Методическая разработка (младшая группа) на тему: Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Родителям и воспитателям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета и качеств его величины — это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Немаловажно и осознание ребенком того, что такое расстояние. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Наверное, самой простой и известной игрушкой, помогающей наглядно продемонстрировать различие между размерами предметов, является классическая русская Матрешка: именно эта игрушка дает правильное представление о соотношении между разными величинами однородных предметов. Развитию восприятия форм предметов способствует и игра, придуманная в свое время известным педагогом Марией Монтессори: карточки с прорезями разных форм и соответствующие этим прорезям геометрические фигуры (смотрите описание игры «Карточки-загадки»). И если впоследствии вам доведется порадоваться успехам сына или дочки в области точных наук, задумайтесь, уж не «волшебные» ли карточки сыграли в этом в свое время главную роль?

В этом материале вашему вниманию предлагаются основные игры на восприятие форм, качеств величины и определение расстояния между предметами.

Волшебный мешочек

Возраст : 4 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.

Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит.

Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него.

Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.

Примечание. Игру можно варьировать (например, не опускать руку в мешочек, а прямо через ткань на ощупь распознать все предметы, которые в нем лежат). Такой вариант больше подходит для игры с одним ребенком.

Для детей постарше отличным вариантом будет более сложная игра.

Построй башню

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.

Необходимое оборудование : кубики, несколько шариков, конусов или других геометрических фигур, шарф, платок или маска для завязывания глаз игрока.

Ход игры (в эту игру можно играть и дома с ребенком, и в детском саду с группой детей). Суть игры состоит в том, что одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше. Если ему вместо кубика попадается что-то другое, он должен откладывать ненужную фигуру. Пока игрок ставит один кубик на другой, остальные дети громко считают хором. Игра продолжается до тех пор, пока башня не обрушится, после чего в игру вступает другой участник.

Карточки-загадки

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.

Необходимое оборудование : картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.

Ход игры. Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).

Волшебные коробочки

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.

Необходимое оборудование : вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.

Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.

Примечание . Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.

Мама и дочки

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры: научить детей различать однородные предметы по их размеру (познакомить их с понятиями «большой» и «маленький»).

Необходимое оборудование: однородные предметы разных размеров. Например, одна большая кукла и пять- шесть кукол поменьше, одна большая игрушечная собака и несколько маленьких и т. д.

Ход игры (в игре участвует столько человек, сколько наборов игрушек). Каждому игроку дается по одной большой игрушке, а маленькие раскладываются на столе безо всякой системы. Ведущий (воспитатель, кто-то из родителей) объясняет, что большая игрушка — это мама. Ее дети гуляют на площадке, но теперь им пора идти обедать. Игроки должны помочь «мамам» собрать «детей», то есть подобрать к своей игрушке маленькие игрушки того же типа (к кукле — маленьких кукол, к собаке — маленьких собачек и т. д.) Выигрывает тот, у кого получилось быстрее всех собрать возле «мамы» всех «детей».

Примечание . Если вы хотите, чтобы игра оказывала воздействие не только на восприятие качеств величины предметов, но и на восприятие формы, то можете заменить игрушки плоскими геометрическими фигурами: большой квадрат + маленькие квадраты, большой круг + маленькие круги или геометрическими телами: большой кубик + маленькие кубики, большой мяч (шар) + маленькие мячики (шары).

Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.

Ведущий произносит слова и выполняет движения:

♦ Далеко — близко.

♦ Высоко — низко.

♦ Широко — узко.

Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.

Примечание . В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Как найти дорожку?

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: познакомить детей с такими качествами величины, как «длинный» и «короткий». Игра развивает глазомер.

Необходимое оборудование : игрушечный домик (коробка), игрушка, изображающая человека или животного, 5—6 разноцветных лент разной длины.

Ход игры. Перед тем как начать игру, ведущий (взрослый) ставит игрушку и ее домик на расстоянии друг от друга, равном длине одной из лент. Затем игра начинается. Ведущий рассказывает историю, связанную с игрушкой. Например, говорит о том, что игрушечная мышка пошла гулять, а когда пришло время возвращаться домой, она заблудилась. Задача игроков — помочь «мышке» (или другой выбранной ведущим игрушке) добраться до дома. Сделать это можно только одним способом: найдя дорожку (ленту), которая приведет прямо домой. Задача игроков — подобрать ленту нужной длины, которая доведет «мышку» прямо до дома. Длина ее должна соответствовать расстоянию от игрушки до «домика». Одновременно в игре могут участвовать один или два человека (вдвоем удобнее раскладывать ленту), но после того, как нужная дорожка будет найдена, ведущий сможет создать новые условия для игры, изменив расстояние между игрушкой и ее «домиком».

Что из чего состоит?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.

Необходимое оборудование : различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.

Найди предмет такой же формы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать разные геометрические фигуры, различать элементы этих фигур в самых разных повседневных предметах, а также развить у детей абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: рисунки с изображенными на них геометрическими фигурами, различные предметы заданной формы (например, тарелка, обруч, если речь пойдет о круге; или лист бумаги, небольшая картина, поднос, книга, если речь пойдет о прямоугольнике).

Ход игры (количество участников неограниченно, можно проводить эту игру на занятиях в детском саду, посвященных изучению форм предметов). Воспитатель объясняет свойства той или иной геометрической фигуры, показывает, как она выглядит. Затем воспитатель предлагает детям поискать в помещении предметы, имеющую изученную на занятии форму (например, только круглые или только квадратные). Участники должны за возможно короткое время отыскать эти предметы. Выигрывает тот, кто нашел наибольшее количество таких предметов. Ответы вроде «круг есть в чашке, потому что у нее круглое дно» или «прямоугольная коробка» приветствуются особо, во-первых, потому, что дети еще не изучали геометрические тела (шар, параллелепипед, куб), а во-вторых, потому, что ребенок, давший такой ответ, видит, из каких геометрических фигур состоит предмет и, следовательно, мыслит абстрактно.

Примечание. Такие предметы наверняка найдутся в помещении группы, но воспитатель может еще перед началом игры специально разложить в разных местах несколько подобных «заготовок».

Бык

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их интуицию.

Необходимое оборудование: небольшая палочка длиной 10—12 см.

Ход игры . В «Быка» хорошо играть вдвоем. Если в игре хочет принять участие большее количество игроков, то играть придется по очереди.

Для начала расчищается игровое поле. Играть в «Быка» обязательно надо на песке, причем на сыром. Для игры необходимо выровнять площадку примерно 30 х 40 см. Один из игроков, взяв палочку, садится спиной к игровому полю, а второй в это время, сжав руку в кулак, слегка вдавливает ее в песок. После этого на песке должен остаться четкий (потому и необходим именно сырой песок) отпечаток кулака, который и называется в игре «быком». Второй игрок, сидя все так же спиной к игровому полю, должен воткнуть палочку в отпечаток. Поскольку сделать это он должен не глядя, ему придется ориентироваться только на словесные указания первого игрока, такие, например, как: «Вправо!», «Чуть-чуть влево!» и т. д. После того как игроку удалось таким образом попасть палочкой в «быка» игроки меняются ролями (или в игре принимает участие новая пара игроков).

Примечание. Первому игроку нужно завязать глаза, тогда он сможет ориентироваться только на слух. Для детей постарше можно усложнить задачу: пусть первый игрок не поворачивается к кругу и держит палку за спиной. Ему будет не очень удобно действовать подобным образом, однако это очень хорошее упражнение на координацию движений.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Ильина Анастасия

Хочу вас познакомить с новыми играми, сделанными своими руками, для развития тактильных ощущений . Эти игры использую для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Хотя, дети постарше тоже с удовольствием в них играют. Тактильные ощущения дети используют для исследования окружающего мира. Потому, так важно удовлетворять их желание что-то потрогать, пощупать. А что как не игра может нам в этом помочь? И чем разнообразнее, ярче, интереснее она будет, тем лучше.

Игры на тактильные ощущения развивают у детей восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия. Доман говорил : "С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущения собственного тела и окружающей среды. " И это действительно так.

Ёжики - выполнены из толстого картона и обклеены различным сенсорным материалом. Ёжики развивают тактильные ощущения , знакомят детей с понятиями «гладкий» , «шершавый» , "мягкий", "твердый"

Змейка - связана их пряжи различной фактуры с добавлением бусин. Змейкой можно играть, катать в ладошках, делать ей легкий массаж, рассматривать бусины.

И нужно не забывать о том, что развитие тактильных ощущений благотворно влияет на развитие речи .

Публикации по теме:

Предлагаю вашему вниманию пособие "Доска тактильных ощущений. " Ни для кого не секрет,что тактильные ощущения это одна из форм общения ребёнка.

Дидактическая игра «Что нам Маша принесла» (чудесная коробка ощущений) Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования.

Программное содержание: 1. Развивать у детей раннего возраста тактильное восприятие материалов: ваты, дерева, стекла, пластика и пр. Развивать.

Всем известно, что мелкая моторика влияет не только на развитие речи, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение,.

Игры для развития мышления Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) № 1 «Ромашка». Муниципального образования городской округ Красноперекопск.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Игры для развития внимания Упражнения на внимание для детей старших групп. "Флажок" цель: развитие внимания для детей старшего и средне дошкольного возраста. Ход:.


mbdou -ds 45.ru

Оформила Милецкая Оксана Николаевна

Тема

Название игры

Части тела

Какие это волосы?

Дом, семья

Найди такой же домик

Игрушки

Помоги мишке найти мячик

Фрукты

Готовим салат вместе с мамой

Осень

Сухой - мокрый

Одежда

Разложи по порядку

Дикие животные

Кто в домике живет?

Праздник елки

Ощупывание елочных игрушек

Зима

Катаемся на коньках и лыжах

Зимняя одежда

Подбери к штанишкам кофточку

Зимние забавы

Чудесный мешочек

Домашние животные

Ходим в гости

Наша мама

Ощупай и расскажи

Транспорт

Кораблик плывет, а машина едет

Весна

Горячая - холодная

Обувь

Разложи обувь парами

Посуда

Маша пьет чай

Деревья, цветы

Какое дерево потеряло листочек?


«Какие это волосы?»
Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку. Ввести в активный словарь ребенка слова: «волосы», «голова», «жесткие», «мягкие».
Оснащение: две таблички (одна - с приклеенной к ней жесткой щетинкой, другая - с мягкими нитками), две одинаковые куклы с волосами из того же материала, что на тактильных табличках (мягкими, жесткими).
Ход игры . Предложите ребенку двумя руками ощупать табличку, проведите по ней сверху вниз ладошкой ребенка, приговаривая при этом: Мягкая, мягкая». После обследования таблички спросите ребенка (если он умеет говорить): «Какая табличка на ощупь?» (Мягкая.)
Затем предложите ощупать вторую табличку - жесткую. Проведите по ней сверху вниз сначала ладошкой правой руки ребенка, затем - левой: «Какая табличка?» (Жесткая.)
После того как ребенок усвоит два качества (жесткая, мягкая), предложите ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами (глаза можно завязать платком).
Когда ребенок научится находить тактильные таблички, предложите ему две одинаковые куклы с разными волосами (у одной куклы волосы жесткие, а у второй - мягкие). Попросите ребенка ощупать волосы первой куклы и назвать их качество (мягкие). Если ребенок еще не говорит, скажите: «Мягкие волосы». Если ребенок умеет говорить, спросите его: «Какие волосы у куклы?» Когда он ответит, предложите ему найти такую же (мягкую) табличку. Так же проводят обследование второй куклы с жесткими волосами.
Усложнение задания. Дайте ребенку ощупать жесткую табличку; предложите ощупать две таблички (мягкую и жесткую); найти такую же табличку, как ощупывали вначале (жесткую); обобщить: обе таблички одинаковые - жесткие.


«Найди такой же домик»
Цель : учить ребенка распознавать качества предметов: гладкий - шероховатый. Расширить словарь ребенка (пассивный, активный) за счет слов: «дом», «гладкий», «жесткий».
Оснащение: два игрушечных поросенка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.
Ход игры. Расскажите ребенку, что поросята решили построить дома.
« Один решил построить дом из кирпичей - вот такой» (покажите дом с шершавой фактурой). Обследуйте дом - трижды проведите рукой ребенка сверху, каждый раз приговаривая: «Шершавьте стены, шершавьте стены». Обследование проведите правой, затем левой рукой.
Второй поросенок решил построить дом из стекла. « Дом получился гладкий - вот такой». Обследуйте его аналогично шершавому дому, приговаривая: «Гладкие стены, гладкие стены».
Прибежал медвежонок и попросил поросенка найти для него такой же домик с шершавыми стенками». Завяжите ребенку глаза и предложите найти‚ домик с шершавыми стенами (для ощупывания предложите два дома - с шершавыми и гладкими стенами). Так же найдите домик с гладкими стенами для второго медвежонка. Если ребенок уже говорит, попросите его называть качество: «гладкий», «шершавый».

«Помоги мне найти мячик»

Цель: учить ребенка распознавать и выбирать «такой же» по величине предмет (большой, маленький).

Оснащение: игрушечный медвежонок, четыре мяча (два маленьких, два больших).
Ход игры. Покажите медвежонка, появляющегося из-за ширмы. Медвежонок плачет. Прочтите стихотворение: Мишка по лесу гулял, Мячик мишка потерял. Успокойся и не плачь, Мы найдем такой же мяч.
«Медвежонок, расскажи, какой же мячик ты потерял?» Медвежонок показывает маленький мячик и говорит: «Мой мячик был вот такой, маленький, как этот мячик бельчонка». Скажите, что у вас есть мешок, а в нем много игрушек, которые растеряли малыши. Попросите ребенка помочь вам найти маленький мячик для медвежонка. Сначала предложите обследовать маленький мячик бельчонка. Ребенок катает его между ладонями, приговаривая: «Маленький мячик, маленький мячик».
Затем попросите ребенка покатать в ладошках большой мячик. Когда малыш убедится, что мячик не помещается в ладошках, предложите вместе с вами покатать его по полу, приговаривая: «Большой мячик, большой мячик». После того как будут обследованы качества мячей (большой, маленький), попросите ребенка найти в мешке один из них (укажите, какой именно). Если ребенок затрудняется это сделать, напомните ему, что маленький мячик можно покатать в ладошках, а большой - нельзя. Когда ребенок найдет маленький мячик, предложите ему поиграть с медвежонком: скатывать мяч по желобку, прокатывать в ворота, дать его в лапу медвежонку и т. д. Так же можно поискать большой мяч, а потом поиграть с ним: катать по полу, бросать друг другу и т. д.


«Готовим салат вместе с мамой»

Цель: развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец); обогащение активного и пассивного словаря ребенка: «огурец», «помидор», «салат», «шершавый», «гладкий», «режем», «готовим». Оснащение: овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Ход игры . Расскажите, что собираетесь делать салат. Для этого вам нужны помидор и огурец. «У меня есть помидор, но для салата этого мало, нужен еще один помидор. В коробке, наверное, есть еще один помидор, но коробка закрыта. Посмотри: в ней есть небольшое отверстие, через него можно достать помидор. Чтобы не ошибиться, давай потрогаем этот помидор - он такой гладкий?». Погладьте помидор предложите ребенку сделать то же. Затем попросите его найти в коробке «такой же гладкий» помидор. После того как это будет сделано, положите помидор на стол и снова обследуйте его, повторяя: «Он гладкий». Так же обследуйте вместе с ребенком огурец (шершавый) и попросите найти его в коробке. Если ребенку трудно выполнить задание, предложите ему еще раз ощупать овощи, определить их качества. В конце игры попросите ребенка сложить овощи в корзинку и отнести на кухню для приготовления салата.
Усложнение задания. Нацелено на обучение ребенка выполнять задания по инструкции («Найди и разложи овощи в таком порядке: шершавый огурец, гладкий помидор» и т. д.). Можно предложить для игры:
- натуральные овощи;
- муляжи, игрушки;
- картинки с изображением овощей.

«Сухой - мокрый»
Цель : активизация ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.
Оснащение : кукла, два одинаковых тазика (пустой и наполненный водой). Ход игры. Появляется кукла, сообщает, что осенью часто идет дождь, на улице сегодня мокро, и предлагает послушать стихотворение:
Дождик, дождик,
Кап да кап,
Мокрые дорожки.
Все равно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Скажите: «Кукла надевает сапожки и идет гулять. Наша куколка придет домой, и ножки у нее будут мокрые, вот такие».
Поставьте перед ребенком два тазика - пустой и наполненный водой. Опустите его правую руку в тазик с водой, выньте и скажите: «Рука мокрая». Проделайте то же самое с левой рукой. Обобщите: «Обе ручки мокрые, такие же, как сапожки куклы Маши после дождя». Затем попросите ребенка опустить правую руку в сухой тазик. Когда он вынет руку, скажите: «Сухая ручка». То же самое - с левой рукой. Обобщите, скажите: «Если ходить по лужам сапожки будут мокрые, если ходить по сухой дорожке - сапожки будут сухие».

Усложнение задания. Дайте ребенку различные предметы и предложите ему опускать их по очереди в тазик с водой и в пустой тазик, называя свойство предмета: «Мокрая бумажка - сухая бумажка», «Мокрая тряпочка - сухая тряпочка» и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель : активизация ощущений, развитие умения различать фактуру предметов; активизация словаря: «шуба», «куртка», «плащ», «пушистый», «гладкий», «шершавый».

Оснащение : три тактильные таблички (с меховой, атласной и вельветовой поверхностью); кукольная одежда (меховая шубка, курточка из атласной ткани, Вельветовые брючки - шершавые); игрушечная мебель («шкафчик» для одежды - коробка с двумя прорезями для рук с правой и левой стороны).

Ход игры. Покажите ребенку куклу и сообщите, что кукла Маша любит гулять. У нее много одежды. Вся одежда лежит в шкафу. Кукла просит помочь ей собраться на прогулку. Она говорит, что вся одежда для прогулки лежит в шкафу и просит сначала достать ей брюки, вот такие (дайте ребенку пощупать вельветовую табличку. Он ощупывает ее сначала правой, затем левой рукой). Обобщите: «штанишки шершавые, вельветовые». Попросите ребенка найти брючки в шкафу. Ребенок просовывает обе руки в «шкаф» и ищет такие же шершавые брючки. Так же поступите с остальной одеждой (шуба - мягкая, куртка - гладкая).
Когда вся одежда будет лежать на столе перед ребенком, попросите его одеть куклу, называя качество и вид той одежды, которую ребенок должен сейчас на нее надеть: «Надень мягкую шубку. Надень гладкую куртку. Надень шершавые брючки».
Усложнение задания. Попросите ребенка разложить по порядку на столе глад кие пушистые, шершавьте предметы (таблички, кружочки, одежду). Чередование предметов одежды может быть любым, а их количество в три года может доходить до шести.

«Кто в домике живет?»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь; активизация словаря: «медведь - медвежонок», «белка - бельчонок», «лиса - лисенок», «большой - маленький», «берлога», «дупло», «нора».
Оснащение: игрушки разной величины, но одной фактуры, при усложнении - плоскостные игрушки, разные по величине (мама и ребенок) «дупло», «берлога», «нора».
Ход игры . Покажите ребенку «дупло», «берлогу», «нору». Скажите: «Посмотри, дети расстроились, что их мама потерялась. Давай пойдем искать их мам». Пусть ребенок подберет маму для детеныша и назовет ее. Если он еще не умеет говорить, назовите маму и детеныша сами: «Большая медведица и маленький медвежонок», «Большая мама-лиса и маленький лисенок», «Мама-белка и маленький бельчонок».
Скажите: «Возьми маму-медведицу в ладошку - она такая большая, не помещается в ней. А теперь возьми медвежонка - он маленький и весь поместился на твоей ладошке». Так же изучите всех мам и малышей, давая понять, что детеныши маленькие, а мамы - большие.
Попросите поместить зверей каждого в свой домик - положить на нужную картинку. Положив в коробку медвежонка и маму-медведицу, попросите ребенка достать маленького медвежонка и назвать игрушку.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения пар животных(для трехлетнего ребенка - четыре пары). Затем игрушку сменяет ее плоскостное изображение (картинка, вырезанная по контуру).


«Ощупывание елочных игрушек»
Цель : развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары).
При усложнении задания (в три года) знакомство ребенка с двумя признаками: величиной (большой, маленький) и формой (круглый, продолговатый - шишка, сосулька). Активизация словаря: елочные игрушки» (введение в пассивный и активный словарь обобщающего слова), «шар - шарик», «шишка - шишечка», «сосулька - сосулечка», «висит», «елка».
Оснащение: «чудесный мешочек», набор елочных игрушек, игрушечная елка, плоскостные елочные игрушки, елка из плотного картона, бельевые прищепки.
Ход игры. Скажите ребенку, что ночью приходил дед Мороз и оставил такой чудесный, красивый мешок. «Интересно, что же в нем лежит?» Выньте парами елочные игрушки и назовите их: «Шар - шарик, шишка - шишечка, сосулька - сосулечка». Предложите ребенку ощупать маленький шарик, покатать его между ладонями, затем ощупать и покатать по столу большой шар. Шишку (сосульку) вложите в ладошку малыша: спряталась она в ней или торчит? Если спряталась, то это маленькая шишечка, а если нет - большая шишка. После обследования предложите ребенку на ощупь найти ту или иную елочную игрушку (маленький елочный шарик, большую шишку и т. д.).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества пар елочных игрушек (от одной до трех пар в три года); для ощупывания предлагаются плоскостные игрушки (вырезанные из картона по контуру).


«Катаемся на коньках и лыжах»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения определять шершавые и гладкие поверхности без зрительного контроля; активизация словаря: «дорожка», «лыжня», «коньки», « лыжи», «шершавая», «гладкая», «катаются», «дети».
Оснащение : сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа с наклеенным на нее овалом из гладкой фольги («каток») и двумя узкими полосками белой бархатной бумаги («лыжня»); вырезанные по контуру изображения лыж и коньков.
Ход игры. Обращаясь к малышу, скажите: «Посмотри, какая красивая картинка. Что это так сверкает? давай пощупаем - это лед. Он гладкий, вот такой». Попросите ребенка четыре раза сверху вниз провести по «катку» всей ладошкой правой руки, затем проделать то же самое левой рукой. Обобщите «Лед на катке гладкий. Дети будут кататься на коньках. Посмотри, вот какие коньки». Дайте ребенку рассмотреть вырезанные из картона коньки, назовите все их части. «Посмотри, что у меня есть, - лыжи. Они длинные. Где же можно кататься на лыжах? Посмотри, вот лыжня (покажите « лыжню » на картинке). Лыжню проложили по снегу. Снег - холодный, колючий . Вот такой». Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним) по «лыжне», проговаривая: «Снег на лыжне колючий, лыжня шершавая». «Петя взял лыжи и решил на них покататься. Найди лыжню, по которой будет кататься Петя». Завяжите ребенку глаза и попросите на ощупь найти шершавую лыжню. Когда ребенок выполнит задание, попросите его назвать то, что он нашел (шершавая лыжня). Теперь попросите его найти гладкий каток.
Усложнение задания . Попросите ребенка найти узкую и широкую лыжни, затем большой и маленький катки. Сначала проведите игру со зрительным контролем, при усложнении завяжите ребенку глаза.


«Подбери к штанишкам кофточку»
Цель: развитие умения подбирать на ощупь подобный предмет (другой формы, но такой же фактуры); активизация словаря: «кофта», «штаны», «костюм», «вязаный», «шитый».
Оснащение : кукольная одежда - вязаные штаны и кофта, суконные штаны и кофта; «шкаф» (коробка с прорезанными с боков отверстиями для рук).
Ход игры. Покажите ребенку двух кукол и скажите, что они собрались на прогулку, но оделись не по погоде. «На улице холодно, мороз, а кукла Маша собралась гулять в колготках. У нее могут замерзнуть ножки. Надо ей надеть что-то потеплее. У нее есть два костюма: вязаный, вот такой (дайте ребенку ощупать кофточку и штанишки), и суконный, вот такой (дайте ощупать штанишки и кофточку). Маша, наша Маша-растеряша, пошла одеваться и потеряла вот от этих штанишек кофточку. Помоги ей найти такую же кофточку - она ее
положила в шкаф». Когда ребенок найдет пару, попросите его назвать найденный предмет и его качество (вязаные штаны, вязаная кофта).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества костюмов (до четырех для трехлетнего ребенка), изменения фактуры ткани.


«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающее его качество (гладкий, шершавый). Введение в активную речь предлога («по»; активизация словаря: «дорожка», «идет», «шершавая», «гладите: «кошка», «коза», «собака», «лошадка»).
Оснащение : две дорожки: гладкая из атласной ленты и шершавая из бархатной бумаги (цвет «дорожек» в начале игры должен быть одинаковым), два квадрата с такими же поверхностями; игрушки: кошка, собака, коза, корова, лошадь; картинки с изображением этих же животных.
Ход игры . Прочтите двустишие: Пальчики с домашними животными дружили, пальчики к животным в гости все ходили, - и выставите перед ребенком «дорожки»: гладкую и шершавую. Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним одновременно) по гладкой «дорожке», говоря: «Гладкая дорожка» (проведите трижды пальцами правой и трижды - пальцами левой руки). То же проделайте с шершавой «дорожкой». Покажите кошку, поднесите ее к своему уху и послушайте, что она «говорит». Скажите ребенку, что кошка хочет пойти в гости к козе, но не знает, по какой дорожке ей идти. Выставите в конце гладкой «дорожки» козу. Попросите ребенка провести пальчиками по «дорожке» и рассказать, по какой дорожке» (по гладкой) шли его пальчики. Так проведите по «дорожке» всех животных (они ходят друг к другу в гости), меняя комбинации «хозяев - гостей». При этом нужно оговаривать качество той «дорожки», по которой ребенок вел в гости животное.
Если ребенок не говорит и не может назвать качество «дорожки», нужно положить перед ним два квадратика - шершавый и гладкий (такие же, как «дорожки») и попросить ребенка показать на квадратике, по какой «дорожке» он вел в гости свое животное.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества «дорожек» (мягкой, колючей); можно предложить ребенку проводить по «дорожке» всеми пальчиками по очереди: указательным, средним, безымянным и т. д.; можно попросить малыша провести животное к той еде, которую оно любит, провести животное в его дом.

«Ходим в гости»
Цель : развитие умения различать на ощупь фактуру предметов (узнавать шершавую и гладкую «дорожки»); развитие умения ощупывать «дорожку» двумя пальцами ведущей руки; активизация словаря: «заяц», «лиса», «пруд», «еда», «шершавая», «гладкая», «холодная», «сочная», «хитрая», «ловкая».
Оснащение: лист картона, на который справа наклеена картинка с изображением зайца, под зайцем - картинка с изображением лисьи; слева от зайца наклеена полоска шершавой белой бумаги («снежная дорожка), в конце которой нарисована морковка; слева от лисы наклеена полоска гладкой белой бумаги («ледяная дорожка»), в конце которой нарисована рыбка.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона и попросите назвать все, что на нем изображено. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, помогите ему, назовите сами те предметы, которые он не смог назвать. Прочитайте стихотворение:
Раз холодною зимой
Пошли звери за едой.
Прыгал зайка ловко
За сочною морковкой.

По шершавой по дорожке
Прыгал он, морозил ножки.
А лисичка, хвостик рыжий,
К речке, хитрая, спешит,
По льду хвост ее скользит.
«Рыбка плавает в пруду,
Съем ее, домой пойду».
Предложите ребенку провести по «дорожке» лисы одновременно указательным и средним пальцами. Спросите: «Какая дорожка на ощупь?» (Гладкая.) Если ребенок затрудняется назвать качество дорожки, назовите его сами и пот просите ребенка повторить. Спросите ребенка: «Что нашла лиса в конце дорожки?» (Рыбку.) Предложите ребенку так же обследовать «дорожку» зайца («дорожка» гладкая, в конце «дорожки» морковка).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества животных и «дорожек», по которым она будут идти, разыскивая еду.

«Ощупай и расскажи»
Цель : развитие умения узнавать на ощупь жесткую и мягкую фактуру; развитие чувствительности кончиков пальцев ребенка; активизация словаря: «рама», портрет», «мягкие», «жесткие», «прямые», «кудрявые».
Оснащение: нарисованные на листе картона два портрета мам с приклеенными волосами: у одной волосы жесткие, кудрявые, у второй - прямые, мягкие.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона с портретами мам. Прочтите стихотворение:
У меня в раме
Портрет моей мамы и мамы Ванн.
Мамочка моя рыжая, кудрявая,
Иногда упрямая.
Ванина мама - с прямыми волосами,
Полюбуйтесь сами.
У моей мамы кудряшки,
Жесткие, как шерсть барашка,
А у Ваниной -
Волосы мягкие, словно шелк.
Предложите ребенку ощупать на картинке волосы первой мамы, назвать их качество (жесткие). Потом предложите ему ощупать волосы второй мамы (Ваниной). Спросите: «Какие волосы у Ваниной мамы?» (Мягкие.)
Завяжите ребенку глаза платком, предложите ему ощупать волосы мам на картинке и сказать, кому они принадлежат, какие они на ощупь.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа персонажей (прибавления бабушки, сестры, брата) с волосами разного качества.


«Кораблик плывет, а машина едет»

Цель : развитие умения узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности; выработка умения ощупывать предмет одновременно двумя пальцами (указательным и средним) правой и левой руки; активизация словаря: «корабль», «грузовая машина», «море», «волны», «урчит», «поднимается», «спускается».
Оснащение : лист картона, на который наклеена грузовая машина (справа). От нее влево идет прямая полоска бархатной бумаги, изображающая дорогу. Оканчивается «дорога» домом. Под грузовой машиной наклеен корабль. От него влево идет полоска извилистой гладкой бумаги («морские волны»), которая заканчивается морским вокзалом.
Ход игры. Попросите ребенка выбрать одну из «дорог» и провести по ней указательным и средним пальцами одновременно. Спросите, куда, на чем, по какой «дороге» он ехал (или плыл). Пока ребенок ведет пальцами по «дорожке», прочтите ему стихотворение. Если ребенок проводит пальцами по морской «дорожке», прочтите I часть рифмовки, если по автомобильной - II часть.

I . Среди бури, среди волн
Наш кораблик плавает.
На волну он поднимается,
А потом с волны спускается.

II . А вдоль моря по дороге
Едет быстро грузовик.
У него мотор урчит.
Он домой спешит, спешит.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления рельсов со шпалами, по которым поедет поезд с вагонами (наклейте их на тот же лист картона).


«Горячая - холодная»
Цель: развитие тактильных ощущений ребенка; знакомство со свойствами воды (горячая, холодная); активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная».

Оснащение: два тазика (один с холодной (талой), второй с горячей водой; температура воды должна быть комфортной для ребенка - не очень холодной и не очень горячей), полотенце для рук. Ход игры. Поставьте перед ребенком на детский стол два тазика с водой. Прочтите четверостишие:
Вот и к нам весна пришла,
Солнце людям принесла.
Солнце яркое светило
И снежок весь растопило.
Опустите обе руки ребенка в тазик с талой холодной водой. Спросите: «Какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Если ребенок затрудняется ответить на ваш вопрос, то ответьте на него сами: «Вода в тазике холодная». Так же обследуйте горячую воду во втором тазике.
После того как ребенок научится называть качество воды (холодная или горячая), предложите ему с завязанными глазами определить, какая вода налита в тот тазик, в который вы опустите его руки.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления тазика с теплой водой.

«Разложи обувь парами»
Цель: совершенствование чувствительности кончиков пальцев ребенка; развитие умения определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть ее качество (жесткая, мягк ая); активизация словаря: «туфли», «меховые тапки», «мягкие», «жесткие».
Оснащение: вырезанные по контуру туфли (сверху наклеена гладкая бумага), вырезанные по контуру тапки (сверху наклеен мех); коробка с отверстиями для правой и левой руки; два круга, оклеенные тем же материалом, что контурная обувь.
Ход игры . Покажите ребенку куклу Машу, обутую в один тапок. Обратите внимание на ее обувь и предложите ребенку найти для куклы второй тапок в коробке. Предупредите его, что в коробке есть еще другая обувь, но достать нужно такой же тапок, как у куклы. Коробка не открывается, и тапок придется искать на ощупь. Скажите: «Давай ощупаем как следует тапок, который надет на Машину ногу. Снимите с куклы тапок и вместе с ребенком проведите по нему несколько раз рукой: «Тапок мягкий. Попросите ребенка повторить, какой это тапок, и найти в коробке такой же. После того как он выполнит задание, поставьте перед ним оба тапка. Проведите по одному из них ладошкой ребенка и скажите: «Мягкий тапок». Сделайте же со вторым тапкам и скажите: «Этот тапок такой же мягкий. Оба тапка мягкие». Так же провести игру с туфлями куклы.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа пар обуви до четырех. Познакомьте ребенка с различными тканями (вельветом, бархатом, кожей), в которых шьют обувь.

«Маша пьет чай»
Цель: развитие чувствительности пальцев; ознакомление ребенка со способами обследования предметов разной формы (квадратной, круглой); активизация словаря: «рафинад», «конфета», « чашка», «блюдце», «квадратный», «круглый».
Оснащение : «чудесный мешочек»; три кусочка рафинада, три круглые карамельки без фантика; игрушечные блюдце и чашка.
Ход игры. Покажите ребенку куклу Машу. Скажите: «Кукла хочет пить. Она просит налить ей чай. Маша попробовала чай и сказала, что он невкусный потому, что несладкий». Покажите ребенку кусочек рафинада и конфету. Предложите ему взять кусочек рафинада и скажите: «Это сахар, он вот такой - квадратный, как кубик». Дайте ребенку подержать сахар в руках и спросите: «Какой кусочек сахара рафинада?»
Так же обследуйте круглую карамельку. Теперь предложите ребенку на ощупь найти кусочек сахара или конфету.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления конфет разной формы.


«Какое дерево потеряло листочек? »
Цель: дальнейшее формирование навыка обследования поверхностей и определения их качества; развитие тактильного восприятия ребенка; активизация словаря: «лист», «иголка», «береза», «сосна», «мягкий», «липкий», «колючий».
Оснащение : два листа бумаги, на одном из которых нарисована береза, на другом - сосна (или елка); блюдце с четырьмя листочками березы и четырьмя сосновыми (или еловыми) иголками; коробка с прорезями для рук или мешочек.
Ход игры. Покажите ребенку первую картинку. Скажите, что на ней нарисована береза. Рассмотрите вместе с ребенком дерево, называя его части: ствол, ветки, листья. Возьмите с блюдца листочек березы, ощупайте его и скажите: «Листочек мягкий, клейкий». Предложите ребенку ощупать листочек и рассказать, какой он. Так же обследуйте сосновую иголку: она колючая и жесткая. Предложите ребенку поиграть. Спрячьте листочки и иголки в коробку, попросите ребенка засунуть в нее обе руки, взять листочек и, не вынимая рук из коробки, назвать то, что он взял, затем вынуть листочек и положить на то дерево на картинке, с которого он упал. Потом попросите сделать то же с иголкой.
Усложнение задания . Покажите ребенку рисунок, на котором иголки и листочки расположены в определенной последовательности. Попросите его найти такие же иголки и листочки в коробке и разложить рядом с рисунком в той же последовательности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

«Дидактические игры для развития тактильных ощущений»

Опыт работы воспитателя

Мельниковой Елены Петровны

воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 22 года, образование высшее.

«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, я изготовила для своих малышей в детском саду дидактические игры

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Тактильные крышечки».

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

(варианты игры)

1).«Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.

2)."Найди не похожие крышечки»

Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.

3)."Угадай на что (кого) похоже"

Эта игра для детей 5-7 лет
Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.

4).«Сделай такой же узор»

Цель: учить различать и находить предметы определенного цвета
и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.

Ход игры: предложите детям подобрать крышечки по заданному образцу.

2. «Лабиринт»

Цель : активизация движений большого и указательного пальцев.

Материал : лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т. п.).

Ход игры : педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

3. «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры : рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще ~
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

https://pandia.ru/text/80/219/images/image004_92.jpg" width="432" height="323 src=">

11. «Почтовый ящик»

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Ход игры : на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.

12. «Платочек для куклы»

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Материал : непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Ход игры : ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

13. «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонема тических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Варианты игр.

1). «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.

2). «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

3). «Найди букву на ощупь». Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква

https://pandia.ru/text/80/219/images/image006_64.jpg" width="444" height="296 src=">

16. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель : определение фактуры материала на ощупь.

Материал: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

17. «Соедини коробки»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Материал : спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры : на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

18. «Разложи по размеру»

Цель : определение размера наполнителей на ощупь.

Материал е: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п

Ход игры : на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.

19. «Собери матрешку»

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Материал : две матрешки-вкладыши.

Ход игры : игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.

20. «Золушка»

Цель : различение мелких предметов на ощупь.

Материал : повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т. д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).

Ход игры : дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

21. «Пирожки»

Цель : развитие осязательных ощущений руки.

Материал : пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Ход игры : педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

22. «Геометрик»

Цель : развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры : сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

23. «Гладкая – шершавая»

Цель : определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Материал : набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Ход игры : на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

24. «Холодно - тепло – горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Материал : три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Ход игры : на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

25. «Сенсорная тропа для ног»

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Материал : сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т. д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры : педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

Список литературы.

1. Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32с.

2. Колос комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007,– 80 с.

3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. ред. – М.: Просвещение, 1978,-93 с.

4. Титарь развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007, 88с.

5. Юрченко Е. Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.

6. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. /Под ред. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх