Проклятие куклы про двух девушек. Недетские игры: реальные истории проклятых кукол (11 фото)


Введение

Происхождение и исходное значение слова "Русь"

Установление государственности у Восточных славян

Влияние еврейства и иудаизма на восточных славян древней Руси.

Заключение

Список используемой литературы


Введение


До сего времени в нашей офицальной науки и школьных учебниках истории России почти единственным источником сведений о древней и средневековой Руси считается летописный свод 12 века "Повести временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и вобравшем в себя родовые предания, повести, сказания, легенды исторического и сказочного характера жития первых русских святых. К сожалению, многое не дошло до нас в рукописных подлинниках. Даже "Повесть временных лет" - это лишь, тень творения Нестора, настолько она искажена переработками, вставками, дополнениями, что нуждается в подобных исследованиях с целью предугадать былые предупреждения, описывая преднамеренные искажения и домыслы, которые помогают воссоздать, словно из осколков объективную и правдивую мозайку Руси Изначальной, облик которой по-прежнему во многом скрыт покровом таинственности. Посставленные задачи помогут расскрыть суть в становлении будущих племенных союзов, т.е. в дальнейшем установлении государственности у славян, а также их появление и расселение в соприкосновении Восточных славян с другими древними цивилизациями.

В данной работе рассматриваются различные версии на процесс формирования русского государства, где можно представить более подлинную историю его возникновения.


1. Происхождение и исходное значение слова "Русь"

древняя русь государственность славянин

Чего только не предлагали ученые за эти многие десятилетия! Тут и славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, яфетические и многие другие варианты происхождения имени. Легко убедиться, что этноним "Русь" тождествен по структуре собирательным этнонимам, заканчивающимся на смягченный конечный согласный (графически передается конечным "ь"): корсь, либь, чудь, весь, пермь, ямь, сумь и другие. Однако все эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами, что как будто доказывает изначально неславянское происхождение Руси. Следовательно, можно сделать вывод, что в основе летописного "Русь" должен лежать финно-угорский корень. Однако сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии слова "ruotsi" лингвисты предложить так и не смогли.

Неприемлемы, с точки зрения лингвистики, и попытки возводить название Русь к наименованию острова Руяна (Рюген): попытки доказать эту гипотезу наталкиваются на серьезные фонетические несоответствия обоих названий. Предпринимались также попытки связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское просхождение: Россотар, Рукуста, а также Rogastadrans - Иордана и другими. Однако и здесь мы, видимо, имеем просто совпадающие в произношении и написании имена разного происхождения, так же, впрочем, как в именах роксаланов, росомонов и многих других. Стоит заметить, что даже те исследователи, которые настаивают, что термин "Русь" тесно связан с южными территориями, вынуждены признать, что археологического материала, подтверждающего такие предположения, не существует. Итак, приходится констатировать, что происхождение имени Русь продолжает оставаться столь же загадочным, как и двести лет назад.

Кроме лингвистических странностей с его употреблением в источниках связан и ряд логических несообразностей. Почему термин "русь" сплошь и рядом применяется для наименования представителей разных народов? Если это имя славяне получили от варягов, то почему оно не известно скандинавским источникам? Почему восточными славянами было заимствовано именно это имя, а не "варяги" (кстати, тоже не известные скандинавским источникам)? Если это название действительно скандинавское, почему на восточнославянской почве оно приняло форму "русь", а не "русы"? Ведь для наименования остальных европейцев восточные славяне использовали исключительно формы множественного числа, а не собирательные существительные?..

Многие вопросы можно было бы снять, если слово "русь" не рассматривать как этноним. Этот весьма сильный аргумент лег в основу гипотезы, что "русь" - термин, имеющий у восточных славян социальное значение. Действительно, если он обозначал какую-то социальную группу, то мог относиться к представителям различных этнических групп: датчанам, шведам, норвежцам, финнам, восточным славянам и славянам Восточной Прибалтики. Но какие социальные функции могли объединять этих людей? Характерно, что "русь" последоватекльно отличается от "людей". Вполне логично предположить, что первые - те, кто собирал дань. А вторые - те, кто вынужден был ее платить. На это как будто указывает и термин "полюдье" - сбор дани. Среди сборщиков ее было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов. Действительно, у финно-угорских народов еще долгое время названия, восходящие к корню "русь", применялись для обозначения именно тех народов, которые брали с них дань, а также для местной финской знати; слово же "люди" стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (ljudi). Кстати, подобное употребление этнонимов известно у итальянцев и французов.


2. Установление государственности у Восточных славян


Примерно двести лет назад сложилась традиция начинать историю нашей страны с легендарного события. Как известно, под 6370 (862) годом в "Повести временных лет" сообщается о том, как среди племен новгородских словен, чуди, мери, веси и кривичей, незадолго до того прекративших платить дань варягам "из заморья", началась усобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя, который бы ими "володел и судил по праву". По их просьбе на Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Ладоге.

Легенды, связанные с зарождением государства, есть у многих народов Европы и Азии. Предание о Рюрике едва ли не дословно совпадает, например, с рассказом Видукинда Корвейского о приглашении саксов бриттами: "И вот когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы (из Британии), прибывшие к саксам, заявили: "Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить (бриттов) без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, (бритты) готовы вручить вашей власти". Ответ был краток: "Знайте, что саксы - верные друзья бриттов и всегда будут (с ними) в равной мере и в их беде, и в их удачах". ...Затем в Британию было послано обещанное войско (саксов) и принятое бриттами с ликованием вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество".

Такое совпадение любопытно. Потому что автор "Повести временных лет" скорее всего не знал о труде Видукинда. Естественно, и сам Видукинд не мог пользоваться повестью, так как писал "Деяния" почти на столетие раньше. Но не случайно же это! Скорее всего, есть какой-то общий литературный источник.

Г.М. Барац считал, что такой основой является текст 1 "Книги Царств", рассказывающий о том, как состарившийся пророк Самуил доверил власть над народом Израиля своим сыновьям, но те судили неправедно: "И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (1 Цар. 8: 4-5). Именно этот текст, по словам Г.М. Бараца, и пересказан в сказании о призвании скандинавских варягов.

По словам крупного современного лингвиста Г.А. Хабургаева, рассуждения о происхождении слова "Русь", с одной стороны, и "Киевской Руси" - с другой, переплетаются в трудах историков настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Между тем древнейшие отечественные источники, прежде всего "Повесть временных лет", четко отделяют названия славянских племен, вошедших в состав Древнерусского государства, от Руси, а иногда даже противопоставляют Русь славян, прямо отождествляя ее с варягами. Не менее последовательно различают Русь и славян арабоязычные авторы. Их свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным вниманием к деталям жизни народов, о которых ведется рассказ. Русы арабских авторов отличаются от славян территорией проживания и окружающими их народами, одеждой и жилищами, родом занятий и вооружением, титулами предводителей и погребальными обрядами. Как было замечено Г.С. Лебедевым, все детали этих описаний, касающиеся русов, практически полностью совпадают с тем, что известно о варягах по археологическим материалам. Не расходятся такие наблюдения и с хорошо известным противопоставлением русских и славянских названий днепровских порогов, которые приводит Константин Багрянородный в трактатах "Об управлении империей". Казалось бы, совершенно обоснованно можно делать вывод о скандинавском происхождении летописной Руси. Но... берем другие тексты "Повести временных лет" и читаем: "Реша (сказали) русь, чюдь, словени и кривичи и вси: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Здесь русь оказывается совсем в ином логическом ряду - с теми, кто призывал варягов: чюдью, словенами, кривичами и весью. И все опять запутывается. Правда, уже в следующей фразе оказывается, что Рюрик, Трувор и Синеус пришли в новгородскую землю.., "пояша по собе вся русь". Это, кстати, точно соответствует утверждению Константина Багрянородного о том, что в полюдье киевские "архонты" отправляются "со всеми росами". Круг замкнулся: судя по всему, русь вновь оказывается пришлой. Хотя в последнем случае речь вряд ли может идти о каком-то этносе. В других же фрагментах начального русского летописания славяне не противопоставляются, а напротив, отождествляются с русью: "Бе един язык словенеск: словени, иже седяху по Дунаеви, их же прияша угри, и морава, и чеси, и ляхове, и поляне, яже ныне зовомая Русь". А вот еще: "А словеньскый язык и рускый одно есть, от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словене". Относится это ко времени, когда имя руси было перенесено на восточных славян. А если это так, то, казалось, можно снять наметившееся противоречие. Однако есть в летописи сообщения, в которых речь идет о некой руси, которая отлична и от славян, и от варягов. Так, под 6452 (944) год среди воинов Игоря, пошедших на Константинополь, упоминаются "вои многи, варяги, русь, и поляны, словени, и кривичи, и теверьце, и печенеги". Разделение находим мы и в рассказе 6390 (882) года о том, как Олег обосновался в Киеве: "И беша у него варязи и словени и прочи прозвашася русью". То есть подчеркивая связь руси с варягами, начальная летопись отличает ее не только от славян, но и от самих варягов. Обычно противоречия эти объясняются тем, что пассажи о призвании варягов-руси были добавлены летописцами времен правления в Киеве Владимира Мономаха или его старшего сына Мстислава, которые и внесли всю эту неразбериху в когда-то стройный рассказ о начальной истории нашей страны. Проблема происхождения этнонима "Русь" связана с поиском ответов, по крайней мере, на два вопроса: каковы источники этого имени и почему именно оно закрепилось за Киевским княжеством, а затем и за всем обширным восточноевропейским государством со славяноязычным населением? Этническая принадлежность первых русских князей

Не менее сложно, оказывается, выяснить, кто были первые "русские" князья. И прежде всего Рюрик и его братья, с которых принято начинать историю Древней Руси. В летописи они приходят "из заморья", да и имена их мало походят на славянские. Но признать их скандинавами...

Личность Рюрика вполне исторична. Он был одним из мелких датских конунгов, до 850-х годов владел Дорестадом во Фрисландии (вскоре после того разграбленным викингами). В 850-е обосновался в области реки Эйдер в Южной Ютландии и контролировал выход к Северному морю для Хедебю, крупнейшего к этому времени центра скандо-славянской торговли на Балтике. Возможно, Рюрик участвовал в организованной датчанами в 852 году блокаде шведской Бирки, основного торгового конкурента Хедебю. Так что обращение к этому конунгу-викингу, враждовавшему и с немцами, и со шведами, а в силу того поддерживавшему лояльные отношения с балтийскими славянами, может свидетельствовать о хорошей осведомленности славян в ситуации на Балтике. Видимо, в 862 году, как сообщает ипатьевская версия "Повести временных лет", Рюрик и его дружина "придоша к словеном первое и срубиша город Ладогу", а также "пришел к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород... И роздая мужем своим волости и городы рубити овому (тому) Польтеск, овому Ростов, другому Белоозеро". Умер Рюрик, согласно летописной хронологии, в 879 году. Приведенная точка зрения - лишь один из возможных вариантов развития событий. Но сама попытка исторической реконструкции, в которой сведения ранних русских летописей дополняются информацией из западноевропейских источников, представляется довольно любопытной. В голландских школах изучение истории государства в Нидерландах начинается с того, как... в 862 году туда был приглашен конунг Рюрик. Не все ясно и с происхождением первых - тоже легендарных - киевских князей. О том, что уже во времена первых летописцев рассказ о Кие и его братьях воспринимался как легенда, ясно говорит разъяснение, включенное кем-то из киевлян, создателей летописей: "Иные же, несведущие, говорят, что Кий был перевозчиком. У Киева был тогда перевоз с той стороны Днепра, а потому говорили: "На перевоз Киев". Если бы Кий действительно был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; но когда этот Кий княжил в роде своем, он приходил к византийскому императору и, как говорят, был принят им с великой честью. Когда же он возвращался, пришел к Дунаю, и полюбилось ему то место, и заложил там маленький городок. И хотел остаться в нем с родом своим, но не дали ему этого сделать местные жители; этот городок и доныне называют дунайцы "городище Киевец". И пришел Кий в свой город Киев, тут и окончил свою жизнь; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь здесь скончались".

Принято считать, что основатели Киева - поляне, то есть восточные славяне, населявшие Киевское Поднепровье. Иногда их просто называют первыми русскими князьями. Принадлежность Кия, Щека и Хорива к местной полянской знати считается почти доказанной. Некоторые сомнения в бесспорности такой точки зрения вселяют несколько странные для славян имена первых киевских князей. Правда, предлагается славянская этимология для имени старшего из братьев Кия. Ее пытаются связать с праславянским корнем kuj, обозначавшим божественного кузнеца. Так, Б.А. Рыбаков полагает, что имя Кий хорошо осмысливается по-русски: "кий" означает "палка", "палица", "молот" и в этом смысле напоминает имя императора Карла Мартелла (то есть "молота"). Предпринимались также попытки отождествить летописного Кия с ханом Кувером или Кубратом, объединившим в VII веке булгарские племена и основавшим на Северном Кавказе мощный политический союз, известный под названием Великой Булгарии. Причем автор этого предположения М.Ю. Брайчевский считал Кубрата хорватом, то есть славянином, а не тюрком. Однако такая параллель не получила поддержки специалистов. Но все-таки если имя Кий хоть как-то поддается "славянизации", то имена его братьев - Щек и Хорив - абсолютно не поддаются. Лучшей этимологической параллелью для второго из них, пожалуй, было упоминание литовского названия верховного жреца - krive. И вот поэтому их присутствие в первоначальной версии сказания об основании Киева иногда просто отрицается.

Итак, славянская этимология имен основателей полянской столицы вызывает серьезные затруднения. Но если отказаться от их славянства, ситуация значительно упростится. Расширение круга поисков дает довольно любопытные (хотя и вовсе не бесспорные) результаты. Так, например, О. Прицак прямо связывает летописного Кия с отцом хазарского вазира (главы вооруженных сил Хазарского каганата) Ахмада бен Куйа, упомянутого ал-Масуди в рассказе о постоянной наемной армии хазарских правителей (тридцатые - сороковые годы Х века). Согласимся, признать иранское происхождение имени основателя Киева - нужна немалая смелость.

Еще одна интересная идея - тюркская этимология имени Щек. Оно может происходить от славянизированного произношения тюркской лексемы "cheka", "chekan" (боевой топор, секира). Остается лишь добавить, что Хорив также, видимо, имеет не славянское, а иранское или еврейско-хазарское основание. В первом случае его связывают с ирано-авестийским словом "huare" ("солнце"), а во втором - с библейским "Хорив" (буквально: "сухой", "пустой", "разоренный" - гора в Аравийской пустыне; восточный хребет Хорива называется Синаем).

Как бы то ни было, основатели Киева имеют скорее всего неславянские имена и вряд ли были полянами. Такой вывод хорошо согласуется с рассказом, сохранившимся в Лаврентьевской летописи, о приезде Аскольда и Дира в Киев. На вопрос легендарных варягов: "Чей этот городок?" киевляне отвечают: "Была суть три братья: Кии, Щек, Хорив, иже сделаша градоко-сь, и изгибоша, и мы седим, платяче дань родом их, козаром". Правда, многие исследователи считают, что в данном случае мы имеем дело с искажением первоначального чтения.

Итак, ситуация весьма своеобразная: имена первых "русских" князей как новгородских, так и киевских - оказываются "не своими". Это с неизбежностью ставит вопрос: Почему первые князья Древней Руси были иноземцами? Обратимся к истории других народов Европы и Азии. Болгарское царство, Франция, герцогство Нормандия, Бретань, Ломбардия, королевство Англия, Сельджукский султанат - вот далеко не полный перечень государств, названия которых восходят к этнонимам завоевателей, которые и стали во главе их (булгары, франки, норманны, лангобарды, бритты, англы, тюрки-сельджуки). Конечно, встречаются и обратные примеры, когда территория сохраняла имя населявшего ее когда-то коренного народа, вытесненного или уничтоженного пришельцами. Таковы современные области - Мещера, Пруссия, Саксония, Тюрингия, Бургундия и другие, уже давным-давно не заселенные мещерой, пруссами, саксами, тюрингами, бургундами. Любопытно, что и в тех, и в других случаях собственное название государства не соответствует его преобладающему этническому составу. Сейчас современное научное общество больше волнует проблема "иноязычных" правителей. Изучение источников приводит к выводу, что иноземные правители в ранних государственных объединениях - скорее закономерность, нежели исключение. Во главе подавляющего большинства зарождающихся военно-политических союзов стоят представители других этносов. Причем зачастую племенное имя "постороннего" правителя становится названием самого молодого государства. И в этом ряду Древняя Русь - не исключение. Чем, однако, вызвана такая "любовь" молодых государств к правителям-иностранцам (кстати, пришедшим подчас из стран, не имеющих своей государственности)? Ответ кроется в особенностях социальной психологии. При решении сложных вопросов, затрагивавших интересы всего сообщества в целом, "вечевой" порядок был чреват серьезными межплеменными конфликтами. Многое зависело от того, представитель какого племени станет руководить "народным" собранием. С ростом объединения обстановка становилась все более взрывоопасной. В таких ситуациях, видимо, предпочитали обращаться за помощью к иноплеменникам, решения которых в меньшей степени определялись интересами того или другого племени, а следовательно, были в равной степени удобны (или неудобны) всем участникам такого союза. Таким образом, приглашенные правители играли роль своеобразного третейского судьи, снимая межэтническую напряженность в новом союзе. Другим путем формирования первых государственных институтов было прямое завоевание данной территории. Легенда о братьях, строителях Киева, - пример такого пути. Даже если они были представителями полянской знати, киевляне еще несколько десятков лет должны были платить дань Хазарскому каганату. Это неизбежно должно было как-то повлиять на властные структуры полян, приспособить их к требованиям хазарского государственного аппарата. Впоследствии Киев был занят легендарными Аскольдом и Диром (согласно "Повести временных лет" - дружинниками Рюрика). И это завоевание Киева скандинавами не могло не сказаться на развитии, условно говоря, полянского аппарата власти. Чуть позже власть в Киеве перешла к Олегу, регенту Игоря, малолетнего сына Рюрика.

По летописной легенде, Олег обманул Аскольда и Дира и убил их. Для обоснования своих претензий на власть Олег якобы ссылался на то, что Игорь - сын Рюрика. В этой легенде мы впервые сталкиваемся с признанием права передачи государственной власти по наследству. Особенно интересно, что для киевлян (если, конечно, доверять летописцу) такая ситуация не была неожиданностью. При этом вопрос, "свой" это в этническом плане претендент на княжеский престол или "чужой", даже не обсуждался. Как итог, в целом метаморфозы содержания слова "русь" можно представить следующим образом: первоначально скандинавов, приходивших на гребных судах в северо-восточные земли, населенные славянами и финно-угорскими племенами, называли "гребцами" (от скандинавского корня *rops), возможно, воспринимая это слово как своеобразный этноним; поскольку скандинавы, приходившие к славянам, были профессиональными воинами, их часто нанимали в княжескую дружину, и уже вскоре всю ее начинают называть их именем - Русь; одна из основных функций, которую выполняет дружина, - сбор дани, поэтому новое название дружины приобретает дополнительное содержание - сборщики дани; вместе с тем этот термин, получивший уже социальную окраску, продолжает использоваться в узком смысле для обозначения дружинников-скандинавов; наконец, имя варяжской Руси было перенесено на восточных славян, на землю, населенную ими, а затем и на формирующееся при участии все тех же скандинавов (князей и дружинников) восточнославянское государство - Киевскую Русь. Вопрос о происхождении и первоначальном значении слова "Русь" должен быть отделен от проблемы возникновения древнейшего известного нам восточнославянского (точнее, полиэтничного с преобладанием восточнославянского компонента) государства, получившего в источниках это название.

Этническое происхождение первых русских князей не связано непосредственно ни с этимологией названия государства Русь, ни с проблемой зарождения государственных институтов у восточных славян. В то же время следует отметить - как закономерность для ранних государственных объединений - приглашение на роли первых правителей иноземцев. Не исключено, что близкозвучащие в древнерусских, греческих, скандинавских, готских, латино- и арабоязычных источниках топонимы и этнонимы с корнями *ros / *rus могли иметь разное происхождение и лишь впоследствии слились в восприятии.


3. Влияние еврейства и иудаизма на восточных славян древней Руси


В отличии от других версий развития Руси свой путь предложил В. Петрухин в статье «Жидовские ворота». Опираясь на широкий круг литературных и фольклорных аналогий, он заключил, что этот библейский сюжет не был первоначальным. Он присущ, в частности, народам, не связанным с средиземноморско-европейскими культурами или вообще изолированным от них. Поразительные эрзянские и корейские параллели легенды о призвании варягов подтверждают, по мнению Петрухина, ее фольклорные истоки.

Знакомство древней Руси и восточного славянства с еврейством и иудаизмом состоялось в контексте драматичных русско-хазарских и славяно-хазарских отношений в 9-10 веках. Хазары контролировали часть территории восточнославянских племен в Среднем Поднепровье, получая дань с киевских полян, северян и радимичей на Левобережье Днепра. Даннические отношения, по сведениям археологов, были установлены ее до образования правящей верхушки Хазарии в иудаизм - в первой половине 8 века.

Среди ранних сообщений о Руси и хазарах привлекает внимание известие Ибн Хордадбеха (середина 9 века), который подробно сообщает о маршрутах еврейских купцов ар-разанийа, чьи пути простирались от Западной Европы до Китая (через хазарский город Хамлидж). В своем сообщении он указал в маршрутах еврейских купцов текст о купцах - руссах, которые по рекам Восточной Европы через Хазарию добирались до Багдада, торговали там мехами и мечами, а переводчиками им служили славянские евнухи. Но отношения не сводились лишь к торговле. Об этом свидетельствуют претензии на хазарский титул «каган» уже первых русских князей в 9 века. Так А.П. Новосельцев предположил, что варяжских (русских) князей в Ладогу и Новгород призвали в связи с угрозой с хазарской стороны племенам Северо-восточной Европы. Согласно русский летописи, в 880-х годах князь Олег с войском из варягов и словен новгородских «прозвавшихся русью», захватили Киев и присвоили хазарскую дань в Среднем Приднепровье. Эта податная территория получила название «Русская земля». Хазария ответила торговым эмбарго и князь Олег был вынужден искать новые торговые пути и связи. Его легендарный поход на Царьград завершился заключением мирного договора в 911 году, предоставившего чрезвычайные льготы купцам в Константинополе.

Упоминание о еврейской общине на территории Киева существует в летописи 986 года. Сюжет о выборе веры при Владимире Святославовиче. После волжских болгар - мусульман и «немцев от Рима» к русскому князю пришли «жидовские козарьстии» уговаривать Владимира принять иудаизм. В русских источниках это единственный случай, когда говорится об иудаизме в связи с хазарами. Согласно летописному тексту, евреи явились к князю, услышав о неудаче предыдущих посольств: эта «оперативность» может быть воспринята как свидетельство того, что летописное переедание имело в виду «ближних» киевских евреев, живущих в квартале Козаре, но сам контекст «прений о вере» допускает толкование этого мотива как относитльно позднего, сложившегося в период составления летописи и не связанного с преданиями. Во время прений князь Владимир задает евреям вопрос, естественный для главы формирующегося государства, который озабочен поисками государственной идеологии: «Где есть ваша земля?» Когда же те отвечали: «в Иерусалиме», - князь вынудил их признать, что Бог «расточил нас за грехи по странам, и предана была наша земля христианам».

Текст прений не убеждает в исторической достоверности самого «события» - еврейского посольства (как и прочих). Но все же «исторический» момент в диалоге Владимира с «жидами козарьстими» присутствует: особый интерес к соотношению религии и государственности на Руси не случаен. Именно ветхозаветная традиция являла для становящегося русского государства исторические образцы, на которые вполне очевидно ориентировались и Начальная летопись, и первые русские книжники вообще. В летописи Владимир сопоставляется с Соломоном, первый раз - прямо как «женолюбец», держащий сотни наложниц в пригородах Киева, второй раз - менее явно, как строитель первого христианского храма - Десятинной церкви: после освещения храма Владимир «сотвори праздник велик в те день боляром и старцем градским и убогим роздал имения много». Цитирование Ветхого Завета в летописи вряд ли свидетельствует о каком - либо непосредственном влиянии собственно еврейской традиции: Соломон был образом государя во всех средневековых обществах, почитавших Завет, в том числе в Византии, в свою очередь служившей образцом для христианской Руси. Однако, древнерусские сообщения, посвященные десятине, напоминают ветхозаветные тексты. В начальной летописи рассказ о том, как Владимир дает десятую часть от имения и градов Настасу Косрсунянину, сходен с библейским сюжетом, где впервые упоминает десятина: Авраам дает десятину «от всего» Мелхиседеку, жрецу Всевышнего. Также Владимиром Петрухиным в статье приводится цитата из Второзакония в «Памяти и похвале Владимиру» о десятине, где явно видно что Второзаконие было весьма популярно на Руси, ибо в «Поучении духовника исповедующимся» говорится: «десятину же от всего имения своего, лоучшее отъем, дажь Богови, совокупив же ю, държи оу себе, да от того даешь сироте и въдовици, и страньным, и попом, и убогим». Естественная для Руси ориентация на Ветхий завет создает дополнительные склонности для различения «книжного» и реального в ранней русской истории. Вместе с тем безусловен реальный вклад ветхозаветной традиции в формирующуюся русскую культуру и творческое восприятие этой культурой высокого образца, целенаправленные поиски в священной традиции «конструктивных основ» для строительства собственной культуры.

Этот поиск касался не только ветхозаветных книг. Об основном интересе к библейской истории и истории еврейского народа свидетельтуют также имевшие хождение на Руси не только переводы библейских книг, сделанных с древнееврейского, но и апокрифические тексты, перевод «Иудейской войны». Переводы с еврейского появились уже в домонгольский период. В начальной летописи использован еврейских хронограф - описание расселения Яфетидов в космографическом введении. На основании того пассажа, можно представить почему византийская традиция оказалась недостаточной, во всяком случае для первого русского летописца. Главным вопросом Начальной летописи был вопрос о происхождении Руси, включении ее в христианский - славянский мир. Однако в византийском источнике летописи - не были упомянуты не только Русь, но и славяне, оставшиеся для греческого хрониста за пределами традиционного цивилизационного мира, обитавшие среди варварских народов. Еврейский хронограф, напротив, включал в список и славян, и Русь. При этом список славян, обитающих на Дунае, был составлен еврейским хронистом о влиянием кирило- мефодиевской традиции, которой в общем следовала и Повесть временных лет.

Русский летописец не следовал буквально за хронографом у него существовал собственный взгляд на славянский и европейский мир. «Иосиппон» не знает «варягов», и летописное предание о варяжском происхождении Руси основывается на древнерусской традиции, на не выведено из еврейского хронографа. При таком интересе следует отметить естественным и «отталкивание» от авторитетной традиции, демонстрацию подлинной Руси по сравнению с ветхозаветным образцом.

Распространение византийской антииудейской традиции способствовало формированию на Руси средневековых стереотипов в отношении к евреям. Из византийского источника происходит первый на Руси «религиозный навет» о еврее - работорговце, «справившем пасху» на распятом христианине. Подобные предубеждения подготовили позднейшее отношение к жидовствующим и другим «еретикам» уже в московский период русской истории.

Другим взглядом на происхождение русов является статья Вадима Эрлихмана «Русы потерянные и обретенные». По мнению автора, этноним «русь», восходит к имени сарматского племени - толи известных по многим источникам роксоланов, но гипотетических «рухс - асов» или «русов». Роксоланы и аланы жили в области между Днепром и Доном до 5 века, когда волны Великого переселения народов раскидали их по Европе до самой Испании. Родственные им асы обосновались на Северном Кавказе, где позже стали предками осетин, тоже называющих себя аланами. Слово «рухс» переводится как «светлый» или «белый» и может означать как одну из сторон света, так и принадлежность к «благородному», то есть независимому, племени.


Заключение


На первый взгляд все, то сказано в этом реферате, является отрицанием нашей официальной науки, но все, что сказано, есть соблазн видеть не только официальное, то, что на поверхности, но и то, что есть в свете новых открытий.

Интерес к русской истории вообще и к истории славянства в частности, возник как интуитивный порыв к сопротивлению и освобождению от неприятия того официального курса изложения материала, часто надуманного принятого еще при "царе горохе", а более древнее и правдивое то, что как-то забыто - это "Песни птицы Гамаюн" и Велесовой книге, являющейся переводом священных текстов новгородских волхвов 9 века н.э. Новые гипотезы вызвали к жизни историческую память, как не осознаны искания народами нового смысла своих корней. Все это может повернуть вспять течение жизни в Европе, это может стать временем озарения сознания людей.

В результате мир может увидеть расцвет исторической науки вступившей на новые рубежи познания законов истории. Но пока сознания людей и ученых не переключатся на решение проблем избавления от старых взглядов на историю, то борьба за сознание людей будет сутью текущей сегодня интеллектуальной войны.


Список использованной литературы


1. Арцебашева Т. «Славяне - русы - варяги - кто они?» / Вопросы истории № 1 2004г.,

Данилевский В. «Легендарная Русь» Знание сила №6, 1998г.,

Петрухин В. «Жидовские ворота. Иудеи в древней руси»/ Родина4,5 2002г.,

Рычка В. «И пришли к ним хазары»/ Родина № 4-5 2002 г.,

Эрихман В. «Русы потерянные и обретенные» / Родина № 11-12 2002г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

«Когда я приезжаю в «Пермь-36», у меня есть ощущение памяти, которую необходимо хранить… Как только последний из нас забудет, как все было на самом деле, так все тут же начнётся снова. Поэтому помнить необходимо», - сказал Андрей Макаревич на Международном гражданском форуме «Пилорама», в шестой раз прошедшем йа территории музея-лагеря «Пермь-36» - единственного в России мемориального комплекса истории политических репрессий.

Могущество человека сегодня очевидно. Нажатием всего нескольких кнопок он способен уничтожить всю жизнь на Земле. Однако это могущество и ограничено. Пока мы не можем предотвратить ни засуху, ни катастрофическое наводнение, ни извержение вулкана, землетрясение, цунами… Последствия же их всегда одни и те же: помимо гибели множества людей, большие участки земли становятся непригодными для дальнейшего проживания, а это влечёт за собой миграцию народов. И очень возможно, что они придут в другую страну не с рукой, протянутой за помощью, а с оружием!

Тосканская маркграфиня Матильда родилась в XI веке, а умерла уже в XII. По тем временам она была личностью уникальной: властная и жёсткая, она не просто участвовала в политических интригах, но и вела полноценные военные действия. В историю она вошла как ярая сторонница папы римского Григория VII.

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

23 марта 1989 года капитан Джозеф Хейзелвуд зашёл в бар в портовом городе Вальдес на Аляске. Было 16 часов, и у него выдалось несколько часов свободного времени, пока на нефтяном терминале перекачивали в танкер 200 миллионов литров сырой нефти. Хейзелвуд играл в дартс со своими помощниками и пил водку. Тёплая компания весь вечер отдыхала в баре.

Свастика (санскр.) - крест с загнутыми под прямым углом (реже - дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещённых молний, молота Тора и тому подобного. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, стала символом варварства и насилия. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2000

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Это был Томмазо Кампанелла. Как и Бруно, его считали не только философом, но также астрологом и магом.

Александр Асов

Русь изначальная. Праистория Руси

© Александр Асов, 2007

© ООО «Издательство АСТ», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Вводное слово. Об истории и историках

Откуда мы родом? Кто предки наши? С какого времени следует отсчитывать историю славянорусов? С возникновения первых славянских и более древних русколанских и арийских царств? Или с ещё более раннего времени, с истории, общей для всех людей Земли?

Эти вопросы задавали наши предки с глубокой древности. И в разные эпохи по-разному на них отвечали. «Вот повесть минувших лет, откуда есть пошла Русская Земля и кто в Киеве стал первым княжить» – это зачин древнейшей летописи христианской эпохи, писанной иноком Киево-Печёрского монастыря Нестором, жившим в XII веке. От этого инока и идёт традиция начинать легендарную историю Руси с полусказочного в его время первого князя киевского Кия, а историю датированную, известную в подробностях, отсчитывать с князя Рюрика, основателя правившей в его время династии Рюриковичей. Киевскую Русь, известную по Несторовской летописи, принято ныне называть Древней Русью. Между тем Рюрик жил в IX веке – это время европейского Средневековья. Древностью же почитается эпоха античности, которая закончилась в Европе, а значит, и на Руси, в V веке нашей эры, после Великого переселения народов.

Нестор описывал историю не Древней, а Средневековой Руси. Древняя, дохристианская история смиренного инока интересовала лишь настолько, насколько она была связана с историей правившей династии. Нестор в угоду киевским князьям даже не привёл легенд о Словене и Русе, не писал и о новгородских княжеских династиях. И это с давних пор умаляло труд сего летописца в глазах историков. «О князьяхъ рускихъ, старобытныхъ, Несторъ монахъ не добре сведомъ бе», – писал уже в начале XVIII века первый российский историк Василий Никитич Татищев.

К счастью, до наших дней дошло немало исторических свидетельств о Древней Руси, которые за прошедшие века и тысячелетия причудливо смешались с «былинами сего времени». Но ведь историю любого народа следует начинать изучать именно со времён былинных. Долгое время эпос для большинства русских и являлся историей. И не было иного источника, откуда можно было бы черпать сведения о древнейших, долетописных временах.

В X веке, после прихода к власти варяжской династии в Киеве, а затем и первого крещения Руси князем Аскольдом, а затем и князем Владимиром, «языческое» летописание прервалось. И только с явлением «Книги Велеса» и иных ведославных книг у нас появилась возможность судить об особенностях той первоначальной традиции.

С тех пор история до Крещения Руси и до прихода к власти Рюриковой династии стала тайной. И потому первым русским историком объявлялся летописец Нестор. О более ранних временах упоминалось вскользь, пересказывались скупые сведения, почерпнутые из византийских источников, да несколько местных легенд о событиях, произошедших не ранее V века нашей эры.

Первые летописи писались христианскими монахами, которые не стремились углубляться во времена «языческие». Это был первый обрыв традиции. И он обусловил последующие.

Русские летописи, первые хроники, – это ещё не исторические труды. История – это не только хронологическое описание событий, она служит проводником идей политических, предназначена для формирования общественных идеалов.

«История – учитель жизни», – говорили древние. Историк не только описывает события, но и объясняет причины происходящего, видит в прошлом уроки для настоящего и будущего. Также история – это часть культуры народа. Образы исторических деятелей сопровождают нас и в современной жизни, и не только в политике и жизни общественной, но и в литературе, искусстве, часто определяют сам стиль нашей жизни.

Сама же историческая наука, в современном её понимании, в России начала зарождаться в XVII веке трудами митрополита Сибирского Игнатия Римского-Корсакова и монаха Сильвестра Медведева. Они ставили перед собой задачу беспристрастного описания событий древней и современной истории, причём вставали в оппозицию к мнению власть имущих, за что и расплатились жизнью: Игнатий Римский-Корсаков был объявлен сумасшедшим и кончил свои дни в темнице, а Сильвестра Медведева казнили как опасного государственного преступника на Лобном месте в Москве.

С тех пор изменилось немногое. Конечно, ныне свободомыслящего историка чаще лишают должности, а не жизни. Но что такое для мыслящего историка жизнь, лишённая возможности отстаивать свои взгляды, учить истине? Отечественная школа русской исторической мысли так и не была рождена. В отличие от Европы мы не пережили Возрождения. Русь продолжала спать, убаюканная когда-то Византией, и не проснулась даже после того, как сама Византия уснула навеки.

Но вот наступил XVIII век, родилась великая Российская империя. И империи, дабы не выглядеть перед Западом отсталой, требовались новые декорации: великолепные дворцы, построенные на голландский, немецкий, французский «манир», но ни в коем случае не русским стилем. Почему так? Да потому что его якобы не было в европейской культуре.

Европейский стиль ампир уходил корнями в ампир античный, а потому дворцы русской знати украшались бесчисленными аполлонами и венерами, но не изображениями, живописующими славянские мифы и предания старины. Почему так произошло? Потому что Европа пережила Возрождение, а Россия нет. Да, среди российских дворян русских по рождению было не так много, но всё же они были, и обладали порой большой властью, и радели об отечестве. Но и они не ведали о существовании отечественной древней традиции.

Дворяне брили подбородки, облачались в немецкие одежды. Столица была перенесена в Санкт-Петербург, построенный по образцу европейских столиц. И конечно, в подражание Западу столице нужен был свой университет. А университету нужен был исторический факультет. Тогда-то, в XVIII и XIX веках, в России и были изданы первые труды по отечественной истории. И написали их, за неимением своих, немецкие учёные: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Они-то и породили печально известную «норманнскую теорию» в отечественной исторической науке, плоды коей мы пожинаем поныне. От них идёт убеждение о дикости древних славян.

Во многом следовали им и такие крупные историки, как В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» и затем Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского». Вполне принимали норманнскую теорию и либеральные историки конца XIX века С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Такова природа «научных школ», которые сродни в своём следовании авторитетам основоположников, неким замкнутым сектам, кем бы те основатели ни были и какими бы преходящими политическими и личными причинами ни были обусловлены их мнения по тем или иным вопросам. Раз высказанные мнения затем канонизируются и определяют ход исторической мысли на века вперёд.

Противником норманнской теории в XVIII веке выступил гениальный М.В. Ломоносов. Затем в XIX веке ему следовали С.А. Гедеонов, Д.И. Иловайский, А.Ф. Гильфердинг (немец по происхождению и славянин по духу) и другие. Наследником сих идей и этого направления в науке потом выступил казачий историк Е.П. Савельев, автор знаменитой «Древней истории казачества». В славянских странах в XIX веке выделялись имена крупнейших историков П.И. Шафарика, Любора Нидерле.

Среди российских и советских учёных XX века в области древнейшей истории выделяются имена академиков Б.Д. Грекова и Б.А. Рыбакова, немало потрудившихся и действительно продвинувших российскую историческую науку. В недавнее время замечательные работы по древней славянской истории и культуре выпустили также академики А.Н. Сахаров, В.В. Седов, также учёные-велесоведы в России Ю.К. Бегунов, а на Украине Ю.А. Шилов.

Самым влиятельным историком Древней Руси, из работавших в XX веке, следовало бы назвать русского эмигранта, профессора Йельского университета Г.В. Вернадского. Отдельно следует также упомянуть историков-эмигрантов из зародившейся на Западе велесоведческой исторической школы, – тех, кто публиковал и исследовал языческую летопись «Книгу Велеса»: Александра Куренкова, Стефана Ляшевского, Сергея Парамонова-Лесного.

Среди современных трудов историков-патриотов следует особо выделить вышедшие в 2007 году книги Ю.Д. Петухова и Н.И. Васильевой «Евразийская империя скифов» и «Русы Великой Скифии». Там подведён итог исследований предшествеников и даётся видение славяно-скифского вопроса, основанное на изучении обширного археологического материала и исторических источников.

Меня зовут Лена. Я расскажу историю о своей кукле! Когда мне было девять лет мне отец подарил куклу. Кукла была красивая и большая. В половина моего роста. У ней были золотистые кудрявые волосы и синие глаза. На ней было белое красивое платье.

Когда отец принёс мне куклу, он сказал, что она досталась от бабушки, которая давно умерла. Кукла лежала несколько лет спрятанная в чемодане на чердаке, и отец нашёл её и принёс мне. Я очень радовалась этому подарку, ведь в том возрасте мне очень нравилось играть с куклами. В первую ночь я положила куклу рядом на кровати с левой стороны.

Мне снился дурной сон. Я проснулась и заметила, что голова куклы повёрнуто в мою сторону, а глаза смотрели на меня. Повернув голову куклы прямо, я попыталась заснуть. На секунду, приоткрыв глаза, я с удивлением обнаружила, что голова куклы опять повёрнута в мою сторону, а глаза уставились на меня. Я подумала, что может она живая. Детская мысль, но тогда это было так реально)))

Спросил её, почему ты на меня смотришь, она не чего не ответила. Через несколько минут я уснула. На следующий день, проснувшись, я пошла в ванную умыться, и обнаружила на своей левой руке, где запястье небольшой синяк. Синяк выглядел как отпечаток маленькой руки, кисти. Были видны четыре маленьких полосочки. Я тут же подумала о кукле. И вспомнила, что ночью она на меня смотрела. Умывшись я подошла к кровати, где лежала кукла. Его голова была повёрнута в верх, а глаза устремлены в потолок.

Тут отец зашёл и сказал по быстрей одеваться, потому что мы должны были ехать в больницу к зубному врачу. Приехав от врача домой я целый день провела с соседкой, которая являлась мне самым лучшим другом. Вечером перед сном я убрала куклу с кровати и положила её в угол, где были ещё две куклы. Мне опять приснился жуткий сон. Во сне была та кукла. Я опять проснулась по среди ночи.

Открыв глаза я заметила, что кукла лежит со мной рядом с левой стороны. Голова у ней была повёрнута, а глаза уставились на меня. Кукла показала мне язык. От неожиданности я сильно закричала. Через пару секунд отец пришёл ко мне в комнату и включил свет.

Что случилось, спросил отец меня. Я ответила, что кукла, которая лежала в углу, оказалась в моей постели, и меня это напугало очень. Отец улыбнулся, подошёл и поцеловал в лоб. Спи крепко, а куклу я унесу в зал. Я кивнула и вытерла мокрые от слёз глаза. Отец ушёл. Я не могла уснуть. Вертелась, но через пол часа уже уснула.

Наступило утро и я проснулась. Умылась и пошла на кухню, но отца на кухне не было. Странно подумала я, ведь он всегда был на кухне, готовил завтрак нам. Я подошла к его комнате и открыла дверь.

Отец лежал на полу рядом с кроватью, и он был белый. Меня как будто ударило током, когда я увидела, что отец лежит и не дышит. Я подбежала к нему и заплакала. Папа, папа закричала я. Я с ужасом заметила, что кукла сидит напротив кровати и смотрит на меня. По моему телу пробежала дрожь. Мне показалось, что кукла улыбается, а может и не показалось. Я взяла её за волосы открыла форточку и выкинула на улицу. Через минуту я выбежала в зал, взяла телефонную трубку и позвонила в скорую.

Они быстро приехали, но не чего не могли уже сделать. Отец был мёртв. Врачи спросили меня о родственниках и вызвали местного участкового. Я была очень напугана.

И тут я подумала, а вдруг куклу кто ни будь подберет и произойдет что то подобное. Я выбежала на улицу и подошла под окно, откуда я её выкинула. Куклу так я и не нашла. Прошло несколько лет. Я не могу забыть про куклу и иногда она мне сниться. Когда она мне сниться я просыпаюсь с криками.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх