Занятие в подготовительной группе "азбука вежливости". Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию

Тема: Путешествие в страну Доброты и Вежливости.

Цель: Способствовать нравственному развитию личности дошкольника.

Задачи:

познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

развивать познавательный интерес, речь детей;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости», плакаты, волшебная палочка, карточки с заданиями.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Организационный момент

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель:- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.

А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

В этой Стране люди уступают место старшим, помогают друг другу, утешают и успокаивают в беде, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

Ответы детей:- Страна вежливости.

Воспитатель:-Эта страна очень большая и в ней мы посетим много городов.

Воспитатель:-А на чём мы будем путешествовать догадайтесь сами.

По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(Поезд.)

Воспитатель: -Предлагаю всем занять свои места и вперёд в путь дорогу! (Воспитатель паровоз-дети вагоны).

Звучит музыка Ю.Энтина «Песенка о доброте», воспитатель задаёт вопросы детям:

О чем поется в песне?

Что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим людям.

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливых слов» приближается.

Предлагаю всем я встать в «Круг вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь добавляет к нему свое. Следующий по кругу добавляет своё слово.

Воспитатель:- Молодцы, ребята много вежливых слов знаете. - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Игра «Волшебные слова»

Воспитатель:- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого… /здоровья /

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.

Ну, а нам пора в путь дорогу!

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Доброты» приближается.

На экране появляется Старичок-ЛесовичОк.

Старичок-Лесовичок:-Здравствуйте,ребята. Я по лесу ходил и конверты обронил.

Помогите мне найти их, в конвертах картинки лежат про нехороших ребят. Они сбилися с пути,помогите им найти правильное решение своих поступков.

Воспитатель:-Ребята, поможем Лесовичку найти конверты.

Дети ищут конверты, находят и отдают их воспитателю.

Воспитатель:- Ребята, для выполнения задания вам надо разделиться на пары. Пары, садитесь на ковёр! Каждой паре я дам картинку, на которой изображены дети, которые совершают нехорошие поступки. Обсудите, что дети делают не правильно и решите как им надо поступить.

Воспитатель:-Молодцы,ребята справились с заданием. Вперёд, в путь дорожку!

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Сказочных героев» приближается.

Игра «Добрый – недобрый»

Воспитатель:- Слушайте внимательно задание. Если герой добрый – похлопайте, если злой – потопайте.

Воспитатель:-Ай, ребята молодцы поиграли от души, всех героев распознали. А мы отправляемся дальше.

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливости» приближается.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, дружить.

Игра “Вежливо – невежливо”.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке –вы говорите да,да. Когда я читаю о невежливом поступке вы говорите нет,нет. Начнем.

Поздороваться при встрече……….

Толкнуть и не извиниться…………

Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

Уступить место старшим………

Не вставать на обращение учителя…………

Помочь подняться по лестнице…………..

Попрощаться уходя…………

Воспитатель:- Ребята посмотрите на экран (на экране появляется солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.

Ответы детей.

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

Ответы детей.

Воспитатель:-Внимание, внимание в «Страну пословиц» отправляемся!

Воспитатель:- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

Давайте поработаем в парах.

Я вам буду зачитывать пословицы, а вы будете давать ответы, что же означают пословицы.

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро – добро найдешь.

3. Добрый человек – несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. На добрый привет – добрый ответ.

7. Доброе дело лечит- злое калечит.

8. При солнышке тепло – при матушке добро.

9. Доброе дело дороже – богатства.

10.В добре жить хорошо.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и теперь я точно знаю, что вы самые добрые и вежливые ребята, поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

Воспитатель:- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Звучит песня «Что такое доброта» Барбарики.

Ольга Ярова
Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

Цели :

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, вы любите путешествовать ?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

1. Ответьте на вопросы :

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова .

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

За что мы говорим «Спасибо» ?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

3. Игра «Вежливая просьба » .

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ :

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

2 остановка «Верные друзья» .

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра : «Веселые да-нетки» .

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым .

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки» .

Что такое быть добрым?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись !

Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания» .

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

Тема: "Наука вежливости"

Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию.

Программное содержание:

Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы) , что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Оборудование:

Сюжетные картины по теме.

Предварительная работа:

Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: « Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.

Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми... Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.

Воспитатель: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).

Игра: «Приветствие!»

Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? –ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо « Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

«Мы купим другую, есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

И представьте – зря от Вити

Ждал я слова……

Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

Воспитатель: Давайте разберём ещё одну ситуацию.

Стихотворение: «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала-

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: « Не отдам!»

Воспитатель: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей:

Один из вариантов : Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

Воспитатель: Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям?

Глупые ссорятся, а умные договариваются.

Ссора до добра не доводит.

А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока.

Рассмотрение картин по теме и их обсуждение.

Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова)

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам.

Доброй ночи! - молвит тишина

Каждому сейчас она слышна

Говорит бесшумными словами:

Спите, я всю ночь останусь с вами.

За что мы говорим "Спасибо".

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Нам желают. - Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь

Тоже к доброму. Чему-нибудь.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброте все люди рады,

И взамен она не требует награды.

Воспитатель:

Доброта живет на свете

Только в добром сердце дети.

Игра: «Догадайся».

Закончи предложение.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).

Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С пой поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. (фото: фрагмент занятия). Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, н е ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».

Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.

Игра: «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Игра – превращение: «Медвежата»

Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……….. что? Здраствуй!

Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? –ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей:

Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

Воспитатель: Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек.- какое правило не знал воробышек?

- "Волшебное слово" Валентины Осеевой.

Воспитатель: - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".

Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

Вспомним пословицы:

дети говорят:

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Ссора до добра не доводит.

    Друзья познаются в беде.

    Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

    Делу - время, потехе - час..

    Легко сломать, да трудно сделать.

    Добро творить – себя веселить.

    Добрые слова дороже богатства

    Слово лечит и слово калечит

Воспитатель:

Стихотворение «Странные вещи»

Странные вещи со мною случаются:

Я огорчаюсь – все огорчаются!

И огорчённые люди встречаются,

И огорчённо деревья качаются..

Я улыбаюсь – горе кончается!

Всюду весёлые лица встречаются.

Всюду деревья от смеха качаются!

Но почему же так получается?

Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце борота. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!

Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом.

Будьте добры.

Добрый день

Доброе утро

Будьте так любезны

Простите, вы не подскажите

Вы так любезны

Благодарю вас

Большое спасибо

Простите

Извините

До завтра

До скорой встречи

Доброй ночи

Спасибо

Доброго пути

Здравствуйте

Пожалуйста

Будь здоров

Позвольте

Извините, я не хотел

Я виноват перед вами

Прошу прощения

Виноват

Прошу простить, я не хотел вас обидеть

Пожалуйста

Спасибо

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «мо­дели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания веж­ливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «эти­кетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен спо­собами и навыками общения, умениями ролевого речевого пове­дения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мими­ке, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть сло­весные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступ­ки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но осо­бо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Так что же мы отдаем детям в течение дня.

Вспоминаем!

Утром:

«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравст­вуй», «Как ты себя чувствуешь?»

За завтраком, обедом, ужином:

«Приятного аппе­тита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухажи­вать», «Все было очень вкусно».

Во время общения:

«Разреши», «Будь добр», «Пожа­луйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Про­шу прощения».

После тихого часа:

«Как спалось?», «Как твое здо­ровье?»

Вечером:

«Добрый вечер», «До свидания», «До свида­ния», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Воспитанием вежливости воспитатели детского сада зани­маются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким мето­дам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного пове­дения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и рече­вого этикета является личный пример взрослых.

Н.И.Пирогов говорил:

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

«Вежливость воспитывается вежливостью»

Конспект развивающего занятия

в подготовительной группе

по теме «Путешествие в Страну Вежливости»

Педагог-психолог:

Понтелеева В.В.

Цели:

  1. Познакомить детей с общественным этикетом, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения.
  2. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
  3. Развивать самосознание и навыки саморегуляции.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Оборудование: дерево добра, дворцовые ворота, д/и «Добрые дела», д/и «Цветик – семицветик», клубок ниток.

Предварительная работа: беседа «Ежели вы вежливы…», «Наши добрые дела», чтение х/л: О. Дриз «Добрые дела», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», д/и и упражнения «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место», рассматривание картин, иллюстраций.

Ход занятия.

Игра-приветствие «Клубочек имен».

- Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, своего соседа надо приветствовать, называя его по имени.

- Ребята, вы хотите отправиться со мной в путешествие? Сегодня мы отправимся с вами в Страну Вежливости, но попасть в нее не так-то просто. Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова, которые спрятаны в стихотворных строка, найдите и назовите их.

ü Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…(доброе утро)

ü Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)

ü Из вежливости, а не из жалости почаще говори…(пожалуйста)

ü Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

ü Если больше есть не в силах, скажем мамам мы…(спасибо)

ü И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(до свидания)

Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Страну Вежливости.

А у дворцовых у ворот

Дерево добра растет.

Налетел тут ветер вдруг

Закружил листву вокруг.

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите,

Листочки дереву верните.

Игра «Добрые дела».

- Ребята, давайте поиграем в игру «Добрые дела». Посмотрите на картинки и найдите те, на которых изображены добрые дела. Расскажите о них и верните эти листочки дереву. (Рассказы детей о добрых делах)

Какое доброе дерево у нас получилось! Молодцы!

Проблемная ситуация «Помоги Петрушке».

Ой, ребята, я забыла вам передать привет от нашего хорошего знакомого Петрушки. Он позвонил мне и был очень огорчен. Хотите узнать почему? Тогда присаживайтесь и послушайте, что с ним произошло! Он хотел путешествовать с нами по Стране Вежливости, а добраться до нас не смог.

Петрушка со своими друзьями дождались автобуса, на котором они должны были приехать к нам. Петрушка хотел пропустить выходящих из автобуса, как тут Пёс – Барбос всех растолкал, наступил нашему Петрушке на ногу и закричал:

Дайте пройти, столпились тут! Я сяду вперед старого Гнома.

Эй, Пёс – Барбос, привет! – слышалось с другого конца автобуса – Ты заплатил за проезд?

Я, нет! Хи-хи-хи…

Петрушка, старый Гном и другие пассажиры зашли в автобус, оплатили проезд, а Пёс – Барбос с другом так и продолжали громко разговаривать, смеяться и не замечали вокруг себя никого. И тогда старый Гном сказал…

Ребята, как выдумаете, что сказал старый гном? (Ответы детей.)

(Перед тем как войти в дверь, надо сначала пропустить тех, кто выходит;

надо уступать место пожилым людям; нельзя бегать по автобусу, надо держаться за поручни; в транспорте надо разговаривать тихо.)

ИГРА «ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО»

- Ребята,а теперь давайте поиграем и вспомним, как нужно поступать, чтобы быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете руками, а если нельзя – топаете ногами:

ü Мыть руки

ü Обижать друзей, родителей, животных

ü Чавкать за столом

ü Надевать грязную одежду

ü Есть руками

ü Уступать место пожилым людям

ü Не подстригать ногти

ü Приходить в гости без приглашения

ü Здороваться

ü Носить носовой платок

ü Бегать по автобусу

ü Брать без спроса чужие вещи

ü Умываться только вечером

ü Смеяться над другом

ü Чистить зубы

ü В общественных местах разговаривать тихо

ü Не подстригаться

ü Помогать пожилым людям

ü Приходить вовремя на спектакль

ü Быть вежливым

ü Ссориться.

Ребята, а вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Давайте посмотрим, как это бывает?

Инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Поссорились».

1 реб. Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

2 реб. Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

1 реб. Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

2 реб. Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Ребята, как же могут помириться девочки? (Ответы детей)

1 реб. Дам ей мишку, извинюсь,

2 реб. Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: « Играть давай!»

Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить или обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Предлагаю вам проверить, можете ли вы быть вежливыми каждый день и поддержать добрым словом своих близких. Я расскажу вам начало истории, а вы расскажите нам, как бы вы поступили дальше.

  1. Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему?
  1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша? Почему?
  1. Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему?
  1. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?
  1. Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша? Почему?

Ребята, а какими добрыми поступками вы можете порадовать своих близких и друзей? (Ответы детей.)

Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?

Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами составим цветик – семицветик, который будет помогать нам совершать хорошие поступки. Каждая пословица о вежливости добавит цветку 1 лепесток.

Игра «Цветик – семицветик»

1. Вежливости открываются все двери.

2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

3. Ласковым словом и мёд растопишь.

4. Про доброе дело говори смело.

5. Не одежда красит человека, а добрые дела.

6. Добрые слова дороже богатства.

7. Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Ребята, этот цветик – семицветик мы повесим в группе, чтобы он напоминал вам о том, что нужно быть всегда вежливыми и совершать хорошие поступки.

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Занятие №1 Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Вопросы к детям:

Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают - это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини - Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, - удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? - обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», - подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо». Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

Чему Петя научился?

Чему Петя должен учиться?

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,
но и уметь их говорить, когда это необходимо.
В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).

Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» - говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? - удивился воробышек. - Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама,

Про него твердит упрямо:

Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого... (спасибо)

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но
не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,
чтобы научить своих детей вежливости.
Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь - «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда - ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные...)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время организовать игру «Город вежливых».

Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из-за угла!

Что Витя должен был сказать соседу?

Но - представьте - зря от Вити Ждал я слова... (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится
тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».

Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет).

Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.
Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

Воспитание, что это? - спросила мартышка.

Это много чего, - сказала бабушка. - В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан? - уточнила мартышка.

Очень спелый, - кивнула бабушка.

Съем! - сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу «спасибо», - поправилась мартышка. - А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! - сказала бабушка.

Но вежливость - это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?! - испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! - сказала мартышка.

А ты попробуй! - Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: - Попробуй!

Что пробовать? - спросила мартышка. - Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! - сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? - спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? - возразил слоненок. - Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! - сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, - сказал попугай. - Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! - сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх