над ошибками, разбирая их вместе с малышом.

  • «Назови числа, в которых…» . Попросить малыша назвать все числа от 1 до 40, в которых есть 2. Ребенок в уме визуально представляет все числа подряд и выбирает те, в которых есть двойка. Такое упражнение отлично тренирует умение визуализировать и способность работать с числами.
  • «Веди в уме прогрессию» . Ребенок должен двигаться от 3 с шагом 2, т. е. прибавлять к трем два и далее к полученному числу опять прибавлять 2 (получается 5, 7, 9 и т. д.). Упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа. Затем упражнение повторяется, но уже на вычитание.
  • Использование таблиц Шульте . Данное пособие представляет собой таблицы со случайно расположенными цифрами, служащие для развития скорости нахождения цифр в определенном порядке.

    Нужно попросить ребенка найти все числа в определенном диапазоне (например, от 1 до 15). Упражнение помогает малышу быстро ориентироваться в числах, работая с их образами в уме.

  • Наглядные примеры . Для освоения ребенком быстрого счета в уме необходимо проводить обучение на наглядных примерах везде – дома и на улице, предлагая малышу складывать и вычитать. Если проехала машина с номером 351, можно попросить ребенка быстро сложить в уме 3 + 5 + 1 и назвать полученный результат.

Обучение счету в уме всегда должно проходить в форме игры. Если родители замечают, что ребенок не справляется или не способен что-либо понять, не нужно настаивать на выполнении задания. В этом случае лучше попробовать вернуться к более простым примерам и только через некоторое время вновь обратиться к более сложным.

С чего начать изучение математики с детьми?

Начинать изучение математики необходимо с развития навыков счёта.

С какого возраста начинать изучение математики с детьми?

Уже с шести месяцев можно начинать изучение математики с ребёнком.

Развитие навыков счета

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Как объяснить ребёнку, что такое число?

Раз, два –

Пошли по дрова

Один, два, три -

На маму посмотри.

Задолго до того, как малыш скажет вам, что у него есть три бусинки, он сможет продекламировать эти детские стишки. Он учится произносить названия чисел и узнает их групповые особенности до того, как столкнется с истинным значением чисел.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?». И т. д.

Стараться не только называть числа, но и по возможности вводить элементы сложения и вычитания. Например, в подъезде 4 лестничных марша, вы на последнем этаже. Проход каждого этажа сопровождать словами - у нас 4 лестницы, 2 мы прошли, 2 еще осталось… 3 прошли - осталось…

Игры для обучения счёту

Мячи и пуговицы

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Правильно расположить предметы на плоскости ему гораздо труднее. Для этого упражнения возьмите любые плоские фигуры (для начала, например, квадрат) и плоские пуговицы. Положите на стол квадрат из плотной бумаги, дайте малышу несколько пуговиц (5 больших и 8 маленьких). Пусть он по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в середине, еще одну - под квадратом тоже в середине, еще - над квадратом посередине, одну — справа в середине, еще одну — слева в середине».

Если ребенок справился с этой задачей, переходите к следующему заданию. Теперь разложить нужно маленькие пуговицы. Одну — в верхнем правом углу (объясняем, что такое угол справа, сверху), вторую - в верхнем левом углу и т. д. Если и это задание выполнено без ошибок, приступаем к еще более сложному. «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит над карточкой (под карточкой)». Варианты: справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; слева от большой пуговицы, которая лежит слева от карточки и т. п. Сложность увеличивается постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию: это временная ситуация.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится вверху, что внизу, что справа, слева и т. д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.

Мозаика

Конечно, малыш в возрасте трех лет пока не способен использовать мозаику по ее прямому назначению - для выкладывания узоров или картинок по образцу, - и тем не менее он вполне может играть с мозаикой. Для начала покажите ребенку, как ею пользоваться, - это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он выкладывает детальки в любом порядке, пока не надоест (это прекрасное упражнение для развития рук).

Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым). Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребенок еще не называет цвета, он способен выделить один из них и подобрать к нему другие предметы такого же цвета (в данном случае элементы мозаики). Выполнение этого задания поможет развить мелкую моторику пальцев, глазомер, способность к элементарному анализу и синтезу. Попутно малыш научится быстрее называть и запоминать цвета. Но будьте внимательны: детали мозаики очень мелкие и могут быть опасны для малыша, поэтому не оставляйте его одного даже на минутку, а после игры тщательно уберите все в коробочку.

Обучение счету на пальцах «Пальцематика»

Самое универсальное пособие для обучения математике - это пальцы. Чтобы познакомить малыша со счетом, ничего проще не придумать.

Каждый вечер, после обычного вечернего купания, когда мама принимается вытирать, обрабатывать и готовить ко сну ребенка, «помощник» должен показывать на пальцах числа и громко и радостно называть их: «Один!», «Два!», «Три!» и т. д.

Обычно ребенок прекращает ворочаться, капризничать, не отрываясь, следит за «пальцецифрами» и улыбается. Мама чрезвычайно довольна и без помех, в течение нескольких минут укладывает малыша спать.

Путь человечества к десятичной системе, в которой мы с вами и с малышом будем считать, идет именно от 1альцев человека. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Отделяйте одни пальчики от других и выясняйте, что пять это один и четыре, два и три. Потом начните добавлять вторую ручку. Один пальчик левой руки пришел в гости к пальцам правой - и стало шесть пальчиков. Потом к ним пришел еще один, и их стало семь, и т. д. Или пусть приходят сразу по два-три пальчика, а вы выясняйте, сколько их стало.

Белочки

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть. (Показать пять пальцев)

Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось. (Показать четыре пальца)

А теперь скорей смотри, (Спрятать руку за спину)

Их уже осталось три. (Показать три пальца)

Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось. (Показать два пальца)

Эта новость так грустна, (Спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна. (Показать один палец)

Затем скажите:

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки вздремнуть, поискать еду и так далее.

Пять мишуток

Читайте стихотворение. Прочитав первую строчку, поднимите один палец. Следующий палец поднимайте каждый раз, когда по ходу действия появляется другой мишка.

Один мишутка за столом котлетку уплетал,

Но тут, откуда ни возьмись, другой вдруг прибежал,

Их стало двое.

Он стал котлетку отнимать, он тоже есть хотел,

Но прибежал еще один и все котлеты съел.

Их стало трое.

Три глупых маленьких мишутки закрыть хотели дверь,

Но дверь открылась, и еще один ворвался зверь.

Их стало четверо.

Четыре маленьких мишутки нашли пчелиный рой,

Еще один вбежал мишутка и поднял громкий вой.

Их стало пятеро.

Кусают пчелы не на шутку и убежали все мишутки.

На последней строчке спрячьте свою руку за спину.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Два медведя

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один мешал сметану,

Другой месил муку.

Раз «куку», два «куку»

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке.

Ухо в кислом молоке!

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.)

Непослушная считалка

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

Это - раз!

Загибаем?

Это - два!

Продолжаем?

Три, четыре…

Где же пятый?!

Во - смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой….

Пиф-паф ой-ой-ой!!!

Да, девятый - он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять! О-го-го!!

(Руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

Загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак «Во!» (пальчики в кулак, большой отогнут).

Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем восьмой пальчик, получится «пистолет», из которого стреляем.

Совсем маленькие загибают пальцы другой рукой, а у кого получается, пальчики загибают без помощи.

Последние строчки - то же, что и на первой строчке).

Считалочка про пальчики

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел пальчик на прогулку,

С маком съел большую булку.

Этот толстый господин

Пальчик с номером один!

Этот пальчик в лес пошел,

Мед в большом дупле нашел.

Убежал от пчел едва

Славный пальчик номер два!

Этот пальчик в море ходит

На гудящем пароходе.

В шторм на палубе, смотри!

Смелый пальчик номер три!

Этот пальчик - наш силач:

Словно легкий детский мяч

Он подбрасывает гири!

Пальчик с номером четыре!

А последний - милый крошка,

Тихо сядет у окошка,

Младший пальчик номер пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей.

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта - зяблик.

Эта - стриж.

Эта - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички по домам!

(Загибаем или поглаживаем пальчики)

Брату скоро стукнет пять.

А учиться он не хочет.

Тут придумала я штуку.

Говорю: давай-ка руку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Эти пальчики - зайчата.

Первый спрятался куда-то.

Загибаем пальчик - раз.

Сколько их теперь у нас?

Брат ладошку растопырил

И ответил вдруг: - четыре.

Молодец. Способный мальчик.

Снова загибаем пальчик.

Сколько их теперь - смотри?

Брат считает: - раз… два… три…

Третий заяц вдруг исчез:

Убежал проказник в лес.

Скрылся зайчик наш едва,

Брат уже кричит мне: - два!

Мы оставили всего

Сколько пальцев? -

А потом и этот зайчик

Лег в кроватку на бочок.

Загибаем пятый пальчик,

А теперь, что остается?

Хитро брат глядит, смеется:

Остается… кулачок.

Зайка маленький

Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: «Покажи, какой ты большой». Осторожно тянет его за руки вверх. «Вот какой большой!

А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка».

Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.

Вот какие мы большие,

Поднимает руки ребенка вверх.

Не малюсенькие,

Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.

Вот такие, вот такие,

Встает, поднимая руки малыша вверх.

Вот такусенькие.

Летели дракончики

Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) - «Два!» (ответный хлопок) - «Три!». При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Математика в картинках

Уже с трёх лет можно изучать математику с помощью математических игр раскрасок. С помощью таких игр – заданий ребёнок познакомиться с операциями сложение и вычитание.

Мы предлагаем вам вот такую интересную математическую игру вместе с любимым персонажем детей – олененком Бемби.

Сначала я объясню тебе, что такое сложение. Это когда к одному числу прибавляют другое число. Результат этого математического действия называется суммой. Например, здесь нарисованы Бэмби и Топотун. 1+1=2. Всего 2 зверька.

А если мы от одного числа отнимаем другое, то это действие называется вычитанием. Например, было 2 птенца, 1 убежал. Остался один. 2-1=1. Результат такого арифметического действия называется разностью.

Маленький Бэмби познакомился с юной Фалиной. Оленята быстро подружились и стали играть вместе. Посчитай и напиши, сколько оленят играют на полянке.

Вкусный зелёный лист с нескольких сторон объедали 5 гусениц. 1 наелась и уползла. Потом ещё 2 наелись и уползли. Сколько гусениц осталось жевать лист?

Бэмби нашёл в лесу место, где росло много вкусной красной земляники. Всего там было 10 спелых ягод. Сколько ягод останется, если Бэмби съест 7 из них?

В лесу есть небольшой чистый пруд с прозрачной водой. Там плещутся большие рыбы. 2 из них золотые, а остальные - красные. Запиши пример и реши его. А картинка будет тебе подсказкой.

Бэмби очень любит дикие яблоки. Смотри: он нашёл в траве 3 красных яблока и 3 жёлтых. Сколько всего яблок нашёл в траве оленёнок? Подставь в пример нужные числа и реши его.

На полянке растут грибы, ягоды и цветы. Пересчитай, сколько штук каждого вида нарисовано. Впиши значения в кружочки и реши, сколько всего растений растёт на полянке.

Глубокое обучение математике несколько отличается от обычного: «Раз, два, три». Если Вы хотите, чтобы ребенок пришел в школу основательно подготовленным, ознакомьтесь с обзором методик, посвященных теме, как научить ребенка считать. Кто авторы этих систем? Как работают пособия? Эффективны ли они, и какую из них выбрать? Все это Вы узнаете прямо сейчас.

Небольшое предисловие: ранняя математика «да» или «нет»?

Возможно, кто-то удивится, увидев в подзаголовках знакомые имена - Монтессори, Доман, Зайцев и семья Никитиных. Еще бы, ведь они фигурируют как авторы-новаторы, предложившие миру принципиально разные методики чтения или приемы обучения, как Мария Монтессори.

Тем не менее, каждый из этих людей изобрел нечто, заслуживающее самого пристального внимания - нестандартные приемы для обучения математике. Обратите внимание - ни счету, ни сложению и вычитанию, а именно математике . Каждая из методик ценна. У них нет противопоказаний и специальных ограничивающих рекомендаций. Они во многом перекликаются. Их можно использовать так, как понравится ребенку или покажется рациональным Вам: все вместе, по очереди, часть методики или всю методику сразу.

Семья Никитиных: обучение счету по точкам

Обучение счету детей «по Никитиным» может осуществляться по-разному. Этот прием - трансформировавшийся в игру проверочный тест. Пособие представляет собой небольшие квадраты, на которых в определенной симметрии построены числовые фигуры из крупных точек. К ним прилагаются цифровые карточки такого же размера.

Необходимо, чтобы малыш научился систематизировать карточки: сначала по цвету, после по количеству и цифрам. Далее следует стандартный набор математических заданий, подобранных специально, чтобы научить ребенка считать:

  • сколько - в разных вариантах;
  • подбери цифру;
  • найди быстро;
  • сравни;
  • сосчитай;
  • что лишнее и другие.

Таким образом, в игре у детей формируется представление о числе и его связи с цифрой.

Никитинская таблица «Сотни» - способ обогнать сверстников

Вам, вероятно, будет интересно знать, почему многие авторы развивающих методик предпочитают простые геометрические формы - круги, квадраты и т.п.? Как известно, дети - народ отвлекаемый. Так зачем лишний раз рисковать потерей полезных и кратких минут, размещая яркие картинки?

Сама таблица «Сотни» выглядит, как сетка. В центральной ее части расположены цифры, а по периметру - точки в соответствующих количествах. Она легко решает ту еще задачку для родителей — как научить ребенка считать до 100. К перечисленным выше заданиям добавляются действия с числами, содержащими десятки и сотни.

Собственно, эти два простых, но объемных приема, охватывают программу начальной школы касательно счета со знаками «+» и «-.» Сами Никитины приводят пример, как их шестилетняя дочь удивила родителей и составила непростую логическую задачу, используя числа от 50 до 500. А это - высший пилотаж даже для четвероклассника. Кроме этих игр, педагоги разработали и другие не менее полезные приемы, о которых мы еще поговорим в следующих статьях.

Зайцевское «Нет!»: обучение математике не до десяти, а до тысячи…как минимум

Как научить ребёнка считать до 10 - головоломный вопрос, который заставляет рыдать не одну старательную маму. Если бы было достаточно просто сосчитать, а то ведь еще состав нужно усвоить, плюс и минус понять, научиться сравнивать и даже решать уравнения!

Николай Александрович подумал и изобрел методику столь же новаторскую, как и кубики, но под именем «Стосчет». Сам автор предупредил, что сто - это мизер, на который способен мозг пятилетнего ребенка. Поменяв виды деятельности местами, Зайцев определил, что важнее и первоначальнее счет в уме, и лишь потом идут письменные вычисления.

«Стосчтет» - набор пособий, в котором, снова-таки, обыгрывается тема цифр и геометрических фигур. Фигуры необходимы для количественного иллюстрирования цифры.

Лента «Стосчет» знакомит детей со всеми видами математических операций с числами. Дети, усвоившие алгоритм ленты, легко выходят за границы сотни, достигают тысячи и даже перешагивают этот рубеж. Ребенок научается устному счету как бы незаметно для себя. Кроме того, он увлечен, а это много стоит.

Фишки, из которых состоит лента, выглядят как двойной дидактический набор: необходимое количество кругов, квадратов и соответствующая им цифра. Фигуры расположены симметрично и наглядно показывают строение числа в двух вариантах.

Таблица «Стосчет» состоит из таких же фишек, но их размещают прямоугольником. Задания, придуманные автором для детишек, построены таким образом, что дети не решают, а ищут. В процессе игры, они овладевают составом числа, учатся считать и сравнивать и все это без корпения над тетрадью до 23.00.

Гений Гленна Домана: обучение математике

Известнейшая и полезнейшая методика реабилитации тяжелобольных детей с мозговыми повреждениями … Мы не можем не сказать пару слов в защиту Гленна Домана. Будучи врачом, восстанавливавшим ребятишек после травм, автор изобрел свою систему, как один из методов лечения и адаптации. Методика дала прекрасный результат на этой очень непростой аудитории.

В карточках Домана, созданных для детей с ограниченными возможностями, была «замечена» новая методика обучения детей счету.

Что представляют домановские карточки для счета? Это наборы квадратов, на которых расположены точки либо систематизировано, либо хаотически. Показывая карточки несколько минут в день, родители могут научить детей узнавать числа и считать. Если учесть, что Доман оперировал большими числами, вызывает сомнение эффективность решения примеров без специального подсчета точек.

Как научить ребенка считать по Доману? Подходит ли обучение по математическим карточкам автора обычным детям? Как формирование восприятия числа на уровне интуиции (без подсчета единиц) - да. Но как отдельный метод, он оставляет много белых пятен в математическом мышлении человека.

Мария Мотессори - богатейший набор приемов обучения математике

Наиболее емкая и универсальная метода, помогающая родителям разобраться, как учить считать ребенка-дошкольника. Не секрет, что большинство новаторских систем основаны на разработках Марии Монтессори. Эта привлекательная итальянка тоже не была педагогом. Но она придумала все самое лучшее, что только существует в мире педагогики даже сегодня, спустя почти сто лет от основания системы.

Опираясь на различный житейский опыт детей (сенсорику, память, запечатленные образы), Монтессори основала свою методу, в которую входят упражнения на развитие способностей всех видов. Пособия автора выполнены с учетом многих параметров: веса, тактильных ощущений, звука, размера, цвета. Такой подход позволяет задействовать все виды памяти человека и дает возможность усвоить материал комплексно, посредством ощущений.

Математические пособия Монтессори до десяти

Пособия в виде деревянных брусков длиной от 10см до 1 м - штанги Монтессори — помогут справиться с первым десятком. Дети на практике смогут сравнить величины, ведь штанги имеют разную длину и разбиты на единицы - отрезки по 10см. Как научить детей считать еще быстрее? Воспользуйтесь карточками Монтессори. Это фишки, на которых изображены круги и цифры до 10.

Кроме названных брусков, в систему Монтессори входят веретенца, деревянные чипсы, разноплановые цифровые карточки, кегли и многое другое.

Золотые бусины Монтессори - обучение счету от 10 и до …бесконечности

Эффектное и эффективное средство познания математики - золотой актив Монтессори. С ним у родителей не возникает головная боль, которая зовется, как научить ребёнка считать правильно. Занимаясь с бусинами, малыши 4-5 лет усваивают число на интуитивном уровне. Пособия, особым образом сконструированные из «золотых» бусин, раскрывают понятие числа.

Те же бусины, но в других комплектациях, таблицы, доски специальной конструкции, объемные фишки с примерами на сложение, материалы «Дроби», счеты оригинальной конструкции - вот небольшой перечень материалов Марии Монтессори для всестороннего обучения математике.

Материалы Монтессори убедительно иллюстрируют математические формулы. С золотыми бусинами, подкрепленными цифровыми карточками, у Вас не возникнет проблемы, как научить ребенка считать столбиком. Сортируя наборы по разрядам и подбирая к ним цифры, дети в игровой форме поймут взаимосвязь математических понятий и действий.

Интересные факты о вычислениях столбиком

Подготовив ребенка к школе, позже мы неизменно задаемся вопросом: откуда двойки? Почему школьник, отлично решающий дома, не может сказать ответ учителю?
Как ни банально, но это говорит лишь о том, что в его «математическом здании», где каждый кирпичик должен быть на своем месте, есть брак. Чаще все это такие проблемы, как: незнание состава числа, таблицы умножения, принципа разделения числа на разряды.

Не смотря на эффективность описанных методик, все они должны привести к теории. То есть, школьник, усвоив числа образно, должен суметь ответить на все программные вопросы. Однозначно, зубрить придется. Впрочем, это только на пользу. Российская программа дает наиболее четкий алгоритм, как научить ребенка считать в столбик. Об этом рассказали нам родители, чьи дети обучались в иностранных школах.

Выходит, что традиционная запись с переносом или одалживанием разрядных единиц дает прекрасный результат при условии, если он подкреплен знаниями теории.

Ранние методики - математика на «отлично»

Отдельно хочется прокомментировать отрицательную точку зрения касательно методик раннего обучения математике. Если ребенок хочет знать, то эти знания дать ему необходимо. Тем более, что авторы не предлагают усаживать малышей за парту. Все занятия проводятся «между делом» в доброжелательной для детского здоровья форме. И это прекрасная альтернатива, если учесть предшкольную лихорадку, когда дитя в срочном порядке усаживают за рабочий стол, дают в руки учебник и счетные палочки и велят готовиться к школе.

По сути, методики раннего обучения математике - это несколько решений одной задачи. Этакий кубик Рубика, в котором единственно возможный и вполне реальный результат, - математические знания ребенка. Как всегда, мы советуем сочетать полезное и необходимое: нестандартные методы, которые, безусловно, полезны, и школьную программу, составленную и проверенную опытнейшими знатоками своего дела.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх