Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция. По законам подростковой стаи: что делать, если ребенка травят в школе Если учитель травит подростка

Depositphotos.com

В Ивантеевке заставило родителей и специалистов в сфере образования задуматься о проблеме травли в школе. В точных причинах случившегося еще предстоит , но есть подозрения, что напавшего на учителя подростка к такому поступку подтолкнули именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников.

Проект «Дети Mail.Ru» на тему травли. У 55% опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% пользователей указали, что это происходит регулярно.

80% опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребенка.

Признаки травли – намеренность, повторяемость, неравенство сил

Дружить против кого-то – явление для детей обычное. Им важно пережить сплоченность, причем объединить может как что-то положительное, так и – не очень. В последнем случае группа школьников «дружит» против одного-двух человек. И попасть в эту категорию может практически любой ребенок.

Агрессор зачастую сам является бывшей жертвой. Возможно, он не имеет поддержки дома (его там могут унижать, даже бить). Однако дети, которых родители любят и уважают, тоже могут стать в школе – если родители дают им понять, что относятся к ним так только на определенных условиях.

Помимо зачинщика травли, его поддержки и жертвы есть так называемая «нейтральная зона». Эти дети сами боятся стать объектом насмешек, поэтому предпочитают ничего не замечать.

Важно отличать школьную травлю от обычной ссоры между детьми. Верные признаки травли – намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета: «Травля случается там, где детям, вынужденным находиться вместе, нечем заняться. Их не увлекает учеба или кружки, у них нет особо близкого общения дома. Поэтому и начинается поиск жертвы».

Жертвой травли может стать почти любой ребенок

Наши представления о травле в школах полны стереотипов. Нам кажется, что ребенок станет жертвой агрессии, если он в очках, слишком полный, слишком худой, с кудрявыми волосами (нужное подчеркнуть). За этим утверждением легко сделать вывод: ребенок сам виноват в том, что кому-то не понравился. Причем не понравился даже не прилагая к этому каких-либо усилий.

Depositphotos

Между тем, жертвой травли может стать . Нужен просто повод зацепиться. Можно быть отличником или двоечником, уметь рисовать или нет, иметь гаджет последней модели или ходить без него – и травить будут именно за это. Правда, психологи отмечают, что у жертв буллинга все же есть одна общая черта – они более других чувствительны к действиям окружающих .

«Такие дети, как правило, сразу же отзываются на издевки. Они плачут, злятся, прячутся, – говорит психолог Людмила Николаева. – Именно такого поведения и добиваются агрессоры. Более того, жертве часто приходится непросто и дома. Посудите сами: ребенка толкнули в грязь, туда же кинули рюкзак, и от родителей он услышит не похвалу. Обычно его спрашивают где он так извалялся, наказывают. То есть ребенок испытывает двойную агрессию: в школе и дома».

Обращайте внимание на «тревожные звоночки»

Даже если у вас с ребенком доверительные отношения, он не всегда первым начнет разговор о травле. Причин может быть много: стеснительность, робость, боязнь получить осуждение, угрозы со стороны обидчиков. Поэтому для начала – присмотритесь. Ссадины, синяки, сломанные личные вещи, раздражительность или несвойственная ребенку молчаливость могут быть тревожными звоночками. Только вы знаете, какое поведение свойственно вашему ребенку, и какие симптомы для него нетипичны.

«Ребенок может ничего не говорить конкретно о происходящем в школе, но «подавать» другие знаки, – говорит Андрей Гончаров, клинический психолог, специалист в области социальной терапии. – Например, резко пропадает аппетит. Или ребенок заявляет, что вся его одежда выглядит ужасно, нужно купить новую. Постоянно теряет карманные деньги. Такие моменты не обязательно говорят именно о травле, но насторожиться стоит».

Не нужно думать, что подобные проблемы в школе – что-то несерьезное, преходящее. Школьный буллинг – не средство для закалки характера и ничем полезным обернуться не сможет .

Скажите ребенку: «Я тебя люблю. Мы справимся»

Если подозрения оправдываются, покажите ребенку, что он больше не находится один на один с проблемой. Задавайте наводящие вопросы и узнавайте детали случившегося: что происходит, кто участвует, как относится к этому учитель.

«Если ваш ребенок стал жертвой травли, скажите ему две вещи. Первое - «Я тебя люблю, и мы справимся вместе». Второе - «Ты ни в чем не виноват, - советует психолог Андрей Гончаров. - Успокойте его и обеспечьте ощущение защищенности. Не нужно рвать и метать. Никому не будет легче от того, что вы раздражены и не контролируете свое эмоциональное состояние».

Научите ребенка правильно реагировать на травлю

Научите ребенка задавать обезоруживающие вопросы обидчикам. Например, «Для чего ты это сделал?» В нятно и четко ответить нападающий вряд ли сможет, что на время сможет вывести его из равновесия. Объясните, что сам ребенок-жертва ни в чем не виноват. Он любим родителями и друзьями, а с травлей может столкнуться каждый .

«В России популярно решать проблему кулаками, – комментирует психолог Людмила Николаева. – И если ребенок не хочет или не может ответить агрессору, родители говорят ему: “Ты что, не можешь за себя постоять?” Это в корне неправильно. Ребенка нужно выслушать и помочь, а не отмахиваться, как от назойливой мухи».

Остановить буллинг может только взрослый

Не стесняйтесь просить классного руководителя повлиять на ситуацию. «Буллинг никогда не проходит сам по себе, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если в коллективе создались условия для травли, остановить ее сможет только взрослая сознательная уравновешенная личность . Если такой взрослый не вмешается, дети будут руководствоваться стадными инстинктами. Ни к чему хорошему это не приведет».

Кстати, в Законе «Об образовании» прописано, что ответственность за физическую и психическую безопасность ребенка лежит на учебном заведении. Естественно, речь идет о времени, когда ребенок в этом заведении находится.

Depositphotos.com

Стоит насторожиться, если над ситуацией будут посмеиваться: сами, мол, разберутся. Твердо стойте на своем, подключайте школьного психолога. Буллинг – это ненормально, и сам по себе он не проходит. Как правило, даже сами обидчики не всегда могут понять, зачем они снова и снова продолжают свои нападки. Поэтому помощь взрослого необходима.

«Есть важный нюанс: иногда классный руководитель не очень погружен в жизнь класса, он выполняет свои обязанности формально, – говорит Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета. – Соответственно и решить проблему травли не сразу сможет. Я бы обратился к тем учителям-предметникам, на глазах которых происходила травля. И, конечно, поговорил бы с директором. Но все это нужно делать только после разговора с самим ребенком».

Обсуждайте все шаги вместе

Выйти на разговор с родителями обидчика – ваше право. Но будьте готовы к тому, что общение может не принести результата. Родители могут настаивать на том, что их ребенок идеален, могут отстраниться от ситуации. Однако донести до них, что это именно травля, а не безобидная шалость – необходимо.

«Перед тем как связываться с родителями агрессора, обсудите этот шаг с ребенком, – советует психолог Людмила Николаева. – Он не должен узнавать о ваших действиях внезапно. Ему и так сейчас приходится непросто. Проговаривайте свои действия и объясняйте, почему вы считаете нужным поступить именно так». Таким образом ребенок будет чувствовать, что контролирует ситуацию .

Не бойтесь забрать ребенка из школы

Заберите ребенка из школы, если вы понимаете, что нахождение там для него травматично -на время, или насовсем, с последующим переводом в другое учебное заведение.

«Самое главное, что нужно ребенку-жертве – это чувство безопасности , – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если ситуация в школе критичная, не ждите ее разрешения или перевода в другое заведение. Заберите ребенка на время домой. Пусть он побудет в безопасном для него месте, перестанет видеть обидчиков. Дайте ему такую передышку. Помимо этого, я бы рекомендовал отвести школьника к психологу. Вместе с ним он проработает эти обиды, проговорит ситуации в игровой или другой форме».

В конфликте всегда оценивайте стоит ли игра свеч. Надо ли вам бороться и дальше за место в школе, где абсолютно спокойно смотрят на травлю?

В российских школах нет общей политики в отношении травли

В Европе уже несколько десятков лет действуют специальные программы, которые направлены на предотвращение детской травли. В Норвегии, к примеру, такая программа помогла сократить количество жертв буллинга вдвое. А в британских школах существуют так называемые «школьные суды» для разбора подобных жалоб.

Во многих странах психологи попеременно встречаются то с объектом травли, то с агрессором, чтобы потом устроить им очную встречу и решить проблему. На травлю в школе в свое время жаловалась и шведская принцесса Виктория, которая теперь посвящает много сил борьбе с ней.

В конечном итоге не связана с социальным устройством страны. Она зависит от психологических особенностей каждого человека. Однако в российских школах до сих пор нет общей политики в отношении буллинга .

Проблемы в школе: над ребенком издеваются одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках “хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и “выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: “Почему Дюймовочка ушла?”, “Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”


Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет “я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики.

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает “сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений.

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

    Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

    Воспитывать силу характера отчуждением : ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.

    Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной . В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

    Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года , когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении . Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением , у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью “крутой” команды , которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.

Роман, детский психолог,
эксперт курса

О травле часто не говорят вслух, потому что это может навредить репутации школы, учеников или родителей. Но она существует и может принести большие проблемы всем, кто в ней участвует - включая инициаторов агрессии. Двигателями травли являются невежество, максимализм и социальное окружение, которое во многом создаёт предпосылки для давления на отдельных членов сообщества.

Самый напряжённый в этом отношении возраст - 11-14 лет, когда подростки ищут себя и своё место в мире. Выстраивая свою идентичность, они объединяются в группы. В этот период детские коллективы очень сепарированы и имеют прямолинейную идеологию без градиентов: мир для подростков делится на чёрное и белое. Сформировавшиеся группы подростков стремятся поддерживать целостность.

Самый простой путь к сохранению стабильности группы - конструирование идеи внешнего врага и поиск более слабого противника, систематическое притеснение которого удовлетворяет членов доминирующей группы.

В социологии это называется негативной мобилизацией. Группа поддерживает внутренний консенсус благодаря внешнему насилию. Такая система может существовать достаточно долго и стабильно.

Как правило, есть несколько человек, одержимых идеей травли кого-то. Они используют грубую силу для поддержания авторитета и направления действий более низкоранговых одноклассников. Кто-то участвует в преследовании для того, чтобы подняться вверх по иерархии, кто-то занимается травлей ради удовольствия, кто-то делает это из страха, внутренне сочувствуя объекту буллинга (от английского bullying).

Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли, где очень ярко раскрыта тема травли в подростковой среде. На тематических учительских форумах участники часто предлагают проблемным ученикам познакомиться с «Чучелом», чтобы они увидели свои действия со стороны.

Травля осуществляется устоявшимися способами:

  • моральное насилие,
  • физическое насилие,
  • порча личного имущества,
  • слухи, сплетни, ложь.

Отдельно стоит отметить так называемую «интернет-травлю» - продукт цифрового века. В некоторых случаях интернет-травля проявляется в поиске компромата на жертву с последующим шантажом. Помимо шантажа существует целенаправленный «слив» компрометирующей информации в интернет. Одним из инструментов интернет-травли может служить целенаправленный троллинг. «Тролли» играют на слабостях своих жертв: бьют по самооценке, высмеивают увлечения и недостатки других людей.

Мы попросили психолога, который занимается проблемой школьного буллинга, ответить на несколько вопросов о том, как устроена травля, и что делать, если ваши дети с ней столкнулись.

Александра Бочавер,

кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Механизм травли и группы риска

Травля - это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор - жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

Ребёнок, который оказывается в роли жертвы - как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.

Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.

Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.

Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.

Последствия травли для участников

В травле участвуют три стороны: ребёнок, оказавшийся в роли жертвы; ребёнок, занимающийся преследованием; дети, оказавшиеся свидетелями травли. Исследования показывают, что систематическая травля, которую не пресекли вовремя, ведёт к негативным последствиям для всех участников ситуации, влияя на их мироощущение, поведение и ожидания от других людей.

Дети, которых постоянно обижают, часто демонстрируют психосоматические симптомы тревожно-депрессивного расстройства, могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, чаще болеют, теряют учебную мотивацию и стремятся не ходить в школу. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя - незащищенными.

Ребёнок, долгое время безнаказанно занимающийся травлей, часто убеждается в том, что в чьих руках власть, тот и прав, и переносит этот опыт на другие отношения, готовясь к тому, что кто-то более сильный будет унижать его так же, как он это делает с другим ребенком сейчас. Дети, занимающиеся травлей, впоследствии чаще демонстрируют другие формы противоправного поведения.

Дети, на глазах которых происходит систематическое преследование одних сверстников другими, переживают страх и стыд. Если травля не прекращается благодаря их вмешательству или включению взрослых, они привыкают к тому, что их участие пассивно, а их многочисленность ничего не значит.

Длительная травля в классе действует негативно на всех детей, отучая их от уважительных партнерских отношений и акцентируя беспомощность одних и власть (силу, статус) других. Бездействие взрослых укрепляет это ощущение.

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом.

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе - с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения. Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

  • Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
  • Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее). Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
  • Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
  • Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками. Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
  • Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий - от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать. Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
  • Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации. Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
  • Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

Если ребёнок участвует в травле или является её лидером

Признавать, что его ребёнок неправ, родителю всегда неприятно - особенно перед другими родителями. Тем не менее, с точки зрения дальнейшего развития ребёнка важно, чтобы его агрессивное поведение было замечено, а не проигнорировано взрослыми. Нужно понимать, что агрессивное пресечение агрессивных действий не работает. Битьё, ругань, унижение агрессивного ребенка, как и прямой запрет на травлю, неэффективны. Они только упрочивают уверенность ребёнка в том, что «кто сильный, тот и прав» - просто в паре с родителем он занимает роль слабого.

Если ребёнок систематически обижает кого-то из других детей, это говорит о том, что он чувствует себя неуверенно и очень хочет повысить свой статус. Однако других инструментов для повышения уверенности в себе у него сейчас нет. Соответственно, родитель может задуматься о том, почему ребёнок чувствует себя именно так.

Нужно постараться организовать среду, в которой тот сможет приобрести недостающие навыки и почувствовать себя более успешным, компетентным и признанным без того, чтобы обижать кого-то более слабого. В первую очередь речь идет об отношениях собственно в семье. Кроме того, это могут быть разнообразные кружки и секции, где есть место достижениям и соревновательности (спорт, походы и так далее).

Ключевая мысль, которую стоит иметь в виду в контексте травли, такова: дети в своих отношениях между собой повторяют то, что им демонстрируют взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.

Если вы стали свидетелем морального и физического насилия в стенах школы, где учатся ваши дети, не оставайтесь равнодушными. То же относится к учителям и работникам школьной администрации - не нужно проходить мимо, косвенно поддерживая этим ситуацию насилия. Если каждый из нас будет неравнодушен, то агрессии вокруг наших детей будет меньше.

Энакин Скайуокер

Мам, ты говорила, что все проблемы во вселенной от того, что никто никому не помогает.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРАВЛИ В ШКОЛЕ?

Знакомо, правда? Травля в школе начинается с первого класса, настигает своего пика к четырнадцати годам и уже в старших классах дети взрослеют и все стихает. А может самые агрессивные, не попадают в десятые классы? Впервые на суд общественности эта ситуация попала когда показали фильм «Чучело», а в наше время об этом говорят и создают передачи чуть ли не ежедневно. Но что изменилось? Ничего, только издевательства стали жестче, а дети ранимее, у них страдает психика, которая приводит к суициду.

Как подготовить ребенка, чтобы придя в школу, он не стал жертвой или мучителем? И что делать, если сын или дочь стали объектом травли? Одни вопросы, давайте разбираться и возможно наши полезные советы помогут вам преодолеть травлю — буллинг.

Буллинг как заразная болезнь ползет по миру, с каждым днем становятся известны все новые и новые случаи насилия над одноклассниками. Причем все издевательства дети снимают на видео и затем показывают сверстникам и размещают в интернете. Нормальный, человек видя это, скажет, что это больные дети и не ошибется.

Во всем мире насилию в школе уделяется большое значение, разработаны специальные программы, по предотвращению таких случаев. Такие программы созданы в Великобритании, Канаде, Чехии, Австралии. Они успешно действуют и приносят свои плоды. В нашей стране уровень насилия в школе превышает подобный уровень в странах Азии и Европы. Поэтому родителям приходится самим решать этот вопрос и защищать своих детей самостоятельно. Конечно, искоренить травлю в школе полностью вряд ли удастся, до тех пор, пока насилие процветает в обществе. Однако родителям не надо сидеть, сложа руки надо использовать мировой опыт и пытаться переломить ситуацию.

Дети часто боятся признаться родителям, что они стали жертвой травли в школе. И даже когда случаи приобретают криминальный характер, дети все равно молчат, но в руки следователей попадает видео, снятое извергами, и это служит основанием для принятия мер.

Родители сразу могут понять, что ребенка травят в школе. Если ребенка дразнят, выбрасывают «сменку» в окно, рвут тетради и прячут учебники, это считается шалостью. Просто дети играют. Если с ребенком никто не играет, не разговаривает и большинство детей в классе делают вид, что его нет, это тоже нормально. Большинство родителей, узнав о таких случаях, считают, что их ребенок сам виноват, не умеет общаться с одноклассниками. В самом деле, все эти поступки говорят о травле, которая травмирует душу ребенка, причем и нападающих и жертв. Нападающие находятся постоянно в ярости, жертва терпит, а ведь вокруг стоят одноклассники и наблюдают за происходящим, они пассивно участвуют в травле, боясь самим оказаться на месте жертвы. В результате психика всех участников процесса травмируется, они становятся раздражительными, обидчивыми и агрессивными. Ребенок не поддерживает разговоры о травле дома, ему ужасно вспоминать унизительное насилие.

Если же ребенок жалуется, родители идут в школу поговорить с классным руководителем, но он ничего такого не видел. Конечно, все может происходить за пределами класса или даже школы. Однако часто учителя сами провоцируют травлю и даже указывают жертву. Это происходит, когда учитель смеется над некоторыми детьми, бывает, несправедлив и унижает ученика, хлопая его тетрадкой, повышая голос или даже называя его «бестолочью». Выгоняет ребенка из класса за непослушание или грубо отбирает тетрадку с не законченным заданием. Хотя учитель наверняка знает, что у ученика слабое здоровье или он медлителен от природы и ему трудно приходится переносить . Вот такие дети и попадают в поле зрения агрессоров. Некоторые учителя не скрывают своих взглядов и открыто говорят, что все мальчики дерутся, девочки по природе интриганки и вообще все что происходит, это школа жизни. Но на самом деле они так не думают, они видят травлю, видят жертв и видят агрессоров, но лучше помолчать. Современные учителя не берутся бороться с насилием в школе, они не компетентны в этом вопросе, да и желания особого у них нет, лучше делать вид, что ничего не происходит.

Однако учитель может, особенно в младших классах, сам вести себя корректно по отношению к ученикам и не позволять себе унижать детей в присутствии всего класса. Учитель может твердо заявить в классе о нетерпимости такого отношения к данному ученику со стороны одноклассников. Чтобы сдружить детей устроить совместное мероприятие, чтобы в нем приняли участие все дети.

Для борьбы с травлей в старших классах действий одного учителя бывает недостаточно, его нравоучения могут сделать еще хуже. Здесь надо объединяться учителям, родителям и психологам.

Родители, отдавая ребенка в школу должны подумать и о его безопасности в части возможной травли. Замкнутые, застенчивые, тревожные и не уверенные в себе дети часто становятся жертвой травли. Часто причиной насилия могут стать: рыжие волосы, очки, шрамы, полнота или худоба, высокий или слишком низкий рост. Кроме того важно есть ли у ребенка заикание, слезливость, стеснительность, раздражительность. Все это может стать вначале поводом для получения кличек, а затем и применения агрессии к этим детям. Поэтому выбирая школу надо учитывать не свои амбиции, а способности ребенка к обучению. Если программа обучения будет слишком сложная, а ребенок слаб, то он попадет в изгои, не справившись с нагрузкой.

Старайтесь привить ребенку жалость к людям с физическими недостатками и не надо над этим смеяться, не надо бахвалиться материальным положением семьи, прививайте детям скромность, тогда он не будет зачинщиком травли. Никогда не поддавайтесь в игре, пусть ребенок знает, что он не всегда победитель, он может быть и побежденным. Прививайте ребенку любовь к спорту, занятия в спортивных секциях повышает уверенность в себе.

Трудно бывает, если ребенок меняет школу, родителям надо познакомиться с учителями и возможно пригласить в дом одноклассников, это позволит заполучить поддержку и одноклассников и учителей, это поможет ужиться в коллективе.

Если из рассказов ребенка вы сделаете вывод, что ребенок стал жертвой травли, не спешите, разберитесь, может это всего разовый конфликт. Если ребенок жалуется, что учитель прикрикнул на него, тоже надо понять причину, а не нестись сломя голову в школу и учинять разгон учителю. Учитель особенно в начальных классах авторитет для ребенка и если вы так поступите и противопоставите себя, ему у ребенка потеряются ориентиры.

Важно научить ребенка иметь свое мнение и отстаивать его уметь сказать «нет» даже взрослому человеку, ребенок должен учиться контролировать свои поступки. Очень распространена точка зрения, что если ребенок будет спокойно реагировать на нападки одноклассников, от него скоро отстанут, им это будет не интересно, им надо чтобы жертва плакала, просила о пощаде и психовала. С другой стороны, жизненный опыт показывает, что ребенок должен уметь постоять за себя. Спокойное поведение на деле не приносит результатов. В случае агрессии лучше всего дать отпор, и даже если дойдет до драки отступать не следует. Это — тот случай, когда даже даже поражение улучшит положение ребенка в классе и поднимет его в глазах одноклассников. В результате ребенок перестанет быть объектом школьной травли. Обычно задира выбирает жертву для травли, потихоньку «задирая» всех, и тот, кто покажет себя слабее всех, и станет объектом травли. Чаще всего зачинщиком травли становится ребенок испытывающий потребность подчинять себе других для достижения цели, легко приходящий в ярость. Также такие дети вызывающе ведут себя с учителями и родителями, не испытывающие сочувствия и сострадания к другим людям, дети сами страдающие от насилия в семье. В последнее время зачинщиками травли становятся не только мальчики, но и часто девочки.

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе.

Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность.

Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия.

После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей.


Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Не смешивать сигналы!

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой.

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

ВИДЕО: психолог и педагог Дима Зицер о травле в школе

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх