Тайны русской косы. Коса - не только девичья краса

...Пашенька, краснея от удовольствия, стала на колени перед боярыней. Елена распустила ей волосы, разделила их на равные делянки и начала заплетать широкую русую косу в девяносто прядей. Много требовалось на то умения. Надо было плесть как можно слабее, чтобы коса, подобно решетке, закрывала весь затылок и потом падала вдоль спины, суживаясь неприметно. Перекладывая пряди, Елена искусно перевивала их жемчужными нитками. Наконец коса поспела. Боярыня ввязала в кончик треугольный косник и насадила на него дорогие перстни. А.Толстой. Князь Серебряный

Это описание отдаленно напоминает экстравагантные плетния в коллекции Alexander McQueen 2013 года.

Косы женские и мужские

Немногие прически, актуальные и востребованные сегодня в мире высокой моды, могут похвастаться многовековой историей, как коса. Причем, косы никогда не были сугубо женской прической. Дело в том, что волосы у человека с древних времен несли в себе некий сакральный смысл - многие народы полагали, что в них копится человеческая сила, а потому их нужно беречь и отращивать. Ну, а отросшие волосы, разумеется, как-то сплетать для их сохранения. Вспомните библейского героя Самсона, обладавшего семью косами - коварная Далила обрезала его плетеное богатство и тем лишила всяческой силы непобедимого дотоле героя.

У косы никогда не было отчетливого национального признака: волосы заплетали в косички древние египтяне и индейцы, монголы и африканцы, манчьжурские кочевники и китайские мандарины. Количество сплетенных кос могло указывать на род, национальность и социальный статус человека. Их отпускали и закручивали, убирали в специальные футляры и украшали драгоценностями.

Но все же главный вклад в то, что коса до сих пор остается всеобщей излюбленной прической, внесли женщины. Именно им удалось превратить простое переплетение волос в главное украшение женской головки.

Древнегреческие красавицы заплетали косы за ушами и укладывали кольцами вокруг головы. Прическа должна была выглядеть легкой и архитектурно гармоничной, потому ее уравновешивали густой челкой из аккуратных локонов.

Эпоха средневековья, крайне жесткая и нетерпимая к малейшим проявлениям свободы в женской красоте, потребовала упрятать волосы от посторонних глаз. На головах появились чепцы и покрывала, но зато поверх чепца выводилась аккуратная тоненькая косичка, очень кокетливо намекавшая и на цвет упрятанных женских волос, и на фантазию их обладательницы

Попадали под категорический запрет легкомысленные локоны и прочие женские штучки-украшения. Но ведь можно украсить себя косами! Волосы заплетали и укладывали кольцами возле ушей, перевивая лентами, вплетая драгоценности, подхватывая косы ажурными сетками. Плели косы «рыцарские» - широкие, из многих прядей, перевитые лентами, косы в форме рога на затылке и корзинок над ушами.

Эпоха Возрождения вновь возвращает женщине свободу в создании прически, и косы опять сочетаются с локонами, становятся частью сложных композиций на головах красавиц.

Мода на ношение париков сильно подвинула роль косы в украшении женской головки, хотя и не позволила ее полностью забыть. В верхней части парика волосы взбивались и накручивались, а в нижней - стягивались лентой и заплетались в косичку. Такие парики, хоть и разной конфигурации, носили и мужчины, и женщины, снова уравняв в гендерных правах эту необыкновенную прическу.

Девичьи косы в русских традициях

Отдельная тема для заплетенных волос - это русская традиция ношения косы, которую в российской глубинке поддерживали крестьяне и сумели бережно пронести ее через века. Отчасти благодаря этой древней традиции косоплетения, сегодня коса снова завоевывает мировые подиумы.

Российские девушки носили одну косу до замужества, сплетая ее не только обычным способом из трех прядей, но и из шести, и девяти, превращая косу в изящный тугой колосок. Кончик косы скрепляли лентой или особой берестяной дощечкой с бусинками - накосником.

Накануне свадьбы девушке под соответствующие обрядовые песни расплетали косу - девичью красу и меняли прическу на «женскую» - две косы, обязательно скрученные вокруг головы и укрытые платком.

А вот в знатных домах красавицы голову не покрывали, а наоборот, освободившись наконец от пудреных париков, в 19 веке щеголяли сложными укладками из перевитых между собой кос и локонов.

Начало 20 века с его войнами и революционными потрясениями, не способствовало моде на длинные волосы, и косы перестали считаться "девичьей красой". Дамы щеголяли короткими стрижками, а заплетенные волосы презрительно относили к символам отсталой деревни. Однако косы не были окончательно забыты. Наверняка и вы в школьные годы носили косички с бантиками или заколочками.

А если у вас и по сей день прекрасные косы, знайте, что в 2014-2015 актуальны косы. По мнению дизайнеров, именно косички - плетенные прямо, по диагонали и на бок, африканские, французские и русские, простые, тугие и едва собранные - придадут образу ту неповторимую завершенность, которая и отличает высокий стиль.

Так что, плетите, девушки, косички. Может и не из 90 прядей, как героиня романа А.Толстого, но ведь коса - это такое необозримое поле для творчества и полета фантазии!

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса была главным способом убирать волосы - и для девочек, и для женщин, и для старух.

Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало - например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним - с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку - чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза... Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы - вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица - на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,
Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче - она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу - существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение - ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника - распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно - скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами - также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался - пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус - каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

  • Воспитание целомудрия в девочке
  • Новое воспитание детей в Евро Содоме
  • Поморское воспитание, которое подарило России Михайло Ломоносова
  • Воспитание детей в США: садизм в законе
  • Воспитание - наука понимать

Замужняя женщина является берегиней своего рода, своей семьи. Что помогало женщине в древности оберегать свою семью и успешно справляться с домашними делами?
Современным женщинам трудно поверить, что это женские косы. Волосы замужней женщины - это великая сила, мудрость и знания. Косы способны накапливать огромный объем информации и жизненной силы.

Как и в древности, женщина, выходя замуж, входит в семью своего мужа, получает его фамилию и принимает силу его рода. Перемена прически с девичьей на женскую играла и играет важную роль в создании благополучной и счастливой семьи. Наши прабабушки знали об этом и очень трепетно относились к своим косам. Когда девушка становилась женой, она носила две косы, в которых накапливались силы для неё и для ребёнка. Одна коса должна была слышать голос бога, вторая - слышать род мужа, его правду, воспринимать энергии и на его долю, поддерживать его энергетически своей силой. Когда женщина ждала ребенка, подрезать волосы не рекомендовалось, чтобы не лишать ребенка энергетической подпитки.


Волосы девочкам не стригли с рождения. Мать самым тчательным образом ухаживала за волосами дочери, вплетала в косу ленты и приговаривала:
"Расти коса до пят, женихи торопят …".


Волосы женщина только перед мужем распускала. Считалось, что распуская волосы, женщина выпускает наружу свою энергию, что не всегда является безопасным для окружающих (а для ее мужа это, напротив, мощная энергетическая подпитка), а во-вторых, распущенные женские волосы быстро впитывают чужой негатив, отрицательные эмоции - зависть, злость. Зачем же нести всё это в свою семью?

Распущенные на людях женские волосы на Руси крайне не приветствовались. Вот, например, какие синонимы для слова "Распущенный" приведены в толковом словаре Ушакова: аморальный, безнравственный, беспутный, недисциплинированный, непристойный, несобранный, нет ничего святого, порочный, предосудительного поведения, развратный, распутный.

Энергетика длинноволосой женщины мощная, чистая, ровная способна создать и удерживать обережный круг для своего любимого мужчины, защищая его от бед. Считалось, что в женской косе хранится энергия и благополучие домашнего очага. Не случайно во время нашествия на Русь варвары первым делом искали жену князя и обрезали ее косу, тем самым лишая сил, защиты, оберега как князя, так и сам город, подвластный ему. Косу княгини захватчики прикрепляли к копью, - это символизировало полное поражение города. Волосы в старину никогда не красили, седина считалась признаком мудрости.
В современном большом городе волосы лучше закалывать и убирать под головной убор, что бы не притягивать отрицательную энергию.

Волосы можно распускать на природе, природа очистит, наполнит здоровой силой и энергией.

Коса есть символ женственности, и это было во все времена в нашей цивилизации. Конечно, тоже подвержена капризам моды, но по-прежнему остаётся одним из её наиболее актуальных трендов.

Современная сильно отличается от классической, хотя и сохранила различия, касающиеся общего вида и техники исполнения. Так, бывает коса русская, французская и другие.

Многие интересуются, какие требования выставил косе 2016 год, как нужно плести косу, чтобы выглядеть стильно и современно.
Естественность и неординарность – таковы основные вызовы этого года. Чтобы не впасть в противоречие, разделим возможности создания косы согласно классу исполнения.

Так, что может быть естественнее косы, которую просто плетут, расчесав волосы? Это и классическая техника, и полная натуральность.
Однако ничего экстраординарного здесь нет и в помине. Неординарность появляется под руками стилиста, который создаёт уникальную причёску, воспользовавшись многими способами плетения. В результате получается нечто невообразимое и грандиозное, которое, тем не менее, с полным правом можно назвать косой.

Пересмотрев все эти творения, в итоге приходишь к выводу, что основой всё-таки должна быть классическая коса, то ли русская, то ли французская, то ли ещё какая. А уже, опираясь на эту основу, строим некоторую модификацию, призвав на помощь умение и фантазию, а также руководствуясь веянием моды. Таким образом, привыкаем делать причёски на каждый день, а уж в торжественных случаях прибегаем к услугам стилистов.
На модных подиумах русская коса – частый гость, многие дома используют её, в частности, модный дом Valentino.
Оживить и актуализировать русскую косу можно путём вплетения в неё шнуров, лент, жемчужных нитей. Можно сделать её более легкомысленной, позволив прядям выбиваться из стройной гладкости и нарушая строгую линию.

Готовя причёску с косой для вечера, уместно вплести в неё живые цветы, украсить стразами или жемчугами. Требования к пробору особых нет, он может быть как прямым, так и косым.

Другой вид косы, французский, не менее популярен. Её формируют либо прямым плетение, либо обратным – от себя. Такая коса популярна у тех, кому недостаёт густоты волос.

Французскую косу также используют в том случае, если волосы недлинные, а нужно заплести косу круговую, которая венком опоясывает всю голову. Такая причёска бывает уместна и днём, и в вечернее время. Особенно удачен этот вариант для бизнес-леди, потому что такая причёска отличается сдержанностью, но одновременно не лишает женственности.

Год 2016 тяготеет к асимметрии, и косы предоставляют для этого массу возможностей. Так называемые «боковые косы» сегодня чрезвычайно популярны. Они выглядят стильно и торжественно, но в то же время практичны и удобны.

Как известно, в практику причёсок вернулся начёс, и его широко используют при создании кос, особенно — вечерних вариантов причёсок. Плетя колосок, можно за счёт начёса придать ему модный объём, выложить асимметрично, да ещё и придать стильную небрежность, обеспечив выбивающиеся из общего рисунка кончики прядей.

Очень популярный вариант – греческая причёска, соединяющая в себе и пучок, и косу. К ней напрашиваются разнообразные аксессуары, с помощью которых можно создать неповторимый образ, изысканный и богатый одновременно.

Стилисты и мастера парикмахерского дела владеют уникальными техниками плетения, в результате которых косы приобретают небывалую креативность, сложность и замысловатость. Тут бывают скомпонованы на одной голове и косы, и «рожки», и «фонтанчики», и даже бритые бока.

Современная техника создания причёски располагает многими дополнительными возможностями, в число которых входят накладные пряди, фигурные шиньончики, позволяющие создать исключительную игру форм и оттенков. Простор экспериментов ограничивается только рамками хорошего вкуса, в числе которых есть требование не использовать более 3-х тонов одновременно.

Тут же можно применить для большего антуража африканские косички, привнеся в простой рисунок причёски этнические оттенки.








Таким образом, вывод таков: коса в 2016 году не только не теряет свей актуальности, но становится одним из основных трендов. Плетите косы, украшайте ими причёски и учитесь правильной технике плетения. Вот Вам видео-уроки:

Как заплести необычную косу, видео-мастер-класс:

Урок по плетению косы «Корзинка»

Как научиться заплетать «Колосок»

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

1. Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.


3. Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

5. Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.


6. Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.


7. Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх