Мои впечатления про масленицу как жгли чучело. Чучело Масленицы – традиции в древности и в современности

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

Каждый, кто хотя бы отдаленно знаком с обрядами славян, знает о традиции сжигания куклы-чучела на Масленицу. Наверное, это самый известный обычай, который практически без изменений, дошел до наших дней и продолжает широко использоваться во время народных гуляний. Правда, далеко не все из нас могут детально объяснить, что сжигают на Масленицу и главное, зачем и для чего именно проводят этот красочный обряд. Большинство ответит о символическом сжигании чучела и прощании с зимой, но мало кто знаком с историей этого славянского обряда. В этой статье мы предлагаем более детально разобрать данный обряд и узнать корни традиции сжигания чучел на Масленицу.

Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем предают огню в последний день Масленицы

Начнем, пожалуй, с ответа на вопрос, а что сжигают на Масленицу - чье именно это чучело и зачем его предают огню в последний день празднования. Как известно, Масленица – древний славянский праздник, связанный со сменой сезонов. Наши предки-язычники верили в то, что за сменой времен года стоят божества, которых следует задобрить щедрыми преподношениями. Например, те же блины, которые традиционно пекут во время масленичной недели, изначально были посвящены славянскому богу Солнца, а точнее, его весенней ипостаси – Ярилу. Именно для того чтобы задобрить Ярило, который должен был разбудить землю от зимней спячки, хозяйки всю неделю пекли блинчики. А при чем тут сжигание чучела на Масленицу? Все просто: огонь был одним из символов бога Солнца и этот обряд сигнализирует о его победе над зимой.

Что за чучело и зачем предают огню (сжигают на костре) в последний день Масленицы

Исходя из вышеописанного, несложно догадаться, что чучело, которое сжигали славяне на Масленицу, символизировало собой зиму. Следовательно, сам обряд был действием, которое передавало суть верований древних славян касательно окружающего мира. Так как в их мифологии все природные явления были олицетворены божествами, то и зима была не просто временем года, а богиней - Марой. Славяне верили, что Мара является воплощением смерти. Кроме того, Мара представляла собой и саму зиму с ее непростыми испытаниями для всех живых существ в виде холода, непогоды и голода. В начале зимы Мара выглядела как молодая красивая девушка, а в конце сезона она превращалась в старуху, носящую лохмотья. Именно поэтому чучело, символизирующее ее на Масленицу, наряжали в старые вещи. Сжигая куклу-чучело на костре, славяне верили, что помогают Ярилу одолеть Мару, разбудить землю ото сна и дать начало новой жизни.

Что еще сжигают на Масленицу вместе с чучелом зимы согласно древним традициям

Помимо чучела зимы Мары, на Масленицу древние славяне согласно традициям сжигали и другие предметы. В основном в костер бросали старые вещи и одежду, вышедшую из обихода. Считалось, что такой обряд позволяет расстаться со всем старым и ненужным, освобождая место для нового и хорошего. Также в этот период сжигали вещи умерших родственников. Как правило, для этой цели не создавались отдельные костры. Вещи просто надевали на чучело или бросали в пламя основного кострища.

Что еще согласно древних славянских традиций сжигают вместе с чучелом зимы на Масленицу

Что еще сжигали на Масленицу вместе с чучелом зимы древние славяне? Помимо Мары, славяне делали и чучела, символизирующие сам праздник Масленицы. Чучело это было мужского пола и называлось Масленок. Наряжали Масленка также в старые вещи, но старались приукрасить его образ. Сжигание Масленка было связано с окончанием недели празднований и своеобразным прощанием с Масленицей. Примечательно, что данная традиция также сохранилась до наших дней в отдельных регионах и странах.

Что сжигают на Масленицу в других странах - обряды и традиции

Многие уверены, что празднование Масленицы является исключительно славянской традицией. Но по факту обряды, связанные с проводами зимы и зазыванием весны есть у многих народов. В большинстве европейских стран до сих пор существуют ярмарки и фестивали, очень сильно напоминающие народные гулянья на Масленицу у нас. Традиционные развлечения для таких мероприятий также напрямую связаны с древними языческими обрядами. Например, блины, символизирующие солнце, пекут в последнюю неделю зимы и в самом начале весны практически во всех европейских странах. Примечательно, что их не просто едят, а часто используют в различных играх. К примеру, в Англии устраивают забеги со сковородками, на которых есть блинчики. Задача участников во время бега перевернуть блинчик в воздухе не менее трех раз.

Что сжигают на Масленицу согласно древним традициям и обрядам в других странах

Так, а что сжигают на Масленицу в других странах согласно древним традициям и обрядам? В большинстве стран, в которых существуют народные празднования, связанные с проводами зимы, никаких кукол и чучел не сжигают. Если в ходе гуляний и зажигают костры, то используют их зачастую для прыжков через пламя. Считается, что такое действие способно освободить от всего негатива, накопившегося за год жизни человека. Надеемся, что теперь вы точно знаете, что сжигают на Масленицу, чье это чучело и зачем проводят данный обряд. Уверены, что эта информация поможет вам лучше понимать древние традиции нашего народа.

По традиции за семь недель до Пасхи наступает время попрощаться с зимой. Пригревает солнце, тает снег, оживает природа — наступление весны отмечают с давних времен блинами и народными гуляниями.

Масленица — это праздничная граница между зимой и весной, и обычно по календарю она приходится на конец февраля-начало марта. Дело в том, что масленичная неделя — подвижный праздник.

Вошедшая в церковный календарь как сырная неделя, Масленица отсчитывается от Пасхи и предшествует началу Великого Поста. В древности же Масленица зависела от дней весеннего солнцеворота. Церковь не стала перечить народным традициям и накануне длительного периода воздержания даже верующим разрешается есть сытно и празднично. В честь наконец-то выглянувшего из-за туч солнца пекут жирные блины, делают маленькие булочки-жаворонки. Сдобные блины с медом и сметаной да с горячим чаем — обалденно вкусная вещь, особенно с мороза!

Почему бы не провести выходные весело и ярко? Собрать родных или друзей и отправиться на народные гуляния, которые традиционно проводятся в эти дни на центральных площадях города. Весна сияет пестрыми красками, шумит разными играми веселая Масленица, целую неделю в домах и кафешках можно есть масляные блины с всевозможными начинками и без. Накануне — самое время оживиться, запастись мукой, новыми рецептами и хорошим настроением в ожидании весенней суеты и гостей.

Покататься на горке, поездить в санях, поиграть в снежки, поперетягивать канат, попрыгать в мешках, походить на ходулях, потолкаться в петушиных боях, пометать палки в снег на дальность, а картонные блины в коробки на точность — море простых забав на свежем воздухе запросто поднимут вам настроение!

Но самым ярким событием любого праздника Масленицы, его кульминацией считается сжигание чучела Масленицы. В детстве меня удивляло, почему Масленица должна быть одновременно и очень красивой и очень страшной, да при этом еще и смешной.

Понятно, что чучело — это символ холодной и трудной зимы, поэтому прощаясь с ним, народ радовался тому, что все печали, горести и обиды прошедшей зимы превращаются в пепел. С другой стороны, это же было чучело Масленицы — румяной дородной бабы, символа весенней сытости и благополучия, которая всех угощает жирными и вкусными блинами. Явное противоречие.

Но если вспомнить историю праздника, то эта двуликость образа станет понятной. Масленица в древние времена воспринималась как своеобразный земледельческий новый год. И если рассматривать сожжение чучела в этом контексте, то смысл обряда заключается в выражении идеи вечного обновления. В костер, на котором сжигалось чучело, обычно выкидывали и старые вещи, чтобы все дурное осталось в прошлом, а пепел развеивали, оставшуюся солому же растаскивали по полям в знак обеспечения хорошего урожая.

Возрождение жизни, ее обновление через смерть, природная цикличность умирания и воскресения — об этом напоминает старый обычай. Холод-голод и благоденствие, тоска и безудержное веселье, безделье и тяжелый труд — жизнь создана из противоречий, бесконечная смена которых придумана самой природой. Недаром в некоторых областях в последний день Масленицы сжигали и оставшиеся блины — после большого скоромного праздника наступал Великий пост.

А в день большого народного праздника Масленицы тоже можно присоединиться к старинной народной мудрости — выбросить старое и ненужное и загадать, глядя на огонь, заветные желания. Ведь для того, чтобы устроить веселый семейный праздник, вполне хватит обыкновенного старого веника.

    Начну с того, что праздник Масленница является языческим и очень древним. Сжигание чучела Масленницы - это уход из жизни невзгод, неприятностей и печалей; это уходящая зима; и это обряд - жертвоприношение на плодородие земли, на будущий урожай.

    У древних славян традиция была не только сжигать чучело, но и зарыть пепел в землю (ритуал целый). Мало, кто знает, что в некоторых местах Руси не сжигали, а топили чучело Масленницы.

    Сейчас на праздниках можно увидеть маленькие чучела Масленницы. Есть поверье, что если их сжечь уйдет хворь, либо несчастье в любви.

    После Масленницы наступает Великий Пост. Как эти праздники связаны между собой (языческий и православный) - читайте здесь.

    А вот фото праздника Масленницы из личного архива - 2016 год:

    Сжигание чучела на Руси означало наступление конца холодной зимы, само чучело олицетворяло зиму, таким образом народ как бы прощался, хоронил е и встречал весну. К костру, где сгорало чучело, люди старались стоять поближе, считалось, что, чем ближе находился человек к огню, тем больше он очищается, также в костер подбрасывали старые ненужные вещи, говоря этим, что вс старое осталось позади вместе с зимой, а ждали прихода нового вместе с весной.

    На языческий праздник Масленица провожают зиму и встречают весну. Этот день связан с разными традициями и обрядами. Блины, которые жарят в этот день ассоциируются с теплым весенним солнцем. А чучело, наряженное в виде женщины и обычно в русско-народном костюме, сжигают до тла. Таким образом люди верят, что они сожгли зиму и скоро придет теплая весна.

    Масленица - старинный русский праздник, который имеет скорее языческое начало, нежели православное. Сегодня мало кому известны все древние традиции Масленичной недели, но все-таки некоторые ритуалы сохранились до наших дней. Один из них - сжигание чучела Масленицы, которое имеет вид красивой и дородной женщины. Этот ритуал приходится на последний день Масленичной недели - на воскресенье (хотя до революции Масленичное чучело сжигали в субботу). Сам процесс сожжения символизирует конец зимы и начало нового, урожайного года. В природе многие процессы носят циклический характер, и Масленица символизирует этот цикл - как Феникс возрождается из пепелища, так и новый урожай появляется после долгой зимы.

    Как известно, за Масленицей наступает Великий пост. В старые времена при сжигании чучела Масленицы люди бросали в костер сытную еду. С одной стороны это было поминальное кушанье для Масленицы, а с другой - объяснение для детей, куда подевались все яства.

    Традиция сжигать чучело на Масленицу уходит корнями в далекие времена, когда славяне таким образом прощались с Зимой, по другому варианту с богиней смерти, причем отмечали они Масленицу более правильно - в день весеннего равноденствия. Продолжительность дня начинала превышать продолжительность ночи, а значит весна полностью вступала в свои права. Сейчас Масленица привязана к дате Великого поста, ведь старое традиционное время празднования Масленицы по любому приходилось на период строго воздержания от скоромной пищи и тем более от разгульных празднований. Сжигая чучело Зимы люди словно избавлялись от страха перед морозом, но все-таки старались задобрить его напоследок, бросая в костер разную пищу - поминальный обед.

    Сжигают как символ прошлого, умершего, как богиня зимы и смерти погибает в ярких весенних лучах. Вот такой смысл. Избавится от отмершего, ненужного. Но душа богини зимы в это время не сгорает, она вечна, возродится на следующий год.

    По языческой традиции - это сожжение Зимы. А по христианской - сожжение разгульной Масленицы. В костр, по традиции, бросают и еду, оставшуюся с праздника. Тем самым в Великий Пост вступают без груза чревоугоднических желаний, как бы отсекая себя от разгула.

    Сжигать чучело Масленицы у нас в России такая древняя традиция, корни у не языческие. Само чучело олицетворяет собой холодную студную зиму, а древние славяне отождествляли его с богиней зимы и смерти Марой (Мореной). Поэтому появился такой обряд: сжигали само олицетворение холода, чтобы надолго распрощаться с Зимой и облегчить приход тплой Весны.

    Сжигание чучела обычно заканчивает празничные гуляния старинного праздника Масленица и происходит это в последний день, в воскресенье. Символизирует это прощание с зимой и встречу весны, нового урожайного года.

    В Масленицу сжигают чучело, которое стараются нарядить, сделать дородной, чтобы она была веселой и немножко страшной и немножко красивой 🙂 Потому что с сжиганием чучела люди прощались с зимой, но чтобы она возращалась снова, прощались со всем плохим и старым, чтобы привлечь новое и хорошее. Сжигали сытную еду в этом костре, оставшуюся после праздника, старые вещи и загадывали достаток.

    Заканчивается праздник Масленица сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму. Его делают из соломы и тряпок. Это большая кукла, которая одевается в женскую одежду. Кукла смешная, красивая и страшная одновременно. все люди прощаются с чучелом как с холодной морозной зимой. Они радуются ее окончанию, при этом все поют песни, пляшут, катаются на санях, горках качелях, водят хороводы и едят блины. Сжигая чучело в этот праздник люди надеятся, что вместе с этим сгорят и их печали и беды, и поскорее наступит долгожданная весна.

Празднование Масленицы традиционно проходит в течение недели. Кульминация праздника – сожжение соломенного чучела – приходится на ее последний день, так называемое «Прощеное воскресенье». Кроме соломы, для изготовления чучела использовалась старая одежда. При этом его старались сделать смешным и страшным одновременно.

Традиции сожжения чучела Масленицы

В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям. Иной раз, вместо чучела, по селу возили живую Масленицу. В ее роли могла выступать нарядно одетая девушка, старуха или старик-пьяница. Разумеется, в подобных случаях Масленицу никто не сжигал. Ее вывозили за околицу и вываливали в снег.

Существовал и такой обряд. Большую соломенную куклу нарекали «Сударыней-Масленицей», затем устанавливали на сани, в которые впрягались трое молодых людей. Они вывозили чучело за околицу, давали ему в руки блин, а затем также сжигали на костре.

Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. Пепел развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю, который должен был принести возрождение жизненных сил.

Ритуальные костры

Сожжение чучела воспринималось как торжественное, праздничное действие и сопровождалось песнями и хороводами. В ритуальном костре стремились сжечь все старые и ненужные вещи, чтобы впоследствии они вернулись обновленными и принесли в дом достаток и процветание. Так как люди искренне верили в то, что впереди их ожидают лучшие, благополучные и счастливые дни, то хотя бы часть их надежд непременно сбывалась. Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни.

В некоторых местах традиция изготовления соломенного чучела не получила распространения. Там на возвышенностях разжигали костер, куда бросали ненужные вещи, собранные детьми по всей деревне. Иной раз в нем сжигали колесо, считавшееся символом солнца. Как правило, его надевали на жердь и устанавливали в самом центре костра.

В центральной России проводы Масленицы сопровождались сожжением скоромной пищи, которая также являлась одним из символов праздника. В кострах сгорали остатки блинов и масла, туда же выливалось молоко. Иногда родители просто говорили детям, что в доме не осталось скоромной пищи, так как вся она сгорела в костре.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх