Николай могильный. Храм успения пресвятой богородицы

Не секрет, что во многих молодых семьях вопрос о распределении обязанностей стоит довольно остро. Кто кому что должен? Бывает ли работа чисто женская, сугубо мужская? Работа по дому, забота о детях - должны ли лежать исключительно на плечах жены? Общих рецептов быть не может. Тем интереснее субъективный взгляд, личный опыт разных семей.

В рамках небольшой полемики мы дали слово троим отцам семейств.

Так кто же всё-таки должен мыть посуду?

Владислав Головин, редактор журнала Forbes, 35 лет, отец двоих детей:

«Никто никому ничего не должен»

Чувство долга превращает семейную жизнь в работу по найму. Я - приношу зарплату в дом, содержу семью, а ты, жена, - мой посуду, готовь ужин, делай с детьми уроки и… в общем, чтобы в доме был порядок. Бывает, хоть и редко, наоборот - муж выполняет домашнюю работу, а жена обеспечивает доходную часть семейного бюджета. Отношения при этом всё равно рискуют остаться на уровне «работодатель - наёмный сотрудник».

Поэтому я не люблю фразы «жена должна» или «муж обязан». Моя жена ничего мне не должна. Не захотела помыть посуду - да ну её, эту посуду. Не накормила детей - ничего, стройнее будут. Я её люблю не за сходство с кухонным комбайном, и она меня ценит не как стодолларовую купюру. Есть волшебная невидимая нить, которую меж нами протянули, как сказал поэт, - и это важнее. Чтобы не порвать эту нить, я совершу далеко не самые героические и романтические поступки: вынесу мусор, поиграю с детьми, приготовлю ужин. Это не моя обязанность. И не её. Это одно из проявлений любви. Если завтра я потеряю работу и не смогу содержать семью, жена будет шить на заказ, работать репетитором - в общем, заработает деньги. Это другое проявление любви. У нас в семье дети сами могут помыть посуду или полы, хотя никто им не вменяет это в обязанность.

Если вы, дорогой читатель, однажды зайдёте ко мне в гости - вы скажете, что моя идея немного хромает. Да, у нас никто никому ничего не должен, но в раковине - грязная посуда, в детской - бедлам, а в холодильнике - шаром покати. Я видел много семей, где в доме идеальный порядок, но муж с женой общаются на повышенных тонах, а дети вместо сладкого получают подзатыльники.

Конечно, это далеко не всегда так. Есть семьи, которые умеют сохранить и порядок в доме, и трепетное отношение друг к другу. Я прихожу в такие семьи как на экскурсию. Смотрю, как люди общаются, как организовывают быт, и благодарю Бога за такой пример. Но в этих замечательных семьях я не слышал фраз «ты должен», «ты обязана». Никто никому ничего не должен!

Когда я встретил хрупкую девушку, которую теперь имею счастье называть своей женой, мне и в голову не приходило расписывать заранее семейные обязанности, график приёма пищи или время прогулок с детьми. С ней было легко общаться и приятно помолчать вместе. Поэтому я и теперь стараюсь находить время на то, чтобы побыть вдвоём. Если нас связывают только взаимные обязанности по воспитанию подрастающего поколения, то что мы будем делать лет через десять, когда дети вырастут? Что мы будем делать после смерти, за той последней чертой, где любящие супруги будут вечно пребывать вместе?

Вопрос, на самом деле, в другом. Откуда вообще появилась идея, что проявления любви между мужчиной и женщиной нужно регламентировать? Писать об этом статьи, книги, исследования? Да, нам не обойтись без внешних напоминаний о том, как нужно вести себя, а как - нет. Но в современной православной публицистике о браке как-то стало слишком много рассуждений о взаимных обязанностях. Как вести себя по отношению к жене, как - по отношению к мужу, к детям. Тяжело и скучно читать подобные вещи. Ведь жизнь гораздо богаче и сложнее списков неотложных дел или унылых обязанностей. Нам нужны не советы о том, как строить семьи, а живые рассказы об уже построенных семьях. Примеры мужей и жён, достойные подражания. Не потому, что они жили как брат с сестрой и ушли в монастырь. А потому, что они жили вместе, кормили детей, бегали с ними в поликлинику, меняли памперсы, опаздывали на службу. И всё же оставались искренними христианами - молящимися, ищущими, ошибающимися, но стремящимся жить перед Богом. Люди, дайте мне такие примеры!

Юрий Наумов, 36 лет, общественный деятель, отец двоих детей:

«Я - должен»

Вот уж точно: в каждой избушке свои игрушки. Смотрю на своих семейных друзей - православных, протестантов или простых язычников - ужас! Да как же они вот так вот живут? Всё же должно быть иначе! Но стоит ли ходить в чужой монастырь со своим уставом? - Вряд ли. Тут возможен и уместен только некий обмен опытом, выставка игрушек, так сказать, без попытки всучить их наивным посетителям.

Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь, что семья - это то, что происходит с нами прямо сейчас. Поэтому все свои благие порывы и добрые намерения (пресловутый вынос мусора) необходимо воплощать в эту самую минуту. Есть затруднение, с которым сталкивается каждый христианин. Спасение так желанно, однако соблазн быть спасённым «только не сейчас» - едва ли слабее. И семья в этом смысле - отличный практикум спасаться «прямо сейчас» и готовиться к вечной жизни. А иначе что получается? - Я готов любить, прощать, служить, быть рядом, даже отдать жизнь - как только дочитаю эту книгу, пройду этот уровень, немного отдохну, пообедаю или выпью пива с друзьями… И вот так проходит та самая минута, самая важная и самая главная минута, когда требовалось и важнее всего было - любить, служить, прощать и быть рядом. Минута идёт за минутой, минуты складываются в часы, часы в дни, а дни - в годы и годы упущенного моими близкими - чего? Может, того самого - семейного счастья?

И всё-таки: кто, кому и что должен? - Есть вариант с распределением взаимных обязанностей. Всё чётко, ясно, понятно, и кому-то именно это подойдёт. Я этот способ организовать семейное счастье хорошо понимаю, но совершенно не приемлю. Как только речь заходит об обоюдности в любви и в браке, то любовь и брак превращаются в торговую сделку. В натуральный обмен: ты - мне, я - тебе. В рыночную справедливость: баш на баш. В торговый подсчёт: выгодно - невыгодно, кто в убытке, а кто в прибылях. Короче, в ад. - Однако, повторюсь, кому-то подойдёт именно такой вариант подготовки к вечной жизни.

Есть и другой вариант: никто никому ничего не должен. Ибо - любовь. Простите, но такую любовь я не понимаю совсем. Дело вовсе не в том, что шансы на домашний уют становятся призрачными, это как раз дело последнее. Дело в другом. Представьте себе Христа, Который бы проповедовал такую любовь. Взошёл бы Он на Крест нас ради человек и нашего ради спасения? Сомневаюсь. - Но можно и так жить.

И поэтому мой вариант распределения семейных обязанностей таков: я должен. И по той же причине: ибо - любовь. Потому что любовь - это не взаимная индульгенция от обязанностей, а одностороннее принятие обязанностей на себя. Потому что любовь - это делание добра ближнему независимо от его желания сделать добро мне.

Я - глава семьи. Не вникая в суть, можно обозвать меня тираном и деспотом. Но меня это мало интересует. Ведь я полагаю, что глава семьи должен себя - свои страсти, привычки, желания, увлечения и прочая - распинать ради своих ближних. Не ближних распинать - пусть даже ради их блага, духовного роста и спасения, а себя. Где-то тут находится уподобление Христу.

Сколько людей готовы на это? Не на словах, а на деле? Не завтра, а прямо сейчас? Не раз в году, а каждый день? - Да я же первый не готов! Я совершенно искренне верю, что суть православного христианства - жертвенная любовь к ближнему. Я пытаюсь жить по этому убеждению и не загибать пальцы: это я сделал, а это она сделала. Но и в моём доме неплохо бы на стене вывесить транспарант «Ты должен!», и чтобы подзатыльник ежедневный мне кто-то давал, чтобы я не забывал, кто глава этой семьи.

Потому так насущно для нас правило из Послания к евреям: чтобы привычкою были приучены. То есть внешние напоминания об обязанностях - такие раздражающие, монотонные, назидательные и обильные - не будут лишними, пока выполнение обязанностей не войдёт в привычку. Вопрос только - к чему привыкать (варианты смотри выше). Тут уж каждому своё.

…А вообще всё намного короче и понятнее уже сформулировал Клайв Льюис: «Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюблённости, а тому, что они - скажу попросту - хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом».

Протоиерей Николай Могильный, отец восьмерых детей:

«Дисциплина без любви - концлагерь, любовь без правил - анархия»

Слова «обязанность», «долг» вызывают истерику у тех, кто боится потерять свою свободу. Для таких людей, как правило, также неприемлемо выражение «раб Божий», им претит перспектива рабства. Но для христианина в них кроется сокровенный, духовный смысл. Становясь рабом Христовым, человек обретает свободу, перестаёт быть рабом греха. Брак как раз и направлен на то, чтобы лишить человека греховной свободы, «снести» неправильное приложение под названием «эгоизм». Наверное, именно это имел в виду Артур Шопенгауэр, когда писал: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Убеждение, что никто никому ничего не должен, мне кажется ложным и неверным, оно ведёт к всеобщей безответственности. Мы все друг другу должны. Мир так устроен, что люди, как и вся Вселенная, находятся в тесной связи между собой. Об этом чётко сказал апостол Павел: Церковь - это тело Христово. Любое общество, независимо от того, верующее оно или неверующее, читало оно Евангелие или Коран, всё равно является единым целым, всё равно люди соприкасаются друг с другом. Если рука откажется от своих функций и скажет: «Я не должна ничего голове или ноге!» - рука усохнет. Если рука хочет быть полноценной, то она должна уметь строить взаимоотношения с другими членами тела.

Семья же - это малая Церковь, некий микрокосмос, и без иерархии здесь не обойтись. Это не иерархия тоталитаризма, а иерархия любви. И если исполнение обязанностей в браке не приносит ощущения счастья, то это свидетельствует об оскудении любви. Если между супругами есть любовь, то взаимные обязанности приобретают определённо другой смысл. Одно дело - делать из-под палки, другое - с радостным желанием отдавать себя близким.

На женщине лежат домашние, рутинные обязанности - уборка, приготовление пищи, воспитание детей, воспитание мужа, наконец. И всё это невозможно потянуть без любви. Поэтому апостол Павел прежде всего обращается к мужьям: Мужья, любите своих жён. Вот - кульминация. Муж задаёт тон, он ведущий, потому что он глава. Его первая обязанность - освящать семью; не ходить по дому и кропить всех святой водой, а освящать своей любовью. Если он, придя домой не в духе, всех загнал «под лавку», то жене уже не хочется ни готовить, ни служить ему. А если он светится, то и весь дом его светится и обретёт в нём надёжную крепость, полную тепла и уюта. Другое дело, если муж не занял место главы, на которое ему указал Сам Господь, не проявил мужества, твёрдости, мудрости, терпения, - в такой семье прежде всех будет страдать жена.

Мужчина и женщина - разные полюса одной планеты. То, что не важно для неё, очень важно для него, и наоборот. Например, муж - эгоист или прагматик, в сердцах скажет: «Почему я должен своей жене дарить цветы, это непрактично, они же завянут!» Но для женщины это важно, для неё это - проявление чувств. Мы изучаем друг друга в браке, познаём, как угодить супруге или супругу, учимся обходить острые углы и так далее. И тогда брак становится спасительным, как сказано в венчальных молитвах, «союзом любви неразрушимым».

Я согласен, что если забить колья, протянуть колючую проволоку и подключить электричество, то получится концлагерь для двоих. Тем не менее, правила дорожного движения нужны. Иначе наступит хаос. Беспорядок в доме и пустой холодильник не надо принимать за норму. Если, как в сказке Чуковского, свинки замяукают, а кошечки захрюкают - чем всё закончится? Пожаром! Тем более что наше отношение к своим обязанностям постоянно «сканируется» детьми. Родительский пример, как известно, самый мощный рычаг в воспитании. Всё начинается с малого, и если я не застилаю постель, то и мой сын станет поступать так же. Как потом я смогу ему привить чувство долга перед родиной, если с малых лет он в таких мелочах не имеет навыка, не способен себя понуждать? И моя дочь, чья-то будущая жена, вырастет неряхой, если моя матушка перестанет себе вменять в обязанность поддерживать чистоту и порядок в доме.

Современная психология называет дисциплину условием, необходимым для нормального существования общества и человека. Главное - помнить: дисциплина без любви - концлагерь, любовь без правил - анархия.

В рамках просветительских бесед в галерее «Соборная» 26 декабря 2013 года прошла творческая встреча с протоиереем Николаем Могильным. Поделились опытом и поразмышляли на тему «Как создать крепкую семью?» отец Николай и матушка Виктория.

Отец Николай и элегантная женщина вошли в наполненный слушателями уютный зал галереи — и сразу же растворились в массе посетителей. Даже предначинательную молитву, сославшись на хрипоту, батюшка предоставил аудитории, которая хором подхватила «Царю Небесный…». Когда же отца Николая усадили за столик с микрофонами — «трубками», как он их впоследствии стал называть, батюшка произнес: «Глядя на ваши лица, можно пройти курс на тему как правильно провести отпевание…». Таким вот образом зал познал православный юмор отца Николая, выручавший неоднократно батюшку на протяжении более чем 2-часовой встречи…

Ведущая, заметив слабо скрываемое батюшкой уныние, пригласила и матушку Викторию занять место за столиком — моему удивлению не было предела: на сцену вышла та изящная красавица, с которой отец Николай вошёл в галерею! «Мы не знаем, как построить крепкую семью, — произнёс печально отец Николай — она трещит по швам… Это итог 70-летнего царствования советской власти. Семейная жизнь была не реформирована, а деформирована, потому что женщину выгнали на работу: она оставила всё — дом, мужа и ушла в никуда… И мы с матушкой — жертвы этого же. Таскает матушка сумки, обстирывает нас десятерых. Наши родители после «счастья» советской власти пребывали в состоянии переутомления. И кто мог себе позволить оставить женщину в семье? Это глобальная проблема. Капитализм направлен на обогащение кучки людей. Один прихожанин как-то пожаловался: «Как я могу создать семью, если я 2,5 тыс. зарабатываю? Обещают платить больше, но обманывают»…

О.Н.: Я откровенно делюсь тем, как было у нас с матушкой: Виктория закончила театральное (матушка уточняет, что всё-таки хореографическое!) училище. У нас не было ни кола, ни двора. Из того, что у нас есть теперь, я ничего не заработал, не в шутку сознаётся батюшка. Это все усилия сестры матушки! Хочу дать напутствие желающим вступить в законный брак: делайте опись приданого! А то выйдет, как у нас — стоит ваза на столе и соблазняет меня, а оказывается, она не наша, а сестры матушки… Но в остальном у нас всё было замечательно: и в свадебное путешествие поехали в Крым — ну подумаешь, в ноябре! Зато в море купались при +17. Наша проблема в том, что мы поумнели. Мы пытаемся рассчитать наши возможности, и это неправильно. Есть проблема: ищет работу муж десятилетиями, а женщина пашет на мужа…

С этими словами отец Николай передал «трубку» матушке: «Летом в деревне мы с детишками зарабатываем зимний провиант! А то жалко деток нагружать зимой, т.к. кружки, спорт и т.п., поэтому трудимся летом».

О.Н.: Мы никогда не ощущали, что Бог оставляет нашу семью: нужна обувь, а денег нет. Вдруг через час звонят друзья и предлагают вещи, мол, детки выросли, возьмите, не обидьте нас! Мы, в свою очередь, поборов обиду, принимаем этот дар. Существует странный стереотип: ездить по разным странам в разное время года — в холодное ехать в тёплые и наоборот… Может, и матушка желала бы куда-то поехать, но мне об этом ничего не известно, к счастью.

Счастье ведь зависит не от денег в кармане, а от взаимоотношений между супругами. Часто видим, что вроде бы материальное благополучие есть, а взаимоотношений нет… Что касается наших детишек, вот вам пример: родился первенец — бабушки-дедушки рады несказанно; второй — уже недовольство; за третьим — уже ощутим прессинг… Даже возражения: «Вы же нас не кормите!» — ни к чему. Было тяжело, когда матушка носила 4-го. Когда старшие подросли, они стали присматривать за младшими: все заняты, в доме тишина! Младшему 2 года и 9 месяцев, а старшему 14 лет, и они любят друг друга. Мы с братом дрались до тех пор, пока я не вырос и не дал ему отпор. С тех пор всё стабилизировалось. Но многодетных недолюбливают… Вот входит матушка в нашем Коцюбинском в супермаркет вместе с детишками, да не со всеми, лишь пятерых взяла (трое дома), — и то шипят: «Девушка с детьми!»

М.Виктория: В Крыму однажды было хуже: на пляже мы разместились, а две соседки «из прошлого» комментируют: «Она ни дня не работала. А муж ей пенсию выбил».

О.Н.: Когда уже было 6 деток, начались вопросы наперебой. Хочу ответить всем, но не могу. Впадаю в бессилие. Начинаю раздражаться. Предлагаю игру в «на кого посмотрю — тот рассказывает, остальные слушают».

М.В.: На детях видишь свои ошибки. Так что если делиться, то лишь своими ошибками. Надо книги читать по психологии, хотя бы для того, чтобы знать, что можно сказать в гневе, а чего говорить не стоит.

О.Н.: Вот мы вместе пахали, а «героиню-мать» дали только матушке… А батюшка, значит, не герой! А вот у матушки я бы спросил, что раздражает во мне?

М.В.: «Який їхав, таку здибав!» Когда-то о. Михаил Бойко в Покровской обители сказал: «Притрётесь и будете смотреть в одном направлении лет через 25». 16 уже прожили. До полнейшего счастья осталось лет 10… Научились не исправлять, не пилить, не делать замечаний… В момент искушений видеть друг в друге образ Божий, а не что-то другое. Я не знаю — как люди неверующие справляются с трудностями? Я их уважаю. Тут с Богом тяжело, а как без Бога?

О.Н.: Если муж обижает, то женщина ведь всегда права. Принимай как из рук Господа! Если муж ущемляет — это от Господа. Усмири свою гордость. В любом случае, Господь на мужчине потренировался, а женщина — совершенство! Господь ведь друг друга посылает нам для нашего спасения. Брак — это радость и непрестанное служение друг другу. Кому-то шубка нужна, а кому-то покой и внимание. Счастье не в том, чтобы жену поставить в стойло, а самому — на пьедестал. В браке ведь дарят друг другу любовь и радость. Брак — это труд. Это самоуничтожение. Даже когда ты хочешь его убить, ты должна его любить! Женщина может изменить мужчину терпением, кротостью. Из посланий ап. Павла знаем, что мы должны изначально подготовиться, что всё будет не так, как мы себе нарисовали. Христос сам нёс своё орудие убийства: жена готовит мужу то, чем он её станет убивать. От нас зависит, будет ли терновый венец заменён на царскую диадему!

P.S. В итоге отец Николай признался: «Я не могу смирить матушку, пока она сама не захочет! Это — признак женской адекватности».

Ч удо – явление, сопровождаемое нарушением законов естества. Для большинства наших современников самое желанное чудо – «преумножение хлебов». Несомненно, это чудо. Но мне ближе чудеса, укрепляющие в вере, открывающие тайну Отеческой любви и заботы Господа Бога, к беспечно дремлющему в своем неверии человеку.

1. Ошибка педагогики

Я родился и вырос в Киеве. На Байковом кладбище, старейшем в городе, лежит не одно поколение рода Могильных. Даже безбожие не смогло вытравить из советского человека уважение к усопшим. Похоже, бесчинные вопли «на гробках», временами переходящие в драки «скорбящих» родичей, смягчали сердца партийных чиновников. В один из таких поминальных дней мы с родителями оказались на кладбище. Прибрав и украсив могилки, с чувством исполненного долга мы возвращались домой. Покидая кладбищенскую ограду, мой родитель, парторг завода, вдруг перекрестился и сказал: «Земелька им пухом!». Мне, новоиспеченному пионеру, эти слова резанули слух. «Земелька им камнем», – бездумно выпалил я. Мама, сидящая рядом, тут же наотмашь врезала мне по губам, зацепив курносый в веснушках пионерский носик, из которого побежала кровь. В ту минуту я понял – есть Бог! Обиды не было, было лишь радостное чувство встречи с Творцом, с Тем, кто выше всего, кто владеет вселенной, жизнью и смертью! С тех пор я искал Его. Ни до, ни после родители меня не били

2. Плач гонителя

В нашем подъезде на девятом этаже жила верующая старушка. Каждый день она ездила во Флоровский монастырь на службы. После случая на кладбище я желал расспросить ее о Боге, для чего и караулил неоднократно, но девяностолетняя женщина почему-то разговоров избегала. Вскоре я присоединился к толпе мальчишек и вместе с ними дразнил Прасковью Романовну, так звали молитвенницу, обзывая ее «богомолкой». Особенным рвением гонителя отличался мой старший брат. Старушка тихонько шептала молитвы, глядя «сквозь» нас, оболтусов, как бы что-то видя на заднем плане… Время от времени она давала нам с братом просфоры, мы их очень любили за необыкновенный вкус, ели, но дразнить не переставали.

Прошли годы. Первым воцерковился мой брат (сейчас он послушник в монастыре), потом пришла и моя очередь. Когда умерла Прасковья Романовна, я служил в армии. Мой брат узнав о ее кончине, всю ночь у гроба читал псалтирь. А когда ее тело в черной мантии предавали земле, он плакал.

3. Семинаристы и работяга

Воцерковился я после армии. С неофитским пылом бросил все «мирские» начинания и устроился работать в Киево-Печерскую Лавру. Однажды мне в помощь дали двоих ребят-семинаристов, на практику. Благообразные юноши, посвященные в тайны духовной науки, не вписывались в контекст земельных работ на глинистых склонах монастырского подворья. Я решил их отпустить восвояси. Один с «ангельской» скоростью тут же удалился, а другой остался. Целую неделю я как ребенок выпытывал у него «тайны» спасения, с открытым ртом слушая о Сифе, Ное, Илье, Вараке и Деворе, Самсоне и Премудром Соломоне. Слышал страшное обличение Предтечи, благоговел пред Святой Троицей и удивлялся подвигам Печерских святых. Он открыл мне мир Веры, я и до сих пор считаю его своим наставником. Теперь нам за сорок. Я закончил Духовную семинарию, принял священный сан. Сейчас мои «практиканты» – уважаемые священники, близкие друзья и кумовья, просто родные люди. Благодарю Тебя, Господи.

4. Молитва неофита.

Мои первые месяцы в Церкви совпали с работой на лаврском хоздворе. Противоречивые благословения братии ввели меня в «ступор» уныния. Хотелось все бросить и уйти. Тут я вспомнил о известном киевском батюшке, у которого окормлялся старший брат. Казалось, только он мог разрешить мои недоумения. Я стал просить: «Господи, помоги увидеться с батюшкой» . Было около семи часов утра, вокруг ни кого не было. Вдруг кто-то меня окликнул: «Деточка, ты не знаешь, почему закрыты пещеры?» . Передо мною стоял дивный старик с белоснежной бородой и такими же волосами. «Вы не отец Михаил?» , - спросил я. Он ответил утвердительно. Я на радостях вцепился в него и через полтора часа беседы «стал другим человеком», не унывающим более. Следующие пятнадцать лет, до самой кончины, батюшка был моим духовником.

5. «И даст тебе Господь по сердцу твоему»

Моя жена родила восьмерых деток. А значит, восемь раз мы мучительно принимали решение, как назвать малыша. Точнее не восемь, а семь. Матушке очень нравилось имя Тихон, здесь сомнений не было. После старшего сына Господь посылал только девчонок. Она молилась у мощей святителя в Донском монастыре, и через два года, на Благовещение родила пятого ребеночка – сына. В этот день Святая Церковь совершает память . Тихон – означает «счастье».

6. Не в бревнах, а в ребрах.

Рукоположили меня на приход в село под Киевом. Как говорится «ни кола, ни двора», и не церкви. Целина, поросшая «бурьяном» людского неверия. Председатель выделил хатку. Стены из прессованной соломы, с улицы полкирпича, 18 квадратных метров. За ночь сделали алтарь и на Рождество отслужили первую службу. Прошло почти десять лет, а храма все не удавалось построить. Народ у нас небогатый, сельский. Пришел я к духовнику плакаться, а он: «Бог не в бревнах, а в ребрах»! Строй в душах людских храмы, остальное Господь управит… Так и вышло. Случился на Рождественских святках в нашем храме-рукавичке пожар. Пошел я по селу просить помещение послужить до весны. Все разводят руками: нет, мол помещения… Один хозяин завода сказал: «Подумаю, прийди через неделю». Неделя пролетела, прихожу, а он: «Я тут с друзьями говорил, они у меня верующие, в общем, решили мы построить в поселке храм» . И за год построили, из бревен, да такой красы храм, пожалуй, другого такого не найти. Дивна дела Твоя, Господи!

7. «Ты не бойся меня»

Каждый год на Святую Пасху наша община поздравляет заключённых в тюрьме. С начала песнопения в храме и освящение приношений. Потом идем в тюремную больницу, раздаём яйца и пасхи, поздравляем болящих. Потом на «яму», место, где содержаться самые «закоренелые» преступники. Поем, раздаем, окропляем святой водой. Камера за камерой. Открываем следующую, на пороге стоит «детина», «косая сажень», лицо – страшно смотреть. Взгляд как из преисподней, мурашки по телу… Кропить или не кропить? Кроплю обильно… И вдруг на его лице появилась улыбка – как солнце. Я кричу: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе» , – громыхает в ответ. После Пасхи он вышел из «ямы», стал ходить в храм. Освободился, оставил жизнь блатную. Теперь у Юрки на лице всегда улыбка вместо «печати Каина», а руки в трудовых мозолях... Воистину Воскресе! Вообще, тюрьма – это страна Чудес. Помню, попросили причастить умирающего от СПИДа, врачи из тюрьмы его даже домой отправляли умирать. В память врезалось почерневшее, очень худое лицо мученика, температура у него тогда была 41. Через несколько недель кто-то обнимает меня сзади и спрашивает: «Не узнаете, батюшка?» Какой-то розовощекий гражданин передо мной, нет, не узнаю. «А Вы меня тогда причастили, и Господь не дал погибнуть, оставил жить…» Я только в недоумении развел руками: «Дивны дела Твои, Господи!» Он и сейчас жив, надеюсь, доживет с Богом до свободы.

8. Поп и иудей.

Месяц работала буровая установка, а воды все нет. Пригласили батюшку, вдруг поможет. Отслужили молебен, помогло, пошла вода. Директор станции техобслуживания говорит: «Берем, батюшка, вашу машину «на поруки»! И стал батюшка на старом «Жигуле» частым гостем на станции. Работал там менеджером один парень. Веселый, общительный, всеобщий любимчик. И нашего батюшку не обходил «вниманием», иной раз отпуская «богохульные» шутки. Хотя потом подходил и совестливо справлялся: «Не обидел ли – я же иудей, я же неверующий. «Неверующих не бывает», - хитро отвечал батюшка, похлопывая собеседника по спине… Шли годы, «Жигуленок» ломался, батюшка приезжал, иудей подтрунивал, Господь делал Свое… Встретил наш иудей девицу-красавицу. Потерял голову, жениться зовет синеокую. А она-то веры Православной исповедница, да и смело ему так: «Зачем ты мне, «нехристь», нужен?! Приуныл невер. Стал Библию читать. Да и звонит батюшке, дело, мол, есть, важное. А батюшка ему сходу: «Крестный есть?». Тот опешил: «Откуда знаете, что крестится хочу?». Батюшка в ответ: «Во-первых иудей, а потом…» . Ради Вас пришел Спаситель, а потом и нас, язычников призвал ко спасению. Вскоре иудей наш крестился, обвенчался с синеокой, родились у них детки. «Жигуленок» батюшкин давно переплавили в мартенах, а с «иудеем» теперь видятся по воскресениям в храме. Батюшка теперь слышит благочестивые шутки и сияет, радуясь, ведь «Во Христе нет Иудея, Эллина, раба, или свободного»…

9. По вере вашей…

В храм вошли женщина с девушкой. Они спросили батюшку. «Чем могу быть полезен?» – окликнул вышедший из алтаря священник? «Окрестите мне дочь?» – обратилась дама. «А сколько Вам, девушка, лет?» – «Шестнадцать». Священник рассказал, как подготовиться к таинству. Девушка начала посещать храм и через полгода крестилась. После крещения Таня дорогу в храм не забыла. Стала подниматься на клирос и вскоре начала регентовать. Церковь – дом, дом –церковь. И так больше десяти лет. Мать стала роптать: «Тебе под тридцать, а живешь, как монашка. Замуж пора выходить. Бросай свою церковь!». А Таня бросать и не собиралась. Просила и ждала – единственного, которого по вере ей приготовил Бог. И он «пришел, увидел, победил». Более торжественной свадьбы у нас на приходе не было. Скоро у них родится малыш. Дух ходит, где хочет.

10. Не святые горшки обжигают.

Мои родители были простыми людьми. Они прожили сорок пять лет вместе удивительную, насыщенную добром жизнь. Мы с братом согревались в их любви, а она лилась через край нашего дома, собирая под крышей множество хороших людей. Порой мне кажется, что не всегда стоит тревожить Бога: следует учиться самим творить чудеса.

Чудо – явление, сопровождаемое нарушением законов естества. Для большинства наших современников самое желанное чудо – «преумножение хлебов». Несомненно, это чудо. Но мне ближе чудеса, укрепляющие в вере, открывающие тайну Отеческой любви и заботы Господа Бога, к беспечно дремлющему в своем неверии человеку.

1 . Ошибка педагогики

Я родился и вырос в Киеве. На Байковом кладбище, старейшем в городе, лежит не одно поколение рода Могильных. Даже безбожие не смогло вытравить из советского человека уважение к усопшим. Похоже, бесчинные вопли «на гробках», временами переходящие в драки «скорбящих» родичей, смягчали сердца партийных чиновников.

В один из таких поминальных дней мы с родителями оказались на кладбище. Прибрав и украсив могилки, с чувством исполненного долга мы возвращались домой. Покидая кладбищенскую ограду, мой родитель, парторг завода, вдруг перекрестился и сказал: «Земелька им пухом!». Мне, новоиспеченному пионеру, эти слова резанули слух. «Земелька им камнем», – бездумно выпалил я. Мама, сидящая рядом, тут же наотмашь врезала мне по губам, зацепив курносый в веснушках пионерский носик, из которого побежала кровь. В ту минуту я понял – есть Бог!

Обиды не было, было лишь радостное чувство встречи с Творцом, с Тем, кто выше всего, кто владеет вселенной, жизнью и смертью! С тех пор я искал Его. Ни до, ни после родители меня не били.

2. Плач гонителя

В нашем подъезде на девятом этаже жила верующая старушка. Каждый день она ездила во Флоровский монастырь на службы. После случая на кладбище я желал расспросить ее о Боге, для чего и караулил неоднократно, но девяностолетняя женщина почему-то разговоров избегала. Вскоре я присоединился к толпе мальчишек и вместе с ними дразнил Прасковью Романовну, так звали молитвенницу, обзывая ее «богомолкой». Особенным рвением гонителя отличался мой старший брат.

Старушка тихонько шептала молитвы, глядя «сквозь» нас, оболтусов, как бы что-то видя на заднем плане… Время от времени она давала нам с братом просфоры, мы их очень любили за необыкновенный вкус, ели, но дразнить не переставали.

Прошли годы. Первым воцерковился мой брат (сейчас он послушник в монастыре), потом пришла и моя очередь. Когда умерла Прасковья Романовна, я служил в армии. Мой брат, узнав о ее кончине, всю ночь у гроба читал псалтирь. А когда ее тело в черной мантии предавали земле, он плакал.

3. Семинаристы и работяга

Воцерковился я после армии. С неофитским пылом бросил все «мирские» начинания и устроился работать в Киево-Печерскую лавру. Однажды мне в помощь дали двоих ребят-семинаристов, на практику. Благообразные юноши, посвященные в тайны духовной науки, не вписывались в контекст земельных работ на глинистых склонах монастырского подворья. Я решил их отпустить восвояси.

Один с «ангельской» скоростью тут же удалился, а другой остался. Целую неделю я как ребенок выпытывал у него «тайны» спасения, с открытым ртом слушая о Сифе, Ное, Илье, Вараке и Деворе, Самсоне и Премудром Соломоне. Слышал страшное обличение Предтечи, благоговел пред Святой Троицей и удивлялся подвигам Печерских святых. Он открыл мне мир Веры, я и до сих пор считаю его своим наставником.

Теперь нам за сорок. Я закончил Духовную семинарию, принял священный сан. Сейчас мои «практиканты» – уважаемые священники, близкие друзья и кумовья, просто родные люди. Благодарю Тебя, Господи.

4. Молитва неофита

Мои первые месяцы в Церкви совпали с работой на лаврском хоздворе. Противоречивые благословения братии ввели меня в «ступор» уныния. Хотелось все бросить и уйти. Тут я вспомнил о известном киевском батюшке, у которого окормлялся старший брат. Казалось, только он мог разрешить мои недоумения. Я стал просить: «Господи, помоги увидеться с батюшкой».

Было около семи часов утра, вокруг никого не было. Вдруг кто-то меня окликнул: «Деточка, ты не знаешь, почему закрыты пещеры?» Передо мною стоял дивный старик с белоснежной бородой и такими же волосами. «Вы не отец Михаил», – спросил я. Он ответил утвердительно. Я на радостях вцепился в него и через полтора часа беседы «стал другим человеком», не унывающим более. Следующие пятнадцать лет, до самой кончины, батюшка был моим духовником.

5. «И даст тебе Господь по сердцу твоему»

Моя жена родила восьмерых деток. А значит, восемь раз мы мучительно принимали решение, как назвать малыша. Точнее не восемь, а семь. Матушке очень нравилось имя Тихон, здесь сомнений не было. После старшего сына Господь посылал только девчонок.

Она молилась у мощей святителя в Донском монастыре, и через два года, на Благовещение родила пятого ребеночка – сына. В этот день Святая Церковь совершает память Святителя Тихона. Тихон – означает «счастье».

6. Не в бревнах а в ребрах

Рукоположили меня на приход в село под Киевом. Как говорится «ни кола, ни двора», и ни церкви. Целина, поросшая «бурьяном» людского неверия. Председатель выделил хатку. Стены из прессованной соломы, с улицы полкирпича, 18 квадратных метров. За ночь сделали алтарь и на Рождество отслужили первую службу. Прошло почти десять лет, а храма все не удавалось построить. Народ у нас небогатый, сельский. Пришел я к духовнику плакаться, а он: «Бог не в бревнах, а в ребрах»! Строй в душах людских храмы, остальное Господь управит…

Так и вышло. Случился на Рождественских святках в нашем храме-рукавичке пожар. Пошел я по селу просить помещение послужить до весны. Все разводят руками: нет, мол помещения… Один хозяин завода сказал: «Подумаю, прийди через неделю». Неделя пролетела, прихожу, а он: «Я тут с друзьями говорил, они у меня верующие, в общем, решили мы построить в поселке храм». И за год построили, из бревен, да такой красы храм, пожалуй, другого такого не найти. Дивны дела Твоя, Господи!

7. «Ты не бойся меня»

Каждый год на Святую Пасху наша община поздравляет заключённых в тюрьме. С начала песнопения в храме и освящение приношений. Потом идем в тюремную больницу, раздаём яйца и куличи, поздравляем болящих. Потом на «яму», место, где содержатся самые «закоренелые» преступники. Поем, раздаем, окропляем святой водой. Камера за камерой. Открываем следующую, на пороге стоит «детина», «косая сажень», лицо – страшно смотреть. Взгляд как из преисподней, мурашки по телу… Кропить или не кропить? Кроплю обильно… И вдруг на его лице появилась улыбка – как солнце.

Я кричу: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе», – громыхает в ответ. После Пасхи он вышел из «ямы», стал ходить в храм. Освободился, оставил жизнь блатную. Теперь у Юрки на лице всегда улыбка вместо «печати Каина», а руки в трудовых мозолях… Воистину Воскресе!

Вообще, тюрьма – это страна Чудес. Помню, попросили причастить умирающего от СПИДа, врачи из тюрьмы его даже домой отправляли умирать. В память врезалось почерневшее, очень худое лицо мученика, температура у него тогда была 41.

Через несколько недель кто-то обнимает меня сзади и спрашивает: «Не узнаете, батюшка?» Какой-то розовощекий гражданин передо мной, нет, не узнаю. «А Вы меня тогда причастили, и Господь не дал погибнуть, оставил жить…» Я только в недоумении развел руками: «Дивны дела Твои, Господи!» Он и сейчас жив, надеюсь, доживет с Богом до свободы.

8. Поп и иудей

Месяц работала буровая установка, а воды все нет. Пригласили батюшку, вдруг поможет. Отслужили молебен, помогло, пошла вода. Директор станции техобслуживания говорит: «Берем, батюшка, вашу машину «на поруки»! И стал батюшка на старом «Жигуле» частым гостем на станции.

Работал там менеджером один парень. Веселый, общительный, всеобщий любимчик. И нашего батюшку не обходил «вниманием», иной раз отпуская «богохульные» шутки. Хотя потом подходил и совестливо справлялся: «Не обидел ли – я же иудей, я же неверующий. «Неверующих не бывает», – хитро отвечал батюшка, похлопывая собеседника по спине…

Шли годы, «Жигуленок» ломался, батюшка приезжал, иудей подтрунивал, Господь делал Свое… Встретил наш иудей девицу-красавицу. Потерял голову, жениться зовет синеокую. А она-то веры Православной исповедница, да и смело ему так: «Зачем ты мне, «нехристь», нужен?! Приуныл невер. Стал Библию читать. Да и звонит батюшке, дело, мол, есть, важное. А батюшка ему сходу: «Крестный есть?» Тот опешил: «Откуда знаете, что крестится хочу?» Батюшка в ответ: «Во-первых, иудей, а потом…» Ради Вас пришел Спаситель, а потом и нас, язычников призвал ко спасению.

Вскоре иудей наш крестился, обвенчался с синеокой, родились у них детки. «Жигуленок» батюшкин давно переплавили в мартенах, а с «иудеем» теперь видятся по воскресениям в храме. Батюшка теперь слышит благочестивые шутки и сияет, радуясь, ведь «Во Христе нет Иудея, Эллина, раба, или свободного»…

9. По вере вашей…

В храм вошли женщина с девушкой. Они спросили батюшку. «Чем могу быть полезен?» – окликнул вышедший из алтаря священник? «Окрестите мне дочь?» – обратилась дама. «А сколько Вам, девушка, лет?» – «Шестнадцать». Священник рассказал, как подготовиться к таинству. Девушка начала посещать храм и через полгода крестилась.

После крещения Таня дорогу в храм не забыла. Стала подниматься на клирос и вскоре начала регентовать. Церковь – дом, дом – церковь. И так больше десяти лет. Мать стала роптать: «Тебе под тридцать, а живешь, как монашка. Замуж пора выходить. Бросай свою церковь!»

А Таня бросать и не собиралась. Просила и ждала – единственного, которого по вере ей приготовил Бог. И он «пришел, увидел, победил». Более торжественной свадьбы у нас на приходе не было. Скоро у них родится малыш. Дух ходит, где хочет.

10. Не святые горшки обжигают

Мои родители были простыми людьми. Они прожили сорок пять лет вместе удивительную, насыщенную добром жизнь. Мы с братом согревались в их любви, а она лилась через край нашего дома, собирая под крышей множество хороших людей. Порой мне кажется, что не всегда стоит тревожить Бога: следует учиться самим творить чудеса.

Журнал «Направо», №1, 2014

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх