Развиваем мышление детей 2 3 лет. Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду

Мышление - это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления у своего малыша большая часть родителей придает огромное значение.

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, заниматься с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом.

У 2 ух летних малышей мышление носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка - изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.

То есть познание окружающего мира происходит в процессе манипуляцийс игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально "думает руками").

Вот основные способы развития навыков мышления двухлетнего ребенка:

  • Проводите много времени во всевозможных играх "понарошку".
  • Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка.
  • Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе.
  • Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей.
  • Думайте и разговаривайте о чувствах.
  • Проверяйте на практике новые идеи и концепции решения задач (текущих проблем).

Проводите много времени во всевозможных играх "понарошку"

Способность притворяться, изображать, разыгрывать знаменует собой большой скачок в развитии навыков мышления. Когда дети притворяются, это означает, что они понимают символы: кубик может стать автомобилем, обувная коробка может превратиться в домик для мягкой игрушки, а слово обозначает предмет или мысль. Понимание символов важно для развития таких навыков, как математические операции, логика, письмо и приобретения знаний в естественных науках.

  • Уделяйте время всевозможным ролевым играм , в которых важен принцип «понарошку». Пусть ваш ребенок будет «главным». Это поможет ему развить свои собственные идеи. Это также укрепит его навыки мышления, ведь ему придется выстраивать логические цепочки при построении сюжета игры: собака должна вернуться домой, потому что пошел дождь. Вы можете помочь ребенку развивать мысли, задавая следующие вопросы: «Что чувствует собака? Что она пытается сделать? Зачем? Что произойдет дальше?».
  • Выдайте ребенку большое количество реквизита , который поможет разыгрывать придуманные им истории – шляпы, костюмы для переодевания, детскую посуду, игровой набор врача, блокноты, кубики, игрушечные продукты и предметы домашнего обихода, такие как большие картонные коробки, одеяла, подушки и т. д.

Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка

Когда дети приближаются к возрасту трех лет, они начинают понимать логические связи и цепочки; например, чтобы расти, нужно есть. Они используют свои быстро улучшающиеся языковые навыки, чтобы задавать вопросы о том, что они видят, слышат и чувствуют. В этом, наверное, и заключается причина того, что каждое второе слово двухлетнего ребенка это "Почему?" Способность мыслить логически имеет решающее значение для осмысления задач и достижения ребенком успеха в жизни и школе.

  • Не отвечайте на вопросы своего ребенка немедленно. Спрашивайте сначала, что он думает по поводу вопроса, это заставит его мозг работать. Внимательно выслушайте ответ вашего ребенка и подтвердите свое понимание его идей. Затем вы можете предложить правильный ответ. Например, если он говорит, что ночью темно, чтобы люди могли спать, вы можете ответить: «Да, безусловно, спать легче, когда темно», а затем объяснить как можно проще заход и восход солнца.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов во время ежедневных игр и занятий. Когда вы проводите время вместе, задавайте ребенку вопросы «почему?»: «Как ты думаешь, почему листья опадают с деревьев?», «Почему идет снег?», – это заставляет ум вашего ребенка активно работать, а также дает ему понять, что он вам интересен и его мысли для вас очень важны.

Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе

Старшие малыши выходят за рамки простого исследования и использования предметов в качестве инструментов. Например, они могут использовать обувную коробку как гараж для игрушечных автомобилей. Они также исследуют мир более сложными и творческими способами. Вы можете увидеть ум вашего малыша в работе, когда он:

  • Роет песок, чтобы найти спрятанные игрушки.
  • Делает поделки из пластилина.
  • Строит сложные конструкции из кубиков.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию.
  • Разделяет, складывает вместе и сортирует предметы.
  • Проверяет, как работают двигающиеся части игрушек, открываются – закрываются, вращаются (например, колеса или двери игрушечного грузовика).
  • Наблюдайте за ребенком и обращайте внимание на то, к чему он проявляет интерес. Задавайте вопросы о том, что вы видите и испытываете вместе: «Что, по-твоему, мы найдем, когда раскопаем песок?», «Куда летит бабочка?». Вместе рассуждайте об интересном: «Интересно, сколько лап у этого паучка?», «Интересно, сколько ступенек до входной двери?», «Интересно, куда девается дождь, когда он падает на землю?». Замечая и развивая природную любознательность вашего ребенка, вы воспитываете его любовь к познанию.
  • Предоставляйте ребенку много возможностей для творческих исследований. Гуляйте на природе. Играйте с песком и водой. Давайте ребенку предметы, которые он может разбирать и исследовать. Манипулируя со знакомыми (и не совсем знакомыми) предметами, дети выясняют для себя их устройство и принцип работы. Этот способ решения задач имеет решающее значение для достижения успеха в школе .

Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей

Малыши используют свои воспоминания, чтобы применять прошлый опыт в настоящем. Они видят облачное небо и понимают, что может начаться дождь. Это также помогает им понять, как устроен мир – дождь идет из серых облаков. Вы можете наблюдать эту новую способность ребенка обнаруживать закономерности и связывать явления и идеи между собой, когда он:

  • Смеётся над шутками.
  • Просит печенья у бабушки, если мама ответила «нет».
  • Помнит, что тетя Инна не может приехать на праздник, потому что она живет далеко.
  • Сообщает вам, что идет дождь, и поэтому ему нужен зонт.
  • Связывайте прошлое с настоящим. Четко выстраивайте логические цепочки в жизни вашего ребенка: он должен носить варежки, чтобы не замерзли ручки. Он должен брать в бассейн полотенце, чтобы вытираться после плавания.
  • Используйте ежедневные занятия, чтобы обнаруживать закономерности. Используя речь для объяснения этих закономерностей, вы помогаете ребенку мыслить логически и увеличиваете тем самым его словарный запас. «Ты заметил, что собака скулит каждый раз, когда хочет, чтобы ее вывели на улицу?», «Когда стиральная машинка выключается, это значит, что одежда уже чистая и сухая».

Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня

Старшие малыши могут сортировать предметы в соответствии с их характеристиками (все пластмассовые рыбки в одну кучу, все пластмассовые птички в другую). Они также начинают понимать более сложные понятия времени пространства, размера и количества. Вы увидите доказательства этих новых навыков мышления, когда ваш ребенок:

  • Говорит, сколько ему лет.
  • Располагает предметы в логическом порядке (тарелку рядом с чашкой, машинку рядом с кукольным домиком).
  • Задает вопросы типа «сколько?» или «когда?».
  • Сортирует бусины по цвету или размеру.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию или по сценариям, которые он часто наблюдает дома (например, расставание с мамой по утрам).
  • Складывает крупные пазлы из трех-четырех частей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня. Вместе с ребенком занимайтесь стиркой. Ребенок может отделять цветное белье от белого и складывать в кучи носки, рубашки и брюки. Он может помогать накрывать на стол и раскладывать вилки, тарелки и ложки. Во время уборки в доме попросите ребенка убрать все машинки в один шкаф, а книги в другой.
  • Помогайте ребенку понять чувство времени. Используйте песочные часы, чтобы помочь ребенку связать понятие времени с ощущением времени (чтобы ему было легче понять, что означает временной промежуток в пять или десять минут). Это также даст ему некоторое чувство контроля над пониманием того, когда должны произойти изменения. (Он может наблюдать за песочными часами и знать, что, когда песок на исходе, он должен закончить игру и идти есть.)

Думайте и разговаривайте о чувствах

Двухлетние дети начинают лучше распознавать собственные чувства. Некоторые из них могут даже начать называть их: «Я злой!.. Мне грустно… Я счастлив». Но им все еще нужно учиться управлять своими чувствами. (Истерики все еще очень характерны в этом возрасте.) Двухлетние дети также знают, что у других людей тоже есть свои мысли и чувства. Вы можете наблюдать такое осознание себя и окружающих, когда ваш малыш:

  • Использует слова для описания чувств – «счастливый» или «грустный».
  • Определяет и называет чувства на картинках (печаль, страх, гнев).
  • Утешает других, когда они расстроены или обижены.
  • Определяет чувства других людей: «Маме грустно?».
  • Играет в дочки-матери с куклами и мягкими игрушками (заботится и жалеет их).
  • Говорите о чувствах. Помогите своему ребенку развивать словарный запас, обозначающий чувства. Облекайте в слова то, что, по вашему мнению, чувствует ребенок. «Ты так рассердился из-за того, что нам нужно уходить из парка». «Ты грустишь, когда бабушка уезжает». Это поможет вашему малышу понять и справиться со своими чувствами.
  • Говорите о том, что чувствуют другие люди. «Эта маленькая девочка прыгает и улыбается. Как ты думаешь, ей весело?». При чтении книг, спрашивайте, какие чувства, по мнению ребенка, испытывают персонажи: «Как ты думаешь, он боится темноты?».

Проверяйте новые идеи и концепции решения задач

Двухлетние дети решают задачи методом проб и ошибок. Вы можете наблюдать, как ваш старший малыш умеет решать задачи, когда он:

  • Привлекает других детей в свою игру: «Ты будешь принцессой».
  • Затачивает затупившийся карандаш о бумагу, чтобы продолжить раскрашивать.
  • Поворачивает кусочки пазла в разные стороны, пытаясь его сложить.
  • Придумывает слова и песни.
  • Разыгрывает истории, меняя сюжет в соответствии со своими целями (не всегда логично).
  • Помогайте своему ребенку проверять разные варианты решения задач. Когда он попадает в тупик, предлагайте другие подходы. Например, предложите ребенку подобрать отверстия соответствующей формы. Если ему нужна волшебная палочка для спектакля, спросите его, какой бытовой предмет можно использовать в качестве нее.
  • Придумывайте песни. Вместо «Дождик, дождик, кап, кап, кап» это может быть «Снежок, снежок, идет, идет». Спросите своего ребенка, о чем он хочет придумать собственную песню. Меняйте слова песни так, чтобы она соответствовала его идее. Это поможет вашему ребенку научиться мыслить логически и искать взаимосвязи между идеями.

Мышления для младших дошкольников

Игра «Кто где спит».

Цели : развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Описание : дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Бесконечная классификация».

Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.

карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

Игра «Во саду ли, в огороде...».

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

Игра «Найди картинку».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

Игра «Загадай картинку».

Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Описание : выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

Игра «Что я делаю?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

Игра «Кто это делает».

Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

Игра «У кого это есть».

Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

Игра «Дает корова...».

Цель: развивать внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Узкое - широкое».

Цели: познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

Описание : предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Как же их отличить?».

Цель : развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Описание : рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Подбери елку».

Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

Игра «Разве так бывает?».

Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

Игра «Чем они похожи?».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

Игра «Товарный поезд».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

Игра «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание : предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

Игра «Что на что похоже».

Цель : развивать навык сравнения.

Описание : предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Покажи дорожку».

Цель : развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических, зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки, с другой - рабочая память, обслуживающая все виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий.

Чем больше человек знает, тем более интеллектуальным он считается. Однако для мыслительной деятельности важно, организована ли усвоенная масса информации в единую систему или она состоит из множества не связанных между собой «записей».

Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления и т.п., необходимо специально учиться.

В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной - предсказать трудно. «Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.

В таблице приведены этапы развития мышления ребенка от 1 до 3-х лет .

1. Реакции

2. Приблизи-
тельный
возраст
появления
реакции
(в месяцах)

Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет

Показывает 3-5 частей тела на себе

Складывает все (68) кубики в коробочку

Строит башню из 3-4-х кубиков

Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы

Убирает предметы на свои места

Сортирует предметы (груша - яблоко, юла - кубики и т.п.)

Строит мостик из 3-х кубиков после показа

Среди 5-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

Среди 10-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий его рисунку

Складывает разрезанную картинку из 2-х частей

Раскладывает предметы по величине (большой - маленький) в две разные коробочки

Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку, изображающую человека, на целой картинке-образце

Складывает разрезанную картинку из 4-х частей

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части

12-18 месяцев

Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3-х повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т.д.

Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков.

К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках и т.д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам («еда», «одежда», «животные») и имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени относится и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и умозаключения. В грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.

Основная цель этого пособия – повысить коэффициент эмоционального развития малыша. Удивительная книга с наклейками и интерактивными заданиями поможет ребёнку развить эмоциональную сферу, способность адекватно выражать свои чувства, сопереживать.

Благодаря особенностям методики, используемой в этих книгах, параллельно разовьются и социальные навыки. Дети поймут, как правильно вести себя в общественных местах, а также узнают, какая еда полезная, а какая вредная, научатся убирать игрушки, пополнят свои знания об окружающем мире, разовьют кругозор.


Ключевые характеристики проекта «Одаренный ребенок»:

1) Простота в использовании.

Для того, чтобы воспитать одаренного ребенка, не нужно иметь педагогического образования, или каких-то специальных знаний. Просто необходимо регулярно, хотя бы 10-15 минут в день заниматься с малышом по пособию. Задания сформулированы четко и понятно – нужно просто выполнять их с ребенком.

2) Игровой стиль занятий.

Все задания очень интересные, учитывают возрастные особенности детей, круг их интересов и увлечений, построены на больших наглядных иллюстрациях. Их разнообразие, оригинальность, разноплановость создадут ощущение игры и будут поддерживать постоянно увеличивающийся интерес к их выполнению.

3) Равномерное развитие всех типов способностей ребенка.

Пособия направлены на комплексное развитие малыша. Мы не просто учим его читать, писать, считать, а развиваем мелкую моторику и графические навыки, внимание, память, речь, способность думать и принимать самостоятельные решения, все типы интеллекта – логического, эмоционального, творческого.

4) Развитие интуиции и проницательности.

Для воспитания одаренного ребенка, необходимо развитие у него такой способности, как интуиция. Задания составлены таким образом, что у ребенка развивается способность понимать суть событий, ситуаций, умение пользоваться предыдущим опытом.

5) Развитие познавательного интереса, любознательности, умения использовать на практике имеющиеся знания.

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Пособия помогут развить познавательный интерес дошкольников, а также умение использовать полученные знания для выполнения заданий.

6) Развитие памяти.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью. Именно поэтому часть пособий развивает именно этот процесс. Последовательно выполняя подобранные задания, ребенок разовьет несколько видов памяти.

Занимаясь по пособиям проекта, вы воспитаете гармонично развитого ребенка, способного добиваться потрясающих успехов в современном, быстро меняющемся мире, чувствовать себя в нем органично, разовьете все способности, которые характеризуют одаренных детей:

Способность к нестандартному мышлению;

Интуиция;

Яркое воображение;

Любознательность;

Оригинальность;

Абстрактное мышление;

Умение использовать знания на практике

Этот проект уникален! У него нет конкурентов!

Игры на развитие мышления у дошкольников младшей группы ДОУ

Игра «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка».

Цель : развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.

: игрушечные петушок и собачка.

Описание : дети рассаживаются по кругу. Воспитатель показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает). «Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

Игра «Сборные матрешки».

Цели : развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Описание : воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать образное мышление, память.

игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Описание : воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

Игра «Игрушки разбежались».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Описание: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

Игра «Экскурсия по дому».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание : воспитатель показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате.

Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба - любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Описание: нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

Игра «Подбери крышку».

Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Описание : воспитатель говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.

Игра «Найди домик».

Цель: развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 - с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Описание : воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким - маленькие, большим - большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

Игра «Один - гуда, другой - сюда».

Цель : развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.

Игровой материал и наглядные пособия :4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Описание : придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины - большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие - маме с папой, а маленькие - деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие - в маленькую.

Игра «Закрой фломастер».

Цели: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; помочь запомнить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Описание : снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)

Игра «Правильная морковка».

Цели: помочь изучить цвета; развивать навык классификации предметов по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия : фигурки моркови разных цветов, вырезанные из картона.

Описание : разрезать фигурки на две части. Предложить ребенку «угостить» зайчика морковью. Ребенок отмечает, что зеленые и синие морковки - ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.

Игра «Зеленое солнце».

Цель: развивать внимание.

Описание: нарисовать солнце зеленого цвета. Показать картинку ребенку. Спросить, все ли правильно сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, предложить ребенку найти и дать воспитателю желтый карандаш, чтобы исправить ошибку.

Игра «Какая машина - такая и дорога».

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвета.

Описание: нарисовать несколько небольших машин разного цвета. Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)

Игра «Шарик пропал».

Цель: формировать цветовое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия : разноцветные пластмассовые шарики.

Описание : воспитатель предлагает ребенку поиграть в разноцветные шарики: рассмотреть их, назвать цвет каждого шара, покатать, побросать в коробку и т. п. Незаметно спрятать один из шариков. Обратить внимание ребенка на то, что игрушек стало меньше. Спросить, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. «Найти» шарик и показать его ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалить его, в противном случае еще раз назвать цвет каждого шарика.

Игра «Подбери одежду».

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание : воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.

Игра «Подбери нитку».

Цель: развивать навык сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Описание: показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.

Игра «Поправь меня».

Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, память.

Описание: воспитатель демонстрирует рисунок, в цветовой гамме которого преднамеренно допущена ошибка, например: дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Предложить ребенку объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисовать картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Игра «Утонул? Достанем!».

Цели : развивать наблюдательность, мелкую моторику; способствовать освоению навыков классификации предметов по свойствам.

Игровой материал и наглядные пособия: предметы, тонущие в воде (камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, - в одно, те, которые не тонут, — в другое.

Игра «То ли тонет, то ли нет».

Цели: развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой. Напомнить, как доставали и раскладывали тонущие и нетонущие предметы. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.

Игра «Кто быстрее».

Цель : помочь освоить категорию «длинное - короткое».

Описание: привязать к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

Игра «Подумай и положи».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Описание: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.

Игра «Рядом, перед, около».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько игрушек.

Описание: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.

Игра «Размещаем гостей».

Цель : развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, внимание.

Описание : У куклы день рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Воспитатель рассуждает вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку "Заюшкина избушка", где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы - курицы, а курица - рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой - курица и т. п.». Еще раз повторить порядок размещения. Когда придут гости, поручить ребенку рассадить их правильно.

Игра «Правая рука, левая нога».

Цели : развивать внимание, сенсорные ощущения; познакомить с понятиями «право - лево».

Описание : предложить ребенку привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой. Если прозвучит фраза «Правая рука», надо поднять вверх правую руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит фраза «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. Усложняя игру, можно несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу, привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включая фразы «левая нога», «правая нога».

Игра «По мотивам «Трех медведей».

Цель: развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама - из средней, а медвежонок - из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх