Роль семьи в становлении личности. Влияние семьи на ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка невозможно переоценить. Для каждого человека семья – это место рождения и основная среда обитания. В ней он получает опыт, который сохранит на всю последующую жизнь. По длительности и степени своего воздействия на личность ни один другой институт воспитания не может сравниться с семьей, ведь ребенок находится в окружении самых близких людей в течение значительной части своей жизни. Здесь закладываются основы личности человека, происходит его физическое и духовное развитие.

Основные проявления влияния семьи на ребенка

Каждой отдельной семье присущ определенный морально-психологический климат. В семье ребенок учится отношениям между людьми, получает представления о добре и зле, порядочности, учится уважительному отношению к материальным и духовным ценностям. Семейное влияние на ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:

  • Семья дает ребенку чувство защищенности, обеспечивая ему безопасность при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения новых способов его исследования и реагирования.
  • У родителей дети перенимают определенные способы и готовые модели поведения.
  • Родители для детей – источник необходимого жизненного опыта.
  • Влияние семьи на ребенка распространяется и на его поведение в социуме, родители могут поощрять или осуждать определенный тип поведения ребенка, применять наказания или допускать приемлемую степень свободы.
  • В ходе общения в семье ребенок вырабатывает собственные взгляды, установки, нормы и идеи.

В целом развитие маленького человека зависит от того, насколько хорошие условия для общения он имеет в кругу самых близких для него людей. Влияние семьи на развитие ребенка определяется, в том числе, степенью четкости и ясности общения между всеми членами этого особого рода коллектива. При этом семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда развитию личности, сколько это может сделать семья. При этом на развитие личности малыша огромное влияние имеют отношения между супругами. Трения между родителями травмируют психику малыша, а семья, в которой вырос ребенок, станет образцом для той семьи, которую он образует в будущем.

Родителями не рождаются, ими становятся. Это естественный закон жизни, и отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения в ней. Разумеется, думающий и чувствующий родитель на различных уровнях понимает потребности своего малыша. Далее ребенок, став взрослым, переносит на своих детей то, что видит в собственной семье. Таким образом, влияние семьи на ребенка таково, что в ней закладываются все стереотипы, стили и манера общения, видение мира и окружающих людей. Здесь маленький человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях.

Влияние отца на ребенка

Ребенок нуждается в любящем отце и матери равнозначно. Но стиль взаимодействия с маленькими детьми у женщин и мужчин различается. Если мама большую часть времени общается с малышом во время ухода за ним, то отец взаимодействует с ним в процессе игры, что оказывает прямое влияние на его психическое развитие. Игры между отцом и ребенком обычно энергичные, непредсказуемые, связанные с возней и неразберихой. В них детям нравятся проявление физической силы и стихийность, они способствуют формированию реакции на возможную опасность, умению принимать верное решение в сложных ситуациях, снимают нервное напряжение и заряжают положительными эмоциями.

Уже с первых месяцев папы играют по-разному с мальчиками и девочками. Таким образом, под влиянием отца на ребенка начинает формироваться его половая самоидентичность. Отец – важная ролевая модель, он учит мальчика быть мужчиной, прививая ему типично мужские черты характера. Тогда как у девочки именно на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, как мужчины относятся к женщинам. Хорошие отношения с папой придают девочке уверенность в своей привлекательности и обаянии, общаясь с ним, она учится понимать мужскую природу.

Мать и дитя

Влияния матери на ребенка, безусловно, огромно. Между мамой и ребенком устанавливается особая эмоциональная связь. В первый год жизни мать – это весь мир для младенца, она его основной учитель и воспитатель. Именно взаимоотношения между матерью и ребенком уже с первого дня его жизни во многом определяют его последующее развитие. При этом важно, чтобы мама не только хвалила, но и наказывала, объясняя малышу, что хорошо, а что плохо. Правильное воспитание должно иметь смешанный характер, совмещая в себе любовь, ласку и строгость.

Уже с самого раннего возраста влияние матери на ребенка очень велико и имеет большую ценность. Женщина должна суметь заложить в маленькую личность ряд жизненных принципов, среди которых и уважение к роли матери в жизни каждого человека. Это будет возможно, только если она сможет гармонично сбалансировать наказания и поощрения. Тогда и в подростковой, и даже уже во взрослой жизни семейное влияние на ребенка останется достаточно сильным и будет иметь позитивный характер. Мать может выступать в роли наставника и советчика, к которому можно прийти за помощью в трудную минуту в любом возрасте. Для этого ей нужно научиться умению понять и выслушать своего ребенка, чтобы наладить с ним тесный контакт. Только так она сможет заложить в нем нравственность, характер и добрый взгляд на мир.

Болезнь ребенка всегда вызывает у родителей беспокойство. Особенно, если он болеет часто. Сразу включается лампочка “Что мы делаем не так”, покупаются витамины, лекарства и консультации у лучших педиатров.

И бывает так, что и лечение правильное назначили, и рекомендации все соблюдали, а причины болезни так и не были найдены.

Есть заболевания, которые, увы, не зависят ни от родителей, ни от ребенка. Но человек – существо довольно сложное, и состояние здоровья во многом зависит от наших эмоций, а детское здоровье – от того, как его воспитывают родители.

Арина Покровская, детский аналитик и психолог, рассказывает о том, как семья влияет на детское здоровье.

Детская психосоматика: работа с родителями для здоровья ребенка

Есть два разных понятия в вопросе психосоматики: есть психосоматическая личность, а есть иногда болеющий человек (ребенок).

Психосоматическая личность - это человек, ребенок со специфически организованной психикой, а именно – реагирующий на психические напряжения преимущественно реакциями тела.

Из такого ребенка часто вырастает человек, с трудом понимающий природу чувств, не умеющий понять, что он ощущает, и не способный к выражению чувств словами. Именно потому ему приходится решать конфликты через тело, напрягая его в попытках вынести все без помощи слов…

И это становится основным способом – тогда это именно психосоматическая личность.

Психологу работать с таким взрослым бывает трудно и долго. Не менее 3-5 лет нужно для того, чтобы человек смог действовать не так, как был вынужден с младенчества (!) и все эти годы, а иначе, в своих интересах и для своей пользы.

Если мы имеем в виду просто иногда болеющего ребенка, то мы можем позволить себе смотреть только на сам симптом. Все вокруг симптома может быть очень неплохо – отношения в родительской паре, проявления чувств и разговоры с ребенком, уважение к нему, уважение к себе и вообще богатая эмоциональная жизнь.

Но вот симптом тогда откуда? Оттуда, откуда возникло напряжение вокруг ситуации. Мы смотрим, какая ситуация: когда ребенок болеет? Как это влияет на него и всех вокруг? Кто как себя чувствует и проявляет во взаимодействиях? Чему мешает болезнь и чему помогает?

Все это в целом нормально, все дети и взрослые иногда болеют, потому что мы неидеальны и не можем всегда пребывать в полной осознанности, все проживая психически, замечая все свои скрытые мотивы и ныряя в бессознательное, как в бассейн на даче. Легко и безопасно)

Так не бывает. Наше тело может брать на себя часть наших затруднений, и мы можем с благодарностью этой помощью пользоваться.

Мы можем беспокоиться,  лечиться у врача или/и у психоаналитика, если симптом, болезнь серьезно рушит наши планы, подрывает нашу уверенность и самооценку, подтачивает отношения в семье или возможность профессиональной реализации.

Продолжим  о детях:

Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные.

Когда мы позволяем себе говорить об этом вслух, родители ощущают колоссальное чувство вины. Трудно и страшно осознавать свою агрессию и беспомощность что-либо изменить прямо сейчас.

Психосоматика - понятие давнее, сам термин был озвучен в начале XIX века.

“Плачет мозг, а слезы - в сердце, печень, желудок…” - писал известный отечественный ученый, врач и психолог Александр Лурия.

Зигмунд Фрейд писал: “Если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно”.

В 1950 г. американский психоаналитик Франц Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит.

Это и стало началом исследования взаимодействия психики и тела, его симптомов и заболеваний.

 Влияние семьи

Сейчас мы знаем, что большинство психосоматических нарушений ребенка связано с семейным стилем воспитания, а именно:

  1. Семья не поощряет выражение эмоций – “это нельзя говорить”.
  2. Болезненные эмоции не поддерживаются – “у наших детей нет ревности”, “у нас нет агрессии дома”.
  3. Воспитание направлено на подавление эмоций - “успокойся!”, “это неважно”.
  4. Неспособность родителей к раннему распознаванию болезни -  ”что ты плачешь, сейчас спать пойдешь!”, “он сегодня капризничает”.
  5. Неспособность к вербальному разрешению конфликтов в семье – “я не буду об этом говорить”, “не говори со мной в таком тоне”.
  6. Гиперпротекция, или эмоциональная отстраненность родителя – “не бегай, упадешь”, “ну что ты орешь, ничего ведь не случилось”.
  7. Много моральных или религиозных запретов – “это нехорошо”, “ты не должен злиться”, “попроси прощения”, “не будь жадиной”.
  8. Нам сложно бывает помнить или узнать для себя как будто заново, что мы все рождаемся жадными, завистливыми, эгоистичными младенцами. И это нормально.
  9. Или мы можем не помнить и “не знать”, что почти все младенцы испытывают страх, ужас, тревогу, ярость, желание сожрать и массу разрушительных импульсов.
  10. Также мы обычно не помним, что сексуальные импульсы и стремление получить удовольствие от своего тела нормальны как для младенцев, так и для детей двух, трех и старше лет.

Нет, – говорят многие родители, – только не наш ребенок. У него всей этой гадости нет. Только не у него. Мы - хорошие родители. Не говорите нам об этом, мы этого не вынесем.

Тогда это “выносит” ребенок. Берет на себя ношу взрослых и преобразует ее в серьезную или хроническую соматику (симптомы болезней), по вышеуказанным причинам выражая свое напряжение телом, а  не психикой.

Во-первых, у него такой пример перед глазами.

Во-вторых, от него этого ждут самые важные в мире люди.

В-третьих, эти важные люди – родители, могут по своим причинам просто не уметь переносить эмоциональную часть реакций ребенка или своих.

Многим родителям сложно переносить чувства как свои, так и детей. Такими чувствами могут оказаться почти любые, в моем опыте работы это чаще всего: гнев, ненависть, злоба, ужас, тревога и страх, сексуальное возбуждение и, при сильном слиянии, другие чувства, непохожие на чувства родителя в этот момент. Т.е. даже радость, восторг и прочие как будто “позитивы”.

Если ко мне приходят родители такого ребенка, они получают поддержку. 

Это первое, и это крайне важно, потому что любой родитель делает это не сознательно от нелюбви к ребенку. Он просто не может иначе, и даже потом, когда работа уже идет и родитель видит и замечает, что именно он делает с ребенком, как влияет на него, то какое-то время он не может остановиться.

Матери часто грустят в это время, винят себя и переживают. Потихоньку они уже понимают, как могут переносить сильные и разные чувства сами, и как могут помочь в этом ребенку, но пока только пробуют это в реальности.

На этом этапе часто происходит улучшение состояния ребенка или повторное улучшение.

Говоря о повторном улучшении здоровья ребенка, я имею в виду, что иногда первый этап улучшения начинается, когда родитель только пришел. И после первых встреч, когда он уже смог довериться и начал просто говорить, вываливать, так сказать, безо всякой пока обработки все, что накопилось, на аналитика – тогда он чувствует освобождение.

В это время он уходит домой буквально облегчившимся, и мы на сессиях можем вспоминать всякие метафоры опорожнения, обычно вызывающие смех и разряжение атмосферы…

Я вообще люблю пошутить на встречах – чтобы передохнуть от заныриваний в глубины, от страданий и хаоса. Увидеть другой слой, и понять, что мы пока живы, двигаемся вперед и есть надежда, и есть хорошее.

Продвижение

В дальнейшем родитель становится все более чутким к свои эмоциям и эмоциям ребенка. Он чаще обнаруживает свое недовольство и раздражение по отношению к тому, что недавно казалось ему “нормальным” (т.е. “никаким” от силы подавления). Родитель лучше понимает себя, супруга, некоторые аспекты своего детского опыта.

И начинаются попытки встроить новое, эмоциональное, в жизнь семьи. Случаются конфликты и сближения, иногда заболевает сам родитель, не справившись с напряжением, потом восстанавливается и продолжает говорить и чувствовать.

Часто в этот период мать или оба родителя обнаруживают свои заброшенные ранее интересы и новые потребности пары.

Я всегда рекомендую обращать внимание на последнее, потому что ребенок не должен быть центром вселенной в семье, это непосильно для него. Ребенок растет и развивается нормально в свете любви родителей, которые в этот момент вовсе не родители друг для друга, но муж и жена, мужчина и женщина в первую очередь.

Потому всякие присказки, когда жена говорит отцу ребенка: “Пап!”, а он ее называет “мама”, помогают убить любовь и влечение в супружестве, токсично воздействуя на магию пары.

Из этой заметки можно понять некоторую специфику работы аналитика с родителем или семьей, чей ребенок хронически болен.

Если бы я описывала работу только с ребенком или всей семьей, это была бы другая заметка, хотя что-то бы возможно было и повторить.

Но сейчас редко вся семья готова регулярно бывать у аналитика в кабинете, и для семьи бывает легче по времени и по бюджету, когда один родитель, обычно мать, берет на себя эту работу.

По длительности мы можем предполагать, что психотерапия займет время от 6 месяцев при самом благоприятном раскладе до 2 лет, если наша основная цель – выздоровление или облегчение состояния ребенка.

Есть тут и мои ограничения – я работаю с детьми от 4 лет. Поэтому для помощи при заболеваниях  у младенцев и детей до 4 лет обычно предлагаю работу именно через родителей. Также могу рекомендовать помощь коллег, кто работает с диадой мать – младенец или с самим ребенком с раннего возраста.

В целом в работе для помощи ребенку, если мы работаем с родителем, есть одна общая сложность: на наших сессиях с родителем будет присутствовать третий – ребенок, и мы будем пытаться влиять на него и его состояние, хотя его нет в кабинете.

Помогает тут то, что это можно обсуждать, и можно проявлять взаимосвязи с симптомом ребенка и влияние родителя, и использовать возраст ребенка. А именно – то, что  дети до определенного возраста не просто зависят от родителей, но и готовы чутко откликаться своим состоянием на то, что думает, говорит и делает родитель. И общее или соприкасающееся психическое пространство родителя и ребенка делает такое влияние возможным.

А мы имеем возможность заниматься настройкой этого влияния для помощи детям и семьям.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Цель исследования: изучить воспитание в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс воспитания в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия и функций семьи.

2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.

3. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Методы исследования: теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

· социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

· социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

· технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [Телина, 2013, с. 265].

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [Ньюкомб, 2002, с. 346].

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [Азаров, 2001, с. 389].

Особенность воспитательной деятельности семьи - ее непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка. Это характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивая нагрузку, вооружившись терпением. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности - потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности деятельности - переживание ребенком радости от ее процесса, результата, полученного продукта, поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

А. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

  • А19. Что из перечисленного относится к последствиям выступления Н.С. Хрущёва с докладом «О культе личности и его последствиях» на заключительном заседании XX съезда КПСС?

  • Влияние семьи на развитие ребенка

    Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

    Семья как основа чувства безопасности

    Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

    Модели родительского поведения

    Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими.

    Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способом поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как родители.

    Семья и приобретение жизненного опыта

    Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

    Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены.

    Дисциплина и формирование поведения

    Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

    5 Общение в семье

    Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

    Проблемы детско – родительских отношений и благополучия ребенка в семье

    Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.

    Два стиля родительского воспитания.

    Демократический – характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

    Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

    Типы воспитательной деятельности их родителей .

    Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость.

    Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

    Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка - основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы.

    Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

    Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.

    Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Чаще нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. А родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

    Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок .

    « Козел отпущения » --- Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

    « Любимчик» ---- Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

    « Беби» ----- Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

    « Примеритель » -----Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

    Одна из важнейших функций семьи --- благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.

    Влияние родительских установок на развитие детей .

    Негативные установки Позитивные установки

    Сказав так

    Подумайте о последствиях

    И вовремя исправьтесь

    Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..

    Замкнутость, отчужденность, подчиняемость, угодливость

    Будь собой, у каждого в жизни есть друзья

    Горе мое

    Чувство вины, отчуждение, конфликты с родителями

    Счастье мое, радость моя

    Плакса-вакса, нытик

    Сдерживание эмоций, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, эмоцион. напряжение

    Поплачь, будет легче

    Вот, дурашка, все готов раздать

    Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении, эгоизм

    Молодец, что делишься с другими

    Не твоего ума дело

    Отсутствие своего мнения, робость, задержки в психич. Развитии,отчужденность

    А ты как думаешь?

    Одевайся теплее, заболеешь

    Повышенное внимание к своему здоровью,тревожность,страхи

    Будь здоров, закаляйся

    Ты совсем как твой папа…(мама)

    Трудности в общении с родителями,упрямство,неадекватная самооценка,повторение поведения родителей

    Папа у нас замечательный человек, мама у нас умница

    Ничего не умеешь делать неумейка

    Неуверенность в себя,страхи,задержка психич.развит.,безынициативность,низкая мотивация к достижению

    Попробуй еще раз,у тебя все получится

    Не кричи так, оглохнешь

    Скрытая агрессия,повышенное психоэмоциональное напряжение,конфликтность,болезнь горла,ушей

    Скажи мне на ушко, давай пошепчемся

    Уйди с глаз моих, встань в угол

    Нарешение взаимоотношен. С родителями, скрытность, недоверие,озлобленность,агрессивность

    Иди ко мне, давай разберемся во всем вместе

    Неряха, грязнуля

    Чувства вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,неразборчивость

    Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен

    Шкала общения родителей с ребенком

    Методы воспитания, вызывающие у ребенка

    Положительные эмоции

    Отрицательные эмоции

    Хвалите

    Поощряете

    Одобряете

    Целуете

    Обнимаете

    Ласкаете

    Симпатизируете

    Сопереживаете

    Улыбаетесь

    Восхищаетесь

    Делаете приятные Сюрпризы

    Упрекаете

    Подавляете

    Унижаете

    Обвиняете

    Осуждаете

    Отвергаете

    Одергиваете

    Позорите

    Читаете нотации

    Лишаете чего-то необходимого

    Шлепаете

    Ставите в угол

    Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье -- для него в основном зависит от Вас и от ВАШИХ эмоций. А климат семьи – индикатор того, как все – таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с ВАМИ: унижен или парит в небесах, ему уютно!?


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх