Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Адамовская средняя общеобразовательная школа №1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЭШЕЛОН ПАМЯТИ»,

посвященный 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Выполнили проект: учащиеся шестого

кадетского класса АСОШ№1

Руководитель: Задойная Л.А.

Адамовка

2013-2015 год

Одна война, одна судьба, одна строка…

Все вместе – память…

Актуальность проекта:

На крутых перевалах истории России наш народ преодолел немало исторических и трагических испытаний. В их ряду страшная по жестокости, по количеству жертв и масштабу разрушений Великая Отечественная война 1041-1945 годов, ставшая переломным этапом в судьбе всего человечества.

Исход этой войны, освобождение от фашизма не только нашей страны, но и мира, решили единство народа и святая вера в Победу. Все впитала в себя Великая Победа: мужество и самоотречение, стойкость и страдание, горе и слезы, достойный вклад опорного края державы. Навсегда, на все времена она стала нетленным достоянием России, неиссякаемой объединяющей силой для людей разных поколений, национальностей и убеждений, для государства и гражданского общества.

Когда человек обращается к своим истокам - его помыслы и дела становятся чище и добрее. В патриотическом, нравственном примере особо нуждается подрастающее поколение, которому принадлежит будущее России. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Мы приглашаем всех, для кого Победа 1945 года - национальная святыня нашего народа, участвовать в проекте "Эшелон памяти"- посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сохранение памяти о прошлом и рассказ, о событиях Великой Отечественной войны является одной из главных задач нашего поколения.

Кадеты не только будут непосредственными участниками реализации проекта, но и доносить информацию до своих сверстников, воспитанников детского сада. Активно вовлекать их в изучение исторических событий.

Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации проекта, планируем передать в создавшийся школьный музей. А также порекомендуем использовать на классных часах. Творческие работы в виде рисунков, плакатов, макетов помогут сохранить нашу историю.

Проблема проекта: Все меньше и меньше остается свидетелей той Великой войны. В наши дни существуют различные интерпретации Великой Отечественной войны, осквернение памятников и монументов и даже простое человеческое равнодушие к прошлому. Это мешает правильно воспринимать историю мировую и истории России.

Цель: приобщится к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Донести изученное до подрастающего поколения

Задачи:

Продолжить формировать интерес к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;

Доносить информацию о ветеранах фронта и тружениках тыла, проявлять заботу о том, чтобы как можно больше людей имело возможность видеть и слышать представителей поколения, переживших Великую Отечественную войну;

Активно участвовать в массовых патриотических акциях и мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным дням России;

Научиться самостоятельному поиску необходимой информации с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

Научиться анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей;

Развить чувство ответственности за порученное дело.

Целевая аудитория

Учащиеся школы 5"А",5"Б",5"В", 6"А", 6"Б", 8"Б", 4"А", 3"Б

Педагоги школы

Родители учащихся

Ветераны Великой Отечественной войны и труженники тыла

Сотрудники музеев

Воспитанники детского сада

Учащиеся Джарлинской школы 8 класс

Учащиеся Аниховской школы 7класс

Учащиеся Комсомольской школы 7-8 классы

Совет ветеранов

Районная детская библиотека

Детская школа искусств

Управление реализацией проекта

Руководитель проекта:

Задойная Лариса Александровна - классный руководитель

Исполнители:

Учащиеся шестого кадетского класса

Ресурсное обеспечение

Временное обеспечение:

Проект реализуется с 02.09.2013 по 25.05.2015 г.

Материально-техническое обеспечение:

Реализация проекта осуществляется совместно учащимися МБОУ Адамовская СОШ№1с использованием мультимедийных средств, музеев, районной детской библиотеки, детской школы искусств, ЦРТДЮ, совет Ветеранов

Виды ресурсов

Информационные ресурсы: личные архивы, архив школьного музея, музеев п Адамовка и Адамовского района, г.Ясный. Информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед, Интернет - ресурсы

Человеческие ресурсы: Советветеранов, педагоги и учащиеся школы, выпускники школы, ДШИ, ДРБ, работники районного военного комиссариата, жители поселка, родители.

Материально – технические ресурсы: медиапроектор, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office , Microsoft Office PowerPoint , цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы, музыкальный инструмент (гитара), музыкальный центр, автобус

Этапы проекта

1 этап – подготовительный 02.09.2013 - 30.09.2013г

Осознания актуальности проблемы.

Создание творческой группы.

Работа творческой группы над созданием проекта «Эшелон памяти".

Работа творческих групп по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся.

Проведение мероприятий реализации проекта.

Презентация лучших исследовательских работ на ученической конференции.

Информирование общественности об итогах реализации проекта в СМИ.

Размещение лучших материалов в экспозиции школьного музея.

3 этап – итогово – аналитический (май 2015 год.)

Рефлексия.

Обобщение работы по реализации проекта.

Анализ деятельности всех участников проекта.

Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

Партнеры проекта

Партнерами в реализации проекта являются Совет ветеранов, ДШИ, ЦРТДЮ, родители, руководители образовательных образований.

География проекта

Проект реализуется на территории поселка Адамовка и Адамовского района.

Риски проекта

Цели проекта могут быть частично недостигнуты под влиянием следующих рисков:

Программа мониторинга проекта

объект мониторинга

Критерии

Показатели,

Методики изучения

Деятельность учащихся

Степень активности учащихся в рамках реализации проекта

Количество учащихся, задействованных в проекте;

Количество собранного материала

Наблюдение

Статистические данные

Статистические данные

учащихся

Исследовательские работы учащихся

Качество выполнения исследовательских работ

Мониторинг участия работ в конкурсном движении;

Интерес учащихся к работам

Статистические данные;

Портфолио учащихся;

Анкетирование учащихся;

Наблюдение

Анализ представленных материалов

Взаимодействие с социумом

Включенность в проект

Охват участников

Привлечение родителей к созданию работы

Статистические данные

Статистические данные

Ожидаемыйрезультат

Главными итогами реализации проекта должно стать: неформальное общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях.

Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

В реализации данного проекта будут задействованы кадеты, учащиеся 5-6 классов МБОУ Адамовская СОШ№1, родители, воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ Адамовского района, музеи, районная детская библиотека. Мы хотим, чтобы учащиеся района после проведенных совместных мероприятий сами стали в дальнейшем информационными носителями. Реализация проекта «Эшелон памяти» будет способствовать воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; вовлечет учащихся в изучение исторических событий того времени. Пополнит создающейся школьный музей новыми экспонатами, экспозициями, исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Бюджет проекта

Мероприятие

Виды расходов

Проведение литературно-музыкальных композиций, встреч с ветеранами

2. Цветы для ветеранов

270 рублей

600 рублей

Создание информационного архива по итогам реализации проекта на магнитных носителях

Приобретение магнитных дисков

100 рублей

Поездка вг.Ясный, п.Комсомольский, п.Аниховка, п. Джарлинка

Заправка школьного автобуса

3000 рублей

3870рублей

Поиск спонсоров.
Обратились к руководству ДРСУ за помощью. Предприятие выделило бензин для заправки автобуса. Остальные деньги, потраченные на проект были заработаны самостоятельно во время проведения школьной ярмарки.

Реализация мероприятий проекта позволит:

    Сформирует уважительное отношение к старшему поколению, их судьбе, таланту любить Родину, жить, трудится, и побеждать на благо великой России!

Оценка реализации проекта

Социальная оценка проекта может быть дана:

    Ветеранами Великой Отечественной войны и педагогического труда

    Семьями учащихся

    Учащимися

    Педагогическим сообществом

    Другими представителями общественности

План

реализации проекта «Эшелон памяти»,

посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне

2013-2014 учебный год

Название мероприятия

Исполнители

Сентябрь

Октябрь 2013

Акция «Тепло и радость в Ваш дом» - поздравление с Днем пожилого человека ветеранов ВОВ и тружеников тыла (Кулаева М А., Мукатаева М.,Наседкину А.И.)

Урок мужества: «М.Шеменев» экскурсия в музей.

«Россия Родина моя» с приглашением ВОВ

Кулаева М.А.

Кадетский класс

Работники музея

Учащиеся кадетского класса

Ноябрь 2013

«Москва за нами!»

Круглый стол: «Каким, по – вашему мнению, должен быть кадет»

Работник отдела пограничной комендатуры п.Адамовка Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, работник военного комиссариата п. Адамовка Оренбургской области, кадеты, классный руководитель

Декабрь 2013

Трудовой десант: «Поможем ветерану». Оказание помощи ВОВ Кулаеву М.А., ветерану труда Кочетову Б.А.

Экскурсия на призывной пункт.

Учащиеся кадетского класса, Исенгулов Е.Т., Князькин С.,

Егоров В., Рахматулин М.Х., работники библиотеки

Учащиеся кадетского класса

работник военного комиссариата п. Адамовка Оренбургской области

Январь 2014

Трудовой десант: «Поможем ветерану».

«Незабываемые страницы блокадного Ленинграда» с приглашением работников детской библиотеки, ветерана ВОВ Мукатаева М.

«Музыкальные произведения о войне»

Конкурс рисунков, посвященный 70 летию снятия блокады Ленинграда

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, Коваленко З.А., классный руководитель

Детская школа искусств

Учащиеся кадетского класса, работник детской библиотеки

Февраль 2014

«Они сражались за Родину» литературно – музыкальная композиция посвященная героям – антифашистам.

«Сталинградская битва» встреча с ветераном ВОВ Зайцевым.

Литературно – музыкальная композиция «Афганистан в моей душе»

Спортивные соревнования «Встреча трех поколений» в рамках

Трудовой десант «Поможем ветерану»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, работники детской библиотеки, педагоги ЦРТДЮ

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, родители, представитель погранкомендатуры.

Учащиеся кадетского класса

«Я родом из Адамовки» (круглый стол с элементами викторины о знании истории нашего края с приглашением первоцелинников и ветеранов труда и ВОВ)

Экскурсия по улицам М.Шеменева и И.Ищанова.

Кадетский класс, классный руководитель, работники музея.

Экскурсоводы ЦРТДЮ, классный руководитель

Апрель 2014

«Огненная дуга», посвященный сражению на Курской дуге.

Кадетские корпуса России

Встреча с ветеранами «Мы хотим быть похожими на вас»

Акция «Обелиск»

Кадетский класс, классный руководитель

Работник районного военного комиссариата, классный руководитель, кадеты.

Классный руководитель, учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Акция «Обелиск», «Дари добро». Поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла с Днем Победы.

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» приглашенные ветераны ВОВ.

Задание на лето. Сбор информации, фотографий для оформления стенда в классе, создания электронной презентации к мероприятию «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, родители

Июнь 2014 года

6 июня 1945– дата учреждения медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

22 июня – День воинской славы России. День памяти и скорби – начало Великой Отечественной войны (1941–1945)

Литературно – музыкальная композиция: «Мы ничего не знаем о войне» для воспитанников детского сада №5

Акция «Мы помним!»

Выступление кадетов перед детьми посещающих лагерь дневного пребывания МБОУ АСОШ№1

Кадеты, классный руководитель, родители, организаторы митинга

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Сентябрь 2014 года

9 сентября - Международный день памяти жертв фашизма. Встреча с ветеранами труда и детьми войны: «Ты помнишь страна».

Запуск проекта «Славим подвиг и мужество» - информация о героях войны. Учащиеся на каждом классном часе делают сообщения.

Акция «Тепло и радость в Ваш дом»

Трудовой десант «Чистый двор у ветерана»

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Октябрь 2014 года

Героя Советского Союза» «Подвиг, что это такое?» Круглый стол (встреча ветеранов ВОВ, локальных войск, призывной молодежи)

Акция «Живи, ветеран!»

Литературно – музыкальная гостиная «Сказания о Музыке и Войне» (история войны в песнях)

Литературно-музыкальная композиция:" Они были молодыми»

Учащиеся кадетского класса, совет ветеранов, работник военного комиссариата

ДШИ, кадеты

Ноябрь 2014 года

Запуск проекта « Помню и горжусь» (в рамках школы выступить с инициативой выпуска сборника стихов и рисунков) работу завершить к апрелю 2015 года.

Экскурсия: «Памятники п.Адамовка»

«Они писали о войне»

Акция «Мы помним!»

Литературно-музыкальная композиция: " От героев былых времен»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, администрация школы

Учащиеся кадетского класса, экскурсоводы ЦРТДЮ

Детская библиотека, учащиеся кадетского класса

Декабрь 2014 года

1 декабря – День рождения Георгия Константиновича Жукова (1896–1974), Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза

«Если б не было войны…» литературно – музыкальная композиция

Учащиеся кадетского класса, детская библиотека

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, военный комиссариат, погранкомендатура

Январь 2015 года

«Отрывной календарь Победы»

«Они прикрыли мир собой» литературно – музыкальная композиция посвященная снятию блокады Ленинграда

Акция: «Поможем ветерану»

«Виват, таланты» работы по техническому творчеству

Коллегия по печати и информации

Учащиеся кадетского класса,

ветераны, ДШИ, детская библиотека

Учащиеся кадетского класса

Учитель технологии, учащиеся кадетского класса, ЦРТДЮ

Февраль 2015 года

«200 дней и ночей Сталинграда»

Работа над оформлением стенда «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

«Открытка ветерану»

«Аты баты шли солдаты» военно-спортивные соревнования

Учащиеся кадетского класса, дети военных лет

Учащиеся кадетского класса, работник райвоенкомата, ветеран

Родитель, учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, учитель ИЗО

Учащиеся кадетского класса, зам по ГПВ

Март 2015 года

Литературно-исторические композиции «Живая память»

«Солдатский подвиг»

Учащиеся кадетского класса, сотрудники музея

Работники детской библиотеки, ветеран ВОВ

Апрель 2015 года

«Это нужно не мертвым, это нужно живым» об узниках фашистских концлагерей

«Равнение на Победу» круглый стол

Брейн-ринг, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

« Помню и горжусь» рукописная книга учащихся МБОУ АСОШ№1

Акция «Мы помним!»

Трудовой десант «Чистый двор у ветерана»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Ветераны ВОВ, учащиеся, родители, силовые структуры

Учащиеся кадетского класса, учащиеся 5-6 классов

Учащиеся школы, администрация

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Май 2015 года

Выпуск электронной версии стенда «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Завершение проекта «»Славим подвиг и мужество»

Акция «тепло и радость в Ваш дом», «открытка ветерану»

Выступление кадетского класса с песнями о войне на вечере встрече с ветеранами

«Парад Победы»

Родители, учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, учитель музыки, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, воспитатель

Светлана Фёдоровна Марденская,

Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования . Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано военно-патриотическое объединение (далее ВПО) «Родина», созданное на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Абакана, которое объединяет 19 военно-патриотических объединений школ города.

В настоящее время разработаны несколько проектов: «Ралли выживания», «Школа безопасности», «Я – призывник». Все проекты получили грантовую поддержку Администрации города Абакана. Эти проекты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены единой общественно-значимой целью – военно-патриотическим воспитанием молодежи, что позволило выстроить систему в работе с допризывной молодежью школ города.

Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности , встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.

Важным моментом включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов , младших школьников. Между всеми участниками системы военно-патриотического воспитания установлены отношения сотрудничества и диалога.

Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее.

Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».

Цель проектов:

· Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.

· П овышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.

· Формирование у подростков навыков и привычек здорового образа жизни.

Задачи проектов:

· Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;

· отработать и закрепить навыки огневой, строевой и физической подготовки;

· познакомить подростков с работой специализированной техники, оборудования;

· организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений, руководителям отрядов ВПО, родителям и общественным организациям по вопросам подготовки юношей к службе в армии.

Проект «Ралли выживания» был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии.

Он предусматривал отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.

Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия » и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.

Наибольший интерес вызвала выставка техники, оборудования и показательные выступления спасательного отряда. Впервые подростки увидели наяву, как действует отряд, спасая имущество, технику и людей, как работает военная, спасательная, пожарная техника. Подростки тушили пожар, пользуясь огнетушителем , использовали медицинское оборудование для оказания помощи условно пострадавшему.

Проект «Тропа испытания» был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата , которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.

Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, пожарной охраны осветили вопросы безопасности жизнедеятельности, обучили навыкам оказания доврачебной помощи.

Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности , безопасности на дорогах города. Для этого был организован и уже проведен единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены». В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда , сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки , метанию гранаты, работе в противогазе.

Успешной реализации проектов способствовали следующие факторы:

1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры: сотрудники военкомата, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Государственного учреждения «1отдел федеральной пожарной службы по Республике Хакасия», Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд, руководители профильных отрядов: военно - патриотические объединения, дружины юных пожарных, отряды «Спасателей», с которыми были проведены предварительные совещания по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи. Партнёры предоставили грамоты, дипломы, поощрительные призы для награждения победителей, что явилось стимулом к дальнейшей деятельности.

2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.

3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности . Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.

4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.

5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.

Все проекты были предназначены не только для детей, но и для педагогов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей профильных отрядов. В ходе реализации проектов для них были проведены семинары, выпущены сборники, разработаны методические рекомендации по безопасности жизнедеятельности и работе с допризывной молодежью.

В результате в проектах приняли участие 23 военно-патриотических объединения школ города, 19 дружин юных пожарных, 23 отряда юных инспекторов дорожного движения, 8 отрядов юных помощников милиции, 1отряд спасателей общей численностью 3560 старших школьников и 1500 ребят среднего и старшего возраста. Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.

Итогом реализации проектов стала диагностика контрольно-измерительных и нравственно-духовных параметров допризывной молодёжи:

· выполнены нормативы общефизической и специальной физической подготовки;

· выполнены нормативы разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;

· приобретены навыки выживания в сложных жизненных ситуациях;

· приобретен опыт физической и прикладной подготовки допризывной молодежи к службе в армии.

Нравственно-духовные параметры реализации проектов выражены:

· в популяризации деятельности общественных организаций и объединений по физической и прикладной подготовке допризывной молодежи к службе в армии и государственных структурах, связанных с охраной и соблюдением правопорядка;

· в активизации деятельности общественных объединений и организаций;

· в повышении престиж службы в Вооруженных Силах РФ;

· в приобретении навыков и привычек здорового образа жизни.

Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93% подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации.

Диаграмма №1 . « Нужна ли нашей стране армия?»

Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2010 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии.

Диаграмма №2. « Хотел бы ты служить в армии?»


Изменилось так же отношение допризывной молодежи к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т. д.), то в 2010г не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих. Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.

Диаграмма №3. «Кто служит в армии?»

Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2010-2011 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5 тысяч подростков. Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Команда ВПО «Родина» стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан». Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем «Премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ», от 6 апреля 2006г. № 000 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».

В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.

Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что:

1. Тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города;

2. Увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности;

3. Повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия;

4. Оценка обучающимися значения военно-патриотического воспитания для успешной подготовки к службе в армии динамична. Больше половины опрошенных подростков считают его высокой и очень высокой.

Таким образом, проектная деятельность является одной из составляющих в системе патриотического воспитания ВПО «Родина» г. Абакана и способствует подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.

Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.

Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.

Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Одной из главных целей проекта является успешность. Успех - это чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

Наиболее важными считаю:

Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Именно эти вопросы решает правильно организованная в классе проектная деятельность.

"Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры».... "

Эта тема была выбрана не случайно.

2015 - юбилейный год в истории России, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные школьники мало знают об этом времени. В один из осенних дней, когда к нам в класс вошла школьный библиотекарь, чтобы презентовать книгу, подаренную школе губернатором Московской области Воробьевым, у меня уже не было сомнений – проекту быть! Название книги «Чтобы знали и помнили» подсказало и название коллективного проекта.

Целью проекта явилось воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, выявление масштабов войны, трагедии народа, цены победы. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей, развития самостоятельности в поисках необходимой информации умение использовать, полученные знания на практике.

Основополагающий вопрос:

Для чего человеку память?

Проблемные вопросы:

Как защищали Родину наши солдаты на полях сражений?

Как помогали защитникам дети и подростки?

Как проявили себя жители, осажденных городов?

Имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?

Этапы работы над проектом:

1.Знакомство с содержанием книги «Чтобы знали и помнили…». Выбор темы, раздела.

Книга включает в себя несколько разделов:

Как началась война

Битва под Москвой

Сталинградское сражение

Курская битва

Битва за Днепр

Успешные операции 1944 года

Ленинград, город победивший блокаду

Освобождение Европы

После Великой Победы

Каждый получил возможность выбрать наиболее понравившийся ему раздел.

Выбор раздела обусловил дальнейшую работу групп. А также были выявлены наиболее популярные разделы книги.

2.Мини-проект «Кто нас защищает».

В работе над проектом нам активно помогали родители, которые и организовали экскурсию в легендарную дивизию им. Ф.Э.Дзержинского. Ребята возложили венки к памятнику погибшим воинам отряда «Витязь», побывали в музее боевой славы ОДОН, познакомились с современным оружием. Военнослужащие продемонстрировали показательное выступление. В музее дивизии экскурсовод рассказал ребятам о памятных страницах истории дивизии, особое внимание уделив боевому пути дивизии в период Великой Отечественной войны.

На Параде Победы 24 июня 1945 года воинам 2 полка дивизии была поручена честь пронести по Красной площади и бросить к подножию Мавзолея Ленина вражеские знамёна и штандарты. Этот эпизод запечатлен советскими и иностранными кинематографистами. И особое место занял рассказ о выпускнике нашей школы, Герое России Алексее Ситникове. Именно здесь ребята поняли смысл слов «В жизни всегда есть место подвигу».

Итогом этого мини-проекта стала военно-спортивная игра «Зарница».

3.Экскурсия в краеведческий музей.

Еще одним шагом в расширении знаний учеников о Великой Отечественной войне стало занятие «Полянка», которое провели для ребят экскурсоводы Балашихинского историко-краеведческого музея. Проходило оно в зале воинской славы, который хранит в себе громаднейшую память тех лет. Ребята узнали о героях-земляках, военных орудиях, знаменитой Катюше. Первый раз дети услышали историю 25-ого Балашихинского истребительного батальона и батальона народного ополчения, узнали о подвигах земляков: героя России Ивана Андреевича Флёрова и Евгении Максимовны Рудневой, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о полном кавалере орденов Славы Николае Максимовиче Яганове… Особое место в экскурсии занял рассказ о жизни тех людей (и взрослых, и детей), кто ковал победу в тылу. Познакомились ребята с экспозицией музея, посвященной военной тематике. Там представлены фотоматериалы, письма, военные трофеи, коллекции работ известного фотокорреспондента В. Тёмина.

Узнали и о том, что названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а иногда и всей страны.

Посещение музея заставило еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Школьники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.

4. Выставка рисунков «Я только слышал о войне».

Свои впечатления ребята отразили в творчестве, оформив выставку рисунков.

5. Работа над индивидуальным проектом.

В результате проделанной работы были созданы проекты по темам разделов книги. У нас появились журналы, книги, плакаты и целые стенды. Во время защиты проектов было видно, что все, о чем рассказывает ребенок, нашло отклик в его сердце. Каждый старался внести в свое выступление частицу того нового, о чем не знают одноклассники. Донести до ребят то, что не оставило равнодушным его самого. Ребятам это удавалось. Судить об этом можно по тишине, стоявшей в классе, по вопросам, которые задавались автору, по той атмосфере, которая царила в классе еще долгое время.

6. Разучивание стихов и песен о войне, песен военных лет.

7. Итог проекта – устный журнал «Чтобы знали и помнили…» .

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже самыми удачными проектами в школе. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, педагоги, можем способствовать формированию интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно.

Проект «Чтобы знали и помнили…» стал важным шагом на пути к этой цели.

В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.

Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

Всероссийский конкурс методических пособий

«Растим патриотов России»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию на

основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления»

Номинация: На благо Отечества

Акимова Галина Анатольевна, ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления», преподаватель общественных дисциплин,

Иванова Елена Владимировна, ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления», преподаватель информационных технологий,

Представлены материалы:

1. Методическое пособие.

2. Приложение – презентация «Я помню, я горжусь, я живу…»

2014

Аннотация

Сохраняя прошлое, мы шагаем в будущее и в нем черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать настоящее.

В методическом пособии « Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию на основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления» деятельность историко-патриотического клуба «Мужество» представлена в виде исследовательских работ, творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, направленных на формирование активной жизненной позиции, социокультурных компетенций, проявление гражданских чувств.

Работы клуба вносят весомый вклад в создание воспитательной среды колледжа, отмечены наградами всероссийских, областных и городских конкурсов.

Цель методического пособия: вскрыть теоретические предпосылки, обосновать и проверить способы воспитания гражданско-нравственных, патриотических чувств в процессе реализации проектной деятельности.

В качестве теоретической основы разработки и исследования педагогической системы были взяты положения современной дидактики о новых технологиях обучения и воспитания – обогащение практики адекватными технологиями и методами.

Задачи работы: создание методического пособия по применению проектной деятельности в организации воспитательного процесса в учебных заведениях СПО:

    Определение проектной деятельности как проявления созидательной активности;

    Написание исторической справки по деятельности историко-патриотического клуба «Мужество» и музея Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ;

    Описание проектной деятельности как основы работы творческого объединения клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ.

Объект: применение проектной деятельности в организации воспитательной работы в студенческой среде колледжа (возраст 16-20 лет).

Предмет работы: - организация проектной деятельности на примере работы творческого объединения клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ.

Методы работы:

    Теоретический анализ педагогического, методического опыта по использованию проектной деятельности в воспитательном процессе.

    Изучение процесса использования проектной деятельности для решения задач инновационного развития студентов на основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы.

Практическая значимость: создание методического пособия по применению проектной деятельности для формирования воспитательной среды в учреждениях СПО.

Содержание

Введение

1.2.Историческая справка – творческое объединение - Музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ и историко-патриотический клуб «Мужество»

1.3. Проектная деятельность как основа работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ

Заключение

Введение

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сложность современной ситуации состоит в том, что с уходом политизированных идеологических установок возникла необходимость обращения к духовной сфере личности. Основу ее составляют нравственные чувства.

В нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости, как к большой, так и малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, гордости за свой народ, за тех людей, которые защищали наше Отечество.

Отсутствие научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени, ослабило за многие годы имеющее важное для общества направление – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории и культуры.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые он выбрал как основные в своей жизни.

Проведенные в колледже исследования показали, что студенты серьезно относятся к вопросам получения возможности реализовать себя как самостоятельную личность, умения брать на себя ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Тестирования студентов психологической и социальной службами колледжа показали педагогическому коллективу эффективность воспитательного процесса, побуждающего личность к саморазвитию:

    Студенты с большим интересом относятся к тем заданиям, где с их непосредственным участием создаются коллективные или индивидуальные субъекты истории.

    Нравственное воспитание имеет положительный результат, если при этом было обращение к личностному аспекту истории.

    Воспитание нравственных, гражданско-патриотических чувств не может быть полноценным без апробации их в нравственно-историческом действии.

Эти выводы привели к возникновению гипотезы: использовать проектную деятельность как проявление созидательной активности в решении социальных проблем, развития добровольческого потенциала студентов. В основе деятельности нашего творческого объединения – клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ – лежат общепринятые принципы: деятельность с пользой для конкретного человека и общества в целом, деятельность без принуждения по собственной инициативе или инициативе других, деятельность без вознаграждения.

1. Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления

1.1. Роль проектной деятельности в формировании гражданско-правового пространства учебного заведения и развитие общекультурных компетенций

Гражданско-правовое воспитание на современном этапе развития образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы гражданско-патриотического воспитания.

Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности.

Сегодня коренным образом изменились отношения гражданина России с государством и обществом, следовательно, необходимо новое качество методологии воспитания, обогащение практики адекватными технологиями и методами, использование исследовательской и инновационной составляющей в деятельности, как преподавателя, так и студента.

В настоящее время проектная деятельность очень актуальна и востребована в современном образовании и воспитании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно способна решать задачи формирования социально активной личности. Она подразумевает деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов студента и находится в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями – 2-3 месяцами. Молодому человеку очень важно увидеть результат (пусть даже промежуточный) в близкой перспективе.

Проектная деятельность во внеклассной работе способствует развитию коммуникативных умений – общение друг с другом, взаимодействие в группах, уважительное отношение к чужому мнению, умение доказывать свою точку зрения. Организационные умения учат распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – оценивать результаты своей деятельности и деятельности других; презентационные – выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

Новое время требует от учреждения образования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в компетентностном подходе гражданско-патриотического воспитания, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность. Проектный метод как нельзя лучше соответствует развитию молодого поколения в этом направлении

Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами

Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить что, только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

1.2. Историческая справка – творческое объединение - Музей Боевой и

Трудовой Славы НКПТиУ и историко-патриотический клуб «Мужество»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса образования является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Центром проведения такой работы в нашем колледже стал музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ. Он был создан в 1988 году по инициативе педагога М.А. Чеботарь, после гибели в 1985 году в Афганистане выпускника групп Мх-791 Макрчука Аркадия. На базе музея работает клуб «Мужество». Главными целями клуба и музея стали: воспитание любви и гордости за своих героических предков и свой родной край, развитие интереса к истории своего края, своей страны, сохранение и приумножение традиций колледжа, развитие творческих и организаторских способностей студентов, воспитание студентов на примере преподавателей, сотрудников и выпускников НКПТиУ – защитников нашего Отечества, формирование у студентов ответственности, организованности, выдержки, силы воли, гражданской зрелости, преданности родине и готовности к ее защите на примере старшего поколения и своих сверстников.

Работа музея и клуба проводится по следующим направлениям:

Использование материалов музея и различных форм работы клуба «Мужество» в образовательном и воспитательном процессе:

Экскурсионная, просветительная, методическая работа:

Связь с участниками и очевидцами событий военной истории.

В музее более 800 экспонатов основного и вспомогательного фонда по следующим направлениям:

История НКПТиУ;

Ветераны Великой Отечественной войны;

Наши выпускники;

Наши студенты и преподаватели – защитники Отечества.

В качестве экспонатов музея представлены: предметы времен ВОВ, личные вещи, награды, подлинные наградные удостоверения, документы и фотографии, а также их копии. В музее имеются художественно-оформительские экспонаты и подшивка материалов о событиях на Северном Кавказе во время войны, фотоплакаты, альбомы, кубки, сувениры, авторские книги, бюст А.С.Макрчука. При музее создана видеотека наиболее интересных мероприятий, проводимых активом клуба, а также фильмов на военно-патриотическую тематику.

Материалы музея используются при проведении различных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, прежде всего месячника, посвященному Дню Защитника Отечества, а также при подготовке к годовщинам Победы в Великой Отечественной войне. Это и уроки мужества, и тематические классные часы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и войн в Афганистане и Чечне, выпуск газет и боевых листков, работа над проектами, различные конкурсы и конференции. В ходе месячника студенты посещают экскурсии в музее, используют информацию на занятиях социально-гуманитарного цикла.

Через музей осуществляется связь с участниками и очевидцами событий военной истории. Для этого организуются поездки в военные госпитали, встречи с родными, боевыми товарищами и командирами погибших выпускников в Афганистане и Чеченской республики, экскурсии в Музей Войска Донского и музей Афганской войны, где проводятся встречи с ветеранами.

Одними из важных направлений работы музея и клуба остается проектная, экскурсионная, просветительная, методическая работа. За время существования музея, кропотливого труда его первого руководителя М.А.Чеботарь и активных помощников были заложены основы исследовательской и поисковой работы. За короткий срок в колледже выполнены экспозиции музея, оформлены переносные экспонаты, организуются традиционные ознакомительные экскурсии для студентов групп нового набора всех отделений, поддерживается связь с другими музеями и общественными организациями города, с родными и близкими погибших выпускников, проводятся экскурсии для обучающихся в других учебных заведениях города.

Совет музея поддерживает связи с музеями Новочеркасска, музеем станицы Анапской, откуда родом Аркадий Макарчук и другими музеями области. Тесная связь поддерживается также с родителями Аркадия Макарчука и ребят, которые геройски погибли на Чеченской войне – Сергея Теслина и Сергея Филева. По нашему приглашению родители этих ребят регулярно бывают в колледже, встречаются со студентами, передали личные вещи и награды своих ребят в музей.

Воспитание по формированию у студентов этих важнейших нравственных качеств можно осуществлять различными методами. Но главное одно, что чувство привязанности и представление о родных местах рассматривается и углубляется за счет познания своей страны, своего края с помощью работы в музее и с помощью исследовательской, проектной деятельности, к которым студенты проявляют живой интерес.

1.3. Проектная деятельность как основа работы творческого объединения

клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ

Историческая память народа – одна из важнейших мировоззренческих категорий. Ее формирование у молодого поколения является неотъемлемой частью патриотического и нравственного воспитания студентов, обучающихся в НКПТиУ.

Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Наш город является не только одним из крупных южно-российских городов, но и выделяется своей славной историей, особым обликом – архитектурой, планировкой, уникальными памятниками. Задуманный и основанный как новая столица Области Войска Донского, он более века был городом донской элиты. В 1917 году Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию. Город выстоял, как выстояло и само казачество. Теперь это промышленный центр, город образования и науки, а с началом перестройки и реабилитации казачества он обретает статус исторического центра и провозглашается столицей мирового казачества. Вся история Донского края последних 200 лет так или иначе связана с нашим городом, а наш колледж это часть истории города. Нам есть, что возрождать, что изучать и чем гордиться.

Музей и клуб «Мужество» состоялись как проект сохранения памяти о тех, кто был у истоков учебного заведения, о тех, кто стал не только специалистами в наших стенах, но и настоящими гражданами, патриотами страны. Стенды музея посвящены тем, кто защищал нашу родину в Великой Отечественной войне, тем, кто стоял насмерть в Афганистане, Чечне, Южной Осетии. За каждым документом кропотливый труд участников клуба и их руководителей.

Работы наших студентов были победителями Всероссийских конкурсов творческих проектов. Это, прежде всего гран-при в конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Презентация посвящена 5 Гвардейскому Донскому Казачьему Краснознаменному Будапештскому корпусу. В число победителей вошла работа, представленная на «Областную фольклорно-патриотическую экспедицию, посвященную 65-летию Великой Победы». Студенты не только прошли по боевым дорогам корпуса, но и проследили историю его создания, провели конкурс творческих работ, сделали ежегодными встречи с участником корпуса, автором книги о боевом соединении – И.Г.Скомороховым.

Нам есть от чего отталкиваться и к 70-летию создания знаменитого подразделения (ноябрь 2012 года), мы представили презентацию, фильм об экспедиции по местам боевой славы корпуса в Краснодарском крае и Ростовской области и исследовательскую работу о боевых подвигах Донских и Кубанских казаков в годы Великой Отечественной войны. Свой проект мы обосновали просто «Есть память, которой не будет конца...», а для этого были обобщены результаты поисковой и исследовательской деятельности клуба «Мужество» за несколько лет. Практический интерес к теме краеведения на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип студента.

Особое место в работе клуба отводится историческому бытию Донского казачества и его современным интерпретациям. Этой теме посвящен цикл исследовательских работ, в которых анализируется процесс превращения вольного Дона в вассала с незначительно ограниченными правами, а затем и в провинцию Русского государства, роль казачества в сохранении Русским царством своей государственности и выборе на Российский престол династии Романовых. Эти работы были в числе победителей научно-теоретической конференции, которая ежегодно проводится кафедрой «Теории государства и права и Отечественной истории» ЮРГПУ при поддержке и участии представителей казачьего правления станицы Средней.

Особое место занимает работа студентов, посвященная династии Кононовых – морской гордости казачества. Двух адмиралов и лейтенанта дала эта семья Донской земле. Их имена в силу исторических причин долгое время замалчивались. Пришло время отдать должное тем, кто составляет гордость и славу казачества. Участники клуба «Мужество» разработали проект о возвращении славных имен на малую родину в качестве названий на карте города, установлении мемориальной доски. Работа отмечена сертификатом Всероссийского конкурса «Венок морской славы».

Образование является одной из ведущих социокультурных характеристик общества, показателем уровня его развития. Наше учебное заведение – колледж промышленных технологий и управления является крупнейшим учебным заведением среднего специального образования Ростовской области. Четыре из пяти его корпусов являются памятниками федерального и регионального значения, в которых в XIX – начале XX века получали образование, как представители казачьей элиты, так и талантливые выходцы из простых донских казаков и пришлых на Дон людей. Членов клуба заинтересовал вопрос, когда и как на Тихом Дону, среди суровых и неприхотливых воинов, появилась потребность в грамотных казаках, когда и как грамотность, ученость стали доступными женщинам-казачкам. Этому вопросу посвящена работа «Особенности становления и развития образования на Дону» и ее составная часть – Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления в системе образования Ростовской области, который в 2012-2013 учебном году занял первое место в рейтинге СПО Ростовской области

В сентябре 2012 жители нашего края отмечали два знаменательных события – 75-летие образования Ростовской области и IV Всемирный конгресс казаков. И, если с первой датой фактически определится было несложно, то сопоставить эти два события, проследить, как территория области изменяла свои границы, была отделена от особого статуса населявшего его казачества, а затем вошла в систему административно-территориального деления СССР, и, в последствие, Российской Федерации было интересно и уместно.

В исследовании дано не просто описание территориальных изменений, но и иллюстрирующие их карты, а также события, которые предшествовали или рада которых проводились определенные рокировки на земле донских казаков. Работа стала победителем Всероссийского молодежного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО»

Призером конкурса «Созидание и творчество» (II место), который проводился в апреле 2013 года стала работа о Донском крае «Там, где Дон течет…»

Мы живем на земле со славной историей, которая подтверждает, что казаки были, есть и будут. И, если ты живешь на Донской земле, то кем бы ты ни был, а в душе ты, обязательно, свободолюбивый гордый казак.

И, слава богу, что мы казаки!

Особое место в проектной деятельности клуба занимает работа «Эта память всей земле нужна». Он был не только разработан, стал победителем областного конкурса, но и успешно реализован. В нем идеально удалось сочетать обоснованность проекта, цели и задачи, план и механизмы реализации, критерии, результаты, их социальную и воспитательную значимость. Данный проект приведен в качестве примера эффективной, социально значимой и грамотно проделанной, а, главное реализованной работы.

Описание проекта

Название проекта: «Эта память всей земле нужна».

Обоснование актуальности проекта.

Низкий уровень патриотизма, отсутствие желания служить в армии, ослабление интереса и уважения к истории Отечества – повсеместная проблема молодежи.

Новизна предлагаемого проекта, его инновационность состоит в создании мемориальной стелы, увековечивающей память наших выпускников, погибших в «горячих» точках. Короткая жизнь этих ребят – лучшее доказательство того, что России – быть! Ибо в ней еще не перевелись такие ребята, какими были Макарчук А., Теслин С., Филёв С., Прядко А. и Бредихин О.

Реализация проекта будет способствовать формированию социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества: «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!»

Цели и задачи проекта:

Формирование героико-патриотических чувств студентов, воспитание будущих граждан-патриотов, готовых служить своему Отечеству, любить его и гордиться им;

Формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, понимания своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы;

Формирование готовности к активному участию молодых людей в обеспечении безопасности России от внешних и внутренних угроз.

Сроки реализации проекта: 2012-2013 год.

Содержание проекта.

Идея строительства стелы памяти возникла в результате работы в колледже музея боевой и трудовой славы и на его базе патриотического клуба «Мужество».

Одним из направлений работы клуба - музея является сохранение памяти о выпускниках колледжа, погибших в «горячих» точках. В традициях колледжа – ежегодные дни памяти, экскурсии по музею, тематические классные часы, встречи с родными погибших ребят. Логическим завершением этих мероприятий по сохранению памяти может и должна стать стела памяти, проект строительства которой предлагает Совет клуба «Мужество».

Памятник будет располагаться перед главным корпусом колледжа в небольшом сквере. От центральной дороги, ведущей ко входу в здание колледжа, к памятнику будет проложена дорожка из тротуарной плитки.

Памятник будет представлять собой 2 одинаковые высокие (до 4 метров) конструкции неправильной треугольной формы, острым углом направленные вверх, плоской стороной –друг к другу, ребром – в лицевую сторону. Между ними вверху прикреплен колокол (как символ памяти о погибших). Ниже колокола – барельеф с надписью «Каждый павший – живой, если в сердце живет!» и фамилиями погибших выпускников.

В основании конструкции – гранитная плита. На ней имитация солдатской каски из гранита.

Стела памяти, находясь в постоянном поле зрения всех студентов колледжа, должна вызвать уважение к памяти погибших в Афганистане, Чечне и других «горячих» точках выпускниках, а также интерес к истории колледжа и страны в целом.

Стела памяти, находясь в постоянном поле зрения всех студентов колледжа, должна вызвать уважение к памяти погибших и интерес к истории колледжа и страны в целом.

План и механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории представлен в следующей таблице:

План и механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории

п\п

Мероприятия

Ответственный

Сроки исполнения

Заседание Клуба «Мужество» с целью обсуждения проекта.

Председатель клуба «Мужество» Фоменко А.

март 2011 г.

Сбор материалов о погибших выпускниках.

Члены клуба «Мужество».

Сентябрь 2010 г. - апрель 2011 г.

Работа в интернете по поиску образцов стел памяти.

Фоменко А.

Март 2011 г.

Определение места строительства стелы и согласование с директором колледжа.

Руководитель клуба «Мужество» Акимова Г.А.

Март 2011 г.

Определение организации, которая будет заниматься строительством стелы.

Иванова Е.В.

март 2011 г.

Заключение договора с фирмой «Памятники»

Иванова Е.В.

май 2011г.

Проведение исследований грунта и разметка территорий.

ООО «Памятники»

май 2011 г.

Разработка точного эскиза стелы памяти

ООО «Памятники» Фоменко А.,

Акимова Г.А.

март 2011г.

Составление сметы расходов на строительство стелы

ООО «Памятники»

апрель 2011 г.

Выпуск газеты колледжа с заметкой о строительстве стелы

Фоменко А.

май 2011-2012г. г.

Выступление на МО классных руководителей с информацией о строительстве стелы

Доценко Е.М.

Акимова Г.А.

Иванова Е.В.

март 2011 г.

Беседы в студенческих группах о целях проекта

Классные руководители

сентябрь 2011-2012 г.г.

Приглашение в колледж родителей погибших выпускников и согласование с ними проекта

Фоменко А.

сентябрь 2011 г.

Привлечение администрации колледжа к строительству стелы

Иванова Е.В.

Сентябрь - декабрь 2011-2012 г.

Привлечение студентов колледжа к строительству.

Фоменко А.

Сентябрь - декабрь 2012- 2013 г.

Финансово-экономическое обоснование проекта:

Виды расходов

Собственное финансирование (руб.)

Средства

проекта (руб.)

Разработка эскиза памятника

2500

Подготовка и заливка бетонного основания стелы

25000

25000

Приобретение камня «красный гранит»

18850

20000

Монтаж и изготовление стелы из природного материала

24000

80000

Приобретение и изготовка металлических частей стелы

21350

36500

ИТОГО:

91700

161500

ВСЕГО

253200

Критерии оценки эффективности проекта:

Анкетный опрос студентов на тему «Военно-патриотическая работа в колледже».

Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект:

Формирование героико-патриотических чувств у студентов, воспитание будущих граждан-патриотов, на примере мужества и героизма выпускников колледжа, наглядным свидетельством которых будет служить стела памяти;

Формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы и готовности к активному участию молодых людей в обеспечении безопасности России от внешних и внутренних угроз;

Стела станет местом проведения экскурсий, памятных дат и тематических классных часов.

Воплощенный проект – памятник студентам-выпускникам колледжа,

погибшим в «горячих точках»

ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ВИДЕТЬ ЭТО ВРЕМЯ,

ВСЁ ПРОСТРАНСТВО ПРОЙДЕНЫХ ПУТЕЙ

СОБИРАЙТЕ МОЛОДОЕ ПЛЕМЯ,

ПОДНИМИТЕ НА РУКИ ДЕТЕЙ.

ЧТОБ ОНИ, ВОЙДЯ ВЕСЁЛЫМ СТРОЕМ

В НАШИ ЗАВОЁВАННЫЕ ДНИ,

НАУЧИЛИСЬ ПОДРАЖАТЬ ГЕРОЯМ ,

ПОСТУПАЛИ ТАК ЖЕ КАК ОНИ!

Заключение

Проектная деятельность отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом нашей работы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание студентов, как основа личности гражданина России. Мы хотим видеть в наших выпускниках людей заинтересованных в изучение исторического и культурного наследия родного края, осознающих ответственность за судьбу страны, со сформированной гордостью за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, способных к самореализации в пространстве российского государства, осознанно обучающимися высшим ценностям, идеалам, способным руководствоваться ими в практической деятельности.

Справедливо сказано, что «писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей». Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, колледж, своих духовных наставников – учителей.

В результате проектной деятельности наши студенты учатся самостоятельно добывать знания и использовать их на практике, это помогает им становиться дружнее, организованнее, терпимее относиться друг к другу, уважать мнение других. А эти качества просто необходимы во взрослой жизни.

Мы уверены, что реализация проектной деятельности обеспечит созидательную активность и развитие инновационного потенциала будущего специалиста в образовательной, профессиональной, социальной деятельности, а также послужит вкладом в решение актуальных социально значимых задач нашего региона.

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как условие сохранения и развития духовных, исторических и культурных ценностей, чувства патриотизма.

Самохина Анна Александровна

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №4»

Ворошиловского района г. Волгограда.

«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

если на десять лет вперед - сажай лес,

если же на сто лет - воспитывай детей».

(Народная мудрость)

Сегодня за моими плечами 14 лет работы в школе в должности учителя начальных классов. За это время мною "выпущено в жизнь" три класса - это 79 учеников, с которыми по сей день, я поддерживаю теплые дружеские отношения.

Чем дольше я работаю в школе, тем чаще начинаю задумываться над вопросами: "Быть учителем и классным руководителем - это моя работа, выполнение должностных обязанностей или призвание? Что мудрого, доброго, вечного могу дать я своим ученикам? "

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, которые будут любить свою Родину и заботиться о её процветании.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников.

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.,

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм , социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, природа и т.д.

Патриот по определению В.Даля, не только «любитель Отечества», но и «ревнитель о его благе».

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Считаю, что организация проектно-исследовательской работы является важнейшим условием для сохранения и развития чувства патриотизма.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности.

Совместно с родителями мы провели исследовательскую работу «Наши родные фронтовики». Ребята с воодушевлением узнавали о судьбах своих близких, которые геройски защищали нашу родину в годы Великой Отечественной войны. Такая работа дала возможность сблизить поколения, не дать забыть о родных людях.

Готовый материал мы соединил в единую презентацию. Ребята, авторы работы, сами выступали перед школьниками, преподавателями, родителями, а также перед постовцами.

Также я активно использую метод проектов. Эта работа способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, наблюдательность.

Целью такой работы является вовлечение учащихся в активную деятельность, формирование у обучающихся: гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо Родины.

Поэтому я предложила осуществить работу над следующими проектами:

Проект - «Письмо защитнику Сталинграда»

Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, гражданственности.

В этом проекте дети выразили слова признательности и благодарности защитникам нашего города. В разных местах служили прадедушки и прабабушки учеников, но благодарность наша им – едина. Так случилось, что прадедушка одной ученицы Исаенко Анастасии воевал непосредственно в нашем Ворошиловском районе, обороняя элеватор. Этот факт не оставил равнодушными детей.

Проект - «Моя малая родина – город Волгоград».

Цель: формирование гражданской позиции, овладение социально-ценным жизненным опытом; воспитание любви к Малой родине.

Проект создан на основе детских и рисунков и фотографий исторических мест нашего города. Ребята рассказали, какие места являются для них наиболее любимыми и значимыми. Мы подготовили краткую историческую справку о городе Волгограде. Всё это вошло в презентацию и послужило материалом к подготовке классного часа «Моя мала родина – город Волгоград».

Одной из форм патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является создание диорам, или военно-исторических миниатюр.

Работая над созданием модели, ребёнок учится чтению чертежей, осваивает весьма сложные трудовые навыки, получает эмоционально-чувственное развитие. Эта работа требует больших творческих усилий, изобретательности, самоорганизованности. Но, что ещё значительнее, ребенок знакомится с историей, погружается в славное прошлое своей Родины.

Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов.

Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать со сверстниками и со взрослыми.

Анима – по-гречески «душа». Создание анимационного (или мультипликационного) фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.

Создание мультфильма – это длительный процесс. Не каждому взрослому хватает терпения и усидчивости. Чтобы совершить такую работу, надо быть целостностной личностью.

Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер.

Первый этап - организационный. Он включает в себя постановку задач перед учащимися. На этом этапе мной было предложено создать анимационный продукт с использованием пластилина. За основу взято детское стихотворение о мире. Дети выполнили эскизы героев, подумали над их характерами.

Второй этап – производственный. Этот этап предполагал самостоятельную работу учащихся. В ходе этого этапа производилась лепка и покадровая съемка героев ролика на фотоаппарат. Когда персонаж каждого ученика был анимирован, оставалось только оформить все файлы и синхронизировать изображение со звуком.

Третий этап - презентация и оценка результатов. На конкурсе «Гимназический проект, посвящённый 70-летию победы ВОВ» наша работа заняла 1-е место.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народам.

Считаю, что чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель – воспитание гражданина-патриота. Необходимо помочь детям осмыслить историю своей страны, научить искренне, переживать за судьбу своего народа.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх