Характеристика основных функций семьи. Понятие семьи

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:

§ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

§ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

§ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

§ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

§ Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.

§ Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.



Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

· наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

· стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

· порядок заключения брака (первичный, повторный);

· количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

· количество детей (многодетная, малодетная).

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – социальный статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Компоненты соц. Адаптации:

1. материальное положение семьи : уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

2. психологический климат:степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

3. социокультурная адаптация . необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.

4. ситуационно-ролевая адаптация ,которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то -- средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему-- низкий.

Типология семей:

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.

Неблагополучные семьи, имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи -- те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Типология семей:
I. Патриархальная (традиционная) семья , где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.”
II. Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная , или сложная , семья, включающая в себя два или более поколений.
III. Нестабильная семья , этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:

ü Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
ü Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
ü Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

По критерию власти различают:

ü Патриархальные семьи , где отец является главой семейного государства;
ü Матриархальные семьи , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
ü Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
ü Партнерская семья , где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.

11. Проблемы семьи. Государственная семейная политика. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций.

Во-первых , большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родите­ли не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Во-вторы х, при сохранении традиционного разделения «муж­ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих , сложнее и проблематичнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты которой определяются ее объективны­ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семья - ключевой институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте. Опишем в статье основные функции семьи.

1. Репродуктивная функция семьи.

Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную - удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе.

В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей, человеческий - наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь.

Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.

2. Хозяйственно-бытовая функция семьи.

Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.

Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми.

3. Воспитательная функция семьи.

Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию:

  • Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям - это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей.
  • Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни.
  • Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.

4. Досуговая функция семьи.

Эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.

Досуговая функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.

5. Экономическая функция семьи.

К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

6. Эмоциональная функция семьи.

Удовлетворение потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья - важнейшая задача эмоциональной функции семьи.

7. Духовно-психотерапевтическая функция семьи.

Данная функция призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества. Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.

8. Социально-эротическая функция семьи.

Социально-эротическая функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей партнеров. Основных задачи две - получение удовольствия от занятий сексом и обеспечение воспроизводства общества. Таким образом, семья перерастает в род, а затем и в поколение и династию.

9. Защитная функция семьи.

Если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это и есть проявление защитной функции семьи. Как правило, если раздражитель - внешний, вину или стыд одного родственника разделяют все члены семьи. Кроме этого, защита может быть экономической и психологической.

10. Семейная функция Объединения усилий.

Каждая потребность из вышеперечисленных может быть удовлетворена человеком и без семьи, но только семья позволяет объединить все функции. Если семья - правильная, она дает комплексное и надежное обеспечение всех потребностей человека.

Таким образом, для того, чтобы создать счастливую семью, необходимо понять, какие функции вы реализуете самостоятельно настолько избыточно что готовы легко делиться результатами с близкими. Разобраться и с тем, что вам нужно от семьи, какие из вышеперечисленных функций вы самостоятельно реализовать не можете. Это и будет тем важным, что вы будете получать от своих родственников. Совокупность этих двух компонентов и определяет выбор соответствующего спутника жизни и формирует семью.

Описанные выше функции — это не исчерпывающее описание того, что происходит в семье, а обобщение опыта психологических консультаций и может случится, так что нужное лично Вам тут не описано. Задайте вопрос психологу онлайн через форму обратной связи. Но если вы не уверенны в выборе супруга лучше ещё раз подумать или обратиться за помощью, записаться на консультацию психолога.

Основные функции семьи

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные функции семьи
Рубрика (тематическая категория) Образование

Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе.

Функции семьи.

Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Понятие брака. Классификации браков.

1. Понятие брака. Классификации браков. Брак исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

До возникновения института брака существовал промискуитет отсутствие четких запретов на сексуальные связи, ᴛ.ᴇ. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков основаны на древнегреческом слове ʼʼgamosʼʼ, что в переводе означает брак.

По количеству брачных партнеров выделяют:

1. Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамию – один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола.

Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (от древнегреческого ʼʼandrosʼʼ, ᴛ.ᴇ. мужчина) – когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами;

б) полигиния (от древнегреческого ʼʼgyneʼʼ, ᴛ.ᴇ. женщина) – когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами.

3. Моногамию – или парный брак (один мужчина и одна женщина).

По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают:

1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе.

2. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам.

По юридическому закреплению:

1. Законный брак (ᴛ.ᴇ. зарегистрированный).

2. Свободный брак (или незарегистрированный брак).

По форме регистрации браки бывают:

1. Гражданские (ᴛ.ᴇ. зарегистрированные в РАГСах).

2. Церковные .

2. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединœение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

2. Общее проживание.

3. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и всœе статистические классификации состава семей строятся исходя из добавления к "ядру" детей, родственников, родителœей мужа и жены.

Типы семей:

Учитывая зависимость отструктуры родственных связей семья должна быть:

1. Нуклеарная (простая) – состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

2. Расширенная – состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников (три и больше поколений).

3. Неполная – в которой отсутствует один из родителœей. Отсутствие одного из родителœей должна быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек должна быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителœей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всœей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителœей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи – те семьи, в которых "мало детей" с демографической точки зрения (для воспроизводства населœения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределœения власти различают:

1. патриархальные семьи, где отец является "главой семейного государства".

2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

3. эгалитарные семьи или партнерские - ϶ᴛᴏ такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределœение власти между отцом и матерью.

Учитывая зависимость отвозраста супругов различают:

1. Молодежную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

3. Пожилую супружескую пару . Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, крайне важно сть заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По месту проживания супругов семьи бывают:

1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа.

2. Матрилокальные – супруги живут с родителями жены.

3. Неолокальные – супруги живут отдельно от родителœей в собственном доме.

4. Унилокальные – супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителœей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

2. Дистантные семьи – юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украинœе. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены долгое время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

3. Функции семьи. В определœении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целœей, к удовлетворению личных нужд. По этой причине функции семьи можно анализировать с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд.

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1.Репродуктивная Биологическое воспроизводство населœения Удовлетворение потребности в детях
2.Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержка культурного воспроизводства общества. Удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйственно- бытовая Поддержка физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу
4.Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т.п.)
5.Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизни Формирование и поддержка правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
6.Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержка дружеских отношений в браке и в семье
7.Социально- статусная Предоставление определœенного социального статуса членам семьи, воспроизведение социальной структуры Удовлетворение нужд в социальном продвижении
8.Досуговая Организация рационального досуга. Удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов.
9.Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение нужд в счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

4. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной. Данный переход влечет за собой следующие изменения:

· развитие двух жизненных центров – работы и дома;

· рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

· снижение престижа и влияния религии;

· сексуальную революцию;

· демократизацию брачно-семейного законодательства;

· изобретение надежных средств контрацепции.

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи , индустриальному и постиндустриальному – современная .

Основные функции семьи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные функции семьи" 2017, 2018.

Понятие семьи остается неизменным на протяжении многих лет. Ведь это первичная ячейка общества и место, где из малыша вырастает полноценная личность. Главная функция семьи - это подготовка ребенка к жизни в социуме. При этом он должен самостоятельно научиться преодолевать все трудности и быть готовым к любым жизненным реалиям, а они, как известно, бывают достаточно суровы.

Понятие семьи в современном обществе

Семья - это первичная ячейка общества, которая имеет право на развитие и функционирование по собственным законам. Она очень сильно зависит от социума, подчиняется политическим и экономическим программам, которые проводит государство, а также подвержена влиянию религии и принятым этическим нормам. В то же время, семья является независимой малой группой и обладает не только самостоятельностью, но в некотором смысле неприкосновенностью. Ядром семьи является брак. Супружеская пара самостоятельно определяет вектор развития ведь многое зависит от мотивов и целей людей, которые решили скрепить свои отношения официальным союзом. Однако, существует множество людей, которые не только ведут совместное хозяйство, но и имеют общих детей, при этом их отношения официально не зарегистрированы. Таким образом, современная семья - это не просто юридическая формальность, это общность людей, объединенных родительскими и родственными узами. Первоочередная задача семьи - выполнение определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность общества и внедряют в социум новые адаптированные единицы. Считается, что главные функции семьи в обществе - это репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная и рекреационная. Остальные не являются основополагающими, но от этого они не становятся менее важными. А теперь, остановимся на каждой подробнее.

Репродуктивная функция: воспроизведение себе подобных

Воспроизведение себе подобных - это главная цель любой ячейки общества. Если рассматривать 4 главные функции семьи, то репродуктивная будет самой важной и значительной. Если люди прекратят размножаться, то населению грозит старение, а в последующем и вымирание. Чтобы поддерживать необходимое количество людей, каждая семья должна воспитать и вырастить хотя-бы два ребенка, а для роста популяции необходимо иметь как минимум трех. К сожалению, в современном мире семьи испытывают на себе влияние экономических и политических проблем, а это не сильно мотивирует на рождение потомства. Недостаток средств, невозможность удовлетворить свои естественные потребности - все это заставляет людей отказываться от идеи вступить в брак и завести детей. Даже бесконтрольная рождаемость в странах третьего мира не спасает ситуацию, ведь нищета, голод и прочие трудности не позволяют вырастить полноценных членов общества, да и многие дети умирают еще в младшем возрасте из-за низкого уровня медицины и жизни в целом. Однако и в развитых странах рождаемость не растет высокими темпами, менталитет людей очень сильно изменился и пары не спешат с рождением детей. Молодежь хочет получать образование, строить карьеру и просто наслаждаться свободной жизнью без обязательств и семейной рутины. Естественно, все это не лучшим образом сказывается на демографической ситуации в мире.

Воспитание - главный инструмент формирования личности

Воспитание - это незаменимый кирпичик в "фундаменте" личности любого человека. Если говорить кратко, главная функция семьи - это именно привитие ребенку определенного арсенала качеств. Ведь этот процесс нельзя ничем заменить, обратить вспять или наверстать упущенное в старшем возрасте. Минусом является то, что в современном мире постепенно угасает. Дети все чаще предоставлены сами себе или влиянию внешних факторов. Это связано с равноправием мужчин и женщин. Мать больше не может в полной мере выполнять свое целевое предназначение - рождение и воспитание детей, так как она зарабатывает деньги и везет хозяйство наравне с мужчиной. Дети от этого очень страдают, ведь они не получают должного родительского внимания и восполняют образовавшийся дефицит другими видами общения, причем не всегда безопасными и полезными для их психики. Однако, не будем забывать о том, что именно в семье ребенок познает способы общения и межличностного взаимодействия, а потому эта функция все также важна и актуальна.

Основы жизнедеятельности: хозяйственно-бытовая функция семьи

Главной функцией социального института семьи является подготовка полноправного члена общества к самостоятельной жизни. Это предполагает, что человек должен обладать определенными навыками самоорганизации и самообслуживания. А где этому научиться как не в семье? Еще с самого раннего возраста мы постепенно приучаем ребенка к самостоятельности: сначала он осваивает умение есть без посторонней помощи, позже учится пользоваться туалетом, затем постепенно приобщается к ритму жизни семьи. Вовлечение детей в повседневные заботы происходит за счет распределения обязанностей между членами семьи. Так малыши начинают понимать, что жизнь - это череда вечно повторяющихся событий и действий, которые человек вынужден выполнять изо дня на день. Если семья в полной мере реализует эту немаловажную функцию, то ребенок научится содержать себя и свое жилище чистоте, будет правильно подбирать одежду и обувь, сможет приготовить еду и захочет работать для улучшения своих жилищных условий.

первое знакомство с деньгами

Продолжаем рассматривать главные функции семьи и их характеристики. Некоторые социологи объединяют хозяйственно-бытовую и экономическую функции, но большинство ученых считает, что эти два понятия стоит рассматривать отдельно, особенно в условиях современного мира. К сожалению, деньги полностью поработили мир. Все настолько серьезно, что даже стабильность и нормальный климат в семье определяются уровнем ее дохода. Дети начинают понимать ценность денег очень рано и быстро приобщаются к финансовым вопросам. Задачи родителей - познакомить ребенка методами и способами зарабатывания денег, а также научить вести бюджет и контролировать свои личные финансовые потоки. Нужно прививать детям бережное отношение к деньгам, но не возводить это в культ. Ведь мы живем в эпоху потребления и алчность многих людей просто не знает границ.

Семья - это место в которое хочется возвращаться снова и снова

Еще одна главная функция семьи в воспитании полноценной и развитой личности - рекреационная или восстановительная. Характер отношений с близкими людьми очень сильно влияет на общий эмоциональный фон и даже, уверенность в себе и своих силах. Если климат в семье напряженный, то человек испытывает дискомфорт и чувство тревоги. У него пропадает желание возвращаться домой, так как он опасается очередных разборок и скандалов на пустом месте. По мнению американских ученых, благоприятная обстановка в семье может существенно изменить жизнь человека в лучшую сторону. Заручившись поддержкой родных, можно добиться успеха в карьере или учебе, а также с легкостью переносить все тяжбы судьбы. Именно поэтому, каждый несет ответственность за психологическое состояние и уровень жизненных сил своих родных.

Развитие навыков общения и коммуникации

Одной из главных общественных функций семьи является развитие коммуникативных навыков. Не секрет, что первыми собеседниками малыша становятся родители, именно они учат его говорить и понимать других людей. Общение - важный элемент социального взаимодействия. Если личность в полной мере не освоила этот навык, то ей будет довольно сложно адаптироваться в обществе. Считается, что чем больше семья, тем быстрее ребенок учится говорить, и тем проще ему в дальнейшем общаться со сверстниками. Круг общения очень сильно сказывается на коммуникативных навыках детей, многие из них перенимают разговорный стиль родителей и активно используют его в повседневной жизни. Важно понимать, что на семье лежит большая ответственность, ведь ребенок войдет во взрослую жизнь только с тем багажом знаний и навыков, который обеспечат ему родители.

Основы формирования сексуальности будущей личности

Не менее значимая, а порой и главная функция семьи в воспитании будущего члена общества заключается в формировании его сексуальных взглядов. Вы удивитесь, но характерные черты этой стороны личности закладываются в самом неосознанном возрасте, когда ребенок еще очень далек от понимания таких вещей. Об этом подробно говорится в трудах великого Фрейда, а формированию сексуальности в детском возрасте он посвятил немало книг. Но родителям не стоит на этом зацикливаться, главное не травмировать психику ребенка разговорами о том, к чему он еще морально не готов. Информация должна выдаваться своевременно и очень дозировано. Кроме того, постарайтесь оградить чадо от Интернета, ведь на его просторах много непотребного контента, который способен исказить представления неокрепшей личности о приемлемых нормах сексуальности.

Семья - как способ удовлетворения духовных и эмоциональных потребностей

Исследования психологов и социологов свидетельствуют о том, что люди лишенные тепла, ласки и заботы в детском возрасте, чаще других подвержены различным соматическим заболеваниям, психическим отклонениям и, вообще, пребывают в нестабильном психологическом состоянии. Любовь близких - это необходимый элемент существования человека, залог его оптимистичного настроя и гармоничного психоэмоционального развития. Потребность в общении с близкими особенно возрастает в период трудностей, когда человек вынужден справляться с негативным влиянием социума и окружающей среды. На тот момент главная функция семьи заключается в своевременной поддержке и помощи. Ведь пострадавший все воспринимает в серых красках, весь мир ему кажется враждебным, и только родные и близкие люди могут стать настоящей опорой и помочь преодолеть все трудности сообща.

Поэтапная социализация: сначала семья - потом общество

Не стоит забывать о том,что главная функция семьи как социального института - внедрение полноценных личностей в общество. А значит, каждый ребенок должен пройти нелегкий путь социализации еще в самом начале своего жизненного пути. Именно в семье дети приобщаются к культуре, науке, хобби и увлечениям, формируют индивидуальный эстетический вкус, встают на путь спорта и здоровья, или, напротив, деградируют еще с малого возраста. Образ жизни родителей и ближайшего окружения очень сильно влияет на вектор развития личности ребенка, ведь еще в детстве он определяется со своими жизненными приоритетами и будущей профессией.

К чему приводит нарушение функций семьи

К сожалению, не каждая ячейка общества может в полной мере осуществить свои главные функции. Семьи подвергаются воздействию огромного количества внешних факторов, и зачастую просто не способны исполнить свою первоочередную задачу. Это может зависеть от политического устройства страны, религиозных убеждений, а также элементарной безграмотности и неопытности членов семьи. Некоторые воспитательные моменты могут быть упущены или грубо нарушены, а это негативно сказывается на общем развитии будущей личности.

Типы семейных отношений, определяющих ее функциональность

Характер семейных отношений во многом определяет специфику главных функции семьи. Формы и типы межличностного взаимодействия между супругами будут либо негативно, либо благоприятно сказываться на развитии ребенка. Рассмотрим шкалу семейных отношений:

  • Доминирование. Полное игнорирование потребностей других членов семьи и открытое использование методов давления и манипуляций (от навязывания своих интересов до насилия).
  • Манипуляция. Попытки достичь желаемого всеми доступными способами, но под прикрытием "добрых" мотивов.
  • Соперничество. Постоянная конфронтация супругов и попытки "перетянуть одеяло на себя".
  • Партнерство. Члены семь приходят к соглашению и ведут дружественную политику до тех пор, пока не будут задеты чьи-то интересы.
  • Содружество. Семейные отношения строятся на понимании, доверии и любви.

Чем благоприятнее обстановка, тем больше вероятности того, что главные функции семи будут реализованы в полной мере. Но не стоит забывать о том, что каждая ячейка общества имеет право на собственную политику воспитания потомства.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Эта функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно - бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально - эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх