День рождения Будды – Весак. Весак — Энциклопедия буддизма Чему радуются буддисты, празднуя Весак

Материал из Энциклопедия буддизма

Весак

(пали; санск. Вайшакха - Май; другие названия - Вишакха Пуджа, тиб. Сага Дава, монг. Дончод-хурал)

Главный буддийский праздник.
Отмечается в честь Просветления Будды Шакьямуни , а также его рождения и Паринирваны , в полнолуние второго месяца древнеиндийского календаря.

Считается, что в этот день Будда Шакьямуни достиг полного Пробуждения в Бодхгайе , а много лет спустя, в Кушинагаре , он ушёл в Паринирвану.

Праздник (санск. "пуджа") был назван в соответствии с тем месяцем, когда происходили эти важные события жизни Гаутамы Будды . Все они считаются подвигами исторического будды . В этот день, а также и в другие дни празднования - обычно в течение недели, соблюдают пост и нередко обет молчания, а также другие обеты, чтобы ничто не мешало глубокой медитации.
Главное внимание в праздновании Весака отводится одному событию - достижению принцем Сиддхартхой Просветления, ознаменовавшему переломный момент в познании.

Считается, что результаты благих и неблагих деяний в этот день умножаются в 10 (или 100) миллионов раз. Медитации, совершённые в этот день, особенно благоприятны. Если в этот день произнести хотя бы одну мантру , породив в сердце благое устремление, то заслуга от нее такая же, как если бы прочли несколько миллионов мантр. В то же время и последствия негативных действий умножаются многократно. Поэтому выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей внимательностью, например, в буддийских странах может быть введен запрет в дни празднования Весака на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам.

Весак в Южной Азии

Празднование Весака было заведено впервые в традиции южно-азиатского буддизма , где все три события приходятся на полнолуния месяца весак - четвертого месяца года по лунному календарю (апрель-май), на 14-ый день которого и отмечается праздник, когда: - родился Сиддхартха Гаутама

Спустя 35 лет Сиддхартха обрел Просветление (Бодхи). - спустя еще 45 лет Гаутама Будда осуществил Паринирвану .
Со следующего 15-го дня традиция Тхеравада ведет летоисчисление "эры Будды".
В день майского полнолуния буддийские храмы украшают особенно пышно и с наступлением темноты зажигают повсюду фонарики, свет которых символизирует просветление, пришедшее в этот мир. Специальные фонарики для Весака созданы из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На Шри-Ланке Весак считается праздником света. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и буддийских монументов - ступ принято расставлять масляные лампы. Буддисты посылают своим друзьям открытки с изображением памятных событий из жизни Будды. Все жители буддийских стран посещают местные храмы и монастыри и медитируют на протяжении всей ночи. В дни праздника всеми практикуется дана (щедрость) как свидетельство сострадания (каруна) ко всему живому.Миряне подносят монашеской общине обильное угощение. Традиция делать подношения подчёркивает, что сангха важна для мирян.
В Тайланде принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Трех Драгоценностей : Будды , Дхармы и Сангхи . В Бирме закрепился обычай поливать ритуальное дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

Сага Дава в Тибете и Дончод-хурал Монголии и России

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на 9-ый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паранирвана - в ночь на 15-ый день того же месяца.Поэтому в тибето-монгольском и российском буддизме священным считается весь четвертый месяц тибетского лунного календаря, названный Сага Дава.

Его также называют "месяцем стотысячекратного приумножения", поскольку заслуги от благих и осквернения от неблагих деяний, увеличиваются в сто тысяч раз. Во время Сага Дава, буддисты особенно стараются уделять максимум времени духовной практике Существует традиция воздерживаться от употребления мяса и алкоголя в это время. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Также буддисты возлагают на себя те или иные духовные обязательства, например, произнести сто тысяч мантр или совершить сто тысяч простираний.
Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также, это время считается особенно благоприятным для очистительных практик.
У тибетцев, днем рождения Будды Шакьямуни считается либо седьмой, либо восьмой лунный день этого месяца, - в зависимости от традиции. В астрологической традиции Пхугпа, которой следуют большинство тибетцев, день рождения Будды приходится на седьмой лунный день. В традиции Цурпху, которая происходит от Третьего Кармапы Рангджунга Дордже, день рождения Шакьямуни отмечают на восьмой лунный день - 18 мая, в субботу. По третьей традиции, идущей из Тхеравады, дни рождения, Просветления и ухода Будды в Паринирвану отмечаются в один день.
Самым важным временем месяца Сага Дава, является пятнадцатый лунный день - когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и затем через 45 лет ушел в Паринирвану. Этот день называется Сага Дава Дучен. Считается, что сила благих и неблагих намерений и действий в этот день возрастает в 10 000 000 раз и более.

Ханамацури в Японии

В японском буддизме день рождения Будды празднуют в апреле, Просветление - в феврале, Паринирвану - в декабре.
Весак в Японии называют ханамацури (花祭), он также известен как Канбуцу-э (灌仏会), Готан-э (降誕会), Буссё-э (仏生会), Ёкубуцу-э (浴仏会), Рюгэ-э (龍華会), Хана-эсики (花会式).

Международное признание праздника Весак

По просьбе 34 стран-членов ООН на проходившей в Нью-Йорке 13 декабря 1999 года 54-й сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция «Международное признание дня Весак в Центральных Учреждениях Организации Объединенных Наций и в других её отделениях». Резолюция была поддержана многими азиатскими буддийскими странами, а также другими странами, включая Россию и США. Во многих странах, поддержавших резолюцию, большинство населения исповедует другую веру.
15 мая 2000 года Генеральная Ассамблея ООН впервые официально призвала международное сообщество отмечать буддийский праздник Весак.

(тиб., монг. — Сага Дава, Дончод хурал) — один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает "Праздник тысячи подношений".

Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяца — санскр. вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником.

Считается, что в этот день в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 35 лет и уход в Паринирвану в 80 лет.

В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак . В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана — в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России — Дончод хурал.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм — одна из старейших религий в мире — внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.

Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике. В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) — "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

В этот день принято совершать гороо — круговой обход вокруг священного места (дацана или ступы) по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо — 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.

Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.

Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.

(Дополнительный

Весак (другие названия - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) - буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма), согласно тхераваде все эти события произошли в один и тот же день года — в день майского полнолуния. Широко распространён в странах Южной Азии.

Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца - вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.

В 2016 году Весак отмечается в:
Таиланде - 20 мая .
Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Сингапуре, Непале, Индии, Китае, Малайзии, Вьетнаме - 21 мая .
Индонезии - 22 мая .

Также, 21 мая , день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни отмечается и в Калмыкии как национальный праздник.

Его Святейшество Далай-лама возжигает лампаду в главном тибетском храме в честь праздника Весак –
дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Дхарамсала, Индия. 21 мая 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

В центре внимания праздника - просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия.

Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

Каждый год в апреле или мае буддисты по всему миру с размахом празднуют - день, посвящённый важнейшей для восточных религий личности. Будда Шакьямуни , живший в VI–VII вв. н. э., до финального пришествия в мир людей прожил сотни жизней , успев побывать в теле множества животных и даже родиться богом . Каждое появление Будды приносило благодать всей Земле, а его стремление к Свету было так велико, что, окончив земной путь, он навеки перенёсся в паринирвану . Это значит, что, продолжая существовать в покое и благоденствии, Будда в полной мере достиг просветления и уже никогда не явится на Землю. Но перед тем как оставить этот бренный мир, мудрец успел дать бесценные заветы всем людям.

Чему радуются буддисты, празднуя Весак

Празднуя Весак, буддисты радуются не только тому, что когда-то давно Будда призрел человеческий род и указал каждому путь к Просветлению. Верующие прославляют и вознесение своего легендарного наставника - ведь если однажды один человек переступил границу, за которой бесконечно сияет небесный свет, значит, этого при должном усердии может достичь каждый.

В чем отличие паринирваны у буддистов от рая в монотеистических религиях

Стоит заметить, что паринирвана у буддистов - не совсем то же самое, что рай в монотеистических религиях. Если христиане и мусульмане стараются соблюдать заветы священных книг, чтобы после смерти достичь состояния вечного блаженства и встретиться с любимыми людьми, то последователи Будды ищут в первую очередь свободы от мирской суеты. Перерождаться тысячи раз - незавидная судьба, ведь всегда есть риск воплотиться в низшее существо и терпеть ещё больше страданий.

Как празднуют Весак

В праздничный день буддисты стараются не только предаваться наслаждениям, но и творить добрые дела: кто-то украшает храмы, другая часть верующих занимается стряпнёй, чтобы потом угостить членов общины, а остальные просто молятся за весь человеческий род. А поскольку Весак - праздник свободы и жизни , буддисты стараются не причинить вред ни одному живому существу. Даже работы в полях в этот день останавливаются: трудясь на земле, можно нечаянно убить насекомое или мелкую зверушку. Медитации, молитвы и богослужения - неотъемлемая часть Дня рождения Будды, но люди, празднующие Весак, усердно заботятся не только о своём душевном спокойствии, но и о красивом оформлении домов и храмов. Во все времена верующие зажигали множество свечей, а современные буддисты всё чаще выпускают в небо фонари желаний.

Весак (другие названия - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) - буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма), согласно тхераваде все эти события произошли в один и тот же день года - в день майского полнолуния. Широко распространён в странах Южной Азии.

Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца - вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.

В 2016 году Весак отмечается в:
Таиланде - 20 мая .
Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Сингапуре, Непале, Индии, Китае, Малайзии, Вьетнаме - 21 мая .
Индонезии - 22 мая .

Также, 21 мая , день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни отмечается и в Калмыкии как национальный праздник.

Его Святейшество Далай-лама возжигает лампаду в главном тибетском храме в честь праздника Весак –
дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Дхарамсала, Индия. 21 мая 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

В центре внимания праздника - просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия.

Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх