«Отцы и дети» аргументы к сочинению. Аргументы «Отцы и дети Проблемы в произведении отцы и дети аргументы

Дополнительные аргументы к итоговому сочинению по направлению !

«Отцы и дети» И.С. Тургенева


Во все времена представители разных поколений резко отличались. Им было сложно друг друга понять. Подобные примеры можно найти в истории и литературе, как русской, так и зарубежной. Особенно ярко это отражено в романе . Конфликт зреет и разворачивается на протяжении всего произведения. Неподготовленному читателю может показаться, что проблема вырастает на ровном месте. Но это не так. Здесь скрыты серьезные причины, копившееся не один десяток лет в обществе, современном для героев.

Конфликт рождается в доме Кисановых. Где «отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, а «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Базаров и Кирсанов старший с самого начала не смогли найти общий язык. Павел Петрович даже не подал руки юному гостю. А Евгений насмешливо, с определенной долей грубости, стал вмешиваться в порядки чужого дома.

Бескомпромиссность и категоричность двух поколений друг к другу приводит к неприятным последствиям для отцов и детей.

«Бежин луг» И.С. Тургенева

И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» (из цикла ) знакомит нас с сельскими ребятами. Они растут в одной деревне, все крестьянского сословия, не сильно отличаются по возрасту. Но все они разные по одежде, мышлению, характеру, взглядам на жизнь. Автор объясняет это тем, кто в какой семье родился. По Феде видно, что он из зажиточного крестьянства. У него тонкие, мелкие черты лица. Видно, что ночью в поле он выехал не из-за нужды, а лишь для развлечения. Одет он хорошо, добротно, во все новое и аккуратное. У него даже собственные сапоги, а не отцовские. Юноша не верит в крестьянские приметы, не знает местных легенд о лесных духах. Но при этом труслив. Видно, что богатые родители воспитывают его по-другому, не так, как остальных ребят. Федор сравнивается с Павлом. Второй мальчик – Павлуша совсем иной внешне и внутренне. Он из бедной семьи, рано начал работать. Лицо его неказистое, фигура приземистая, но в глазах светится гордость и упрямство. Парнишка самый работящий и смелый среди ребят. Один бросается в лес на лай собак, думая, что там волк. Остальные мальчишки трусят. Он настоящий крестьянин, интересуется делами взрослых. Знает все приметы, легенды и мистические истории, хорошо знаком со славянской мифологией. Но судьба его печальна. Он погибает, упав с лошади во время работы. Таким образом, семья, родители определяют то, каким растет их ребенок. Его взгляды, характер, внешний вид и даже судьбу.

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголя

На страницах повести мы встречаемся с бравым казаком Тарасом и его сыновьями: Остапом и Андреем. Юноши только вернулись с учебы в Киеве. Бульба не хочет, чтобы взрослые дети сидели возле матери. Он хочет сделать из них смелых и самоотверженных бойцов, как он сам. Сыновья отличаются удалью и отвагой в бою с неприятелем. И все прочат им будущее славных атаманов. Тарас горд. Но Андрий влюбляется в девушку польку. Чтобы спасти возлюбленную и ее мать, юноша выносит хлеб из станицы в оккупированный город. Отец считает это предательством, за что убивает сына. Остап же продолжает отважно биться с врагом, попадает в плен. После чего был казнен на глазах у Тараса. Таким образом, не всегда правда отцов становится единственно верной для детей. А их образ жизни не всегда приносит счастье сынам.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова

А.С. Грибоедов в своей бессмертной комедии «Горе от ума» глубоко и образно показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего». В роли отцов выступает Фамусов со своим окружением. В роли детей – Чацкий и Софья. Здесь противоборство сторон определяется не только возрастом. Есть молодые люди, такие как Молчалин, которые выступают за «век минувший», поддерживая его традиции и нравы.

Софья не спешит покоряться отцу. Ей неприятны его взгляды. Она не хочет идти замуж по расчету. Но после обмана возлюбленного, принимает сторону «отцов».

«Война и мир» Л.Н. Толстого

Одной из тем романа-эпопеи Л. Н. Толстого является мысль семейная. Здесь нет открытого противоборства отцов и детей. Скорее, наоборот. Каждый герой романа – плоть от плоти часть своей семьи. Красивые, жестокие, расчетливые Элен и Анатоль – дети таких же родителей. Курагины всегда были известны в свете, как меркантильные люди, не имеющие принципов. Марья и Андрей не отличаются внешней красотой, но прямы, благородны, честны и упрямы, как истинные Болконские. Дети семьи Ростовых: Петя, Николай и Наташа. Они добрые, самоотверженные, как родители. Особенно поражает читателя благородный поступок Наташи, когда она отдает подводы раненым, понимая, что тогда не успеет эвакуироваться из города.

Список аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» к сочинению ЕГЭ.

Аргументы по направлению «Отцы и дети»:

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    • В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.
  2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    • Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.
  3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    • Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.
  4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    • В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.
    • другие
  5. А.Н. Островский «Гроза»

    • В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.
  6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.
    • другие
  7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    • Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.
    • Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.
  8. К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    • Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровны о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.
  9. С. Есенин «Письмо матери»

    • В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  10. А. Алексин «Раздел имущества»

      Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

  11. Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»

    • Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  12. М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

    • Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  13. М. Цветаева «Бабушке»

    • Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, - это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  14. Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души»

    • Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность - не порок. Порок - это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков - это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  15. И.А. Гончаров Роман «Обломов»

    • Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка - это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  16. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    • В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
  17. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    • В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
  18. «Поучения Владимира Мономаха»

    • Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», - говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.
  19. Дж. Олдридж «Последний дюйм»

    • Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

Данное направление обращено к проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта проблема волнует и классицистов, и современных писателей, недаром она относится к категории «вечных». Конфликт Базарова и Чацкого с обществом «отцов» - первое, что приходит в голову. Но разнообразие примеров в литературе гораздо шире и интереснее.

Рэй Брэдбери «Вельд»

Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере могут осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, в которой отражались все воображаемые миры, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Мать потакала своему чаду, не решавшись проявить твердость. В итоге, когда родители всё же задумали поставить точку и ограничить нахождение в комнате, они столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Евгений Гришковец «Дарвин»

Мальчик, выросший в семье биологов, мечтал походить на своих бабушку и дедушку. Даже его первыми словами были биологические термины, вместо «мама» и «папа». И вот, когда в юношеском возрасте встал вопрос о поступлении, молодой человек не находит среди студентов и преподавателей биофака родственную душу. Это люди ему не близки. Зато профессор Дарвин, преподающий на филфаке настолько заворожил абитуриента, что решение о выборе факультета не заставило себя долго ждать. Наперекор всем ожиданиям он выбирает для себя не ту профессию, которую пророчила ему вся семья. Преемственность поколений - это очень важно. Но ещё важнее следовать зову своего сердца и выбирать тот путь, который оно указывает.

И. А. Бунин «Красавица»

Безусловно, отношение родителей оказывает на детей огромное влияние. Из этого формируется его характер и самооценка и мировоззрение. В рассказе Бунина описана ситуация, когда мачеха не принимает своего пасынка, а его родной отец идет у супруги на поводу. Все делают вид, что ребенка в доме вовсе не существует. Из живого, милого мальчика он превращается в забитого и испуганного. Его жизнь стала «неслышной, незаметной и одинаковой изо дня в день». Вряд ли он превратится в счастливого человека с сердцем, наполненным любовью. Вряд ли он будет испытывать к родному отцу теплые чувства. Но очень хочется надеяться, что вера в добро, любовь и справедливость не угаснет в нем до конца.

А. Куприн «Синяя звезда»

В произведении Куприна рассказывается о необычайном народе, где каждый очень красив, умен, свободен и счастлив. Но однажды родилась некрасивая принцесса, что невероятно огорчило её родителей и всех жителей страны. Королева приказала избавиться от всех зеркал, дабы уберечь дочь от разочарований. Принцесса Эрна обладала недюжиным умом и прекрасным характером, но этого ее родителям было недостаточно. Но Эрне было суждено полюбить чужеземца, для которого она была самым прекрасным «божеством». Когда у них родилась такая же уродливая дочь, на удивление для самих себя она не показалась им некрасивой. Это была самая прекрасная девочка в глазах любящих родителей. Своих детей любят вовсе не за внешние качества. Гораздо важнее то, чего глазами не увидишь.

Григорий Горин «Ёжик»

Взрослея, мы часто забываем, что в мире есть не только погоня за материальным, что удовольствие можно получить не только за деньги и что радоваться можно и простым вещам. Когда восьмилетний герой рассказа Григория Горина принес домой ежа, которого обменял на призовой лотерейный билет, отец не просто огорчился, он был готов любыми судьбами вернуть свой билет, только бы получить приз, который казался важнее ежа. После неудавшейся попытки ему вдруг стало грустно. И не от того, что билет оказался просрочен. «Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.»


Проблема «отцов» и «детей» наверняка тебе очень близка. Думаю, ты оценил мой взгляд на эту тему со стороны современности:) История из рассказа Брэдбери - это вам не крепостное право с Базаровым обсуждать…)

Литературные примеры к направлению ИС «Отцы и дети».

«Поучения Владимира Мономаха»

Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», - говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, - это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым - грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги - недруги.

Дж.Олдридж «Последний дюйм»

Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей.

Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России стали называть конфликтом отцов и детей. Роман о том времени, когда «обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов, учёных». (Публицист Н.В. Шелгунов).

Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.

Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…

«Отрицание прежнего» из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название — нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым.

Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию. Главным оппонентом Базарова (представителя «детей») становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель»отцов»). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения «отцов». Они не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.

По сути все Кирсановы — «отцы», их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет…

Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой
неожиданную и нелепую гибель героя.

Проблема отцов и детей (в прямом значении этого выражения).

Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают. Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — «не рассыропиться».

Проблема испытания героя любовью.

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. «В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе».

Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх